Влияние макроэкономических факторов на стратегию торгово-экономического вуза

Максимова И.В., Гаврилова Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (69), Сентябрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17896957

Аннотация:
Рассматриваются аспекты повышения эффективности функционирования торгово-экономического вуза за счет более обоснованного определения приоритетов в экономической стратегии на основе анализа макроэкономических факторов рыночной среды. По результатам анализа макроэкономических тенденций и вариантов развития экономики приводятся рекомендации по планированию программ подготовки специалистов в области коммерции.

Ключевые слова: конкурентоспособность, малое предпринимательство, стратегическое планирование, макроэкономические факторы, рыночная среда, экономика вуза, стратегия вуза



Эффективное функционирование любой организации в условиях рынка зависит от степени адаптации ее стратегии к системному влиянию факторов рыночной среды, определяющих спрос и предложение на рынке. Не составляют исключение и высшие учебные заведения. Однако разработка стратегии требует тщательной проработки методологии анализа факторов рыночной среды с учетом специализации вуза, что актуализирует научные исследования в этой области.

Что происходит в регионах?

В выработке стратегии на микроуровне управления уделяют внимание различным факторам: экономическим, политическим, демографическим, социальным, культурным и пр. Здесь исследуются методические подходы в проведении анализа экономических факторов макросреды.

В числе важнейших экономических процессов, влияющих на спрос и предложение образовательных услуг, следует выделить рост (снижение) производства, вложение инвестиций, развитие внешнеэкономической деятельности и малого предпринимательства. Данные процессы иллюстрируют показатели ВВП, объема производства в отраслях экономики и инвестиций, степени износа основных производственных фондов, рентабельность товарной продукции, объема и структуры экспорта и импорта, численности малых предприятий.

Результаты анализа перечисленных показателей по данным за 2010–2011 гг. позволяют сделать следующие выводы о состоянии макроэкономической ситуации в регионах РФ.

Согласно статистическим данным, ВВП в 2011 г. составил 54361,1 млрд. рублей, то есть увеличился по сравнению с 2010 г. на 104,3% (на душу населения – на 120,3%). Индекс промышленного производства в 2011 г. к предыдущему году в фактических действующих ценах увеличился на 4,7%. Несколько вырос выпуск важнейших видов промышленной продукции в добывающих и обрабатывающих отраслях. Однако рост цен производителей промышленной продукции составил 112%, что может свидетельствовать о росте объема продаж не за счет увеличения объема выпуска, а за счет роста цен. Об этом, в частности, свидетельствует низкая загрузка производственной мощности и снижение рентабельности в обрабатывающих отраслях, которая по сравнению с 2010 г. снизилась на 1,6% [2].

Индекс производства в сельском хозяйстве в 2011 г. к 2010 г. в сопоставимых ценах составил 122%. Увеличилась продажа продукции животноводства (на 1,5%), растениеводства (на 47,2%) [2]. Тенденции роста объема производства и снижения цен в 2011 г. по сравнению с 2010 г. говорят о более благополучной экономической ситуации в сельском хозяйстве. Вместе с тем дальнейшее наращивание объема производства, очевидно, будет сдерживаться высоким износом основных производственных фондов и низким уровнем развития коллективных и фермерских хозяйств (так, например, более 50% производства мяса говядины, картофеля и других овощей обеспечивают хозяйства населения).

Наращивание объема производства в промышленности и сельском хозяйстве требует существенных инвестиционных вложений. Низкая конкурентоспособность отечественной продукции вызывает необходимость обновления технологий и оборудования. В то же время объем инвестиций в фактических ценах в 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос всего на 8,3% [2].

Нерешенность задачи инновационных преобразований обостряется недостаточным развитием малого предпринимательства. Количество малых предприятий в стране невелико. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности экономически активного населения, по расчетам авторов, составляет не более 0,6% [1].

Структурные преобразования задерживаются

Объем экспорта из РФ в 2011 г. увеличился на 121,6 млрд. долларов США, импорта – на 74,5 млрд. дол. США [2]. Структура экспорта и импорта в 2011 г. по сравнению с 2010 г. не претерпела заметных изменений. В экспорте преобладала продукция топливно-энергетического комплекса, железные руды и концентраты, черные металлы, химическая продукция, лесоматериалы. В импорте – машины и оборудование, продукция легкой промышленности, сельскохозяйственное сырье, лекарственные средства.

