Региональные профориентационные и карьерные порталы как инструмент эффективной кадровой политики региона

Шпенглер А.В.1, Созинова А.А.1, Конина О.В.2
1 Вятский государственный университет
2 Московский педагогический государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667600

Аннотация:
Дефицит кадров, наблюдаемый во многих отраслях экономики, особенно сильно влияет на предприятия промышленности в регионах Российской Федерации. Формирование комфортных условий работы с целью трудоустройства молодежи на региональные предприятия стало приоритетным направлением для многих из них. Для эффективной региональной политики занятости населения необходим эффективный инструмент, обеспечивающий информационную связность элементов взаимодействия в рамках обучения, профориентации, построения карьеры, трудоустройства в регионе. Таким элементом коммуникации является портал региона по профориентации и карьере.В рамках настоящей статьи вторами проведена систематизация данных о наличии/отсутствии подобных информационных ресурсов в субъектах Российской Федерации, проведен анализ структурных составляющих и коммуникационных элементов.Основная проблема, стоящая в центре внимания авторов – определение параметров конкурентоспособности профориентационного портала региона. Проведенное авторами исследование позволило сформировать основные конкурентные преимущества профориентационного портала региона, сформировать обновленную модель структуры портала и алгоритм оценки рейтинга профориентационных порталов. Исследование будет интересно педагогическим работникам, профессиональная деятельность которых связана с процессом профориентации молодежи, государственным служащим, работа которых связана с вопросами трудоустройства молодежи и профориентации

Ключевые слова: профориентация, профориентационный/карьерный карьерный портал, портал региона, регион, кадровая региональная политика



Введение

Эффективность кадровой региональной политики во многом зависит от степени согласованности многих факторов рынка труда, начиная от ориентации образовательных инициатив региона на реальные рыночные запросы экономики и до согласованности с национальными и федеральными приоритетами. В случае, если в регионе вопросы образования, профориентации и трудоустройства молодых специалистов решаются стихийно и не согласуются с реальными кадровыми потребностями предприятий, это в конечном счете приведет к серьезным диспропорциям на региональном рынке труда.

Проблема профориентационного самоопределения подростков в настоящее время достаточно остро стоит в каждом регионе. От правильности профессионального выбора абитуриентов направления подготовки, уровня образования и учебного заведения во многом зависит в будущем кадровый потенциал региона.

Исследования федеральных и региональных практик показали, что в ряде отраслей созданы электронные сервисы основной целью которых является построение карьеры молодежи в регионе. Например, по поручению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации создан информационный сервис, который позволяет организовать непосредственное взаимодействие студентов, выпускников, желающих трудоустроиться в организации особых приоритетных отраслей, с кадровыми службами таких предприятий.

На портале «Федеральный кадровый центр оборонно-промышленного комплекса» студенты и выпускники могут размещать свои резюме с указанием желательного места работы (субъект Российской Федерации, и/или отрасль, или конкретная организация), которые адресно доводятся через личные кабинеты до кадровых служб организаций с учетом требований законодательства Российской Федерации при работе с персональными данными. [1]

Необходимость цифровизации информации на едином ресурсе в последние несколько лет привела к формированию в регионах Российской Федерации карьерных и профориентационных порталов, основная цель которых заключается в интеграции важной и актуальной информации из различных источников о профориентации, образовании, трудоустройстве и рынке труда региона. Основной проблемой, рассматриваемой в статье является анализ параметров конкурентоспособности профориентационного портала региона. Научная гипотеза исследования сводится к необходимости формирования профориентационного портала, имеющего высокий уровень конкурентоспособности и удобную пользовательскую модель взаимодействия. Целью настоящей статьи является анализ параметров конкурентоспособности профориентационных и карьерных порталов региона.

Основу методического аппарата исследования составляют экономико-статистические методы, а также расчетные методы анализа и интерпретации данных. При проведении научных исследований авторами использованы такие методы как классификация, систематизация, синтез, сравнительный анализ и другие.

