Перспективные направления объективизации уровней профессиональных рисков как фактор мотивационных воздействий на работодателя

Ильин С.М.1, Самарская Н.А.1, Симанович С.В.1, Сергеева С.С.1
1 УрМФ ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда
Том 8, Номер 10 (Октябрь 2021)

Цитировать:
Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В., Сергеева С.С. Перспективные направления объективизации уровней профессиональных рисков как фактор мотивационных воздействий на работодателя // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 10. – doi: 10.18334/et.8.10.113574.

Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные проблемы отечественной системы присвоения класса профессионального риска промышленным предприятиям (производствам) в целях страхования жизни и здоровья работников. На основе производственной практики, анализа нормативной базы и с использованием потенциала процедуры специальной оценки условий труда (далее СОУТ) предлагаются пути оптимизации и объективизации механизмов оценки уровня профессионального риска и начисления страховых взносов. Цель исследования заключается в повышении объективности системы оценки уровня профессионального риска за счет совершенствования существующей нормативной базы и использования результатов СОУТ. Объект исследования: существующая правовая и нормативная база оценки профессионального риска. Предмет исследования: социальное страхование жизни и здоровья работника. Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение, синтез. Представленные в работе выводы и предложения могут быть использованы для совершенствования подходов и механизмов разработки индивидуальных тарифных коэффициентов в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как инструмента мотивации работодателя для улучшений условий труда работников, для повышения эффективности системы управления охраной труда конкретного предприятия.

Ключевые слова: профессиональный риск, класс риска, общероссийский классификатор видов экономической деятельности, социальное страхование, специальная оценка условий труда

JEL-классификация: J28, J81, J83



Введение

Труд - это «процесс…, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» [1]. Таким образом, человек, имея своей целью преобразование, освоение природных и социальных сил для своих исторически сложившихся потребностей, в процессе деятельности взаимодействует с различными объектами окружающего мира. Безусловно, такая деятельность сопряжена с вероятностью не­бла­го­при­ят­но­го или не­ожи­дан­но­го ре­зуль­та­та этой деятельности или раз­ви­тия со­бы­тий, то есть с риском [2], причем как для здоровья, так и для жизни, в зависимости от вида, специфики и условий труда.

В соответствии с Конституцией и Трудовым кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ) в целях минимизации рисков для трудящихся граждан существует система охраны труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

В социально-экономическое поле системы охраны труда входят мероприятия по финансовой защите работника на производстве. Среди этих мероприятий первой и самой распространенной формой является страхование от несчастных случаев работников от производственных травм и профессиональных заболеваний [3].

Существующий механизм страхования основан на выплатах работодателем в государственные страховые фонды, которые дифференцированы в зависимости от класса профессионального риска по видам деятельности. В свою очередь страховые тарифы на обязательное социальное страхование исчисляются в процентах оплаты труда. В зависимости от класса профессионального риска (далее профриск) [4] и в соответствии с присвоенным кодом по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД) страховые тарифы имеют значительный диапазон: от 0,2% до 8,5%.

Существующая система присвоения классов профрисков и, соответственно, кодов ОКВЭД согласно существующей нормативной базы ориентирована на виды экономической деятельности. Реальные же показатели вероятных рисков конкретного предприятия она не учитывает. В частности, к самому высокому классу профриска 32 с уровнем платежей 8,5% относятся предприятия, занимающиеся различными видами деятельности с совершенно различными условиями труда:

- по добыче угля и антрацита;

- по добыче и обогащению свинцово-цинковой руды;

- занимающиеся охотой, отловом и отстрелом диких животных [5].

Можно сделать вывод, что класс риска и, соответственно, размеры страховых тарифов, берутся усреднено из обобщенных данных всей отрасли производства в целом.

Наряду с этим следует отметить, что при присвоении классов профессиональных рисков не учитываются действия предприятия по охране труда. Имея присвоенный код по ОКВЭД с низким уровнем профриска и уплачивая пониженные проценты, на предприятии могут столкнуться с ситуацией, что улучшение условий труда будет экономически необоснованно.

Вышесказанное позволяет определить проблему: существующая система не в полной мере отражает реальную ситуацию с профессиональными рисками как на конкретном предприятии, так и на конкретном рабочем месте. Реальные же условия труда, которые детально определяются в процессе СОУТ, не имеют влияния на определение класса профессиональных рисков в существующем нормативно-правовом поле.

