Предпосылки формирования новых видов профессиональной деятельности и профессиональных квалификаций в сфере оценки социальных эффектов
Епихина С.Б.1, Переверзева Е.И.2
1 АО "ВЦИОМ"
2 Совет по профессиональным квалификациям в сфере управления и права Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773536
Аннотация:
В статье рассматриваются основные предпосылки и закономерности выделения социального управления, как области общего менеджмента, направленного на достижение социальных эффектов экономической деятельности, а также представлен анализ нормативных источников РФ, которые дают основания для описания новых профквалификаций в данной сфере деятельности.
Результаты исследования могут быть интересны профессиональному сообществу в области социального предпринимательства, менеджмента, руководителям и экспертам организаций (в том числе, некоммерческих), а также студентам и аспирантам по направлениям подготовки экономика, менеджмент, юриспруденция и др.
Ключевые слова: социальный эффект деятельности предприятия, социальное управление, профессиональная квалификация, обобщенная трудовая функция, трудовая функция
JEL-классификация: M11, M21, M51, M54
Введение
Турбулентность изменений социальных, экономических, технологических, климатических, экологических процессов, затрагивающая мир, регионы, государства, требует актуализировать прогнозы и тенденции развития рынка труда, своевременно оценить потребности в знаниях и профессиональных навыках, которые были бы адекватны вызовам настоящего исторического периода развития России. В статье авторы предлагают рассмотреть понятия «управление организацией», «профессиональная квалификация» через призму новой сферы менеджмента - «социальное управление».
Развитие концепций «устойчивого развития», «корпоративной ответственности», «социальной ответственности», «социального предпринимательства» долго шло по пути разделения или противопоставления «социальных» и «не социальных», «ответственных» и «безответственных» организаций или предпринимателей. Однако авторы данной статьи в процессе исследования текущей ситуации в экономике России, которая находится в процессе преодоления невиданных ранее вызовов в виде санкций, нерыночных механизмов, ограничений субъектности коммерческих и некоммерческих организаций через политическое и экономическое давление, делают вывод о рождении нового уровня взаимодействия государства, частных инвесторов, организаций в разных областях экономики [1]. За период с 2020 года в процессе преодоления последствий пандемии, санкционного режима в Российской Федерации созданы механизмы оказания помощи субъектам всех форм собственности, что в первую очередь характеризуется:
¾ открытым диалогом общества, государства, субъектов социально-экономической деятельности (общественные платформы, федеральные, территориальные и муниципальные структуры поддержки предпринимательства и граждан, волонтерское движение и т.п.);
¾ эффективными коммуникациями (прозрачность, скорость, доступность, в том числе, цифровые форматы [2]);
¾ новым уровнем эффективности работы законотворческой власти [3] (Государственная дума РФ, Совет Федерации РФ за последние годы показали способность работать комплексно, быстро, эффективно, совершенствовать законодательные нормы с учетом новой складывающейся практики их применения на основании общественного и профессионального запроса);
¾ особенным акцентом на социальных эффектах от законотворческой, регуляторной, экономической деятельности всех участников государственно-частного партнёрства (ГЧП) (органы власти обеспечивают защиту российского бизнеса с применением различных методов управления [4]);
¾ высоким уровнем вовлечённости предпринимателей и граждан России в социально-экономические вопросы преодоления [5] и т.п.
Таким образом, на сегодня в Российской Федерации формируется новый уровень понимания и реализации концепции «социальной ответственности»: сегодня каждый гражданин России, социальные группы, организации и органы управления становятся создающими социальные эффекты:
¾ обеспечения национальной безопасности граждан: защита, обеспечение доступности всех необходимых товаров и услуг, поддержка в трудных условиях пострадавших регионов, семей или граждан;
¾ обеспечения экономической стабильности предприятий и защиты рабочих мест и др.