Материалы и методы

Методические аспекты исследования параметров конкурентоспособности профориентационных и карьерных порталов регионов требуют первоначального уточнения понятийного аппарата.

Под профориентационным/карьерным порталом региона будет пониматься крупный веб-сайт, предоставляющий пользователям доступ к информационным ресурсам и веб-сервисам [2] по вопросам профориентации и карьеры в конкретном регионе. Таким образом объектами исследования явились профориентационные/карьерные порталы регионов Российской Федерации, интегрирующие в себе комплексную информацию тематической направленности.

Информационной базой исследования явились федеральные и региональные нормативно-правовые акты, официальная статистическая отчетность, стратегии социально-экономического развития федерального, окружного и регионального уровня, документы территориального планирования различных уровней, результаты исследования государственных и негосударственных организаций, научные труды российских и зарубежных ученых [3,4,5,6].

Тематике исследования профориентационных порталов посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: Тарлавского В.И. [6], Серовой Н.А. [7], Питухина Н.А. [8]. Вопросам социально-экономического развития территорий регионов посвящены работы таких ученых как Бородин В.А., Н.К. Савельева, А.А. Созинова, А.В. Шпенглер, Е.А. Бармина и других [9, 10, 11].

Структурно любой портал состоит из нескольких частей: информационной, презентационной и административной. Структура портала в общем виде представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура портала: концептуальный аспект

Составлено авторами

Наименование части
Описание
Назначение
информационная
Является основной частью портала и содержит пользовательский контент
Непосредственное представление полезной информации пользователю портала
презентационная
Отвечает за представление содержания в желаемой форме с учетом требований пользователя
Обеспечивает определенный уровень взаимодействия с пользователем
административная
Отвечает за регистрацию, аутентификацию пользователя и управление пользователями портала
Обеспечивает управление взаимодействием с пользователем и сбор статистики.

Систематизация данных из различных источников позволили сформировать перечень профориентационных/карьерных порталов регионов Российской Федерации. Исходная информация о перечне рассматриваемых порталов представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень профориентационных/карьерных порталов регионов российской Федерации

Источник: составлено авторами

Федеральный округ
Регион
Наименование портала
Web-адрес
Северо-Западный ФО
Архангельская область
Информационный портал «Профессиональная траектория» [12]
https://proftraektoria.ru/
Северо-Западный ФО
Вологодская область
Моя карьера в Вологодской области [13]
http://voloblcareer.ru/
Центральный ФО
Воронежская область
Портал Моя карьера в Воронежской области [14]
https://mycareer.govvrn.ru/»
Центральный ФО
город федерального значения Москва
Портал «Моя карьера» в Москве [15]
https://mycareer.moscow/#/applicant
Северо-Западный ФО
город федерального значения Санкт-Петербург
Санкт-петербургский портал по профориентации граждан «Профессиональная ориентация» [16]
http://pkp.r21.spb.ru/
Сибирский ФО
Кемеровская область — Кузбасс
Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» [17]
https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
Центральный ФО
Костромская область
Моя профессиональная карьера: профориентационный сайт Костромской области [18]
http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
Уральский ФО
Курганская область
Профориентационный ресурс Курганской области [19]
https://club191622613.vsite.pro/#about
Центральный ФО
Московская область
«Мой ориентир» Профориентационный портал Московской области [20]
http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
Северо-Западный ФО
Мурманская область
Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике» [21]
https://профориентация51.рф/
Сибирский ФО
Новосибирская область
Профориентационный портал Профнавигатор Новосибирской области [22]
http://portal.prof-karyera https://profnavigator.profartnso.ru/.ru/,
Северо-Западный ФО
Республика Карелия
Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия» [23]
http://mycareer.karelia.ru/
Дальневосточный ФО
Республика Саха (Якутия)
портал «Профессиональное будущее Якутии» [24]
http://profportal.sakha.gov.ru/
Дальневосточный ФО
Сахалинская область
Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера» [25]
https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
Северо-Кавказский ФО
Ставропольский край
Профориентационный портал Пятигорска [26]
http://profspo26.ru/
Приволжский ФО
Удмуртская Республика
Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики [27]
https://profkarta18.tilda.ws/
Уральский ФО
Ямало-Ненецкий автономный округ
Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале» [28]
http://yamalcareer.ru/
Центральный ФО
Ярославская область
Региональная сетевая площадка профессиональной навигации ГрадПрофессий [29]
https://kurl.ru/psZWa
Проведенный анализ профориентационных порталов показал, что можно выделить два типа порталов: профориентационные порталы регионов шаблонного типа, сформированные в рамках федеральной инициативы. Примером такого портала может быть проект «Моя карьера с Единой Россией» - часть большого направления Народной программы Партии, посвященного труду. Его цель – создать условия, при которых каждый человек может лучшим образом реализовать свои знания, таланты и способности. Отдельными задачами являются содействие в трудоустройстве вынужденным переселенцам с территории Украины и из новых субъектов РФ, участникам СВО и членам их семей, женская занятость. Единая Россия – один из самых массовых и эффективных кадровых лифтов в стране. Члены Партии – носители лучших карьерных практик и профессиональных компетенций, которыми мы будем делиться в ходе проекта. «Моя карьера с Единой Россией» - уникальный проект, который Партия реализует вместе с Министерством труда и социальной защиты во всех регионах России. Обученные консультанты в цифровых карьерных центрах помогают с профориентацией, подготовкой резюме, размещают его на специальном портале, оказывают правовые консультации в сфере занятости и др. В рамках проекта организуются ярмарки вакансий, профтуры, карьерные мастерские, курсы повышение квалификации, экскурсии для молодежи по предприятиям [29].

