Обоснование необходимости разработки Концепции технологического развития агропродовольственного комплекса России в условиях усиления глобальных вызовов

Осовин М.Н.1
1 Саратовский научный центр Российской академии наук

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Осовин М.Н. Обоснование необходимости разработки Концепции технологического развития агропродовольственного комплекса России в условиях усиления глобальных вызовов // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – Том 10. – № 4. – С. 577-590. – doi: 10.18334/ppib.10.4.118911.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55826515

Аннотация:
В условиях усиления геополитической нестабильности достижение технологического суверенитета, интеграция новых наукоемких технологий во все этапы сельскохозяйственного производства позволит решить не только проблему укрепления конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на глобальном рынке продовольствия, но и преодоления инерционности отраслевого инновационного развития в условиях сжатия потоков трансграничных инвестиций. В рамках работы представлен анализ институциональных, финансовых и инфраструктурных мер государственной поддержки, способствующих ликвидации технологической импортозависимости предприятий агропродовольственного комплекса России. Проведено обоснование возможностей технической и технологической модернизации основных фондов предприятий агропродовольственного комплекса для обеспечения технологического суверенитета АПК в условиях сокращения доли импортной продукции на рынке сельскохозяйственного машиностроения, отсутствия доступа к готовым зарубежным решениям и прорывным технологиям. Обоснована необходимость разработки Концепции технологического развития агропродовольственного комплекса России на долгосрочный период и выделены основные этапы ее реализации с учетом специфики современного состояния отрасли и перспектив роста отечественного сегмента рынка агротехнологий.

Ключевые слова: агропродовольственный комплекс, продовольственная безопасность, технологическое импортозамещение, меры государственной поддержки, концепция технологического развития

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В условиях фрагментации мирового экономического пространства, вызванных усилением санкционного противостояния между внешнеполитическими блоками и разрывом связей с торговыми партнерами из недружественных стран, для решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности России и дальнейшего устойчивого развития агропродовольственного комплекса страны требуется не только повышение производительности труда в сельском хозяйстве и переориентация экспортных потоков, но и полномасштабная техническая модернизация отраслевых предприятий в связи с утратой доступа к зарубежному оборудованию и уходом их РФ значительной части западных корпоративных партнеров.

В новой редакции Доктрины продовольственной безопасности РФ особое внимание уделяется обоснованию необходимости преобразования сельского хозяйства России в высокопроизводительный сектор, развивающийся на основе современных технологий и обеспеченный научными работниками и высококвалифицированными специалистами. Для реализации данной цели в рамках Доктрины предлагается разработать программу технической и технологической модернизации комплекса, обеспечивающую повышение энергоэффективности сельскохозяйственного производства, его ресурсосбережения, а также рост урожайности сельскохозяйственных культур [3].

В предложенной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединённых Наций (ФАО) концепции продовольственной безопасности и питания до 2030 года основной акцент также делается на необходимости устойчивой интенсификации климатически-оптимизированного сельского хозяйства [20]. Под устойчивой интенсификацией понимается рост объемов производства продовольствия с использованием меньшего количества ресурсов без увеличения площади используемой земли. Экологическая составляющая Концепции ФАО предполагает расширение применения агробиотехнологий для создания новых продуктов питания с улучшенной пищевой ценностью [19, 21].

Таким образом, разработка принципиально новых производственных агротехнологий и применение инновационных логистических и сбытовых решений в сфере переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является устойчивым международным трендом, подтверждающим стремление глобальной продовольственной системы максимально широко использовать достижения научно-технического прогресса для обеспечения населения планеты качественными и безопасными продуктами питания.

В рамках заявленной темы основной целью исследования является обоснование назревшей необходимости разработки Концепции технологического развития агропродовольственного комплекса России на долгосрочный период и выделение основных этапов ее реализации с учетом специфики современного состояния отрасли и перспектив роста отечественного сегмента рынка агротехнологий.

Результаты исследования.

