Направления развития китайско-российского торгово-экономического сотрудничества в новых условиях

Фэн Тяньюй1
1 Московский государственный технологический университет «Станкин»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68568281

Аннотация:
В статье предложены инновационные подходы к углублению торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией в условиях глобальных экономических изменений. Автор рассматривает новые модели таможенного оформления, способы стимулирования инвестиционной активности и методы технологического обмена. Научная проблема заключается в необходимости адаптации и модернизации сотрудничества для повышения его эффективности и устойчивости. В статье проанализированы современные экономические тенденции и представлен комплекс мер по их реализации, который может быть интересен экономистам, исследователям международных отношений, а также политикам и бизнесменам, заинтересованным в развитии китайско-российского сотрудничества. Работа способствует созданию более глубоких и взаимовыгодных экономических связей между двумя странами, что имеет значение для всего региона

Ключевые слова: Китайско-российская экономика и торговля, Механизм сотрудничества, Таможенное оформление, Трансграничные инвестиции

JEL-классификация: F01, F02, F15



ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации, когда экономические отношения играют ключевую роль в международной политике, углубление торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией становится стратегическим приоритетом для обеих стран. Развитие новых моделей сотрудничества в сфере торговли и инвестиций способствует не только укреплению двусторонних отношений, но и созданию более устойчивой экономической основы для обеих стран. Важно отметить, что современные тенденции и вызовы мировой экономики требуют инновационных подходов к развитию и укреплению взаимовыгодного партнерства.

Обзор литературы проводился с учетом ряда актуальных исследований, представленных в российских и зарубежных изданиях по теме российско-китайских отношений и экономического взаимодействия. Анализ имеющейся литературы позволил выделить ряд ключевых аспектов, таких как перспективы развития отечественного автопрома в условиях экспансии китайского капитала [1], особенности развития российско-китайских внешнеторговых отношений [3], а также влияние цифровых технологий на конкурентоспособность Китая [5]. Важным направлением исследований также является анализ международного технологического обмена между Россией и Китаем [7] и альтернативы китайско-российскому партнерству в Арктике [29].

Несмотря на значительное количество исследований, внедрение новых технологий и моделей таможенного оформления, их влияние на эффективность торгово-экономических отношений между Китаем и Россией остается недостаточно изученным.

Целью данного исследования является разработка рекомендаций по углублению китайско-российского торгово-экономического сотрудничества в новых условиях на основе анализа существующих моделей взаимодействия и внедрения инновационных подходов к таможенному оформлению и управлению торговыми потоками.

Научная новизна работы заключается в предложении новой модели таможенного оформления «две страны – одна инспекция», а также в разработке комплексных рекомендаций по оптимизации процедур и внедрению новых технологий для повышения уровня упрощения процедур торговли.

Авторская гипотеза заключается в том, что внедрение инновационных моделей таможенного оформления и упрощение процедур въездного и выездного досмотра смогут существенно повысить эффективность торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией, способствуя углублению интеграционного взаимодействия.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В данном исследовании использовались методы наблюдения, анализа, моделирования, сравнительно-исторический метод, исторического анализа, проблемно-хронологический анализ, конкретно-исторический анализ и т.д.

Китай и Россия – не только важные соседи, но и партнеры по всестороннему стратегическому сотрудничеству. Под руководством глав государств Китая и России китайско-российские торгово-экономические отношения продолжают развиваться и выходить на стабильный уровень, при этом Россия продолжает удерживать статус девятой по величине страны - торгового партнера Китая, а "Китай уже 13 лет подряд является торговым партнером номер один для России". "В последние годы китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество демонстрирует заметное ускорение, исторические прорывы достигнуты как на стратегическом уровне, так и на уровне торгово-экономической практики, китайско-российские отношения развиваются в соответствии с эндогенной динамикой развития соответствующих стран обеих сторон и внешним стратегическим давлением". В последние годы китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество заметно ускорилось, и исторические прорывы были достигнуты как на стратегическом уровне, так и на уровне торгово-экономической практики [1].

За последнее десятилетие под стратегическим руководством глав двух государств Китай и Россия углубили торгово-экономическое сотрудничество, которое принесло плодотворные результаты и стало моделью взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации для обеих стран. В 2013 году состоялся визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, открывший новую главу в китайско-российских отношениях, а в 2015 году была подписана Совместная декларация о строительстве Экономического пояса Шелкового пути и создании Евразийского экономического союза, принятая двумя странами. В 2019 году отношения были переведены в статус "Китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства сотрудничества новой эры", что подняло отношения на новый уровень. В 2019 году под руководством глав государств Китая и России отношения между двумя странами были обновлены до "Китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства сотрудничества в новую эпоху", что подняло отношения между двумя странами на новый уровень [5]. В 2021 году председатель КНР Си Цзиньпин и президент Путин совместно объявили о продлении Договора о добрососедских отношениях, дружбе и сотрудничестве между двумя странами в целях развития сотрудничества между двумя странами на более высокой отправной точке, в более широком масштабе и на более глубоком уровне. В 2022 году президент Путин посетил Китай и принял участие в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Пекине, подписав десятки документов о сотрудничестве, таких как Соглашение о купле-продаже дальневосточного природного газа между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и ОАО "Газпром", что способствовало дальнейшему углублению прагматичного сотрудничества.2023 В 2023 году Китай и Россия подписали Совместную декларацию об углублении всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху и План развития ключевых направлений китайско-российского экономического сотрудничества до 2030 года. В 2023 году Китай и Россия подписали Совместную декларацию об углублении всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху и Совместную декларацию о Плане развития приоритетных направлений китайско-российского экономического сотрудничества на период до 2030 года, что ознаменовало новый этап в развитии китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства [2].

