Смысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов

Кожевина А.П.1, Зимина Е.В.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46160087
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена проблеме смысложизненных ориентаций сотрудников правоохранительных органов при различной направленности личности. Рассмотрены понятия «смысл», «смысложизненные ориентации», «направленность личности». В статье представлено исследование, целью которого было изучить смысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов. Для достижения поставленной цели использовались методики, предназначенные для выявления направленности личности, изучения смысложизненных ориентаций. Проведено эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов, а также выявлены особенности смысложизненных ориентаций в зависимости от направленности личности, такой, как направленность на себя, на взаимные действия, на задачу. Проведенный анализ результатов исследования показал: самую активную жизненную позицию занимают испытуемые сотрудники правоохранительных органов с направленностью личности на задачу; средний уровень жизненной активности проявляют испытуемые сотрудники правоохранительных органов с направленностью на взаимные действия; пассивная жизненная стратегия свойственна испытуемым с направленностью личности на себя.

Ключевые слова: смысл, смысложизненные ориентации, личность, направленность личности, система жизненных смыслов

JEL-классификация: M59, O15, J24



Введение

В психологии такое качество, как направленность личности, является одним из важнейших компонентов структуры личности. Именно это качество является системой, в которую вписана совокупность доминирующих интересов, склонностей, идеалов, потребностей, убеждений и мировоззрений. Все это определяет то, как будет вести себя человек в условиях изменчивой внешней среды. Направленность личности влияет и на черты темперамента, и на мотивацию деятельности, и на психические состояния, и на волевые, эмоциональные, познавательные, психические процессы.

В отечественной и зару­бежной психологии понятию направленности личности, его со­держанию и структуре посвящено множество на­учных исследований. Теорией направленности личности занимались известные отечественные психологи [1–7] (Bozhovich, 2014; Dodonov, 1978; Lomov, 2000; Rubinshteyn, 2012; Myasishchev, 1995; Leontev, 2014; Uznadze, 2011), однако несмотря на большое количество научных трудов, посвященных направленности личности, однозначного толкования данного понятия не существует, что можно объяснить разносторонно­стью подходов к пониманию сущности лич­ности в целом (как субъекта жизни, деятель­ности или отношений и т. д.).

Впервые понятие «направленность» в психологию было введено зарубежными психологами, которые рассматривали ее как склонность к какой-либо деятельности в целом.

Проблема направленности личности представляет широкий научный интерес и представлена во множестве подходов и различных концепциях трактовки личности. Вместе с тем, несмотря на различие трактовок структуры личности, направленность всегда выделяется исследователями в качестве ее системообразующей, ведущей характеристики. Именно в направленности выражаются ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, а также цели, мотивы, во имя которых действует личность.

Таким образом, направленностью личности считается устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, поступков, желаний и чувств человека, являющаяся следствием доминирования определенных ведущих мотивов.

Направленность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека. В различных формах направленности личности проявляются социальные воззрения индивида, его ведущие мотивы, моральные качества, уровень нравственного развития и различные виды потребностей. Таким образом, направленность личности на какие-либо ценности определяет ее ценностные ориентации, оказывая влияние на формирование потребностей индивида.

Выделяют три вида направленности: деловая (на задание), личная (на себя) и коллективистическая (на других). При этом необходимо отметить, что в чистом виде все три типа направленности личности не встречаются, поэтому говорить можно не о единственной, а о доминирующей направленности личности. Поскольку основная роль направленности личности приходится на создание и реализацию мотивов, предопределяющих деятельность человека в будущем, мотивы и потребности индивида становятся основой для формирования жизненных целей личности. Таким образом, направленность личности задает своеобразный вектор в формировании жизненной стратегии.

«Смысл есть, следовательно, не категория самой действительности, взятой абстрактно, отвлеченно от субъекта, но и не категория чисто субъективная. Это есть субъективно-объективная категория» [6, c. 511] (Leontev, 2014, р. 511).

