Региональные профориентационные и карьерные порталы как инструмент эффективной кадровой политики региона

Шпенглер А.В.1, Созинова А.А.1, Конина О.В.2
1 Вятский государственный университет
2 Московский педагогический государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Шпенглер А.В., Созинова А.А., Конина О.В. Региональные профориентационные и карьерные порталы как инструмент эффективной кадровой политики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1171-1190. – doi: 10.18334/epp.14.4.120699.

Аннотация:
Дефицит кадров, наблюдаемый во многих отраслях экономики, особенно сильно влияет на предприятия промышленности в регионах Российской Федерации. Формирование комфортных условий работы с целью трудоустройства молодежи на региональные предприятия стало приоритетным направлением для многих из них. Для эффективной региональной политики занятости населения необходим эффективный инструмент, обеспечивающий информационную связность элементов взаимодействия в рамках обучения, профориентации, построения карьеры, трудоустройства в регионе. Таким элементом коммуникации является портал региона по профориентации и карьере.В рамках настоящей статьи вторами проведена систематизация данных о наличии/отсутствии подобных информационных ресурсов в субъектах Российской Федерации, проведен анализ структурных составляющих и коммуникационных элементов.Основная проблема, стоящая в центре внимания авторов – определение параметров конкурентоспособности профориентационного портала региона. Проведенное авторами исследование позволило сформировать основные конкурентные преимущества профориентационного портала региона, сформировать обновленную модель структуры портала и алгоритм оценки рейтинга профориентационных порталов. Исследование будет интересно педагогическим работникам, профессиональная деятельность которых связана с процессом профориентации молодежи, государственным служащим, работа которых связана с вопросами трудоустройства молодежи и профориентации

Ключевые слова: профориентация, профориентационный/карьерный карьерный портал, портал региона, регион, кадровая региональная политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Эффективность кадровой региональной политики во многом зависит от степени согласованности многих факторов рынка труда, начиная от ориентации образовательных инициатив региона на реальные рыночные запросы экономики и до согласованности с национальными и федеральными приоритетами. В случае, если в регионе вопросы образования, профориентации и трудоустройства молодых специалистов решаются стихийно и не согласуются с реальными кадровыми потребностями предприятий, это в конечном счете приведет к серьезным диспропорциям на региональном рынке труда.

Проблема профориентационного самоопределения подростков в настоящее время достаточно остро стоит в каждом регионе. От правильности профессионального выбора абитуриентов направления подготовки, уровня образования и учебного заведения во многом зависит в будущем кадровый потенциал региона.

Исследования федеральных и региональных практик показали, что в ряде отраслей созданы электронные сервисы основной целью которых является построение карьеры молодежи в регионе. Например, по поручению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации создан информационный сервис, который позволяет организовать непосредственное взаимодействие студентов, выпускников, желающих трудоустроиться в организации особых приоритетных отраслей, с кадровыми службами таких предприятий.

На портале «Федеральный кадровый центр оборонно-промышленного комплекса» студенты и выпускники могут размещать свои резюме с указанием желательного места работы (субъект Российской Федерации, и/или отрасль, или конкретная организация), которые адресно доводятся через личные кабинеты до кадровых служб организаций с учетом требований законодательства Российской Федерации при работе с персональными данными. [1]

Необходимость цифровизации информации на едином ресурсе в последние несколько лет привела к формированию в регионах Российской Федерации карьерных и профориентационных порталов, основная цель которых заключается в интеграции важной и актуальной информации из различных источников о профориентации, образовании, трудоустройстве и рынке труда региона. Основной проблемой, рассматриваемой в статье является анализ параметров конкурентоспособности профориентационного портала региона. Научная гипотеза исследования сводится к необходимости формирования профориентационного портала, имеющего высокий уровень конкурентоспособности и удобную пользовательскую модель взаимодействия. Целью настоящей статьи является анализ параметров конкурентоспособности профориентационных и карьерных порталов региона.

