Исследование трансграничного туризма между Китаем и Россией: модели и экономическая эффективность

Му Сунянь

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Трансграничное сотрудничество в сфере туризма между Китаем и Россией является важным путем развития торгово-экономических связей, гуманитарных обменов и регионального развития двух стран. В данной статье глубоко исследуются модели и экономическая эффективность трансграничного туризма между Китаем и Россией, рассматривается история развития трансграничного сотрудничества в сфере туризма между двумя странами, анализируются три основные модели сотрудничества: модель под руководством правительства, модель совместного предприятия и модель регионального сотрудничества. Исследование показало, что трансграничное сотрудничество в сфере туризма между Китаем и Россией имеет значительные экономические выгоды, но в то же время существуют и некоторые проблемы, такие как несовершенство институциональных механизмов, отставание инфраструктуры, однообразие туристических продуктов, недостаточный маркетинг и т. д. В заключении предложены соответствующие контрмеры в ответ на существующие проблемы, в том числе усиление руководящей роли правительства, совершенствование механизмов сотрудничества, увеличение инвестиций в инфраструктуру, обогащение предложения туристических продуктов, усиление маркетинга и т. д., с тем чтобы обеспечить стабильное, быстрое и устойчивое развитие трансграничного сотрудничества в сфере туризма между Китаем и Россией.

Ключевые слова: китайско-российский трансграничный туризм; модели сотрудничества; экономическая эффективность

Финансирование:
Данная статья выполнена в рамках проекта, поддержанного грантом на проведение базовых научных исследований в государственных вузах высшего образования провинции Хэйлунцзян (2023-KYYWF-1592), предоставленным Министерством образования провинции Хэйлунцзян в 2023 году.



1. Введение

Развитие трансграничного туризма является важной составляющей укрепления торгово-экономических связей, межкультурного обмена и регионального развития между Китаем и Россией. В последние годы наблюдается значительный рост трансграничных туристических потоков между двумя странами, что обусловлено углублением всестороннего стратегического партнерства, сопряжением инициативы «Один пояс, один путь» с Евразийским экономическим союзом, а также реализацией совместных проектов в сфере туризма. Однако, несмотря на положительную динамику, исследования в области трансграничного туризма между Китаем и Россией все еще не получили должного развития. В частности, остается недостаточно изученной проблематика эффективности различных моделей сотрудничества, а также комплексная оценка экономического эффекта от развития трансграничного туризма. Цель данной работы – проанализировать существующие модели сотрудничества в сфере трансграничного туризма между Китаем и Россией, оценить их экономическую эффективность и разработать рекомендации по совершенствованию механизмов взаимодействия. Научная новизна исследования заключается в представлении комплексной классификации моделей сотрудничества в сфере трансграничного туризма с учетом специфики российско-китайского взаимодействия, разработке системы показателей для оценки экономической эффективности трансграничного туризма с учетом прямых и косвенных эффектов, а также формулировании практических рекомендаций по оптимизации моделей сотрудничества и повышению экономической эффективности трансграничного туризма. Гипотеза исследования заключается в том, что выбор оптимальной модели трансграничного туристического сотрудничества, с учетом специфики приграничных регионов, позволяет значительно повысить экономическую эффективность трансграничного туризма. Методологическую основу исследования составляют методы системного анализа для исследования структуры и взаимосвязей в системе трансграничного туризма,

2. Обзор литературы

В последние годы, с бурным развитием трансграничного туризма, отечественные и зарубежные ученые провели углубленные исследования моделей сотрудничества, оценки экономической эффективности и китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества, получив ряд важных результатов, которые легли в основу данного исследования.

2.1 Исследование моделей трансграничного туристического сотрудничества

Исследователи начали изучать модели трансграничного туристического сотрудничества достаточно давно, сосредоточившись на классификации моделей сотрудничества, факторах влияния, механизмах функционирования, сравнении преимуществ и недостатков. [1, с.411-421] на примере Международного сада мира на границе Канады и США проанализировали модели трансграничного туристического сотрудничества и разделили их на три типа: модель под руководством правительства, модель сотрудничества предприятий и модель регионального сотрудничества, указав условия применимости и перспективы развития каждой модели. Яо Суин [2, с.16-21] с точки зрения управления трансграничным региональным сотрудничеством проанализировал отношения взаимодействия между различными заинтересованными сторонами, а также проблемы и возможности, с которыми сталкивается создание механизма сотрудничества, подчеркнув важность создания механизма сотрудничества с участием многих сторон и скоординированного управления. Зарубежные учёные [3, с.3-28] выдвинули концепцию «континуума трансграничного туристического сотрудничества», полагая, что трансграничное туристическое сотрудничество - это динамический процесс, от простого обмена информацией до сложной совместной разработки, на разных этапах которого требуются разные модели сотрудничества.

