Региональные профориентационные и карьерные порталы как инструмент эффективной кадровой политики региона
Шпенглер А.В.1, Созинова А.А.1, Конина О.В.2
1 Вятский государственный университет
2 Московский педагогический государственный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)
Цитировать:
Шпенглер А.В., Созинова А.А., Конина О.В. Региональные профориентационные и карьерные порталы как инструмент эффективной кадровой политики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1171-1190. – doi: 10.18334/epp.14.4.120699.
Аннотация:
Дефицит кадров, наблюдаемый во многих отраслях экономики, особенно сильно влияет на предприятия промышленности в регионах Российской Федерации. Формирование комфортных условий работы с целью трудоустройства молодежи на региональные предприятия стало приоритетным направлением для многих из них. Для эффективной региональной политики занятости населения необходим эффективный инструмент, обеспечивающий информационную связность элементов взаимодействия в рамках обучения, профориентации, построения карьеры, трудоустройства в регионе. Таким элементом коммуникации является портал региона по профориентации и карьере.В рамках настоящей статьи вторами проведена систематизация данных о наличии/отсутствии подобных информационных ресурсов в субъектах Российской Федерации, проведен анализ структурных составляющих и коммуникационных элементов.Основная проблема, стоящая в центре внимания авторов – определение параметров конкурентоспособности профориентационного портала региона.
Проведенное авторами исследование позволило сформировать основные конкурентные преимущества профориентационного портала региона, сформировать обновленную модель структуры портала и алгоритм оценки рейтинга профориентационных порталов.
Исследование будет интересно педагогическим работникам, профессиональная деятельность которых связана с процессом профориентации молодежи, государственным служащим, работа которых связана с вопросами трудоустройства молодежи и профориентации
Ключевые слова: профориентация, профориентационный/карьерный карьерный портал, портал региона, регион, кадровая региональная политика
В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...
Введение
Эффективность кадровой региональной политики во многом зависит от степени согласованности многих факторов рынка труда, начиная от ориентации образовательных инициатив региона на реальные рыночные запросы экономики и до согласованности с национальными и федеральными приоритетами. В случае, если в регионе вопросы образования, профориентации и трудоустройства молодых специалистов решаются стихийно и не согласуются с реальными кадровыми потребностями предприятий, это в конечном счете приведет к серьезным диспропорциям на региональном рынке труда.
Проблема профориентационного самоопределения подростков в настоящее время достаточно остро стоит в каждом регионе. От правильности профессионального выбора абитуриентов направления подготовки, уровня образования и учебного заведения во многом зависит в будущем кадровый потенциал региона.
Исследования федеральных и региональных практик показали, что в ряде отраслей созданы электронные сервисы основной целью которых является построение карьеры молодежи в регионе. Например, по поручению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации создан информационный сервис, который позволяет организовать непосредственное взаимодействие студентов, выпускников, желающих трудоустроиться в организации особых приоритетных отраслей, с кадровыми службами таких предприятий.
На портале «Федеральный кадровый центр оборонно-промышленного комплекса» студенты и выпускники могут размещать свои резюме с указанием желательного места работы (субъект Российской Федерации, и/или отрасль, или конкретная организация), которые адресно доводятся через личные кабинеты до кадровых служб организаций с учетом требований законодательства Российской Федерации при работе с персональными данными. [1]
Необходимость цифровизации информации на едином ресурсе в последние несколько лет привела к формированию в регионах Российской Федерации карьерных и профориентационных порталов, основная цель которых заключается в интеграции важной и актуальной информации из различных источников о профориентации, образовании, трудоустройстве и рынке труда региона. Основной проблемой, рассматриваемой в статье является анализ параметров конкурентоспособности профориентационного портала региона. Научная гипотеза исследования сводится к необходимости формирования профориентационного портала, имеющего высокий уровень конкурентоспособности и удобную пользовательскую модель взаимодействия. Целью настоящей статьи является анализ параметров конкурентоспособности профориентационных и карьерных порталов региона.
Основу методического аппарата исследования составляют экономико-статистические методы, а также расчетные методы анализа и интерпретации данных. При проведении научных исследований авторами использованы такие методы как классификация, систематизация, синтез, сравнительный анализ и другие.
Материалы и методы
Методические аспекты исследования параметров конкурентоспособности профориентационных и карьерных порталов регионов требуют первоначального уточнения понятийного аппарата.
