Requirements for creating new types of professional activities and qualifications in social impact assessment
Epikhina S.B.1, Pereverzeva E.I.2
1 АО "ВЦИОМ"
2 Совет по профессиональным квалификациям в сфере управления и права Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям
Download PDF | Downloads: 18
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 9 (September 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54773536
Abstract:
The article examines the main prerequisites and patterns of the allocation of social management as an area of general management aimed at achieving the social effects of economic activity. The authors have conducted an analysis of regulatory sources of the Russian Federation, which provide grounds for describing new professional qualifications in this field of activity.
The results of the study may be of interest to the professional community in social entrepreneurship, management, managers and experts of organizations (including non-profit ones), as well as students and postgraduates of economics, management, law, etc.
Keywords: company activity social effect, social management, professional qualification, generalized labor function, labor function
JEL-classification: M11, M21, M51, M54
Введение
Турбулентность изменений социальных, экономических, технологических, климатических, экологических процессов, затрагивающая мир, регионы, государства, требует актуализировать прогнозы и тенденции развития рынка труда, своевременно оценить потребности в знаниях и профессиональных навыках, которые были бы адекватны вызовам настоящего исторического периода развития России. В статье авторы предлагают рассмотреть понятия «управление организацией», «профессиональная квалификация» через призму новой сферы менеджмента - «социальное управление».
Развитие концепций «устойчивого развития», «корпоративной ответственности», «социальной ответственности», «социального предпринимательства» долго шло по пути разделения или противопоставления «социальных» и «не социальных», «ответственных» и «безответственных» организаций или предпринимателей. Однако авторы данной статьи в процессе исследования текущей ситуации в экономике России, которая находится в процессе преодоления невиданных ранее вызовов в виде санкций, нерыночных механизмов, ограничений субъектности коммерческих и некоммерческих организаций через политическое и экономическое давление, делают вывод о рождении нового уровня взаимодействия государства, частных инвесторов, организаций в разных областях экономики [1]. За период с 2020 года в процессе преодоления последствий пандемии, санкционного режима в Российской Федерации созданы механизмы оказания помощи субъектам всех форм собственности, что в первую очередь характеризуется:
¾ открытым диалогом общества, государства, субъектов социально-экономической деятельности (общественные платформы, федеральные, территориальные и муниципальные структуры поддержки предпринимательства и граждан, волонтерское движение и т.п.);
¾ эффективными коммуникациями (прозрачность, скорость, доступность, в том числе, цифровые форматы [2]);
¾ новым уровнем эффективности работы законотворческой власти [3] (Государственная дума РФ, Совет Федерации РФ за последние годы показали способность работать комплексно, быстро, эффективно, совершенствовать законодательные нормы с учетом новой складывающейся практики их применения на основании общественного и профессионального запроса);
¾ особенным акцентом на социальных эффектах от законотворческой, регуляторной, экономической деятельности всех участников государственно-частного партнёрства (ГЧП) (органы власти обеспечивают защиту российского бизнеса с применением различных методов управления [4]);
¾ высоким уровнем вовлечённости предпринимателей и граждан России в социально-экономические вопросы преодоления [5] и т.п.
Таким образом, на сегодня в Российской Федерации формируется новый уровень понимания и реализации концепции «социальной ответственности»: сегодня каждый гражданин России, социальные группы, организации и органы управления становятся создающими социальные эффекты:
¾ обеспечения национальной безопасности граждан: защита, обеспечение доступности всех необходимых товаров и услуг, поддержка в трудных условиях пострадавших регионов, семей или граждан;
¾ обеспечения экономической стабильности предприятий и защиты рабочих мест и др.