Отечественные ученые начали изучать модели трансграничного туристического сотрудничества относительно недавно, но исследования развиваются быстрыми темпами. В основном они сосредоточены на изучении зарубежного опыта, исследовании моделей трансграничного туристического сотрудничества в России и изучении проблем и контрмер в сотрудничестве. Китайские учёные [4,с.128-130] на примере региона Чанчунь-Цзилинь-Тумыньцзян проанализировали институциональную основу и препятствия для трансграничного туристического сотрудничества между Китаем, Россией и КНДР, и предложили создать платформу регионального сотрудничества, усовершенствовать правовую систему, усилить надзор за туристическим рынком и другие меры, сформулировав политические рекомендации по продвижению трансграничного туристического сотрудничества между Китаем, Россией и КНДР. Кроме того, некоторые ученые также изучили конкретные проблемы, существующие в китайско-российском трансграничном туристическом сотрудничестве, такие как визовая политика, упрощение таможенных процедур, разработка туристических продуктов, маркетинг и т. д.

2.2 Исследование оценки экономической эффективности туризма

На протяжении многих лет ученые и организации разработали различные модели, показатели и методы для более точной оценки экономической эффективности туризма. Например, самая ранняя используемая модель спроса и предложения легла в основу таких инструментов анализа, как система спутникового учета туризма (TSA) [1], которая может использоваться для анализа экономического воздействия туризма. Модель затрат-выпусков фокусируется на анализе взаимосвязи между туризмом и другими отраслями, в то время как вычислимая модель общего равновесия (CGE) [2] более макроскопически анализирует влияние туристической политики на экономику в целом. Кроме того, анализ затрат и выгод в основном используется для оценки экономической осуществимости туристических проектов, предоставляя рекомендации для принятия решений.

Китайские ученые также добились определенных успехов в исследовании оценки экономической эффективности туризма, в основном сосредоточившись на построении системы оценочных показателей, разработке оценочных моделей и проведении тематических исследований. Вэнь Янь [5,с.144-148] предложила систему показателей оценки экономической эффективности туризма, основанную на устойчивом развитии, и провела эмпирическое исследование на примере Цзючжайгоу, подчеркнув важность интеграции концепции устойчивого развития в оценку экономической эффективности туризма.

В последние годы правительства Китая и России уделяют большое внимание трансграничному сотрудничеству в сфере туризма, подписав ряд соглашений о сотрудничестве и создав множество механизмов сотрудничества, что заложило политическую основу для развития трансграничного туризма. Исследования отечественных ученых, посвященные китайско-российскому трансграничному туристическому сотрудничеству, в основном сосредоточены на текущем положении дел, проблемах и контрмерах. Например, некоторые ученые [6, с.54-65 , 7, с.16-22] проанализировали текущее положение дел, проблемы и контрмеры трансграничного туристического сотрудничества между такими провинциями, как Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутренняя Монголия, и Дальневосточным федеральным округом России, и выдвинули ряд конкретных предложений, таких как усиление координации политики, упрощение визовых процедур, увеличение инвестиций в инфраструктуру, разработка характерных туристических продуктов и т. д.

3. Анализ моделей трансграничного туристического сотрудничества между Китаем и Россией

3.1 История развития трансграничного туристического сотрудничества между Китаем и Россией

Трансграничное туристическое сотрудничество между Китаем и Россией прошло путь развития от небытия к существованию, от малого к большому, от однообразия к разнообразию, который можно разделить на три этапа [8, с.20-40].

(1) Начальный этап (начало 1990-х - начало 21 века)

На этом этапе постепенно открывались пограничные пункты пропуска Китая и России, начал зарождаться трансграничный туризм. В 1992 году город Хэйхэ провинции Хэйлунцзян и город Благовещенск России первыми открыли туристический маршрут по реке Амур, что ознаменовало официальное начало трансграничного туризма между Китаем и Россией. Это экспериментальное сотрудничество стало важной вехой в истории развития трансграничного туризма между Китаем и Россией [9, с.1-26], накопив ценный опыт для обеих стран в изучении моделей трансграничного туристического сотрудничества Впоследствии такие приграничные города, как Суйфэньхэ, Маньчжурия и Хуньчунь, также открыли трансграничные туристические маршруты, соединив важные узловые города Северо-Восточного Китая и российского Дальнего Востока, сформировав структуру развития трансграничного туризма с провинцией Хэйлунцзян во главе, охватывающую провинции Цзилинь и Внутренняя Монголия. Однако из-за множества факторов на этом этапе трансграничный туризм между Китаем и Россией развивался относительно медленно.

