Инновационные средства обеспечения поставок агропродовольственных грузов между Россией и Узбекистаном
Гулый И.М.1, Теребова С.В.2
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Россия, Санкт-Петербург
2 Вологодский научный центр РАН, Россия, Вологда
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59499146
Аннотация:
Цель: систематизировать инновационные направления современных транспортах средств поставки агропродовольственной продукции в ускоренных рефрижераторных контейнерных поездах между Россией и странами Центральной Азии (в частности, Республикой Узбекистан). Методы: статистический анализ международной торговли, технико-экономическая оценка транспортных средств, контент-анализ материалов и отчетов транспортно-логистических операторов. Результаты: проведен анализ внешней торговли Республики Узбекистан, оценена грузовая база как индикатор объемов поставок продовольственных грузов в рефрижераторных контейнерах между Россией и Узбекистаном, рассмотрены различные средства доставки агропродукции на направлении Россия – Узбекистан, показаны преимущества инновационных установок поддержания температурного режима (дизель-генераторные установки и дизель-генераторные контейнеры. Также приведен успешный опыт компании АО «ГЛОНАСС» по формирования цифровизированных цепей поставок для осуществления сквозного контроля транспортировки и условий хранений агропродовольственных скоропортящихся грузов. Материалы исследования адресованы представителям компаний – производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции, компаний – операторов международных мультимодальных перевозок.
Ключевые слова: агропродукция, дизель-генераторная установка, дизель-генераторный контейнер, реф-контейнер, ускоренный контейнерный поезд
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18, L90, L91, R40
Введение
В условиях бурного роста грузооборота агропродовольственной логистики на пространстве ЕАЭС и в целом на евразийском континенте возрастают требования к транспортным средствам поставки скоропортящихся продовольственных грузов. В последние годы агрологистика стала отдельным направлением деятельности многих транспортных операторов. Формируются регулярные контейнерные поезда, повышается скорость доставки, внедряются телекоммуникационные технологии отслеживания местонахождения груза и соблюдения температурного режима.
Использование специализированного парка рефрижераторных контейнеров (реф-контейнеров) позволит торговым партнерам и логистическим операторам обеспечивать сохранность скоропортящихся товаров, оптимизировать транспортные расходы по доставке.
Цель исследования – оценить грузовую базу поставок агропродукции по маршрутам Россия – Узбекистан, рассмотреть различные средства доставки агропродукции на направлении Россия – Узбекистан, показать преимущества инновационных установок поддержания температурного режима (дизель-генераторные установки и дизель-генераторные контейнеры).
Методы
Информационная база исследования включает в себя статистические данные Евразийской экономической комиссии, информацию информационного сервиса trademap, данные операторских и ИТ-компаний, в частности компании «Полярная звезда», АО «ГЛОНАСС».
Теоретико-методологическую основу исследования составляет теория транспортных систем, одним из направлений которой является теория мультимодальных скоростных систем перевозок, а также теория транспортных-агропродуктовых систем, единых холодильных цепей поставок от производителя до ритейла и конечного потребителя.
Научная гипотеза исследования: современные требования по обеспечению качества агропродовольственной продукции, соблюдение температурного режима при поставках агропродукции от поставщиков к потребителям возможно обеспечить при организации отправок ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов с инновационными установками поддержания температурного режима и отслеживания соблюдения температурных условий хранения.
Рассмотрению вопросов организации поставок агропродовольственной продукции в международном сообщении, оценке возможностей внедрения в систему перевозок инновационных транспортных средств посвящены работы многих ученых.
