Исследование передового опыта работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников
Комин А.И.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 28
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59554855
Аннотация:
Исследование передового опыта работодателей в области улучшения условий труда и сохранения здоровья работников представляет собой ключевую тему в контексте современной корпоративной среды. Данное исследование направлено на анализ передовых практик, применяемых работодателями для обеспечения безопасных условий труда.
Основная цель исследования заключается в выявлении оптимальных стратегий и подходов, которые успешно применяются работодателями для улучшения условий труда и содействия сохранению физического и психологического здоровья своих сотрудников. Данное исследование рассматривает ключевые аспекты, такие как обучение и подготовка персонала, внедрение передовых технологий, системы мониторинга и управления, активное вовлечение работников и соблюдение стандартов безопасности.
Результаты данного исследования могут служить ценным источником информации для организаций, стремящихся оптимизировать свои рабочие процессы, улучшить условия труда и обеспечить здоровье своих работников. Исследование представляет практическую и теоретическую ценность, обобщая передовой опыт и предлагая рекомендации для эффективного применения на практике в различных отраслях и типах организаций.
Ключевые слова: охрана труда, лучшие практики, виды экономической деятельности, передовой опыт, система управления охранной труда
JEL-классификация: J28, J81, J83
Введение
В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (далее РФ) ряд полномочий по реализации государственной политики в области охраны труда передан на уровень субъектов РФ, а также на уровень органов местного самоуправления [1].
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Основная цель работы любого органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной политики в области охраны труда – снижение уровня производственного травматизма.
Изучение передового опыта в сфере охраны труда способствует воспитанию у работников и работодателей осознанной необходимости безопасного выполнения работ, информирует о существующем риске повреждения здоровья работников и мерах защиты от воздействия вредного и (или) опасного производственного фактора, что влияет на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости [2].
Суть концепции заключается в том, чтобы легко находить и применять самые эффективные способы достижения целей. Систему лучших практик используют в разных областях – от менеджмента и преподавания до государственной политики. Предприниматели также перенимают опыт коллег из самых разных сфер, чтобы адаптировать его под задачи своей организации. Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.
Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен. Опытом надо уметь распорядиться. Его можно ликвидировать, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.
Цели пропаганды передового опыта в области охраны труда:
· Распространение передовых знаний в сфере охраны труда и формирование убежденности у работников и работодателей в необходимости выполнения требований охраны труда, соблюдения технологической и трудовой дисциплины;
· Улучшение условий труда на рабочих местах, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников;
· Снижение количества нарушений работодателями и работниками трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
· Формирование культуры безопасного труда.
Задачи пропаганды передового опыта в области охраны труда:
· Стимулирование работодателей к улучшению условий и охраны труда и сохранению здоровья работников;
· Воспитание у работающего населения каждого субъекта РФ социальной потребности по соблюдению требований охраны труда в процессе трудовой деятельности;
· Вовлечение работников в вопросы безопасности и управление охраной труда на производстве;
· Создание комплексной системы обеспечения безопасности;
· Привлечение общественного внимания к важности внедрения лучших практик в области охраны труда как решения социальных вопросов на уровне организации.
Актуальность и научная новизна работы заключается в том, что по предоставленным данным о передовом опыте можно сформировать критерии и показатели для создания единой системы учета лучших практик, а также позволит органам исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации стандартизировать представляемую отчетность по внедрению передового опыта в области охраны труда.
Следует отметить, что в области регулирования вопросов охраны труда за последние годы не было найдено научных теоретических исследований, где рассматривается передовой опыт (лучшие практики) субъектов Российской Федерации. Публикации, связанные с анализом передового опыта, датируются 2010–2016 годами. Так, например, в 2010 году Любочская О. К. [3, с. 68-72] проводила анализ материалов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по внедрению передового опыта. А в 2011 году Любочская О. К. [4, с. 58-64] рассматривала результаты выявления и распространения передового опыта в сфере охраны труда как по основным аспектам охраны труда, так и по уровням управления. В 2015 году Елин А. М. [5, с. 68-72] рассматривал вопросы внедрения передового в области охраны труда в субъектах Российской Федерации в рамках ежегодного мониторинга [6].