Во-первых, политические ограничения были относительно жесткими. В обеих странах существовало много ограничений в отношении визовой политики, таможенных процедур, валютного контроля и т. д., туристам было относительно сложно пройти соответствующие процедуры, что ограничивало высвобождение спроса на трансграничный туризм.

Во-вторых, инфраструктура была относительно слабой. Строительство инфраструктуры в приграничных районах, такой как транспорт, размещение, общественное питание, развлечения и т. д., отставало, не могло удовлетворить растущие потребности туристов, что влияло на впечатления от поездок и удовлетворенность.

В-третьих, туристические продукты были относительно однообразными. Трансграничные туристические продукты в основном были представлены «однодневными турами», им не хватало глубокого опыта и культурного содержания, чтобы привлечь больше туристов, особенно состоятельных [10, с.5-30].

Наконец, маркетинг отставал. Обе страны не прилагали достаточных усилий по продвижению и популяризации трансграничного туризма, отсутствовали эффективные маркетинговые средства, что приводило к низкой известности и влиянию трансграничного туризма [11, с.197-203].

Несмотря на множество ограничений, исследования на этом этапе заложили основу для будущего развития трансграничного туризма между Китаем и Россией. Правительства и предприятия обеих стран накопили ценный опыт, который послужил важной ссылкой и ориентиром для углубления развития трансграничного туристического сотрудничества в будущем.

(2) Этап быстрого развития (начало 21 века - 2012 год)

В начале 21 века, с непрерывным потеплением отношений между Китаем и Россией и быстрым развитием выездного туризма китайских граждан, трансграничный туризм между Китаем и Россией вступил в стадию быстрого развития. В 2000 году Китай и Россия подписали знаковое «Соглашение между правительством Китайской Народной Республики и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма», которое заложило правовую основу для сотрудничества двух стран в области туризма [12, с.594-602]. В этом соглашении четко определены цели сотрудничества, принципы сотрудничества, механизмы сотрудничества и т. д. сторон в области туризма, что указало направление развития трансграничного туризма между Китаем и Россией [13, с.218-222]. С 2005 по 2009 год Китай и Россия поочередно проводили «Годы туризма», серия мероприятий по культурному обмену и продвижению туризма проходила в обеих странах, что значительно повысило известность и влияние трансграничного туризма между Китаем и Россией, привлекая все больше и больше туристов [14, с.107-113] . Успешное проведение «Годов туризма» не только способствовало развитию туристических обменов и сотрудничества между двумя странами, но и укрепило взаимопонимание и дружбу между народами двух стран, придав новый импульс развитию отношений между Китаем и Россией.

В этот период быстро расширились масштабы трансграничного туристического рынка между Китаем и Россией, обогатилась номенклатура туристических продуктов, появились инновационные модели сотрудничества. Традиционные туристические продукты «однодневные туры» постепенно вытеснялись более диверсифицированными туристическими продуктами, охватывающими многодневные туры, глубокие туры, тематические туры и др., что удовлетворяло разнообразные потребности туристов. Углублялось трансграничное туристическое сотрудничество между провинциями Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутренняя Монголия и Дальневосточным федеральным округом России, сформировались трансграничные туристические маршруты, представленные «Хэйхэ - Благовещенск», «Суйфэньхэ - Гродеково», «Маньчжурия - Забайкальск» и др. Эти маршруты связывали множество туристических ресурсов в приграничных районах двух стран, предоставляя туристам более богатый туристический опыт. Кроме того, стали развиваться такие новые виды туризма, как трансграничные автомобильные туры и трансграничные круизы, что вдохнуло новую жизнь в развитие трансграничного туризма между Китаем и Россией. Трансграничное сотрудничество в сфере туризма между Китаем и Россией продемонстрировало тенденцию бурного развития, внося позитивный вклад в экономическое развитие и гуманитарные обмены в приграничных районах двух стран.

(3) Этап глубокой интеграции (с 2012 года по настоящее время)

В 2012 году Китай и Россия установили отношения всеобъемлющего стратегического партнерства, что придало новый импульс трансграничному сотрудничеству в сфере туризма между двумя странами. В 2013 году Китай выдвинул инициативу «Пояс и путь», Россия активно откликнулась на нее и состыковала ее с Евразийским экономическим союзом, предоставив более широкую платформу для трансграничного сотрудничества двух стран в сфере туризма. В 2019 году стартовал Год местного сотрудничества и обменов между Китаем и Россией, что придало новый импульс углублению местного сотрудничества между двумя странами и содействию развитию трансграничного туризма. На этом этапе трансграничное сотрудничество в сфере туризма между Китаем и Россией уделяет больше внимания общему руководству и стратегическому руководству, непрерывно совершенствуются механизмы сотрудничества, обогащается содержание сотрудничества, расширяются сферы сотрудничества, формируется всесторонняя, многоуровневая и широко сферная структура сотрудничества. и проявляются следующие новые тенденции развития:

На политическом уровне правительства Китая и России продолжают укреплять политическое взаимодействие и координацию в области трансграничного туризма, стремясь создать более благоприятные политические условия для трансграничного сотрудничества в сфере туризма. Можно предвидеть, что в будущем визовая политика будет еще более либерализована, таможенные процедуры будут еще более упрощены, механизмы трансграничного туристического сотрудничества будут более совершенными, что обеспечит более мощную политическую поддержку развития трансграничного туризма.

