Традиции благотворительности и меценатства в дореволюционной России сквозь призму современности

Перец И.Е.1
1 ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Перец И.Е. Традиции благотворительности и меценатства в дореволюционной России сквозь призму современности // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – Том 4. – № 3. – С. 149-170. – doi: 10.18334/social.4.3.117591.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65666115

Аннотация:
Цель исследования – выявить возможности популяризации идеи благотворительности и объяснить её необходимость не только в рамках государственных программ, но и для каждого отдельного человека, ведь она должна быть долгом и осознанной необходимостью, приобретаемой путём воспитания нравственности. В статье представлен обзор исторических и научных источников, позволивший раскрыть тему на примере «золотого» века меценатства в Российской империи. На примере предпринимателей и предпринимательских династий регионов России проведён анализ причин и характера благотворительной деятельности. Предложены меры по развитию современной благотворительности и сохранению памяти о вкладе предпринимателей. Материалы статьи предназначены для специалистов в некоммерческой сфере, а также всех тех, кто интересуется социальными проблемами.

Ключевые слова: культура, благотворительность, меценатство, дореволюционная Россия

JEL-классификация: D64, M14, Z10



Введение

Во все времена существования человечества благотворительность и меценатство являлись не просто данью моде, популярным общественным веянием или возможностью уйти от налогов, с этими компонентами социальной ответственности общества было неразрывно связано построение цивилизации. По словам ООН, благотворительность, которая помогает искоренению нищеты во всех странах мира, и выражение солидарности с обездоленными способствуют установлению диалога между людьми разных культур, религий и цивилизаций. Следует сказать, что человечество смогло добиться высочайшего уровня своего всестороннего развития именно благодаря присущему чувству эмпатии, объединению, сопереживанию и помощи не только находящимся в пределах своего «племени», но и совершенно незнакомым людям, всем остальным на Земле. Именно такая поддержка является базовым признаком развитого, цивилизованного общества, залогом решения глобальных проблем современности в дополнении к деятельности государства и основой благополучного общего будущего. Известный философ Аврелий Августин сказал: «Каждое существо, до тех пор пока оно существует, должно обладать качеством доброты». Сегодня же обострена проблема потери доверия населения, связанная с внедрением в эту благородную и со всех точек зрения высоконравственную отрасль мошенников. Так как за последнее время в обществе произошёл значительный перекос в сторону популяризации идеи повышения благосостояния лишь себя и своей семьи, особую актуальность приобретает возрождение культуры и традиций благотворительности дореволюционной России.

В рамках исследования были изучены основы правового регулирования благотворительной и меценатской деятельности, научные, энциклопедические статьи и книги, была проведена работа с сайтами благотворительных фондов, всемирным рейтингом стран по индексу частной благотворительности с изучением положения в нём России, а также полное собрание сочинений М.В. Ломоносова.

Методологической основой исследования явились принципы историзма, объективности, ситуационизма, комплексности и системности. Были использованы такие методы исследования как классификация, аналогия и имплементация опыта предпринимателей дореволюционной России в современность.

1. Становление благотворительности и меценатства в России

Термин «меценат» берёт своё происхождение от имени Гая Цильния, мецената и приближённого императора Августа в Древнем Риме, который покровительствовал поэтам, художникам, артистам и музыкантам того времени, среди которых были великие Вергилий и Гораций [8]. Главным проводником этого слова в русскую культуру явился М. В. Ломоносов, который присвоил имя римского покровителя искусств российским государственным деятелям, что с тех пор сделало имя Меценат нарицательным. В двенадцатистрочной миниатюре «Надпись на маскарад 24 числа октября 1754 года в доме Его Превосходительства действительного камергера и кавалера Ивана Ивановича Шувалова» Ломоносов восхитился празденством: «Я вижу скучащи различны красоты, которых, Меценат, подвигл к веселью Ты». [9] Однако благотворительность – это понятие более широкое и согласно федеральному закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» включает в себя бескорыстную передачу гражданами или юридическими лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставлению услуг или оказанию иной поддержки. [1] Таким образом, благотворительность — это важный инструмент для достижения обществом социальных и общечеловеческих потребностей. Помимо указанного закона, нормативно-правовую базу составляют также федеральный закон «О меценатской деятельности», Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегия государственной культурной политики России до 2030 года, а также внесённые в 2018 году в Налоговый кодекс изменения о налоговых льготах для меценатов, касающиеся предоставления права увеличить размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц с 25% до 30% суммы дохода граждан регионов [2, 3, 4, 5].