Целью исследования было обобщение сведений, представленных органами по труду субъектов Российской Федерации в рамках ежегодного мониторинга внедрения передового опыта за 2 и 3 квартал 2023 года.
Автором были использованы такие методы, как анкетирование, структурирование, анализ и обобщение.
Исследование передового опыта
В соответствии с приложением №1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2022 г. №101 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда», необходимо ежеквартально предоставлять сведения о внедрении передового опыта в области безопасности и охраны труда. В 2023 году учет передового опыта ведется со второго квартала [7].
Форма для сбора сведений о внедрении передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах РФ содержит вопросы из 5 следующих блоков:
1. Общая информация об организации, внедрившей передовой опыт;
2. Описание лучшей практики;
3. Краткое описание полученных результатов;
4. Механизмы получения информации о передовом опыте;
5. Механизмы распространения передового опыта.
По итогу второго и третьего квартала были собраны и обработаны сведения, присылаемые регионами. На рисунке 1 представлено распределение количества передового опыта по федеральным округам. Наибольшее количество передового опыта предоставил Сибирский федеральный округ (17,7%), при этом данный федерльный округ занимает второе место по количеству организаций (17,2%), поделившиеся информацией о передовом опыте (рисунок 2). Также стоит отметить Дальневосточный федеральный округ, так как количество организаций поделившиеся передовым опытом (14,8%) ниже, чем у Центрального федерального округа (18,2%), но по количеству передового опыта не уступает ЦФО (17,3%).
Рисунок 1 – Распределение количества передового опыта по федеральным округам
Источник: составлено автором по данным мониторинга
Рисунок 2 – Распределение количества организаций по федеральным округам, поделившиеся передовым опытом
Источник: составлено автором по данным мониторинга
Информацию о передовом опыте распространяют органы исполнительной власти (ОИВ) в организации. На рисунке 3 представлена информация, каким способом были получены сведения о передовом опыте.
Почти в половине случаев (48,6%) информация о передовом опыте была получена с помощью рассылки ОИВ. Также наиболее распространенные способы получении информации о передовом опыте стали выставки, конференции, семинары и т. п. (19,1%).
Рисунок 3 – Способ получения информации о передовом опыте
Источник: составлено автором по данным мониторинга
При этом менее чем в трети случаев (26,9%) ОИВ столкнулся с проблемами при получении и тиражировании передового опыта (рисунок 4).
Рисунок 4 – Проблемы, с которыми столкнулся ОИВ при получении и тиражировании передового опыта
Источник: составлено автором по данным мониторинга
Основными проблемами являются нежелание работодателей делиться передовым опытом (12,2%) либо пассивное отношение к проводимым ОИВ мероприятиям (9,3%). Также стоит отметить, что работодатели не хотят знакомиться с передовым опытом и перенимать его к себе в компанию (3,4%).
На рисунке 5 представлены механизмы, которые использовались ОИВ для распространения передового опыта.
Рисунок 5 – Механизмы распространения передового опыта
Источник: составлено автором по данным мониторинга
Наиболее доступным механизмом распространения передового опыта является сайт ОИВ (37,2%), так как библиотека лучших практик на сайте постоянно обновляется и пополняется. Также высокий процент занимают приглашения к выступлениям на мероприятиях (выставки, конференции, семинары и т. п.) (31,8%), где работодатели могут поделиться и рассказать о своем передовом опыте. Еще одним эффективным механизмом распространения передового опыта является освещение в СМИ (16,2%).
На рисунке 6 представлены механизмы стимулирования, которые использовались ОИВ для предоставления и тиражирования передового опыта.