Основу методического аппарата исследования составляют экономико-статистические методы, а также расчетные методы анализа и интерпретации данных. При проведении научных исследований авторами использованы такие методы как классификация, систематизация, синтез, сравнительный анализ и другие.

Материалы и методы

Методические аспекты исследования параметров конкурентоспособности профориентационных и карьерных порталов регионов требуют первоначального уточнения понятийного аппарата.

Под профориентационным/карьерным порталом региона будет пониматься крупный веб-сайт, предоставляющий пользователям доступ к информационным ресурсам и веб-сервисам [2] по вопросам профориентации и карьеры в конкретном регионе. Таким образом объектами исследования явились профориентационные/карьерные порталы регионов Российской Федерации, интегрирующие в себе комплексную информацию тематической направленности.

Информационной базой исследования явились федеральные и региональные нормативно-правовые акты, официальная статистическая отчетность, стратегии социально-экономического развития федерального, окружного и регионального уровня, документы территориального планирования различных уровней, результаты исследования государственных и негосударственных организаций, научные труды российских и зарубежных ученых [3,4,5,6].

Тематике исследования профориентационных порталов посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: Тарлавского В.И. [6], Серовой Н.А. [7], Питухина Н.А. [8]. Вопросам социально-экономического развития территорий регионов посвящены работы таких ученых как Бородин В.А., Н.К. Савельева, А.А. Созинова, А.В. Шпенглер, Е.А. Бармина и других [9, 10, 11].

Структурно любой портал состоит из нескольких частей: информационной, презентационной и административной. Структура портала в общем виде представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура портала: концептуальный аспект

Составлено авторами

Наименование части
Описание
Назначение
информационная
Является основной частью портала и содержит пользовательский контент
Непосредственное представление полезной информации пользователю портала
презентационная
Отвечает за представление содержания в желаемой форме с учетом требований пользователя
Обеспечивает определенный уровень взаимодействия с пользователем
административная
Отвечает за регистрацию, аутентификацию пользователя и управление пользователями портала
Обеспечивает управление взаимодействием с пользователем и сбор статистики.

Систематизация данных из различных источников позволили сформировать перечень профориентационных/карьерных порталов регионов Российской Федерации. Исходная информация о перечне рассматриваемых порталов представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень профориентационных/карьерных порталов регионов российской Федерации

