Продвижение российских образовательных услуг на международный рынок на основе сравнительной характеристики европейской и национальной рамок квалификации
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (71), Ноябрь 2012
Цитировать:
Завалько Н.А. Продвижение российских образовательных услуг на международный рынок на основе сравнительной характеристики европейской и национальной рамок квалификации // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 11. – С. 53-58.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037296
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Образовательные учреждения, внедряющие в свою практику рамки квалификации по различным направлениям подготовки, способствуют более эффективной системе продвижения образовательных услуг не только в рамках региона и страны, но также и на международном уровне. При этом необходимо отметить, что сводится к минимуму система адаптации выпускника в организации, так как в рамках квалификации уже учитываются требования предприятий-работодателей, которые также являются потребителями образовательных услуг, а точнее сказать, такого продукта, как выпускник.
Ключевые слова: человеческий капитал, предприятие, знания, компетенции, умения, рамка квалификаций, продвижение образовательных услуг, потребители образовательных услуг, дескрипторы
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует современная система классификации и структурирования квалификаций, отражающая требования к компетенциям работников, которые бы были понятны работодателям, пользователям услуг системы профессионального образования. Такое положение дел существенно затрудняет продвижение российских образовательных услуг в мировое образовательное пространство. Сравнительная характеристика европейской и национальной рамок квалификации с выявлением положительных и отрицательных сторон позитивно отражается на формировании более гибкой модели рамки квалификаций, которая позволяет потребителям образовательных услуг уверенно чувствовать себя на международном рынке.
Что отражают дескрипторы?
Анализируя национальные и европейские рамки квалификаций (НРК, ЕРК) необходимо заметить, что при согласованном общем подходе существуют некоторые различия в описании дескрипторов: знаний, умений и компетенций – уровней рамок квалификаций.
Например, выявлено, что в описании результатов обучения 6-го уровня российская рамка квалификаций выделяет в дескрипторе «знания» не только знание теорий и принципов, но и обладание практическим опытом. Вместе с тем европейская рамка подчеркивает необходимость критического осмысления теории и принципов, тогда как в требованиях НРК достаточно самостоятельного анализа и оценки профессиональной информации.
В дескрипторе «умения» в ЕРК содержатся требования решать сложные и непредсказуемые проблемы на основе мастерства и инноваций, тогда как НРК РФ определяет способность корректировать компоненты профессиональной деятельности и принимать решения на основе многообразных способов.
Что же касается компетенций, то в ЕРК речь идет о необходимости формирования компетенции в области принятия решения в сложных и непредсказуемых ситуациях, тогда как в НРК – в области принятия решений на уровне подразделения или организации.
Сравнительный анализ 7-го уровня, показывает, что российская рамка квалификаций включает в дескриптор «знания» синтез новых знаний прикладного характера и опыта, европейская рамка отмечает необходимость критического осмысления вопросов на стыке областей знаний.
В дескрипторе «умения» в ЕРК предполагается умение создавать новые знания и процедуры, а в НРК РФ – разработка новых подходов к решению задач с использованием инновационных методов.
В дескрипторе «компетенции», НРК РФ предполагает необходимость формирования компетенции в области стратегического менеджмента крупных институциональных структур, тогда как ЕРК – только в области преобразования профессиональной деятельности на основе новых стратегических подходов. Впрочем, как на 6-м, так и на 7-м уровне НРК РФ, по сравнению с ЕРК, упускают необходимость формирования умений и компетенций в области педагогической деятельности.
Проведенный сравнительный анализ показывает необходимость четкого согласования подходов при описании уровней квалификационных рамок по конкретным направлениям с целью единообразия трактовки квалификационных уровней на мировом рынке труда.
Допущения и упущения
В этой связи нами проанализирован опыт разработки рамок квалификаций в Уральском регионе. В описании результатов обучения 6-го уровня в дескрипторе «знания» выделены знания научной картины мира, нормативной, распорядительной, методической документации и управленческие знания, необходимые для оптимизации процессов в профессиональной деятельности и в непредсказуемых ситуациях. Однако знание практического опыта и необходимость критического осмысления теории и принципов остались «за кадром».
Дескриптор «умения» согласовывается с НРК и ЕРК, но в нем не прописаны умения в области непрерывного обучения. Обращает на себя внимание проработанность дескриптора «компетенции», подробно освещены: автономность, коммуникативность, ответственность, адаптивность и способность к развитию. Выделение умений, компетенций в области принятия решений в непредсказуемых ситуациях приближает к европейскому подходу в формировании европейских квалификационных рамок. Не подчеркнута необходимость формирования компетенции в области педагогической деятельности.
Сравнительный анализ 7-го уровня показывает, что в дескрипторе «знания» описаны требования к знаниям практического характера и критически осмысляются проблемы профессиональной деятельности, но не уделяется внимание синтезу новых знаний на стыке смежных областей.
В дескрипторе «умения» отсутствует аспект создания новых знаний и подходов к решению задач с использованием инновационных методов.
В дескрипторе «компетенции» определена необходимость формирования компетенции в области тактического менеджмента без внимания к развитию стратегических компетенций. Кроме этого и в 7-м уровне, по сравнению с ЕРК и НРК РФ, упущена необходимость формирования умений и компетенций в области педагогической деятельности.