В ежегодном докладе Министерства сельского хозяйства РФ отмечено, что по итогам 2022/2023 сельскохозяйственного года уровень самообеспечения населения страны продуктами питания отечественного производства превысил пороговые значения, очерченные Доктриной продовольственной безопасности РФ [11]. Зерном и растительным маслом население России обеспечено на 185% (целевые показатели Доктрины - 95% и 85%), рыбой и рыбной продукцией - на 153% (85%), мясом – на 101% (85%), а сахаром – на 103% (90%) [6].

Достижение большинства целевых показателей Доктрины продовольственной безопасности повлекло за собой изменение характера господдержки агропродовольственного комплекса страны.

В 2020 году в разгар пандемии единая субсидия для сельхозтоваропроизводителей была разделена на стимулирующую и компенсирующую части. За период 2020-2022 гг. большая часть господдержки (58%-61%) направлялась на оказание компенсирующей поддержки в растениеводстве и молочном скотоводстве в связи с сокращением рентабельности производства, либо на развитие племенного животноводства и агрострахование. Стимулирующая господдержка выделялась Минсельхозом РФ на конкурсной основе регионам сельскохозяйственной специализации на развитие агропродовольственного комплекса и достижение заданных министерством целевых показателей. В 2023 году объем стимулирующей субсидии вырос с 20,5 млрд. руб. до 31,7 млрд. руб. (на 35,3%) и соотношение между компенсирующей и стимулирующей частью госсубсидии изменилось в пользу последней (46% и 54% соответственно). Изменение пропорции в текущем году является индикатором стабильности развития агропродовольственного комплекса, однако, уже на 2024 го Минсельхозом РФ планируется отказаться от разделения госсубсидии за счет полного сворачивания стимулирующей части [9].

Реформирование механизма господдержки не вызовет сокращения ее объемов, и она сохранится на уровне 60 млрд. руб. В сочетании с госпрограммой по комплексному развитию сельских территорий (59,9 млрд. руб.), программой по эффективному вовлечению в оборот сельхозземель (38,4 млрд. руб.), грантовой поддержкой развития отечественной семеноводческой базы, выделением дополнительных средств на реализацию ряда других крупномасштабных отраслевых проектов общий объем финансовой помощи со стороны государства может составить порядка 445,8 млрд. руб. Вместе с тем, ликвидация стимулирующей субсидии является очевидным сигналом, что агропродовольственный комплекс достиг поставленных перед ним Правительством РФ целей по самообеспечению страны пищевыми продуктами отечественного производства и нуждается не в дополнительных стимулах роста объемов произведенной продукции, а в закреплении полученных результатов на текущем уровне.

Таким образом, отличительной чертой зарождающегося тренда в механизмах государственного стимулирования развития агропродовольственного комплекса РФ является переход от количественных параметров роста производства к улучшению качественных характеристик произведенной продукции за счет технической модернизации предприятий отрасли, расширения ассортимента продуктов питания и повышения их пищевой ценности. В качестве подтверждения данной гипотезы можно привести отказ Правительства РФ в 2023 году пополнять интервенционный фонд. В прошлом году государством было закуплено 3,05 млн. тонн зерна на сумму более чем в 47 млрд. руб., и отсутствие государственных закупок дополнительных запасов зерна может привести к затоваренности внутреннего рынка продовольствия.

Дополнительным ограничением роста объемов производства является усложнение доступа отечественной сельскохозяйственной продукции на внешние рынки сбыта. За период с 2015 г. по 2021 гг. валовой сбор зерна в России увеличился с 104,8 млн. тонн до 121,4 млн. тонн, и по предварительным оценкам в текущем году ожидается рекордный урожай зерновых в размере 153,8 млн. тонн. [16, 17] Объем экспорта зерновых вырос с 33,8 млн. тонн в 2015 г. (31,3% от валового сбора) до 52,9 млн. тонн в 2022 г. (38,6%), при этом доля российской пшеницы на мировом рынке по итогам текущего года может составить 13% (11,3% в 2018 г.) [5].