Источник: составлено авторами

Федеральный округ
Регион
Наименование портала
Web-адрес
Северо-Западный ФО
Архангельская область
Информационный портал «Профессиональная траектория» [12]
https://proftraektoria.ru/
Северо-Западный ФО
Вологодская область
Моя карьера в Вологодской области [13]
http://voloblcareer.ru/
Центральный ФО
Воронежская область
Портал Моя карьера в Воронежской области [14]
https://mycareer.govvrn.ru/»
Центральный ФО
город федерального значения Москва
Портал «Моя карьера» в Москве [15]
https://mycareer.moscow/#/applicant
Северо-Западный ФО
город федерального значения Санкт-Петербург
Санкт-петербургский портал по профориентации граждан «Профессиональная ориентация» [16]
http://pkp.r21.spb.ru/
Сибирский ФО
Кемеровская область — Кузбасс
Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» [17]
https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
Центральный ФО
Костромская область
Моя профессиональная карьера: профориентационный сайт Костромской области [18]
http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
Уральский ФО
Курганская область
Профориентационный ресурс Курганской области [19]
https://club191622613.vsite.pro/#about
Центральный ФО
Московская область
«Мой ориентир» Профориентационный портал Московской области [20]
http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
Северо-Западный ФО
Мурманская область
Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике» [21]
https://профориентация51.рф/
Сибирский ФО
Новосибирская область
Профориентационный портал Профнавигатор Новосибирской области [22]
http://portal.prof-karyera https://profnavigator.profartnso.ru/.ru/,
Северо-Западный ФО
Республика Карелия
Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия» [23]
http://mycareer.karelia.ru/
Дальневосточный ФО
Республика Саха (Якутия)
портал «Профессиональное будущее Якутии» [24]
http://profportal.sakha.gov.ru/
Дальневосточный ФО
Сахалинская область
Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера» [25]
https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
Северо-Кавказский ФО
Ставропольский край
Профориентационный портал Пятигорска [26]
http://profspo26.ru/
Приволжский ФО
Удмуртская Республика
Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики [27]
https://profkarta18.tilda.ws/
Уральский ФО
Ямало-Ненецкий автономный округ
Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале» [28]
http://yamalcareer.ru/
Центральный ФО
Ярославская область
Региональная сетевая площадка профессиональной навигации ГрадПрофессий [29]
https://kurl.ru/psZWa
Проведенный анализ профориентационных порталов показал, что можно выделить два типа порталов: профориентационные порталы регионов шаблонного типа, сформированные в рамках федеральной инициативы. Примером такого портала может быть проект «Моя карьера с Единой Россией» - часть большого направления Народной программы Партии, посвященного труду. Его цель – создать условия, при которых каждый человек может лучшим образом реализовать свои знания, таланты и способности. Отдельными задачами являются содействие в трудоустройстве вынужденным переселенцам с территории Украины и из новых субъектов РФ, участникам СВО и членам их семей, женская занятость. Единая Россия – один из самых массовых и эффективных кадровых лифтов в стране. Члены Партии – носители лучших карьерных практик и профессиональных компетенций, которыми мы будем делиться в ходе проекта. «Моя карьера с Единой Россией» - уникальный проект, который Партия реализует вместе с Министерством труда и социальной защиты во всех регионах России. Обученные консультанты в цифровых карьерных центрах помогают с профориентацией, подготовкой резюме, размещают его на специальном портале, оказывают правовые консультации в сфере занятости и др. В рамках проекта организуются ярмарки вакансий, профтуры, карьерные мастерские, курсы повышение квалификации, экскурсии для молодежи по предприятиям [29].

Наиболее активны в формировании информационных порталов о труде, профориентации и карьере в регионе субъекты Российской Федерации, расположенные в северной части страны. (Таблица 2)

Таблица 2 – Доля регионов, имеющих собственный профориентационный/карьерный портал, в %

Федеральный округ
Количество субъектов РФ и городов федерального значения, всего, ед.
Из них имеют профориентационные/карьерные порталы регионов, единиц
Доля, %
Центральный ФО
18
5
27,7
Северо-Западный ФО
11
5
45,5
Южный ФО
8
0
0
Северо-Кавказский ФО
7
1
14,2
Приволжский ФО
14
1
7,14
Уральский ФО
6
1
16,7
Сибирский ФО
12
2
16,7
Дальневосточный
11
2
18,2

Наиболее активно кадровую политику с применением в качестве инструмента взаимодействия регионального портала ведут субъекты Северо-Западного ФО, 45,5% которых запустили такой проект. На втором месте Центральный ФО – 27,7% соответственно, на третьем месте – Дальневосточный ФО – 18,2%.

Концептуально модель профориентационного/регионального портала можно представить в виде схемы (рисунок 1)

Подпись: Структурные элементы

Источник: составлено авторами

Рисунок 1. Общая структурная модель профориентационного/карьерного портала региона

Профориентационный/карьерный портал региона в итоге позволит всем заинтересованным пользователям (школьникам, студента, родителям, учителям, гражданам, ищущим работу) своевременно получать доступную информацию о текущем и перспективном состоянии рынка труда региона, о востребованных профессиях в наглядном и понятном виде.

Разделы портала позволят пользователям спланировать свой профессиональный путь – от диагностики своих профессиональных склонностей до выбора места работы на ведущих региональных предприятиях. Пройдя интерактивное тестирование, пользователь узнает о сферах деятельности, которые соответствуют его возможностям, получит список рекомендованных ему профессий, наиболее востребованных на рынке труда региона.

По своей сути региональный профориентационный портал, специализируется на предоставлении информационно-коммуникационных профориентационных значимых ресурсов регионального значения. На своей платформе портал может объединять максимальное количество различных цифровых профориентационных ресурсов региона как уже существующих, так и вновь создаваемых для портала.