В плане модели сотрудничества, чтобы еще больше повысить уровень трансграничного туристического сотрудничества, Китай и Россия будут уделять больше внимания инновациям модели сотрудничества, изучая возможность создания более гибкого, эффективного и взаимовыгодного механизма сотрудничества для содействия развитию трансграничного туристического сотрудничества на более высокий уровень и в более глубоких областях. Будут постоянно появляться такие новые модели сотрудничества, как демонстрационные зоны трансграничного туристического сотрудничества, инвестиционные фонды трансграничной туристической индустрии, базы по подготовке кадров в области трансграничного туризма и т. д., что придаст новый импульс трансграничному туристическому сотрудничеству.

Короче говоря, трансграничное сотрудничество в сфере туризма между Китаем и Россией развивается в направлении большей открытости, удобства, разнообразия и качества, и в будущем принесет обеим странам еще большие экономические и социальные выгоды, вдохнув новую жизнь в развитие отношений между двумя странами.

3.2 Текущее положение дел с моделями трансграничного туристического сотрудничества между Китаем и Россией

За годы развития трансграничное туристическое сотрудничество между Китаем и Россией сформировало относительно зрелые модели, основными из которых являются следующие три типа:

(1) Модель под руководством правительства

Эта модель основана на руководящей роли правительства и способствует развитию трансграничного туристического сотрудничества путем подписания соглашений о сотрудничестве, создания механизмов сотрудничества и разработки льготной политики. Например, правительства Китая и России подписали ряд документов, таких как «Соглашение между правительством Китайской Народной Республики и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма», «Соглашение между правительством Китайской Народной Республики и правительством Российской Федерации о проведении «Годов туризма» и др., которые обеспечили политические гарантии для трансграничного туристического сотрудничества между двумя странами. Кроме того, правительства двух стран также создали механизм китайско-российской комиссии по сотрудничеству в области туризма, которая регулярно проводит заседания для консультаций и координации по важным вопросам, касающимся трансграничного туристического сотрудничества. Преимущество этой модели заключается в том, что она может эффективно интегрировать ресурсы и координировать интересы всех сторон, но в то же время существуют такие проблемы, как чрезмерное вмешательство правительства и недостаточное использование рыночных механизмов.

(2) Модель совместного предприятия

В этой модели туристические предприятия являются основными субъектами деятельности и достигают взаимовыгодного сотрудничества путем установления стратегических партнерских отношений, совместной разработки туристических продуктов и совместного использования туристического рынка. Например, группа по развитию туризма провинции Хэйлунцзян и туристическое управление Амурской области России подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве, совместно разработав трансграничный туристический маршрут «Хэйлунцзян - Амур» и создав совместный туристический бренд «Хэйлунцзян - Амур». Преимущество этой модели заключается в гибкости рыночного механизма, высокой активности предприятий и сильных инновационных способностях, но в то же время существуют такие проблемы, как высокая зависимость от рыночных колебаний, отсутствие общего планирования и координации со стороны правительства и легкость возникновения недобросовестной конкуренции.

(3) Модель регионального сотрудничества

Эта модель основана на приграничных районах и способствует развитию интегрированного регионального туризма путем создания зон трансграничного туристического сотрудничества, разработки трансграничных туристических маршрутов и создания трансграничных туристических брендов. Например, город Хуньчунь, расположенный в приграничном районе Китая и России, совместно с Хасанским районом России и городом Расон КНДР создали «Международную зону туристического сотрудничества в дельте реки Тумыньцзян», сформировав структуру трансграничного туристического сотрудничества «три страны - одна зона». Преимущество этой модели заключается в том, что она способствует интеграции региональных ресурсов, содействует интегрированному региональному развитию и позволяет достичь взаимовыгодного сотрудничества, но в то же время существуют такие проблемы, как сложность координации, сложность распределения выгод и легкость возникновения феномена «каждый сам за себя».

3.3 Построение системы показателей оценки моделей трансграничного туристического сотрудничества между Китаем и Россией

Чтобы более научно и объективно оценить модели трансграничного туристического сотрудничества между Китаем и Россией, в данной статье построена многомерная система показателей оценки, охватывающая четыре аспекта: основа сотрудничества, механизм сотрудничества, содержание сотрудничества и результаты сотрудничества [15, с.349-358].

