Карьерное развитие молодежи в экосистеме кадрового партнерства вуза
Никулина Ю.Н.1
1 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург
Скачать PDF | Загрузок: 25 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53838237
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи профессионального самоопределения и карьерного развития молодежи в рамках трансформации системы образования и рынка труда. Автором проанализированы основные составляющие экосистемы кадрового партнерства на примере вуза и ее влияние на процесс карьерного развития молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению инновационных форм и инструментов вуза в рамках реализации трека «Профессионализм и карьера». Представлены результаты исследования студентов относительно оценки потенциального и фактического уровня их вовлеченности и заинтересованности в процессах функционирования экосистемы кадрового партнерства и реализации мероприятий карьерной направленности.
В заключении сделаны выводы, что для формирования конкурентоспособной личности молодого специалиста на рынке труда необходимо в большей степени вовлекать непосредственно студентов в процессы общения с представителями экосистемы кадрового партнерства. Для решения этой задачи предложено внедрение студенческой нетворкинговой практики в виде создания студенческого клуба профессионального и карьерного развития
Ключевые слова: кадровое партнерство, карьерное развитие, студенты, вуз, нетворкинг, студенческое объединение
JEL-классификация: I23, J13, J24, M53
Введение
В условиях цифровой трансформации системы подготовки кадров осознанный процесс выбора направления подготовки и управления собственной карьерой выступает как важнейшее условие жизненного успеха. Выбор профессии – это процесс, который может растянуться на всю жизнь. Первый раз человек сталкивается с необходимостью принять решение, какую профессию выбрать, в старших классах школы. Причем в подростковом возрасте сделать это осознанно, с опорой на свои способности, интересы, знание рынка труда, удается не всем в связи с узким информационным полем на эту тему. Плюс вмешивается экономический и территориальный факторы: кто-то не проходит по баллам на интересующую специальность, а платно учиться нет финансовой возможности; у кого-то в регионе нет вузов с нужными специальностями. В таких случаях абитуриент выбирает наиболее приемлемый вариант, не всегда совпадающий с его карьерными интересами. Второй раз человек находится в ситуации выбора будущего профессионального пути уже во время обучения в университете. Перед ним встает вопрос, с какой профессии начать строить свою карьеру. На данном этапе у студента могут появиться новые проблемы и вызовы, связанные с тем, что он четко не может сформулировать свои карьерные потребности, не знает потенциальных работодателей, какие варианты профессий есть, помимо самых очевидных в рамках выбранного направления подготовки и специальности, не понимает, как скорректировать свой образовательный маршрут.
Построение карьерной траектории выпускника начинается с момента его поступления в университет, когда ему предоставляется широкий спектр возможностей для самореализации как в профессиональном, так и в личностном плане. Участие в учебной и внеучебной деятельностях, обеспечение вторичной занятости, социальные лифты в виде проектов, направленных на профессиональное развитие – все это позволяет студентам за время обучения сформировать серьезное портфолио для успешной самопрезентации работодателю и построения карьерной траектории в будущем.
Стратегия поддержки занятости молодежи на уровне региона предусматривает как общий алгоритм поддержки безработных, так и программы стажировок и прочих условий содействия занятости в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами. Правила представляют набор реакционных действий, изменённых под конкретные условия, которые требуют соответствующей рекрутинговой гибкости от молодёжи: знания рынка труда, программ занятости, перечня активных организаций-работодателей, общественно-значимых объединений и структур.
Следовательно, вопросы разработки и реализации комплекса мероприятий со стороны образовательной организации в части обучения навыкам построения карьерной траектории и успешной реализации молодого специалиста на рынке труда еще в процессе обучения в вузе являются актуальными на современном этапе. В силах вуза создать для студенческой аудитории правильное информационное поле, в котором к обучающимся будет поступать информация о профессиях, их особенностях, необходимых знаниях и навыках для старта и профессионального развития, что позволит им более осознанно строить свой карьерный путь. Целью статьи является выявление взаимосвязи понятий профессионального самоопределения и карьерного развития молодежи, анализ экосистемы кадрового партнерства на примере вуза, ее влияния на процессы построения карьерной траектории студента в рамках образовательного маршрута и разработка предложений по повышению уровня включенности обучающихся в систему взаимодействия с субъектами рынка труда региона за счет создания студенческого объединения профессионального и карьерного развития на базе вуза.