Наиболее активны в формировании информационных порталов о труде, профориентации и карьере в регионе субъекты Российской Федерации, расположенные в северной части страны. (Таблица 2)

Таблица 2 – Доля регионов, имеющих собственный профориентационный/карьерный портал, в %

Федеральный округ
Количество субъектов РФ и городов федерального значения, всего, ед.
Из них имеют профориентационные/карьерные порталы регионов, единиц
Доля, %
Центральный ФО
18
5
27,7
Северо-Западный ФО
11
5
45,5
Южный ФО
8
0
0
Северо-Кавказский ФО
7
1
14,2
Приволжский ФО
14
1
7,14
Уральский ФО
6
1
16,7
Сибирский ФО
12
2
16,7
Дальневосточный
11
2
18,2

Наиболее активно кадровую политику с применением в качестве инструмента взаимодействия регионального портала ведут субъекты Северо-Западного ФО, 45,5% которых запустили такой проект. На втором месте Центральный ФО – 27,7% соответственно, на третьем месте – Дальневосточный ФО – 18,2%.

Концептуально модель профориентационного/регионального портала можно представить в виде схемы (рисунок 1)

Подпись: Структурные элементы

Источник: составлено авторами

Рисунок 1. Общая структурная модель профориентационного/карьерного портала региона

Профориентационный/карьерный портал региона в итоге позволит всем заинтересованным пользователям (школьникам, студента, родителям, учителям, гражданам, ищущим работу) своевременно получать доступную информацию о текущем и перспективном состоянии рынка труда региона, о востребованных профессиях в наглядном и понятном виде.

Разделы портала позволят пользователям спланировать свой профессиональный путь – от диагностики своих профессиональных склонностей до выбора места работы на ведущих региональных предприятиях. Пройдя интерактивное тестирование, пользователь узнает о сферах деятельности, которые соответствуют его возможностям, получит список рекомендованных ему профессий, наиболее востребованных на рынке труда региона.

По своей сути региональный профориентационный портал, специализируется на предоставлении информационно-коммуникационных профориентационных значимых ресурсов регионального значения. На своей платформе портал может объединять максимальное количество различных цифровых профориентационных ресурсов региона как уже существующих, так и вновь создаваемых для портала.