Под профориентационным/карьерным порталом региона будет пониматься крупный веб-сайт, предоставляющий пользователям доступ к информационным ресурсам и веб-сервисам [2] по вопросам профориентации и карьеры в конкретном регионе. Таким образом объектами исследования явились профориентационные/карьерные порталы регионов Российской Федерации, интегрирующие в себе комплексную информацию тематической направленности.
Информационной базой исследования явились федеральные и региональные нормативно-правовые акты, официальная статистическая отчетность, стратегии социально-экономического развития федерального, окружного и регионального уровня, документы территориального планирования различных уровней, результаты исследования государственных и негосударственных организаций, научные труды российских и зарубежных ученых [3,4,5,6].
Тематике исследования профориентационных порталов посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: Тарлавского В.И. [6], Серовой Н.А. [7], Питухина Н.А. [8]. Вопросам социально-экономического развития территорий регионов посвящены работы таких ученых как Бородин В.А., Н.К. Савельева, А.А. Созинова, А.В. Шпенглер, Е.А. Бармина и других [9, 10, 11].
Структурно любой портал состоит из нескольких частей: информационной, презентационной и административной. Структура портала в общем виде представлена в таблице 1.
Таблица 1. Структура портала: концептуальный аспект
Составлено авторами
Наименование части
|
Описание
|
Назначение
|
информационная
|
Является основной частью портала и
содержит пользовательский контент
|
Непосредственное представление
полезной информации пользователю портала
|
презентационная
|
Отвечает за представление содержания в
желаемой форме с учетом требований пользователя
|
Обеспечивает определенный уровень
взаимодействия с пользователем
|
административная
|
Отвечает за регистрацию,
аутентификацию пользователя и управление пользователями портала
|
Обеспечивает управление
взаимодействием с пользователем и сбор статистики.
|
Систематизация данных из различных источников позволили сформировать перечень профориентационных/карьерных порталов регионов Российской Федерации. Исходная информация о перечне рассматриваемых порталов представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень профориентационных/карьерных порталов регионов российской Федерации
Источник: составлено авторами
Федеральный округ
|
Регион
|
Наименование портала
|
Web-адрес
|
Северо-Западный
ФО
|
Архангельская
область
|
Информационный портал «Профессиональная
траектория» [12]
|
https://proftraektoria.ru/
|
Северо-Западный ФО
|
Вологодская область
|
Моя карьера в Вологодской области [13]
|
http://voloblcareer.ru/
|
Центральный ФО
|
Воронежская область
|
Портал Моя карьера в
Воронежской области [14]
|
https://mycareer.govvrn.ru/»
|
Центральный ФО
|
город федерального
значения Москва
|
Портал «Моя карьера» в
Москве [15]
|
https://mycareer.moscow/#/applicant
|
Северо-Западный
ФО
|
город федерального
значения Санкт-Петербург
|
Санкт-петербургский портал
по профориентации граждан «Профессиональная ориентация» [16]
|
http://pkp.r21.spb.ru/
|
Сибирский ФО
|
Кемеровская
область — Кузбасс
|
Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир»
[17]
|
https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
|
Центральный ФО
|
Костромская область
|
Моя профессиональная
карьера: профориентационный сайт Костромской области [18]
|
http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
|
Уральский ФО
|
Курганская область
|
Профориентационный ресурс
Курганской области [19]
|
https://club191622613.vsite.pro/#about
|
Центральный ФО
|
Московская область
|
«Мой ориентир» Профориентационный
портал Московской области [20]
|
http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
|
Северо-Западный
ФО
|
Мурманская
область
|
Профориентационный
портал «Живи, учись, работай в Арктике» [21]
|
https://профориентация51.рф/
|
Сибирский ФО
|
Новосибирская область
|
Профориентационный портал
Профнавигатор Новосибирской области [22]
|
http://portal.prof-karyera
https://profnavigator.profartnso.ru/.ru/,
|
Северо-Западный ФО
|
Республика Карелия
|
Портал по профориентации
населения «Моя карьера в Республике Карелия» [23]
|
http://mycareer.karelia.ru/
|
Дальневосточный ФО
|
Республика Саха (Якутия)
|
портал «Профессиональное будущее
Якутии» [24]
|
http://profportal.sakha.gov.ru/
|
Дальневосточный ФО
|
Сахалинская область
|
Портал по профориентации
населения Сахалинской области «Моя карьера» [25]
|
https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
|
Северо-Кавказский ФО
|
Ставропольский край
|
Профориентационный портал
Пятигорска [26]
|
http://profspo26.ru/
|
Приволжский ФО
|
Удмуртская Республика
|
Ресурсная карта
профориентации Удмуртской республики [27]
|
https://profkarta18.tilda.ws/
|
Уральский ФО
|
Ямало-Ненецкий автономный
округ
|
Профориентационный портал «Моя
карьера на Ямале» [28]
|
http://yamalcareer.ru/
|
Центральный ФО
|
Ярославская область
|
Региональная сетевая
площадка профессиональной навигации ГрадПрофессий [29]
|
https://kurl.ru/psZWa
|
Наиболее активны в формировании информационных порталов о труде, профориентации и карьере в регионе субъекты Российской Федерации, расположенные в северной части страны. (Таблица 2)
Таблица 2 – Доля регионов, имеющих собственный профориентационный/карьерный портал, в %
Федеральный округ
|
Количество субъектов РФ и городов федерального значения, всего, ед.