Основа сотрудничества в основном оценивает стабильность и степень дружбы политических отношений между двумя странами, тесноту торгово-экономических связей и экономическую взаимодополняемость, а также частоту культурных обменов и степень культурной идентичности. Эти факторы являются предпосылками для успешного развития трансграничного туристического сотрудничества, обеспечивая политические гарантии, экономические стимулы и основу культурной идентичности для сотрудничества между двумя сторонами [16, с.13-19].

Механизм сотрудничества сосредоточен на согласованности и единообразии туристической политики двух стран, разумности и эффективности учреждения трансграничных туристических сотрудничающих органов, а также на том, является ли механизм сотрудничества гладким и эффективным. Хорошо налаженный механизм сотрудничества является важной гарантией упорядоченного развития трансграничного туристического сотрудничества. Для этого правительствам двух стран необходимо тесно сотрудничать в разработке политики, создании учреждений, коммуникации и координации, а также создать эффективный и гладкий механизм сотрудничества.

Содержание сотрудничества охватывает многие аспекты трансграничного туристического сотрудничества, включая строительство инфраструктуры, такой как трансграничный транспорт, таможенный контроль в пограничных пунктах пропуска, туристическое обслуживание и т. д., разработку трансграничных туристических маршрутов, разработку туристических продуктов, создание туристических брендов и т. д., а также маркетинговые стратегии, такие как взаимное направление туристов, совместное продвижение, обмен информацией и т. д. Богатое и высококачественное содержание сотрудничества является ключевым фактором привлечения туристов и повышения

Результаты сотрудничества оцениваются с точки зрения экономической эффективности, социальной эффективности и экологической эффективности. Среди них экономическая эффективность является важным показателем для оценки результатов трансграничного туристического сотрудничества и важной основой для разработки стратегии развития на будущее. Чтобы более полно и точно оценить экономическую эффективность китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества, в данном исследовании построена система показателей оценки, охватывающая как прямые, так и косвенные экономические выгоды.

Прямые экономические выгоды в основном относятся к прямым экономическим доходам, полученным от трансграничного туризма, включая общий доход от туризма, количество занятых в туризме и объем инвестиций в туризм. Общий доход от туризма включает доходы от туризма в иностранной валюте и доходы от туризма в юанях и является наиболее прямым показателем для измерения экономической эффективности трансграничного туризма. Число занятых в туризме включает как прямую, так и косвенную занятость и отражает стимулирующее влияние трансграничного туризма на местную занятость, что свидетельствует о том, что туристическая индустрия является «трудоемкой отраслью». Объем инвестиций в туризм включает инвестиции в основные средства и инвестиции в оборотный капитал, что отражает стимулирующее влияние трансграничного туризма на местную экономику и свидетельствует о том, что туристическая индустрия является «комплексной отраслью».

Косвенные экономические выгоды, с другой стороны, относятся к стимулирующему и содействующему воздействию трансграничного туризма на смежные отрасли и региональную экономику. Среди них стимулирующее воздействие на смежные отрасли в основном отражается в стимулирующем воздействии на транспортную индустрию, индустрию общественного питания и размещения, индустрию культуры и развлечений и др., что является важным показателем для измерения эффекта промышленной связи трансграничного туризма и отражает то, что туристическая индустрия является «связанной отраслью». Содействие развитию региональной экономики в основном отражается в содействии росту регионального ВВП, бюджетных доходов, доходов населения и т. д., что отражает вклад трансграничного туризма в местное экономическое развитие и является важным показателем качества развития трансграничного туризма.

Основываясь на вышеупомянутой системе показателей оценки, мы можем проанализировать и оценить три существующие модели китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества.

Модель под руководством правительства: преимущества заключаются в сильной политической поддержке, совершенном механизме координации и возможности эффективной интеграции ресурсов, но недостатки заключаются в недостаточном использовании рыночных механизмов, низкой степени участия предприятий и недостаточных инновационных способностях, поэтому она больше подходит для начального этапа сотрудничества или для проектов, которые требуют активного продвижения и координации со стороны правительства.

Модель совместного предприятия: преимущества заключаются в гибкости рыночного механизма, высокой активности предприятий и сильных инновационных способностях, но недостатки заключаются в сильной зависимости от рыночных колебаний, отсутствии общего планирования и координации со стороны правительства и легкости возникновения недобросовестной конкуренции, поэтому она больше подходит для проектов с хорошей основой для сотрудничества и относительно совершенным рыночным механизмом.

Модель регионального сотрудничества: преимущества заключаются в содействии интеграции региональных ресурсов, содействии интегрированному региональному развитию и достижению взаимовыгодного сотрудничества, но недостатки заключаются в сложности координации, сложности распределения выгод и легкости возникновения феномена «каждый сам за себя», поэтому она больше подходит для проектов, охватывающих несколько административных районов и затрагивающих интересы многих сторон.