В последние годы в связи с пандемией Covid-19, теме благотворительности стало отводить большее внимание не только население, но и страны, во многом объединившие свои усилия и вставшие на путь солидарности и сотрудничества ради скорейшего преодоления вируса. Однако, это стало лишь одним из редких проявлений, так как ситуация последних десятилетий позволяет судить о слабом участии общественности в повышении уровня благосостояния общества, снижении нравственности и культурного развития. Во время своего интервью израильский историк и автор книги «Sapiens: Краткая история человечества» Юваль Ной Харари, размышляя о возможных последствиях пандемийного кризиса, сказал: «То же самое касается и экономического кризиса. Если каждая страна будет защищать только свои интересы, весь мир погрузится в глубокую рецессию; … Будем надеяться, что эта пандемия заставит человечество осознать всю опасность мировой разобщенности. Если кризис Covid-19 приведет к усилению международного сотрудничества, это станет победой не только над коронавирусом, но и над всеми другими угрозами, нависающими над человечеством, от изменения климата до ядерной войны» [12].

Проведённый анализ публикационной активности на основании наукометрической базы РИНЦ показал критическое состояние количества исследований в этой области, слабую степень изученности. За последнее десятилетие количество публикаций, связанных с благотворительностью, меценатством, патронажем в области культуры и общим участием общественности в культурной жизни, выросло всего в половину – с 12 до 17 в течение десятилетия (рис. 1), это показывает максимально слабое обсуждение темы в стране.

Рисунок 1. Публикационная активность авторов в РИНЦ*

*Составлено автором на основе данных Научной электронной библиотеки. URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 23.12.2022)

По данным английской компании Charities Aid Foundation, по итогам прошедшего десятилетия Россия заняла 67 место из 114 (по сравнению с 117 местом из 126 в исследовании 2019 года) во Всемирном индексе благотворительности (World Giving Index), уступая таким странам как Узбекистан (29 место), Индия (14 место) и Нигерия (3 место). По сравнению с прошлыми годами Россия значительно улучшила свои позиции, поднявшись на 47 позиций в рейтинге, но пока всё ещё не попала в первую половину стран [14].

Рисунок 2. Россия во Всемирном индексе благотворительности*

*Составлено автором на основе рейтинга стран мира по индексу частной благотворительности. URL: https://nonews.co/wp-content/uploads/2021/09/WGI2021.pdf (Дата обращения: 02.01.2023).

Таким образом, несмотря на большой исторический опыт проведения благотворительности в России, по-прежнему остаётся проблема формирования интереса широкой общественности к данной теме и в этой связи формирование конкретных предложений по использованию опыта великих российских меценатов видится особенно актуальным и значимым.