Участие предприятий в производственной, хозяйственной, общественной жизни региона, в рамках которой функционирует трудовой коллектив данной организации, измеряется различными методами, которые зависят от целей самого процесса сбора и оценки данных. Это может быть производственный баланс отрасли/ региона (товары, услуги, их качественные и количественные показатели), вопросы безопасности (экологические риски, промышленная безопасность, охрана труда и т.п.), развитие страны и региона (участие в национальных и региональных проектах, экспортно-импортные потенциалы и т.п.), экономика (бухгалтерский отчёт, финансовый отчёт, налоговые отчёты и т.п.) и другие формы измерения вклада организации в решение стратегических задач окружающей среды (стейкхолдеров) её деятельности. Одним из сбалансированных обобщающих методов стали нефинансовые отчёты (социальные отчёты), которые включают все перечисленные сферы деятельности организаций. Именно социальный отчёт в последние годы становится инструментом продуктивного диалога с заинтересованными сторонами, в нём не только обобщаются итоги деятельности организации в разрезе нескольких лет (в динамике), но и фиксируются определенные обязательства и планы на предстоящие периоды, что позволяет, в том числе, оценить и синхронизировать подходы к управлению в регионе, отрасли, предприятии.
Анализ изменений нормативной базы Российской Федерации [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17], обзор международной и российской практики деятельности предприятий [21, 22, 23, 24, 25, 29] в интересах достижения социальных эффектов показывает, что самые разные по масштабу и отраслевой специфике организации разных форм собственности всё активнее участвуют в процессе управления, опирающегося на сложную комплексную оценку эффективности, в которой прибыль не является доминирующей. Создаются ценности и нормы, влияющие на глобальные, транснациональные, национальные и региональные организации, когда потребность человека, социальной группы, страны могут открывать новые направления в экономике, вызывать глубокие технологические и экономические эффекты, стимулировать инвестиционные процессы. Фактически можно признать современный этап развития мировой и национальной экономики переходом экономических субъектов деятельности (регуляторов, инвесторов, предпринимателей, потребителей) к новым формам социально-экономического взаимодействия с обществом и стейкхолдерами, в которых товарно-денежные отношения дополняются обязательными условиями регулирования социальных эффектов деятельности организаций. Этот переход сопровождается формированием нового направления в профессиональной деятельности субъектов: социальное управление деятельностью предприятий и оценка социальных эффектов этой деятельности.
Научная новизна предлагаемого авторами подхода заключается в том, что на основе анализа международных и российских нормативно-методических актов в области экономической деятельности предприятий, государственно-частного партнёрства, социальных инвестиций впервые понятие «социальных эффектов деятельности организаций» исследуется:
1. как новая область общего менеджмента - социальное управление (сквозная функция управления для всех типов организаций);
2. как вид профессиональной деятельности руководителей и специалистов (профквалификация в части знаний, навыков, компетенций).
Цель настоящего исследования – определить нормативные источники и методы описания профквалификаций в области вида профессиональной деятельности (ВПД) «Социальное управление, мониторинг, контроль и оценка социальных эффектов деятельности предприятий».
Практическое значение исследования в том, что полученные результаты в части описания источников и методов описания ВПД «Социальное управление, мониторинг, контроль и оценка социальных эффектов деятельности предприятий» могут стать основой для разработки профстандартов, профквалификаций в ВПД, синхронизировать требования к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) по направлениям: экономика и менеджмент, юриспруденция, ГМУ и другим, с учетом растущего спроса на специалистов, экспертов и руководителей с компетенциями в части управления социальными эффектами.
В настоящей статье были использованы методические подходы в рамках действующего российского законодательства, в том числе, основанные на международных [20, 27] и российских стандартах [16,17] в области устойчивого развития и социального управления, а также работах научно-исследовательских групп [18, 19, 26, 28], специализирующихся на оценке социально-экономической эффективности социальных проектов, предприятий, программ и т.д. Аналитические данные по рынку квалификаций в сфере социального управления приведены на основе отчётов по устойчивому развитию в стратегии российского бизнеса и корпоративным практикам, подготовленных Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) [30].
Формирование профессиональных квалификаций в сфере социального управления как ответ на потребности рынка труда
Современной концепцией социального управления выделяется роль субъектов управления (руководители, осуществляющие персональное руководство, и коллективные органы управления любыми общностями людей) в достижении объектами управления (производственные, структурные, функциональные объекты управления в организации) целей социального управления (в концепции устойчивого развития носят комплексный и неделимый характер, обеспечивают сбалансированность экономического, социального и экологического развития, отражённые в социальной отчётности организации) с возможностью оценки социальных эффектов социального управления (измерения социальных результатов деятельности организаций и субъектов управления).
От оптимального сочетания функций управления и субъектов управления и их согласования зависит трудовое поведение работников организации, социально эффективное предприятие оказывается способным производить качественную продукцию и обеспечивать духовные и материальные запросы, как членов трудового коллектива, так и жителей региона, страны.