После распада Советского Союза из-за экономического спада в России объем торговли между Китаем и Россией колебался около 5 миллиардов долларов США. После многих лет совместных усилий обеих сторон объем торговли между Китаем и Россией превысил 100 миллиардов долларов США в 2018 году. , достигнув 107,06 млрд долларов США, что на 27,1% больше, чем в прошлом году. Это рекордный уровень. В 2021 году, несмотря на влияние эпидемии, объем двусторонней торговли между Китаем и Россией приблизился к 150 миллиардам долларов США, достигнув 146,89 миллиардов долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 35,8%. В 2022 году он продолжит увеличиваться, достигнув рекордные 190,27 миллиардов долларов США, что на 116% больше, чем 10 лет назад, а объем двусторонней торговли достиг нового максимума. С января по май 2023 года объем торговли между Китаем и Россией составил 93,806 млрд долларов США, увеличившись на 40,7% в годовом исчислении [7].

Рисунок 1 – Двусторонняя торговля между Китаем и Россией с 2013 года (в млрд долларов США)

Источник данных: Главное таможенное управление КНР

По данным Статистического бюллетеня прямых иностранных инвестиций Китая за 2022 год, по состоянию на 2021 год объем китайских инвестиций в Россию составил 10,644 млрд долларов США. Что касается инвестиций и сотрудничества Китая с Россией, то общая ситуация нестабильна из-за влияния различных факторов. Инвестиции России в Китай в период с 2013 по 2021 год также находятся в нестабильном состоянии с волнообразной тенденцией [8]. Они выросли с 0,22 миллиарда долларов США в 2013 году до 0,73 миллиарда долларов США в 2016 году, достигнув самого высокого пика за последнее десятилетие, а затем упали до 0,24 миллиарда долларов США в 2017 году, что составляет падение на 67,53 %. Несмотря на возобновление роста в 2018 году до 57 млн долларов США, в последующие три года наблюдается очередное снижение, до минимума в 07 млн долларов США в 2021 году. По сравнению с китайскими инвестициями в Россию, количество российских инвестиционных проектов в Китае значительно меньше. В целом объем двусторонних инвестиций между Китаем и Россией невелик, а общее инвестиционное сотрудничество развивается не слишком быстро.

Рисунок 2 – Российские инвестиции в Китай, 2013-2021 гг. (в млрд долл. США)

Источник данных: Статистический ежегодник Китая

Сельскохозяйственное сотрудничество является важной сферой сотрудничества между Китаем и Россией. В последние годы масштабы торговли сельскохозяйственной продукцией между Китаем и Россией увеличиваются, сотрудничество в области сельского хозяйства расширяется, а сотрудничество в области сельскохозяйственных технологий уверенно продвигается вперед, демонстрируя хорошую динамику развития [7].

Согласно "Плану развития сельского хозяйства Северо-Восточного Китая, Дальнего Востока и Байкальского региона России", подписанному Китаем и Россией, в последние годы Китай и Россия сотрудничают в области переработки соевых бобов, сельскохозяйственной и побочной продукции, а также логистики и складирования, совместно создают базы по производству, изготовлению и переработке соевых бобов в России. Провинция Хэйлунцзян, как провинция с самым быстрым развитием, самыми большими масштабами и самыми значительными результатами в сельскохозяйственном сотрудничестве с Россией, в настоящее время расширяет сотрудничество с Россией в области развития сельского хозяйства за пределы своих границ, начиная с выращивания одного зерна и заканчивая разведением свиней, мясного скота и птицы, переработкой зерна и кормов, складированием, логистикой и транспортом и так далее. Режим развития сельского хозяйства и сотрудничества с Россией диверсифицируется, например, некоторые компании приняли режим развития "выращивание сельскохозяйственной продукции+трансграничный терминал+обслуживание сельскохозяйственной техники", другие - "сотрудничество с капиталом + отечественная и зарубежная промышленность", третьи - "инвестиции + торговля+возврат" [6]. Одни компании используют модель совместного развития "сотрудничество капитала+отечественная и зарубежная промышленность", другие - модель совместного развития факторной интеграции "инвестиции+торговля + возврат груза" и т. д.; "Объем торговли сельскохозяйственной продукцией между двумя странами в 2022 году увеличится на 43%, а российская мука, говядина, мороженое и т. д. пользуются широким спросом у китайских потребителей". Китай вновь стал крупнейшим импортером российской сельскохозяйственной продукции и крупнейшим импортером российского меда и льняного масла [5].

Инициатива "Один пояс, один путь" предоставила историческую возможность и широкую платформу для китайско-российского экономического развития и регионального сотрудничества. В рамках инициативы "Один пояс, один путь" китайско-российское энергетическое сотрудничество еще более углубилось: две страны подписали ряд соглашений, таких как Соглашение о расширении сотрудничества в торговле сырой нефтью и Китайско-российский восточный контракт купли-продажи газа, а также добавили проекты второй фазы нефтепровода и газопровода к уже существующим. Постоянно совершенствуются и объекты инфраструктуры: 10 июня 2022 года был официально открыт для движения автомобильный мост Хэйхэ-Благовещенск - первый китайско-российский автомобильный мост через реку Хэйлунцзян; 1 марта 2023 года была открыта Московская кольцевая линия метро, юго-западный участок которой строит Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC), что делает ее самой длинной кольцевой линией метро в мире. В рамках "Один пояс, один путь" благодаря открытию маршрутных поездов Китай-Европейский союз (CEU) в 2022 году будет эксплуатироваться в общей сложности 16 000 маршрутных поездов CEU, что представляет собой рост на 9 % в годовом исчислении, из которых крупнейший наземный транспортный порт между Китаем и Россией, порт Маньчжурия, контролирует въезд и выезд в общей сложности более 4 400 маршрутных поездов CEU, и количество переходов увеличивается с каждым годом. Трансграничные железнодорожные перевозки между Китаем и Россией продолжают стремительно развиваться [7].