Необходимо отметить, что для повышения эффективности профориентационного/карьерного портала региона необходимо привлечение пула резидентов. Резидент портала — это организация, учреждение, предприятие, имеющее определенный статус, выражающийся в активном участии в деятельности портала и взаимодействии с его пользователями. Предполагается, что для обеспечения комфортного взаимодействия резидентов и пользователей должен быть сформирован личный кабинет пользователя, куда ему могут направляться документы о результатах диагностики, приглашения на обучение, работу и прочее. Основными целевыми пользователями портала являются школьники, студенты, родители, граждане, ищущие работу.

Продуктовой информацией, предлагаемой для пользователей на портале будет цифровой профориентационно-значимый контент. Являясь одним из ключевых понятий порталостроения, представляет собой основное средство мотивации, «привязывания» посетителя к порталу, поэтому он должен обладать определенными свойствами, которые выгодно выделяли бы его среди уже имеющихся структур, а именно: быть упорядоченным, структурированным, оперативно обновляемым, интерактивным, легальным и т.д. Правильный подбор и администрирование контента определяет успешное функционирование портала в целом. Контент портала формируется и обновляется совместно администрацией портала и резидентами, которым предлагается подготовить и в дальнейшем обновлять стандартизированные странички профориентационно-значимого содержания. Одним из перспективных направлений повышения привлекательности портала является увеличение доли видеоконтента (по предприятиям, экскурсиям, профессиям и пр.). Важным параметром является и многофункциональность сервисной поддержки, представляющая собой возможность получения помощи в режиме 24/7. Данную функцию как правило выполняет чат-бот, работающий в режиме информационной поддержки пользователей портала.

Используя метод сравнительной аналитики была проведена оценка наличия элементов на профориентационных/карьерных порталах. При этом 1 балл ставился за присутствие параметра, 0 баллов – за отсутствие. Результаты анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ порталов по профориентации и карьере регионов РФ

Источник: составлено авторами

Регион РФ
Описание регионального интернет-портала по профориентации и карьере
Наличие отдельных разделов для разных целевых аудиторий (школьники, студенты, родители, и т.д.)
Наличие рубрикатора профессий
Наличие раздела по анализу рынка труда региона
Наличие методических материалов
Наличие видеотеки
Наличие рубрики Вопрос/ответ
Наличие чат-бота/информационного помощника
Наличие информации о промэкскурсиях.
Итоговая оценка
Рейтинг 1, место
0 баллов - раздел отсутствует, 1 балл - раздел есть

Архангельская область
Информационный портал «Профессиональная траектория» https://proftraektoria.ru/
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Астраханская область
«Региональный агрегатор профориентационных возможностей «ProfStories». (не запущен) На базе федерального проекта Zaсобой
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Вологодская область
«Моя карьера» в Вологодской области http://voloblcareer.ru/
1
1
1
1
0
0
0
0
4

Воронежская область
Портал «Моя карьера» https://mycareer.govvrn.ru/"
1
1
1
0
0
0
0
0
3

город федерального значения Москва
Портал «Моя карьера» https://mycareer.moscow/#/applicant
0
0
0
0
0
1
0
0
1

город федерального значения Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский портал по профориентации граждан "Профессиональная ориентация" http://pkp.r21.spb.ru/
1
1
0
1
1
0
0
0
4

город федерального значения Санкт-Петербург
Сайт центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» https://profvector.spb.ru/
1
0
0
0
0
1
0
1
3

Кемеровская область — Кузбасс
Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
1
1
1
1
1
1
0
0
6

Костромская область
«Моя профессиональная карьера»: профориентационный сайт Костромской области http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
0
1
0
1
0
0
0
0
2

Курганская область
Профориентационный ресурс Курганской области https://club191622613.vsite.pro/#about
0
0
0
0
0
0
1
0
1

Московская область
«Мой ориентир». Профориентаионный портал Московской области http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
0
1
0
1
0
0
0
0
2