Авторы Ю. Егоров, Н. Журавлева, М. Поляк [1] (Egorov, Zhuravleva, Poliak, 2020) рассматривают ценовую составляющую мультимодальной перевозки как фактор устойчивости при формировании цепей поставок агропродукции. Инновационным средствам формирования цепей поставок скоропортящихся грузов посвящена работа М. Бонаренко [2] (Bondarenko, 2022). Совершенствованию механизма стратегического планирования транспортных систем на основе преимуществ использования форсайт-технологий посвящена работа Е.М. Волковой [3] (Volkova, 2018). Н.А. Журавлева, А.Ю. Панычев [4] (Zhuravleva, Panychev, 2015) рассматривают железнодорожный транспорт и в целом мультимодальные перевозки в качестве индустрии, производящей дифференцируемую транспортную продукцию (продукт перемещения), то есть транспортная мультимодальность выступает не вспомогательным сектором экономики, а предлагает конкурентоспособный продукт, формирующий высокую добавленную стоимость как для перевозочных компаний, так и для производителей товаров. Цифровые принципы и факторы развития транспортно-логистических систем рассматриваются в работах Л.Ф. Казанской, А.В. Яшуниной [5] (Kazanskaya, Yashunina, 2018), Л.М. Чеченовой [10] (Chechenova, 2019). Оценке систем товародвижения агропромышленной продукции и определению грузовой базы доставки конкретных видов агропродукции, обоснованию необходимости формирования пар встречных товарных партий посвящены труды Я.Р. Поляковой, А.А. Росторгуевой [6] (Polyakova, Rostorgueva, 2022), И.Н. Рыковой, Р.С. Губанова [7] (Rykova, Gubanov, 2020).
Вместе с тем отметим, что в имеющихся исследованиях и публикациях недостаточно раскрыты особенности применения средств цифрового мониторинга соблюдения температурного режима скоропортящихся грузов.
Результаты
Анализ внешней торговли Республики Узбекистан и определение грузовой базы для долгосрочного планирования логистики поставок продовольственных грузов в рефрижераторных контейнерах
Статистика торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами Республики Узбекистан со странами мира (в целом) в 2021–2022 гг. (тыс. долл. США) приведена в таблице 1. Так, импорт товаров из мировой экономики в Республику Узбекистан в 2022 году значительно увеличился (до 28 млрд долл. США). Порядка 11% объема международной торговли Узбекистана составляют сельскохозяйственные и продовольственные товары. Сальдо торгового баланса по сельскохозяйственным и продовольственным товарам составляет минус 0,6 млрд долл. США.
Таблица 1
Торговля сельскохозяйственными и продовольственными товарами Республики Узбекистан со странами мира (в целом) в 2021–2022 гг. (тыс. долл. США)
ТН ВЭД
|
Наименование
группы товаров ТН ВЭД
|
Экспорт
|
Импорт
|
Сальдо
| |||
2021
|
2022
|
2021
|
2022
|
2021
|
2022
| ||
01
|
Живые животные
|
6
383
|
6
221
|
178
157
|
119
884
|
-171
774
|
-113
663
|
02
|
Мясо и пищевые
мясные субпродукты
|
204
|
216
|
181
442
|
308
271
|
-181
238
|
-308
055
|
03
|
Рыба,
ракообразные, моллюски и другие виды беспозвоночных
|
556
|
1
933
|
12
815
|
18
381
|
-12
259
|
-16
448
|
04
|
Молочная
продукция, яйца, мед
|
14
654
|
19
960
|
62
519
|
82
334
|
-47
865
|
-62
374
|
05
|
Продукты
животного происхождения прочие
|
17
331
|
22
478
|
5
695
|
5
242
|
11
636
|
17
236
|
06
|
Живые деревья и
другие растения
|
3
766
|
1
937
|
39
818
|
33
228
|
-36
052
|
-31
291
|
07
|
Овощи,
корнеплоды и клубнеплоды
|
404
080
|
478
271
|
82
397
|
98
091
|
321
683
|
380
180
|
08
|
Фрукты и орехи
|
511
759
|
618
595
|
67
831
|
124
863
|
443
928
|
493
732
|
09
|
Кофе, чай, мята
и пряности
|
19
297
|
11
538
|
50
271
|
51
011
|
-30
974
|
-39
473
|
10
|
Злаки
|
7
778
|
10
095
|
662
144
|
834
934
|
-654
366
|
-824
839
|
11
|
Продукция
мукомольно-крупяной промышленности
|
283
241
|
272
069
|
