Формирование рамки квалификаций как эффективный механизм продвижения образовательных услуг в мировое образовательное пространство

Геращенко И.П., Завалько Н.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (66), Июнь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17773072
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время возрастает роль высшего образования как основополагающего фактора, формирующего конкурентоспособность отечественных специалистов на мировом рынке труда. Основой продвижения национальных и региональных образовательных услуг в общеевропейское образовательное и экономическое пространство, на наш взгляд, является гармонизация национальной и европейской квалификационных рамок и разработка рамок квалификаций по конкретным направлениям.

Ключевые слова: рынок труда, образовательные услуги, конкуренция, рамка квалификаций, рынок образования, образовательное пространство



В контексте стремительного расширения информационного пространства и развития инновационных технологий в современном мире особую актуальность приобретают вопросы обеспечения успешной национальной конкуренции на международном рынке труда на основе подготовки высококвалифицированных специалистов. Ключевая роль при этом отводится высшему образованию как основополагающему фактору, формирующему конкурентоспособность страны в новом мировом экономическом пространстве.

Пространством меряют услуги

Интернационализация образовательного пространства, заложенная принципами Болонского процесса, и реализация таковых в нашей стране, с одной стороны, усиливает позиции российского образования на мировом рынке образовательных услуг, но, с другой стороны, предъявляет дополнительные требования к содержанию образовательных программ и их направленности на постоянно изменяющиеся требования современного мирового рынка труда. Расширение образовательного пространства способствует созданию более эффективных механизмов продвижения образовательных услуг на мировой рынок.

По мнению основных «промоутеров» Болонского процесса, его цели «полностью отвечают ожиданиям той части вузовской молодежи России, которая стремится к освоению подлинно университетских, а не облегченных программ [2]. Они отвечают и национальным целям и стратегиям, которые в силу ряда причин могут существенно отличаться от целей и стратегий конкретных российских вузов, подчас понимающих пространство своей автономии значительно шире, чем академическая автономия, и искажающих значение образовательных услуг как «publicgoods».

Гармонизация по запросу рынка

Однако отдельные университеты проявляют инициативы, часто при поддержке международных организаций направленные на модернизацию и развитие высшей школы, которые играют важную роль в интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство. Международные образовательные проекты, в том числе, например, европейский проект «Темпус», помогают создавать основы совершенствования образовательных программ высшего профессионального образования и развития академической мобильности преподавателей и студентов, способствуют тесному взаимодействию представителей власти, бизнеса, научных и образовательных структур c целью интенсификации международных связей региона, направленных на развитие регионального образовательного пространства. Создание подобного рода коммуникационных процессов дает импульс эффективному функционированию всей системы высшего образования страны и его дальнейшему продвижению в мировое образовательное пространство.

Основой продвижения национальных и региональных образовательных услуг в общеевропейское образовательное и экономическое пространство, на наш взгляд, является гармонизация национальной и европейской квалификационных рамок и разработка рамок квалификаций по конкретным направлениям и специальностям. Данная задача обусловлена необходимостью создания международной системы сопоставимых квалификаций специалистов, прежде всего выпускников вузов (бакалавров и магистров). Разработка системы классификаторов и дескрипторов в оценке профессиональных знаний в соответствии с запросами международного, национального и регионального рынков труда должна способствовать повышению качества подготовки выпускников, решению проблем занятости и развитию международной мобильности [3].

Европейская рамка квалификаций (ЕРК), официально принятая Европейским парламентом 23 апреля 2008 г., представляет собой рамочное описание квалификаций, которое делает прозрачным отношения между европейскими национальными квалификационными рамками и квалификациями, которые они содержат. Кроме того, европейская рамка квалификаций может рассматриваться как механизм сопоставления национальных квалификаций, представляя собой метарамку, состоящую из восьми уровней. Каждый из этих уровней описан в терминах знаний, умений и компетенций (понимаемых в данном случае как уровень ответственности, сложности и автономии), определяющих качественное отличие квалификаций одного уровня от другого. ЕРК позволяет проводить сравнение квалификаций между странами и является ориентиром для разработки национальной квалификационной рамки [1].

Рамка как отражение ожиданий рынка труда

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. Национальная рамка квалификаций рассматривается как единая многоуровневая система квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровне. Рамка квалификаций позволяет определить требования к образовательным стандартам и программам профессионального образования и привести их в соответствие с требованиями сферы труда. Рамка квалификаций позволяет проводить обоснованные сравнения квалификаций и дипломов, выданных в нашей стране, что очень актуально в ситуации активизирующейся трудовой международной миграции.

Помимо этого рамка квалификаций позволяет выстраивать оптимальные траектории обучения и получения квалификаций, позволяющие гражданам адаптироваться как к изменяющимся потребностям рынка труда, так и реализовывать собственные потребности в обучении. Последнее особо важно, поскольку общество, основанное на знаниях, должно обеспечивать гражданам возможности обучения в течение всей жизни.

1

Рис. Схема взаимодействия при формировании рамок квалификаций

Формирование рамок квалификаций по направлениям и специальностям необходимо основывать на взаимодействии государства, общества, образовательных учреждений, организаций и международного сообщества (рис.1). Государство воздействует на формирование рамок квалификаций через национальную квалификационную рамку, государственные образовательные стандарты, требования к компетенциям специалистов, единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий, единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕТКС/КСД). Общество определяет формирование рамок квалификаций через удовлетворение потребностей и ожиданий рынка труда, обеспечения устойчивого развития нации. Организации и предприятия формируют рамки квалификаций на основе собственных потребностей в специалистах, собственных подходов к определению их компетенций с учетом изменяющихся тенденций в экономике и обществе. Международное сообщество влияет на формирование рамок квалификаций через европейскую рамку квалификаций с учетом волатильности международного рынка труда.

Выводы

Создание нормативной модели квалификационных рамок по различным направлениям и специальностям на основе национальных и европейских стандартов и с учетом региональных особенностей рынка труда должно способствовать улучшению качества обучения выпускников, повышению их конкурентоспособности на рынке труда и уровня их соответствия социальным и экономическим требованиям общества, что создает эффективный механизм продвижения национальных образовательных услуг в мировое образовательное сообщество. Кроме того, оно содействует интернационализации университетов, и развитию новых интегрированных подходов к решению социальных и экологических проблем мирового сообщества.


Источники:

1. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда [Текст]. – М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009.
2. Кузьминов Я.И., Любимов Л.Л., Ларионова М.В. Общие цели Болонского процесса, их совместимость с национальными целями российского высшего образования. Участники процесса [Электронный ресурс] // http://bologna.mgimo.ru/
3. Телегина Г.В. Университет и рынок труда: вклад европейских проектов в подготовку конкурентоспособных специалистов по экологии [Текст] // Экологическое образование в России и за рубежом: особенности подготовки конкурентоспособных специалистов; Материалы семинара проекта TEMPUS «Разработка квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование» – Омск, 2011.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 05:11:09