Проведение оценки социальных эффектов эффективности деятельности предприятий потребует от организаций привлечения квалифицированного персонала и/или обучения действующих сотрудников, однако затраты на разработку и применение оценочной системы должны окупиться повышением эффективности управленческой системы [18].
На текущем этапе развития экономических субъектов Российской Федерации зарегистрировано 3 197 542 юридических лиц (по состоянию на 01.01.2023 г.) [6], из которых 197 компаний участвуют в системе добровольной нефинансовой отчетности по корпоративной социальной отчетности (КСО), что составляет 0,006% от общего числа организаций. Данный мониторинг рынка показывает огромный потенциал роста и развития системы социального управления, которая сдерживается, в том числе, дефицитом квалификаций и компетенций руководителей, экспертов и специалистов в данной области управления. Одной из причин данного дефицита квалификаций является междисциплинарный, мультифункциональный характер сквозной деятельности в социальном управлении и в оценке социальных эффектов.
В каких организациях необходимы специалисты с компетенциями в области социального управления?
Рассмотрим перечень субъектов управления (организаций) в сфере национальной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, там, где специалисты должны обладать компетенциями в социальном управлении и оценке социальных эффектов деятельности предприятий.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ, её регионах и муниципальных субъектах определена законодательством и включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства и (или) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и соответствующие критериям, установленным нормативным актом Центрального банка РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (далее - микрофинансовые организации предпринимательского финансирования), организации, осуществляющие управление технопарками (технологическими парками), технополисами, научными парками, промышленными парками, индустриальными парками, агропромышленными парками, центры инноваций социальной сферы, центры сертификации, стандартизации и испытаний, центры поддержки народных художественных промыслов, центры развития сельского и экологического туризма, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляющие услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, торгово-промышленные палаты, финансовые агентства, кооперативы, правовые центры, технопарки, научные парки, специализированные производственные территории (производственно-технологические зоны), инновационно-технологические центры, бизнес-гостиницы, бизнес-инкубаторы, палаты и центры народных художественных промыслов и ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, центры поддержки экспорта, лизинговые компании, научно-исследовательские организации, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иные организации.
Фактически данный перечень организаций, выполняющих функции социального управления, является перечнем работодателей для квалифицированных руководителей, экспертов и специалистов, которые должны иметь современную квалификацию в управлении социальными эффектами деятельности предприятий и организаций. На основании этого перечня рекомендуется формировать сообщество заинтересованных сторон в развитии новых видов профессиональной деятельности в социальном управлении, формировании профессиональных стандартов и профквалификаций в этих видах профессиональной деятельности (ВПД), а также создании библиотеки трудовых функций, трудовых действий, знаний и навыков, которые могут стать основой для развития профессионального образования и рынка труда в будущем.
Российская Федерация активно внедряет международный опыт социального управления, создавая национальные и региональные центры управления социальными эффектами. В первую очередь, на уровне национальных и муниципальных проектов обеспечивая взаимодействие крупного бизнеса, некоммерческих организаций (НКО), социальных предпринимателей с территорией присутствия. Подобный подход позволяет стимулировать развитие и рост социально-ответственного предпринимательства, однако растущий перечень организаций, выполняющих функции социального управления создаёт спрос на квалифицированный персонал. Данный спрос в настоящий момент не может быть объективно оценен и удовлетворен, в связи с тем, что требуется более системная классификация профессиональных квалификаций (ПК) (набор специализированных обобщенных трудовых функция (ОТФ), трудовых действий (ТД), знаний и навыков), которая позволит сформировать профессиональные траектории карьеры и рынок труда по данному ВПД/ ПК.
Однако необходимо признать, что из общего числа работодателей Российской Федерации, в том числе, её инфраструктуры социального развития, на настоящий момент не сформирован отраслевой или специализированный рынок труда и профобразования с выделенными ВПД, ПС, ПК в сфере социального управления, в т.ч. в области оценки социальных эффектов. Дефицит квалификаций в этой области управления может быть решён через активное включение профсообщества и организаций в Национальную систему квалификаций РФ.
Подходы к формированию видов профессиональной деятельности в сфере социального управления
Система государственного социального управления в РФ сложилась к 2020 году и ее основу составляет Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором развиваются ранее начатые социальные инициативы государства и утверждаются основные национальные цели (табл. 1), фактически обобщающие стратегическую систему социального управления в России.