Необходимо отметить, что для повышения эффективности профориентационного/карьерного портала региона необходимо привлечение пула резидентов. Резидент портала — это организация, учреждение, предприятие, имеющее определенный статус, выражающийся в активном участии в деятельности портала и взаимодействии с его пользователями. Предполагается, что для обеспечения комфортного взаимодействия резидентов и пользователей должен быть сформирован личный кабинет пользователя, куда ему могут направляться документы о результатах диагностики, приглашения на обучение, работу и прочее. Основными целевыми пользователями портала являются школьники, студенты, родители, граждане, ищущие работу.

Продуктовой информацией, предлагаемой для пользователей на портале будет цифровой профориентационно-значимый контент. Являясь одним из ключевых понятий порталостроения, представляет собой основное средство мотивации, «привязывания» посетителя к порталу, поэтому он должен обладать определенными свойствами, которые выгодно выделяли бы его среди уже имеющихся структур, а именно: быть упорядоченным, структурированным, оперативно обновляемым, интерактивным, легальным и т.д. Правильный подбор и администрирование контента определяет успешное функционирование портала в целом. Контент портала формируется и обновляется совместно администрацией портала и резидентами, которым предлагается подготовить и в дальнейшем обновлять стандартизированные странички профориентационно-значимого содержания. Одним из перспективных направлений повышения привлекательности портала является увеличение доли видеоконтента (по предприятиям, экскурсиям, профессиям и пр.). Важным параметром является и многофункциональность сервисной поддержки, представляющая собой возможность получения помощи в режиме 24/7. Данную функцию как правило выполняет чат-бот, работающий в режиме информационной поддержки пользователей портала.

Используя метод сравнительной аналитики была проведена оценка наличия элементов на профориентационных/карьерных порталах. При этом 1 балл ставился за присутствие параметра, 0 баллов – за отсутствие. Результаты анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ порталов по профориентации и карьере регионов РФ

Источник: составлено авторами

Регион РФ
Описание регионального интернет-портала по профориентации и карьере
Наличие отдельных разделов для разных целевых аудиторий (школьники, студенты, родители, и т.д.)
Наличие рубрикатора профессий
Наличие раздела по анализу рынка труда региона
Наличие методических материалов
Наличие видеотеки
Наличие рубрики Вопрос/ответ
Наличие чат-бота/информационного помощника
Наличие информации о промэкскурсиях.
Итоговая оценка
Рейтинг 1, место
0 баллов - раздел отсутствует, 1 балл - раздел есть

Архангельская область
Информационный портал «Профессиональная траектория» https://proftraektoria.ru/
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Астраханская область
«Региональный агрегатор профориентационных возможностей «ProfStories». (не запущен) На базе федерального проекта Zaсобой
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Вологодская область
«Моя карьера» в Вологодской области http://voloblcareer.ru/
1
1
1
1
0
0
0
0
4

Воронежская область
Портал «Моя карьера» https://mycareer.govvrn.ru/"
1
1
1
0
0
0
0
0
3

город федерального значения Москва
Портал «Моя карьера» https://mycareer.moscow/#/applicant
0
0
0
0
0
1
0
0
1

город федерального значения Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский портал по профориентации граждан "Профессиональная ориентация" http://pkp.r21.spb.ru/
1
1
0
1
1
0
0
0
4

город федерального значения Санкт-Петербург
Сайт центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» https://profvector.spb.ru/
1
0
0
0
0
1
0
1
3

Кемеровская область — Кузбасс
Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
1
1
1
1
1
1
0
0
6

Костромская область
«Моя профессиональная карьера»: профориентационный сайт Костромской области http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
0
1
0
1
0
0
0
0
2

Курганская область
Профориентационный ресурс Курганской области https://club191622613.vsite.pro/#about
0
0
0
0
0
0
1
0
1

Московская область
«Мой ориентир». Профориентаионный портал Московской области http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
0
1
0
1
0
0
0
0
2

Мурманская область
Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике» https://профориентация51.рф/
0
1
1
1
0
0
0
0
3