Нерешенные проблемы в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве:

Несмотря на то, что китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество достигло значительного прогресса, все еще существует ряд нерешенных проблем, таких как несовершенный механизм сотрудничества, сложная и изменчивая среда сотрудничества, а также плохое таможенное оформление в портах.

1. Несовершенный механизм сотрудничества

При личном содействии председателя КНР Си Цзиньпина и президента Путина Китай и Россия проводят тесные обмены на высоком уровне, однако местные органы власти двух стран по-прежнему сталкиваются с трудностями в торгово-экономическом сотрудничестве, что в основном объясняется следующими причинами: во-первых, отсутствует специальное и детальное планирование местного сотрудничества, поэтому у местных органов власти двух стран нет конкретных целей и направлений в процессе сотрудничества, не говоря уже о конкретных шагах сотрудничества, что приводит к нерешительности предприятий в сотрудничестве друг с другом, медленному прогрессу и не очень эффективному результату. Во-вторых, отсутствует конкретная цель и направление экономического и торгового сотрудничества. Во-вторых, сервисная платформа для торгово-экономического сотрудничества недостаточно продумана [4]. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество требует создания сервисных платформ между национальными правительствами, а также создания местных правительств и частных сервисных организаций, чтобы лучше удовлетворять потребности китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. В-третьих, отсутствие механизма долгосрочного сотрудничества между местными органами власти. Хотя центральные правительства Китая и России прилагают большие усилия для развития торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, из-за того, что основными субъектами торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией являются в основном малые и средние предприятия (МСП), которые имеют слабую силу, низкий уровень технологий и слабую координацию, им очень сложно взаимодействовать с местными правительствами, особенно с китайским правительством, что еще больше затрудняет их эффективное взаимодействие с китайским правительством [3].

2. Сложные и меняющиеся условия для сотрудничества

В результате российско-украинского конфликта и других последствий российская экономика находится в состоянии хаоса, что вызывает нестабильность во внешней политике России, особенно "серая таможенная очистка" и тарифные барьеры создали большие проблемы для углубления сотрудничества между Китаем и Россией. Хотя Китай и Россия ввели ряд стимулов для продвижения взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, результаты оказались минимальными. Кроме того, в китайско-российской торгово-экономической деятельности звучат негативные голоса, такие как "теория экологической угрозы Китая", что в определенной степени влияет на углубление местного сотрудничества между двумя странами.

3. Неадекватная инфраструктура

Строительство инфраструктуры имеет решающее значение для развития сотрудничества между Китаем и Россией, однако нынешнее состояние инфраструктуры в соседних регионах двух стран, несомненно, будет сдерживать процесс регионального сотрудничества. Особенно в российской Сибири и на Дальнем Востоке развитие производственных технологий и инфраструктуры находится на относительно низком уровне, и существуют такие проблемы, как старение оборудования, устаревшие технологии, низкая плотность дорожной сети и высокие цены на услуги. Что касается северо-восточной части Китая, то благодаря раннему развитию приграничного сотрудничества ситуация с инфраструктурой здесь лучше, чем на российском Дальнем Востоке, однако между двумя странами все еще существует большой разрыв с точки зрения реальных потребностей в региональном сотрудничестве [2].

4. Единая товарная структура

В последние годы при активном содействии правительств Китая и России китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество развивается быстрыми темпами, однако в товарной структуре торговли между двумя странами по-прежнему преобладает продукция с низкой добавленной стоимостью, особенно сырьевая переработка, а продукция глубокой переработки, высокотехнологичная продукция и продукция с высокой добавленной стоимостью составляют относительно низкую долю. Во-вторых, не хватает демонстрационной и ведущей роли ведущих предприятий, каждое предприятие работает в одиночку, а промышленная цепочка экономики и торговли с Россией все еще находится на стадии построения цепи, и еще не сформировалась промышленная агломерация и масштаб. Наконец, внешнеторговые предприятия не имеют достаточного эндогенного импульса для развития, чрезмерно зависимы от торговли с Россией, имеют единую структуру и не стремятся осваивать другие рынки [1].

Ключевые направления сотрудничества Китая с Россией в новую эпоху:

Согласно Совместной декларации о Плане развития ключевых направлений китайско-российского экономического сотрудничества до 2030 года, подписанной главами государств Китая и России, с учетом фактического развития приграничных районов Китая и России ключевые области и направления развития китайско-российского экономического и торгового сотрудничества должны рассматриваться в следующих аспектах.

1. Активное развитие китайско-российского сотрудничества в области цифровой экономики

В последние годы цифровая экономика стала локомотивом мирового экономического развития и лидером развития экономики будущего, "цифровая экономика является важной силой, способствующей изменению качества экономики, изменению институциональной модели, повышению эффективности и устойчивости экономики". Китай и Россия также довольно быстро развиваются в плане сотрудничества в области цифровой экономики, которое имеет широкие перспективы. Обе страны возвели развитие цифровой экономики в ранг национальной стратегии, причем российское правительство возвело развитие цифровой экономики в ранг национальной стратегии в 2017 году, а Китай в 2018 году также возвел развитие цифровой экономики в ранг стратегии нашего экономического развития [8]. С 2020 года обе страны официально запустили "Китайско-российский демонстрационный проект цифровой экономики", а в 2021 году в Сямэне будет расположен Китайско-российский исследовательский центр цифровой экономики. С точки зрения будущих тенденций сотрудничества, сотрудничество в области цифровой экономики должно стать важным направлением и областью китайско-российского экономического и торгового сотрудничества. Две страны сотрудничают в области трансграничной электронной коммерции, разработки программного обеспечения, информационной безопасности сетей и программного обеспечения для мобильных платежных систем, и на этой основе способствуют трансформации и модернизации сотрудничества в традиционных областях с переходом к 5G, искусственному интеллекту, совместимости и взаимодополняемости спутниковых систем и спутниковому интернету.