Участие предприятий в производственной, хозяйственной, общественной жизни региона, в рамках которой функционирует трудовой коллектив данной организации, измеряется различными методами, которые зависят от целей самого процесса сбора и оценки данных. Это может быть производственный баланс отрасли/ региона (товары, услуги, их качественные и количественные показатели), вопросы безопасности (экологические риски, промышленная безопасность, охрана труда и т.п.), развитие страны и региона (участие в национальных и региональных проектах, экспортно-импортные потенциалы и т.п.), экономика (бухгалтерский отчёт, финансовый отчёт, налоговые отчёты и т.п.) и другие формы измерения вклада организации в решение стратегических задач окружающей среды (стейкхолдеров) её деятельности. Одним из сбалансированных обобщающих методов стали нефинансовые отчёты (социальные отчёты), которые включают все перечисленные сферы деятельности организаций. Именно социальный отчёт в последние годы становится инструментом продуктивного диалога с заинтересованными сторонами, в нём не только обобщаются итоги деятельности организации в разрезе нескольких лет (в динамике), но и фиксируются определенные обязательства и планы на предстоящие периоды, что позволяет, в том числе, оценить и синхронизировать подходы к управлению в регионе, отрасли, предприятии.
Анализ изменений нормативной базы Российской Федерации [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17], обзор международной и российской практики деятельности предприятий [21, 22, 23, 24, 25, 29] в интересах достижения социальных эффектов показывает, что самые разные по масштабу и отраслевой специфике организации разных форм собственности всё активнее участвуют в процессе управления, опирающегося на сложную комплексную оценку эффективности, в которой прибыль не является доминирующей. Создаются ценности и нормы, влияющие на глобальные, транснациональные, национальные и региональные организации, когда потребность человека, социальной группы, страны могут открывать новые направления в экономике, вызывать глубокие технологические и экономические эффекты, стимулировать инвестиционные процессы. Фактически можно признать современный этап развития мировой и национальной экономики переходом экономических субъектов деятельности (регуляторов, инвесторов, предпринимателей, потребителей) к новым формам социально-экономического взаимодействия с обществом и стейкхолдерами, в которых товарно-денежные отношения дополняются обязательными условиями регулирования социальных эффектов деятельности организаций. Этот переход сопровождается формированием нового направления в профессиональной деятельности субъектов: социальное управление деятельностью предприятий и оценка социальных эффектов этой деятельности.
Научная новизна предлагаемого авторами подхода заключается в том, что на основе анализа международных и российских нормативно-методических актов в области экономической деятельности предприятий, государственно-частного партнёрства, социальных инвестиций впервые понятие «социальных эффектов деятельности организаций» исследуется:
1. как новая область общего менеджмента - социальное управление (сквозная функция управления для всех типов организаций);
2. как вид профессиональной деятельности руководителей и специалистов (профквалификация в части знаний, навыков, компетенций).
Цель настоящего исследования – определить нормативные источники и методы описания профквалификаций в области вида профессиональной деятельности (ВПД) «Социальное управление, мониторинг, контроль и оценка социальных эффектов деятельности предприятий».
Практическое значение исследования в том, что полученные результаты в части описания источников и методов описания ВПД «Социальное управление, мониторинг, контроль и оценка социальных эффектов деятельности предприятий» могут стать основой для разработки профстандартов, профквалификаций в ВПД, синхронизировать требования к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) по направлениям: экономика и менеджмент, юриспруденция, ГМУ и другим, с учетом растущего спроса на специалистов, экспертов и руководителей с компетенциями в части управления социальными эффектами.
В настоящей статье были использованы методические подходы в рамках действующего российского законодательства, в том числе, основанные на международных [20, 27] и российских стандартах [16,17] в области устойчивого развития и социального управления, а также работах научно-исследовательских групп [18, 19, 26, 28], специализирующихся на оценке социально-экономической эффективности социальных проектов, предприятий, программ и т.д. Аналитические данные по рынку квалификаций в сфере социального управления приведены на основе отчётов по устойчивому развитию в стратегии российского бизнеса и корпоративным практикам, подготовленных Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) [30].