|
Из них имеют профориентационные/карьерные порталы регионов, единиц
|
Доля, %
|
Центральный ФО
|
18
|
5
|
27,7
|
Северо-Западный ФО
|
11
|
5
|
45,5
|
Южный ФО
|
8
|
0
|
0
|
Северо-Кавказский ФО
|
7
|
1
|
14,2
|
Приволжский ФО
|
14
|
1
|
7,14
|
Уральский ФО
|
6
|
1
|
16,7
|
Сибирский ФО
|
12
|
2
|
16,7
|
Дальневосточный
|
11
|
2
|
18,2
|
Наиболее активно кадровую политику с применением в качестве инструмента взаимодействия регионального портала ведут субъекты Северо-Западного ФО, 45,5% которых запустили такой проект. На втором месте Центральный ФО – 27,7% соответственно, на третьем месте – Дальневосточный ФО – 18,2%.
Концептуально модель профориентационного/регионального портала можно представить в виде схемы (рисунок 1)
Источник: составлено авторами
Рисунок 1. Общая структурная модель профориентационного/карьерного портала региона
Профориентационный/карьерный портал региона в итоге позволит всем заинтересованным пользователям (школьникам, студента, родителям, учителям, гражданам, ищущим работу) своевременно получать доступную информацию о текущем и перспективном состоянии рынка труда региона, о востребованных профессиях в наглядном и понятном виде.
Разделы портала позволят пользователям спланировать свой профессиональный путь – от диагностики своих профессиональных склонностей до выбора места работы на ведущих региональных предприятиях. Пройдя интерактивное тестирование, пользователь узнает о сферах деятельности, которые соответствуют его возможностям, получит список рекомендованных ему профессий, наиболее востребованных на рынке труда региона.
По своей сути региональный профориентационный портал, специализируется на предоставлении информационно-коммуникационных профориентационных значимых ресурсов регионального значения. На своей платформе портал может объединять максимальное количество различных цифровых профориентационных ресурсов региона как уже существующих, так и вновь создаваемых для портала.
Необходимо отметить, что для повышения эффективности профориентационного/карьерного портала региона необходимо привлечение пула резидентов. Резидент портала — это организация, учреждение, предприятие, имеющее определенный статус, выражающийся в активном участии в деятельности портала и взаимодействии с его пользователями. Предполагается, что для обеспечения комфортного взаимодействия резидентов и пользователей должен быть сформирован личный кабинет пользователя, куда ему могут направляться документы о результатах диагностики, приглашения на обучение, работу и прочее. Основными целевыми пользователями портала являются школьники, студенты, родители, граждане, ищущие работу.