Мурманская область
Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике» https://профориентация51.рф/
0
1
1
1
0
0
0
0
3

Новосибирская область
Профориентационный портал http://portal.prof-karyera.ru/, «Профнавигатор» Новосибирской области https://profnavigator.profartnso.ru/
0
0
0
0
1
0
1
0
2

Республика Карелия
Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия» http://mycareer.karelia.ru/
1
1
1
1
0
0
0
0
4

Республика Саха (Якутия)
портал «Профессиональное будущее Якутии» http://profportal.sakha.gov.ru/ (нет доступа к сайту)
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Сахалинская область
Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера» https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
1
1
1
1
0
0
0
0
4

Ставропольский край
Профориентационный портал Пятигорска http://profspo26.ru/
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Удмуртская Республика
Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики https://profkarta18.tilda.ws/
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Ямало-Ненецкий автономный округ
Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале» http://yamalcareer.ru/
1
1
1
1
0
0
0
0
4

Ярославская область
Региональная сетевая площадка профессиональной навигации «ГрадПрофессий» https://kurl.ru/psZWa
0
0
0
0
0
1
0
0
1

Результаты анализа свидетельствуют о том, что набольшее количество разделов для всех целевых аудиторий и резидентов имеет Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» (Кемеровская область).

Для оценки параметров эффективности работы профориентационных /карьерных порталов регионов собраны первичные данные относительно четырех параметров: общее количество визитов, процент отказов, количество страниц за визит, средняя продолжительность визита. Анализ проведен в сервисе https://www.similarweb.com/ru [31] за трехмесячный период ноябрь 2023 – январь 2024 гг. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Оценка параметров эффективности работы профориентационных/карьерных порталов регионов

Источник: составлено авторами при использовании [31]

№ п/п
Регион
Наименование портала
Общее количество визитов за квартал
Процент отказов
Количество страниц за визит
Средняя продолжительность визита, мин







1
Архангельская область
Информационный портал «Профессиональная траектория» https://proftraektoria.ru/
N/A
N/A
N/A
N/A
2
Вологодская область
«Моя карьера» в Вологодской области http://voloblcareer.ru/
Менее 5000
16,47
1,73
0:35
3
Воронежская область
Портал «Моя карьера» https://mycareer.govvrn.ru/"
Менее 5000
4,21
10,07
N/A
4
город федерального значения Москва
Портал «Моя карьера» https://mycareer.moscow/#/applicant
16400
42,41
2,62
2:10
5
город федерального значения Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский портал по профориентации граждан "Профессиональная ориентация" http://pkp.r21.spb.ru/
Менее 5000
71,62
2,41
2:05
6
город федерального значения Санкт-Петербург
Сайт центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» https://profvector.spb.ru/
Менее 5000
47,98
4,01
1:59
7
Кемеровская область — Кузбасс
Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
23563
71,40
1:78
1:16
8
Костромская область
«Моя профессиональная карьера»: профориентационный сайт Костромской области http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
1498000
25,25
6,32
5:30
9
Курганская область
Профориентационный ресурс Курганской области https://club191622613.vsite.pro/#about
N/A
N/A
N/A
N/A
10
Московская область
«Мой ориентир». Профориентаионный портал Московской области http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
Менее 5000
61,19
5,29
0:23
11
Мурманская область
Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике» https://профориентация51.рф/
Менее 5000
42,66
2,19
3:19
12
Новосибирская область
Профориентационный портал http://portal.prof-karyera.ru/, «Профнавигатор» Новосибирской области https://profnavigator.profartnso.ru/
Менее 5000
33,14
3,7
3:05
13
Республика Карелия
Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия» http://mycareer.karelia.ru/
Менее 5000
51,87
2,9
3:07
14
Республика Саха (Якутия)
портал «Профессиональное будущее Якутии» http://profportal.sakha.gov.ru/ (нет доступа к сайту)
N/A
N/A
N/A
N/A
15
Сахалинская область
Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера» https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
Менее 5000
96,71
1,03
N/A
16
Ставропольский край
Профориентационный портал Пятигорска http://profspo26.ru/
N/A
N/A
N/A
N/A
17
Удмуртская Республика
Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики https://profkarta18.tilda.ws/
Менее 5000
N/A
8.89
8:18
18
Ямало-Ненецкий автономный округ
Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале» http://yamalcareer.ru/
Менее 5000
N/A
1
N/A
19
Ярославская область
Региональная сетевая площадка профессиональной навигации «ГрадПрофессий» https://kurl.ru/psZWa
728885
68,86
1,71
1:28

