Цифровая трансформация международных корпораций: повышение профессиональной квалификации
Максимцев И.А.1, Костин К.Б.1, Березовская А.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)
Цитировать:
Максимцев И.А., Костин К.Б., Березовская А.А. Цифровая трансформация международных корпораций: повышение профессиональной квалификации // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 689-704. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114426.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48333813
Цитирований: 8 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В статье приводится обоснование необходимости профессиональной подготовки преподавателей вузов в процессе цифровой трансформации предприятий, что послужит ускорению данного процесса и повышению его эффективности за счет формирования новых компетенций как у сотрудников, так и у потребителей товаров и услуг соответствующих предприятий. В работе характеризуется цифровизация, отмечаются элементы, из которых она состоит, анализируются факторы ее развития в условиях современной неопределенности, вызванной, в том числе, пандемией. Проанализирована динамика мирового развития цифровизации, выделены основные тренды и проблемы. На основе анализа индекса цифровизации определены резервы роста эффективности цифровой трансформации России, связанные с повышением цифровизации человеческого капитала. Предложена модель цифровой трансформации профессиональной подготовки преподавателей вузов.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, качество подготовки кадров, профессиональная квалификация преподавателей вузов
JEL-классификация: O31, F23, I23
Введение
Цифровая трансформация представляет собой переход в новую реальность, неизбежный этап экономического развития и широкие возможности для тех, кто к ним подготовлен [1, 3, 4, 6] (Bogolyubov, Kostin, 2013; Buzhinskaya, Tsaruk, 2021; Dzhuliy, Emchuk, 2015). Подготовка к цифровой трансформации представляет собой инструмент, нацеленный на обеспечение максимальной эффективности за счет синергии всех элементов этой трансформации. К элементам в данном случае относятся знания и информация, а также те субъекты, которые их создают, аккумулируют и используют. Субъектами выступают в том числе преподаватели вузов, основу деятельности которых составляет эффективное использование знаний и информации. Это обуславливает актуальность рассмотрения теоретико-методологических аспектов повышения квалификации преподавателей вузов как драйвера роста эффективности цифровой трансформации.
Целью исследования является разработка модели цифровой трансформации профессиональной подготовки преподавателей вузов как драйвера повышения эффективности цифровой трансформации современных предприятий. К методам, которые были применены в процессе исследования, отнесены: анализ, сравнение и обобщение данных, группировка, моделирование.
Анализируя цифровизацию как ключевой элемент формирования глобального информационного общества, отмечается, что основным двигателем прогресса в нем становятся знания, которые предстают в виде больших данных и являются основным товаром, который обменивается и потребляется на рынке. Такая ситуация обуславливает сокращение значимости обладания тем или иным ресурсом, в то время как информация о таком ресурсе и возможность эту информацию использовать демонстрируют перманентный рост [4, с. 130–134] (Dzhuliy, Emchuk, 2015, р. 130–134).
Цифровизация представляет собой одну из форм обращения с информацией. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации она определяется следующим образом: «Цифровизация – это переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую» [9], т.е. цифровизацию можно рассматривать как процесс реализации изменений, который нацелен на массовое внедрение цифровых технологий, производящих, развивающих, сохраняющих, а также передающих информацию.
В отличие от других способов инновации, цифровизация основывается на одновременном развитии широкого спектра технологий. Соответствующие технологии представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные категории цифровых технологий
Источник: [16] (Shinkaretskaya, 2019).
Структура цифровой экономики, в рамках которой осуществляется цифровизация, представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура цифровой экономики
Источник: разработано авторами.
В условиях сохранения конкурентоспособности и выживания в эпоху цифровых сдвигов предприятия осознают необходимость изменений и использования современных технологий. Экономика предприятия трансформируется под влиянием глобальных процессов проникновения цифровизации во все сферы хозяйственной деятельности [7, с. 8–15] (Kulinich, 2019, р. 8–15).
Факторы, влияющие на рост цифровой экономики, включают в себя:
1. Новые покупатели в цифровой среде. Средняя глобальная доля взаимодействий с клиентами в онлайн-среде почти утроилась с июня 2017 года по июль 2020 года, всего с 20% до почти 60%. В июле 2020 года было достигнуто увеличение на 21% по сравнению с периодом непосредственно перед пандемией COVID-19 в декабре 2019 года. Взаимодействие с цифровыми клиентами увеличилось больше всего в Северной Америке с 25% в июне 2017 года до 65% в июле 2020 года [17]. Динамика взаимодействий с клиентами в цифровом формате до и во время пандемии COVID-19 представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Средняя доля взаимодействий с клиентами в цифровом формате до и во время пандемии COVID-19 в разбивке по регионам, %, 2017–2020 гг.