Крупнейшими покупателями зерновых из России в 2023 году являются: Турция (10,62 млн. тонн или 17,9% от общего объема экспорта зерна), Египет (7,18 млн. тонн, 12,1%), Иран (4,93 млн. тонн, 8,31%) и Саудовская Аравия (2,86 млн. тонн, 4,82 %). Дальнейшее увеличение объемов экспорта требует расширения географии поставок, но в условиях срыва черноморской зерновой сделки возникают существенные трудности с фрахтом судов, страхованием грузов и проведением платежей. Затраты на модернизацию транспортной инфраструктуры и сбои в финансовой логистике увеличивают себестоимость производства сельскохозяйственной продукции, при этом уже в конце 2022 года стоимость хранения 1 тонны зерна на элеваторах составила порядка 50-80 руб. в месяц и продолжает расти. На фоне общемирового роста цен на зерновые, масличные и продукты их переработки затоваренность российского рынка зерна в сочетании с увеличением стоимости его хранения, может привести к сокращению рентабельности сельскохозяйственного производства и росту внутренних цен на продукты питания.

В ответ на глобальные вызовы в новой редакции Доктрины продовольственной безопасности РФ проблема технической модернизации агропродовольственного комплекса и его перехода на инновационно ориентированный путь развития выделена в качестве приоритетной. Вместе с тем, сокращение доходов аграриев, вызванное негативной конъюнктурой мирового сельхозрынка и относительно низкой ценой на пшеницу на внутреннем рынке, повлекло за собой сокращение темпов обновления парка сельхозтехники.

По итогам 2022 года объем российского рынка сельхозтехники составил 389,4 млрд. руб. (сокращение на 0,4% по сравнению с 2021 годом), а доля отечественного производства в денежном выражении выросла на 17,2% (235,4 млрд. руб.). Однако объемы выпуска сельхозмашин в единицах сократились на 32% для зерноуборочных комбайнов, на 24% для пресс-подборщиков, на 14% для кормоуборочных комбайнов и т.д. В 2022 году лишь в сегменте производства плугов и машин для внесения удобрений был зафиксирован рост выпуска продукции на 5% и 25% соответственно [14, 15].

Рынок сельхозтехники можно рассматривать в качестве индикатора состояния отечественного агропродовольственного комплекса. За период 2022-2023 гг. рост цен на сельхозтехнику был вызван перебоями в поставках комплектующих, временным лагом при разработке механизма параллельного импорта, увеличивающейся стоимостью транспортировки и хранения. Сокращение объемов продаж в натуральном выражении, в первую очередь, зависит от доходов аграриев, которые вкладывают свободные средства в пополнение запасов расходных материалов и запчастей для поддержания в рабочем состоянии устаревшей сельхозтехники.

Таким образом, для сохранения текущих объемов производства продовольствия руководители сельхозорганизаций вынуждены приоритизировать расходы и более рационально использовать собственные трудовые, финансовые и природные ресурсы. Решение данной задачи требует мобилизации усилий органов государственной власти всех уровней, частного бизнеса и представителей реального сектора экономики по построению единой концепции технологического развития отрасли, проведению картирования и структурирования мер господдержки для выявления наиболее результативных направлений стимулирования роста инновационной активности предприятий АПК, а также по инвентаризации и укрупнению инструментов трансфера инноваций, ориентированных на разные стадии жизненного цикла востребованных технологий [8].

С учетом текущего состояния и перспектив роста национального сегмента рынка агротехнологий реализация Концепции технологического развития агропродовольственного комплекса, с нашей точки зрения, может быть разбита на несколько этапов.

1. Для получения ощутимого эффекта от распространения новых технологий уже в краткосрочной перспективе уместно воспользоваться хорошо зарекомендовавшими себя методами «бережливого производства» [2], которые за счет применения элементарных цифровых решений оптимизируют системы учета, хранения сырья и перемещения персонала, позволяя экономить на рутинных процессах и инвестировать высвободившиеся средства в техническую модернизацию производства более высокого уровня. Вместе с тем в 2021 году число сельскохозяйственных организаций, использовавших в работе специальные программные средства для осуществления финансовых операций в электронном виде не превысило 39,15% при среднероссийском уровне – в 42,3%, системы электронного документооборота – 49,7% (55,7%), системы управления складами – 12,9% (17.9%), системы управления закупками товаров, работ и услуг – 16,4% (26,9%), продажами товаров, работ и услуг - 11,0% (18,6%) [4].