Жизненные стратегии изначально формируются в сознании ин­дивида и отражают направленность его лично­сти [17, с. 70] (Drobot, Makarov, Ryazantseva, Filonenko, Krylova, 2019, р. 70). Направленность личности выступает как определенным образом выстроен­ная система ценностей, интересов, потребностей, мотивов и установок, которая объясняет последователь­ность его поведения.

В этом прослеживается взаимосвязь жизненных стратегий с направленностью личности. Мотивация побуждает индивида к деятельно­сти, но не дает направление ее развития, а отражается в жизненных стратегиях в виде конкретного направления жизнедеятельно­сти [19, с. 3] (Usov, Silantev, 2020, р. 3).

В основе всего этого процесса лежит стрем­ление индивида удовлетворить какие-то определен­ные потребности [21, с. 550] (Stepanenko, Arzumanov, 2019, р. 550).

Таким образом, в смыс­ловом ядре жизненных стратегий лежат определенные ценности индивида, которые отражают значение тех или иных значимых объектов и предметов [20] (Atanov, 2017).

Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей смысложизненных ориентаций при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов. Объектом исследования явились смысложизненные ориентации личности. Предмет исследования – смысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов. При проведении исследования мы выдвинули предположение о том, что существуют различия в смысложизненных ориентациях сотрудников правоохранительных органов с различной направленностью личности. [18, с. 210] (Lukovtseva, 2017, р. 210). В исследовании приняли участие 30 сотрудников МВД г. Иркутска в возрасте от 23 до 30 лет (женщин – 12 , мужчин – 18).

Исследование проводилось с помощью следующих методик: «Направленность личности» В. Смекайла, М. Кучеры [13] (Fetiskin, Kozlov, Manuylov, 2009); тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [13] (Fetiskin, Kozlov, Manuylov, 2009).

Для разделения испытуемых на группы была проведена диагностика направленности личности по методике В. Смекала и М. Кучера [13] (Fetiskin, Kozlov, Manuylov, 2009).

В результате проведения диагностики были получены следующие результаты. Направленность на себя доминирует у 14 испытуемых (24,1%). Направленность на взаимные действия доминирует у 17 испытуемых (29,3%). Направленность на задание доминирует у 27 испытуемых (46,6%) от всего количества респондентов. Таким образом, по результатам диагностики наибольший процент доминирующей направленности личности – деловая (на задание).

Далее с учетом разделения испытуемых по типу направленности личности, был проведен и внесен в таблицы для каждой из выделенных групп расчет средних значений по методике «Смысложизненные ориентации». Для наглядности средние данные по группе представлены на рисунке 1.

Как видно из результатов анализа, испытуемые группы по типу направленности личности на себя показали средние (в пределах нормы) показатели по субшкалам теста «Смысложизненные ориентации».

Рисунок 1. Средние значения по тесту «Смысложизненные ориентации»

по типу направленности на себя

Источник: составлено авторами.

Показатель по субшкале «Цели в жизни» отражает наличие у испытуемых целей в жизни. Среднее значение субшкалы «Процесс жизни» определяет достаточную эмоциональную насыщенность жизни и наполненность ее смыслом. Субшкала «Результативность жизни» характеризует самореализацию и оценку пройденного отрезка жизни как удовлетворительные.

На рисунке 2 представлены результаты анализа испытуемых по типу направленности личности на взаимные действия.

Рисунок 2. Средние значения по тесту «Смысложизненные ориентации»

по типу направленности на взаимные действия

Источник: составлено авторами.

Анализ средних значений группы по типу направленности личности на взаимные действия показывает, что данная группа испытуемых имеет высокие показатели осмысленности жизни по всем субшкалам (выше среднего).

Высокие баллы по субшкалам свидетельствуют о том, что испытуемые этой группы имеют жизненные цели, направленные в будущее [15, с. 52] (Dzhumabekov, 2016, р. 52). Жизнь воспринимают как интересный, наполненный смыслом процесс. Отрезок пройденного жизненного пути испытуемые этой группы оценивают как продуктивный. Себя представляют сильной личностью. Испытуемые этой группы убеждены, что они могут не только контролировать свою жизнь, но и воплощать в жизнь свои решения.