Формирование профессиональных квалификаций в сфере социального управления как ответ на потребности рынка труда
Современной концепцией социального управления выделяется роль субъектов управления (руководители, осуществляющие персональное руководство, и коллективные органы управления любыми общностями людей) в достижении объектами управления (производственные, структурные, функциональные объекты управления в организации) целей социального управления (в концепции устойчивого развития носят комплексный и неделимый характер, обеспечивают сбалансированность экономического, социального и экологического развития, отражённые в социальной отчётности организации) с возможностью оценки социальных эффектов социального управления (измерения социальных результатов деятельности организаций и субъектов управления).
От оптимального сочетания функций управления и субъектов управления и их согласования зависит трудовое поведение работников организации, социально эффективное предприятие оказывается способным производить качественную продукцию и обеспечивать духовные и материальные запросы, как членов трудового коллектива, так и жителей региона, страны.
Проведение оценки социальных эффектов эффективности деятельности предприятий потребует от организаций привлечения квалифицированного персонала и/или обучения действующих сотрудников, однако затраты на разработку и применение оценочной системы должны окупиться повышением эффективности управленческой системы [18].
На текущем этапе развития экономических субъектов Российской Федерации зарегистрировано 3 197 542 юридических лиц (по состоянию на 01.01.2023 г.) [6], из которых 197 компаний участвуют в системе добровольной нефинансовой отчетности по корпоративной социальной отчетности (КСО), что составляет 0,006% от общего числа организаций. Данный мониторинг рынка показывает огромный потенциал роста и развития системы социального управления, которая сдерживается, в том числе, дефицитом квалификаций и компетенций руководителей, экспертов и специалистов в данной области управления. Одной из причин данного дефицита квалификаций является междисциплинарный, мультифункциональный характер сквозной деятельности в социальном управлении и в оценке социальных эффектов.
В каких организациях необходимы специалисты с компетенциями в области социального управления?
Рассмотрим перечень субъектов управления (организаций) в сфере национальной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, там, где специалисты должны обладать компетенциями в социальном управлении и оценке социальных эффектов деятельности предприятий.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ, её регионах и муниципальных субъектах определена законодательством и включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства и (или) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и соответствующие критериям, установленным нормативным актом Центрального банка РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (далее - микрофинансовые организации предпринимательского финансирования), организации, осуществляющие управление технопарками (технологическими парками), технополисами, научными парками, промышленными парками, индустриальными парками, агропромышленными парками, центры инноваций социальной сферы, центры сертификации, стандартизации и испытаний, центры поддержки народных художественных промыслов, центры развития сельского и экологического туризма, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляющие услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, торгово-промышленные палаты, финансовые агентства, кооперативы, правовые центры, технопарки, научные парки, специализированные производственные территории (производственно-технологические зоны), инновационно-технологические центры, бизнес-гостиницы, бизнес-инкубаторы, палаты и центры народных художественных промыслов и ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, центры поддержки экспорта, лизинговые компании, научно-исследовательские организации, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иные организации.
Фактически данный перечень организаций, выполняющих функции социального управления, является перечнем работодателей для квалифицированных руководителей, экспертов и специалистов, которые должны иметь современную квалификацию в управлении социальными эффектами деятельности предприятий и организаций. На основании этого перечня рекомендуется формировать сообщество заинтересованных сторон в развитии новых видов профессиональной деятельности в социальном управлении, формировании профессиональных стандартов и профквалификаций в этих видах профессиональной деятельности (ВПД), а также создании библиотеки трудовых функций, трудовых действий, знаний и навыков, которые могут стать основой для развития профессионального образования и рынка труда в будущем.