Продуктовой информацией, предлагаемой для пользователей на портале будет цифровой профориентационно-значимый контент. Являясь одним из ключевых понятий порталостроения, представляет собой основное средство мотивации, «привязывания» посетителя к порталу, поэтому он должен обладать определенными свойствами, которые выгодно выделяли бы его среди уже имеющихся структур, а именно: быть упорядоченным, структурированным, оперативно обновляемым, интерактивным, легальным и т.д. Правильный подбор и администрирование контента определяет успешное функционирование портала в целом. Контент портала формируется и обновляется совместно администрацией портала и резидентами, которым предлагается подготовить и в дальнейшем обновлять стандартизированные странички профориентационно-значимого содержания. Одним из перспективных направлений повышения привлекательности портала является увеличение доли видеоконтента (по предприятиям, экскурсиям, профессиям и пр.). Важным параметром является и многофункциональность сервисной поддержки, представляющая собой возможность получения помощи в режиме 24/7. Данную функцию как правило выполняет чат-бот, работающий в режиме информационной поддержки пользователей портала.
Используя метод сравнительной аналитики была проведена оценка наличия элементов на профориентационных/карьерных порталах. При этом 1 балл ставился за присутствие параметра, 0 баллов – за отсутствие. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ порталов по профориентации и карьере регионов РФ
Источник: составлено авторами
Регион РФ
|
Описание регионального
интернет-портала по профориентации и карьере
|
Наличие
отдельных разделов для разных целевых аудиторий (школьники, студенты,
родители, и т.д.)
|
Наличие
рубрикатора профессий
|
Наличие
раздела по анализу рынка труда региона
|
Наличие
методических материалов
|
Наличие
видеотеки
|
Наличие
рубрики Вопрос/ответ
|
Наличие
чат-бота/информационного помощника
|
Наличие
информации о промэкскурсиях.
|
Итоговая
оценка
|
Рейтинг 1,
место
|
0 баллов -
раздел отсутствует, 1 балл - раздел есть
|
| ||||||||||
Архангельская область
|
Информационный портал
«Профессиональная траектория» https://proftraektoria.ru/
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Астраханская область
|
«Региональный агрегатор
профориентационных возможностей «ProfStories». (не запущен) На базе
федерального проекта Zaсобой
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Вологодская область
|
«Моя карьера» в Вологодской
области http://voloblcareer.ru/
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
|
Воронежская область
|
Портал «Моя карьера»
https://mycareer.govvrn.ru/"
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
3
|
|
город федерального значения Москва
|
Портал «Моя карьера»
https://mycareer.moscow/#/applicant
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
|
город федерального значения
Санкт-Петербург
|
Санкт-Петербургский портал по
профориентации граждан "Профессиональная ориентация"
http://pkp.r21.spb.ru/
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
4
|
|
город федерального значения
Санкт-Петербург
|
Сайт центра содействия занятости и
профессиональной ориентации молодежи «Вектор» https://profvector.spb.ru/
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
3
|
|
Кемеровская область — Кузбасс
|
Профориентационный портал Кузбасса
«Профориентир» https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
6
|
|
Костромская область
|
«Моя профессиональная карьера»:
профориентационный сайт Костромской области
http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
|
Курганская область
|
Профориентационный ресурс
Курганской области https://club191622613.vsite.pro/#about
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
Московская область
|
«Мой ориентир». Профориентаионный
портал Московской области http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
|
Мурманская область
|
Профориентационный портал «Живи,
учись, работай в Арктике» https://профориентация51.рф/
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
3
|
|
Новосибирская область
|
Профориентационный портал
http://portal.prof-karyera.ru/, «Профнавигатор» Новосибирской области
https://profnavigator.profartnso.ru/
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
2
|
|
Республика Карелия
|
Портал по профориентации населения
«Моя карьера в Республике Карелия» http://mycareer.karelia.ru/
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
|
Республика Саха (Якутия)
|
портал «Профессиональное будущее
Якутии» http://profportal.sakha.gov.ru/ (нет доступа к сайту)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Сахалинская область
|
Портал по профориентации населения
Сахалинской области «Моя карьера» https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
|
Ставропольский край
|
Профориентационный портал Пятигорска
http://profspo26.ru/
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Удмуртская Республика
|
Ресурсная карта профориентации
Удмуртской республики https://profkarta18.tilda.ws/
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
Профориентационный портал «Моя карьера
на Ямале» http://yamalcareer.ru/
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
|
Ярославская область
|
Региональная сетевая площадка
профессиональной навигации «ГрадПрофессий» https://kurl.ru/psZWa
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
|
Результаты анализа свидетельствуют о том, что набольшее количество разделов для всех целевых аудиторий и резидентов имеет Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» (Кемеровская область).