На рисунке 3 представлены средние значения группы по типу направленности личности на задачу.

Рисунок 3. Средние значения по тесту «Смысложизненные ориентации»

по типу направленности на задачу

Источник: составлено авторами.

Как видно по результатам анализа, испытуемые по типу направленности на задачу имеют высокие показатели по субшкалам, что говорит не только о достаточной эмоциональной насыщенности и наполненности смыслом жизни в настоящем, но и о наличии целей в будущем. Высокие показатели испытуемых по субшкале «Цели в жизни» говорят о способности ставить перед собой цели и добиваться результатов [16, с. 450] (Shklyar, 2019, р. 450). Высокие значения по субшкалам характеризуют способность испытуемых данной группы строить свою жизнь самостоятельно и контролировать ее и получать удовлетворение от жизни в целом [14, с. 33] (Vorontsova, 2019, р. 33).

Сравнительный анализ средних показателей по тесту «Смысложизненные ориентации» для различных типов направленности личности для наглядности представлен на рисунке 4.

Сравнительный анализ средних значений по тесту «Смысложизненные ориентации» позволяет сделать вывод, что самые высокие показатели осмысленности жизни по всем субшкалам (выше среднего) имеет тип направленности личности на взаимные действия и на задачу. Расхождения по субшкалам двух групп испытуемых по направленности личности на взаимные действия и на задания являются незначительными. Высокие показатели по субшкалам для двух групп испытуемых показывают, что данные типы имеют цель в жизни, любят жизнь и воспринимают ее с интересом, верят в свои силы, имеют свободу выбора, считают себя сильными личностью, которая может воплотить в жизнь свои решения, удовлетворены в целом жизнью, а пройденный отрезок времени считают продуктивным.

Рисунок 4. Сравнительный анализ средних показателей по тесту

«Смысложизненные ориентации» по типам направленности

Источник: составлено авторами.

Тип направленности на себя (рис. 4) имеет средние значения по субшкалам и общей осмысленности жизни в пределах нормы, но все же по сравнению с другими группами характеризуется более низкими показателями. Можно сделать вывод, что данный тип обладает меньшей целеустремленностью, чаще не удовлетворен своей самореализацией и жизнью в настоящем, меньше верит в свои силы, свободу выбора и возможность контролировать свою собственную жизнь.

Для подтверждения нашего предположения о том, что существуют различия в смысложизненных ориентациях сотрудников правоохранительных органов с различной направленностью личности, нами был применен Н-критерий Крускалла-Уоллиса. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значения Н-критерия Крускалла-Уоллиса для испытуемых с различной направленностью личности



Показатели
Средние значения
Н
р
1 группа
2 группа
3 группа
Смысложизненные ориентации
1
Процесс
28,71
32,31
31,63
128,8
0,011
2
«Локус-Я»
19,5
22,69
22,89
116,1
0,007
3
«Локус-жизнь»
33,79
37,06
37
12,02
0,001
Примечание: 1 группа – направленность на себя, 2 группа – направленность на взаимные действия, 3 группа – направленность на задачу.

Источник: составлено авторами.

Как видно из таблицы 1, достоверные различия выявлены в показателях процесса жизни (Н = 128,8, р=0,011). Так, показатели процесса жизни у респондентов с направленностью на взаимные действия выше, что указывает на отношение к жизни как к интересному, наполненному смыслом процессу.

«Локус контроля Я» выражен в большей степени у испытуемых группы с направленностью на задачу (Н = 116,1, р = 0,007), что характеризует их представление о себе как о сильной личности, которая обладает свободой выбора, чтобы выстроить свою жизнь в соответствии со своими целями и собственными представлениями о ее смысле. В группе с направленностью на себя и взаимные действия показатели варьируются в пределах средних значений.

Также выявлены статистически значимые различия в показателях «Локус контроля – Жизнь» (Н = 12,02, р = 0,001). Так, в группах испытуемых с направленностью на взаимные действия и на задачу показатели представлены на уровне выше среднего. Это говорит, что данные испытуемые убеждены в том, что они способны принимать решения и воплощать их в жизнь. У группы с направленностью на себя показатели варьируются в пределах средних значений, однако они ниже, чем показатели двух других групп.