2. Содействие созданию взаимосвязанной логистической системы

Китай и Россия уже имеют определенную основу для сотрудничества в области инфраструктуры. Благодаря совместным усилиям Китая и России достигнут большой прогресс в области автомобильных и водных путей, энергетической инфраструктуры, инфраструктуры связи, сбора и эвакуации портов и т. д [1]. В 2022 году будет завершено строительство и открыт для движения трансграничный автомобильный мост Китай-Россия Хэйлунцзян, проложены и сданы пути трансграничного железнодорожного моста Китай-Россия Тунцзян, а трансграничная канатная дорога Китай-Россия вступит в стадию строительства фундамента. Постоянно продвигаются международные транспортные коридоры "Биньхай-1" и "Биньхай-2", экономический коридор Китай-Монголия-Россия, линейный поезд Китай-Европа и другие проекты по развитию коммуникаций, разрабатывается спутниковая навигационная система "Бейдоу-ГЛОНАСС". В перспективе Китай и Россия будут всесторонне укреплять сотрудничество в ряде транспортных областей, включая транспортную инфраструктуру, транспорт и транспортную логистику; обновлять существующую трансграничную инфраструктуру и наращивать усилия по созданию новой инфраструктуры, особенно ускорять реализацию некоторых знаковых железных дорог, пограничных речных мостов и воздушных переходов; продвигать строительство инфраструктуры для упрощения таможенного оформления в целях повышения пропускной способности и эффективности таможенного оформления. Увеличить строительство инфраструктуры вдоль экономического коридора Китай-Россия-Монголия, постепенно сформировать логистический кластер, сформировать трансграничную логистическую промышленную цепочку в регионе "Один пояс, один путь", реализовать всестороннее сотрудничество в области транспортной инфраструктуры и упрощения транспортировки в рамках Китай-Монголия-Россия, Китай-Гарбиния-Россия, а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), чтобы способствовать созданию логистической системы взаимосвязанности и взаимодействия [2].

3. Повышение уровня трансграничного финансового сотрудничества

В последние годы, особенно после начала российско-украинского конфликта, китайско-российское инвестиционное и финансовое сотрудничество укрепляется, расширяются масштабы сотрудничества, постепенно углубляется уровень сотрудничества и обновляются способы сотрудничества. На примере Хэйлунцзяна был достигнут положительный прогресс в механизме трансграничного финансового сотрудничества, расчетах в местной валюте, переводе наличных средств, трансграничном финансировании и оплате картами UnionPay [2]. В перспективе Китай и Россия продолжат укреплять сотрудничество в финансовой сфере, особенно с учетом быстрого роста объема торговли между двумя странами, масштабы расчетов в местной валюте между Китаем и Россией будут постепенно расширяться, а доля юаня и рубля в торговых расчетах также значительно увеличится; создание независимой системы платежей и расчетов, чтобы избежать санкций со стороны долларовых расчетов и системы SWIFT, станет одним из ключевых направлений финансового сотрудничества между Китаем и Россией; создание системы финансового телеграфа, независимой от SWIFT; создание независимой от SWIFT системы кодирования финансовых сообщений; укрепление сотрудничества в области цифровой валюты, создание центров торговли и расчетов в цифровой валюте в приграничных районах Китая и России и т.д. Кроме того, Китай и Россия будут укреплять сотрудничество в области финансовых инноваций и цифровых финансовых правил [5].

4. Углубление всестороннего энергетического сотрудничества

Энергетическое сотрудничество является важной областью китайско-российского сотрудничества, и председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что "китайско-российское энергетическое сотрудничество является важным краеугольным камнем прагматичного сотрудничества между двумя странами и позитивной силой в поддержании глобальной энергетической безопасности". Импорт нефти Китаем из России увеличился с 24,44 млн тонн в 2013 году до 86,25 млн тонн в 2022 году и растет хорошими темпами. Две страны должны использовать эту возможность для углубления сотрудничества в энергетическом секторе и расширения пространства для энергетического сотрудничества. В будущем энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией должно в основном расшириться с базовых продуктов, таких как сырая нефть и природный газ, до более высокого уровня, и постепенно сформировать промышленную цепочку китайско-российского энергетического сотрудничества путем комплексного расширения с разведки и разработки месторождений нефти и газа, строительства нефте- и газопроводов в середине и переработки нефте- и газопродуктов в конце. Что касается энергетического сотрудничества между Китаем и Россией, то помимо традиционного сотрудничества в области нефти и газа, Китай и Россия должны укреплять сотрудничество в области зеленой энергетики, в которой Китай и Россия имеют свои преимущества. Россия уже определила водородную энергетику и атомную энергетику в качестве ключевых областей развития зеленой энергетики и подчеркнула роль атомной энергетики, водородной энергетики и гидроэнергетики в сокращении выбросов; Китай сделал солнечную энергию, фотоэлектрическую генерацию и другие области своими фокусами в развитии зеленой энергетики и имеет лучшую технологическую основу и промышленную базу. Китай имеет лучшую технологическую базу и промышленные преимущества в развитии зеленой энергетики, и будущее сотрудничество между двумя сторонами будет заключаться в продвижении энергетических технологий и оборудования, инноваций и исследований и разработок, возобновляемых источников энергии, водородной энергетики, хранения энергии и других областей для расширения сотрудничества, а также формирования зеленой энергетической цепочки. Кроме того, обе стороны будут укреплять сотрудничество в области двойного углерода [5].

