Риски и их характеристика в сфере аренды спортивных автомобилей
Соловьева М.В.1, Литвинов А.Н.1, Алеева Г.И.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 4 (Апрель 2022)
Цитировать:
Соловьева М.В., Литвинов А.Н., Алеева Г.И. Риски и их характеристика в сфере аренды спортивных автомобилей // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 4. – С. 1359-1374. – doi: 10.18334/ce.16.4.114556.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48447160
Аннотация:
Любым компаниям присущи риски. Более того, чем более высокодоходна сфера деятельности, тем более высоки риски в ней. Объектом исследования в настоящей статье является компания «RaceX», осуществляющая деятельности в сфере аренды спортивных автомобилей. Авторами рассмотрены теоретические основы управления рисками, проведен анализ компании и рисков, с которыми она сталкивается, а также разработаны по снижению рисков и рекомендации по совершенствованию уже существующих мероприятий по снижению рисков. Выявлено, что бизнес по аренде автомобилей является высокорисковым. Риски связаны с эксплуатацией, невыполнением запланированного объема продаж, передачей имущества посторонним лицам. В целях минимизации риска предлагается совершенствование бизнес-процессов и разработка очень строгого внутреннего регламента и системы чек-листов для каждого бизнес-процесса; рекомендуется внедрить систему чек-листов и дополнительных проверок; предложено повышать интерес к заездам в условиях непогоды. В статье проводится анализ и разрабатываются рекомендации, имеющие практическую направленность для организаций, функционирующих в сфере аренды спортивных автомобилей, а также для предпринимателей, планирующих деятельность в данном направлении.
Ключевые слова: аренда спортивных автомобилей, риски, характеристика рисков, управление рисками
JEL-классификация: Z21, Z29, D81, R49
Введение
Деятельность любой компании всегда сопряжена с разного рода рисками. Боле того, рыночные операции с высоким риском приносят обычно наибольшую прибыль. В экономической теории пока не устоялось единого определения категории «риск», и в некоторых случаях определения понятия «риск» могут иметь и принципиальные различия, проявляющиеся в особенностях и характеристиках сущности риска [10, с.12-17].
На данный момент существуют две концепции риск-менеджмента: традиционная и корпоративная. Их использование направленно на снижение вероятности неблагоприятного результата. Традиционная концепция подразумевает под собой фрагментарный характер управления рисками, эпизодический риск-менеджмент; корпоративная концепция предполагает интегрированный подход к управлению и непрерывный риск-менеджмент. Корпоративная концепция белее перспективна, но при этом является более сложной и затратной. Чтобы выбрать модель управления рисками, следует учесть состояние компании и этап ее жизненного цикла, сложная система на некоторых этапах может быть не эффективна [5, с. 20-24].
Целью написания статьи является актуализация проблемы управления рисками. В исследовании авторы ставят перед собой задачу ответить на вопрос, в чем именно специфика рисков с сфере аренды спортивных автомобилей. Ответ на этот вопрос требует теоретического обобщения проблемы. Авторами предлагается ряд рекомендаций, направленных на минимизацию риски, определяются пути образом управления. Согласно авторской гипотезе, выявленные риски и разработанные направления управления ими могут быть применены в организациях, начинающих свою деятельность в сфере аренды спортивных автомобилей. Помимо этого, предполагается использование материалов уже функционирующими в данной сфере организациями. Научная новизна состоит в том, что авторами предпринимается попытка решения проблемы минимизации рисков в сфере аренды спортивных автомобилей, основанием для оценки служат данные компании «RaceX».
Материалы и методы
Как уже было сказано выше, риски присущи компаниям в любых видах деятельности. Для того чтобы был сформирован объективный взгляд на деятельность организации, текущую и планируемую с учетом всех возможных событий, для предвидения рисков, принятия решения, для своевременного реагирования и воздействия на риски, компаниям необходимо рисками управлять [6, с. 115-118].