Таблица 1. Система государственного социального управления РФ на основе нормативных документов. Составлено авторами.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ЦЕЛИ
|
целевые показатели, характеризующие достижение
национальных целей к 2030 г. (социальные эффекты)
|
НАЦПРОЕКТЫ
|
Сохранение населения, здоровье и
благополучие людей (увеличение численности населения страны)
|
устойчивый
рост численности населения Российской Федерации
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 % |
Здравоохранение
Демография |
Достойный, эффективный труд и успешное
предпринимательство (повышение уровня жизни граждан)
|
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше
среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020г.; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек; |
Туризм и
индустрия гостеприимства
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы Производительность труда и поддержка занятости Международная кооперация и экспорт |
Комфортная и безопасная среда для жизни
(создание комфортных условий для проживания)
|
улучшение
жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного
строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год;
улучшение качества городской среды в 1,5 раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%; создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза; снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза; ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое; |
Безопасные и
качественные автомобильные дороги
Жильё и городская среда Экология Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры |
Цифровая трансформация (осуществление
прорывного развития Российской Федерации)
|
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и
социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также
государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%; рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97%; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года. |
Цифровая
экономика
|
Возможности для самореализации и развития
талантов (раскрытие таланта каждого человека)
|
Позиция РФ в
первой
десятке ведущих стран мира по качеству общего образования;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; Позиция РФ в первой десятке ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15%; увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. |
Образование
Культура Наука |
1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
3) Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. №633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»;
4) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации;
5) Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
6) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности»;
7) Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия»;
8) Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (Правительство РФ, 1 октября 2021 г.) и др.
Для целей выделения основных специализированных квалификаций руководителей, экспертов, специалистов в области создания, развития и оценки социальных эффектов для бизнеса и общества предлагается использовать один из первых национальных нормативных документов в области регулирования государственной поддержки и реализации социальных проектов, подробно раскрывающих функции субъектов социального управления: Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия» (табл. 2).
Таблица 2. Специализированные квалификации руководителей, экспертов, специалистов в области создания, развития и оценки социальных эффектов для бизнеса и общества в РФ [7]. Составлено авторами.
РОЛЬ
|
СУБЪЕКТ
УПРАВЛЕНИЯ
|
Функции и полномочия
|
Высший
орган [социального управления]
|
Правительство РФ
|
Определение
целей:
повышения эффективности и качества оказания государственных услуг (выполнения работ) применения новых инструментов финансирования социальных проектов достижение социально значимых эффектов. |
Методолог
[социального управления]
|
Министерство
финансов Российской Федерации
|
методологическое
сопровождение пилотной апробации проектов социального воздействия
|
Уполномоченный
орган [социального управления]
|
Высшие
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
|
проведение
мониторинга реализации проекта и проверки соблюдения условий и целей
реализации соглашения о предоставлении гранта:
определить проекты, направленные на достижение социально значимых эффектов, реализация которых осуществляется за счет средств организаторов проекта (далее - проект), с предоставлением организаторам проекта гранта в форме субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации при условии достижения ими установленных показателей социального эффекта (далее - грант); установить показатели социального эффекта проектов; заключить соглашения о предоставлении организаторам проектов грантов на срок реализации проектов; ежегодно, до 30 сентября, направлять в Министерство финансов Российской Федерации информацию о ходе проведения ими пилотной апробации в текущем календарном году (далее - информация); до 30 сентября 2024 г. направить в Министерство финансов Российской Федерации итоговый отчет о результатах проведения пилотной апробации. |
Оператор
проекта [социального управления]
|
Государственная корпорация развития
"ВЭБ.РФ".