Такая система не только необъективна и экономически нецелесообразна, но и не позволяет в полной мере реализовать право трудящихся на труд в «…условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за этот труд», которое закреплено частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Учитывая требования отечественного законодательства в области охраны труда, проблема требует решения и, как представляется целесообразным, через совершенствование нормативной базы существующей системы присвоения класса профессионального риска и, соответственно, кода ОКВЭД, а также с использованием результатов СОУТ.

Профессиональные риски и существующий механизм их оценки

Как ранее отмечалось, выплаты работодателем в государственные страховые фонды дифференцированы в зависимости от класса профессионального риска по видам деятельности. Причем в качестве понятия профессиональный риск берется вероятность повреждения здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору.

Профессиональный риск включает в себя ряд составляющих:

- профессиональные заболевания с частичной утратой трудоспособности;

- профессиональные заболевания с полной утратой трудоспособности;

- травматизм с временной утратой трудоспособности;

- травматизм с полной утратой трудоспособности;

- смертельный производственный травматизм.

Федеральный закон от 22 декабря 2005г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» [1] устанавливает 32 класса профессионального риска.

Эти классы привязаны к кодам по ОКВЭД согласно Приказу Минтруда России от 30.12.2016 № 851н. Так, для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям застрахованных в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска установлены в следующих размерах: от 0,2 % для 1 класса профриска, до 8,5% для 32 класса профриска.

По Постановлению Правительства РФ от 01.12.2005 №713 «Об утверждении правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска» [6] интегральный показатель профессионального риска по виду экономической деятельности выраженный в процентах (Ип) определяется по формуле:

Ип = Евв / Ефот

где: Евв - общая сумма расходов на обеспечение по страхованию по данному виду экономической деятельности в истекшем календарном году;

Ефот - сумма выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц за истекший календарный год по данному виду экономической деятельности, на которые в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 24 июля 1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [2] начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Например, для ОКВЭД 46.1 «Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе», ОКВЭД 03.21.3 «Мелиорация рыбохозяйственная морских и минерализированных водных объектов» и ОКВЭД 06.20 «Добыча природного газа и газового конденсата» установлен I класс профриска с уровнем платежей 0,2%.

В тоже время для ОКВЭД 68.20 «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» установлен 5 класс профриска с уровнем платежей 0,6%.

Предприятия с ОКВЭД 10.91 «Производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах» относятся к 10 классу профриска с уровнем платежей 1,1%.

Предприятия с ОКВЭД 28.11.2 «Производство турбин» и ОКВЭД 19.10 «Производство кокса» находятся в 20 классе профриска с уровнем платежей 2,8%.

К самому высокому классу профриска 32 с уровнем платежей 8,5% относятся предприятия с большим числом опасных и вредных рабочих мест с ОКВЭД 05.10.1 «Добыча угля и антрацита», 07.29.5 «Добыча и обогащение свинцово-цинковой руды» и одновременно с ОКВЭД 01.70 «Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях».

Вышеприведенные выдержки подтверждают, что в настоящее время классы профессиональных рисков «привязаны» к видам экономической деятельности и не учитывают реальные показатели рисков на конкретном рабочем месте конкретного производства (предприятия). Таким образом, целесообразно расширить диапазон классов профессиональных рисков с учетом особенностей видов и условий профессиональной деятельности работника на конкретном рабочем месте и конкретного предприятия в целом.

Направления объективизации системы определения профессиональных рисков

1. Расширение диапазона классов профессиональных рисков с учетом особенностей видов и условий профессиональной деятельности

Изучение оправданного временем опыта зарубежных стран в области страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний [7] позволяет сделать вывод о целесообразности применения отдельных положительных моментов в рамках совершенствования российской системы социального страхования. Одним из таких путей, направленных на нивелирование негативных факторов и мотивации работодателей на улучшение условий труда на рабочих местах видится увеличение предусмотренного действующим отечественным законодательством числа классов профессионального риска до 85 с шагом изменения 0,1%.

Это можно сделать, вводя подклассы профессионального риска, а также полноту и оперативность исполнения предписаний по результатам СОУТ. Особенно этот фактор будет положительно оценен предприятиями с высокими уровнями профриска, начиная с 15 класса.