С появлением монастырей и строительства при них в Москве первых богаделен и больниц обычно связывают начало благотворительности в России. Великий князь Ярослав также внёс свой вклад в зарождение меценатства и благотворительности, дав распространение бесплатной помощи при монастырях. Во времена нахождения у власти Фёдора Алексеевича известные также как Смутные времена, был издан указ об основании домов призрения для сирот и беспризорников, где они могли выучиться грамоте, наукам и овладеть нужным ремеслом. Пётр Великий безусловно тоже не мог оказаться в стороне, учитывая широкую область его деятельности в период правления. Он сделал многое для процветания России: занимался устройством больниц, разного рода приютов. Екатерина II продолжила традиции своих предшественников: при её правлении открылись «работные дома», куда отправляли бродяг и нищих, предоставляя им пищу и кров в обмен на их труд. Созданное в России в 1764 году благотворительное общество «Институт благородных девиц» (будущий Смольный институт), стало первым в России учебным заведением, положившим начало женскому образованию в стране. Как написано в указе Екатерины II, оно было основано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества» [15]. Девушек, состоящих в нём, учили в основном трём вещам: французскому языку, играть на фортепиано и светским манерам. Уже при императоре Александре III в конце XIX века помещица Анна Адлер на свои средства обустроила типографию для слепых, где через пять лет, впервые на русском, была издана книга для незрячих. В это же время принц Пётр Ольденбургский, зять Николая II, открыл первый детский ночной приют и за 42 года сделал пожертвования на сумму свыше миллиона рублей, что в ту эпоху составляло неслыханную сумму. Ему даже был установлен памятник «Просвещенному благотворителю». В конце века набрали популярность вклады меценатов в развитие культуры и искусства. Морозовы, Строгановы, Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин и Демидовы: их фамилии заслуживают большого внимания, ведь навсегда вошли в историю. Благодаря им русская культура расцвела на рубеже XIX и XX веков.

2. Не только Третьяковы: 6 великих русских меценатов

Павел Михайлович Третьяков, обладая не самым большим состоянием, основал училище для глухонемых детей и знаменитую Третьяковскую галерею, названную в его честь. За свою жизнь он пожертвовал на развитие искусства России более трёх миллионов рублей, что в настоящее время соразмерно астрономической сумме. Кроме этого Третьяков и его брат бескорыстно помогали семьям художников. По данным музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, Павел Михайлович также стал первым в ряду почётных граждан-благотворителей города Москвы, однако, по воспоминаниям современников, сам же он никогда не считал себя меценатом: «Я не меценат и меценатство мне совершенно чуждо». [13] Завершить рассказ о столь прекрасном меценате нашей страны хочется его же последними словами перед смертью 4 декабря 1898 года: «Берегите галерею».

Другим, не менее важным меценатом, внёсшим свой вклад в развитие России, был Савва Васильевич Морозов и его потомки, российские предприниматели, владельцы текстильных предприятий. Савва Морозов вошёл в состав товарищества для учреждения в Москве общедоступного театра, был почётным членом общества благотворительной помощи нуждающимся студентам Московского университета, положил начало торгово-промышленному делу Морозовых. Он был из семьи крепостных и, накопив денег и обратив на себя внимание барина своим трудолюбием, выкупил себя и семью от крепостного рабства, в последствии став богатым человеком и не переставая заботиться о простом народе, из которого он сам и вышел. Морозов оказал колоссальную помощь Московскому художественному театру, полностью финансируя его. На своих предприятиях он также провёл множество прогрессивных реформ в сфере труда, ввёл оплату беременным женщинам, использовал самые передовые по тем временам технологии.

В стороне от повествования не может оказаться и знаменитая династия благотворителей Строгановых, на протяжении пяти веков не сходившая с политической и экономической арены России. Их род происходил из Великого Новгорода. Они были уважаемыми и образованными людьми, имели большие домашние библиотеки, занимались музыкой, изучали искусство и литературу. Являясь не только меценатами, но и русскими купцами, промышленниками, землевладельцами и государственными деятелями, члены семьи Строгановых находились во главе Санкт-Петербургского Совета Императорского Человеколюбивого общества, помогали бедным. На их полном попечении находились 78 бедных семей. Основатель рода Строгановых Аника Фёдорович положил начало освоению русскими людьми новых территорий на Урале. Потомок основателя рода Сергей Строганов учредил художественную школу для всех талантливых детей вне зависимости от их происхождения и сословия, которая продолжает своё существование и сегодня как МГХПУ им. С.Г. Строганова. Он также был попечителем и управлял МГУ, находил и поощрял талантливых преподавателей, которые благодаря ему прославили российскую науку, возвёл множество дворцов и многих других архитектурных сооружений. Даже в собственном имении Строгановы построили землевладельческую школу для 50 крестьянских сирот. Безусловно, эта династия заслуживает гордости ею за все те свершения, которые она сделала ради нашей страны. В Москве 30 сентября 2010 года был воздвигнут поклонный крест и установлена мемориальная плита с надписанными на ней именами самых известных представителей дворянского рода, упокоенных под сводами храма Святителя Николая в Котельниках. Очень символично, что даже на гербе рода барона Строганова размещена надпись-девиз, символизирующая всё его наследие: «Отечеству принесу богатство, себе оставлю имя».

