Исследование передового опыта работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников

Комин А.И.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59554855

Аннотация:
Исследование передового опыта работодателей в области улучшения условий труда и сохранения здоровья работников представляет собой ключевую тему в контексте современной корпоративной среды. Данное исследование направлено на анализ передовых практик, применяемых работодателями для обеспечения безопасных условий труда. Основная цель исследования заключается в выявлении оптимальных стратегий и подходов, которые успешно применяются работодателями для улучшения условий труда и содействия сохранению физического и психологического здоровья своих сотрудников. Данное исследование рассматривает ключевые аспекты, такие как обучение и подготовка персонала, внедрение передовых технологий, системы мониторинга и управления, активное вовлечение работников и соблюдение стандартов безопасности. Результаты данного исследования могут служить ценным источником информации для организаций, стремящихся оптимизировать свои рабочие процессы, улучшить условия труда и обеспечить здоровье своих работников. Исследование представляет практическую и теоретическую ценность, обобщая передовой опыт и предлагая рекомендации для эффективного применения на практике в различных отраслях и типах организаций.

Ключевые слова: охрана труда, лучшие практики, виды экономической деятельности, передовой опыт, система управления охранной труда

JEL-классификация: J28, J81, J83



Введение

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (далее РФ) ряд полномочий по реализации государственной политики в области охраны труда передан на уровень субъектов РФ, а также на уровень органов местного самоуправления [1].

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Основная цель работы любого органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной политики в области охраны труда – снижение уровня производственного травматизма.

Изучение передового опыта в сфере охраны труда способствует воспитанию у работников и работодателей осознанной необходимости безопасного выполнения работ, информирует о существующем риске повреждения здоровья работников и мерах защиты от воздействия вредного и (или) опасного производственного фактора, что влияет на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости [2].

Суть концепции заключается в том, чтобы легко находить и применять самые эффективные способы достижения целей. Систему лучших практик используют в разных областях – от менеджмента и преподавания до государственной политики. Предприниматели также перенимают опыт коллег из самых разных сфер, чтобы адаптировать его под задачи своей организации. Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен. Опытом надо уметь распорядиться. Его можно ликвидировать, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.

Цели пропаганды передового опыта в области охраны труда:

· Распространение передовых знаний в сфере охраны труда и формирование убежденности у работников и работодателей в необходимости выполнения требований охраны труда, соблюдения технологической и трудовой дисциплины;

· Улучшение условий труда на рабочих местах, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников;

· Снижение количества нарушений работодателями и работниками трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· Формирование культуры безопасного труда.

Задачи пропаганды передового опыта в области охраны труда:

· Стимулирование работодателей к улучшению условий и охраны труда и сохранению здоровья работников;

· Воспитание у работающего населения каждого субъекта РФ социальной потребности по соблюдению требований охраны труда в процессе трудовой деятельности;

· Вовлечение работников в вопросы безопасности и управление охраной труда на производстве;

· Создание комплексной системы обеспечения безопасности;

· Привлечение общественного внимания к важности внедрения лучших практик в области охраны труда как решения социальных вопросов на уровне организации.

Актуальность и научная новизна работы заключается в том, что по предоставленным данным о передовом опыте можно сформировать критерии и показатели для создания единой системы учета лучших практик, а также позволит органам исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации стандартизировать представляемую отчетность по внедрению передового опыта в области охраны труда.

Следует отметить, что в области регулирования вопросов охраны труда за последние годы не было найдено научных теоретических исследований, где рассматривается передовой опыт (лучшие практики) субъектов Российской Федерации. Публикации, связанные с анализом передового опыта, датируются 2010–2016 годами. Так, например, в 2010 году Любочская О. К. [3, с. 68-72] проводила анализ материалов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по внедрению передового опыта. А в 2011 году Любочская О. К. [4, с. 58-64] рассматривала результаты выявления и распространения передового опыта в сфере охраны труда как по основным аспектам охраны труда, так и по уровням управления. В 2015 году Елин А. М. [5, с. 68-72] рассматривал вопросы внедрения передового в области охраны труда в субъектах Российской Федерации в рамках ежегодного мониторинга [6].

Целью исследования было обобщение сведений, представленных органами по труду субъектов Российской Федерации в рамках ежегодного мониторинга внедрения передового опыта за 2 и 3 квартал 2023 года.

Автором были использованы такие методы, как анкетирование, структурирование, анализ и обобщение.

Исследование передового опыта

В соответствии с приложением №1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2022 г. №101 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда», необходимо ежеквартально предоставлять сведения о внедрении передового опыта в области безопасности и охраны труда. В 2023 году учет передового опыта ведется со второго квартала [7].

Форма для сбора сведений о внедрении передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах РФ содержит вопросы из 5 следующих блоков:

1. Общая информация об организации, внедрившей передовой опыт;

2. Описание лучшей практики;

3. Краткое описание полученных результатов;

4. Механизмы получения информации о передовом опыте;

5. Механизмы распространения передового опыта.