5. укрепление сотрудничества в сфере торговли товарами

В настоящее время ведется строительство Китайско-российского международного центра торговли сельскохозяйственной продукцией, который после завершения строительства станет централизованным центром торговли сыпучими товарами пяти категорий: фруктами и овощами, мясом, зерном, водной продукцией и сельскохозяйственным сырьем. В будущем Китай и Россия будут теснее сотрудничать в сфере торговли сыпучими товарами. Китай и Россия открыли окно высокоскоростного развития рынка сыпучих товаров. Для каждой индустриальной страны развитие сыпучих товаров, таких как металлургия, удобрения, химическая продукция и минеральные ресурсы, является необходимым. С одной стороны, необходимо ускорить создание ряда международных рынков торговли сыпучими товарами и услуг, чтобы обеспечить предприятиям лучшую сервисную платформу для выхода и входа. С другой стороны, предприятия, участвующие в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве, должны воспользоваться возможностью углубления и расширения китайско-российского торгово-экономического сотрудничества, чтобы энергично содействовать улучшению количественного и качественного предложения на рынке и усилить защиту логистики сыпучих товаров. В то же время китайские предприятия должны в соответствии с национальной стратегией развития развернуть свой бизнес на Дальнем Востоке России, эффективно использовать присущие России преимущества богатых энергетических и минеральных ресурсов и как можно раньше начать торговлю сыпучими товарами на Дальнем Востоке [7].

6.Продвижение высококачественного сотрудничества в области технологий и инноваций

Технологическое и инновационное сотрудничество между Китаем и Россией в значительной степени дополняет друг друга, особенно в области технологий двойного назначения, в которых Россия имеет преимущества, например, передовые технологии в фундаментальных науках, аэрокосмической и других областях, занимающих передовые позиции в мире. Китай имеет сравнительные преимущества в сельскохозяйственной технике, электронном оборудовании, новой энергетике и транспортном оборудовании. С точки зрения будущих тенденций развития, первый шаг - укрепление сотрудничества в области технологий двойного назначения и расширение сфер сотрудничества; второй - укрепление сотрудничества в аэрокосмической и авиационной областях. Во-вторых, необходимо укреплять сотрудничество в аэрокосмической и авиационной сфере [5]. Две страны занимают передовые позиции в мире в области аэрокосмической и авиационной техники, поэтому они могут углублять сотрудничество, совместно осуществлять технологические инновации и возглавить развитие аэрокосмической и авиационной сферы; в-третьих, Китай и Россия должны укреплять сотрудничество в области научно-технических инноваций, полностью изучить потенциал сотрудничества, в полной мере использовать сильные стороны друг друга, расширять область сотрудничества, активно осуществлять технологические обмены и совместные исследования и разработки, формировать режим сотрудничества, в котором объединены колледжи и университеты, научно-исследовательские институты и предприятия. На основе сотрудничества в области технологических инноваций мы будем способствовать формированию новой схемы промышленного сотрудничества между двумя странами и построим промышленную цепочку и цепочку поставок для сотрудничества между Китаем и Россией. Четвертое - укрепление сотрудничества в области фундаментальных исследований, фундаментальной науки, энергетических технологий, наук о жизни и новых материалов [7].

7.Содействие повышению качества и модернизации промышленного сотрудничества

Промышленное сотрудничество между Китаем и Россией достигло большого прогресса, и существует хорошая основа для сотрудничества в области автомобилестроения, машиностроения, электроники, черной металлургии и т. д. В будущем Китай и Россия должны совместно сосредоточиться на промышленном сотрудничестве. В будущем Китай и Россия должны совместно сосредоточиться на ключевых моментах промышленного сотрудничества, во-первых, способствовать укреплению цепочки поставок и сотрудничества промышленных цепочек в области поставок сырья и комплектующих, а также повышению уровня экономического и торгового сотрудничества между двумя странами путем взаимной интеграции промышленных цепочек; во-вторых, Китай и Россия должны прилагать больше усилий для корректировки промышленной структуры в области промышленной продукции, постоянно повышать научно-техническое содержание сотрудничества, культивировать промышленные цепочки и цепочки поставок в китайско-российском сотрудничестве, чтобы способствовать модернизации промышленности. В-третьих, Китай и Россия должны расширять каналы бесперебойной связи в области технологий, стыковать технические стандарты, повышать технический уровень и продвигать промышленные цепочки с участием китайских и российских предприятий [3].

8.Модернизация сотрудничества в области сельского хозяйства

Хотя сотрудничество в области сельского хозяйства между Китаем и Россией началось довольно рано, сферы сотрудничества относительно узки и одновидовы, в основном сосредоточены на сельскохозяйственной и животноводческой продукции, такой как рапсовое масло, мясо птицы, говядина, соевые бобы, овес и льняное семя. В будущем, согласно подписанному Китаем и Россией "Плану развития сельского хозяйства Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России и Бекаэрского района", во-первых, Китай и Россия должны повысить уровень сельскохозяйственного сотрудничества путем дальнейшего расширения торговли сельскохозяйственной продукцией, укрепления сотрудничества в области переработки сои и сельскохозяйственной и побочной продукции, а также в области логистики и складского хозяйства, в частности, совместных инвестиционных проектов двух предприятий, чтобы продвинуть строительство промышленной цепи. Во-вторых, Китай и Россия должны и дальше укреплять сотрудничество в области сельскохозяйственной науки и техники и технические обмены, совместно создать Китайско-российский инновационный центр сотрудничества в области сельскохозяйственной науки и техники, проводить технологические разработки и исследования в области сельскохозяйственной продукции, совместно исследовать и разрабатывать новые высокоурожайные, безопасные и здоровые сорта сельскохозяйственной продукции в таких важных областях китайско-российского сотрудничества, как холодные культуры, лесные товарные культуры и холодное животноводство [7].

Предложения по углублению китайско-российского экономического и торгового сотрудничества:

В новой ситуации необходимо постоянно совершенствовать механизм китайско-российского экономического и торгового сотрудничества, создавать систему транспортной сети для китайско-российского экономического и торгового сотрудничества, формулировать систематические и оперативные пути реализации с точки зрения стратегического мышления, упрощения портов, построения промышленной цепочки, деловой среды и так далее.