130
602
|
186
046
|
152
639
|
86
023
|
12
|
Масличные семена
и плоды, лекарственные растения, солома и фураж
|
37
546
|
38
008
|
80
958
|
124
766
|
-43
412
|
-86
758
|
13
|
Шелпак, смолы,
прочие растительные соки и экстракты
|
38
579
|
34
688
|
3
360
|
4
898
|
35
219
|
29
790
|
14
|
Растительные
материалы для изготовления плетеных изделий, прочие продукты растительного
происхождения
|
2
828
|
50
|
205
|
1
751
|
2
623
|
-1
701
|
15
|
Жиры и масла
животного и растительного происхождения
|
6
513
|
33
664
|
517
917
|
643
828
|
-511
404
|
-610
164
|
16
|
Изделия из мяса,
рыбы и ракообразных
|
366
|
1
114
|
13
672
|
20
104
|
-13
306
|
-18
990
|
17
|
Сахар и
кондитерские изделия из сахара
|
5
769
|
9
554
|
365
210
|
559
864
|
-359
441
|
-550
310
|
18
|
Какао и продукты
из него
|
7
145
|
11
606
|
115
112
|
140
147
|
-107
967
|
-128
541
|
19
|
Изделия из зерна
злаков, муки, крахмала, молока
|
10
563
|
18
972
|
121
955
|
172
011
|
-111
392
|
-153
039
|
20
|
Продукты
переработки плодов, овощей, орехов
|
37
801
|
45
181
|
49
652
|
69
019
|
-11
851
|
-23
838
|
21
|
Прочие разные
пищевые продукты
|
3
438
|
3
779
|
131
591
|
162
740
|
-128
153
|
-158
961
|
22
|
Напитки
алкогольные и безалкогольные, уксус
|
18
172
|
44
310
|
54
606
|
83
122
|
-36
434
|
-38
812
|
23
|
Остатки и отходы
пищевой промышленности, готовые корма для животных
|
46
551
|
40
632
|
186
580
|
213
490
|
-140
029
|
-172
858
|
24
|
Табак и его
промышленные заменители
|
17
825
|
66
352
|
35
604
|
56
542
|
-17
779
|
9
810
|
Итого сельскохозяйственные
и продовольственные товары
|
1 502
145
|
1
502 145
|
1
791 223
|
3
150 113
|
4
114 567
|
-1
647 968
| |
25–99
|
Промышленные
товары
|
12
532 835
|
13
495 706
|
20
574 165
|
24
149 436
|
-8
041 330
|
-10
653 730
|
|
Итого
|
14
034 977
|
15
286 928
|
23
724 275
|
28
264 000
|
-9
689 298
|
-12
977 072
|
В таблице 2 показаны основные торговые партнеры Узбекистана. Основными торговыми партнерами Республики Узбекистан являются: Китай, Россия, Республика Корея, Казахстан, Турция. Россия на протяжении многих последних лет занимает 2-е место в товарообороте Узбекистана, сальдо торгового баланса составило -1,9 млрд долл. США.
Таблица 2
Торговые партнеры Республики Узбекистан в 2022 году, тыс. долл. США
Страна
– торговый партнер
|
Экспорт
|
Импорт
|
Сальдо
|
Товарооборот
|
Россия
|
2
599 856
|
6
053 279
|
-3
453 423
|
8
653 135
|
Китай
|
1
753 104
|
6
321 467
|
-4
568 363
|
8
074 571
|
Литва
|
2
468 374
|
4
117 507
|
-1
649 133
|
6
585 881
|
Казахстан
|
1
251 472
|
3
222 241
|
-1
970 769
|
4
473 713
|
Турция
|
1
457 560
|
1
674 203
|
-216
643
|
3
131 763
|
Республика Корея
|
28
516
|
2
171 775
|
-2
143 259
|
2
200 291
|
Кыргызстан
|
926
869
|
217
778
|
709
091
|
1
144 647
|
Германия
|
55
155
|
1
010 475
|
-955
320
|
1
065 630
|
Туркменистан
|
132
434
|
725
193
|
-592
759
|
857
627
|
Индия
|
24
323
|
652
689
|
-628
366
|
677
012
|
Таджикистан
|
392
713
|
165
415
|
227
298
|
558
128
|
Беларусь
|
119
159
|
405
483
|
-286
324
|
524
642
|
Иран
|
124
184
|
292
188
|
-168
004
|
416
372
|
Италия
|
48
681
|
327
966
|
-279
285
|
376
647
|
Украина
|
80
178
|
226
714
|
-146
536
|
306
892
|
США
|
16
550
|
273
741
|
-257
191
|
290
291
|
Франция
|
4
565
|
266
028
|
-261
463
|
270
593
|
Япония
|
9
765
|
218
463
|
-208
698
|
228
228
|
Латвия
|
76
246
|
145
608
|
-69
362
|
221
854
|
Швейцария
|
12
369
|
162
166
|
-149
797
|
174
535
|
Всего
|
11
582 073
|
28
650 379
|
-17
068 306
|
40
232 452
|
Условия развития агропроизводства в Республике Узбекистан с точки зрения организационных форм сельхозтоваропроизводителей. Примерно 98% объемов сельскохозяйственной продукции в Узбекистане производится в дехканских (личных подсобных) хозяйствах и крестьянско-фермерских хозяйствах (табл. 3).
