Инновационные средства обеспечения поставок агропродовольственных грузов между Россией и Узбекистаном

Гулый И.М.1, Теребова С.В.2
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Россия, Санкт-Петербург
2 Вологодский научный центр РАН, Россия, Вологда

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59499146

Аннотация:
Цель: систематизировать инновационные направления современных транспортах средств поставки агропродовольственной продукции в ускоренных рефрижераторных контейнерных поездах между Россией и странами Центральной Азии (в частности, Республикой Узбекистан). Методы: статистический анализ международной торговли, технико-экономическая оценка транспортных средств, контент-анализ материалов и отчетов транспортно-логистических операторов. Результаты: проведен анализ внешней торговли Республики Узбекистан, оценена грузовая база как индикатор объемов поставок продовольственных грузов в рефрижераторных контейнерах между Россией и Узбекистаном, рассмотрены различные средства доставки агропродукции на направлении Россия – Узбекистан, показаны преимущества инновационных установок поддержания температурного режима (дизель-генераторные установки и дизель-генераторные контейнеры. Также приведен успешный опыт компании АО «ГЛОНАСС» по формирования цифровизированных цепей поставок для осуществления сквозного контроля транспортировки и условий хранений агропродовольственных скоропортящихся грузов. Материалы исследования адресованы представителям компаний – производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции, компаний – операторов международных мультимодальных перевозок.

Ключевые слова: агропродукция, дизель-генераторная установка, дизель-генераторный контейнер, реф-контейнер, ускоренный контейнерный поезд

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18, L90, L91, R40



Введение

В условиях бурного роста грузооборота агропродовольственной логистики на пространстве ЕАЭС и в целом на евразийском континенте возрастают требования к транспортным средствам поставки скоропортящихся продовольственных грузов. В последние годы агрологистика стала отдельным направлением деятельности многих транспортных операторов. Формируются регулярные контейнерные поезда, повышается скорость доставки, внедряются телекоммуникационные технологии отслеживания местонахождения груза и соблюдения температурного режима.

Использование специализированного парка рефрижераторных контейнеров (реф-контейнеров) позволит торговым партнерам и логистическим операторам обеспечивать сохранность скоропортящихся товаров, оптимизировать транспортные расходы по доставке.

Цель исследования – оценить грузовую базу поставок агропродукции по маршрутам Россия – Узбекистан, рассмотреть различные средства доставки агропродукции на направлении Россия – Узбекистан, показать преимущества инновационных установок поддержания температурного режима (дизель-генераторные установки и дизель-генераторные контейнеры).

Методы

Информационная база исследования включает в себя статистические данные Евразийской экономической комиссии, информацию информационного сервиса trademap, данные операторских и ИТ-компаний, в частности компании «Полярная звезда», АО «ГЛОНАСС».

Теоретико-методологическую основу исследования составляет теория транспортных систем, одним из направлений которой является теория мультимодальных скоростных систем перевозок, а также теория транспортных-агропродуктовых систем, единых холодильных цепей поставок от производителя до ритейла и конечного потребителя.

Научная гипотеза исследования: современные требования по обеспечению качества агропродовольственной продукции, соблюдение температурного режима при поставках агропродукции от поставщиков к потребителям возможно обеспечить при организации отправок ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов с инновационными установками поддержания температурного режима и отслеживания соблюдения температурных условий хранения.

Рассмотрению вопросов организации поставок агропродовольственной продукции в международном сообщении, оценке возможностей внедрения в систему перевозок инновационных транспортных средств посвящены работы многих ученых.

Авторы Ю. Егоров, Н. Журавлева, М. Поляк [1] (Egorov, Zhuravleva, Poliak, 2020) рассматривают ценовую составляющую мультимодальной перевозки как фактор устойчивости при формировании цепей поставок агропродукции. Инновационным средствам формирования цепей поставок скоропортящихся грузов посвящена работа М. Бонаренко [2] (Bondarenko, 2022). Совершенствованию механизма стратегического планирования транспортных систем на основе преимуществ использования форсайт-технологий посвящена работа Е.М. Волковой [3] (Volkova, 2018). Н.А. Журавлева, А.Ю. Панычев [4] (Zhuravleva, Panychev, 2015) рассматривают железнодорожный транспорт и в целом мультимодальные перевозки в качестве индустрии, производящей дифференцируемую транспортную продукцию (продукт перемещения), то есть транспортная мультимодальность выступает не вспомогательным сектором экономики, а предлагает конкурентоспособный продукт, формирующий высокую добавленную стоимость как для перевозочных компаний, так и для производителей товаров. Цифровые принципы и факторы развития транспортно-логистических систем рассматриваются в работах Л.Ф. Казанской, А.В. Яшуниной [5] (Kazanskaya, Yashunina, 2018), Л.М. Чеченовой [10] (Chechenova, 2019). Оценке систем товародвижения агропромышленной продукции и определению грузовой базы доставки конкретных видов агропродукции, обоснованию необходимости формирования пар встречных товарных партий посвящены труды Я.Р. Поляковой, А.А. Росторгуевой [6] (Polyakova, Rostorgueva, 2022), И.Н. Рыковой, Р.С. Губанова [7] (Rykova, Gubanov, 2020).