1.Cоздание и совершенствование механизмов сотрудничества с Россией

Углубление существующего китайско-российского сотрудничества. С 1992 года Китай и Российская Федерация содействуют созданию механизмов сотрудничества для поддержания экономического и торгового взаимодействия между двумя странами. На основе регулярных встреч глав государств двух стран, которые служат стабилизации дружественных отношений между двумя странами, а также заявлений и деклараций, принятых в ходе этих встреч и определяющих конкретное содержание сотрудничества между двумя странами, Китай и Россия также создали механизмы экономического сотрудничества в ряде областей, в том числе в сфере культуры. Однако на практике некоторые из этих механизмов по разным причинам перестали функционировать. Поэтому в процессе углубления китайско-российского торгово-экономического сотрудничества необходимо, прежде всего, разобраться с существующими механизмами сотрудничества и придать им новое значение, чтобы они способствовали более глубокому и практичному продвижению китайско-российского торгово-экономического сотрудничества.

Создание механизмов тесного сотрудничества с местными органами власти. Укреплять механизм тесного сотрудничества с российскими органами местного самоуправления, углублять механизм совершенного сотрудничества между приграничными уездами и городами и российскими органами местного самоуправления. Например, город Хэйхэ и город Благовещенск создали механизм экономического и торгового сотрудничества, укрепили связь и координацию, разработали долгосрочные планы экономического и торгового сотрудничества, совместно решали проблемы межрегионального сотрудничества, с которыми сталкиваются "два берега одной реки", чтобы эффективно развивать всестороннее сотрудничество с городом Благовещенском.

Содействие сотрудничеству между приграничными деревнями и создание механизмов сотрудничества. Хотя Китай создал ряд механизмов сотрудничества между центральным правительством, местными провинциями и муниципалитетами и соответствующими российскими провинциями и муниципалитетами, в приграничных деревнях нет механизма сотрудничества, поэтому необходимо активно развивать сотрудничество в приграничных деревнях.

2.Создание транспортной сети для сотрудничества с Россией

Необходимым условием углубления китайско-российского торгово-экономического сотрудничества является дальнейшее укрепление строительства транспортной сети китайско-российского сотрудничества и постепенное формирование всеобъемлющей трехмерной системы водных, наземных, железнодорожных и воздушных транспортных средств.

Опираясь на завершение строительства и открытие китайско-российского моста Хэйлунцзян и железнодорожного моста Тунцзян, мы улучшим строительство объектов таможенного оформления в плацдармах обеих сторон, ускорим строительство китайско-российских международных транспортных коридоров "Биньхай 1" и "Биньхай 2" и других транспортных инфраструктур, совместно повысим эффективность таможенного оформления и расширим категории товаров, пересекающих мост. Это также ускорит строительство китайско-российских международных транспортных коридоров "Биньхай-1" и "Биньхай-2" и других транспортных инфраструктур, совместно повысит эффективность таможенного оформления, расширит категории перевозимых товаров и создаст крупный китайско-российский трансграничный автомобильный и железнодорожный транспортный коридор, Цзямусы и другие китайско-российские воздушные порты, активно стремиться к строительству международных воздушных портов, изучить возможность создания проавиационной экономической зоны, чтобы превратить ее в китайско-российский трансграничный авиационный коридор.

3.Всесторонне обновить китайско-российскую модель таможенного оформления

Ускорить реформу системы упрощения таможенного оформления и активно изучать новую модель таможенного оформления "две страны – одна инспекция" между Китаем и Россией. Изучить возможность выделения Китаем и Россией специальных зон по обеим сторонам соответствующих автомобильных переходов и организации удобных проходов через них без открытия существующих проволочных заграждений. В то же время будут упрощены процедуры проверки въезда и выезда физических лиц из обеих стран, чтобы облегчить деятельность экономического и торгового персонала из обеих стран в области делового сотрудничества, торговых переговоров, туристического взаимодействия, культурных обменов и т. д., а сотрудники обеих сторон будут совместно выполнять работу, связанную с проверкой въездных и выездных удостоверений персонала, и реализовывать "сотрудничество в области проверки и выпуска в одно время". Использование Интернета вещей, облачных вычислений, "Интернет + таможня" и других новых технологий для повышения уровня содействия торговле, полного завершения "Единого окна", содействия реформе строительства таможенного оформления, а также для содействия реализации департаментами управления порта "обмена информацией, взаимного признания надзора, взаимной помощи в правоохранительной деятельности", Взаимное признание надзора и взаимная помощь в обеспечении правопорядка" со стороны департаментов управления портами. Оптимизация методов и политики управления импортной и экспортной торговлей товарами, динамичная оптимизация политики налогообложения импорта, корректировка списка товаров, защищенных и освобожденных от пошлин [5]. Регулирование бизнес-услуг и сборов в секторе импорта и экспорта, совершенствование таможенного оформления внешнеторговых предприятий, предоставление предприятиям услуг "одного окна", таких как таможенное оформление, инспекция, складирование, экспедирование, валютные расчеты, налоговые льготы, страхование кредитов и финансирование.

4.Развивать основное направление торгово-экономического сотрудничества и содействовать созданию специальных отраслей

В соответствии с потребностями китайско-российского торгово-экономического сотрудничества мы будем целенаправленно внедрять субъекты предпринимательства и активизировать усилия по их развитию и расширению. Активно создавать условия для инновационного развития перерабатывающей торговли, содействовать глубокой интеграции и развитию "Интернет + перерабатывающая торговля" и строить цепочку перерабатывающей промышленности на суше; направлять предприятия перерабатывающей торговли на стыковку с отечественными крупными предприятиями торговли и обращения и платформами электронной коммерции и строить цепочку перерабатывающей промышленности трансграничной электронной коммерции между Китаем и Россией; творчески строить пилотный проект перерабатывающей промышленности на суше для приграничной торговли; развивать высокотехнологичную переработку для отечественных и зарубежных средних и высокотехнологичных отраслей. Также будет создана трансграничная промышленная цепочка китайско-российской электронной коммерции; инновационное строительство пилотного проекта по обработке на месте приграничной взаимной торговли; развитие глубокой переработки импортной сельскохозяйственной и побочной продукции для внутреннего и зарубежного рынков среднего и высокого класса; создание китайско-российской промышленной цепочки сельскохозяйственной и побочной продукции. Расширить сотрудничество в области ресурсов и энергетики и создать на месте китайско-российскую промышленную цепочку по переработке энергии и ресурсов.