Управление рисками включает в себя несколько ключевых циклически повторяющихся процедур, реализуемых в зависимости от этапов развития рисковой ситуации (рис. 1): обнаружение риска по поступающим сигналам о его возможном наступлении; анализ вероятности реализации риска, выявление максимально возможных негативных последствий; реализация мероприятий по управлению рисками; оценка результатов, которые достигли и осуществление постоянного контроля за рисками.
Рисунок. 1 Схема управление рисками
Источник: составлено автором
Управление рисками может допускать возможность одновременного использовать несколько методов и инструментов риск-управления [8, с. 51-59].
Для любой организации важно, чтобы активы были защищены, а все действия компании были четко расписаны во внутренних процессах, которые в свою очередь нейтрализуют максимальное количество рисков; для необходимо использовать базу риск-менеджмента. Риск-менеджмент является частью корпоративного управления, применяется ко всем видам деятельности, реализуется на стратегическом, операционном, программном или проектном уровнях и является неотъемлемой частью процессов управления и принятия решений; должен быть встроен в структуру, деятельность и процессы организации (рис. 2) [12, с. 37-49].
Рисунок 2. Процесс риск-менеджмента
Источник: составлено автором
Организации следует оценивать риск по определенным критериям. Оценка риска – процесс выявления, анализа и оценивания риска; должна проводиться систематически, опираясь на знания и мнения заинтересованных сторон. Для оценки следует использовать актуальную доступную информацию и дополнять ее дополнительными исследованиями, если в этом есть необходимость [13, с. 89-94].
Оценивание риска – содействие принятию решений, которые включает в себя сравнение результатов анализа при установленных критериях для того, чтобы определить необходимость в дополнительных действиях. Воздействие на риск – это выбор и применение вариантов реагирования на риск.
Выбор вариантов воздействий на риск организация должна учесть ценности, восприятие, потенциальное вовлечение заинтересованных сторон и подходящие способы для обмена информацией и консультирования.
С точки зрения некоторых заинтересованных сторон, некоторые варианты воздействий на риски могут быть наиболее приемлемы, в отличие от других, которые являются такими же эффективными.
Результаты и их обсуждение
С точки зрения практики рассмотрим особенности управления рисками рассмотрим бизнес по аренде спортивных автомобилей, являющийся высокорисковым. В качестве основных средств компаний используются дорогие спортивные автомобили, эксплуатируются с высокой степенью интенсивности, чаще других подвержены риску порчи или полной утраты, риску причинения вреда здоровью клиентам и сотрудникам, риску невыполнения планируемого объема продаж в следствие плохих погодных условий. Многие риски связаны с передачей имущества компании посторонним лицам (арендаторам), которые могут угнать, разбить или какими-либо другими способами испортить автомобиль, создав огромный убыток для компании. Одним из самых распространенных рисков также является оформление страхового полиса, ставки ввиду специфики выше привычной ОСАГО, стоимость может доходить до 10% от цены автомобиля.
За основу концепции по созданию бизнеса по предоставлению услуг автомобильной аренды взяты следующие фундаментальные социальные и экономические факторы:
– в России недооценен рынок аренды авто, если сравнивать с рынком Европы, то как минимум в несколько десятков раз; рост рынка аренды авто имеет большие перспективы;
– в России видна четкая тенденция роста интереса граждан страны и туристов к автомобильным путешествиям по стране, свою очередь эта тенденция повлекла за собой рост рынка аренды спецтранспорта;
– информационные технологии позволяют выйти на рынок абсолютно новым форматам услуг предоставления автомобильной аренды- таких, как каршеринг.
Для правильного подхода к вопросу страхования автомобиля и юридическому оформлению, необходимо юридически правильно составленный договор – это залог безопасности при работе с клиентами.