Вместе с тем отметим, что в имеющихся исследованиях и публикациях недостаточно раскрыты особенности применения средств цифрового мониторинга соблюдения температурного режима скоропортящихся грузов.

Результаты

Анализ внешней торговли Республики Узбекистан и определение грузовой базы для долгосрочного планирования логистики поставок продовольственных грузов в рефрижераторных контейнерах

Статистика торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами Республики Узбекистан со странами мира (в целом) в 2021–2022 гг. (тыс. долл. США) приведена в таблице 1. Так, импорт товаров из мировой экономики в Республику Узбекистан в 2022 году значительно увеличился (до 28 млрд долл. США). Порядка 11% объема международной торговли Узбекистана составляют сельскохозяйственные и продовольственные товары. Сальдо торгового баланса по сельскохозяйственным и продовольственным товарам составляет минус 0,6 млрд долл. США.

Таблица 1

Торговля сельскохозяйственными и продовольственными товарами Республики Узбекистан со странами мира (в целом) в 2021–2022 гг. (тыс. долл. США)

ТН ВЭД
Наименование группы товаров ТН ВЭД
Экспорт
Импорт
Сальдо
2021
2022
2021
2022
2021
2022
01
Живые животные
6 383
6 221
178 157
119 884
-171 774
-113 663
02
Мясо и пищевые мясные субпродукты
204
216
181 442
308 271
-181 238
-308 055
03
Рыба, ракообразные, моллюски и другие виды беспозвоночных
556
1 933
12 815
18 381
-12 259
-16 448
04
Молочная продукция, яйца, мед
14 654
19 960
62 519
82 334
-47 865
-62 374
05
Продукты животного происхождения прочие
17 331
22 478
5 695
5 242
11 636
17 236
06
Живые деревья и другие растения
3 766
1 937
39 818
33 228
-36 052
-31 291
07
Овощи, корнеплоды и клубнеплоды
404 080
478 271
82 397
98 091
321 683
380 180
08
Фрукты и орехи
511 759
618 595
67 831
124 863
443 928
493 732
09
Кофе, чай, мята и пряности
19 297
11 538
50 271
51 011
-30 974
-39 473
10
Злаки
7 778
10 095
662 144
834 934
-654 366
-824 839
11
Продукция мукомольно-крупяной промышленности
283 241
272 069
130 602
186 046
152 639
86 023
12
Масличные семена и плоды, лекарственные растения, солома и фураж
37 546
38 008
80 958
124 766
-43 412
-86 758
13
Шелпак, смолы, прочие растительные соки и экстракты
38 579
34 688
3 360
4 898
35 219
29 790
14
Растительные материалы для изготовления плетеных изделий, прочие продукты растительного происхождения
2 828
50
205
1 751
2 623
-1 701
15
Жиры и масла животного и растительного происхождения
6 513
33 664
517 917
643 828
-511 404
-610 164
16
Изделия из мяса, рыбы и ракообразных
366
1 114
13 672
20 104
-13 306
-18 990
17
Сахар и кондитерские изделия из сахара
5 769
9 554
365 210
559 864
-359 441
-550 310
18
Какао и продукты из него
7 145
11 606
115 112
140 147
-107 967
-128 541
19
Изделия из зерна злаков, муки, крахмала, молока
10 563
18 972
121 955
172 011
-111 392
-153 039
20
Продукты переработки плодов, овощей, орехов
37 801
45 181
49 652
69 019
-11 851
-23 838
21
Прочие разные пищевые продукты
3 438
3 779
131 591
162 740
-128 153
-158 961
22
Напитки алкогольные и безалкогольные, уксус
18 172
44 310
54 606
83 122
-36 434
-38 812
23
Остатки и отходы пищевой промышленности, готовые корма для животных
46 551
40 632
186 580
213 490
-140 029
-172 858
24
Табак и его промышленные заменители
17 825
66 352
35 604
56 542
-17 779
9 810
Итого сельскохозяйственные и продовольственные товары
1 502 145
1 502 145
1 791 223
3 150 113
4 114 567
-1 647 968
25–99
Промышленные товары
12 532 835
13 495 706
20 574 165
24 149 436
-8 041 330
-10 653 730

Итого
14 034 977
15 286 928
23 724 275
28 264 000
-9 689 298
-12 977 072
Источник: [8, 9].