Алгоритм предлагаемой к анализу профориентационных порталов методики заключается в следующем:

1. Отбираются единицы сравнения.

2. Выбираются параметры оценки единиц сравнения (общее количество визитов, процент отказов, количество страниц за визит, средняя продолжительность визита)

3. Из общей выборки исключаются единицы сравнения с неопределенными показателями.

4. Устанавливается градация анализа балльной оценки (5 баллов).

5. Производится расчет шагов в разрезе каждого параметра оценки.

6. Определяется количество баллов в соответствии с тем, к какой градации относится абсолютный показатель параметра оценки.

7. Производится оценка важности параметров экспертным методом.

8. Определяется сумма баллов по каждому параметру с учетом его важности.

9. Определяются итоговые баллы по всем параметрам путем суммирования результатов.

10. Определяются итоговые баллы итогового рейтинга «Эффективность работы портала». [32]

11. Определяются итоговые баллы путем суммирования баллов по «Структуре портала» и «Эффективности работы портала».

12. Определяется рейтинг порталов.

13. Делаются выводы и предложения

Обсуждение

Значимость региональных профориентационных порталов в эпоху глобальной цифровизации существенно возросла. Многочисленные исследования подтверждают ориентированность молодежи на цифровую среду как источник знаний и коммуникаций. В свою очередь профориентационный портал региона, являясь частью инструментария кадровой политики терртории, специализируется на предоставлении информационно-коммуникационных профориентационно значимых ресурсов регионального значения и представляет собой ядро регионального профориентационно-цифрового ресурсного кластера [6]. Основная задача портала – объединить в одном цифровом поле максимальное количество цифровых профориентационных ресурсов региона, как уже существующих, так и вновь создаваемых.

Важным аспектом достижения целей кадровой политики в части профориентационного взаимодействия с молодежью и построения карьеры в регионе проживания является удобство использования ресурса и его полезность и интересность для целевых аудиторий. Представленная методика оценки в целом позволила сформировать топ лидеров среди регионов Российской Федерации, уже внедривших подобную практику, сформировавших цифровые коммуникаций с молодежью и предоставив необходимую информацию о построении карьеры в регионе. В условиях демографической «ямы» и оттока населения в крупные города-миллионники, обеспечение кадровой безопасности субъектов РФ в целом имеет ключевое значение. [33,34]

Результаты

Сбор первоначальных данных относительно параметров работы профориентационных/карьерных порталов регионов выявил, что полный спектр показателей отсутствует по исследуемым информационным ресурсам Архангельской, Курганской, Воронежской, Сахалинской областям, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецкому автономному округу Сахалинской области, Ставропольскому краю, Удмуртской республике. Причиной такого результата является либо недостаточное время работы портала с момента запуска, что не позволяет рассчитать искомые параметры по причине их малых значений. Либо непопулярность портала региона, что также приводит к минимальным значениям, которые система анализа считает не достаточными для статистического учета.

По некоторым регионам, например, Воронежской области, Сахалинской области отсутствует один параметр, в таком случае его значение приравнивается к 0.