Короче говоря, выбор модели китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества должен основываться на комплексном учете конкретных условий, в полной мере используя преимущества различных моделей и избегая их недостатков, чтобы максимизировать эффективность трансграничного туристического сотрудничества и способствовать стабильному и устойчивому развитию китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества.

4. Проблемы, существующие в трансграничном туристическом сотрудничестве между Китаем и Россией, и меры по их решению

Несмотря на то, что в трансграничном туристическом сотрудничестве между Китаем и Россией достигнуты определенные успехи, оно все еще сталкивается с многими трудностями и ограничивающими факторами. Эти проблемы в основном проявляются в институциональных механизмах, инфраструктуре, туристических продуктах и маркетинге, что серьезно препятствует дальнейшему углублению и развитию китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества.

В плане институциональных механизмов необходимо дальнейшее совершенствование визовой политики, повышение эффективности таможенного оформления и механизмов трансграничного туристического сотрудничества. В настоящее время визовая политика между Китаем и Россией является относительно жесткой, процедуры оформления виз являются относительно громоздкими, а визовые сборы относительно высокими, что в определенной степени сдерживает желание туристов путешествовать. Кроме того, необходимо повышать эффективность таможенного оформления в пограничных пунктах пропуска, время таможенного оформления является относительно длительным, а процедуры таможенного оформления относительно сложными, что создает много неудобств для туристов. Механизмы трансграничного туристического сотрудничества также нуждаются в дальнейшем совершенствовании [17, с.37-42]. В настоящее время сотрудничество между двумя странами в таких областях, как координация туристической политики, обмен информацией, совместные правоохранительные действия и т. д., является недостаточно глубоким, отсутствует эффективный и гладкий механизм сотрудничества.

В плане инфраструктуры строительство трансграничной транспортной инфраструктуры отстает, объекты таможенного оформления в пограничных пунктах пропуска являются отсталыми, а объекты туристического обслуживания не соответствуют требованиям. Строительство транспортной инфраструктуры в приграничных районах Китая и России является относительно отстающим, некоторые трансграничные транспортные маршруты еще не открыты, транспортные мощности являются недостаточными, что ограничивает удобство передвижения туристов. Объекты таможенного оформления в пограничных пунктах пропуска также являются относительно отсталыми, условия таможенного оформления необходимо улучшать, а эффективность таможенного оформления - повышать. Кроме того, инфраструктура туристического обслуживания в приграничных районах также является недостаточно развитой, ощущается нехватка высококачественных гостиниц, характерных заведений общественного питания, развлекательных заведений и т. д., что не может удовлетворить разнообразные потребности туристов.

Что касается туристических продуктов, то существуют такие проблемы, как выдающиеся структурные противоречия в предложении туристических продуктов, серьезная конкуренция однотипных туристических продуктов и отсутствие конкурентоспособных на международном уровне туристических брендов. В настоящее время трансграничные туристические продукты между Китаем и Россией в основном представлены экскурсионными турами, им не хватает глубокого опыта и культурного содержания, чтобы удовлетворить растущие персонализированные и разнообразные потребности туристов. Кроме того, в приграничных районах двух стран наблюдается серьезная проблема однообразия туристических продуктов, отсутствия особенностей и ярких моментов, что затрудняет формирование конкурентных преимуществ дифференциации. В то же время строительство трансграничных туристических брендов между Китаем и Россией отстает, отсутствуют туристические бренды с международным влиянием, что затрудняет привлечение большего количества иностранных туристов.

В плане маркетинга недостаточно усилий по продвижению за рубежом, отсутствуют эффективные маркетинговые средства, а строительство кадрового состава в области трансграничного туризма отстает. В настоящее время Китай и Россия не прилагают достаточных усилий по продвижению и популяризации трансграничного туризма, отсутствуют эффективные маркетинговые средства, что приводит к низкой известности и влиянию трансграничного туризма. Кроме того, строительство кадрового состава в области трансграничного туризма между двумя странами отстает, ощущается нехватка квалифицированных специалистов, знающих язык и культуру обеих стран и хорошо разбирающихся в туристическом бизнесе, что не может удовлетворить потребности развития трансграничного туризма в кадрах.