Рисунок 6 – Механизмы стимулирования для предоставления и тиражирования передового опыта
Источник: составлено автором по данным мониторинга
Наиболее распространенным механизмом стимулирования является освещение в СМИ (32,0%), так как данный механизм позволяется охватить большой процент людей и организаций. Под нематериальным стимулированием (29,3%) подразумевается включение передового опыта в «Библиотеку лучших практик», дипломы при победах в конкурсах, награждения благодарностями и т. п. Под материальными поощрениями (3,7%) понимается предоставление грантов в форме субсидий из окружного бюджета на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также ценные призы по итогу конкурсов. Почти в трети случаев (35,0%) стимулирование не было предусмотрено.
Возможность и ограничения по продвижению/распространению тиражирования передового опыта на предприятиях региона представлен на рисунке 7.
Рисунок 7 – Возможность тиражирования передового опыта
Источник: составлено автором по данным мониторинга
Почти у четверти лучших практик либо возникают ограничения по продвижению и распространению тиражирования передового опыта на предприятиях региона, так как необходимы дополнительные ресурсы (24,4%), либо и вовсе тиражирование невозможно из-за уникальности производственных процессов (4,2%) или уникальных технологий на предприятии (1,7%).
При этом потенциал тиражирования передового опыта на предприятиях региона (рисунок 8) заключается в том, что лучшая практика может использоваться любым предприятием вне зависимости от размера, формы собственности и вида экономической деятельности (75,7%). Ограничения при использовании (24,3%) связаны с тем, что лучшая практика может использоваться только на предприятиях определенного вида экономической деятельности или формы собственности.
Рисунок 8 – Потенциал тиражирования передового опыта на предприятиях
Источник: составлено автором по данным мониторинга
Рассматривая период от начала внедрения до получения экономического эффекта/социального результата (рисунок 9), то для большинства лучших практик период составляет менее года (57%).
Рисунок 9 – Период от начала внедрения лучших практик до получения экономического эффекта/социального результата
Источник: составлено автором по данным мониторинга
Для более чем четверти лучших практик период получения экономического эффекта/социального результата составляет больше года (26%). В остальных случаях либо период превышает три года (4%), либо эффект пока не был получен вообще (13%).
Лучшие практики внедряются на предприятиях различными методами (рисунок 10). Наиболее распространенными являются: обучение, стандарты предприятия, инструктирование, совещание. Например, в рамках обучения применяются мультимедийные интерактивные электронные курсы в области ПБОТОС, тренажеры виртуальной реальности для обучения сотрудников (VR-очки).
Рисунок 10 – Методы внедрения лучших практик
Источник: составлено автором по данным мониторинга
Области реализации лучших практик представлены на рисунке 11. В большинстве организаций лучшие практики реализуются в рамках системы управления охраной труда. Это, к примеру, улучшение системы управления охраной труда по итогам постоянного обучения и проверки знаний по охране труда персонала [8]; подготовка и представление ежеквартального аналитического отчета о функционировании системы управления охраной труда [9]. Примерами безопасных технологий является приобретение портативных газоанализаторов для непрерывного контроля газовоздушной среды при выполнении газоопасных работ; установка солнечной электрической станции, состоящей из солнечных батарей и инвертора без использования аккумуляторных батарей, что исключает возможность вредного воздействия на сотрудников при обслуживании и плановой замене аккумуляторных батарей. В области обучения персонала все больше используются инновационные технологии, такие как мобильные приложения, обучение сотрудников с помощью виртуальной реальности и т.д. [10].
Рисунок 11 – Области реализации лучших практик
Источник: составлено автором по данным мониторинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для сбора, учета, систематизации и распространения передового опыта в области охраны труда на предприятиях РФ необходимо формирование доступной базы образцов лучших практик.