Таким образом, после предварительной выборки в итоговую совокупность отобраны профориентационные порталы регионов с номерами 2, 4-8, 10-14, 19 (Таблица 4). Результаты расчетов представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Балльно-рейтинговая оценка профориентационных/карьерных порталов регионов

Источник: составлено авторами

№ объекта оценки
Общее количество визитов, ед
Процент отказов, %

Абсолютное значение
балл
вес
Итог
Абсолютное значение
балл
вес
Итог
2
5000
1
0,2
0,2
16,47
5
0,3
1,5
4
16400
1
0,2
0,2
42,41
3
0,3
0,9
5
5000
1
0,2
0,2
71,62
2
0,3
0,6
6
5000
1
0,2
0,2
47,98
3
0,3
0,9
7
23563
1
0,2
0,2
71,4
2
0,3
0,6
8
1498000
5
0,2
1
25,25
4
0,3
1,2
10
5000
1
0,2
0,2
61,19
2
0,3
0,6
11
5000
1
0,2
0,2
42,66
3
0,3
0,9
12
5000
1
0,2
0,2
33,14
4
0,3
1,2
13
5000
1
0,2
0,2
51,87
3
0,3
0,9
19
728885
3
0,2
0,6
68,86
2
0,3
0,6

Количество страниц за визит
Средняя продолжительность визита

Абсолютное значение, шт.
балл
вес
Итог
Абсолютное значение, секунд
балл
вес
Итог
2
1,73
1
0,3
0,3
35
1
0,2
0,2
4
2,62
1
0,3
0,3
130
2
0,2
0,4
5
2,41
1
0,3
0,3
125
1
0,2
0,2
6
4,01
2
0,3
0,6
119
1
0,2
0,2
7
1,78
1
0,3
0,3
76
1
0,2
0,2
8
6,32
3
0,3
0,9
330
4
0,2
0,8
10
5,29
3
0,3
0,9
23
1
0,2
0,2
11
2,19
1
0,3
0,3
199
2
0,2
0,4
12
3,7
2
0,3
0,6
185
2
0,2
0,4
13
2,9
2
0,3
0,6
187
2
0,2
0,4
19
1,71
1
0,3
0,3
88
1
0,2
0,2

Итоговый балл «Эффективность работы портала»
2
2,2
4
1,8
5
1,3
6
1,9
7
1,3
8
3,9
10
1,9
11
1,8
12
2,4
13
2,1
19
1,7

Проведем итоговый расчет рейтинга по двум этапам оценки (структура и эффективность), сложив баллы промежуточных рейтингов.


Итоговые баллы за структуру портала
Итоговые баллы за эффективность работы портала
Итоговая сумма баллов
Рейтинг
2
4
2,2
6,2
2
4
1
1,8
2,8
10
5
4
1,3
5,3
5
6
3
1,9
4,9
6
7
6
1,3
7,3
1
8
2
3,9
5,9
4
10
1
1,9
2,9

11
3
1,8
2,9
9
12
2
2,4
4,8
7
13
4
2,1
4,4
8
19
1
1,7
6,1
3

Результаты расчетов показали, что наиболее высокий рейтинг, по комплексной оценке, имеет портал Кемеровской области «Профориентир», набравший в совокупности 7,3 балла. На втором месте портал «Моя карьера в Вологодской области», на третьем – портал Ярославской области.

Выводы

Проведенные авторами исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Профориентационные порталы представлены для абитуриентов на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. Многообразие информации по данному вопросу существенно затрудняет принятие абитуриентом решения о выборе и использование конкретной диагностической и иной информации по вопросам профориентации.

2. Федеральные порталы наиболее популярны и массовы в использовании, многие имеют поддержку в виде рекомендаций со стороны Министерств и ведомств, что повышает в итоге уровень доверия к ним, тем самым увеличивая конверсию.

3. Наиболее популярными, удобными для электронных коммуникаций с абитуриентами являются такие профориентационные порталы, как «Билет в будущее», «Учеба.ру», «Профилум».