Предприниматель и меценат, также известный своей благотворительной деятельностью – это Савва Иванович Мамонтов. Участвуя в постройке железных дорог России, он никогда не забывал о добрых делах: основал первую «Русскую частную оперу», владел усадьбой Абрамцево, которая была крупнейшим художественным центром Москвы на рубеже XIX–XX веков. Прославившись изначально как известный предприниматель, он был инициатором создания пятизвёздочной гостиницы «Метрополь» в центре Москвы, которая и сегодня, отреставрированная, радует глаз своих посетителей, мировых звёзд и многих глав государств. В память о династии Мамонтовых существуют микрорайон Мамонтовка в городе Пушкино, памятники на привокзальных площадях Сергиева Посада и Ярославля, а также Мамонтовская платформа недалеко от Москвы.

Семья же Бахрушиных была известна не только большим прогрессивным производством и умением вести дела, но и благотворительностью. Русский купец Алексей Александрович Бахрушин основал первый театральный музей в России, носящий его имя. Братья Бахрушины возвели больницу, родильный дом, дом призрения для неизлечимо больных, дом с бесплатными квартирами для вдов и учащихся девушек и колонию для беспризорников. Торжественное открытие музея имени Бахрушина состоялось 29 октября 1894 года. Помимо музейной деятельности Алексей Александрович активно принимал участие в общественной жизни Москвы: будучи гласным Московской Городской Думы, он отдал приказ построить десять народных театров на окраинах города. Первым таким театром стал Введенский народный дом, построенный в 1902 году на Площади Журавлева. Бахрушин управлял театральным бюро Всероссийского театрального общества, был постоянным членом ряда научных обществ, заседал в комиссиях и комитетах по сооружению памятников, организации музеев и выставок. Он попросил Московскую Городскую Думу передать музей в собственность города, сделав его открытым и бесплатным для всех, но после революции 1917 года ему не раз приходилось обороняться от нападок со стороны государства и обвинений в «ненужности рабочим и крестьянам» этого музея. Сейчас музей насчитывает более 1,5 миллиона экспонатов и 10 филиалов, радуя всех посетителей своими драгоценными экспонатами и историей.

Последней из знаменитой плеяды меценатов дореволюционного времени стала династия Демидовых. Являясь богатейшими российскими промышленниками и предпринимателями, её представители основали много уральских городов, чем внесли неоценимый вклад в освоение и развитие уральской земли. Меценат и предприниматель Никита Демидов при построении Петербурга даже оказывал помощь финансовую и железом Петру I, лично вникал во все детали заводского хозяйства, проявляя любовь к отечеству, поставлял продукцию в казну по более низкой цене, основал в городе Невьянск цифирную школу (сегодня - Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Черепановых). Его внуком Прокофием Акинфиевичем Демидовым был построен и заложен особняк на высоком берегу Москвы-реки напротив Калужской дороги, знаменитый «Нескучный» ботанический сад. В последствии потомки Демидова подарили этот сад Москве, по сей день радующий москвичей. В 1755 году при основании МГУ Прокофий Акинфиевич с братьями преподнёс в дар университету 21 тысячу рублей, собственную коллекцию минералов, собираемую многие годы, и основал фонд на выплаты бедным студентам, названный «Демидовским пансионом». Демидов также пожертвовал на учреждённый ранее при Екатерине II вместе с крупным деятелем просвещения Бецким московский Воспитательный дом огромную сумму серебром: более миллиона рублей, на которые было построено первое в России коммерческое училище для детей купечества. Другой член рода Демидовых, меценат, филантроп и промышленник Павел Николаевич пожертвовал пол миллиона рублей овдовевшим жёнам и осиротевшим детям офицеров и солдат, павшим в боях Забалканской компании, а также помог Московскому обществу сельского хозяйства, пожертвовав ему сто тысяч рублей, основал Демидовскую премию и международный Демидовский фонд, вызванный не только широкой благотворительной деятельностью на благо России, но и укреплением отношений с Европой.