Для оценки параметров эффективности работы профориентационных /карьерных порталов регионов собраны первичные данные относительно четырех параметров: общее количество визитов, процент отказов, количество страниц за визит, средняя продолжительность визита. Анализ проведен в сервисе https://www.similarweb.com/ru [31] за трехмесячный период ноябрь 2023 – январь 2024 гг. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Оценка параметров эффективности работы профориентационных/карьерных порталов регионов
Источник: составлено авторами при использовании [31]
№ п/п
|
Регион
|
Наименование портала
|
Общее количество визитов за квартал
|
Процент отказов
|
Количество
страниц за визит
|
Средняя продолжительность визита, мин
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Архангельская область
|
Информационный портал
«Профессиональная траектория» https://proftraektoria.ru/
|
N/A
|
N/A
|
N/A
|
N/A
|
2
|
Вологодская область
|
«Моя карьера» в Вологодской
области http://voloblcareer.ru/
|
Менее 5000
|
16,47
|
1,73
|
0:35
|
3
|
Воронежская область
|
Портал «Моя карьера»
https://mycareer.govvrn.ru/"
|
Менее 5000
|
4,21
|
10,07
|
N/A
|
4
|
город федерального значения Москва
|
Портал «Моя карьера»
https://mycareer.moscow/#/applicant
|
16400
|
42,41
|
2,62
|
2:10
|
5
|
город федерального значения
Санкт-Петербург
|
Санкт-Петербургский портал по
профориентации граждан "Профессиональная ориентация"
http://pkp.r21.spb.ru/
|
Менее 5000
|
71,62
|
2,41
|
2:05
|
6
|
город федерального значения
Санкт-Петербург
|
Сайт центра содействия занятости и
профессиональной ориентации молодежи «Вектор» https://profvector.spb.ru/
|
Менее 5000
|
47,98
|
4,01
|
1:59
|
7
|
Кемеровская область — Кузбасс
|
Профориентационный портал Кузбасса
«Профориентир» https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
|
23563
|
71,40
|
1:78
|
1:16
|
8
|
Костромская область
|
«Моя профессиональная карьера»:
профориентационный сайт Костромской области
http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
|
1498000
|
25,25
|
6,32
|
5:30
|
9
|
Курганская область
|
Профориентационный ресурс
Курганской области https://club191622613.vsite.pro/#about
|
N/A
|
N/A
|
N/A
|
N/A
|
10
|
Московская область
|
«Мой ориентир». Профориентаионный
портал Московской области http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
|
Менее 5000
|
61,19
|
5,29
|
0:23
|
11
|
Мурманская область
|
Профориентационный портал «Живи,
учись, работай в Арктике» https://профориентация51.рф/
|
Менее 5000
|
42,66
|
2,19
|
3:19
|
12
|
Новосибирская область
|
Профориентационный портал
http://portal.prof-karyera.ru/, «Профнавигатор» Новосибирской области
https://profnavigator.profartnso.ru/
|
Менее 5000
|
33,14
|
3,7
|
3:05
|
13
|
Республика Карелия
|
Портал по профориентации населения
«Моя карьера в Республике Карелия» http://mycareer.karelia.ru/
|
Менее 5000
|
51,87
|
2,9
|
3:07
|
14
|
Республика Саха (Якутия)
|
портал «Профессиональное будущее
Якутии» http://profportal.sakha.gov.ru/ (нет доступа к сайту)
|
N/A
|
N/A
|
N/A
|
N/A
|
15
|
Сахалинская область
|
Портал по профориентации населения
Сахалинской области «Моя карьера» https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
|
Менее 5000
|
96,71
|
1,03
|
N/A
|
16
|
Ставропольский край
|
Профориентационный портал Пятигорска
http://profspo26.ru/
|
N/A
|
N/A
|
N/A
|
N/A
|
17
|
Удмуртская Республика
|
Ресурсная карта профориентации
Удмуртской республики https://profkarta18.tilda.ws/
|
Менее 5000
|
N/A
|
8.89
|
8:18
|
18
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
Профориентационный портал «Моя карьера
на Ямале» http://yamalcareer.ru/
|
Менее 5000
|
N/A
|
1
|
N/A
|
19
|
Ярославская область
|
Региональная сетевая площадка
профессиональной навигации «ГрадПрофессий» https://kurl.ru/psZWa
|
728885
|
68,86
|
1,71
|
1:28
|
Алгоритм предлагаемой к анализу профориентационных порталов методики заключается в следующем:
1. Отбираются единицы сравнения.