Российская Федерация активно внедряет международный опыт социального управления, создавая национальные и региональные центры управления социальными эффектами. В первую очередь, на уровне национальных и муниципальных проектов обеспечивая взаимодействие крупного бизнеса, некоммерческих организаций (НКО), социальных предпринимателей с территорией присутствия. Подобный подход позволяет стимулировать развитие и рост социально-ответственного предпринимательства, однако растущий перечень организаций, выполняющих функции социального управления создаёт спрос на квалифицированный персонал. Данный спрос в настоящий момент не может быть объективно оценен и удовлетворен, в связи с тем, что требуется более системная классификация профессиональных квалификаций (ПК) (набор специализированных обобщенных трудовых функция (ОТФ), трудовых действий (ТД), знаний и навыков), которая позволит сформировать профессиональные траектории карьеры и рынок труда по данному ВПД/ ПК.
Однако необходимо признать, что из общего числа работодателей Российской Федерации, в том числе, её инфраструктуры социального развития, на настоящий момент не сформирован отраслевой или специализированный рынок труда и профобразования с выделенными ВПД, ПС, ПК в сфере социального управления, в т.ч. в области оценки социальных эффектов. Дефицит квалификаций в этой области управления может быть решён через активное включение профсообщества и организаций в Национальную систему квалификаций РФ.
Подходы к формированию видов профессиональной деятельности в сфере социального управления
Система государственного социального управления в РФ сложилась к 2020 году и ее основу составляет Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором развиваются ранее начатые социальные инициативы государства и утверждаются основные национальные цели (табл. 1), фактически обобщающие стратегическую систему социального управления в России.
Таблица 1. Система государственного социального управления РФ на основе нормативных документов. Составлено авторами.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ЦЕЛИ
|
целевые показатели, характеризующие достижение
национальных целей к 2030 г. (социальные эффекты)
|
НАЦПРОЕКТЫ
|
Сохранение населения, здоровье и
благополучие людей (увеличение численности населения страны)
|
устойчивый
рост численности населения Российской Федерации
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 % |
Здравоохранение
Демография |
Достойный, эффективный труд и успешное
предпринимательство (повышение уровня жизни граждан)
|
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше
среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020г.; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек; |
Туризм и
индустрия гостеприимства
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы Производительность труда и поддержка занятости Международная кооперация и экспорт |
Комфортная и безопасная среда для жизни
(создание комфортных условий для проживания)
|
улучшение
жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного
строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год;
улучшение качества городской среды в 1,5 раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%; создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза; снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза; ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое; |
Безопасные и
качественные автомобильные дороги
Жильё и городская среда Экология Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры |
Цифровая трансформация (осуществление
прорывного развития Российской Федерации)
|
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и
социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также
государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%; рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97%; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года. |
Цифровая
экономика
|
Возможности для самореализации и развития
талантов (раскрытие таланта каждого человека)
|
Позиция РФ в
первой
десятке ведущих стран мира по качеству общего образования;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; Позиция РФ в первой десятке ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15%; увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. |
Образование
Культура Наука |
1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
3) Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. №633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»;
4) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации;
5) Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
6) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности»;
7) Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия»;
8) Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (Правительство РФ, 1 октября 2021 г.) и др.
Для целей выделения основных специализированных квалификаций руководителей, экспертов, специалистов в области создания, развития и оценки социальных эффектов для бизнеса и общества предлагается использовать один из первых национальных нормативных документов в области регулирования государственной поддержки и реализации социальных проектов, подробно раскрывающих функции субъектов социального управления: Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия» (табл. 2).
Таблица 2. Специализированные квалификации руководителей, экспертов, специалистов в области создания, развития и оценки социальных эффектов для бизнеса и общества в РФ [7]. Составлено авторами.
