Methodological basis for estimating the efficiency of outsourcing from the employer's point of view

Tursukova I.I.1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=55946085

Abstract:
The high cost for companies to maintain their own infrastructure, high requirements for staff training, and the need to use expensive tools to manage production systems make it necessary to look for alternative forms of work organization. Outsourcing has the greatest application potential and involves delegating non-core functions to qualified specialists. Neither the technological capabilities of service providers, nor the high qualifications of their personnel, nor positive examples of such actions at other companies can serve as a guarantee of the expediency of such a decision. In order to make managerial decisions about delegating some of the functions to external specialists or performing them in-house, scientifically based recommendations are needed. The article reveals a methodology for assessing the effectiveness of outsourcing from the employer’s position. The methodology is formed taking into account the capabilities and potential risks of the company. The methodological approach is based on a balanced system of partial indicators, reduced to an integral one, which makes it possible to take into account the economic and social components of the effectiveness of the solution, which determines the novelty of scientific research. The results of the study can be used when making management decisions on the delegation of non-core functions to external specialists, as well as for the further development of methodological foundations in the labor market.

Keywords: employer, full-time employee, hired specialist, costs, payout wages, salary, performance evaluation

JEL-classification: M11, M21, J31, J81



Введение

В настоящее время мировое пространство преобразовалось в единую зону, где беспрепятственно перемещаются товары и услуги, капитал и информация, а также их носители. Значительные преобразования в последние годы претерпела и такая важнейшая подсистема экономики как рынок труда.

Стабильностью рабочих мест на предприятии характеризовалась преобладающая часть современного рынка труда. Однако экономические и технологические тенденции последних лет создают предпосылки для размывания данной формы труда, предполагающей занятость в течение полного рабочего дня, конкретного работодателя и бессрочный трудовой договор. Мобильное рабочее место, гибкий график работы и срочный трудовой договор пришли на смену ключевым понятиям постиндустриального общества. Появились новые формы взаимодействия субъектов рынка труда, среди которых особое внимание на себя обращает аутсорсинг [19].

В развитие направления аутсорсинга существенный вклад внесли труды таких исследователей, как: Барановская Т.П. [2, с.26-32], Карамышев А.Н. [6, с.414-442], Карпова Н.П. [7, с.1025-1028], Леженин А.Ю. [11, с. 92-97], Нагаева И.Х. [12, с. 299-302], Рябчук П.Г. [14, с.180-185] Я.В. Кривой, И.М. Козина, Л.И. Смирных и др. Однако, рассматривая проблему, авторы не акцентируют внимание на то, какой из сторон трудовых отношений (работодателю или работнику) реализация данной методики позволит сделать вывод о целесообразности вхождения в систему заемного труда. В научных трудах не нашли отражения вопросы оценки социальной составляющей эффективности, столь значимой для работника, являющегося уязвимой стороной в трехстороннем механизме аутсорсинга с позиции трудовых и социальных гарантий, не анализируются потенциальные риски.

Высоко оценивая вклад отечественных ученых в развитие теоретических и методических основ аутсорсинга, следует сказать о том, что в исследованиях не уделено должного внимания проблеме комплексной оценки социально-экономической эффективности данной кадровой технологии, позволяющей уделить внимание возможностям и рискам предприятия, а также взвесить альтернативные варианты выполнения функций.

Отсутствие комплексного подхода к оценке и высокая практическая значимость исследуемого вопроса предопределили актуальность исследования.

Целью исследования является научное обоснование и развитие методического обеспечения, позволяющего моделировать ситуацию выбора между выполнением непрофильных функций собственными силами предприятия и передачей их специализированным компаниям.

Научная новизна исследования заключается в формировании теоретико-методического подхода к оценке социально-экономической эффективности гибких форм взаимодействия с позиции работодателя, учитывающего возможности и потенциальные риски кадровой технологии, и рассматриваемого в качестве инструментария при моделировании ситуации выбора формы труда.