Чтобы способствовать высококачественному развитию китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества, необходимо принять ряд целевых мер, начиная со следующих аспектов:

Во-первых, необходимо усилить общее руководство, совершенствовать механизмы сотрудничества. Правительствам двух стран следует усилить коммуникацию и координацию, создать более совершенный механизм трансграничного туристического сотрудничества и разработать более научный и разумный план развития трансграничного туризма, чтобы обеспечить политические гарантии для трансграничного туристического сотрудничества. Например, дальнейшая либерализация визовой политики, упрощение визовых процедур, продление срока действия виз и даже реализация безвизового режима; дальнейшее укрепление сотрудничества в пограничных пунктах пропуска, повышение эффективности таможенного оформления, упрощение таможенных процедур и предоставление туристам более удобных услуг по въезду и выезду; изучение возможности создания демонстрационных зон трансграничного туристического сотрудничества для предоставления политических испытательных полигонов и платформ для внедрения новаторских решений в области трансграничного туристического сотрудничества.

Во-вторых, необходимо увеличить инвестиции в инфраструктуру и повысить эффективность таможенного оформления. Правительствам двух стран следует увеличить инвестиции в строительство трансграничной транспортной инфраструктуры, совершенствовать такие транспортные сети, как авиасообщение, железнодорожный и автомобильный транспорт, повышать пропускную способность и эффективность пограничных пунктов пропуска, чтобы обеспечить более благоприятные условия для развития трансграничного туризма [13, с.218-222]. Например, ускорить строительство транспортной инфраструктуры, такой как трансграничные железные дороги, автомобильные дороги, авиасообщение и т. д., создать удобную и эффективную трансграничную транспортную сеть; усилить строительство инфраструктуры в пограничных пунктах пропуска, повысить их пропускную способность и эффективность таможенного оформления, чтобы предоставить туристам более удобные таможенные услуги; совершенствовать строительство туристической инфраструктуры, построить больше высококачественных гостиниц, достопримечательностей, развлекательных заведений и т. д., повысить уровень туристического обслуживания и предоставить туристам более комфортные туристические услуги.

В-третьих, необходимо обогатить предложение туристических продуктов и создать трансграничные туристические бренды. Китаю и России следует опираться на богатые туристические ресурсы, разрабатывать характерные и дифференцированные трансграничные туристические продукты, удовлетворяющие потребности туристов разного уровня. Например, разрабатывать характерные туристические продукты с такими темами, как ледовый и снежный туризм, экологический туризм, культурный туризм, красный туризм, приграничный туризм и т. д.; разрабатывать новые туристические продукты, представленные автомобильными турами, кемпингом на автодомах, круизами, учебными поездками и т. д.; разрабатывать производные туристические продукты, представленные туристическими товарами, туристическим питанием, туристическими развлечениями и т. д., постоянно удовлетворяя разнообразные и персонализированные потребности туристов. В то же время необходимо усилить работу по разработке туристических маршрутов, органично объединить туристические ресурсы двух стран и создать высококачественные туристические маршруты. Кроме того, необходимо усилить строительство туристических брендов, повысить известность и влияние китайско-российского трансграничного туризма и создать туристические бренды с международным влиянием.

5. Заключение и перспективы

В результате исследования моделей китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества и его экономической эффективности в данной статье сделаны следующие основные выводы: китайско-российское трансграничное туристическое сотрудничество развивается быстрыми темпами, но все еще находится на начальном этапе, существуют такие проблемы, как относительно однообразные модели сотрудничества, экономическая эффективность не в полной мере реализована, а узкие места в развитии являются относительно выдающимися. Хотя модели китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества проявляют тенденцию к диверсификации, модель под руководством правительства, модель совместного предприятия и модель регионального сотрудничества имеют свои преимущества и недостатки. Только выбирая подходящую модель сотрудничества в соответствии с конкретными обстоятельствами, используя преимущества и избегая недостатков, можно максимизировать преимущества. Китайско-российское трансграничное туристическое сотрудничество имеет огромные экономические выгоды, но из-за таких факторов, как несовершенство институциональных механизмов, отставание инфраструктуры, однообразие туристических продуктов и недостаточный маркетинг, его экономическая эффективность еще не в полной мере реализована.

Чтобы способствовать стабильному, быстрому и устойчивому развитию китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества, необходимо усилить общее руководство, совершенствовать механизмы сотрудничества, увеличить инвестиции в инфраструктуру, обогатить предложение туристических продуктов и усилить маркетинг. В будущем, с непрерывным углублением отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Китаем и Россией и устойчивым продвижением сопряжения инициативы «Пояс и путь» с Евразийским экономическим союзом, китайско-российское трансграничное туристическое сотрудничество ожидают еще более широкие перспективы развития. Ожидается, что две страны будут и дальше углублять сотрудничество в таких областях, как визовая политика, упрощение таможенных процедур, строительство инфраструктуры, разработка туристических продуктов, маркетинг, подготовка кадров и т. д., совместно способствуя высококачественному развитию китайско-российского трансграничного туристического сотрудничества и вдыхая новый импульс в развитие отношений между двумя странами.