2. Согласно Прогнозу научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, подготовленному Высшей школой экономики совместно с Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы и ряду иных региональных программ и проектов, принятых в 2020-2022 гг., в среднесрочной перспективе должен быть реализован спектр мероприятий по технологическому импортозамещению в отрасли машиностроения для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности РФ. В частности, совершенствование институциональных механизмов государственной поддержки производителей сельхозтехники может привести к увеличению в 2024 году доли отечественного производства оборудования для перерабатывающей промышленности до 44% (рост на 29% по сравнению с 2020 годом), для животноводства - до 55% (рост на 15%), для молочной промышленности - до 50% (рост на 20%), для мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – до 58% (рост на 33%) [13]. В 2022 году 60,2% денежных средств от продажи сельхозтехники получили отечественные производители, однако, в рамках Программы государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники (Программы 1432) [12] скидка на покупку техники для аграриев в 2023 году уменьшилась с 8 млрд. руб. до 2 млрд. руб., и в первом квартале текущего года спрос на сельхозтехнику российского производства сократились более чем на 25%. Более того, по оценкам экспертов ИТ-отрасли, в ближайшие семь лет из-за утраты доступа к зарубежному оборудованию и расходным материалам импортозамещение в машиностроении будет вынуждено идти по пути создания российских аналогов уже представленных на глобальном рынке технологий, что затрудняет решение задачи повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на мировых продовольственных рынках и роста экспортного потенциала отрасли.

3. В условиях разрыва сотрудничества со странами-лидерами технологического развития достижение технологического суверенитета АПК напрямую зависит от скорости реализации целевых индикаторов, предложенных в Концепции технологического развития РФ. Согласно утвержденному Правительством РФ документу, до конца срока реализации Концепции внутренние затраты на исследования и разработки вырастут на 45%, инновационная активность увеличится в 2,3 раза, а объем выпущенных инновационных товаров, проведенных работ и оказанных услуг - в 1,9 раза. Объем финансирования Концепции, как бюджетного, так и привлеченного со стороны частного капитала, составит порядка 3 трлн. руб., который планируется распределить по трем направлениям, главным из которых, с нашей точки зрения, является укрепление связей между наукой и производством в рамках инвестиционных проектов мегауровня по производству высокотехнологичной продукции. На начальном этапе большую часть финансирования мероприятий Концепции (55%) возьмет на себя государство, однако, к 2030 году доля госбюджета сократится до 45% за счет более активного привлечения бизнеса к проектам технологического импортозамещения. В качестве приоритетных отраслей, испытывающих острую необходимость в построении собственных линий производства продукции в условиях роста дефицита импортных комплектующих, выделены: авиа-, судо- и железнодорожное машиностроение, радиоэлектронная промышленность и фармацевтика [7].

Агропродовольственный комплекс не входит в число отраслей, на которых фокусирует внимание Концепция, и в качестве долгосрочных трендов технического развития АПК уместно выделить ряд направлений национальной технологическая инициативы (НТИ) Foodnet [10]:

- умное и высокопродуктивное сельское хозяйство: устройства и оборудование для автоматизации и роботизации сельхозпроцессов, ИТ-сервисы по управлению сельхозпроизводством;

- биологизированное и органическое сельское хозяйство: органическое сырье и органическая продукция первичной и глубокой степени переработки, органическое семеноводство;

- альтернативные источники сырья и пищи: растительные аналоги продукции животного происхождения.

По оценке экспертного совета НТИ размер сегмента мирового рынка Foodnet, включающий в себя разработку систем управления сельскохозяйственной техникой, в том числе беспилотной, роботизированного оборудования и комплектующих для автоматизации сельскохозяйственных процессов производства вырастет к 2035 году до 242 млрд. долл., цифровых платформ для управления сельскохозяйственными процессами с использованием Big Data и машинного обучения – до 122 млрд. долл., современных высокопродуктивных и устойчивых к внешним воздействиям сортов сельскохозяйственных культур, пород животных и аквакультур – до 99 млрд. долл., продуктов питания и ингредиентов, полученных из белоксодержащего растительного сырья – до 220 млрд. долл., продуктов питания, полученные на основе органического сырья – до 488 млрд. долл. [10].