РОЛЬ
|
СУБЪЕКТ
УПРАВЛЕНИЯ
|
Функции и полномочия
|
Высший
орган [социального управления]
|
Правительство РФ
|
Определение
целей:
повышения эффективности и качества оказания государственных услуг (выполнения работ) применения новых инструментов финансирования социальных проектов достижение социально значимых эффектов. |
Методолог
[социального управления]
|
Министерство
финансов Российской Федерации
|
методологическое
сопровождение пилотной апробации проектов социального воздействия
|
Уполномоченный
орган [социального управления]
|
Высшие
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
|
проведение
мониторинга реализации проекта и проверки соблюдения условий и целей
реализации соглашения о предоставлении гранта:
определить проекты, направленные на достижение социально значимых эффектов, реализация которых осуществляется за счет средств организаторов проекта (далее - проект), с предоставлением организаторам проекта гранта в форме субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации при условии достижения ими установленных показателей социального эффекта (далее - грант); установить показатели социального эффекта проектов; заключить соглашения о предоставлении организаторам проектов грантов на срок реализации проектов; ежегодно, до 30 сентября, направлять в Министерство финансов Российской Федерации информацию о ходе проведения ими пилотной апробации в текущем календарном году (далее - информация); до 30 сентября 2024 г. направить в Министерство финансов Российской Федерации итоговый отчет о результатах проведения пилотной апробации. |
Оператор
проекта [социального управления]
|
Государственная корпорация развития
"ВЭБ.РФ".
|
консультационное сопровождение,
мониторинг реализации проекта, проведение независимой оценки достижения социального эффекта, проверка соблюдения условий и целей реализации заключенного между уполномоченным органом и организатором проекта соглашения о предоставлении гранта |
Организатор
проекта [социального управления]
|
Социальный инвестор (российское юрлицо,
ИП, которые предоставляют исполнителям средства на реализацию проекта)
|
финансовое обеспечение реализации проекта в течение всего
периода его реализации
привлечение одного или нескольких исполнителей (при необходимости) мониторинг реализации проекта на основании отчетов исполнителя выбор организации, осуществляющей независимую оценку социальных эффектов предоставление уполномоченному органу информации о результатах проведения пилотной апробации |
Исполнитель
проекта [социального управления]
|
российское юрлицо, либо ИП, либо
физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП
|
реализация
проекта:
достижение социальных эффектов отчетность и информирование участие в обеспечении измерения и независимой оценки социальных эффектов |
Эксперт
независимой оценки социальных эффектов
|
Организация, осуществляющая деятельность,
направленную на установление факта достижения или недостижения социального
эффекта по итогам реализации проекта
|
оценка результата реализации проекта, выраженный в
положительном изменении состояния и (или) жизненных условий социальных
бенефициаров, характеризующемся количественными и качественными
показателями - социальными эффектами, установленными в паспорте проекта
|
Рисунок 1. Области профессиональной квалификации социального управления и оценки социальных эффектов деятельности предприятий. Составлено авторами.
Социальные аспекты устойчивого развития, качество управления в этой сфере и согласованность во взаимодействии заинтересованных сторон играют всё более значительную роль в обеспечении устойчивости в текущей ситуации и в контексте задач средне- и долгосрочной перспективы. Для компаний и для регионов особенно остро сегодня стоят вопросы обеспеченности квалифицированными кадрами. Интересы тех и других совпадают в необходимости совместных действий для создания такой социокультурной среды, которая будет способствовать привлечению и удержанию профессиональных кадров. Возрастает необходимость активизации усилий по созданию благоприятных условий и использования современных технологий социального инвестирования, притока частных инвестиций в интересах устойчивого развития, включая расширение возможностей решения социальных проблем, улучшение среды обитания.
Для решения этих задач требуются активные действия и принятие комплекса мер, направленных на развитие партнёрства, государственно-частных программ, поддержку инвестиций бизнеса. В числе таких мер авторами предлагается, в том числе, выделить:
1) стимулирование инвестиций бизнеса в развитие системы высшего и профессионального образования;
2) формирование тесного партнёрства образовательных организаций и работодателей для подтверждения соответствия профессиональных образовательных программ текущим и перспективным потребностям в знаниях и умениях;
3) расширение сотрудничества государственных органов и корпоративного сектора с учётом взаимных интересов, в том числе практики государственно-частного партнёрства;
4) реализация мер по развитию благотворительной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц как значимого фактора повышения социального благополучия в обществе;
5) поддержка и поощрение добровольчества, корпоративного волонтёрства;
6) внедрение методологии оценки социального воздействия реализуемых корпоративных проектов в регионах и раскрытия соответствующей информации в отчётности компаний, содействие учёту этой информации как вклада бизнеса в реализацию национальных проектов и его общественному признанию [30].