Так, если предприятие вовремя провело все необходимые процедуры по СОУТ, а также выполнило все предложенные экспертами мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными условиями труда. Предоставление информации об успешной реализации мероприятий в годовом отчёте может являться основанием для автоматического снижения страхового платежа на 0,1%.

Например, если для предприятия 15 класса стандартный платеж составляет 1,7%, то при выполнении вышеуказанных условий базовый платеж составит 1,6%. Дальнейшее снижение возможно, но только в рамках подкласса. Подобного рода снижение будет стимулировать работодателей проводить мероприятия по улучшению условия труда на рабочих местах с вредными условиями труда.

Одновременно с этим, если предприятие своевременно не проводит процедуру СОУТ, не выполняет рекомендации экспертов по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными условиями, то это дает основание повысить базовый тариф на 0,1% - для предприятия 15 класса стандартный платеж, составляющий 1,7%, будет повышен до 1,8%.

2. Использование системы индивидуальных тарифных коэффициентов

Второе направление деятельности заключается в введении в формулу для расчета скидок (надбавок) индивидуальных коэффициентов, учитывающих количество поданных предприятием деклараций на рабочие места и ввести отягчающие коэффициенты для рабочих мест с высокими уровнями вредности и опасности. Они будут отражать эффективность системы управления охраной труда конкретного предприятия, его стремление к улучшению качества рабочих мест, выполнения требований эргономики и безопасности. Электронные формы отчетности позволят это делать после периода сдачи отчетов по охране труда предприятий в оперативном режиме.

Например, ввести коэффициент проведения специальной оценки условий труда у страхователя как отношение числа рабочих мест, в отношении которых проведена СОУТ и установлены допустимые или оптимальные условия труда (с подачей соответствующей декларации), и числа рабочих мест по результатам проведения СОУТ, на которых установлены вредные или опасные условия труда.

Данный подход предлагает применение формулы расчета, которая должна учитывать количество разных типов вредных рабочих мест на предприятии в отношении со среднесписочным по году количеством работников:

q1 = (Q12 – Q31 – 1,25 × Q32 – 1,5 × Q33 – 1,75 × Q34 – 2,0 × Q4) / QСП))

Где:

q1 - коэффициент скидки (надбавки) к страховому тарифу, который рассчитывается по следующей формуле:

Q12 – суммарное количество рабочих мест предприятия, на которые подана декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на 1 января текущего календарного года;

Q31 – количество рабочих мест на предприятии с установленным по СОУТ вредным классом условий труда 3.1;

Q32 – количество рабочих мест на предприятии с установленным по СОУТ вредным классом условий труда 3.2;

Q33 – количество рабочих мест на предприятии с установленным по СОУТ вредным классом условий труда 3.3;

Q34 – количество рабочих мест на предприятии с установленным по СОУТ вредным классом условий труда 3.4;

Q4 – количество рабочих мест на предприятии с установленным по СОУТ опасным (экстремальным) классом условий труда 4;

QСП – общее количество рабочих мест в организации.

Если учесть данную формулу, то, например, для публичного акционерного общества «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» г. Екатеринбурга (далее ПАО МЗИК), при условии, что за период с 2016 по 2019 год количество рабочих мест на данном предприятии увеличилось с 5837 до 6069 на 3,8%, а удельный вес работников, подвергавшихся воздействию вредных условий труда, увеличился на 7,8%, дополнительный коэффициент q1 составит:

2016 год = (4131 – 1090 – 1,25 × 587 – 1,5 × 29) / 5837 = 0,38

2017 год = (4132 – 1189 – 1,25 × 587 – 1,5 × 29) / 5937 = 0,36

2018 год = (4213 – 1158 – 1,25 × 726 – 1,5 × 29) / 6126 = 0,34

2019 год = (4219 – 1184 – 1,25 × 637 – 1,5 × 29) / 6069 = 0,36

То есть для ПАО МЗИК предполагается применять коэффициент q1=0,36%. Количество рабочих мест на данном предприятии за период 2016…2019г.г. увеличилось с 5837 до 6069 на 3,8%. Удельный вес работников, подвергавшихся воздействию вредных условий труда увеличился на 7,8%.

3. Использование результатов СОУТ

Вредные факторы на рабочем месте и особенно вредные условия труда наряду с влиянием на вероятность развития у работника профессиональных заболеваний также приводят к нарушению эргономики рабочего места. Особенно сильно это сказывается на антропометрических, биофизических и энергетических элементах совместимости человека и рабочего места [8].