В современных условиях к числу передовых технологий, грамотное сочетание которых позволит повысить эффективность производства в любой отрасли народного хозяйства при минимальных трудозатратах, могут быть отнесены: облачные сервисы, анализ больших данных, цифровые платформы, промышленные роботы и центры обработки данных. Вместе с тем, согласно данным официальной статистики, в 2021 году лишь 21,5% сельскохозяйственных организаций использовали в работе облачные сервисы (среднероссийский показатель - 27,15%), отдельные элементы технологии обработки, сбора и анализа больших данных применяли 23,3% (25,8%) организаций, а комплексными услугами цифровых платформ воспользовались 9,8% организаций (14,7%). В отраслевом разрезе, с нашей точки зрения, к зрелому сегменту рынка цифровых технологий, оказывающему наибольшее влияние на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, стоит отнести: геоинформационные системы (16,1% сельхозорганизаций в 2021 году, рост по сравнению с 2020 годом на 2%), интернет вещей (14,4%, рост – 2,8%), среди которых наиболее востребованными являются датчики для отслеживания передвижения транспортных средств или продукции (7,7%, рост – 1,7%), и RFID-технологии (10,1%, рост 2%), широкое распространение среди которых получила идентификация личности и контроль доступа к помещению (4,4%, рост 1,4%) [4].

Таким образом, с началом периода усиления санкционного давления прежняя модель воспроизводства технологических инноваций, основанная на импорте готовых решений в машиностроении и построении всей цепочки производства с опорой на зарубежные технологии, потеряла свою актуальность. С одной стороны, в каждом сегменте рынка агротехнологий в России уже сформирован пул разработчиков («Андроидная техника», «Горный-ЦОТ», «Аэронет», «Транспорт будущего», «Геоскан», «Агросигнал» и т.д.) и компаний-лидеров, широко применяющих современные технологии для повышения эффективности производства («Сити-фермер», «Черкизово», «Зеленая долина», «Эконива» и др.), с другой, - помимо ограничений доступа к зарубежному оборудованию на технологическое развитие АПК начали оказывать воздействие ряд внутренних ограничений.

В частности, спрос на услуги гражданской аэрофотосъемки для геодезии, картографии и дистанционного мониторинга выполнения сельхозопераций упал в 2023 году на 70%. В 67 регионах РФ, где введены запреты на использование воздушного пространства для беспилотных аппаратов, полностью перешли на наземную съемку объектов. В регионах, где не действуют подобные ограничения, цены на услуги аэрофотосъемки выросли более чем на 50% [18]. 31 июля 2023 года Министерство торговли Китая заявило о введении запрета на экспорт крупной беспилотной авиатехники массой, которая, в большинстве случаев, используются в агропроизводстве для орошения, внесения удобрений, а также для фиксации состояния полей и мониторинга вегетации. Использование беспилотников гражданского назначения является основным источником сведений для анализа больших данных, и при росте цен на авиатехнику построение системы «умного» сельского хозяйства может быть отложено на неопределенную перспективу.

Для предотвращения стагнации технологического развития отрасли Министерство сельского хозяйства РФ предлагает выделять гранты на создание агробиотехнопарков для презентации современных научных разработок и организации конструктивного диалога между представителями научных организаций и руководителями сельхозпредприятий. В планах Министерства построение не менее 3 парков, на площадках которых планируется апробация и внедрение не менее 15 отечественных биотехнологий, не уступающих по характеристикам зарубежным аналогам.

Для обеспечения предприятий АПК специалистами, обладающими опытом работы с передовыми технологиями, Министерством РФ в марте 2023 года опубликован проект постановления, в рамках которого предполагается выделять гранты образовательным организациям, выпускающих квалифицированных работников по востребованным для АПК профессиям и специальностям. В рамках данной инициативы планируется сформировать кадровый резерв отрасли в размере не менее 8 тыс. человек.

Заключение.