Авторская гипотеза заключается в том, что применение в деятельности предприятия представленного авторами методического инструментария позволит руководителю повысить обоснованность принимаемых управленческих решений относительно делегирования непрофильных функций внешним специалистам.

Основная часть

Проблема оценки эффективности является одной из ключевых в различных сферах деятельности, в этой связи данному вопросу в научной литературе уделяется большое внимание. Однако чаще всего социальная составляющая данной категории остается в тени и эффективность рассматривают только с экономической точки зрения, как отношение полученной прибыли к понесенным затратам.

Принципиальная взаимосвязь экономического и социального аспектов эффективности использования новых кадровых технологий вполне объяснима. Социальную эффективность в форме стимулов для сотрудников можно обеспечить, когда предприятие генерирует прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы, и его существование является надежным. В свою очередь, экономической эффективности становится возможным достичь лишь в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение предприятия свою рабочую силу. На что они готовы только при наличии определенного уровня социальной эффективности [5].

В этой связи при формировании методического инструментария внимание будет сконцентрировано на двух составляющих эффективности: экономической и социальной. И если под экономическими результатами мы подразумеваем широкий спектр показателей (прибыль, рентабельность, производительность труда), то социальным результатом будет являться качество жизни сотрудников, а также степень их удовлетворенности условиями труда.

Основополагающими принципами при формировании методического инструментария и обосновании показателей, на наш взгляд, должны являться следующие:

– комплексность оценки, то есть возможность учесть все возможные социально-экономические результаты деятельности предприятия;

– наглядность и простота расчетов;

– сбалансированность по спектру анализируемых результатов [15].

Делегирование непрофильных функций на предприятии может быть признано эффективным, если его деятельность позволяет генерировать прибыль, носит инновационный характер и если при этом обеспечиваются достойные условия труда [1].

Важным в системе выбранных показателей является равное количество величин, отражающих экономическую и социальную эффективность кадровой технологии. В случае нарушения гармонизации показателей сбалансировать экономическую и социальную составляющие эффективности позволят весовые коэффициенты.

Формированию методического инструментария оценки предшествовал анализ научных публикаций в области аутсорсинга, таких авторов, как: Козина И.М. [4, с. 4-9], [5, с. 26-35], Смирных Я.В. [16, с. 9-30], [17, с. 4-32]. И.М. Козиной, Л.И. Смирных и Я.В. Кривого. Систематизация подходов позволила сформулировать возможности и потенциальные риски руководителя в случае делегирования непрофильных функций внешним специалистам (рисунок 1).

Рисунок 1 – Возможности и риски предприятия при делегировании непрофильных функций аутсорсинговой компании

Источник: составлено автором. Источник: [4], [5], [16], [17].

Соотнесение возможностей и рисков с конкретными показателями, позволило сформировать методический инструментарий оценки социальной и экономической составляющих эффективности аутсорсинга на предприятии.

Рассмотрим экономическую составляющую эффективности.

Затраты на персонал в издержках производства необходимо рассматривать применительно к внешнему специалисту, привлекаемому на условиях договора аутсорсинга, и штатному работнику предприятия при условии выполнения сотрудниками одинаковых функций. Наиболее низкий уровень затрат на содержание сотрудника, его развитие и их наименьший удельный вес в издержках производства будут предпочтительными для руководителя предприятия [10].

Специалисты, предоставляемые аутсорсинговыми компаниями, нередко оказываются исключенными из различных систем коллективного вознаграждения и социальных выплат [16], имеют низкие накопления специфического человеческого капитала [17]. Соответственно, руководствуясь желанием оптимизировать социальные выплаты предприятия в расчете на одного работника, неблагоприятным для работодателя будет тенденция к увеличению данного показателя во времени.

Суммарные платежи предприятия в бюджет в расчете на 1 рубль выручки. Затраты на привлекаемых специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на предприятии, переходят в статью издержек на приобретение услуг (или операционные расходы), что уменьшает размер налогооблагаемой прибыли. В результате предприятие производит объёмы продукции с помощью меньшего количества штатных сотрудников, что улучша­ет его показатели прибыльности и ликвидности [16].