|
консультационное сопровождение,
мониторинг реализации проекта, проведение независимой оценки достижения социального эффекта, проверка соблюдения условий и целей реализации заключенного между уполномоченным органом и организатором проекта соглашения о предоставлении гранта |
Организатор
проекта [социального управления]
|
Социальный инвестор (российское юрлицо,
ИП, которые предоставляют исполнителям средства на реализацию проекта)
|
финансовое обеспечение реализации проекта в течение всего
периода его реализации
привлечение одного или нескольких исполнителей (при необходимости) мониторинг реализации проекта на основании отчетов исполнителя выбор организации, осуществляющей независимую оценку социальных эффектов предоставление уполномоченному органу информации о результатах проведения пилотной апробации |
Исполнитель
проекта [социального управления]
|
российское юрлицо, либо ИП, либо
физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП
|
реализация
проекта:
достижение социальных эффектов отчетность и информирование участие в обеспечении измерения и независимой оценки социальных эффектов |
Эксперт
независимой оценки социальных эффектов
|
Организация, осуществляющая деятельность,
направленную на установление факта достижения или недостижения социального
эффекта по итогам реализации проекта
|
оценка результата реализации проекта, выраженный в
положительном изменении состояния и (или) жизненных условий социальных
бенефициаров, характеризующемся количественными и качественными
показателями - социальными эффектами, установленными в паспорте проекта
|
Рисунок 1. Области профессиональной квалификации социального управления и оценки социальных эффектов деятельности предприятий. Составлено авторами.
Социальные аспекты устойчивого развития, качество управления в этой сфере и согласованность во взаимодействии заинтересованных сторон играют всё более значительную роль в обеспечении устойчивости в текущей ситуации и в контексте задач средне- и долгосрочной перспективы. Для компаний и для регионов особенно остро сегодня стоят вопросы обеспеченности квалифицированными кадрами. Интересы тех и других совпадают в необходимости совместных действий для создания такой социокультурной среды, которая будет способствовать привлечению и удержанию профессиональных кадров. Возрастает необходимость активизации усилий по созданию благоприятных условий и использования современных технологий социального инвестирования, притока частных инвестиций в интересах устойчивого развития, включая расширение возможностей решения социальных проблем, улучшение среды обитания.
Для решения этих задач требуются активные действия и принятие комплекса мер, направленных на развитие партнёрства, государственно-частных программ, поддержку инвестиций бизнеса. В числе таких мер авторами предлагается, в том числе, выделить:
1) стимулирование инвестиций бизнеса в развитие системы высшего и профессионального образования;
2) формирование тесного партнёрства образовательных организаций и работодателей для подтверждения соответствия профессиональных образовательных программ текущим и перспективным потребностям в знаниях и умениях;
3) расширение сотрудничества государственных органов и корпоративного сектора с учётом взаимных интересов, в том числе практики государственно-частного партнёрства;
4) реализация мер по развитию благотворительной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц как значимого фактора повышения социального благополучия в обществе;
5) поддержка и поощрение добровольчества, корпоративного волонтёрства;
6) внедрение методологии оценки социального воздействия реализуемых корпоративных проектов в регионах и раскрытия соответствующей информации в отчётности компаний, содействие учёту этой информации как вклада бизнеса в реализацию национальных проектов и его общественному признанию [30].
Таким образом, анализ сложившейся системы государственного регулирования социального управления, от стратегического целеполагания до оценки социальных эффектов, а также системы нормативно-методических источников в этой сфере управления, приводит к следующим выводам:
1. Социальное управление является системным стратегическим для РФ видом профессиональной деятельности, где высшим уровнем квалификации субъектов управления является 9 уровень:
1.1. определена ответственность за реализацию национальных проектов;
1.2. установлены целевые значения национальных целей развития;
1.3. утверждены показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (Руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и т.п.
2. Социальное управление является межотраслевым и междисциплинарным, что представлено в таблице анализа национальных целевых социальных эффектов (табл. 1):
2.1. целевые национальные социальные эффекты представлены как интегрирующие показатели эффективности разных экономических отраслей (например, «Возможности для самореализации и развития талантов» реализуются как минимум в 3-х национальных проектах);
2.2. национальные проекты являются многоуровневыми по сложности реализации социального управления и достижения социальных эффектов на уровне Российской Федерации как сумма действий федеральных, региональных, муниципальных и организационных субъектов управления;
2.3. в Российской Федерации формируется крупнейший рынок работодателей и спрос на квалификации в сфере социального управления (табл. 2) и т.п.