Источник: [17].
2. Изоляция дома. Потребители, которым пришлось сократить время поездок в магазины, за три месяца сделали больше покупок в Интернете, чем обычно, тратя все больше денег. Возросший спрос в течение трех месяцев 2020 г. создал мощную базу, пропорционально уменьшая темпы роста в 2021 г.
3. Рост покупательной способности в периоды, непосредственно следующие за изоляцией. Даже после ее окончания покупатели в основном будут выбирать интернет-покупки, а не посещение переполненных магазинов и торговых центров. Можно снизить этот фактор роста постоянной (хотя и незначительной) тенденцией увеличения частоты покупок в Интернете для большинства покупателей (каннибализация [см. напр.: 15] офлайн-покупок у опытных покупателей).
4. Переход некоторых сотрудников на удаленную работу. По мнению экспертов, вследствие кризиса, вызванного пандемией, будет реализован пересмотр политики в области делопроизводства многими компаниями, значительная часть персонала предприятия перейдет на удаленную работу (включая новых наемных работников, которые станут удаленными работниками). Удаленные работники частично переедут из крупнейших городов, что даст дополнительный рост онлайн-торговле.
5. Рост онлайн-продаж FMCG [см. напр.: 21, с. 14] в результате ускоренного роста спроса и предложения (последнее является более важным) в период изоляции и после нее. На интернет-рынке FMCG были сделаны значительные инвестиции и наблюдается стремительное развитие данного сегмента, появились новые игроки.
6. Падение покупательной способности и потребительской активности – отрицательный фактор, ведущий к снижению потребления. По мнению экспертов, это влияет лишь на премиальное потребление среднего класса. Обычное потребление растет из-за каннибализации офлайн-продаж [3, с. 27–31] (Buzhinskaya, Tsaruk, 2021, р. 27–31).
Исследуя представленные факторы, оказывающие влияние на деятельность современных предприятий, можно отметить, что примерно девять из десяти предприятий считают, что им придется внести изменения в свою бизнес-модель, или же они уже ее изменили, чтобы оставаться экономически жизнеспособными к 2023 году. 64% респондентов считают, что им необходимо создавать новые цифровые бизнесы, а 21% – что им необходимо внедрить цифровые технологии в свою текущую бизнес-модель [18]. Только 11% считают, что существующая бизнес-модель дальнейшего развития предприятия не потеряет экономической жизнеспособности до 2023 года (рис. 4).
Рисунок 4. Структура ответов респондентов на вопрос, касающийся изменений, которые им следует реализовать, чтобы их бизнес-модель оставалась экономически жизнеспособной в 2023 году, %
Источник: [18].
На рисунке 5 представлены основные приоритетные направления развития современных компаний, выделяемые в области цифрового развития. Согласно представленным данным, цифровая трансформация является ключевым приоритетом для инициатив в области информационных технологий (ИТ) для глобальных компаний. Другие приоритеты включают кибербезопасность, а также стратегическую миграцию в сферу облачных технологий.
Рисунок 5. Приоритетные направления цифрового развития современных предприятий, 2020–2021 гг., %
Источник: [20].
Цифровая трансформация в данном контексте означает интеграцию цифровых технологий в различные сферы бизнеса с целью обеспечить большую ценность для клиентов. Конкретным примером цифровой трансформации является растущая интеграция онлайн-инструментов для совместной работы, таких как Zoom и Microsoft Teams. Эти продукты, основанные на подписке, очень популярны из-за их экономической эффективности.
На примере уровня цифровизации предприятий в России проанализируем резервы активизации цифровой трансформации, которая позволит современным предприятиям быть более конкурентоспособными в условиях глобальной неопределенности (рис. 6).
Рисунок 6. Уровень цифровизации российских предприятий по состоянию на сентябрь 2020 года, по показателям, % (от 0 до 100)
Источник: [19].
Совокупный индекс цифровизации бизнеса (BDI) в России был измерен на уровне 50 пунктов (**среди показателей, составляющих индекс, самый высокий балл был зафиксирован в сфере использования каналов хранения и передачи данных). На основе выявленного уровня цифровизации предприятий в России отчетливо определяется проблема низкого уровня цифровизации человеческого капитала, который составляет порядка 28%, что является наиболее незначительным показателем из приведенных на рисунке 6. Именно этот элемент, по мнению авторов, должен рассматриваться в качестве приоритетного в условиях необходимости формирования новых конкурентных преимуществ России в условиях цифровизации.
Обобщая эволюционный анализ становления понятия «человеческий капитал», по мнению исследователя Хабибулиной З.Р., существует ряд научных подходов, которые обособленно трактуют человеческий капитал, привнося собственные идеи и элементы в теоретический дискурс (рис. 7).