2. Выбираются параметры оценки единиц сравнения (общее количество визитов, процент отказов, количество страниц за визит, средняя продолжительность визита)
3. Из общей выборки исключаются единицы сравнения с неопределенными показателями.
4. Устанавливается градация анализа балльной оценки (5 баллов).
5. Производится расчет шагов в разрезе каждого параметра оценки.
6. Определяется количество баллов в соответствии с тем, к какой градации относится абсолютный показатель параметра оценки.
7. Производится оценка важности параметров экспертным методом.
8. Определяется сумма баллов по каждому параметру с учетом его важности.
9. Определяются итоговые баллы по всем параметрам путем суммирования результатов.
10. Определяются итоговые баллы итогового рейтинга «Эффективность работы портала». [32]
11. Определяются итоговые баллы путем суммирования баллов по «Структуре портала» и «Эффективности работы портала».
12. Определяется рейтинг порталов.
13. Делаются выводы и предложения
Обсуждение
Значимость региональных профориентационных порталов в эпоху глобальной цифровизации существенно возросла. Многочисленные исследования подтверждают ориентированность молодежи на цифровую среду как источник знаний и коммуникаций. В свою очередь профориентационный портал региона, являясь частью инструментария кадровой политики терртории, специализируется на предоставлении информационно-коммуникационных профориентационно значимых ресурсов регионального значения и представляет собой ядро регионального профориентационно-цифрового ресурсного кластера [6]. Основная задача портала – объединить в одном цифровом поле максимальное количество цифровых профориентационных ресурсов региона, как уже существующих, так и вновь создаваемых.
Важным аспектом достижения целей кадровой политики в части профориентационного взаимодействия с молодежью и построения карьеры в регионе проживания является удобство использования ресурса и его полезность и интересность для целевых аудиторий. Представленная методика оценки в целом позволила сформировать топ лидеров среди регионов Российской Федерации, уже внедривших подобную практику, сформировавших цифровые коммуникаций с молодежью и предоставив необходимую информацию о построении карьеры в регионе. В условиях демографической «ямы» и оттока населения в крупные города-миллионники, обеспечение кадровой безопасности субъектов РФ в целом имеет ключевое значение. [33,34]
Результаты
Сбор первоначальных данных относительно параметров работы профориентационных/карьерных порталов регионов выявил, что полный спектр показателей отсутствует по исследуемым информационным ресурсам Архангельской, Курганской, Воронежской, Сахалинской областям, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецкому автономному округу Сахалинской области, Ставропольскому краю, Удмуртской республике. Причиной такого результата является либо недостаточное время работы портала с момента запуска, что не позволяет рассчитать искомые параметры по причине их малых значений. Либо непопулярность портала региона, что также приводит к минимальным значениям, которые система анализа считает не достаточными для статистического учета.
По некоторым регионам, например, Воронежской области, Сахалинской области отсутствует один параметр, в таком случае его значение приравнивается к 0.
Таким образом, после предварительной выборки в итоговую совокупность отобраны профориентационные порталы регионов с номерами 2, 4-8, 10-14, 19 (Таблица 4). Результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Балльно-рейтинговая оценка профориентационных/карьерных порталов регионов
Источник: составлено авторами
№ объекта оценки
|
Общее количество визитов,
ед
|
Процент отказов, %
| ||||||
|
Абсолютное значение
|
балл
|
вес
|
Итог
|
Абсолютное значение
|
балл
|
вес
|
Итог
|
2
|
5000
|
1
|
0,2
|
0,2
|
16,47
|
5
|
0,3
|
1,5
|
4
|
16400
|
1
|
0,2
|
0,2
|
42,41
|
3
|
0,3
|
0,9
|
5
|
5000
|
1
|
0,2
|
0,2
|
71,62
|
2
|
0,3
|
0,6
|
6
|
5000
|
1
|
0,2
|
0,2
|
47,98
|
3
|
0,3
|
0,9
|
7
|
23563
|
1
|
0,2
|
0,2
|
71,4
|
2
|
0,3
|
0,6
|
8
|
1498000
|
5
|
0,2
|
1
|
25,25
|
4
|
0,3
|
1,2
|
10
|
5000
|
1
|
0,2
|
0,2
|
61,19
|
2
|
0,3
|
0,6
|
11
|
5000
|
1
|
0,2
|
0,2
|
42,66
|
3
|
0,3
|
0,9
|
12
|
5000
|
1
|
0,2
|
0,2
|
33,14
|
4
|
0,3
|
1,2
|
13
|
5000
|
1
|
0,2
|
0,2
|
51,87
|
3
|
0,3
|
0,9
|
19
|
728885
|
3
|
0,2
|
0,6
|
68,86
|
2
|
0,3
|
0,6
|
|
Количество страниц за
визит
|
Средняя продолжительность
визита
| ||||||
|
Абсолютное значение, шт.