Таблица 3
Распределение валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2021 году (доля по отношению ко всем категориям хозяйств, %)
Территория
|
Фермерские хозяйства, %
|
Дехканские (личные подсобные) хозяйства, %
|
Организации, %
|
Сурхардарьинская
|
25,1
|
74
|
0,9
|
Навойская
|
27,8
|
72
|
0,2
|
Бухарская
|
28,3
|
71
|
0,7
|
Хорезмская
|
31,7
|
67
|
1,3
|
Ферганская
|
33
|
65
|
2
|
Джизакская
|
34,1
|
65
|
0,9
|
Андижанская
|
34,7
|
65
|
0,3
|
Каракалпакстан
|
34,3
|
63
|
2,7
|
Кашкадарьинская
|
37,1
|
62
|
0,9
|
Ташкентская
|
34,3
|
61
|
4,7
|
Самаркандская
|
39,9
|
57
|
3,1
|
Около 90% экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции из Республики Узбекистан в страны ЕАЭС приходится на овощи и фрукты (скоропортящиеся товары). Порядка 70% импорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров в Республику Узбекистан из стран ЕАЭС составляют злаковые, мука, крупа, масло, сахар, кондитерские изделия (продукция переработки с более высокой добавленной стоимостью.
Рассмотрим грузооборот внешнеторговой деятельности для оценки грузовой базы в обоих направлениях Россия – Узбекистан. Если посмотреть первые 20 товарных позиций грузов по экспорту и импорту, то 70% экспорта продукции из Узбекистана в Россию приходится на сельскохозяйственные и продовольственные товары, а обратно из этой же группы поступают по импорту только 7%. Это является важнейшим фактором развития, планирования агрологистики.
Таким образом, видим проблему, которая является важнейшей при планировании логистики рефконтейнеров – это обратная загрузка вагонов – специализированного подвижного состава по перевозке скоропортящихся товаров. Фактически грузовую базу для обратной загрузки из Узбекистана формируют товары, которые не требуют температурных режимов.
В последние годы инновационном решением по развитию агрологистики между Россией и странами Центральной Азии является формирование регулярных ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов. Схема ускоренной доставки грузов из Узбекистана и обратно на экспорт (регулярный рефрижераторный контейнерный поезд) приведена на рисунке 1. В качестве преимуществ таких отправок отметим: уменьшенный срок поставки 4–6 дней с момента отправления поезда; регулярность отправок по расписанию 1 раз в неделю и больше, возможность загрузки до 26 тонн в 1 рефрижераторный контейнер, отправка значительных объемов грузов до 1000 тонн продукции еженедельно.
Рисунок 1. Схема ускоренной доставки из Узбекистана и обратно на экспорт (регулярный рефрижераторный контейнерный поезд)
Источник: [7] (Rykova, Gubanov, 2020).