В договоре аренды должны быть детально разобраны такие моменты как норма суточного пробега во время аренды и штрафные санкции за ее превышение; запрет или разрешение передачи управления третьим лицам; географический район, в границах которого арендатор может использовать автомобиль; фиксация существующих дефектов машины при передаче и порядок возмещения ущерба в случае новых повреждений; уровень топлива в баке при возврате; сроки, условия и стоимость проката.
Следует придерживаться простых правил оформления: поднять прокатную историю клиента перед подписанием договора аренды; назначать залог за автомобиль; не подписывать акт приема автомобиля, до момента оценки его состояния.
Уметь верно оценивать риски – это основа коммерческого успеха. Но в случае с арендой автомобилей труднее предсказать следующее «падение», поэтому нужно постоянно во всем страховаться. Для этого необходимо:
– настроить систему платежей так, чтобы оплата производилась не реже, чем раз в три дня; любая задержка может позволить выявить неблагонадежного клиента быстро и свести к минимуму упущенные прибыли и потенциальный риск;
– самая популярная афера, к которой прибегают арендаторы для того, чтобы сэкономить – это «скручивание» пробега на автомобиле;
–регулярное проведение техосмотров.
Далее проведем исследование практики управления рисками компании, функционирующей в сфере аренды спортивных автомобилей «RaceX»- небольшом, но развивающемся сегменте рынка с 2018 года.
Рынок предоставления в аренду автомобилей на гоночных трассах можно описать как растущий и не имеющий барьеров для входа. При этом количество игроков увеличивается с каждым годом, но пока нельзя назвать чрезмерным. Ежегодный рост рынка около 20%. Это напрямую связано с растущим интересом к автоспорту и развитием соответствующей культуры в нашей стране. Ценовая политика участников рынка довольно осторожная, существенные изменения цен сразу отражаются на продажах.
Свою деятельность компания осуществляет как ИП, зарегистрированное на одного из создателей. Логичным выбором стала форма ИП и упрощенная система налогообложения.
Перечень услуг, которые предоставляет компания «RaceX»: заезды на спортивных автомобилях на гоночных трассах с интегрированным обучением; гоночная школа и подготовка пилотов гоночных серий; организация трек-дней и проведение мероприятий; гоночное такси с профессиональным пилотом за рулем; тренерская поддержка действующих спортсменов на соревнованиях; организация и проведение автомобильных тест-драйвов; проведение шинных тестов; обучение дрифту; контраварийная подготовка для водителей любого уровня; экстремальное вождение; подготовка к выезду на гоночную трассу; зимние программы на спортивном шипе; экспертное участие в видеосъёмке автомобильных передач.
Миссия компании – стать проводником в мир автоспорта для всех желающих попробовать себя в роли гонщика. Способствовать популяризации автоспорта и культуры трек-дней в России.
Одной из основных целей компании является наращивание объемов продаж, а также масштабирование бизнеса за счет организации филиалов компании в других городах России и выходом на другие рынки.
Долгосрочные цели- увеличение объема предоставляемых услуг на территории России в 5 раз; минимизация влияния сезонности на предоставление услуг компании; открытие филиалов в городах России (Санкт-Петербург, Казань, Сочи); выход на перспективные рынки: Китай, ОАЭ, страны ЮВА.
Для анализа внешней среды используется PEST анализ (Табл. 1).
Таблица 1. PEST- анализ, анализ внешней среды компании «RaceX»
Политические
1. Классификация видов услуг компании и законодательство, регулирующее данные типы услуг, не подвергается изменению 2. Жесткое государственное регулирование деятельности или конкуренции отрасли отсутствует |
Экономические
1. Довольно высокие ставки на кредиты и лизинг усложняют процесс пополнения и обновления парка компании 2. Относительно стабильный уровень покупательской способности |
Социокультурные
1. Постепенно растет интерес к автоспорту и развивается соответствующая культура 2. Хорошим тоном для активной части населения стало изучение и проба большого количества разнообразных активностей и хобби |
Технологические
1. Уровень технической грамотности, а также желаемого уровня технологического сервиса растет 2. Внедрение новых технологий в бизнес-процессы |
В ходе исследования, были выявлены сильные и слабые стороны компании «RaceX».