Важнейшим отличием отечественных меценатов являлось то, что отечественные меценаты поддерживали деятелей культуры и искусства не только из любви к этой сфере, но и с заботой о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Их главный девиз «не только помоги, но и научи» давал возможность людям повысить уровень своего образования, тем самым улучшая своё положение и материальное состояние. Также государство создавало мастерские для бедных горожан, а также в конце XIX — начале XX веков «Дом трудолюбия для образованных женщин». Все эти добровольные инициативы, исходящие как от предпринимателей, так и государства, непременно формируют активную гражданскую позицию и повышают их демократическую культуру.

3. Развитие традиций благотворительности и меценатства сквозь призму современности

Многие современные предприниматели активно занимаются благотворительностью и меценатством, учреждая фонды, однако явление сейчас находится в периоде застоя из-за революции, после которой частная благотворительность полностью исчезла, этикет благотворительности и меценатства полноценно так и не сформировался, забылись старые традиции, а перенять западную модель помешали культурные различия [7]. Поэтому сегодня особо актуальным является вопрос возрождения опыта благотворительности известных дореволюционных предпринимателей.

По итогам совместного исследования инновационного центра «Сколково» с банком UBS, эксперты пришли к выводу, что более 90% крупных бизнесменов за 2019 год принимали участие в тех или иных благотворительных проектах, а у 45% пожертвования заранее запланированы [16]. Например, миллиардер Роман Абрамович потратил на благотворительность больше, чем любой из пятнадцати богатейших россиян, проявил свою любовь к искусству в основании культурного центра «Гараж», инвестировал в строительство школ, больниц и инфраструктуры на Чукотке свыше 180 миллиардов рублей. В 2007 году другой предприниматель, Михаил Троценко, создал центр современного искусства «Винзавод». Предприниматель моего вуза, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Олег Дерипаска активно курирует Школу-студию МХАТ и возглавляет благотворительный фонд «Вольное дело», помогающий детям с ограниченными возможностями, системе образования МГУ (например, маммологическому центру, где на постоянной основе проходят исследование студентки и сотрудницы Университета), Федерации шахмат России и Фанагорийской археологической экспедиции. Широкую известность имеет также благотворительный фонд российского бизнесмена Владимира Потанина, реализующий социально-значимые проекты в области культуры и искусства, а также выделяющий на конкурсной основе гранты для развития научных изысканий, образовательных организаций, стимулирования обучающихся всех уровней [11]. Не менее важным для общества является фонд актрис Чулпан Хаматовой и Дины Корзун «Подари жизнь», ведущий работу по множеству направлений и созданный на их гонорары от ежегодных московских благотворительных концертов с участием многочисленных звёзд российской эстрады [10]. Актрисы уверены: «Помочь больным детям может каждый! Для этого вам совсем необязательно иметь много денег».

Сегодня российские предприниматели и любые неравнодушные люди предпринимают активные благотворительные действия на благо своей страны, однако упомянутое исследование центра «Сколково» выяснило, что вклад российских миллиардеров в благотворительность в среднем не превышает 1% от их личного состояния. Я считаю, что такая тенденция, безусловно, является проблемой, и особенно требует решения в современных условиях проведения специальной военной операции. Тренд возрождения дореволюционных традиций уже является хорошим начинанием, улучшить его в положительную сторону помогут следующие меры:

I. По развитию благотворительной деятельности в современных условиях:

· Издать сборник жизнеописания всех знаменитых благотворителей и меценатов дореволюционной России и подарить по одной книге каждому из сегодняшних богатых людей на день России. За границей существует клуб миллионеров, которые анонимно жертвуют большую часть своих богатств на добрые дела, историю которого также можно было бы внести в упомянутый сборник.