Рисунок 7. Научные подходы, раскрывающие понятие «человеческий капитал» Источник: [13] (Khabibullina, 2021).
По мнению ученых Н.А. Бондаренко и Е.А. Уразовой, человеческий капитал – это врожденные и приобретаемые способности, которые формируются у человека в результате саморазвития, накопленного опыта, а также профессиональных знаний, навыков, умений, мотивации и здоровья в процессе всей жизнедеятельности и обеспечивают доход его носителю и обществу в целом [2, с. 59–66] (Bondarenko, Urazova, 2021, р. 59–66).
Авторами предлагается расширить данное понятие и определить его в рамках цифровой трансформации следующим образом: совокупность знаний, навыков и опыта, формируемых за счет взаимодействия в условиях цифровой среды и использования цифровых технологий и инструментов, что повышает степень цифровой вовлеченности и актуализирует информацию, которая является ключевым источником человеческого капитала в условиях современной тотальной цифровизации. На рисунке 8 представлены составляющие человеческого капитала с учетом предложенного определения.
Рисунок 8. Структура элементов человеческого капитала и цифрового человеческого капитала
Источник: разработано авторами на основе [8, 12].
На основе проведенного исследования необходимо отметить, что формирование навыков человеческого капитала происходит в рамках устоявшейся образовательной системы. То есть преподаватели и студенты становятся неотъемлемой частью цифровой среды в рамках трансформации всей системы образования.
Роль каждого преподавателя в образовательной системе меняется, и это требует соответствующей подготовки и соответствующего обучения – повышения квалификации. Необходимы новые подходы развития системы образования, разработка которых, в свою очередь, потребует осмысления перспектив дальнейших этапов достижения высокого уровня профессионального мастерства преподавателя, а также обеспечения достойного статуса в социальной среде [5] (Zeer, Lomovtseva, Tretiakova, 2020). Если же теперь проанализировать запрос со стороны бизнеса, то ожидаемая потребность в переподготовке современных сотрудников следующая (представлена на рис. 9).
Рисунок 9. Ожидаемая потребность в переподготовке современных сотрудников, 2018–2022 гг., %
Источник: [22].
На основе анализа мнений руководителей компаний из 20 стран мира в соответствии с отчетом ВЭФ в текущем году переподготовка или прохождение курсов повышения квалификации потребуется более чем половине сотрудников. Более трети работодателей планируют обучение сотрудников, производительность которых снизилась в результате технологического прорыва, и почти половина работодателей хотят сделать ставку на повышение квалификации наиболее высокопроизводительных работников. Конкурентные преимущества бизнеса будут определяться сотрудниками, обладающими навыками, необходимыми для адаптации к цифровым технологиям [14].
Исследуя человеческий капитал и субъекты, которые его формируют, следует отметить важность преподавательской среды в целом и преподавателей в частности. Основную сложность для преподавателя представляет постоянно обновляющаяся, зачастую доступная и бесплатная информационная среда, и ему, как источнику информации, трудно с ней конкурировать. Резонно предположить, что там, где автоматизированные информационные системы смогут заменить преподавателя, так и произойдет. Именно поэтому для сохранения своей конкурентоспособности преподаватель должен владеть соответствующими методами работы со средствами электронного обучения, т.е., по сути, должен быть полностью интегрирован в цифровую среду.
Необходимо учитывать запросы клиентов – студентов высших учебных заведений, поскольку эффективность работы системы образования будет определяться в большей степени уровнем удовлетворения образовательных запросов современной молодежи в цифровой образовательной среде. Именно с учетом данного критерия и должен быть выстроен и отлажен процесс профессиональной подготовки преподавателей. Профессиональная подготовка должна быть нацелена на изучение новых форм взаимодействия со студентами, получение навыков работы с передовыми цифровыми технологиями, работу с соответствующими цифровыми базами данных, разработку интерактивного и релевантного онлайна-контента.
Учитывая все вышеизложенное, а также соответствующие работы ученых в частности [6, 10] (Ryleeva, Stefanik, 2021), авторами была разработана модель повышения профессиональной квалификации преподавателей вузов, основанная на принципах и инструментах цифровизации человеческого капитала (рис. 10).
Рисунок 10. Модель повышения профессиональной квалификации преподавателей вузов, основанная на принципах и инструментах цифровизации человеческого капитала
Источник: [6, 10] (Ryleeva, Stefanik, 2021).
На основе анализа представленной на рисунке 10 модели следует отметить высокую роль как внешних, так и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс повышения профессиональной квалификации преподавателей вузов, что особенно актуально во время пандемии COVID-19, которая привела к вынужденному переводу деятельности вузов в цифровую среду.