К сильным сторонам можно отнести следующие: команду профессионалов-энтузиастов; сильный технический департамент; уникальный методики обучения. Слабые стороны- отсутствие собственного капитала; недостаточно развитый маркетинг.
По разным видам услуг компания попадает в различные сегменты рынка и конкурирует со следующими группами конкурентов:
1. Аренда спорткаров на треке. Компании конкуренты: «RaceOnePro», «RedStars», «RaceCar»s, «Mirrent», «Sochi Autodrome» (гоночное такси);
2. Проведение тест-драйвов и мероприятий: «Русский драйв», «Drive Experts», «Vasin Driving School».
Был составлен портрет клиента, с распределением выбранных характеристик (табл. 2). Компания имеет несколько групп клиентов, согласно различным услугам и продуктам компании.
Таблица 2. Портрет клиента компании «RaceX»
|
Студенты программ повышения водительского мастерства
|
Клиенты по аренде спорткаров на гоночных трассах
|
Покупатели подарочных сертификатов
|
Пол
|
Муж. 70%
|
Муж. 90%
|
Жен. 80%
|
Преобладающая возрастная группа, лет
|
25-34, 18-24
|
25-34, 35-44
|
25-34
|
Примерный доход, тыс. руб.
|
80-120
|
120-200
|
80-120
|
Наличие прав
|
Не имеет значение
|
Категория B
|
Не имеет значение
|
Место жительства
|
Москва и Подмосковье
|
Не имеет значение
|
Не имеет значение
|
За время существования компании автомобили парка проехали 1400 заездов.
Можно наблюдать положительный тренд увеличения новых клиентов каждый год. Общее количество новых клиентов за 3 года – 730.
Далее рассмотрим стоимость части внеоборотных активов компании «RaceX».
Таблица 2. Стоимость части внеоборотных активов компании «RaceX»
|
Стоимость автомобиля, рублей
|
Стоимость аренды автомобиля за один заезд (15мин),
рублей
|
Mercedes AMG GT R
|
14000000
|
30000
|
Porsche 911 Carrera S
|
8000000
|
19000
|
BMW M2
|
3500000
|
17000
|
Porsche Cayman S
|
2500000
|
15000
|
BMW M3 Racing
|
2300000
|
25000
|
Mitjet 2L
|
3000000
|
30000
|
Mitsubishi Lancer EVO
|
1000000
|
13000
|
Subaru BRZ
|
1000000
|
10000
|
Общая стоимость
|
35300000
|
Парк компании «RaceX» состоит из 10 автомобилей. Стоимость аренды спортивного автомобиля за один заезд по гоночному треку указана в табл. 3.
Нами были рассмотрены финансовые показатели компании «RaceX». В качестве периода для анализа выбран один год, но нужно понимать, что активная фаза работы компании – это летний сезон, который составляет 7 месяцев – с апреля по октябрь.
Периодов для сравнения было выбрано 3, с 2019 по 2021 год включительно.
Показатели для последующего анализа приведены в табл. 4.
Таблица 4. Финансовые показатели компании «RaceX»
Год
|
Выручка,руб.
|
Себестоить, руб
|
Коммерч. и
управлен. расходы, руб. |
Затратоотд.,%
|
Прибыль, руб.
|
Рентабельность, %
|
2019 год
|
9580000
|
3120000
|
2650000
|
66,03
|
3810000
|
39,77
|
2020 год
|
12720000
|
4250000
|
3380000
|
66,71
|
5090000
|
40,02
|
2021 год
|
21920000
|
8970000
|
5250000
|
54,15
|
7700000
|
35,13
|
Компания «RaceX» находится в состоянии стремительного роста, каждый год увеличивая объемы выручки. В связи с этим показатели рентабельности и затратоотдачи пока что меняют свои значения в большом коридоре. Вероятно, при снижении темпов роста интересующие нас параметры будут меньше подвержены изменениям.