Взаимосвязь профессионального самоопределения и карьерного развития молодежи
Определение целей и направления профессиональной деятельности, формирование своего будущего образа, обучение в школе, получение профессионального образования, планирование своего будущего – есть начало процесса карьерного развития человека.
Говоря о закономерностях карьерного развития, многие исследователи выделяют стратегии карьерного развития, связывая их с общей жизненной стратегией личности. В соотношении с жизненными стратегиями выделяют стратегии профессионального и карьерного развития [1].
При изучении карьерных стратегий молодежи необходимо учитывать начальный этап карьерной реализации. Карьерные стратегии строятся в соответствии с карьерными ориентациями, личным потенциалом, активностью личности, уровнем образования. Также нужно принимать во внимание важную особенность карьерной реализации молодежи – протекание в условиях социальной неопределенности.
Москаленко О.В. исследуя проблемы планирования карьеры студентов обращает внимание, что начало планирования карьеры приходится не на окончание учебы в вузе, а на профориентацию, в процессе которой определяются жизненные цели человека, его интересы и происходит выбор профессии [2].
Можно говорить о двух подходах к определению начала карьеры, в первом случае оно совпадает с началом трудовой деятельности, а во втором – с началом профорориентационной деятельности. Для того, чтобы карьерный путь складывался успешно, важно начинать процесс планирования задолго до трудовой деятельности. Как отмечает Ковалевская Е.В., наиболее весомую роль играет профориентационная работа в рамках школьного обучения. Она позволяет соотнести личные интересы, способности, перспективы и возможности. Еще на этапе обучения в школе важно определить предрасположенности и интересы человека для согласованности личностного и профессионального компонентов в будущем [3].
Важным условием в реализации профессиональной карьеры для человека является его «Я-концепция», которая отражает его видение и оценку своей личности и возможностей. Для активного профессионального роста человек должен осознавать свои особенности, преимущества и недостатки в конкуренции на рынке труда, учитывать свое соответствие заявленным работодателем требованиям, а также активно развивать необходимые качества, и непрерывно обновлять знания, необходимые для профессиональной деятельности .
С. П. Крягжде характеризует начальные этапы профессионального самоопределения двойственными характеристиками. Поскольку человек изначально выбирает не только будущую профессию, но и вуз, в котором будет обучаться. Если у него еще нет профессионального самоопределения, то выбор делается обобщенно, а конкретизация и построение карьерного плана будет откладываться на будущее. Помимо этого, условия социализации и социальная среда сильно влияет на ограничение количества профессий, из которых он будет выбирать [4].
Соответственно процесс профессионального самоопределения не завершается после выбора профессии. Он продолжается в ходе получения образования, а также в начале профессиональной деятельности. Для того, чтобы судить об успешности профессионального самоопределения, необходимо учитывать полноту сформированности представления человека о будущей профессии, а также о себе как будущем профессионале .
Профессиональная ориентация студенческой молодежи может рассматриваться в виде процесса, а также в виде системы. В качестве системы профессиональная ориентация студентов выражается в определении взглядов на разные профессиональные направления, понимании отношения общества к данным профессиям, а также соотношения личных качеств и требований профессии.
Система и процесс профессиональной ориентации взаимосвязаны и могут дополнять друг друга в профессиональном становлении личности. Их взаимообусловленность и взаимодействие определяют качество итогового результата. Система профессиональной ориентации подразумевает принятие решение о выборе профессии, а процесс направлен на профессиональное становление специалиста.
Полянская Е.Н. обращает внимание, что в ходе становления личности студента высшего учебного заведения отмечается «профессионализация» психических процессов и состояний. Происходит развитие профессионального образа мышления, определенных социальных установок, взглядов [5].
Исследования свидетельствуют, что во время обучения в вузе у студентов еще, как правило, не сформировалась осознанность, что это наиболее важный этап профессионального развития. Это подтверждается и при изучении карьерных целей и планов студентов. Отмечается отсутствие целевых установок, ошибки в расставлении приоритетов, неумение организовать свою деятельность и отсутствии адекватной оценки своих возможностей в профессиональном развитии, отсутствие исполнительности, целеустремленности, отсутствие навыков работы в коллективе, завышенные ожидания в оплате труда на первоначальном этапе [6, 15].