|
балл
|
вес
|
Итог
|
Абсолютное значение,
секунд
|
балл
|
вес
|
Итог
|
2
|
1,73
|
1
|
0,3
|
0,3
|
35
|
1
|
0,2
|
0,2
|
4
|
2,62
|
1
|
0,3
|
0,3
|
130
|
2
|
0,2
|
0,4
|
5
|
2,41
|
1
|
0,3
|
0,3
|
125
|
1
|
0,2
|
0,2
|
6
|
4,01
|
2
|
0,3
|
0,6
|
119
|
1
|
0,2
|
0,2
|
7
|
1,78
|
1
|
0,3
|
0,3
|
76
|
1
|
0,2
|
0,2
|
8
|
6,32
|
3
|
0,3
|
0,9
|
330
|
4
|
0,2
|
0,8
|
10
|
5,29
|
3
|
0,3
|
0,9
|
23
|
1
|
0,2
|
0,2
|
11
|
2,19
|
1
|
0,3
|
0,3
|
199
|
2
|
0,2
|
0,4
|
12
|
3,7
|
2
|
0,3
|
0,6
|
185
|
2
|
0,2
|
0,4
|
13
|
2,9
|
2
|
0,3
|
0,6
|
187
|
2
|
0,2
|
0,4
|
19
|
1,71
|
1
|
0,3
|
0,3
|
88
|
1
|
0,2
|
0,2
|
|
Итоговый
балл «Эффективность работы портала»
| |||||||
2
|
2,2
| |||||||
4
|
1,8
| |||||||
5
|
1,3
| |||||||
6
|
1,9
| |||||||
7
|
1,3
| |||||||
8
|
3,9
| |||||||
10
|
1,9
| |||||||
11
|
1,8
| |||||||
12
|
2,4
| |||||||
13
|
2,1
| |||||||
19
|
1,7
|
Проведем итоговый расчет рейтинга по двум этапам оценки (структура и эффективность), сложив баллы промежуточных рейтингов.
|
Итоговые
баллы за структуру портала
|
Итоговые
баллы за эффективность работы портала
|
Итоговая
сумма баллов
|
Рейтинг
|
2
|
4
|
2,2
|
6,2
|
2
|
4
|
1
|
1,8
|
2,8
|
10
|
5
|
4
|
1,3
|
5,3
|
5
|
6
|
3
|
1,9
|
4,9
|
6
|
7
|
6
|
1,3
|
7,3
|
1
|
8
|
2
|
3,9
|
5,9
|
4
|
10
|
1
|
1,9
|
2,9
|
|
11
|
3
|
1,8
|
2,9
|
9
|
12
|
2
|
2,4
|
4,8
|
7
|
13
|
4
|
2,1
|
4,4
|
8
|
19
|
1
|
1,7
|
6,1
|
3
|
Результаты расчетов показали, что наиболее высокий рейтинг, по комплексной оценке, имеет портал Кемеровской области «Профориентир», набравший в совокупности 7,3 балла. На втором месте портал «Моя карьера в Вологодской области», на третьем – портал Ярославской области.
Выводы
Проведенные авторами исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Профориентационные порталы представлены для абитуриентов на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. Многообразие информации по данному вопросу существенно затрудняет принятие абитуриентом решения о выборе и использование конкретной диагностической и иной информации по вопросам профориентации.
2. Федеральные порталы наиболее популярны и массовы в использовании, многие имеют поддержку в виде рекомендаций со стороны Министерств и ведомств, что повышает в итоге уровень доверия к ним, тем самым увеличивая конверсию.
3. Наиболее популярными, удобными для электронных коммуникаций с абитуриентами являются такие профориентационные порталы, как «Билет в будущее», «Учеба.ру», «Профилум».
