Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация
Михайлова Н.К.1
1 Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Кемеровский государственный университет, Россия, Новокузнецк
Скачать PDF | Загрузок: 45 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42713551
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье исследуется мотивационная структура и мотивационные модели вторичной занятости студентов, их реализации и влияние на процесс профессиональной социализации будущих специалистов. Исследование основывается на данных, полученных посредством использования количественных (анкетирования) и качественных методов исследования, на основе которых были определены и классифицированы мотивы вторичной занятости студентов, выделены и описаны основные мотивационные модели занятости, дана их сравнительная характеристика. Показано, что доминирование профессиональных мотивов в поведении работающих студентов может рассматриваться, как этап их профессиональной социализации. Автор приходят к выводу, что в модели «работа-деньги» цели «получение дохода» и «получение образования» вступают в противоречие, а полученный в рамках данной работы социальный опыт оказывается не востребованным в профессиональной сфере, мало содействует трудоустройству после окончания вуза, а пропуски занятий, плохая успеваемость лишают таких выпускников «конкурентных преимуществ на рынке труда
Ключевые слова: вторичная занятость студентов, мотивационная структура, мотивационные модели, профессиональная социализация, карьера, адаптация
JEL-классификация: Z13, J16, J13
Источники:
2. Тихомирова А.М., Мылтасова О.В. Роль вторичной занятости студентов в формировании трудовых компетенций // Московский экономический журнал. – 2018. – № 4. – c. 467-475.
3. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 6. – c. 174-177.
4. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/files/VoprEconomik-6-2008.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
5. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов ВУЗов на пути к профессиональной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-studentov-vuzov-na-puti-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.02.2020).
6. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. – 2010. – № 2. – c. 63-69.
7. Гурова И.Г. Вторичная занятость студентов как способ их социальной адаптации в условиях трансформации российского общества. [Электронный ресурс]. URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-studentov-kak-sposob-ih-sotsialnoy-adaptatsii-v-usloviyah-transformatsii-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 24.02.2020).
8. Михайлова Н.К. Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 1. – c. 268-271.
9. Миков Ю.В., Табала О. В. Вторичная занятость и профессиональный выбор студента. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-i-professionalnyy-vybor-studenta (дата обращения: 24.02.2020).
10. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии? // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 763-774. – doi: 10.18334/et.6.2.40671.
11. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 587-598. – doi: 10.18334/et.6.1.39880.
12. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Экономические проблемы студенчества в современных условиях // Научное обозрение. – 2016. – № 14. – c. 182-186.
13. ФилоненкоВ. И., Скачкова Л.С., Филоненко Ю.В. Занятость студентов во время обучения в вузe // Социологические исследования. – 2018. – № 9. – c. 135-140.
14. Килина Н.М. Феномен трудовой занятости студентов в России: история и современность. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-trudovoy-zanyatosti-studentov-v-rossii-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 26.02.2020).
15. Самсонова Т.И. Трудовая социализация молодежи: проблемы и тенденции. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-sotsializatsiya-molodezhi-problemy-i-tendentsii (дата обращения: 24.02.2020).
16. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия. / коллективная монография / В.В. Садырин, Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева [и др.]; под общей ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Из-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 294 c.
17. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда. – 2018. – № 2. – c. 419-432.
18. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. – 2012. – № 3. – c. 92-102.
19. Смелзер Н. Социология. / Н. Смелзер; пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. – 112 c.
20. Перинская Н.А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации. / Социологический сборник. Вып. 4./ институт молодежи. - М.: Социум, 1998. – 36-40 c.
21. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – c. 109–115.
22. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2003. – № 4-5. – c. 509.
23. Белая А.В. Профессия как социологическая категория: основные подходы к определению // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2009. – № 2. – c. 7-13.
24. Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – c. 54–56.
25. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – c. 106-115.
26. Анисимов О. С. Потребности и мотивы: сущность и типология // Мир психологии. – 2008. – № 1. – c. 229-236.
27. Яровая Ю. Н. Психологические причины мотивационного поведения человека // Философия образования. – 2009. – № 2. – c. 248-254.
28. Михайлова Н.К. Мотивационные модели занятости студентов. / Современные тенденции развития науки: сборник тезисов национальной конференции / под общ. ред. С.О. Гаврилова и Д. М. Бородулина; ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2018. – 156 c.
Страница обновлена: 07.06.2025 в 23:29:54
Download PDF | Downloads: 45 | Citations: 8
Motivational models of students' employment and professional socialization
Mikhaylova N.K.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 3 (March 2020)
Abstract:
The article examines the motivational structure and motivational models of students' secondary employment, their implementation and impact on the process of professional socialization of future specialists. The research is based on data obtained through the quantitative (questionnaire) and qualitative research methods, which were used to determine and classify the motives of students' secondary employment, identify and describe the main motivational models of employment, and give their comparative characteristics. It is shown that the dominance of professional motives in the behavior of working students can be considered as a stage of their professional socialization. The author comes to the conclusion that in the "work-money" model, the goals of "earning income" and "getting education" come into conflict, and the social experience obtained in this work is not in demand in the professional sphere, and it does not contribute much to employment after graduation. Thus, omissions, poor academic performance deprive such graduates of competitive advantages in the labour market.
Keywords: secondary employment of students, motivational structure, motivational models, professional socialization, career, adaptation
JEL-classification: Z13, J16, J13

Россия, Новокузнецк