Заключение

Анализ научной литературы по проблеме показал, что проблема направленности личности представляет широкий научный интерес и представлена во множестве подходов и различных концепциях трактовки личности. В нашем исследовании мы эмпирическим путем подтвердили, что существуют различия в смысложизненных ориентациях сотрудников правоохранительных органов при различной направленности личности.

В практической работе со смысложизненными ориентациями, жизненными сценариями человека психолог преследует две цели – исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни и сценария [22] (Vysochina, Sulyma, 2021). Для успешной реализации сценарного жизненного плана потребуется большое напряжение, риск и умение отказаться от недостатков прежнего жизненного сценария. Для реализации успешного жизненного сценария требуется целый набор положительных психологических качеств, как тех, которые есть у индивида, так и тех, которые у него отсутствуют. В этом случае их придется формировать в новых жизненных условиях.

Стоит отметить, что дальнейшей перспективой в разработке данной проблемы мы рассматриваем изучение смысложизненных ориентаций при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов с различным сроком службы, а также коррекцию жизненного сценария сотрудников правоохранительных органов, имеющих негативный сценарий жизни.


Источники:

1. Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 234 c.
2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - Москва: Политиздат, 1978. – 252 c.
3. Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности. / Психология личности в трудах отечественных психологов. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 60-66 c.
4. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. / Психология личности. - Москва: ИС РАН, 2012. – 45 c.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Москва: Изд-во Института практической психологии, 1995. – 356 c.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Психология личности. – 2014. – № 4. – c. 15-23.
7. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2011. – 234 c.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Монография. - М.: Смысл, 2005. – 431 c.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Т. 2, Собр. соч. В 6 т. - М., 1984.
10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2016.
11. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. – 528 c.
12. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Психотерапия, 2009. – 544 c.
14. Воронцова Е.Г. Взаимосвязь представлений о самоэффективности с мотивацией достижения успеха у юношей и девушек, обучающихся на психологическом и юридическом направлениях обучения в вузе // Baikal Research Journal. – 2019. – № 1. – c. 3. – doi: 10.17150/2411-6262.2019.10(1).3 .
15. Джумабеков К.У. Инновационные технологии обучения в формировании креативных личностей // Вопросы инновационной экономики. – 2016. – № 1. – c. 49-72. – doi: 10.18334/vinec.6.1.35352.
16. Шкляр Т.Л. Мотивация: ракурс из психоанализа // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 335-344. – doi: 10.18334/lim.6.3.41020.
17. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю., Крылова А.Д. Человеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 61-72. – doi: 10.18334/eo.9.3.40845.
18. Луковцева Е.Н. Формирование эффективной системы мотивации для государственных гражданских служащих // Лидерство и менеджмент. – 2017. – № 4. – c. 207-219. – doi: 10.18334/lim.4.4.38333.
19. Усов А.П., Силантьев А.В. Теоретический анализ понятий «мотивация» и «стимулирование» с позиции их взаимодействия // Baikal Research Journal. – 2020. – № 3. – c. 3. – doi: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).3 .
20. Атанов А.А. Детерминанты смысла концепта «современная экономика» // Известия Байкальского государственного университета. – 2017. – № 3. – c. 341-349. – doi: 10.17150/2500-2759.2017.27(3).341-349 .
21. Степаненко Д.А., Арзуманов И.А. Эстетико-этический элемент образовательной среды как фактор формирования внутренней мотивации студентов юридического вуза: к постановке вопроса // Известия Байкальского государственного университета. – 2019. – № 4. – c. 545-551. – doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(4).545-551 .
22. Высочина М.В., Сулыма А.И. Оценка качества ресурсов в управленческом процессе // Известия Байкальского государственного университета. – 2021. – № 1. – c. 25-33. – doi: 10.17150/2500-2759.2021.31(1).25-33 .

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:20