Несомненным преимуществом аутсорсинга является возможность замены временно отсутствующего сотрудника внешним специалистом.

Рисунок 2 – Индикаторы эффективности аутсорсинга на предприятии

Источник: составлено автором. Источник: [4], [5], [16], [17].

Объем выручки, полученной в результате ликвидации простоев в работе предприятия, может быть рассчитан как произведение среднедневной заработной платы временно отсутствующего работника на количество дней предполагаемого простоя.

Напряженная социально-психологическая атмосфера в трудовом коллективе может негативно сказываться на качестве и производительности труда. По этой причине работодателю следует избегать чрезмерной дифференциации в оплате труда штатного сотрудника и внешнего специалиста.

Опережающие темпы роста производительности труда и среднегодовой заработной платы будут благоприятными для руководителя и будут свидетельствовать об экономии фонда заработной платы, снижении себестоимости.

Рассмотрим содержание показателей, которыми представлена в исследовании социальная составляющая эффективности делегирования функций внешним специалистам.

Установить взаимосвязь и оценить влияние удельного веса внешних специалистов в общей численности персонала на производительность труда возможно при помощи факторной модели, в которой численность персонала представлена двумя составляющими: численность штатного персонала и численность привлеченного персонала. Численность привлеченных сотрудников представим общей численностью персонала, умноженной на удельный вес внешних специалистов в общей численности работающих. Используя метод цепных подстановок, становится возможным определить влияние каждого фактора на величину производительности труда [9].

Отношение количества штатных работников предприятия, вы­бывших за анализируемый период по собственному желанию, к средне­списочной численности персонала за этот же период позволяет рассчитать коэффициент текучести кадров [13]. Факторная модель, в которой общая численность персонала представлена двумя составляющими: численность штатного персонала и численность привлеченного на условиях аутсорсинга, позволит работодателю выявить фактор, оказывающий наибольшее влияние на текучесть кадров на предприятии.

Чрезмерная дифференциация в оплате труда, неравные условия и интенсивность труда могут способствовать возникновению социальной напряженности среди работников предприятия [5]. Оценить качество трудовой жизни сотрудников и психологическую атмосферу в трудовом коллективе позволит анкета, вопросы которой систематизированы авторами исследования в разделы: трудовой коллектив, оплата труда, рабочее место, руководство, служебная карьера, социальные блага и гарантии.

Уровень квалификации специалиста непосредственно влияет на качество выполнения трудовых функций сотрудником и является интегральным показателем, объединяющим в себе профессиональный опыт, личностные качества и другие профессиональные характеристики [8]. С целью проведения экспертной оценки разработан экспертный лист, параметры которого структурированы по показателям, характеризующим каждую из профессиональных компетенций (таблица 1). Документом, регламентирующим процедуру оценки, а также соответствие специалиста квалификации, послужит профессиональный стандарт.

Таблица 1 – Форма экспертного листа оценки уровня квалификации специалиста (фрагмент)

1. Наименование предприятия
2. Вид деятельности
3. ФИО аттестуемого
4. Профессия
5. Наименование выполняемой работы
6. ФИО эксперта / должность

Наименование единицы профессионального стандарта
1
2
3
4
5
1
Пример. Компетентность специалиста в области управления производственно-хозяйственной деятельностью подразделения
1.1
Создает и поддерживает эффективную систему контроля деятельности подразделения





1.2
Координирует деятельность с другими подразделениями





1.3
Управляет производственно-техническим обеспечением, процессами снабжения, хранения и перемещения запасов в подразделении





1.4
Разрабатывает предложения по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности












Источник: составлено автором.

Для комплексной оценки уровня качества выпускаемой продукции авторами предлагается ввести индекс качества, вычисляемый на основе главного параметра, характеризующего продукт (производительность, долговечность изделия и т.д.) (формула 1).