Таким образом, можно говорить о проблеме формирования карьерных ориентаций студентов в профессиональном образовании. В период получения профессионального образования необходимо осознавать важность выбора, поскольку этот этап является базовым в развитии карьеры человека. Возможности для выбора в настоящее время достаточно широки, однако принять оптимальное решение в образовании позволит студенту в будущем следовать своей профессиональной траектории. Поэтому в настоящее время осмысление проблемы формирования карьерного пути, профессионального становления специалиста в системе высшего образования, приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.
Экосистема кадрового партнерства вуза и ее влияние на процесс карьерного развития молодежи
Взаимодействие Оренбургского государственного университета (ОГУ) и бизнес-сообщества региона с целью развития экосистемы кадрового партнерства реализуется путем проведения совместных мероприятий (посредством создания совещательных органов и рабочих групп) со следующими сообществами: профильные региональные министерства, Союз «Торгово-промышленная палата Оренбургской области», Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей, Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Оренбургской области, а также с организациями- работодателями региона - ключевыми партнерами. ОГУ активно включается в вопросы карьерного сопровождения и продвижения своих выпускников совместно с представителями экосистемы [7].
Процесс погружения студентов в систему карьерного развития университета начинается с момента поступления в вуз. На кураторских часах первокурсники получают информацию о содержании семи треков развития, доступных для выбора:
1. Профессионализм и карьера
2. Наука и инновации
3. Бизнес и предпринимательство
4. Волонтерство и социальное проектирование
5. Лидерство и управление
6. Культура и творчество
7. Спорт и здоровый образ жизни
Каждый трек содержит в себе комплекс образовательных форматов и внеучебных мероприятий, направленных на формирование и совершенствование личностных и профессиональных компетенций студентов. Выбор происходит на основе осознания обучающимся собственных жизненных целей и ценностей и обусловлен представлением о том, кем студент хочет стать в будущем [8].
Трек «Профессионализм и карьера» является базовым, для эффективной реализации которого в Оренбургском государственном университете создана система карьерного развития и содействия трудоустройству обучающихся и выпускников. В эту систему включены различные субъекты взаимодействия - представители экосистемы кадрового партнерства вуза: абитуриенты, студенты и выпускники, работодатели и органы региональной власти. Внутреннее коммуникативное пространство включают структурные подразделения вуза, которые вносят свой вклад в достижение целевых показателей результативности целевого обучения студентов, трудоустройства выпускников, а также в целом уровня востребованности молодых специалистов вуза на рынке труда. Центральная роль принадлежит выпускающим кафедрам, которые отвечают за профессиональную подготовку студентов, подписание договоров о целевом обучении и проведение дисциплин «Введение в специальность» [9].
Отдел работы с абитуриентами и организации приема делает акцент на профориентацию школьников и обеспечивает выполнение плана по заключению договоров целевого приёма. Институт управления проектами и университетская «Точка кипения» ориентированы на развитие сотрудничества и установление партнерства в целях развития междисциплинарных проектов, внедрение системы проектного управления, ее поддержку и развитие.
Центр занятости и карьеры несёт ключевую ответственность и является координатором реализации мероприятий трека «Профессионализм и карьера». В числе основных направлений деятельности Центра - организация и поведение мероприятий по развитию дополнительных карьерных компетенций, мониторинг трудоустройства, взаимодействие с органами власти, профконсультирование, сопровождение работы карьерных цифровых сервисов и курирование ответственных за трудоустройство на факультетах и институтах вуза.
Такая система карьерного развития студентов и содействия трудоустройству выпускников предполагает различные учебные и внеучебные форматы. В последние годы внедряется ряд новых современных проектов, направленных на прямое взаимодействие обучающихся с работодателями. Такие проекты одновременно могут влиять на организацию стажировок, заключение договоров о целевом обучении и на организацию временной занятости студентов (деловые игры, кейс чемпионаты, прямые эфиры, профессиональные конкурсы, профессиональные квизы и др.). В течение 2022 года более 4500 студентов были вовлечены в мероприятий карьерной направленности основными участниками которых выступили 240 организаций- работодателей.