В таблице 2 показаны основные торговые партнеры Узбекистана. Основными торговыми партнерами Республики Узбекистан являются: Китай, Россия, Республика Корея, Казахстан, Турция. Россия на протяжении многих последних лет занимает 2-е место в товарообороте Узбекистана, сальдо торгового баланса составило -1,9 млрд долл. США.

Таблица 2

Торговые партнеры Республики Узбекистан в 2022 году, тыс. долл. США

Страна – торговый партнер
Экспорт
Импорт
Сальдо
Товарооборот
Россия
2 599 856
6 053 279
-3 453 423
8 653 135
Китай
1 753 104
6 321 467
-4 568 363
8 074 571
Литва
2 468 374
4 117 507
-1 649 133
6 585 881
Казахстан
1 251 472
3 222 241
-1 970 769
4 473 713
Турция
1 457 560
1 674 203
-216 643
3 131 763
Республика Корея
28 516
2 171 775
-2 143 259
2 200 291
Кыргызстан
926 869
217 778
709 091
1 144 647
Германия
55 155
1 010 475
-955 320
1 065 630
Туркменистан
132 434
725 193
-592 759
857 627
Индия
24 323
652 689
-628 366
677 012
Таджикистан
392 713
165 415
227 298
558 128
Беларусь
119 159
405 483
-286 324
524 642
Иран
124 184
292 188
-168 004
416 372
Италия
48 681
327 966
-279 285
376 647
Украина
80 178
226 714
-146 536
306 892
США
16 550
273 741
-257 191
290 291
Франция
4 565
266 028
-261 463
270 593
Япония
9 765
218 463
-208 698
228 228
Латвия
76 246
145 608
-69 362
221 854
Швейцария
12 369
162 166
-149 797
174 535
Всего
11 582 073
28 650 379
-17 068 306
40 232 452
Источник: [8].

Условия развития агропроизводства в Республике Узбекистан с точки зрения организационных форм сельхозтоваропроизводителей. Примерно 98% объемов сельскохозяйственной продукции в Узбекистане производится в дехканских (личных подсобных) хозяйствах и крестьянско-фермерских хозяйствах (табл. 3).

Таблица 3

Распределение валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2021 году (доля по отношению ко всем категориям хозяйств, %)

Территория
Фермерские хозяйства, %
Дехканские (личные подсобные) хозяйства, %
Организации, %
Сурхардарьинская
25,1
74
0,9
Навойская
27,8
72
0,2
Бухарская
28,3
71
0,7
Хорезмская
31,7
67
1,3
Ферганская
33
65
2
Джизакская
34,1
65
0,9
Андижанская
34,7
65
0,3
Каракалпакстан
34,3
63
2,7
Кашкадарьинская
37,1
62
0,9
Ташкентская
34,3
61
4,7
Самаркандская
39,9
57
3,1
Источник: [7] (Rykova, Gubanov, 2020).

Около 90% экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции из Республики Узбекистан в страны ЕАЭС приходится на овощи и фрукты (скоропортящиеся товары). Порядка 70% импорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров в Республику Узбекистан из стран ЕАЭС составляют злаковые, мука, крупа, масло, сахар, кондитерские изделия (продукция переработки с более высокой добавленной стоимостью.

Рассмотрим грузооборот внешнеторговой деятельности для оценки грузовой базы в обоих направлениях Россия – Узбекистан. Если посмотреть первые 20 товарных позиций грузов по экспорту и импорту, то 70% экспорта продукции из Узбекистана в Россию приходится на сельскохозяйственные и продовольственные товары, а обратно из этой же группы поступают по импорту только 7%. Это является важнейшим фактором развития, планирования агрологистики.

Таким образом, видим проблему, которая является важнейшей при планировании логистики рефконтейнеров – это обратная загрузка вагонов – специализированного подвижного состава по перевозке скоропортящихся товаров. Фактически грузовую базу для обратной загрузки из Узбекистана формируют товары, которые не требуют температурных режимов.