Инновационные средства перевозки и цифровые средства мониторинга соблюдения температурного режима при организациях поставок агропродукции в рефрижераторных контейнерах
Основными видами транспорта при поставках агропродукции по сухопутным транспортным коридорам Евразии выступают железнодорожный и автомобильный. При этом железнодорожный транспорт имеет весомые преимущества перед автомобильным: возможности бесконтактного взаимодействия (актуально в периоды волн пандемий); распространенность современных технологий «от двери до двери» без перетарки в пути следования; возможность перевозки груза до 30 тонн (на автомобильных перевозках ограничения до 20 тонн); стоимость на транспортном плече свыше 2000 км меньше, чем стоимость автоперевозок.
Рассмотрим 3 вида транспортных средств, применение которых возможно при планировании контейнерных поездов по доставке агропродукции: 1) рефрижераторные контейнеры с дизель-генераторным вагоном; 2) рефрижераторные контейнеры с Genset; 3) рефрижераторные энергоконтейнеры.
Рассмотрим каждую группу подробнее.
1. Классические рефрижераторные сцепы с дизель-генераторными вагонами, особенностью которых является то, что в вагоне проживают 2 механика и расположены 2 дизель-генераторные установки. Преимуществами таких отправок обозначим: визуальный контроль рефрижераторных контейнеров в пути механиками; возможность оперативного ремонта реф-контейнеров (КРК).
Но такой тип транспортных средств имеет ряд недостатков: моральное устаревание сцепов с дизель-генераторными вагонами (они были распространены 30 лет назад), возможные риски при пересечении государственной границы механиками, не имеющими визы в конкретную страну, средний возраст работников бригад свыше 50 лет, дорогой тариф, отсутствие современного производства таких видов перевозки, экономическая целесообразность перевозки при объеме партии свыше 12 крупнотоннажных контейнеров.
Визуально рефрижераторные сцепы с дизель-генераторными вагонами показаны на рисунке 2.
Рисунок 2. Рефрижераторные сцепы с дизель-генераторными вагонами
Источник: [11].
2. Современные дизель-генераторные установки (Genset). Они навешиваются на рефрижераторный контейнер сбоку (рис. 3). Преимуществами таких транспортных средств выступают: возможность питания одновременно 2 рефрижераторных контейнера, отсутствует железнодорожный тариф на Ginset-установку, возможность онлайн-слежения за работой генератора и температурой груза, автономная работа до 14 суток, безлюдные технологии (особенно актуально в условиях возможных пандемий в будущем).
Рисунок 3. Дизель-генераторные установки (Genset)
Источник: [11].
3. Дизель-генераторные 20 и 40-футовые контейнеры. Электроснабжение одной установки позволяет снабдить электроэнергией от 12 до 32 реф-контейнеров. Устанавливаются современные дизель-генераторные установки с хорошими экологическими показателями. Контейнер перевозится на обычной фитинговой платформе (рис. 4). Технология не предполагает присутствие бригады механиков.
Рисунок 4. Дизель-генераторные 20 и 40-футовые контейнеры
Источник: [11].
Далее в завершение нашего исследования покажем успешный опыт компании АО «ГЛОНАСС» по формированию цифровизированных цепей поставок и осуществлению сквозного контроля транспортировки и условий хранений агропродовольственных скоропортящихся грузов.
Непрерывная цифровизированная холодильная цепь поставок агропродукции под контролем средств телекоммуникационного мониторинга показана на рисунке 5.
Принцип работы средств отслеживания температурного режима: производится установка датчиков и пломб (в случае отсутствия датчиков внутри самого реф-контейнера), датчики передают сигнал с помощью модема. Вся информация о метоположении и температуре внутри контейнера поступает в ГАИС ЭРА ГЛОНАСС. Также для удобства предусмотрено мобильное приложение, которое предназначено для того, чтобы любе пользователи, в том числе покупатели продовольственных товаров – физические лица, смогли удостовериться в соблюдении температурного режима.
Запорно-пломбировочное устройство необходимо для того, чтобы выполнять функцию модема и передавать информацию с датчиков во внешнюю среду, а также для того, чтобы отследить, вскрывался или нет контейнер.
Рисунок 5. Схема непрерывной холодильной цепи поставок агропродукции под контролем средств телекоммуникационного мониторинга
Источник: [11].