5.Расширение доступа к иностранным инвестициям и выход на международный рынок

Использовать преимущества открытости России для точного продвижения инвестиций. Мы будем совершенствовать систему управления иностранными инвестициями, активно изучать и копировать успешный опыт пилотных зон свободной торговли, полностью внедрять систему управления национальным режимом до въезда плюс негативный список для иностранных инвестиций; проекты (предприятия) с иностранными инвестициями, не включенные в негативный список, будут получать простой доступ через учет, а принцип "если не запрещено, то въезжай" будет строго соблюдаться. Также предпринимаются усилия по обеспечению того, чтобы предприятия с иностранными инвестициями пользовались национальным режимом после въезда, и созданию единой, открытой, конкурентной и упорядоченной рыночной среды. В соответствии с фактическим положением китайских провинций и регионов в России реализовывать стратегию точного продвижения инвестиций, ускорить внедрение проектов с высокой промышленной корреляцией и высоким рыночным потенциалом с приграничными районами Китая, особенно головных предприятий, и содействовать построению промышленных цепочек.

Поощрять китайские предприятия к инвестированию в Россию и создавать зоны экономического и торгового сотрудничества за рубежом, чтобы сформировать связь с внутренним развитием; создать модельную платформу для услуг по зарубежным инвестициям, предоставлять услуги "одного окна" для выездных инвестиций предприятий, активно заключать соглашения о сотрудничестве с международными посредническими организациями, такими как проектные консультации, оценка активов, кредитный рейтинг и юридические услуги, чтобы предоставлять предприятиям региона лучшие услуги в области защиты прав и интересов, продвижения инвестиций, раннего предупреждения рисков и т.д. Гарантия обслуживания. Инновация новых механизмов сотрудничества с зарубежными парками, использование опыта китайско-сингапурского индустриального парка Сучжоу, китайско-сингапурского экогорода Тяньцзинь и китайско-малайзийского индустриального парка Циньчжоу, а также на основе спроса на сотрудничество производственных мощностей в приграничных районах Китая и России, активное изучение новых способов зарубежного промышленного сотрудничества с Россией и странами "Пояса и пути" с целью формирования интегрированной промышленной цепочки и кластеров, а также содействия передаче и совместной модернизации отраслей. Она будет формировать интегрированные промышленные цепочки и кластеры, способствовать передаче и совместной модернизации производств.

ВЫВОДЫ

В условиях современного глобализированного мира, где экономические отношения играют ключевую роль в международной политике, углубление торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией является стратегическим приоритетом для обеих стран. Новые вызовы и возможности, представленные глобальными экономическими тенденциями, требуют от обеих сторон активного поиска и реализации инновационных подходов к развитию и укреплению взаимовыгодного партнерства. В данной статье были представлены предложения по углублению китайско-российского торгово-экономического сотрудничества в новых условиях, основанные на комплексном анализе современной ситуации и опыте других стран.

Первым ключевым выводом является необходимость диверсификации товарных и сервисных потоков между Китаем и Россией. Развитие новых видов товаров и услуг, а также расширение спектра торговых операций, позволит обеим странам снизить риски, связанные с зависимостью от отдельных секторов экономики, и создать более устойчивые и разнообразные отношения.

Вторым важным аспектом является стимулирование инвестиционной активности между Китаем и Россией. Развитие прямых инвестиций в области инфраструктуры, энергетики, высоких технологий и других приоритетных секторов позволит обеим странам получить доступ к новым рынкам и технологиям, а также укрепить экономическую взаимозависимость.

Третьим важным шагом является содействие технологическому обмену и инновационному сотрудничеству между Китаем и Россией. Обмен опытом, передовыми технологиями и инновационными решениями способствует повышению конкурентоспособности обеих экономик, а также созданию новых возможностей для развития экономики на основе знаний и интеллектуального капитала.

Четвертый вывод заключается в необходимости совершенствования правовой базы и инструментов регулирования китайско-российского экономического сотрудничества. Разработка и реализация современных правовых норм и механизмов защиты инвестиций и интеллектуальной собственности способствует созданию благоприятной инвестиционной и предпринимательской среды.

В целом, предложения по углублению китайско-российского торгово-экономического сотрудничества в новых условиях представляют собой комплексный подход к развитию взаимовыгодного партнерства на основе инноваций, диверсификации и совершенствования институциональной базы. Реализация этих предложений требует совместных усилий и активного взаимодействия со стороны обеих стран, но может привести к созданию более устойчивых, динамичных и взаимовыгодных отношений, способствующих процветанию и развитию не только Китая и России, но и всего региона.