Рабочее место - это та часть пространства в системе «человек-машина-производственная среда», в которой реализуются – интегрируются и дифференцируются – реальные трудовые действия и процессы совместной деятельности людей [9]. Нарушение антропометрических, биофизических и энергетических показателей будет приводить к росту энергетических затрат организма работника. Вышесказанное влечет развитие физиологической и психологической усталости, работник быстрее будет терять концентрацию внимания, будут появляться ошибки в работе связанные с нарушением восприятия окружающих воздействий и опасностей. Как следствие, это будет приводить не только к снижению качества работы, но и росту травматизма на рабочем месте.

Высокие уровни шума, вибрации, нагревающий или охлаждающий микроклимат, неудобная рабочая поза, пониженные уровни освещения и другие подобные факторы будут опосредованно, через физическую или умственную усталость будут способствовать повышению уровня профессионального риска и повышать уровень травматизма.

Все вышеперечисленные факторы также не учитываются существующей системой определения уровня профессиональных рисков несмотря на то, что являются предметом периодически проводимой в целях определения мероприятий по улучшению условий труда СОУТ.

Для работников предприятий результаты специальной оценки условий труда важны не только в плане получения материальной выгоды от гарантий и компенсаций, которые им полагаются по трудовому кодексу или иным локальным документам работодателя при работе на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Конечно работники таких рабочих мест могут рассчитывать на доплаты к основному окладу, дополнительные оплачиваемые дни отпуска и сокращение продолжительности рабочей недели.

На вредных и опасных рабочих местах работники могут рассчитывать на дополнительные меры социальной защищенности, при заключении трудового договора, такие как досрочное пенсионное обеспечение, санитарно-бытовое и медицинское обслуживание.

Кроме этого, качественное проведение СОУТ позволяет идентифицировать вредные факторы, которые присутствуют на рабочих местах, но их уровни меньше чем установлены в государственных нормативах или время нахождения под воздействием этих факторов меньше критического времени накопления негативных последствий для здоровья работника.

Конечно, в СОУТ в отличие от аттестации рабочих мест, нет оценки травмирующих факторов на рабочем месте, поэтому необходим явно прописанный в подзаконных актах механизм интеграции результатов СОУТ и оценки рисков.

Наличие обязательности элемента идентификации при СОУТ позволит повысить доверие работников к экспертам. Кроме того, информация о наличии вредного производственного фактора на рабочем месте необходима для дальнейшей обязательной процедуры по оценке риска для работника.

Тем более, что в новой версии 10 главы Трудового Кодекса РФ дано новое определение вредного фактора. Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.

Если в рабочей зоне присутствует идентифицированный при СОУТ вредный фактор, то это прямое указания для карт технологических процессов и планов производства работ – ограничить время нахождения работника в этой зоне. Об этом факте необходимо уведомить не только руководителей работника, но и самого работника.

Это опять будет повышать доверие работников к системе СОУТ, снижению вероятной профессиональной заболеваемости и травматизма. Кроме того, это будет способствовать активному вовлечению работников в процедуру СОУТ, права эти прописаны в Федеральном законе № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда» [3].

И надо помнить и в обязательном порядке использовать результаты специальная оценка условий труда для:

1) Информирования работников об условиях труда на рабочих местах и о существующем риске повреждения их здоровья. Доказательством информирования является подпись работника на соответствующем документе - трудовом договоре, карте спец оценки условий труда, приказе. На основании этой информации работник должен строить свою стратегию безопасного проведения работ на рабочем месте, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

2) Организации в случаях, предусмотренных законодательством РФ обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Обязательность медицинских осмотров прописана в Трудовом кодексе РФ для рабочих мест на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечень этих факторов производственной среды и трудового процесса, периодичность и порядок проведения медицинских осмотров установлен Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Наличие вредных факторов на рабочем месте должно базироваться на сведениях, отраженных в отчете о проведении специальной оценки условий труда. В каждом конкретном случае следует обращать внимание на графу 7 строки 040 карт СОУТ, которые заполняются на каждое рабочее место либо два и более мест, когда речь идет об аналогичных местах.