Источники:

1. Новая возможность поиска работы для выпускников и студентов. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.cap.ru/news/2023/12/07/novaya-vozmozhnostj-poiska-raboti-i-trudoustrojstv (дата обращения: 24.02.2024).
2. Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/portal-v-informatike-db91f6 (дата обращения: 24.02.2024).
3. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской̆ Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uy3r (дата обращения: 12.02.2024).
4. Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 2(14). – c. 40–48.
5. Soboleva O. Mechanisms of regulation of economic processes in a region // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management: Springer International Publishing. 2017. – p. 403-415.
6. Тарлавский В.И. Цифровизация профориентации: региональный профориентационный интернет-портал «регион – профессия – личность» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2021. – № 2 (58). – c. 108-116.
7. Серова Н.А. Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир»: возможности, проблемы, перспективы развития // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Год педагога и наставника: сохраняя прошлое, создаем будущее: Материалы Международной научно-практической конференции. Кемерово, 2023. – c. 205-207.
8. Питухин Е.А. Профориентационный портал «Моя карьера» –эффективный сервис по улучшению трудоустройства выпускников // Цифровые технологии в образовании, науке, обществе: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Петр ГУ, 2018. – c. 180-184.
9. Бородин В.А. Повышение потенциала саморазвития регионов Сибирского федерального округа // Экономика региона. – 2012. – № 1(29). – c. 83-89.
10. Конина О.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Макарова Т.В., Шпенглер А.В., Бармина Е.А. Модель управления агломерацией в субъектах Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1341-1352.
11. Дажинова А.Н., Шпенглер А.В. SWOT-анализ факторов, влияющих на развитие агломерации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 1. – c. 278-282.
12. Информационный портал «Профессиональная траектория». [Электронный ресурс]. URL: https://proftraektoria.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
13. Профориентационный портал региона: «Моя карьера в Вологодской области». [Электронный ресурс]. URL: http://voloblcareer.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
14. Профориентационный портал Воронежской области «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.govvrn.ru/» (дата обращения: 15.02.2024).
15. Профориентационный портал города Москва «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.moscow/#/applicant (дата обращения: 15.02.2024).
16. Санкт-петербургский портал по профориентации граждан «Профессиональная ориентация». [Электронный ресурс]. URL: http://pkp.r21.spb.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
17. Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyae (дата обращения: 15.02.2024).
18. Моя профессиональная карьера: профориентационный сайт Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyd4 (дата обращения: 15.02.2024).
19. Профориентационный ресурс Курганской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyeF (дата обращения: 13.02.2024).
20. «Мой ориентир» Профориентаионный портал Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyh2 (дата обращения: 13.02.2024).
21. Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uynS (дата обращения: 14.02.2024).
22. Профориентационный портал Профнавигатор Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyqY (дата обращения: 14.02.2024).
23. Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия». [Электронный ресурс]. URL: http://mycareer.karelia.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
24. Портал «Профессиональное будущее Якутии». [Электронный ресурс]. URL: http://profportal.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
25. Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.sakhalin.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
26. Профориентационный портал Пятигорска. [Электронный ресурс]. URL: http://profspo26.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
27. Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики. [Электронный ресурс]. URL: https://profkarta18.tilda.ws/ (дата обращения: 15.02.2024).
28. Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале». [Электронный ресурс]. URL: http://yamalcareer.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
29. Проект «Моя карьера с Единой Россией». [Электронный ресурс]. URL: https://proekty.er.ru/projects/moya-karera-s-edinoi-rossiei (дата обращения: 25.02.2024).
30. Региональная сетевая площадка профессиональной навигации ГрадПрофессий. [Электронный ресурс]. URL: https://kurl.ru/psZWa (дата обращения: 16.02.2024).
31. Сервис по сравнительной аналитике параметров сайтов СимиларВеб. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uz2X (дата обращения: 16.02.2024).
32. Шпенглер А.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Колесова Ю.А., Сметанина А.И. Электронное взаимодействие профориентационного портала с абитуриентами: концептуальные и методические аспекты // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – doi: 10.18334/epp.14.4.120627.
33. Шпенглер А.В., Сметанина А.И., Колесова Ю.А., Бармина Е.А., Савельева Н.К., Созинова А.А. Развитие городских агломераций Приволжского федерального округа: сравнительный анализ // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 901-920.
34. Карзаева Н.Н., Каранина Е.В. Кадровая безопасность. - Москва, 2023.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 12:13:16