Новосибирская область
Профориентационный портал http://portal.prof-karyera.ru/, «Профнавигатор» Новосибирской области https://profnavigator.profartnso.ru/
0
0
0
0
1
0
1
0
2

Республика Карелия
Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия» http://mycareer.karelia.ru/
1
1
1
1
0
0
0
0
4

Республика Саха (Якутия)
портал «Профессиональное будущее Якутии» http://profportal.sakha.gov.ru/ (нет доступа к сайту)
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Сахалинская область
Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера» https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
1
1
1
1
0
0
0
0
4

Ставропольский край
Профориентационный портал Пятигорска http://profspo26.ru/
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Удмуртская Республика
Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики https://profkarta18.tilda.ws/
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Ямало-Ненецкий автономный округ
Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале» http://yamalcareer.ru/
1
1
1
1
0
0
0
0
4

Ярославская область
Региональная сетевая площадка профессиональной навигации «ГрадПрофессий» https://kurl.ru/psZWa
0
0
0
0
0
1
0
0
1

Результаты анализа свидетельствуют о том, что набольшее количество разделов для всех целевых аудиторий и резидентов имеет Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» (Кемеровская область).

Для оценки параметров эффективности работы профориентационных /карьерных порталов регионов собраны первичные данные относительно четырех параметров: общее количество визитов, процент отказов, количество страниц за визит, средняя продолжительность визита. Анализ проведен в сервисе https://www.similarweb.com/ru [31] за трехмесячный период ноябрь 2023 – январь 2024 гг. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Оценка параметров эффективности работы профориентационных/карьерных порталов регионов

Источник: составлено авторами при использовании [31]

№ п/п
Регион
Наименование портала
Общее количество визитов за квартал
Процент отказов
Количество страниц за визит
Средняя продолжительность визита, мин







1
Архангельская область
Информационный портал «Профессиональная траектория» https://proftraektoria.ru/
N/A
N/A
N/A
N/A
2
Вологодская область
«Моя карьера» в Вологодской области http://voloblcareer.ru/
Менее 5000
16,47
1,73
0:35
3
Воронежская область
Портал «Моя карьера» https://mycareer.govvrn.ru/"
Менее 5000
4,21
10,07
N/A
4
город федерального значения Москва
Портал «Моя карьера» https://mycareer.moscow/#/applicant
16400
42,41
2,62
2:10
5
город федерального значения Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский портал по профориентации граждан "Профессиональная ориентация" http://pkp.r21.spb.ru/
Менее 5000
71,62
2,41
2:05
6
город федерального значения Санкт-Петербург
Сайт центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» https://profvector.spb.ru/
Менее 5000
47,98
4,01
1:59
7
Кемеровская область — Кузбасс
Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
23563
71,40
1:78
1:16
8
Костромская область
«Моя профессиональная карьера»: профориентационный сайт Костромской области http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
1498000
25,25
6,32
5:30
9
Курганская область
Профориентационный ресурс Курганской области https://club191622613.vsite.pro/#about
N/A
N/A
N/A
N/A
10
Московская область
«Мой ориентир». Профориентаионный портал Московской области http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
Менее 5000
61,19
5,29
0:23
11
Мурманская область
Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике» https://профориентация51.рф/
Менее 5000
42,66
2,19
3:19
12
Новосибирская область
Профориентационный портал http://portal.prof-karyera.ru/, «Профнавигатор» Новосибирской области https://profnavigator.profartnso.ru/
Менее 5000
33,14
3,7
3:05
13
Республика Карелия
Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия» http://mycareer.karelia.ru/
Менее 5000
51,87
2,9
3:07
14
Республика Саха (Якутия)
портал «Профессиональное будущее Якутии» http://profportal.sakha.gov.ru/ (нет доступа к сайту)
N/A
N/A
N/A
N/A
15
Сахалинская область
Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера» https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
Менее 5000
96,71
1,03
N/A
16
Ставропольский край
Профориентационный портал Пятигорска http://profspo26.ru/
N/A
N/A
N/A
N/A
17
Удмуртская Республика
Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики https://profkarta18.tilda.ws/
Менее 5000
N/A
8.89
8:18
18
Ямало-Ненецкий автономный округ
Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале» http://yamalcareer.ru/
Менее 5000
N/A
1
N/A
19
Ярославская область
Региональная сетевая площадка профессиональной навигации «ГрадПрофессий» https://kurl.ru/psZWa
728885
68,86
1,71
1:28