По итогу второго и третьего квартала были собраны и обработаны сведения, присылаемые регионами. На рисунке 1 представлено распределение количества передового опыта по федеральным округам. Наибольшее количество передового опыта предоставил Сибирский федеральный округ (17,7%), при этом данный федерльный округ занимает второе место по количеству организаций (17,2%), поделившиеся информацией о передовом опыте (рисунок 2). Также стоит отметить Дальневосточный федеральный округ, так как количество организаций поделившиеся передовым опытом (14,8%) ниже, чем у Центрального федерального округа (18,2%), но по количеству передового опыта не уступает ЦФО (17,3%).

Рисунок 1 – Распределение количества передового опыта по федеральным округам

Источник: составлено автором по данным мониторинга

Рисунок 2 – Распределение количества организаций по федеральным округам, поделившиеся передовым опытом

Источник: составлено автором по данным мониторинга

Информацию о передовом опыте распространяют органы исполнительной власти (ОИВ) в организации. На рисунке 3 представлена информация, каким способом были получены сведения о передовом опыте.

Почти в половине случаев (48,6%) информация о передовом опыте была получена с помощью рассылки ОИВ. Также наиболее распространенные способы получении информации о передовом опыте стали выставки, конференции, семинары и т. п. (19,1%).

Рисунок 3 – Способ получения информации о передовом опыте

Источник: составлено автором по данным мониторинга

При этом менее чем в трети случаев (26,9%) ОИВ столкнулся с проблемами при получении и тиражировании передового опыта (рисунок 4).

Рисунок 4 – Проблемы, с которыми столкнулся ОИВ при получении и тиражировании передового опыта

Источник: составлено автором по данным мониторинга

Основными проблемами являются нежелание работодателей делиться передовым опытом (12,2%) либо пассивное отношение к проводимым ОИВ мероприятиям (9,3%). Также стоит отметить, что работодатели не хотят знакомиться с передовым опытом и перенимать его к себе в компанию (3,4%).

На рисунке 5 представлены механизмы, которые использовались ОИВ для распространения передового опыта.

Рисунок 5 – Механизмы распространения передового опыта

Источник: составлено автором по данным мониторинга

Наиболее доступным механизмом распространения передового опыта является сайт ОИВ (37,2%), так как библиотека лучших практик на сайте постоянно обновляется и пополняется. Также высокий процент занимают приглашения к выступлениям на мероприятиях (выставки, конференции, семинары и т. п.) (31,8%), где работодатели могут поделиться и рассказать о своем передовом опыте. Еще одним эффективным механизмом распространения передового опыта является освещение в СМИ (16,2%).

На рисунке 6 представлены механизмы стимулирования, которые использовались ОИВ для предоставления и тиражирования передового опыта.

Рисунок 6 – Механизмы стимулирования для предоставления и тиражирования передового опыта

Источник: составлено автором по данным мониторинга

Наиболее распространенным механизмом стимулирования является освещение в СМИ (32,0%), так как данный механизм позволяется охватить большой процент людей и организаций. Под нематериальным стимулированием (29,3%) подразумевается включение передового опыта в «Библиотеку лучших практик», дипломы при победах в конкурсах, награждения благодарностями и т. п. Под материальными поощрениями (3,7%) понимается предоставление грантов в форме субсидий из окружного бюджета на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также ценные призы по итогу конкурсов. Почти в трети случаев (35,0%) стимулирование не было предусмотрено.

Возможность и ограничения по продвижению/распространению тиражирования передового опыта на предприятиях региона представлен на рисунке 7.

Рисунок 7 – Возможность тиражирования передового опыта

Источник: составлено автором по данным мониторинга

Почти у четверти лучших практик либо возникают ограничения по продвижению и распространению тиражирования передового опыта на предприятиях региона, так как необходимы дополнительные ресурсы (24,4%), либо и вовсе тиражирование невозможно из-за уникальности производственных процессов (4,2%) или уникальных технологий на предприятии (1,7%).

При этом потенциал тиражирования передового опыта на предприятиях региона (рисунок 8) заключается в том, что лучшая практика может использоваться любым предприятием вне зависимости от размера, формы собственности и вида экономической деятельности (75,7%). Ограничения при использовании (24,3%) связаны с тем, что лучшая практика может использоваться только на предприятиях определенного вида экономической деятельности или формы собственности.

Рисунок 8 – Потенциал тиражирования передового опыта на предприятиях

Источник: составлено автором по данным мониторинга

Рассматривая период от начала внедрения до получения экономического эффекта/социального результата (рисунок 9), то для большинства лучших практик период составляет менее года (57%).

Рисунок 9 – Период от начала внедрения лучших практик до получения экономического эффекта/социального результата

Источник: составлено автором по данным мониторинга

Для более чем четверти лучших практик период получения экономического эффекта/социального результата составляет больше года (26%). В остальных случаях либо период превышает три года (4%), либо эффект пока не был получен вообще (13%).

Лучшие практики внедряются на предприятиях различными методами (рисунок 10). Наиболее распространенными являются: обучение, стандарты предприятия, инструктирование, совещание. Например, в рамках обучения применяются мультимедийные интерактивные электронные курсы в области ПБОТОС, тренажеры виртуальной реальности для обучения сотрудников (VR-очки).