3) Решения вопроса о связи возникших у работника заболеваний с воздействием вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте, а также расследования несчастных случаев на производстве. Вредное воздействие на здоровье работников производственных факторов может привести к эффекту накопления или аддитивности вредных факторов на производстве и вредных экологических факторов места жительства работника. Документами, отражающими наличие негативных факторов, могут быть результаты идентификации или результаты СОУТ. Данные документы должны быть предоставлены работодателем медицинской комиссии по расследованию факта профессионального заболевания или комиссии по расследованию несчастного случая на производстве. В состав комиссии для защиты прав работника включаются представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.

4) Оценки уровней профессиональных рисков. Причем необходимо отметить, что данную оценку принято производить по трем направлениям: оценка рисков для здоровья работников – учитываются все идентифицированные при СОУТ опасные и вредные факторы, оценка рисков в процессе управления охраной труда в организации, а также оценка и классификация условий труда при проведении СОУТ. По итогам оценки профессионального риска составляется Перечень опасных производственных факторов для основных профессий, определяется количество работников, фактически подвергающихся опасности в организации, по каждому опасному и вредному производственному фактору. На основе этой информации разрабатывается план мероприятий по снижению уровней или исключению опасных производственных факторов, приведению рабочих мест в соответствие с требованиями охраны труда.

Вместе с этим на основании п. 15 ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», данные СОУТ, проведенной на рабочих местах конкретного предприятия, могут применяться для расчета класса профессионального риска, и, в последующем, кода ОКВЭД [10]. Опираясь на это нормативное обоснование, целесообразным видится обязательный учет реальных показателей вероятных рисков конкретного предприятия, а также реализацию мероприятий по улучшению условий труда, определенных при СОУТ, в механизме присвоения классов рисков и кодов ОКВЭД.

Заключение

Предлагаемые в данной статье мероприятия разработаны на основе анализа действующей в настоящее время нормативной базы и существующей практики в области определения классов профессиональных рисков производств с вредными (опасными) факторами с использованием результатов СОУТ. Авторы статьи предполагают, что реализация этих мероприятий позволит:

- объективно определить величину страховых тарифов на обязательное социальное страхование работников конкретных предприятий с учетом реальных условий и специфики труда;

- увеличить положительную разницу между суммарными доходами и затратами на производство (прибыли) за счет оптимизации расходов на отчисления в фонды страхования жизни и здоровья работников;

- мотивировать работодателя на использование части средств от получаемой прибыли на совершенствование системы охраны труда своего предприятия.

[1] Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» // Российская газета от 27 декабря 2005 года. Федеральный выпуск № 0(3961). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2005/12/27/trud-strahovanie-dok.html (дата обращения: 20.09.2021).

[2] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Российская газета от 12 августа 1998 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/1998/08/12/socstrax-dok.html (дата обращения: 20.09.2021).

[3] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Российская газета от 30 декабря 2013 года. Федеральный выпуск № 295 (6271). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/12/30/ocenka-dok.html (дата обращения: 20.09.2021).


Источники:

1. Маркс К. Критика политической экономии. / Том первый / К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 23., 1960. – 188 c.
2. Гаврилов К. А., Красавина Л. Н. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/economics/text/3510546 (дата обращения: 20.09.2021).
3. Куклина Т.В. Модели страхования профессиональных рисков в зарубежных странах // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 721-736. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100942.
4. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год:Федеральный закон от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=87765 (дата обращения: 20.09.2021).
5. Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 г. № 851н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.04.2010 № 245н, Приказа Минтруда РФ от 20.02.2014 № 103н). [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=155863 (дата обращения: 20.09.2021).
6. Об утверждении правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 713 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.04.2010 № 245н, Приказа Минтруда РФ от 20.02.2014 № 103н). [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=155863 (дата обращения: 20.09.2021).
7. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/4a4183762b40bc594a54f8ae5656a21be2633daf/ (дата обращения: 12.09.2021).
8. Сердюк В. С. Эргономические основы безопасности труда. / учебное пособие для вузов / В. С. Сердюк, А. М. Добренко, Ю. С. Белоусова. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020.
9. Кротенко Т. Н. Соотношение понятий профессия, специальность, рабочее место с позиций профориентологии и эргономики // Эргодизайн. – 2019. – № 4. – c. 162-172. – doi: 10.30987/2619-1512-2019-2019-4-162-172.
10. Куклина Т.В. Модели страхования профессиональных рисков в зарубежных странах // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 721-736. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100942.

Страница обновлена: 28.09.2021 в 13:56:35