Алгоритм предлагаемой к анализу профориентационных порталов методики заключается в следующем:

1. Отбираются единицы сравнения.

2. Выбираются параметры оценки единиц сравнения (общее количество визитов, процент отказов, количество страниц за визит, средняя продолжительность визита)

3. Из общей выборки исключаются единицы сравнения с неопределенными показателями.

4. Устанавливается градация анализа балльной оценки (5 баллов).

5. Производится расчет шагов в разрезе каждого параметра оценки.

6. Определяется количество баллов в соответствии с тем, к какой градации относится абсолютный показатель параметра оценки.

7. Производится оценка важности параметров экспертным методом.

8. Определяется сумма баллов по каждому параметру с учетом его важности.

9. Определяются итоговые баллы по всем параметрам путем суммирования результатов.

10. Определяются итоговые баллы итогового рейтинга «Эффективность работы портала». [32]

11. Определяются итоговые баллы путем суммирования баллов по «Структуре портала» и «Эффективности работы портала».

12. Определяется рейтинг порталов.

13. Делаются выводы и предложения

Обсуждение

Значимость региональных профориентационных порталов в эпоху глобальной цифровизации существенно возросла. Многочисленные исследования подтверждают ориентированность молодежи на цифровую среду как источник знаний и коммуникаций. В свою очередь профориентационный портал региона, являясь частью инструментария кадровой политики терртории, специализируется на предоставлении информационно-коммуникационных профориентационно значимых ресурсов регионального значения и представляет собой ядро регионального профориентационно-цифрового ресурсного кластера [6]. Основная задача портала – объединить в одном цифровом поле максимальное количество цифровых профориентационных ресурсов региона, как уже существующих, так и вновь создаваемых.

Важным аспектом достижения целей кадровой политики в части профориентационного взаимодействия с молодежью и построения карьеры в регионе проживания является удобство использования ресурса и его полезность и интересность для целевых аудиторий. Представленная методика оценки в целом позволила сформировать топ лидеров среди регионов Российской Федерации, уже внедривших подобную практику, сформировавших цифровые коммуникаций с молодежью и предоставив необходимую информацию о построении карьеры в регионе. В условиях демографической «ямы» и оттока населения в крупные города-миллионники, обеспечение кадровой безопасности субъектов РФ в целом имеет ключевое значение. [33,34]

Результаты

Сбор первоначальных данных относительно параметров работы профориентационных/карьерных порталов регионов выявил, что полный спектр показателей отсутствует по исследуемым информационным ресурсам Архангельской, Курганской, Воронежской, Сахалинской областям, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецкому автономному округу Сахалинской области, Ставропольскому краю, Удмуртской республике. Причиной такого результата является либо недостаточное время работы портала с момента запуска, что не позволяет рассчитать искомые параметры по причине их малых значений. Либо непопулярность портала региона, что также приводит к минимальным значениям, которые система анализа считает не достаточными для статистического учета.

По некоторым регионам, например, Воронежской области, Сахалинской области отсутствует один параметр, в таком случае его значение приравнивается к 0.