Разработка концепции технологического развития агропродовольственного комплекса может быть разбита на три этапа. В ближайшие 2-3 года необходимо повысить уровень использования работниками сельскохозяйственных предприятий элементарных цифровых решений, позволяющих осуществлять финансовые операции в электронном виде, оптимизировать системы учета, хранения сырья и перемещения персонала.

Для сокращения дефицита рабочих кадров, обладающих навыками работы с цифровыми продуктами и услугами, получившими широкое распространение в смежных с АПК отраслях, необходимо разработать единую программу краткосрочных курсов повышения цифровых компетенций для работников сельского хозяйства. Ядро практических занятий в рамках данных куров должно составлять обучение взаимодействию с пакетом государственных информационных ресурсов (единый реестр недвижимости, кадастровая оценка, взаимодействие с налоговой службой, земельно-имущественные платежи и т.д.), а также знакомство с регламентом работы, сроками и порядком заполнения отчетности для ряда федеральных информационных систем, разработанных Министерством сельского хозяйства РФ.

На период до 2030 года для сокращения технологической импортозависимости предприятий АПК требуется совершенствование институциональных механизмов государственной поддержки, как производителей, так и потребителей отечественной сельхозтехники. В частности, необходимо упрощение процедуры кредитования предприятий агропродовольственного комплекса на покупку сельхозтехники отечественного производства и выделение дополнительных объемов государственных субсидий на компенсацию недополученной прибыли предприятиям сельскохозяйственного машиностроения, реализующим свою продукции по сниженным ценам. С одной стороны, сочетание данных мер господдержки будет способствовать увеличению объемов продаж сельхозтехники, как в денежном, так и в натуральном выражении, с другой, - ускорению темпов технической модернизация основных фондов предприятий агропродовольственного комплекса и сокращению срока службы сельскохозяйственных машин и оборудования.

В долгосрочной перспективе для обеспечения доминирующих позиций продукции российского агропродовольственного комплекса на мировом продовольственном рынке, в том числе в его премиальных сегментах, где представлена высокомаржинальная продукция глубокой степени переработки, замещения зарубежной сельхозтехники ее отечественными аналогами становится недостаточно. Для повышения эффективности производства потребуется полное техническое перевооружение предприятий АПК, включающее в себя весь спектр устройств и оборудования для автоматизации и роботизации сельхозпроцессов, ИТ-сервисы по управлению сельхозпроизводством (датчики, сенсоры, интернет-вещей в сельском хозяйстве) и ряд других прорывных технологий.

Во всем мире вложения в наукоемкие предприятия, работающие на острие прогресса (пионеры инноваций), и проекты по разработке технологий будущего (технологические стартапы) обладают высокой степенью неопределенности, и ответственность за их финансирование все чаще перекладывается на венчурные фонды. Более 50% рискованных инвестиционных проектов не приносит прибыли, но оставшиеся единицы не только окупают все убытки, но и закладывают фундамент нового технологического уклада. В 2021 фонд венчурного финансирования России вырос до 2,4 млрд. долл., что, с нашей точки зрения, является сигналом укрепления частно-государственного инвестиционного партнерства, однако, данный процесс требует существенного расширения, поскольку за тот же период в финансирование стартапов в Китае было вложено 130 млрд. долл., а в США – 390 млрд. долл. [1].

Помимо роста объемов венчурного финансирования для обеспечения будущего технологического прорыва на предприятиях агропродовольственного комплекса России требуется увеличение внутренних затрат на научные исследования и прикладные разработки в сфере сельского хозяйства, упрощение процедуры получения патентных документов, подтверждающих охрану интеллектуальной собственности на территории РФ.

Таким образом, разработка концепции технологического развития агропродовольственного комплекса России, грамотная фокусировка институциональных, финансовых и инфраструктурных мер государственной поддержки АПК, создание научно-производственных центров, нацеленных на ускорение темпов внедрения результатов НТП на предприятиях АПК, привлечение крупных частных инвесторов и повышение инновационной активности сельскохозяйственных предприятий позволят российскому агропродовольственному комплексу не только сохранить статус гаранта обеспечения внутренней продовольственной безопасности, но и занять лидирующие позиции на мировом продовольственном рынке.