Рисунок 10 – Методы внедрения лучших практик

Источник: составлено автором по данным мониторинга

Области реализации лучших практик представлены на рисунке 11. В большинстве организаций лучшие практики реализуются в рамках системы управления охраной труда. Это, к примеру, улучшение системы управления охраной труда по итогам постоянного обучения и проверки знаний по охране труда персонала [8]; подготовка и представление ежеквартального аналитического отчета о функционировании системы управления охраной труда [9]. Примерами безопасных технологий является приобретение портативных газоанализаторов для непрерывного контроля газовоздушной среды при выполнении газоопасных работ; установка солнечной электрической станции, состоящей из солнечных батарей и инвертора без использования аккумуляторных батарей, что исключает возможность вредного воздействия на сотрудников при обслуживании и плановой замене аккумуляторных батарей. В области обучения персонала все больше используются инновационные технологии, такие как мобильные приложения, обучение сотрудников с помощью виртуальной реальности и т.д. [10].

Рисунок 11 – Области реализации лучших практик

Источник: составлено автором по данным мониторинга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для сбора, учета, систематизации и распространения передового опыта в области охраны труда на предприятиях РФ необходимо формирование доступной базы образцов лучших практик.

Основные задачи базы образцов лучших практик:

· поиск, оценка, классификация и тиражирование лучших практик;

· создание и ведение актуальной методической базы для органов исполнительной власти по труду субъектов РФ, работодателей, специалистов по охране труда, работников предприятий, научных организаций, а также обмен практиками.

С целью типизации получаемых сведений об образцах лучших практик органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного управления в области охраны труда предлагается следующий классификатор, представленный в таблице 1.

Таблица 1 – Классификатор образцов лучших практик в области охраны труда

Источник: составлено автором


Тип
1
Стимулирование работодателей к улучшению условий труда и внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства
2
Популяризация и тиражирование информации о новых принципах обеспечения соблюдения трудового законодательства, памяток для работника по трудовым правам и обязанностям
3
Организация и проведение конкурсов, конференций, выставок, семинаров и иных публичных мероприятий
4
Проведение информационных кампаний, публикация брошюр, листовок, выпуск социальной рекламы, а также осуществление иных мероприятий информационно-просветительского характера по вопросам соблюдения трудового законодательства
5
Привлечение многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг к решению задач по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, путем обеспечения в инфоматах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг доступа к порталу Онлайнинспекция.рф
6
Содействие в вопросах обеспечения современными средствами защиты
7
Реализация стратегии «нулевого» травматизма
8
Оценка и управление профессиональными рисками
9
Формирование культуры безопасности
10
Пропаганда здорового образа жизни
11
Ведомственный контроль
12
Подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения (мониторинг качества обучения)
13
Проведение тематических проверок
14
Межведомственная работа
15
Разработка информационных систем

База образцов лучших практик позволит организовать обмен лучшими практиками между регионами и стать постоянно функционирующей площадкой для органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по поиску и экспертному обсуждению реализующихся в регионах тех или иных лучших практик и тиражированию лучших из них. Одним из важных результатов внедрения базы образцов лучших практик станет систематизация различных реализующихся в регионе практик по типам, в зависимости от организационно-методических условий, целевой аудитории, направления их реализации и результатов.


Источники:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.07.2022)
2. Кузнецова Е.А. Региональный опыт внедрения передового опыта в области охраны труда // Российское предпринимательство. – 2016. – № 19. – c. 2555-2574. – doi: 10.18334/rp.17.19.36589.
3. Любочская О.К. Распространение передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах Российской Федерации // Охрана и экономика труда. – 2010. – № 1. – c. 68-72.
4. Любочская О.К. Передовой опыт по охране труда в субъектах Российской Федерации и мероприятия по его продвижению // Охрана и экономика труда. – 2011. – № 1(2). – c. 58-64.
5. Елин А.М., Михина Т.В., Савосин А.В. Мониторинг передового опыта в области охраны труда // Охрана и экономика труда. – 2015. – № 2(19). – c. 68-72.
6. Ежегодный мониторинг внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах Российской Федерации: Отчет о НИР ГБ 5-10, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда. - 2014. - 81 с
7. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2022 г. №101 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда»
8. Кюршунов М.В. Совершенствование системы охраны труда в ОАО «РЖД» // Управление инновациями в условиях цифровой трансформации: Сборник докладов Всероссийской студенческой учебно-научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 117-121.– doi: 10.18720/SPBPU/2/id23-586.
9. Сомова Ю.В. Разработка методов цифровизации при формировании системы управления охраной труда как элемент СУОТ // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования. Магнитогорск, 2023. – c. 122-126.
10. Кулёв И.Ю., Кожухова В.В. Эффективность использования инновационных технологий в обучении по охране труда // Актуальные проблемы науки и техники. Инноватика: Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. Том Часть 1. Уфа, 2023. – c. 130-133.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:07