Таким образом, после предварительной выборки в итоговую совокупность отобраны профориентационные порталы регионов с номерами 2, 4-8, 10-14, 19 (Таблица 4). Результаты расчетов представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Балльно-рейтинговая оценка профориентационных/карьерных порталов регионов

Источник: составлено авторами

№ объекта оценки
Общее количество визитов, ед
Процент отказов, %

Абсолютное значение
балл
вес
Итог
Абсолютное значение
балл
вес
Итог
2
5000
1
0,2
0,2
16,47
5
0,3
1,5
4
16400
1
0,2
0,2
42,41
3
0,3
0,9
5
5000
1
0,2
0,2
71,62
2
0,3
0,6
6
5000
1
0,2
0,2
47,98
3
0,3
0,9
7
23563
1
0,2
0,2
71,4
2
0,3
0,6
8
1498000
5
0,2
1
25,25
4
0,3
1,2
10
5000
1
0,2
0,2
61,19
2
0,3
0,6
11
5000
1
0,2
0,2
42,66
3
0,3
0,9
12
5000
1
0,2
0,2
33,14
4
0,3
1,2
13
5000
1
0,2
0,2
51,87
3
0,3
0,9
19
728885
3
0,2
0,6
68,86
2
0,3
0,6

Количество страниц за визит
Средняя продолжительность визита

Абсолютное значение, шт.
балл
вес
Итог
Абсолютное значение, секунд
балл
вес
Итог
2
1,73
1
0,3
0,3
35
1
0,2
0,2
4
2,62
1
0,3
0,3
130
2
0,2
0,4
5
2,41
1
0,3
0,3
125
1
0,2
0,2
6
4,01
2
0,3
0,6
119
1
0,2
0,2
7
1,78
1
0,3
0,3
76
1
0,2
0,2
8
6,32
3
0,3
0,9
330
4
0,2
0,8
10
5,29
3
0,3
0,9
23
1
0,2
0,2
11
2,19
1
0,3
0,3
199
2
0,2
0,4
12
3,7
2
0,3
0,6
185
2
0,2
0,4
13
2,9
2
0,3
0,6
187
2
0,2
0,4
19
1,71
1
0,3
0,3
88
1
0,2
0,2

Итоговый балл «Эффективность работы портала»
2
2,2
4
1,8
5
1,3
6
1,9
7
1,3
8
3,9
10
1,9
11
1,8
12
2,4
13
2,1
19
1,7

Проведем итоговый расчет рейтинга по двум этапам оценки (структура и эффективность), сложив баллы промежуточных рейтингов.


Итоговые баллы за структуру портала
Итоговые баллы за эффективность работы портала
Итоговая сумма баллов
Рейтинг
2
4
2,2
6,2
2
4
1
1,8
2,8
10
5
4
1,3
5,3
5
6
3
1,9
4,9
6
7
6
1,3
7,3
1
8
2
3,9
5,9
4
10
1
1,9
2,9

11
3
1,8
2,9
9
12
2
2,4
4,8
7
13
4
2,1
4,4
8
19
1
1,7
6,1
3

Результаты расчетов показали, что наиболее высокий рейтинг, по комплексной оценке, имеет портал Кемеровской области «Профориентир», набравший в совокупности 7,3 балла. На втором месте портал «Моя карьера в Вологодской области», на третьем – портал Ярославской области.

Выводы

Проведенные авторами исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Профориентационные порталы представлены для абитуриентов на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. Многообразие информации по данному вопросу существенно затрудняет принятие абитуриентом решения о выборе и использование конкретной диагностической и иной информации по вопросам профориентации.

2. Федеральные порталы наиболее популярны и массовы в использовании, многие имеют поддержку в виде рекомендаций со стороны Министерств и ведомств, что повышает в итоге уровень доверия к ним, тем самым увеличивая конверсию.

3. Наиболее популярными, удобными для электронных коммуникаций с абитуриентами являются такие профориентационные порталы, как «Билет в будущее», «Учеба.ру», «Профилум».