Источники:
2. Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/portal-v-informatike-db91f6 (дата обращения: 24.02.2024).
3. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской̆ Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uy3r (дата обращения: 12.02.2024).
4. Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 2(14). – c. 40–48.
5. Soboleva O. Mechanisms of regulation of economic processes in a region // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management: Springer International Publishing. 2017. – p. 403-415.
6. Тарлавский В.И. Цифровизация профориентации: региональный профориентационный интернет-портал «регион – профессия – личность» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2021. – № 2 (58). – c. 108-116.
7. Серова Н.А. Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир»: возможности, проблемы, перспективы развития // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Год педагога и наставника: сохраняя прошлое, создаем будущее: Материалы Международной научно-практической конференции. Кемерово, 2023. – c. 205-207.
8. Питухин Е.А. Профориентационный портал «Моя карьера» –эффективный сервис по улучшению трудоустройства выпускников // Цифровые технологии в образовании, науке, обществе: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Петр ГУ, 2018. – c. 180-184.
9. Бородин В.А. Повышение потенциала саморазвития регионов Сибирского федерального округа // Экономика региона. – 2012. – № 1(29). – c. 83-89.
10. Конина О.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Макарова Т.В., Шпенглер А.В., Бармина Е.А. Модель управления агломерацией в субъектах Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1341-1352.
11. Дажинова А.Н., Шпенглер А.В. SWOT-анализ факторов, влияющих на развитие агломерации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 1. – c. 278-282.
12. Информационный портал «Профессиональная траектория». [Электронный ресурс]. URL: https://proftraektoria.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
13. Профориентационный портал региона: «Моя карьера в Вологодской области». [Электронный ресурс]. URL: http://voloblcareer.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
14. Профориентационный портал Воронежской области «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.govvrn.ru/» (дата обращения: 15.02.2024).
15. Профориентационный портал города Москва «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.moscow/#/applicant (дата обращения: 15.02.2024).
16. Санкт-петербургский портал по профориентации граждан «Профессиональная ориентация». [Электронный ресурс]. URL: http://pkp.r21.spb.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
17. Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyae (дата обращения: 15.02.2024).
18. Моя профессиональная карьера: профориентационный сайт Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyd4 (дата обращения: 15.02.2024).
19. Профориентационный ресурс Курганской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyeF (дата обращения: 13.02.2024).
20. «Мой ориентир» Профориентаионный портал Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyh2 (дата обращения: 13.02.2024).
21. Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uynS (дата обращения: 14.02.2024).
22. Профориентационный портал Профнавигатор Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyqY (дата обращения: 14.02.2024).
23. Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия». [Электронный ресурс]. URL: http://mycareer.karelia.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
24. Портал «Профессиональное будущее Якутии». [Электронный ресурс]. URL: http://profportal.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
25. Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.sakhalin.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
26. Профориентационный портал Пятигорска. [Электронный ресурс]. URL: http://profspo26.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
27. Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики. [Электронный ресурс]. URL: https://profkarta18.tilda.ws/ (дата обращения: 15.02.2024).
28. Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале». [Электронный ресурс]. URL: http://yamalcareer.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
29. Проект «Моя карьера с Единой Россией». [Электронный ресурс]. URL: https://proekty.er.ru/projects/moya-karera-s-edinoi-rossiei (дата обращения: 25.02.2024).
30. Региональная сетевая площадка профессиональной навигации ГрадПрофессий. [Электронный ресурс]. URL: https://kurl.ru/psZWa (дата обращения: 16.02.2024).
31. Сервис по сравнительной аналитике параметров сайтов СимиларВеб. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uz2X (дата обращения: 16.02.2024).
32. Шпенглер А.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Колесова Ю.А., Сметанина А.И. Электронное взаимодействие профориентационного портала с абитуриентами: концептуальные и методические аспекты // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – doi: 10.18334/epp.14.4.120627.
33. Шпенглер А.В., Сметанина А.И., Колесова Ю.А., Бармина Е.А., Савельева Н.К., Созинова А.А. Развитие городских агломераций Приволжского федерального округа: сравнительный анализ // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 901-920.
34. Карзаева Н.Н., Каранина Е.В. Кадровая безопасность. - Москва, 2023.
Страница обновлена: 19.04.2024 в 12:13:16