(1)

где Ni – количество изделий i-го вида или объём i-й продукции (работ, услуг) в текущем периоде;

Ki – относительный показатель качества i-го вида продукции (работ, услуг), характеризующий изменение качества в отчетном периоде по сравнению с базисным;

Цi – оптовая цена продукции (работ, услуг) i-го вида, руб. [18].

Следует отметить, что при вычислении индексов качества, соответствующих базисному и отчётному периодам, берут фактические уровни качества в долях для каждого периода, а цена для обоих периодов принимается одинаковой.

Систематизируем показатели на: временные, подлежащие оценке до и после внедрения аутсорсинга на предприятии, и категориальные, подлежащие оценке, как для штатного работника, так и для привлекаемого специалиста.

Индивидуальные индексы каждого показателя эффективности аутсорсинга считаем возможным определить при помощи индексного метода статистики (формула 2).

, (2)

где Р1 и Р0 – соответственно сравниваемые состояния величин.

Следует отметить, что в исследовании как динамика роста показателя, так и динамика его снижения может интерпретироваться результативной. В этой связи, индексы показателей, снижающихся во времени, будут представлять собой обратные величины .

Считаем некорректным утверждать о равной степени значимости каждого из показателей эффективности. В этой связи введем удельные веса, определяющие степень важности показателя в рамках предлагаемой методики оценки. С целью проведения парных сравнений используем шкалу относительной важности Т.Саати, согласно которой важность можно классифицировать следующим образом:

– «1» – равная важность;

– «3» – слабое превосходство;

– «5» – сильное превосходство;

– «7» – очень сильное превосходство;

– «9» – абсолютное превосходство;

– «2, 4, 6, 8» – промежуточные случаи» [3].

Дальнейший алгоритм приведения индивидуальных индексов к обобщающему показателю эффективности будет соответствовать классическому методу анализа иерархий.

Выводы

В практике экономически разви­тых стран аутсорсинг получил широкое и успешное применение. В России данная кадровая технология имеет не такую практическую значимость по причине слабой методологической базы для принятии решений о его использовании. Именно поэтому вопросы разработки теоретического и прикладного обеспечения реализации аутсорсинга российскими промышлен­ными предприятиями и, в частности, возможности снижения стоимости про­изводства продукции и повышения эффективности на основе организационных решений являются наиболее актуальными в настоящее время.

Приведенная модель оценки эффек­тивности внедрения аутсорсинга на промышленном предприятии создает возможность повышения обоснованности и своевременности принятия управленческих решений, а также имеет практическую значимость для широкого спектра функций, подлежащих делегированию внешним специалистам.


References:

Abaeva K.A. (2021). Autsorsing: osnovnye vidy i tendentsii razvitiya autsorsingovyh uslug [Outsourcing: the main types and trends in the development of outsourcing services]. Trends in the development of science and education. (69-6). 5-8. (in Russian). doi: 10.18411/lj-01-2021-207.

Baranovskaya T.P., Vostrokrutov A.E. (2022). Algoritm vybora biznes-protsessa dlya ego peredachi na autsorsing v agropromyshlennyh kompaniyakh [The algorithm for selecting a business process for its outsourcing in agro-industrial companies]. Proceedings of the Kuban State Agrarian University. (99). 26-32. (in Russian). doi: 10.21515/1999-1703-99-26-32.

Gudkov B.N., Guskov Yu.V. (2022). Obosnovanie prioritetnogo vybora investitsionnyh proektov na osnove metoda analiza ierarkhiy [Justification of priority selection of investment projects based on hierarchy analysis method]. Vestnik MGPU. Seriya: Ekonomika. (2(32)). 55-65. (in Russian). doi: 10.25688/2312-6647.2022.32.2.06.

Karamyshev A.N. (2023). Autsorsing biznes-protsessov promyshlennogo predpriyatiya na osnove sravneniya deystvitelnyh zatrat [Outsourcing of the business processes of an industrial enterprise based on a comparison of actual costs]. Economics and management. 29 (4). 414-442. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2023-4-414-422.