В последние годы инновационном решением по развитию агрологистики между Россией и странами Центральной Азии является формирование регулярных ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов. Схема ускоренной доставки грузов из Узбекистана и обратно на экспорт (регулярный рефрижераторный контейнерный поезд) приведена на рисунке 1. В качестве преимуществ таких отправок отметим: уменьшенный срок поставки 4–6 дней с момента отправления поезда; регулярность отправок по расписанию 1 раз в неделю и больше, возможность загрузки до 26 тонн в 1 рефрижераторный контейнер, отправка значительных объемов грузов до 1000 тонн продукции еженедельно.

Рисунок 1. Схема ускоренной доставки из Узбекистана и обратно на экспорт (регулярный рефрижераторный контейнерный поезд)

Источник: [7] (Rykova, Gubanov, 2020).

Инновационные средства перевозки и цифровые средства мониторинга соблюдения температурного режима при организациях поставок агропродукции в рефрижераторных контейнерах

Основными видами транспорта при поставках агропродукции по сухопутным транспортным коридорам Евразии выступают железнодорожный и автомобильный. При этом железнодорожный транспорт имеет весомые преимущества перед автомобильным: возможности бесконтактного взаимодействия (актуально в периоды волн пандемий); распространенность современных технологий «от двери до двери» без перетарки в пути следования; возможность перевозки груза до 30 тонн (на автомобильных перевозках ограничения до 20 тонн); стоимость на транспортном плече свыше 2000 км меньше, чем стоимость автоперевозок.

Рассмотрим 3 вида транспортных средств, применение которых возможно при планировании контейнерных поездов по доставке агропродукции: 1) рефрижераторные контейнеры с дизель-генераторным вагоном; 2) рефрижераторные контейнеры с Genset; 3) рефрижераторные энергоконтейнеры.

Рассмотрим каждую группу подробнее.

1. Классические рефрижераторные сцепы с дизель-генераторными вагонами, особенностью которых является то, что в вагоне проживают 2 механика и расположены 2 дизель-генераторные установки. Преимуществами таких отправок обозначим: визуальный контроль рефрижераторных контейнеров в пути механиками; возможность оперативного ремонта реф-контейнеров (КРК).

Но такой тип транспортных средств имеет ряд недостатков: моральное устаревание сцепов с дизель-генераторными вагонами (они были распространены 30 лет назад), возможные риски при пересечении государственной границы механиками, не имеющими визы в конкретную страну, средний возраст работников бригад свыше 50 лет, дорогой тариф, отсутствие современного производства таких видов перевозки, экономическая целесообразность перевозки при объеме партии свыше 12 крупнотоннажных контейнеров.

Визуально рефрижераторные сцепы с дизель-генераторными вагонами показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Рефрижераторные сцепы с дизель-генераторными вагонами

Источник: [11].

2. Современные дизель-генераторные установки (Genset). Они навешиваются на рефрижераторный контейнер сбоку (рис. 3). Преимуществами таких транспортных средств выступают: возможность питания одновременно 2 рефрижераторных контейнера, отсутствует железнодорожный тариф на Ginset-установку, возможность онлайн-слежения за работой генератора и температурой груза, автономная работа до 14 суток, безлюдные технологии (особенно актуально в условиях возможных пандемий в будущем).

Рисунок 3. Дизель-генераторные установки (Genset)

Источник: [11].

3. Дизель-генераторные 20 и 40-футовые контейнеры. Электроснабжение одной установки позволяет снабдить электроэнергией от 12 до 32 реф-контейнеров. Устанавливаются современные дизель-генераторные установки с хорошими экологическими показателями. Контейнер перевозится на обычной фитинговой платформе (рис. 4). Технология не предполагает присутствие бригады механиков.

Рисунок 4. Дизель-генераторные 20 и 40-футовые контейнеры

Источник: [11].

Далее в завершение нашего исследования покажем успешный опыт компании АО «ГЛОНАСС» по формированию цифровизированных цепей поставок и осуществлению сквозного контроля транспортировки и условий хранений агропродовольственных скоропортящихся грузов.

Непрерывная цифровизированная холодильная цепь поставок агропродукции под контролем средств телекоммуникационного мониторинга показана на рисунке 5.

Принцип работы средств отслеживания температурного режима: производится установка датчиков и пломб (в случае отсутствия датчиков внутри самого реф-контейнера), датчики передают сигнал с помощью модема. Вся информация о метоположении и температуре внутри контейнера поступает в ГАИС ЭРА ГЛОНАСС. Также для удобства предусмотрено мобильное приложение, которое предназначено для того, чтобы любе пользователи, в том числе покупатели продовольственных товаров – физические лица, смогли удостовериться в соблюдении температурного режима.