Благодаря выстроенной системе содействия трудоустройству выпускников , а так же через участие в мероприятиях трека «Профессионализм и карьера» обучающиеся повышают уровень профессиональных компетенций, начинают владеть технологиями планирования карьеры и эффективного трудоустройства, учаться оформлять резюме и портфолио своих достижений во время обучения в вузе, совершенствуют навыки самопрезентации, постановки целей и самоменеджмента [10].
Все первокурсники в рамках учебной деятельности посещают учебную дисциплину «Введение в специальность», где знакомятся с ключевыми работодателями и основами будущей профессиональной деятельности. Во внеучебной деятельности первокурсники могут вступать в различные студенческие объединения («Студенческая психологическая служба», Штаб студенческих отрядов, Студенческий клуб интеллектуальных игр, Студенческий патриотический клуб «Я горжусь»и др.), посещать онлайн и офлайн мероприятия, реализуемые Департаментом молодежной политики и взаимодействия с сообществами.
На более старших курсах в учебной деятельности студенты включены в проект «Студенческие конструкторские бюро», в котором совместно с наставниками-преподавателями и заказчиками от индустриальных партнёров выполняют профессионально-ориентированные проекты.
В рамках внеучебной деятельности Центром занятости и карьеры для студентов проводится большое количество современных образовательных форматов карьерных мероприятий: деловые игры, кейс- чемпионаты областного и Всероссийского уровней, хакатоны, мастер-классы от федеральных партнёров и др. Также, студенты всех курсов и направлений подготовки становятся участниками олимпиад и конкурсов платформы АНО «Россия - страна возможностей», регистрируются в «Цифровой карьерной среде» Факультетус», учатся создавать резюме и портфолио, грамотно искать будущую работу [12].
На выпускных курсах представители работодателей и индустриальных партнёров принимают участие в постановке задач для студенческих научных работ и принимают участие в защитах ВКР [11].
Во всех структурных подразделениях университета проводятся «Дни карьеры», где студенты могут узнать о программах продолжения образования (магистратура, аспирантура, дополнительное профессиональное образование), напрямую пообщаться с ключевыми работодателями и записаться на собеседование. Дни карьеры ориентированы на сокращение оттока выпускников с региона, поддерживают местных работодателей, испытывающих потребность в молодых кадрах и формируют положительный имидж образовательной организации, как драйвера трансформации социокультурной среды и наращивания интеллектуального потенциала региона. Проведение мероприятий такого формата, направлены не только на содействие трудоустройству выпускников, но и на привлечение, закрепление молодых специалистов в организациях приоритетных отраслей экономики региона, на развитие экосистемы «регион-работодатель-вуз-студент», достижение ключевых задач программ развития Оренбургской области [13].
В «Цифровой карьерной среде» ОГУ содержится постоянно обновляемая база работодателей и вакансий, все студенты выпускного курса получают списки возможных потенциальных мест трудоустройства, а также имеют возможность записаться на личную консультацию в Центр занятости и карьеры университета.
В университете несколько лет реализуется образовательная программа карьерного роста молодежи в экосистеме кадрового партнерства региона. Целью программы является реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня профессионального самоопределения и адаптации студентов к рынку труда в системе становления конкурентоспособного специалиста. Уникальность программы заключается во включенности в реализацию компаний, учреждений, непосредственно работающих на рынке труда в число которых входят Министерство труда и занятости населения Оренбургской области, Компании HeadHunter и SuperJob [14].
Первый блок программы - цикл лекций «Траектория карьеры молодого специалиста». Программа лекций ориентирована на знакомство первокурсников с системой содействия трудоустройству студентов и выпускников, соответствующими структурными подразделениями, с особенностями организации практики и потенциальными местами ее прохождения, вовлечение в проект «Будущее начинается сегодня» с привлечением профильных работодателей. Основная задача - рост осознанности в правильности выбора будущей профессии и необходимости выстраивания карьерной траектории в соответствии с выбранным направлением подготовки (профессией).