Автором на основе исследования потребителей образовательных услуг, к которым относятся предприятия-работодатели, экспертного анализа профессиональных задач, стоящих перед бакалаврами и магистрами, что соответствует 6-му и 7-му уровням рамки квалификаций, профессиональных требований со стороны рынка труда к знаниям, умениям и компетенциям бакалавров и магистров были выявлены основные принципы формирования дескрипторов 6-го и 7-го уровня рамки квалификаций.
На 6-м уровне прослеживается акцент на самостоятельное решение профессиональных задач на основе критического осмысления теории и принципов с помощью традиционных методов с использованием современных информационных технологий. На 7-м уровне отмечается необходимость решения профессиональных задач на основе как традиционных методов, так и самостоятельного поиска и создания инновационных методов.
Наши дескрипторы
В результате проведенного исследования предприятий-работодателей, а также анализа национальной и европейской рамок квалификаций с учетом опыта Уральского региона были сформулированы дескрипторы (знания, умения, компетенции) по направлению «Экология и природопользование» и сформирована рамочная структура.
6 уровень. Дескриптор «знания». Обобщая полученные результаты, можно сформулировать дескриптор национальной квалификационной рамки «Знания» по направлению «Экология и природопользование» следующим образом:
Общепрофессиональные знания теоретических основ общей экологии, природопользования, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды, учения об атмосфере, биосфере, ландшафтоведении в современном их понимании, основ российского природоохранного и экологического законодательства, на уровне их использования при решении профессиональных задач в области экологии и природопользования, оценки экологических рисков, сохранения экологического равновесия экосистем, при предотвращении и ликвидации экологически опасных ситуаций и катастроф, поиска путей выхода из глобального экологического кризиса.
В дескрипторе «умения» сформулированы умения оценивать природно-ресурсный потенциал территорий, его использование, воспроизводство в современных условиях, оценивать факторы экологического риска при проведении и планировании хозяйственной деятельности, осуществлять контроль соблюдения экологических стандартов и нормативов за состоянием окружающей среды, составлять проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контролировать их выполнение на основе современных информационных технологий с использованием ГИС, умение критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования, умения необходимые при принятии самостоятельных решений в сложных кризисных ситуациях на региональном и государственном уровне. Здесь же умения в области проведения научно-исследовательских и опытных работ, образовательной деятельности.
В результате анализа дескриптора «компетенции» выявлены следующие направления: самостоятельное управление профессиональной деятельностью в условиях риска и неопределенности; владение методами экологического менеджмента и аудита; осознание своей роли в коллективе при достижении целей организации на основе принципов самоменеджмента; способствование внедрению инновационных технологий, оборудования и производств на основе оценки их экологической эффективности.
7 уровень. Дескриптор «знания». Анализ результатов исследования по магистерской подготовки выявил следующие дескрипторы «знания»: современные научные знания в области экологии и природопользования, российского и международного природоохранного и экологического законодательства, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, перспектив развития отрасли, технологий производства продукции, оборудования, тенденций развития глобальных экологических процессов направленных на обеспечение устойчивого развития мировой экономики.
В дескрипторах «умения» представлены творческое использование в научной и производственно-технологической деятельности знаний фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин; умение модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач профессиональной деятельности на основе современных информационных технологий и геоинформационных систем, разрабатывать и внедрять мероприятия, направленные на создание экономики замкнутого цикла при проектировании строительстве и эксплуатации инновационных производственных объектов; умение грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития.
В результате исследования дескрипторы «компетенции» обобщают в себе самостоятельное на основе поиска и создания инновационных методов управление профессиональной деятельностью в сложных условиях развития экономики, действие эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления; способствование созданию и внедрению инновационных технологий и производств на основе оценки их экологической эффективности, планов внедрения новой техники; проведение научно-исследовательских работ по созданию на предприятии экономики замкнутого цикла, основанной на экологически рациональной циркуляции материалов, сбережении и замещении не возобновляемых ресурсов, минимизации, повторном использовании, переработке и утилизации отходов, внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства, рациональном использовании природных ресурсов. Важно самостоятельно осуществлять экологический аудит объектов с последующей разработкой инновационных мер по улучшению окружающей среды.
Выводы
В результате проведенного сравнительного анализа сформулированы требования к 6-му и 7-му уровням рамки квалификации по направлению «Экологи и природопользование», которые способствуют подготовке специалиста со знаниями, умениями и компетенциями международного уровня [2].
Образовательные учреждения, внедряющие в свою практику рамки квалификации по различным направлениям подготовки, способствуют более эффективной системе продвижения образовательных услуг не только в рамках региона и страны, но также и на международном уровне. При этом необходимо отметить, что сводится к минимуму система адаптации выпускника в организации, так как в рамках квалификации уже учитываются требования предприятий-работодателей, которые также являются потребителями образовательных услуг, а точнее сказать, такого продукта, как выпускник. Кроме того, усовершенствование рамок квалификации содействует трудоустройству потребителей образовательных услуг, причем трудоустройству в рамках международного рынка труда.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:23:11