[1] TSA (система туристических спутниковых счетов) - это комплексная система статистического учета, разработанная для анализа экономического влияния туризма на национальную экономику.

Она рассматривает туризм как самостоятельную отрасль и отслеживает потоки товаров, услуг и доходов, связанные с туристической деятельностью.

[2] CGE (вычислимая модель общего равновесия) - это сложный экономический инструмент, который используется для анализа того, как шоки или изменения в одной части экономики могут повлиять на другие части. В отличие от частичных равновесных моделей, которые фокусируются на отдельных рынках, CGE модели учитывают взаимосвязи между всеми секторами экономики. CGE модели (вычислимые модели общего равновесия) могут быть ценным инструментом для оценки экономического масштаба туризма, выходя за рамки простого подсчета прямых расходов. Они позволяют оценить как прямые, так и косвенные эффекты туристической деятельности на экономику в целом.


Источники:

1. Timothy, DalenJ.,Tosun, Cevat. Tourists′ perceptions of the Canada — USA border as a barrier to tourism at the International Peace Garden // Tourism Management. – 2003. – № 4. – p. 411—421.
2. Yao, Suying. A Preliminary Study on Border Tourism and Its Role // Journal of Beijing International Studies University. – 1998. – № 83. – p. 16-21.
3. Faulkner, B., & Tideswell, C. A framework for monitering community impacts of tourism // Journal of Sustainable Tourism. – 1997. – № 5. – p. 3–28.
4. Sun, Haoliang, Meng, Xiangjun, & Zhang, Xinmu. Institutional Basis for Tourism Cooperation in the Changchun-Jilin-Tumen Region: Cross-border Governance Theory and EU Tourism Integration Experience // Special Zone Economy. – 2011. – № 8. – p. 128-130.
5. Вэнь, Янь и Хэ, Сянмин. Построение модели оценки безопасности и экономической выгоды туристических достопримечательностей // China Safety Science Journal. – 2017. – № 10. – p. 144-148.
6. Иванов С.А. Программа сотрудничества восточных регионов России и северо-восточных регионов Китая: политическая значимость и экономическая эффективность // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2018. – № 82. – c. 54–65. – doi: 10.17238/issn1815-0683.2018.1.54.
7. Даниловских Т.Е., Кузьмичева И.А., Флик Е.Г., Кузьмичев Д.И. Этапы развития и формы приграничной торговли между Китаем и Россией // Территория новых возможностей. вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2016. – № 3. – c. 16–22.
8. Pestsov, S. Cross-border cooperation of Russia and China: Chaotic prosperity and ordered degradation // International Relations. – 2021. – № 1. – p. 20–40.
9. Kashin, Vasily and Yankova, Alexandra. Cross-Border Cooperation between Russia and China: Overcoming Deep Obstacles // Higher School of Economics Research Paper. – 2021. – № 1. – p. 1-26.
10. Tsend, B. The Mongolia-China-Russia: Opportunities and Challenges to Develop Cross-Border Cooperation // Journal of International Studies. – 2019. – № 1. – p. 5-39.
11. Petrunina, Z., & Shusharina, G. A. Border Cooperation between Russia and China under the Challenges of the Early 2020s // Cross-Border Studies. – 2022. – № 1. – p. 197-203. – doi: 10.31079/1992-2868-2022-19-1-197-203.
12. Snezhko V. L., Shishkin A. Spatio-temporal analysis of the ameliorative state of lands in the foothill, steppe and forest-steppe zones of the Altai Territory // Sustainable Development of mountain Territories. – 2022. – № 4. – p. 594-602.
13. Shi, N., & Wang, X. Analysis on the development and opening strategy of Heilongjiang border under the background of Belt and Road // Conference Proceedings. 2020. – p. 218-222.
14. Zalesskaya, O. V. Closure of the Russian-Chinese border in the Far East due to the COVID-19 pandemic: reformatting cross-border practices of Sino-Russian interaction // Cross-Border Studies. – 2022. – № 1. – p. 107-113. – doi: 10.17223/19988613/80/12.
15. Tikunova, I., & Sherbatova, M. Formation of a tourist brand on the example of the Big Altai // Journal of Regional Studies. – 2020. – № 3. – p. 349-358. – doi: 10.35595/2414-9179-2020-3-26-349-358.
16. Azarkova A.A., Varlamova D.V. Transboundary Regionalization as a Factor in the Development of the Country's Depressive Regions on the Example of the Russian Federation and China // Journal of Regional Studies. – 2023. – № 3. – p. 13-19.
17. Martyshenko, N. Cooperation Development Prospects of the Primorsky Krai and China in the Humanitarian Sphere // Atlantis Press. – 2020. – № 3. – p. 37-42.

Страница обновлена: 17.12.2024 в 00:03:17