Второй блок – онлайн- курсы в системе moodle, связанные с обучением навыкам построения карьерной траектории и поиска работы. В 2020 году в условиях пандемии было организовано обучение по онлайн-курсу «Поиск работы: от теории к практике», разработанного университетом совместно с компанией HeadHunter, который стал хорошим дополнением к мероприятиям по повышению конкурентоспособности будущих выпускников. В ноябре 2022 года запущен онлайн-курс «PRO навыки построения карьеры». В числе основных разделов курса – «Стратегия и тактика построения карьеры», «Формирование профиля профессионала — молодого специалиста», «Практические вопросы процесса трудоустройства», «Особенности прохождения интервью у работодателя», «Индивидуальный план развития».
Третий блок включает проведение мастер-классов от компании SuperJob. Мастер-классы проводятся различной тематики – «Советы для начала успешной карьеры», «Резюме как VIP-пропуск на собеседование», «Успешное собеседование», «Как успеть все: тайм-менеджмент для студентов», «Эффективные способы поиска работы мечты», «Нетворкинг: как сплести полезные связи».
В рамках сотрудничества с Министерством труда и занятости населения Оренбургской области реализуется 4 блок образовательной программы - проводится квест-практикум «Профессиональный стартап», направленный на социальную и профессиональную адаптацию студентов старших курсов. Подготовленный маршрут, состоящий из пяти станций: «Час рекрутера», «Выбери меня», «Право знать», «IT — ключ карьеры», «Секретный шифр». Программа квеста ориентирована на отработку практических навыков в области технологий поиска работы, правил написания резюме, знакомство с интерактивным порталом «Работа в России», а также на проведение тестирования, связанного с определением типа личности.
Заключительный пятый блок - семинары-тренинги для студентов старших курсов, организованные Центром занятости и карьеры университета. С 2009 года ежегодно проводились семинары «Правила успешного трудоустройства». Программа семинаров-тренингов ежегодно трансформируется и меняется с учетом востребованности информации и изменений на рынке труда. В 2022 году в числе актуальных вопросов стали особенности построения карьерного плана, характеристика профессионального, научного, предпринимательского и цифрового трека карьерного развития. Традиционными темами семинара остались практические вопросы трудоустройства, всегда волнующие студентов.
В рамках деловой игры «Молодой специалист на рынке труда» работая в группах, студенты анализируют, кем и в каких сферах деятельности им предстоит работать, чем заниматься, какие компетенции у них есть сейчас и какие им предстоит развивать, а также какие требования при трудоустройстве может предъявить к ним работодатель.
Ежегодно в рамках участия в различных проектах «Образовательной программы карьерного роста для молодежи в экосистеме кадрового партнерства» обучение проходят более 2000 студентов.
В числе основных практических результатов функционирования экосистемы кадрового партнерства вуза - формирование в вузе среды, массово и индивидуально воздействующей на студентов в части их гибкой карьерной определенности с первых курсов через информационное поле, мероприятия и др. проекты с целью профориентационного покрытия, роста уровня определенности в сфере будущей профессиональной деятельности, профессии, организациях- места трудоустройства, шагах построения карьеры, повышение уровня информированности о будущих возможных условиях и требованиях со стороны потенциальных работодателей, с другой - рост числа студентов и выпускников, нашедших работу по специальности (трудоустроившихся) сразу после выпуска .
Включенность студентов в процессы экосистемы кадрового партнерства: результаты исследования
Оренбургский государственный университет выступил участником в Смотр-конкурсе Центров карьеры содействия занятости и трудоустройства студентов и выпускников, организованном Министерством науки и высшего образования РФ. В рамках конкурсных процедур в январе 2022 г. 457 студентов ОГУ приняли участие в онлайн опросе на тему «Тенденции трудоустройства и карьерного развития выпускников вузов глазами студентов» [8]. Ряд вопросов был связан с оценкой уровня вовлеченности и заинтересованности студентов в деятельности экосистемы кадрового партнерства как основной отправной точки их карьерного развития.