Источники:

1. Рахимов А.Р., Рожко О.Н. Авторский проект информационной интеграции участников международных цепей поставок и автогрузоперевозчиков в структуре международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 717-730.
2. Хазанов А.М., Джавадов Т.Э. Альтернативы российско-китайскому партнерству в Арктике // Экономические отношения. – 2018. – № 3.
3. Ганенко И. Терра инкогнита для российского агроэкспорта. Каковы перспективы вывоза продовольствия в Китай // Агроинвестор. – 2019. – № 5.
4. Крапчина Л.Н., Мишина Н.А., Влазнева С.А. Глобальный экономический кризис как вызов и новые возможности для китайской экономики // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 307-318.
5. Кэфэн Ю., Недоспасова О.П. Изменения в экономических решениях китайских домохозяйств, обусловленные развитием цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4.
6. Юй Хайлин, Шкваря Л.В. Исследование совместного российско-китайского строительства «Ледяного шелкового пути» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2.
7. Цыганкова И.В., Хуан Инь Качество трудовой жизни женщин в Китайской Народной Республике: факторы влияния и направления повышения // Экономика труда. – 2022. – № 12. – c. 2033-2048.
8. Рау И., Симонян Г. А. Китай — Россия: отношения развивающегося стратегического сотрудничества // Современная научная мысль. – 2019. – № 2. – c. 215-224.
9. Ши Х., Ма Х. Китай в цифровой эпохе: перспективы и вызовы для мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3.
10. Магомадов И.А. Китайский вектор в Скандинавии как новая форма альтернативы партнерства РФ и КНР в Арктике в 2010-2020-х гг // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 3. – c. 159-166.
11. Захарьев Я.О. Китайский взгляд на усиление Японии в Центральной Азии в конце 2010-х – начале 2020-х гг.: новые акценты и подходы // Экономика Центральной Азии. – 2018. – № 4. – c. 161-168.
12. Захарьев Я.О. Китайские экономические интересы в США на примере Монтаны 1860-1900-х и 2000-2010-х гг // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 47-54.
13. Крутиков В.К., Косогорова Л.А., Якунина М.В., Шаров С.В., Якунина В.А. Кластерный подход в реализации региональных российско-китайских проектов // Креативная экономика. – 2023. – № 8. – c. 3025-3038.
14. Цыганкова И.В., Хуан Инь Корпоративная культура как фактор формирования качества трудовой жизни работников российских и китайских организаций // Экономика труда. – 2022. – № 4. – c. 841-856.
15. Молчанова С.М., Дроздова А.П. Научно-техническое лидерствo китайского искусственного интеллекта: миф или реальность? // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2471-2486.
16. Иванус А.И. О моделировании динамики эволюционного развития высоконаучных технологий на примере Китайской Народной Республики // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 1. – c. 9-20.
17. Максимцев И.А., Костин К.Б., Онуфриева О.А., Ситов И.П., Кузнецов А.С. Перспективы развития отечественного автопрома в условиях экспансии китайского капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 271-290.
18. Болаев А.В. Перспективы развития российско-китайских инвестиционных отношений в рамках проекта «Один пояс и один путь» // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 1867-1880.
19. Абрамкина М.С. Политические риски китайского проекта «Один пояс, один путь» // Экономические отношения. – 2018. – № 3. – c. 437-444.
20. Чжан Сяосюэ, Яо Яо Проблемы логистических каналов китайско-российской приграничной торговли и анализ контрмер для их решения в контексте проекта // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 573-590.
21. Костин К.Б., Костина П.Г., Фридман А.Р. Развитие международного технологического обмена между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 333-354.
22. Комиссаров А.А. Развитие таможенного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики на основе модели стратегического развития двустороннего торгового сотрудничества // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 303-318.
23. Кучинская Т.Н. Рецензия на монографию Чжоу Юй, Н.А. Абрамовой «Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия» // Экономика Центральной Азии. – 2018. – № 2. – c. 95-98.
24. Чжао Кай Ресурсный подход к управлению высокотехнологичными предприятиями машиностроения Китайской Народной Республики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1119-1134.
25. Яо Яо, Чжан Ян Сдерживающие факторы китайско-российской трансграничной электронной торговли // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1725-1736.
26. Захарьев Я.О. Скандал с некачественной китайской вакциной набирает обороты: будет ли открыт рынок Туркменистана для российских вакцин? // Экономика Центральной Азии. – 2021. – № 2. – c. 153-160.
27. Справочные и аналитические материалы. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/statistic (дата обращения: 16.06.2019).
28. Тайсаева Д. В. Торгово-экономические отношения России и Китая // Молодая наука — 2019: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Пятигорск, 17 апреля 2019 года. — Пятигорск: Пятигорский государственный университет. Пятигорск, 2019. – c. 67-69.
29. Гао Ф. Тенденции и основные проблемы развития человеческих ресурсов в Китайской Народной Республике на современном этапе развития общества и экономики // Креативная экономика. – 2015. – № 12. – c. 1657-1672.
30. Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/trade_ru_cn (дата обращения: 16.06.2019).
31. Чжан Лицзюань, Пономаренко Т.В., Сюй Ханьюэ Трансформация китайских угольных компаний в соответствии с концепцией ESG-требований устойчивого развития // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 3. – c. 243-254.
32. Третьяков В.В. Национальный проект Цифровая экономика России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – № 2.
33. Туники П.Л. Таможенная политика России и ее воздействие на внешнеторговые отношения с Китаем // Внешнеэкономические связи. – 2020. – № 8.
34. Усманов Р.К. Интеграционные процессы в Азии: тенденции и перспективы // Экономическая политика. – 2019. – № 4.
35. Сидоров В.П., Иванов Д.С. Участие России в реализации проекта «Один пояс, один путь»: возможности и вызовы // Внешняя торговля. – 2018. – № 3.
36. Цао Ю., Чжан Д. Аспекты внешнеполитических отношений между Россией и Китаем // Теории и проблемы политических исследований. – 2021. – № 3-1. – c. 70-76.
37. Савинский С.П. Эколого-экономическое регулирование в Китайской Народной Республике // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 785-796.
38. Калинин В.А., Трошин А.А., Балашов В.В. Экономические интересы китайского бизнеса в Лаосе: новые тенденции 2000–2010-х гг // Экономические отношения. – 2017. – № 3. – c. 295-304.
39. Чжай Лицян, Чан Чуньлянь, Яо Лянь Эмпирическое исследование факторов, влияющих на двойную маржу экспорта китайской культурной продукции в рамках инициативы «Один пояс и один путь» // Экономические отношения. – 2021. – № 1.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:36:06