3. Компетенции социального управления являются дополнением к уже действующим профквалификациям (профессиональные знания и навыки в области ESG, КСО, нефинансовой отчётности или измерения и оценки социальных эффектов приобретаются как дополнительные к базовому образованию и квалификации руководителя или специалиста):
3.1. руководитель ОИВ/ отраслевых и региональных центров реализации национальных/социальных проектов должен обладать суммой профквалификаций (ПК), где ПК=ПК1 (отраслевая функция) +ПК2 (управление) +ПК3 (социальное управление), при этом отраслевая функция опирается на теоретические (знания) и практические (навыки) компетенции, которые могут относиться как к общим, так и к узкоспециальным (отраслевым) компетенциям, получаемым в образовании или в процессе трудовой деятельности по профессии (в схеме ПК названо «наука», рис. 2).
Рисунок 2. Включение квалификации в сфере социального управления и оценки социальных эффектов деятельности предприятий в профквалификацию субъекта управления (руководителя, органа управления). Составлено авторами.
3.2. социальное управление является специфическим ВПД, которое при высоком спросе в реальном секторе экономики не обеспечено рынком профобразования в связи с отсутствием профессиональных стандартов, которые должны быть источником для ФГОСов и т.п.
3.3. ВПД социальное управление является совокупностью обобщенных трудовых функций: целеполагание, планирование, бюджетирование, реализация, мониторинг, контроль и оценка социальных эффектов деятельности организаций самых разных по типам собственности, отраслевой принадлежности, размерам и другим критериям.
Основные выводы:
Социальное управление достаточно быстро входит в нашу жизнь. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2019 №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия» фактически является развитием и расширением уже действующих нормативно-методических документов социального управления, распространяя опыт реализации национальных проектов на большой перечень юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, которые готовы участвовать в реализации социальных проектов, создающих социальные эффекты, способные обеспечить не только достижение национальных целей, но и сформировать новый рынок социальных инвестиций. Но одним из существенных ограничений является дефицит квалифицированных руководителей и специалистов, что создает риски недостижения социальных целей и эффектов.
На основе проведенного анализа, авторами предлагается выделить ВПД «Социальное управление, мониторинг, контроль и оценка социальных эффектов деятельности предприятий» (табл. 2), как обобщающий ключевые профквалификации и обобщённые трудовые функции (ОТФ), на основе которого можно описать основные уровни профессиональной подготовки от 5 до 9 в национальной рамке квалификаций НСК РФ: специалист (выпускник бакалавриата или специалитета – 5-6 уровень), эксперт (магистратура, дополнительное профессиональное образование (ДПО), профессиональный опыт – 6-7 уровень), руководитель (7-9 уровень).
Данный ВПД должен стать источником описания профессиональных квалификаций, который выделит ключевые знания и навыки по управлению социальными эффектами, позволяющие руководить организациями или проектами в области создания и оценки социальных эффектов экономической деятельности. Авторы статьи считают необходимым расширить круг заинтересованных лиц при обсуждении ВПД в сфере социального управления через общественные обсуждения новых нормативно-методологических источников РФ в части управления социальными эффектами, а также приглашения круга потенциальных работодателей данного сектора занятости на основании анализа, приведённого в таблице 2. Объективным итогом данной работы должен стать профессиональный стандарт и/или профессиональные квалификации в НСК РФ, что позволит синхронизировать требования к ФГОСам, сформировать образовательные программы различных уровней (высшее образование, ДПО, МВА) необходимые для включения в подготовку специалистов по направлениям: экономика и менеджмент, юриспруденция, государственное и муниципальное управление и другим, с учетом растущего спроса на специалистов, экспертов и руководителей с компетенциями в части управления социальными эффектами.
[1] А. Семёнова. Путин обсудил с Володиным самые важные законы, принятые Госдумой // Источник URL: https://smotrim.ru/article/3478904 (дата обращения 01.08.2023)
[2] Количество учетных записей на «Госуслугах» достигло почти 100 млн. ТВ СПБ от 11 апреля 2023 // Источник URL: https://tvspb.ru/news/2023/04/11/kolichestvo-uchetnyh-zapisej-na-gosuslugah-dostiglo-pochti-100-mln (дата обращения 01.08.2023).