На вопрос «Каким образом должно происходить включение студентов в деятельность экосистемы кадрового партнерства?» (рисунок 1) большинство – 26 % ответивших обратили внимание на необходимость личной включенности и непосредственного взаимодействия с представителями экосистемы. 18 % опрошенных отметили в качестве коммуникативной площадки - университетскую Точку кипения, на территории которой, как правило, и проводятся большинство мероприятий, в том числе карьерной направленности. Центр занятости и карьеры как эффективного координатора взаимодействия студентов и работодателей в рамках содействия трудоустройству выбрали 15 % респондентов. Далее студенты обратили внимание на эффективность структур студенческого самоуправления и официальные каналы коммуникации – 14 % и 8 % соответственно. Всего лишь 7 % участников исследования выразили заинтересованность в организации мероприятий с участниками экосистемы кадрового партнерства по инициативе студентов.
Рисунок 1- Каким образом должно происходить включение студентов в деятельность экосистемы кадрового партнерства? («Составлено автором»)
Потенциальные и фактические результаты оценки системы общения студентов и представителей экосистемы кадрового партнерства разошлись в значениях (рисунок 2). 31 % респондентов констатировали, что общение проходит формально, как правило через официальные каналы коммуникации, четвертая часть- 25 % респондентов отметили, что проводятся опросы студентов на предпочтительные тематики мастер- классов, исходя из результатов которых выстраивается работа в этой области, на третьей и четвертой позициях оказались мероприятия на Точке кипения и организованные Центром занятости и карьеры ОГУ. Следовательно, сравнительная характеристика оценки процесса и площадок общения студентов и представителей экосистемы кадрового партнерства свидетельствует, что есть необходимость в большей включенности непосредственно самих студентов эту систему через структуры студенческого самоуправления и инициативные группы.
Рисунок 2- Как выстраивается общение студентов и представителей экосистемы кадрового партнерства? («Составлено автором»)
Следующий вопрос, который был задан студентам, был связан с оценкой значимости навыков нетворкинга для карьерной самореализации студентов (рисунок 3) . Анализ результатов опроса свидетельствует, что большинство- более 80 % рассматривают нетворкинг как эффективный инструмент поиска работы и построения карьерной траектории.
Рисунок 3 - Важно ли развивать навыки нетворкинга для карьерной самореализации? («Составлено автором»)
В заключении студентам был задан уточняющий вопрос, чем конкретно нетворкинг может помочь в построении карьеры (рисунок 4). В результате студенты указали в качестве наиболее значимых – нахождение места работы- 61 %, потенциального места практики и стажировки – 53 и 49 % соответственно. Интересными ответами стали также – «повышение своих компетенций» (39%), «приглашение на обучение» (29 %), «нахождение наставника» (25 %). Таким образом, студенты рассматривают нетворкинг как инструмент, влияющий на различные составляющие успешной карьерной самореализации будущего молодого специалиста.
Рисунок 4 - Чем нетворкинг может помочь в построении карьеры? («Составлено автором»)
Общие выводы и предложения
Анализ практических подходов взаимодействия различных структур экосистемы кадрового партнерства вуза и опроса студентов свидетельствуют о потребности и повышения уровня вовлеченности непосредственно студентов в процессы общения с представителями экосистемы с целью решения вопросов карьерной самореализации с помощью нетворкинговых связей.
Сегодня в экономике нетворкинг рассматривается не только как возможность решить какой-либо вопрос или проблему, но и найти работу или сотрудника, используя силу связей, но и как дополнение к перечню требуемых компетенций студента, влияющее на его работоспособность и самомотивацию. Наличие правильных и нужных нетворкинговых связей уже является залогом успеха в решении той или иной задачи, проблемы. Иными словами, нетворкинг является необходимой компетенцией будущего сотрудника [17,18].
Следовательно, нетворкинг является одним из тех навыков, которыми должен владеть студент за время обучения в образовательном учреждении. Увеличение конкурентности рынка труда ведет к тому, что к соискателю увеличивается перечень предъявляемых требований не только в плане профессиональных навыков, но и коммуникативных навыков, наличия профессиональных контактов и связей в индустрии.
Студенту уже с первого дня обучения необходимо заниматься нетворкингом, постоянно выходить за рамки своего привычного круга общения, студенческой группы. Для этого можно использовать студенческие клубы и объединения по тем или иным интересам, которые ведут активную деятельность. Студенческий клуб или объединение помогают не только заниматься нетворкингом, но и проявить себя, развить другие свои навыки. Например, проектная деятельность, ведение переговоров, организация мероприятий и т.п. Сам факт наличия членства и результатов деятельности в студенческом объединении, указанный в резюме, становится плюсом в глазах потенциального работодателя.