Источники:

1. Новая возможность поиска работы для выпускников и студентов. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.cap.ru/news/2023/12/07/novaya-vozmozhnostj-poiska-raboti-i-trudoustrojstv (дата обращения: 24.02.2024).
2. Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/portal-v-informatike-db91f6 (дата обращения: 24.02.2024).
3. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской̆ Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uy3r (дата обращения: 12.02.2024).
4. Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 2(14). – c. 40–48.
5. Soboleva O. Mechanisms of regulation of economic processes in a region // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management: Springer International Publishing. 2017. – p. 403-415.
6. Тарлавский В.И. Цифровизация профориентации: региональный профориентационный интернет-портал «регион – профессия – личность» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2021. – № 2 (58). – c. 108-116.
7. Серова Н.А. Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир»: возможности, проблемы, перспективы развития // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Год педагога и наставника: сохраняя прошлое, создаем будущее: Материалы Международной научно-практической конференции. Кемерово, 2023. – c. 205-207.
8. Питухин Е.А. Профориентационный портал «Моя карьера» –эффективный сервис по улучшению трудоустройства выпускников // Цифровые технологии в образовании, науке, обществе: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Петр ГУ, 2018. – c. 180-184.
9. Бородин В.А. Повышение потенциала саморазвития регионов Сибирского федерального округа // Экономика региона. – 2012. – № 1(29). – c. 83-89.
10. Конина О.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Макарова Т.В., Шпенглер А.В., Бармина Е.А. Модель управления агломерацией в субъектах Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1341-1352.
11. Дажинова А.Н., Шпенглер А.В. SWOT-анализ факторов, влияющих на развитие агломерации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 1. – c. 278-282.
12. Информационный портал «Профессиональная траектория». [Электронный ресурс]. URL: https://proftraektoria.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
13. Профориентационный портал региона: «Моя карьера в Вологодской области». [Электронный ресурс]. URL: http://voloblcareer.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
14. Профориентационный портал Воронежской области «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.govvrn.ru/» (дата обращения: 15.02.2024).
15. Профориентационный портал города Москва «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.moscow/#/applicant (дата обращения: 15.02.2024).
16. Санкт-петербургский портал по профориентации граждан «Профессиональная ориентация». [Электронный ресурс]. URL: http://pkp.r21.spb.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
17. Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyae (дата обращения: 15.02.2024).
18. Моя профессиональная карьера: профориентационный сайт Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyd4 (дата обращения: 15.02.2024).
19. Профориентационный ресурс Курганской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyeF (дата обращения: 13.02.2024).
20. «Мой ориентир» Профориентаионный портал Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyh2 (дата обращения: 13.02.2024).
21. Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uynS (дата обращения: 14.02.2024).
22. Профориентационный портал Профнавигатор Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyqY (дата обращения: 14.02.2024).
23. Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия». [Электронный ресурс]. URL: http://mycareer.karelia.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
24. Портал «Профессиональное будущее Якутии». [Электронный ресурс]. URL: http://profportal.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
25. Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.sakhalin.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
26. Профориентационный портал Пятигорска. [Электронный ресурс]. URL: http://profspo26.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
27. Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики. [Электронный ресурс]. URL: https://profkarta18.tilda.ws/ (дата обращения: 15.02.2024).
28. Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале». [Электронный ресурс]. URL: http://yamalcareer.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
29. Проект «Моя карьера с Единой Россией». [Электронный ресурс]. URL: https://proekty.er.ru/projects/moya-karera-s-edinoi-rossiei (дата обращения: 25.02.2024).
30. Региональная сетевая площадка профессиональной навигации ГрадПрофессий. [Электронный ресурс]. URL: https://kurl.ru/psZWa (дата обращения: 16.02.2024).
31. Сервис по сравнительной аналитике параметров сайтов СимиларВеб. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uz2X (дата обращения: 16.02.2024).
32. Шпенглер А.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Колесова Ю.А., Сметанина А.И. Электронное взаимодействие профориентационного портала с абитуриентами: концептуальные и методические аспекты // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – doi: 10.18334/epp.14.4.120627.
33. Шпенглер А.В., Сметанина А.И., Колесова Ю.А., Бармина Е.А., Савельева Н.К., Созинова А.А. Развитие городских агломераций Приволжского федерального округа: сравнительный анализ // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 901-920.
34. Карзаева Н.Н., Каранина Е.В. Кадровая безопасность. - Москва, 2023.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:08:42