Karpova N.P., Evtodieva T.E. (2022). Logisticheskiy autsorsing kak forma vzaimodeystviya v tsepyakh postavok [Logistics outsourcing as a form of interaction in supply chains]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (3(140)). 1025-1028. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2022.140.03.193.

Kolesnikova V.B., Nagibina N.A. (2021). Kompleksnaya otsenka individualnyh rezultatov truda personala predpriyatiya [The comprehensive assessment of individual results of the company's personnel work]. Tsifrovaya i otraslevaya ekonomika. (3(24)). 13-21. (in Russian).

Konovalova G.I. (2021). Metodologiya upravleniya proizvoditelnostyu truda na promyshlennom predpriyatii [Methodology of labor productivity managementat an industrial enterprise]. Organizer of Production. 29 (1). 21-29. (in Russian). doi: 10.36622/VSTU.2021.62.97.002.

Kozina I.M. (2008). Zaemnyy trud: sotsialnye aspekty [Borrowed labor - social aspects]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (11). 3-12. (in Russian).

Kozina I.M., Seryozhkina E.V. (2021). Otsenka psikhosotsialnyh riskov i kachestvo trudovoy zhizni rossiyskikh professionalov [Measuring psychosocial risks and quality of work life among russian professionals]. Monitoring of public opinion: economic and social changes. (3). 21-40. (in Russian). doi: 10.14515/monitoring.2021.3.1891.

Laptev M.V. (2023). Analiz problematiki autsorsinga i autstaffinga personala [Analysis of the problems of outsourcing and outstaffing of personnel]. Inter-Science (Inter nauka). (4-4(274)). 53-54. (in Russian). doi: 10.32743/26870142.2023.4.274.352210.

Lezhenin A.Yu., Eroshin S.E. (2023). Korporativnyy autsorsing kak instrument stimulirovaniya innovatsiy v biznes-protsessakh [Corporate outsourcing as a tool to stimulate innovation in business processes]. Innovation and Investment. (8). 92-97. (in Russian).

Nagaeva I.Kh. (2022). Metodiki otsenki effektivnosti primeneniya autsorsinga [Methods for evaluating the effectiveness of outsourcing]. Nauchno-issledovatelskiy tsentr «Vektor razvitiya». (9). 299-302. (in Russian).

Pravkina Yu.R. (2022). Upravlenie tekuchestyu kadrov: osnovnye prichiny, tekhnologii i metody profilaktiki [Staff turnover management: the main causes, technologies and methods of prevention]. Rossiyskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy. (1(43)). 58-71. (in Russian).

Ryabchuk P.G., Fedoseev A.V., Murygina L.S., Tyunin A.I. (2021). Otsenka i upravlenie konkurentosposobnostyu promyshlennogo predpriyatiya s ispolzovaniem mekhanizma autsorsinga [Evaluation and management of the competitiveness of an industrial enterprise using outsourcing mechanisms]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (9-2). 180-185. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.1857.

Sedyaeva E.V. (2023). Kachestvo produktsii kak osnova konkurentosposobnosti predpriyatiya [Product quality as the basis of the company's competitiveness] Innovative scientific research in the modern world. 265-268. (in Russian).

Shevchuk A.V. (2005). O budushchem truda i budushchem bez truda [About the future of labor and the future without labor]. Economic sociology. 6 (3). 11-24. (in Russian).

Sivaks A.N., Gorbunova O.A., Veselova Yu.V. (2022). Strategicheskoe obosnovanie autsorsinga [Strategic rationale for outsourcing]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(138)). 1390-1393. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2022.138.1.277.

Smirnyh L.I. (2011). Nestandartnye trudovye dogovory: vliyanie na zanyatost i zarabotnuyu platu [Non-standard employment contracts: impact on employment and wages]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (2). 164-173. (in Russian).

Smirnyh L.I. (2012). Zaemnyy trud v Rossii: byt ili ne byt? [Borrowed labor in Russia: to be or not to be?] M.: Izd. Dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Страница обновлена: 12.04.2025 в 09:56:53