Таким образом, анализ сложившейся системы государственного регулирования социального управления, от стратегического целеполагания до оценки социальных эффектов, а также системы нормативно-методических источников в этой сфере управления, приводит к следующим выводам:
1. Социальное управление является системным стратегическим для РФ видом профессиональной деятельности, где высшим уровнем квалификации субъектов управления является 9 уровень:
1.1. определена ответственность за реализацию национальных проектов;
1.2. установлены целевые значения национальных целей развития;
1.3. утверждены показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (Руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и т.п.
2. Социальное управление является межотраслевым и междисциплинарным, что представлено в таблице анализа национальных целевых социальных эффектов (табл. 1):
2.1. целевые национальные социальные эффекты представлены как интегрирующие показатели эффективности разных экономических отраслей (например, «Возможности для самореализации и развития талантов» реализуются как минимум в 3-х национальных проектах);
2.2. национальные проекты являются многоуровневыми по сложности реализации социального управления и достижения социальных эффектов на уровне Российской Федерации как сумма действий федеральных, региональных, муниципальных и организационных субъектов управления;
2.3. в Российской Федерации формируется крупнейший рынок работодателей и спрос на квалификации в сфере социального управления (табл. 2) и т.п.
3. Компетенции социального управления являются дополнением к уже действующим профквалификациям (профессиональные знания и навыки в области ESG, КСО, нефинансовой отчётности или измерения и оценки социальных эффектов приобретаются как дополнительные к базовому образованию и квалификации руководителя или специалиста):
3.1. руководитель ОИВ/ отраслевых и региональных центров реализации национальных/социальных проектов должен обладать суммой профквалификаций (ПК), где ПК=ПК1 (отраслевая функция) +ПК2 (управление) +ПК3 (социальное управление), при этом отраслевая функция опирается на теоретические (знания) и практические (навыки) компетенции, которые могут относиться как к общим, так и к узкоспециальным (отраслевым) компетенциям, получаемым в образовании или в процессе трудовой деятельности по профессии (в схеме ПК названо «наука», рис. 2).
Рисунок 2. Включение квалификации в сфере социального управления и оценки социальных эффектов деятельности предприятий в профквалификацию субъекта управления (руководителя, органа управления). Составлено авторами.
3.2. социальное управление является специфическим ВПД, которое при высоком спросе в реальном секторе экономики не обеспечено рынком профобразования в связи с отсутствием профессиональных стандартов, которые должны быть источником для ФГОСов и т.п.
3.3. ВПД социальное управление является совокупностью обобщенных трудовых функций: целеполагание, планирование, бюджетирование, реализация, мониторинг, контроль и оценка социальных эффектов деятельности организаций самых разных по типам собственности, отраслевой принадлежности, размерам и другим критериям.
Основные выводы:
Социальное управление достаточно быстро входит в нашу жизнь. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2019 №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия» фактически является развитием и расширением уже действующих нормативно-методических документов социального управления, распространяя опыт реализации национальных проектов на большой перечень юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, которые готовы участвовать в реализации социальных проектов, создающих социальные эффекты, способные обеспечить не только достижение национальных целей, но и сформировать новый рынок социальных инвестиций. Но одним из существенных ограничений является дефицит квалифицированных руководителей и специалистов, что создает риски недостижения социальных целей и эффектов.
На основе проведенного анализа, авторами предлагается выделить ВПД «Социальное управление, мониторинг, контроль и оценка социальных эффектов деятельности предприятий» (табл. 2), как обобщающий ключевые профквалификации и обобщённые трудовые функции (ОТФ), на основе которого можно описать основные уровни профессиональной подготовки от 5 до 9 в национальной рамке квалификаций НСК РФ: специалист (выпускник бакалавриата или специалитета – 5-6 уровень), эксперт (магистратура, дополнительное профессиональное образование (ДПО), профессиональный опыт – 6-7 уровень), руководитель (7-9 уровень).