· Создать меры поддержки отечественного бизнеса, направляющего средства на поддержку Вооружённых Сил России и республик Донбасса, например, утвердить законопроект, предполагающий право учесть в статье «затраты» все расходы на гуманитарную помощь, а также отменить ограничение размера расходов на благотворительную помощь (не более 1% выручки от реализации) в пользу территорий ЛНР, ДНР, Запорожья и Херсонской области.

· Оказать общественное признание бизнесменам, политикам и культурным деятелям, осуществляющим материальную поддержку в восстановлении социально значимых объектов и реставрации исторических памятников освобождённых территорий.

· Сформировать культуру благотворительности в медиапространстве с помощью присвоения индекса благотворительности и оценки выполнения целей устойчивого развития ООН коммерческими организациями на основе публикуемых ими нефинансовых отчётов, и освещения социально значимой информации о оказываемой компаниями помощи на транспорте, телевидении и в сети Интернет.

· Создать правовые условия для вовлечения продовольственных компаний в экологическое движение фудшеринг, целью которого является спасение от утилизации продовольствия, которое не было вовремя реализовано, но всё ещё пригодно для употребления. Реальность такова, что бизнесу выгоднее уничтожить еду, на которую было затрачено множество ресурсов, начиная от человеческого труда, заканчивая затратами электроэнергии, чем нести дополнительные расходы за организацию работы пунктов выдачи еды. Разрешение описанной ситуации заключается в предложении внести изменения в 170 и 171 статьи Налогового кодекса для стимулирования бизнеса в передаче еды на благотворительность с помощью компенсации НДС. Эта мера главным образом позволит решить проблему обострения ситуации с ценами на базовые продукты питания в стране, а также сразу несколько других насущных проблем государственного масштаба: снизит социальную напряжённость, помогая миллионам россиян, находящимся за чертой бедности; значительно уменьшит вред экологии (почти все самые громкие скандалы о полигонах связаны с выброшенной едой, разложение которой представляет серьёзную опасность для природы, ведь связано с выбросами фильтрата и газа); решит вопросы бережного отношения к ресурсам; а также укрепит традиции благотворительности среди бизнесменов.

II. По сохранению памяти о вкладе меценатов и благотворителей:

· Было бы замечательно переименовать улицы российских городов и станции метро в честь достойных дореволюционных предпринимателей, а голосование среди граждан провести на платформе «Активный гражданин».

· Предложить муниципалитетам увековечивать память о добрых делах жителей каждого района путём создания досок почёта единого стиля на фасаде зданий, либо других объектов, которым была оказана безвозмездная помощь.

· Создать в российских школах уроки доброты, на которых классный руководитель, либо учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры мог бы проводить беседы и слушать сообщения учащихся о русских благотворителях, а после рассказывать о поступках волонтёров района, в котором находится школа, тем самым показывая ответственность каждого поколения перед будущим, и пробуждая уже с детского возраста желание делать добрые поступки, принимать участие в благотворительных акциях, проявлять милосердие, сводя на нет негатив, окружающий подростков и социальную проблему подростковой агрессии.

Эффективность предложенных мер объясняется главным образом вовлечением общества в решение проблем, не оставляя ему роль пассивного участника, что в большинстве случаев происходит в журналистских текстах СМИ, посвящённых практике функционирования конкретных благотворительных фондов, но не имеющих серьёзной и глубокой аналитики их деятельности. Описанные предложения помогут преодолеть главную проблему недоверия, вызванную в цифровой реальности, с помощью повышения осведомлённости об отличиях настоящих фондов от мошеннических, к примеру, с помощью проверки организаций в базе Министерства юстиции РФ, и умения отличать в интернете тех, кто лишь пользуется человеческим сочувствием от действительно нуждающихся в помощи.

