Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация

Михайлова Н.К.1
1 Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Кемеровский государственный университет, Россия, Новокузнецк

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Март 2020)

Цитировать:
Михайлова Н.К. Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 3. – С. 333-346. – doi: 10.18334/ce.14.3.100685.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42713551
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье исследуется мотивационная структура и мотивационные модели вторичной занятости студентов, их реализации и влияние на процесс профессиональной социализации будущих специалистов. Исследование основывается на данных, полученных посредством использования количественных (анкетирования) и качественных методов исследования, на основе которых были определены и классифицированы мотивы вторичной занятости студентов, выделены и описаны основные мотивационные модели занятости, дана их сравнительная характеристика. Показано, что доминирование профессиональных мотивов в поведении работающих студентов может рассматриваться, как этап их профессиональной социализации. Автор приходят к выводу, что в модели «работа-деньги» цели «получение дохода» и «получение образования» вступают в противоречие, а полученный в рамках данной работы социальный опыт оказывается не востребованным в профессиональной сфере, мало содействует трудоустройству после окончания вуза, а пропуски занятий, плохая успеваемость лишают таких выпускников «конкурентных преимуществ на рынке труда

Ключевые слова: вторичная занятость студентов, мотивационная структура, мотивационные модели, профессиональная социализация, карьера, адаптация

JEL-классификация: Z13, J16, J13

Источники:

1. Труд и занятость в России - 2019. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Trud_2019.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
2. Тихомирова А.М., Мылтасова О.В. Роль вторичной занятости студентов в формировании трудовых компетенций // Московский экономический журнал. – 2018. – № 4. – c. 467-475.
3. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 6. – c. 174-177.
4. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/files/VoprEconomik-6-2008.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
5. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов ВУЗов на пути к профессиональной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-studentov-vuzov-na-puti-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.02.2020).
6. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. – 2010. – № 2. – c. 63-69.
7. Гурова И.Г. Вторичная занятость студентов как способ их социальной адаптации в условиях трансформации российского общества. [Электронный ресурс]. URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-studentov-kak-sposob-ih-sotsialnoy-adaptatsii-v-usloviyah-transformatsii-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 24.02.2020).
8. Михайлова Н.К. Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 1. – c. 268-271.
9. Миков Ю.В., Табала О. В. Вторичная занятость и профессиональный выбор студента. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-i-professionalnyy-vybor-studenta (дата обращения: 24.02.2020).
10. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии? // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 763-774. – doi: 10.18334/et.6.2.40671.
11. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 587-598. – doi: 10.18334/et.6.1.39880.
12. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Экономические проблемы студенчества в современных условиях // Научное обозрение. – 2016. – № 14. – c. 182-186.
13. ФилоненкоВ. И., Скачкова Л.С., Филоненко Ю.В. Занятость студентов во время обучения в вузe // Социологические исследования. – 2018. – № 9. – c. 135-140.
14. Килина Н.М. Феномен трудовой занятости студентов в России: история и современность. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-trudovoy-zanyatosti-studentov-v-rossii-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 26.02.2020).
15. Самсонова Т.И. Трудовая социализация молодежи: проблемы и тенденции. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-sotsializatsiya-molodezhi-problemy-i-tendentsii (дата обращения: 24.02.2020).
16. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия. / коллективная монография / В.В. Садырин, Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева [и др.]; под общей ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Из-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 294 c.
17. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда. – 2018. – № 2. – c. 419-432.
18. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. – 2012. – № 3. – c. 92-102.
19. Смелзер Н. Социология. / Н. Смелзер; пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. – 112 c.
20. Перинская Н.А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации. / Социологический сборник. Вып. 4./ институт молодежи. - М.: Социум, 1998. – 36-40 c.
21. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – c. 109–115.
22. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2003. – № 4-5. – c. 509.
23. Белая А.В. Профессия как социологическая категория: основные подходы к определению // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2009. – № 2. – c. 7-13.
24. Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – c. 54–56.
25. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – c. 106-115.
26. Анисимов О. С. Потребности и мотивы: сущность и типология // Мир психологии. – 2008. – № 1. – c. 229-236.
27. Яровая Ю. Н. Психологические причины мотивационного поведения человека // Философия образования. – 2009. – № 2. – c. 248-254.
28. Михайлова Н.К. Мотивационные модели занятости студентов. / Современные тенденции развития науки: сборник тезисов национальной конференции / под общ. ред. С.О. Гаврилова и Д. М. Бородулина; ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2018. – 156 c.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:56:48