Для того чтобы грамотно управлять всеми возможными рисками в компании, необходимо как можно точно и своевременно обнаружить их. В компании «RaceX» не создана система риск-менеджмента, однако риски поддаются контролю. От внутренней организации в компании напрямую зависит появление риска в той или иной ситуации из-за этого очень сложно придумать универсальный алгоритм для того, чтобы качественно проанализировать возможности возникновения риска. И для определения того, каким образом в последствие будет произведен контроль и снижение рисков, а какие риски заслуживают большего внимания, необходимо сделать ранжирование.
Основные вероятностные риски компании «RaceX», которые заслуживают внимания:
-Ущерб основным средствам компании
-Риски лизинга при банковском финансировании
Разберем последствия данных рисков и необходимые мероприятия для их снижения:
1) Риск порчи основных средств компании:
а) ввиду технической неисправности;
Может выявиться критическая неисправность во время заезда-попадание в ДТП, вследствие отказа тормозов. Автомобиль выбывает из парка на время ремонта, могут быть выявлены поломки до заезда, и необходимость запрета дальнейшей эксплуатации, хотя данный риск возможно практически полностью исключить благодаря своевременному и регламентированному осмотру автомобиля.
б) ввиду человеческого фактора, например, причинение вреда клиентом основным средствам компании, попадание в ДТП на гоночной трассе.
В случае попадания в ДТП расходы связанные с ремонтом авто возмещает клиент, так как трек не является дорогой общественного пользования ОСАГО и КАСКО не действуют. Компания, в тоже время, несет убытки, связанные с упущенной выгодой, в следствие отсутствия автомобиля в парке.
Полностью убрать риски ДТП в момент предоставления услуги невозможно, однако с помощью комплексного подхода решения вопросов безопасности заезда, компания сводит эти риски к минимуму:
– Формальные меры- клиент подписывает документ, в котором принимает ответственность за управления автомобилем во время заезда;
– Активные меры- инструктор обязательно находится в автомобиле и следит за безопасностью заезда и адекватностью клиента;
– Пассивные меры- используются только трассы с хорошей инфраструктурой, в том числе с широкими зонами безопасности (в случае ошибки, клиент может использовать их для торможения).
Практически все перечисленные риски значительно снижаются за счет высокой квалификации инструктора.
2) Риски лизинга при банковском финансировании.
Все автомобили парка до 2021 года были приобретены из собственных средств компании «RaceX». В 2021 году в связи с планируемым увеличением темпов развития, было принято решение приобрести самый дорогой автомобиль парка в лизинг.
С целью минимизации риска недооценки эффективности проекта необходимо соблюдать следующие условия банковского финансирования лизинговой сделки:
– достаточное и надежное обеспечение реализации проекта;
– удовлетворительное финансовое состояние арендополучателя;
– финансово-экономическая состоятельность проекта;
– допустимость общего уровня рискованности проекта.
Оценка эффективности лизингового проекта включает три направления:
– проведение оценки финансового состояния арендополучателя;
– оценку экономической эффективности;
– оценку риска проекта.
Экспертная оценка проекта предлагает детальный подход к изучению финансовых документов. Проверяются: финансовая отчетность в полном объеме; балансовая стоимость основных средств; долгосрочные финансовые вложения; запасы; дебиторская задолженность; заемные средства; кредиторская задолженность.
Затем специалисты компании изучают представленный бизнес-план, технико-экономическое обоснование для оценки экономической эффективности проекта, которая проводится как простым методом дисконтирования.