Основные задачи базы образцов лучших практик:
· поиск, оценка, классификация и тиражирование лучших практик;
· создание и ведение актуальной методической базы для органов исполнительной власти по труду субъектов РФ, работодателей, специалистов по охране труда, работников предприятий, научных организаций, а также обмен практиками.
С целью типизации получаемых сведений об образцах лучших практик органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного управления в области охраны труда предлагается следующий классификатор, представленный в таблице 1.
Таблица 1 – Классификатор образцов лучших практик в области охраны труда
Источник: составлено автором
№
|
Тип
|
1
|
Стимулирование работодателей к улучшению условий труда и
внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства
|
2
|
Популяризация и тиражирование информации о новых
принципах обеспечения соблюдения трудового законодательства, памяток для
работника по трудовым правам и обязанностям
|
3
|
Организация и проведение конкурсов, конференций,
выставок, семинаров и иных публичных мероприятий
|
4
|
Проведение информационных кампаний, публикация брошюр,
листовок, выпуск социальной рекламы, а также осуществление иных мероприятий
информационно-просветительского характера по вопросам соблюдения трудового
законодательства
|
5
|
Привлечение многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг к решению задач по информированию и
консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, путем обеспечения в инфоматах многофункциональных центров
предоставления государственных и муниципальных услуг доступа к порталу
Онлайнинспекция.рф
|
6
|
Содействие в вопросах обеспечения современными средствами
защиты
|
7
|
Реализация стратегии «нулевого» травматизма
|
8
|
Оценка и управление профессиональными рисками
|
9
|
Формирование культуры безопасности
|
10
|
Пропаганда здорового образа жизни
|
11
|
Ведомственный контроль
|
12
|
Подготовка работников по охране труда на основе
современных технологий обучения (мониторинг качества обучения)
|
13
|
Проведение тематических проверок
|
14
|
Межведомственная работа
|
15
|
Разработка информационных систем
|
База образцов лучших практик позволит организовать обмен лучшими практиками между регионами и стать постоянно функционирующей площадкой для органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по поиску и экспертному обсуждению реализующихся в регионах тех или иных лучших практик и тиражированию лучших из них. Одним из важных результатов внедрения базы образцов лучших практик станет систематизация различных реализующихся в регионе практик по типам, в зависимости от организационно-методических условий, целевой аудитории, направления их реализации и результатов.
Источники:
2. Кузнецова Е.А. Региональный опыт внедрения передового опыта в области охраны труда // Российское предпринимательство. – 2016. – № 19. – c. 2555-2574. – doi: 10.18334/rp.17.19.36589.
3. Любочская О.К. Распространение передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах Российской Федерации // Охрана и экономика труда. – 2010. – № 1. – c. 68-72.
4. Любочская О.К. Передовой опыт по охране труда в субъектах Российской Федерации и мероприятия по его продвижению // Охрана и экономика труда. – 2011. – № 1(2). – c. 58-64.
5. Елин А.М., Михина Т.В., Савосин А.В. Мониторинг передового опыта в области охраны труда // Охрана и экономика труда. – 2015. – № 2(19). – c. 68-72.
6. Ежегодный мониторинг внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах Российской Федерации: Отчет о НИР ГБ 5-10, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда. - 2014. - 81 с
7. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2022 г. №101 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда»
8. Кюршунов М.В. Совершенствование системы охраны труда в ОАО «РЖД» // Управление инновациями в условиях цифровой трансформации: Сборник докладов Всероссийской студенческой учебно-научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 117-121.– doi: 10.18720/SPBPU/2/id23-586.
9. Сомова Ю.В. Разработка методов цифровизации при формировании системы управления охраной труда как элемент СУОТ // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования. Магнитогорск, 2023. – c. 122-126.
10. Кулёв И.Ю., Кожухова В.В. Эффективность использования инновационных технологий в обучении по охране труда // Актуальные проблемы науки и техники. Инноватика: Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. Том Часть 1. Уфа, 2023. – c. 130-133.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:07