[3] А. Семёнова. Путин обсудил с Володиным самые важные законы, принятые Госдумой // Источник URL: https://smotrim.ru/article/3478904 (дата обращения 01.08.2023)
[4] Новости МСП от 29.06.2023 // Источник URL: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/minpromtorg_predlozhil_zapretit_goszakupki_importnykh_apparatov_ivl/ (дата обращения 01.08.2023)
[5] "Ответственность и взаимовыручка сегодня не просто слова": Бизнесмены из регионов объяснили, почему помогают фронту. Михаил Пинкус. - Российская газета - Федеральный выпуск: №6(8951) // Источник URL: https://rg.ru/2023/01/12/kazhdyj-proiavitsia-kto-est-kto.html (дата обращения 01.08.2023)
[6] Данные по формам статистической налоговой отчётности ФНС РФ. Отчет по форме № 1-ЮР (2022 год)// Источник: URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/11892431/ (дата обращения 01.08.2023)
[7] Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия». - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/73080288/paragraph/30:3 (дата обращения 01.08.2023)
Источники:
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
4. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. №633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности»
6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
7. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия»
8. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия
9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
10. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 №876-р «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации»
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р «План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест»
12. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1632-р об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
13. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ
14. «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 №2765-р) (с изм. от 24.12.2021)
15. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности/ Guidance on social responsibility (2013-03-15)
16. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 №1391-ст)
17. Данные по формам статистической налоговой отчётности ФНС РФ. Отчет по форме № 1-ЮР (2022 год). [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/11892431/ (дата обращения: 01.08.2023).
18. Андреева Е.И., Горшкова И.Д., Ковалевская А.С. Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт. - М.: Издательство «Проспект», 2014. – 72 c.
19. Автономов А.С., Маловичко И.С., Хананашвили Н.Л. Методика и практика обучения мониторингу социальных проектов. / Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией А.С.Автономова. - М.: Национальная Ассоциация благотворительных организаций (НАБО), 2018. – 240 c.
20. Декларация «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года». [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 01.08.2023).
21. Инструменты на вырост. Кто, как и для чего оценивает социальный эффект в России. Коммерсант. "Регенерация". Приложение №106 от 17.06.2022, стр. 10. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5413098 (дата обращения: 01.08.2023).
22. «Капитал находится в поисках смысла». Как инвесторы смотрят на социальный эффект своих вложений в России "Регенерация". Коммерсант. Приложение №106 от 17.06.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/apps/140508?from=doc (дата обращения: 01.08.2023).
23. Количество учетных записей на «Госуслугах» достигло почти 100 млн. ТВ СПБ от 11 апреля 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://tvspb.ru/news/2023/04/11/kolichestvo-uchetnyh-zapisej-na-gosuslugah-dostiglo-pochti-100-mln (дата обращения: 01.08.2023).
24. Минпромторг России с целью поддержки отечественной медицинской промышленности предлагает ввести запрет на закупку государственными больницами аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) зарубежного производства. Новости МСП от 29.06.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/minpromtorg_predlozhil_zapretit_goszakupki_importnykh_apparatov_ivl/ (дата обращения: 01.08.2023).
25. Пинкус М. «Ответственность и взаимовыручка сегодня не просто слова»: Бизнесмены из регионов объяснили, почему помогают фронту. Российская газета - Федеральный выпуск: №6(8951). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/01/12/kazhdyj-proiavitsia-kto-est-kto.html (дата обращения: 01.08.2023).
26. Подход к осуществлению социальных действий компании. [Электронный ресурс]. URL: http://e-konomika.ru/articles/podxod-k-osushhestvleniyu-socialnyx-dejstvij-kompanii-1903.html (дата обращения: 01.08.2023).
27. Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий. OECD Guidelines for Multinational Enterprises, 2011 Edition (Russian version), OECD (2013), OECD Publishing. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264203204-ru (дата обращения: 01.08.2023).
28. Рождественская Н.В., Богуславская С.Б., Боброва О.С. Оценка эффективности проектов некоммерческих организаций, социального предпринимательства и гражданских инициатив. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2016. – 168 c.
29. Семёнова А. Путин обсудил с Володиным самые важные законы, принятые Госдумой. [Электронный ресурс]. URL: https://smotrim.ru/article/3478904 (дата обращения: 01.08.2023).
30. Устойчивое развитие в стратегии российского бизнеса. Сборник корпоративных практик. РСПП, Москва, 2023 г. — 224 стр. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/upload/iblock/c7f/ekan9gw3v07htmhs48b4qkgld6edu6rb/Sbornik-Ustoychivoe-razvitie-v-strategii-rossiyskogo-biznesa.pdf (дата обращения: 01.08.2023).
Страница обновлена: 01.12.2024 в 23:49:12