Заключение
Одним из ключевых направлений развития современной отечественной системы образования является самое широкое использование цифровых технологий [1] (Bogolyubov, Kostin, 2013). Их внедрение в образовательный процесс заявлено правительством нашей страны как одно из наиболее важных направлений российского национального проекта «Образование» [11]. В частности, к числу приоритетных задач данного проекта относятся: создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, а также обновление всей системы профессионального образования за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ [11].
На основе проведенного исследования следует отметить, что современная трансформация предприятий станет более эффективной и успешной в случае поступательной цифровой трансформации именно человеческого капитала и, в частности, деятельности преподавателей вузов. Это обусловлено особой важностью сферы образования в процессе трансформации как для широкого круга специалистов в цифровой среде, так и для выпускников вузов и преподавателей в особенности.
Источники:
2. Бондаренко Н.А., Уразова Е.А. Управление воспроизводством человеческого капитала в условиях инновационного развития // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2021. – № 1(60). – c. 59-66.
3. Бужинская К.А., Царук И.М. Развитие интернет-торговли в эпоху цифровизации // Экономика и управление предприятиями, Серия: Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 2(119). – c. 27-31.
4. Джулий Л.В., Емчук Л.В. Информационные системы и их роль в деятельности современных предприятий // Perspective economic and management issues: Collection of scientific articles. Scientific journal «ECONOMICS AND FINANCE», "East West" Association For Advanced Studies and Higher Education. Vienna, Austria, 2015. – c. 130-134.
5. Зеер Э.Ф., Ломовцева Н.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 3. – c. 26-39. – doi: 10.26170/po20-03-03 .
6. Ковчур С.А. Формирование цифровых компетенций преподавателей в условиях реализации программы повышения квалификации. Tsutmb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/09112020_prepodavatel/6/Kovchur.pdf (дата обращения: 23.02.2022).
7. Кулинич М.Б. Цифровая трансформация отечественных предприятий в современных условиях // Экономика, управление и администрирование. – 2019. – c. 8-15. – doi: 10.26642/ema-2019-3(89)-8-15.
8. Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 N 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Методикой расчета показателя «Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики, Тысяча человек», «Методикой расчета показателя «Число принятых на программы высшего образования в сфере информационных технологий и по математическим специальностям, Тысяча человек», «Методикой расчета показателя «Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, Тысяча человек»). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/4b0f0a6b3968c119936637ccac7b99a3697ba7b4/ (дата обращения: 23.02.2022).
9. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756 (дата обращения: 23.02.2022).
10. Рылеева А.С., Стефаник Ю.В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2(87). – c. 97-99. – doi: 10.24412/1991-5497-2021-287-97-99 .
11. Национальные проекты РФ: национальный проект «Образование». Стратегия 24. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 07.03.2022).
12. Сущность и подходы к изучению человеческого капитала. Articlekz.com. [Электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/article/10754 (дата обращения: 23.02.2022).
13. Хабибуллина З.Р. Человеческий капитал креативного работника. / дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. - Санкт-Петербург, 2021. – 184 c.
14. «Цифровое» образование: пусть никто не останется лишним. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4171063 (дата обращения: 23.02.2022).
15. Что такое эффект каннибализации в ритейле, SEO и маркетинге на примерах. Leadstartup.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://leadstartup.ru/db/cannibalization (дата обращения: 02.02.2022).
16. Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. – 2019. – № 8. – c. 119-123.
17. Average share of customer interactions that are digital before and during the COVID-19 pandemic, by region. Statista-com. [Электронный ресурс]. URL: https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/statistics/1248804/share-of-customer-interactions-that-are-digital (дата обращения: 07.02.2022).
18. Changes companies need to make for their business model to stay economically viable by 2023. Statista-com. [Электронный ресурс]. URL: https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/statistics/1248716/companies-digital-business-model-changes (дата обращения: 07.02.2022).
19. Level of digitalization among business enterprises in Russia as of September 2020, by indicator. Statista-com. [Электронный ресурс]. URL: https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/statistics/1034412/digitalization-among-businesses-russia-by-area (дата обращения: 07.02.2022).
20. Priorities for IT technology initiatives in companies worldwide from 2020 to 2021. Statista-com. [Электронный ресурс]. URL: https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/statistics/1106032/top-priorities-it-technology-initiatives (дата обращения: 03.03.2022).
21. Sean Brierley. The Advertising Handbook (2nd, illustrated ed.). Routledge. - 2002. - p. 14
22. The Future of Jobs Report 2018. Insight Report. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf (дата обращения: 03.03.2022).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:38:00