В целом показатели, характеризующие общеэкономическую ситуацию в регионах РФ, говорят о сохранении неблагоприятных тенденций. Остро стоит проблема структурных преобразований в экономике. В основном производство по-прежнему ориентировано на внешний спрос. Некоторый рост объема производства в отраслях промышленности и сельском хозяйстве не способствует заметному росту прибыли и инвестиционных вложений, увеличению спроса в обслуживающих отраслях. Высока зависимость экономики от внешних поставок продовольствия, продукции машиностроительного комплекса и товаров народного потребления. В регионах страны недостаточно развито малое предпринимательство.

Процессы обуславливают приоритеты

Общеэкономическая ситуация влияет на специфику рынка труда специалистов в области коммерции. На промышленных предприятиях в условиях падения объема производства спрос на специалистов этого профиля невысок. В торговле ситуация складывается иначе. Данные статистики говорят о закономерности роста предприятий торговли в регионах РФ [3]. При этом количество оптовых торговых предприятий значительно превосходит количество розничных (почти в пять раз). Такая ситуация вполне объяснима. Стремительное развитие оптовой торговли, по мнению авторов, связано со значительным падением объема производства потребительских товаров в России и ростом их ввоза из-за рубежа. Это приводит к концентрации крупнооптовых торговых предприятий в больших городах (в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге) и высокой доле средне- и мелкооптовых торговых предприятий в товаропроводящей сети в регионах.

Преобладание оптовых предприятий обусловливает более низкий спрос на специалистов в области коммерции на розничных торговых предприятиях. Согласно статистическим данным в настоящее время на 1 жителя страны приходится 0,0003 предприятия розничной торговли. При этом розничный товарооборот на рынках и ярмарках составляет сейчас около 12% от общего объема реализации [2]. Это может свидетельствовать о низком уровне конкуренции в магазинной торговле и желании населения сэкономить деньги, приобретая товар с более низкой торговой наценкой на рынках и ярмарках даже при более низком уровне торгового обслуживания.

Выводы

С учетом различных вариантов реализации экономической стратегии правительством можно сделать следующие выводы о приоритетах в стратегии торгово-экономического вуза. При инерционном варианте сохранятся тенденции застойных процессов, что отразится на структуре занятости населения. Существенного роста занятости в отраслях производства продукции, очевидно, не произойдет. Поэтому потребность в специалистах по коммерции в отраслях производства будет сохраняться на прежнем уровне. Значительный объем импорта товаров потребительского назначения, вероятнее всего, будет обусловливать дальнейшее развитие средне- и мелкооптовых торговых предприятий и соответствующий рост потребности в специалистах в области коммерции и экспертизы качества товаров в торговле.

В условиях инновационного варианта возможны структурные сдвиги в экономике, значительный рост объема производства в основных (промышленность, сельское хозяйство) и обслуживающих отраслях (производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт, связь), увеличение количества малых предприятий. Это может способствовать изменению структуры занятости за счет более высокого спроса на специалистов технических специальностей. Поэтому тенденция роста потребности в специалистах по коммерции в торговле изменится на снижение. Востребованность в специалистах в области коммерции повысится только на промышленных предприятиях. В этой ситуации для повышения конкурентоспособности выпускников необходима адаптация учебных программ торговых вузов к специфике коммерческой деятельности в промышленности.

Пессимистический вариант развития ситуации, который будет сопровождаться усилением застойных процессов в экономике за исключением сырьевых отраслей и отраслей, производящих металлопродукцию и экологически вредную химически продукцию, обусловит дальнейшее падение спроса на специалистов в области коммерции на промышленных предприятиях. Заметного роста спроса на специалистов в торговле также, по-видимому, не произойдет из-за снижения покупательной способности населения, предприятий и государства. В этих условиях торговому вузу необходима стратегия диверсификации, введение новых специальностей, которые бы достаточно легко интегрировались в учебный процесс, например, «Таможенное дело», «Маркетинг» и др.


Источники:

1. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник [Текст]. – M.: Росстат, 2011.
2. Россия в цифрах. 2012: Краткий статистический сборник [Текст]. – M.: Росстат, 2011.
3. Проценко О.Д., Проценко И.О. Факторы повышения конкурентоспособности бизнеса на современном этапе развития экономики // Российское предпринимательство, 2012, № 2 // http://www.creativeconomy.ru/articles/22777/.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:50:41