Учитывая то, что одной из главных целей студента является последующее трудоустройство и необходимость развития навыков в области нетворкинга на наш взгляд целесообразной и эффективной представляется студенческая нетворкинговая практика в виде создания студенческого клуба пофессионального и карьерного развития.
В числе основных целей создания в университетах студенческих объединений карьерного развития могут выступать:
-во-первых, активизация профориентационной деятельности студентов;
- во-вторых, выявление творческого, научного и предпринимательского потенциалов студентов;
- в-третьих, развитие навыков необходимых для повышения конкурентоспособности на рынке труда;
- в- четверых, помощь в планировании и построении карьеры студентов и выпускников.
Студенческое объединение будет взаимодействовать в первую очередь с Центром карьеры вуза, со всеми студенческими объединениями, структурными подразделениями, кафедрами и факультетами по вопросам, в области организации и проведения карьерных мероприятий, участия в конкурсах и проектах, направленных на профессиональное развитие, проведения опросов среди студентов на предмет актуальности и востребованности встреч, мастер-классов, деловых игр с профильными работодателями на соответствующих факультетах [19] . На наш взгляд, ключевые направления работы студенческого клуба должны быть, в том числе, ориентированы на вовлечение студентов в решении задач образовательной и научно-исследовательской политики вуза, заложенных в программе развития университета.
В заключении стоит отметить, что внедрение нетворкинговой практики в виде студенческого объединения будет способствовать росту осознанности в выборе профессии, большей информированности о рынке труда, знакомству реальными историями успеха и построению эффективной карьерной траектории.
Источники:
2. Москаленко О. В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии // Акмеология. – 2012. – № 4(44). – c. 24-27.
3. Ковалевская Е.В. Карьерное самоопределение на начальном этапе: структурно-содержательная характеристика и формирование. / монография. - Москва: Мир науки, 2015. – 126 c.
4. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс: Мокслас, 1981. – 196 c.
5. Полянская Е. Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – c. 589-590.
6. Никулина Ю. Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 747-762.
7. Ермакова Ж. А., Шестакова Е. В., Кондусова В. Б. Модернизация системы управления персоналом и развитие экономики региона. - Москва : Издательство "Креативная экономика", 2019. – 366 c.
8. Мирошников С. А., Нотова С. В., Никулина Ю. Н. Кадровое сотрудничество вуза и индустриальных партнёров в контексте карьерного развития молодёжи // Высшее образование в России. – 2022. – № 8-9. – c. 99-115.
9. Темнова Л. В., Лизунова О. А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. – 2017. – № 11. – c. 89-97.
10. Ермакова Ж. А.,. Приоритеты развития модернизационной экономики = DevelopmentPrioritiesofModernizationEconomy. - Москва : Креативная экономика, 2017. – 462 c.
11. Солуянычев П.С., Хамидуллин Ф.Ф. // Российское предпринимательство. – 2007. – № 5. – c. 79-82. – url: https://1economic.ru/lib/2137.
12. Никулина Ю.Н. Проектная деятельность как инструмент профессионального и карьерного развития выпускников // Экономика труда. – 2022. – № 7. – c. 1133-1146. – doi: 10.18334/et.9.7.115122.
13. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 589-608.
14. Анисимова Н.Ю. Организация подготовки кадров в цифровой экономике // Креативная экономика. – 2021. – № 3. – c. 735-748. – doi: 10.18334/ce.15.3.111846.
15. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – № 3. – c. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709.
16. Салынская Т. В. Проектная деятельность как инструмент развития профессиональной личности студента // Муниципальная академия. – 2021. – № 3. – c. 88-95.
17. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Экосистемный подход для трансформации управления человеческими ресурсами // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 201-218. – doi: 10.18334/lim.9.1.114296.
18. Афанасьева Т.С., Носкова И.В. Исследование зависимости между наличием у молодых специалистов навыков soft skills и их востребованностью на рынке труда в период пандемии COVID- 19 // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 271-284.
19. Ольховая Т. А., Зинюхина Н. А., Никулина Ю. Н. Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. – 2019. – № 7. – c. 139-149. – doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-139-149.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:15:40