Запорно-пломбировочное устройство необходимо для того, чтобы выполнять функцию модема и передавать информацию с датчиков во внешнюю среду, а также для того, чтобы отследить, вскрывался или нет контейнер.

Рисунок 5. Схема непрерывной холодильной цепи поставок агропродукции под контролем средств телекоммуникационного мониторинга

Источник: [11].

Технология отслеживания имеет косвенный положительный эффект: очищение транспортного рынка от недобросовестных перевозчиков (например, тех, кто возит рыбу в открытых вагонах, полувагонах, подменяет груз вразрез с фактически заявленным в транспортной документации и др.).

На рисунке 6 показан пример прослеживаемости движения агропродукции: приведен путь движения транспортного средства. Экран показывает цвет состояния температурного режима на различных участках пути следования. Красным показаны участки, где температурное ограничение превышено, зеленый цвет – участки, где соблюдение температурного режима прошло хорошо (рис. 6).

Рисунок 6. Информация о грузе в АСМ ЭРА

Источник: [11].

Заключение

Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую научную гипотезу.

В последние годы инновационным решением по развитию агрологистики между Россией и странами Центральной Азии является формирование регулярных ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов.

Но остается пока нерешенной проблема обратной загрузки вагонов и контейнеров. Рефрижераторные контейнерные на обратном пути из Узбекистана в Россию не имеют должной грузовой базы. Обратная загрузка из Узбекистана в контейнерах, которые на сегодня могут перевозить агропродукцию из России, составляет лишь 7%. Основную долю в грузовой базе для обратной загрузки из Узбекистана формируют товары, которые не требуют температурных режимов.

Для формирования технологичных непрерывных холодильных цепей поставок должны использоваться преимущественно современные дизель-генераторные установки (Genset). Преимуществами таких транспортных средств нами определены следующие моменты: возможность питания одновременно два рефрижераторных контейнера, отсутствие железнодорожного тарифа на Ginset-установку, возможность онлайн-слежения за работой генератора и температурой груза, автономная работа до 14 суток, безлюдные технологии (особенно актуально в условиях возможных пандемий в будущем).

Также большими перспективами обладают дизель-генераторные 20 и 40-футовые контейнеры с хорошими экологическими показателями. Контейнер перевозится на обычной фитинговой платформе. А сама технология не предполагает присутствия бригады механиков.

533


Источники:

1. Egorov Y., Zhuravleva N., Poliak M. The level of railway rates as a factor of sustainable development of territories // 1st conference on sustainable development: industrial future of territories, ift 2020: E3s web of conferences. Yekaterinburg, 2020. – p. 04010.– doi: 10.1051/e3sconf/202020804010.
2. Бондаренко М. Рефрижераторные контейнеры как определяющий фактор построения цепи поставок скоропортящихся грузов // Инновационные технологии на железнодорожном транспорте: Труды XXVI Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2022. – c. 100-106.
3. Волкова Е.М. Развитие мультимодальных транспортных услуг в региональных пассажирских перевозках в долгосрочной перспективе // Тренды экономического развития транспортного комплекса России: форсайт, прогнозы и стратеги: Труды национальной научно-практической конференции. Москва, 2018. – c. 64-67.
4. Журавлева Н.А., Панычев А.Ю. Финансирование проектов развития железнодорожной инфраструктуры: актуальные решения для России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2015. – № 2. – c. 122-141.
5. Казанская Л.Ф., Яшунина А.В. Оптимизация системы управления в транспортно-логистической компании с учетом требований цифровых технологий // Развитие экономической науки на транспорте: создание методологической основы для развития компетенций цифровизации транспортных систем: Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2018. – c. 184-189.
6. Полякова Я.Р., Росторгуева А.А. Характеристика процесса транспортировки скоропортящихся грузов в контейнерах и их мировых грузопотоков // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. – 2022. – № 2(39). – c. 67-72.
7. Рыкова И.Н., Губанов Р.С. Экспортный потенциал агропромышленного комплекса в зарубежных странах // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 10. – c. 529-535. – doi: 10.34755/IROK.2020.14.21.138.
8. Свободный доступ к данным о мировой торговле по странам, товарам и услугам. Trade Map. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trademap.org.
9. Статистика ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.
10. Чеченова Л.М. Исследование теоретических подходов к определению экономического роста транспортных систем и исследование эволюционных изменений ценности транспортной услуги. / Монография. - Санкт-Петербург: ООО «ИНСЭИ-оценка», 2019. – 129 c.
11. Сделано в Узбекистане: выставка производителей сельхозпродукции в Самаре. Made in Uzbekistan. [Электронный ресурс]. URL: http://madeinuzbekistan.ru/samara2020.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:04