Источники:

1. Аганбегян А.Г. Инновации в России: от высокого знания и наличия перспективных заделов к эффективному социально-экономическому развитию // Экономическое возрождение России. – 2023. – № 2(76). – c. 13-26. – doi: 10.37930/1990-9780-2023-2(76)-13-26.
2. Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: «Альпина Паблишер», 2011.
3. Доктрина продовольственной безопасности Российской федерации. Mcx.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77 fdcfed2014f82 ecf37f.pdf?ysclid=ljfewop9xy780929206 (дата обращения: 01.08.2023).
4. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2022. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 332 c.
5. Как Россия вывозит рекордные объемы зерна. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6015654?ysclid=liyk6dqdgi139129121 (дата обращения: 03.08.2023).
6. Кому и на что выделяют госсубсидии в сельском хозяйстве. Интервью с замглавы Минсельхоза Еленой Фастовой. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/07/03/sredstva-dostizhenij.html?ysclid=lkwhrl6i8m 387120564 (дата обращения: 28.06.2023).
7. Концепция технологического развития РФ до 2030 года. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/48570 (дата обращения: 25.07.2023).
8. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Бодрунов С.Д. К вопросу об основных направлениях стратегии социально-экономического развития России: обоснование предложений и оценка последствий. Что делать. [Электронный ресурс]. URL: https://veorus.ru/upload/Что%20делать_№4_2023.pdf.
9. Минсельхоз с 2024 года откажется от стимулирующей субсидии аграриям. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/910005 (дата обращения: 02.08.2023).
10. Национальная технологическая инициатива Foodnet. Nti2035.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/markets/foodnet?ysclid=lkwhaq40ox782413414 (дата обращения: 28.07.2023).
11. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2022 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Mcx.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/8b5/yvt18slkd24xjlxudr56sy9nvxnrrfuu.pdf? ysclid=lkwhyguib5695775802 (дата обращения: 27.07.2023).
12. Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники. Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291682/?ysclid=lkwik3ldu4781225420 (дата обращения: 01.08.2023).
13. Приказ Минпромторга России от 30.07.2021 г. № 2882 «Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2024 года». Rulaws.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minpromtorga-Rossii-ot-30.07.2021-N-2882/?ysclid= ljo6mm3ih932270176 (дата обращения: 18.07.2023).
14. Продажи сельхозтехники выросли только в денежном выражении. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5797796?from=glavnoe_3 (дата обращения: 01.08.2023).
15. Российская ассоциация производителей специализированной техники и оборудования. Россия: экспресс-отчет. Rosspetsmash.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosspetsmash.ru/rossiya (дата обращения: 25.07.2023).
16. Сельское хозяйство в России. 2019. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2019. – 91 c.
17. Сельское хозяйство в России. 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. – 100 c.
18. Спрос на услуги аэрофотосъемки падает. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6015685?ysclid=liyk9xudlq759623348 (дата обращения: 03.08.2023).
19. Garnett T., Appleby M.C., Balmford A., Bateman I.J., Benton T.G. et al. Sustainable intensification in agriculture: Premises and policies // Science. – 2013. – № 6141. – p. 33-34. – doi: 10.1126/science.1234485.
20. ГЭВУ 2020. Создание глобальной концепции продовольственной безопасности и питания на период до 2030 года. Доклад Группы экспертов высокого уровня по вопросам продовольственной безопасности и питания Комитета по всемирной продовольственной безопасности. Hlpe 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fao.org/3/ca9731ru/ca9731ru.pdf.
21. Rockström J., Williams J., Daily G., Noble A., Matthews N., Gordon L., Wetterstrand H., Declerck F., Shah M., Steduto P., De fraiture Ch., Hatibu N., Unver O., Bird J., Sibanda L., Smith J. Sustainable Intensification of Agriculture for Human Prosperity and Global Sustainability // Ambio. – 2017. – № 1. – p. 4-17. – doi: 10.1007/s13280-016-0793-6.

Страница обновлена: 08.04.2024 в 15:26:51