Данный ВПД должен стать источником описания профессиональных квалификаций, который выделит ключевые знания и навыки по управлению социальными эффектами, позволяющие руководить организациями или проектами в области создания и оценки социальных эффектов экономической деятельности. Авторы статьи считают необходимым расширить круг заинтересованных лиц при обсуждении ВПД в сфере социального управления через общественные обсуждения новых нормативно-методологических источников РФ в части управления социальными эффектами, а также приглашения круга потенциальных работодателей данного сектора занятости на основании анализа, приведённого в таблице 2. Объективным итогом данной работы должен стать профессиональный стандарт и/или профессиональные квалификации в НСК РФ, что позволит синхронизировать требования к ФГОСам, сформировать образовательные программы различных уровней (высшее образование, ДПО, МВА) необходимые для включения в подготовку специалистов по направлениям: экономика и менеджмент, юриспруденция, государственное и муниципальное управление и другим, с учетом растущего спроса на специалистов, экспертов и руководителей с компетенциями в части управления социальными эффектами.
[1] А. Семёнова. Путин обсудил с Володиным самые важные законы, принятые Госдумой // Источник URL: https://smotrim.ru/article/3478904 (дата обращения 01.08.2023)
[2] Количество учетных записей на «Госуслугах» достигло почти 100 млн. ТВ СПБ от 11 апреля 2023 // Источник URL: https://tvspb.ru/news/2023/04/11/kolichestvo-uchetnyh-zapisej-na-gosuslugah-dostiglo-pochti-100-mln (дата обращения 01.08.2023).
[3] А. Семёнова. Путин обсудил с Володиным самые важные законы, принятые Госдумой // Источник URL: https://smotrim.ru/article/3478904 (дата обращения 01.08.2023)
[4] Новости МСП от 29.06.2023 // Источник URL: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/minpromtorg_predlozhil_zapretit_goszakupki_importnykh_apparatov_ivl/ (дата обращения 01.08.2023)
[5] "Ответственность и взаимовыручка сегодня не просто слова": Бизнесмены из регионов объяснили, почему помогают фронту. Михаил Пинкус. - Российская газета - Федеральный выпуск: №6(8951) // Источник URL: https://rg.ru/2023/01/12/kazhdyj-proiavitsia-kto-est-kto.html (дата обращения 01.08.2023)
[6] Данные по формам статистической налоговой отчётности ФНС РФ. Отчет по форме № 1-ЮР (2022 год)// Источник: URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/11892431/ (дата обращения 01.08.2023)
[7] Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия». - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/73080288/paragraph/30:3 (дата обращения 01.08.2023)
References:
Andreeva E.I., Gorshkova I.D., Kovalevskaya A.S. (2014). Rekomendatsii po otsenke sotsialno-ekonomicheskoy effektivnosti sotsialnyh programm. Opredeleniya, podkhody, prakticheskiy opyt [Recommendations for assessing the socio-economic effectiveness of social programs. Definitions, approaches, practical experience] (in Russian).
Avtonomov A.S., Malovichko I.S., Khananashvili N.L. (2018). Metodika i praktika obucheniya monitoringu sotsialnyh proektov [Methodology and practice of teaching monitoring of social projects] (in Russian).
Rozhdestvenskaya N.V., Boguslavskaya S.B., Bobrova O.S. (2016). Otsenka effektivnosti proektov nekommercheskikh organizatsiy, sotsialnogo predprinimatelstva i grazhdanskikh initsiativ [Evaluation of the effectiveness of projects of non-profit organizations, social entrepreneurship and civic initiatives] (in Russian).
Страница обновлена: 10.04.2025 в 09:12:36