Технология отслеживания имеет косвенный положительный эффект: очищение транспортного рынка от недобросовестных перевозчиков (например, тех, кто возит рыбу в открытых вагонах, полувагонах, подменяет груз вразрез с фактически заявленным в транспортной документации и др.).
На рисунке 6 показан пример прослеживаемости движения агропродукции: приведен путь движения транспортного средства. Экран показывает цвет состояния температурного режима на различных участках пути следования. Красным показаны участки, где температурное ограничение превышено, зеленый цвет – участки, где соблюдение температурного режима прошло хорошо (рис. 6).
Рисунок 6. Информация о грузе в АСМ ЭРА
Источник: [11].
Заключение
Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую научную гипотезу.
В последние годы инновационным решением по развитию агрологистики между Россией и странами Центральной Азии является формирование регулярных ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов.
Но остается пока нерешенной проблема обратной загрузки вагонов и контейнеров. Рефрижераторные контейнерные на обратном пути из Узбекистана в Россию не имеют должной грузовой базы. Обратная загрузка из Узбекистана в контейнерах, которые на сегодня могут перевозить агропродукцию из России, составляет лишь 7%. Основную долю в грузовой базе для обратной загрузки из Узбекистана формируют товары, которые не требуют температурных режимов.
Для формирования технологичных непрерывных холодильных цепей поставок должны использоваться преимущественно современные дизель-генераторные установки (Genset). Преимуществами таких транспортных средств нами определены следующие моменты: возможность питания одновременно два рефрижераторных контейнера, отсутствие железнодорожного тарифа на Ginset-установку, возможность онлайн-слежения за работой генератора и температурой груза, автономная работа до 14 суток, безлюдные технологии (особенно актуально в условиях возможных пандемий в будущем).
Также большими перспективами обладают дизель-генераторные 20 и 40-футовые контейнеры с хорошими экологическими показателями. Контейнер перевозится на обычной фитинговой платформе. А сама технология не предполагает присутствия бригады механиков.
533
Источники:
2. Бондаренко М. Рефрижераторные контейнеры как определяющий фактор построения цепи поставок скоропортящихся грузов // Инновационные технологии на железнодорожном транспорте: Труды XXVI Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2022. – c. 100-106.
3. Волкова Е.М. Развитие мультимодальных транспортных услуг в региональных пассажирских перевозках в долгосрочной перспективе // Тренды экономического развития транспортного комплекса России: форсайт, прогнозы и стратеги: Труды национальной научно-практической конференции. Москва, 2018. – c. 64-67.
4. Журавлева Н.А., Панычев А.Ю. Финансирование проектов развития железнодорожной инфраструктуры: актуальные решения для России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2015. – № 2. – c. 122-141.
5. Казанская Л.Ф., Яшунина А.В. Оптимизация системы управления в транспортно-логистической компании с учетом требований цифровых технологий // Развитие экономической науки на транспорте: создание методологической основы для развития компетенций цифровизации транспортных систем: Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2018. – c. 184-189.
6. Полякова Я.Р., Росторгуева А.А. Характеристика процесса транспортировки скоропортящихся грузов в контейнерах и их мировых грузопотоков // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. – 2022. – № 2(39). – c. 67-72.
7. Рыкова И.Н., Губанов Р.С. Экспортный потенциал агропромышленного комплекса в зарубежных странах // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 10. – c. 529-535. – doi: 10.34755/IROK.2020.14.21.138.
8. Свободный доступ к данным о мировой торговле по странам, товарам и услугам. Trade Map. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trademap.org.
9. Статистика ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.
10. Чеченова Л.М. Исследование теоретических подходов к определению экономического роста транспортных систем и исследование эволюционных изменений ценности транспортной услуги. / Монография. - Санкт-Петербург: ООО «ИНСЭИ-оценка», 2019. – 129 c.
11. Сделано в Узбекистане: выставка производителей сельхозпродукции в Самаре. Made in Uzbekistan. [Электронный ресурс]. URL: http://madeinuzbekistan.ru/samara2020.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:04