Выводы
Таким образом, нами был проведен анализ рисков компании, занимающейся арендой спортивных автомобилей. Далее необходимо разработать рекомендации по совершенствованию по совершенствованию уже существующих подходов к управлению рисками- для того, чтобы управление рисками осуществлялось более системно.
Компания хорошо использует высокий уровень подготовки человеческих ресурсов, которые участвуют в инструкторской деятельности, но, к сожалению, ошибки ввиду человеческого фактора неизбежны при любом уровне подготовки.
В связи с этим логичным является совершенствование бизнес-процессов и разработка очень строгого внутреннего регламента и системы чек-листов для каждого бизнес-процесса, связанного с данным риском. Рассматривается снижение риска порчи основных средств ввиду человеческого фактора (касательно того, когда за рулем находится клиент).
Для минимизации риска порчи ввиду технической неисправности рекомендуется внедрить систему чек-листов и дополнительных проверок (кросс-чеков, как в авиации) сотрудниками, заинтересованными лично в успешном проведении заезда – в данном случае инструкторами.
Риск, связанный с погодными условиями, нельзя свести к минимуму, однако было отмечено, что компания проводит специальные мероприятия по привлечению клиентов в дни, которые считаются менее привлекательными из-за погодных условий. Путем изменения настроек автомобилей можно подготовить их для различных погодных условий, например сделать намного более пригодными для эксплуатации в дождь. Соответственно за счет улучшения бизнес-процессов и добавление погодного фактора в систему критериев подготовки автомобилей можно повышать интерес к заездам в условиях дождя, а для этого заранее готовить автомобили, либо разделять парк на автомобили готовые для сухих условий и для дождя.
Таким образом, необходимо согласовывать все стратегии управления рисками не только с видом риска, но и с текущим состоянием компании, с учетом стратегии ее развития. Хороший анализ и обоснованно принятая стратегия управления рисками – это залог обеспечения устойчивого развития компании и успешной реализации принятой стратегии, а также создания и увеличения конкурентных преимуществ компании, и достижению запланированных стратегических показателей компании. Оперативное управление рисками позволяет обнаружить, снизить их уровень до минимума или устранить.
Источники:
2. Автомобиль и общество. / учебное пособие / Н.И. Мищенко [и др.]. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 331 c.
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. / монография. - Москва : Прогресс-Традиция, 2000. – 384 c.
4. Ганина С.А., Глинкина О.В., Зеленина Т.Р., Соловьева М.В., Толпин М.К. Развитие конкурентной стратегии и обоснование проекта ее реализации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2021. – № 1 (47). – c. 23-33.
5. Герасименко Н.С., Любимов А.А. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков. / учебно-методическое пособие. - Саратов : Вузовское образование, 2020. – 48 c.
6. Глинкина О.В., Соловьева М.В. Эффективные модели бизнеса // Актуальные вопросы развития экономики: Материалы международной научно-практической конференции к 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. 2018. – c. 115-118.
7. Гридин А.Д. Профессиональные риски производства и здоровье работающих. / монография. - Москва : Научный консультант, 2020. – 200 c.
8. Захарова Н.А. Страхование и риски на автомобильном транспорте. / учебное пособие. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 231 c.
9. Каран Гиротра, Нетесин С. Оптимальная бизнес-модель: четыре инструмента управления рисками. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 216 c.
10. Майфат А.В. Инвестирование: способы, риски, субъекты. / монография. - Москва : Статут, 2020. – 176 c.
11. Никонов В. Управление рисками: Как больше зарабатывать и меньше терять. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 288 c.
12. Романова А.Т., Смолякова Е.В. Управление рисками в международных транспортных системах. / учебное пособие. - Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2019. – 133 c.
13. Фливбьорг Бент, Брузелиус Нильс, Ротенгаттер Вернер Мегапроекты и риски: Анатомия амбиций. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 288 c.
14. Фишхофф Б., Кадвани Д. Риск: очень краткое введение. - Москва : Дело, 2022. – 240 c.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:06:33