Заключение

В завершение следует сказать, что на современном этапе и за всю историю благотворительной и меценатской деятельности, бесспорно, признается её позитивное воздействие на общество, во многом благотворительность выступает способом решения социальных проблем, фактором личностного развития и самореализации благотворителя. Более того, такие качества высокой нравственности и благонравия как милосердие и сострадание должны составлять фундамент нашего развитого общества. Вопрос важности помощи окружающим и духа сплочённости является гораздо более глубоким, чем кажется, ведь ещё у истоков цивилизации даже более умные неандертальцы не смогли противостоять нашим предкам кроманьонцам как раз из-за сплочённости последних. Известный нидерландский приматолог и этолог Франс де Вааль пишет в своей книге: «С помощью морали и альтруизма мы смогли продвинуться от обезьяноподобных предков до современного цивилизованного человека» [6]. Однако, так как после революции традиции наших заслуженных меценатов во многом были забыты, а сегодняшний менталитет стал во многом отличаться от менталитета богатых людей той эпохи, тема и результаты исследования могут быть полезны как в области культурного просвещения и нравственного воспитания населения и современных предпринимателей, так и как источник мер по сохранению памяти дореволюционных предпринимателей и возрождению их деятельности в современных условиях.

Важно отметить, что меценатами не рождаются, а становятся, и современные меценаты и благотворители тратят свои силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками, продолжают традиции, приумножают добро, думают о будущем России. Главной движущей силой выдающихся предпринимателей выступали высокая нравственность, милосердие и мораль, их желание принести пользу своей стране. Особенно важно, что человек должен ощущать себя отдельным представителем своего вида и осознавать значимость своей помощи и благотворительности не только для своей семьи и граждан своего региона, страны, но и для всего мира вне зависимости от цвета кожи, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения и имущественного положения, ведь это первостепенно и для сохранения мира на Земле.

Третьяков, Морозов, Мамонтов, Бахрушин, династия Строгановых и Демидовых, все эти великие люди сделали многое для развития не только своего региона, не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и самых разных уголков нашей Родины, оставив огромное наследие всем будущим поколениям. Поэтому современные предприниматели и богатые люди должны брать пример именно с них и прислушаться к высказыванию Третьякова: «Я желал бы оставить национальную галерею. Для меня истинно и пламенно, любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие».


Источники:

1. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
2. Федеральный закон от 4.11.2014 № 327-ФЗ «О меценатской деятельности»
3. Федеральный закон от 27.11.2018 № 426-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 286–1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
4. Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 № 2705-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года»
5. Стратегия государственной культурной политики до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р)
6. Вааль де Ф. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. – 376 c.
7. Веприцкая Л.В. Благотворительность как нравственная категория // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 4(9). – c. 166-168.
8. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - Спб.: Норинт, 1998. – 1534 c.
9. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. / В 10 томах. Том 8 Труды по филологии, 1750-1759. - Москва; Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1959. – 1288 c.
10. Благотворительный фонд актрис Дины Корзун и Чулпан Хаматовой. [Электронный ресурс]. URL: https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp (дата обращения: 07.01.2023).
11. Благотворительный фонд Владимира Потанина. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fondpotanin.ru/ (дата обращения: 07.01.2023).
12. Интервью Юваль Ной Харари: «Каждый кризис несет в себе новые возможности». Ru.unesco.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org/courier/2020-3/yuval-noy-harari-kazhdyy-krizis-neset-v-sebe-novye-vozmozhnosti (дата обращения: 03.01.2023).
13. Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. [Электронный ресурс]. URL: https://muzeydela.ru/ (дата обращения: 11.02.2023).
14. Рейтинг стран мира по индексу частной благотворительности. Nonews.co. [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/wp-content/uploads/2021/09/WGI2021.pdf (дата обращения: 02.01.2023).
15. Смольный институт в эпоху Екатерины II. Отрывок из исторического очерка З.Е. Мордвиновой. Web.archive.org. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20151101235415/http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14836 (дата обращения: 06.02.2023).
16. Ежегодный рейтинг богатейших людей мира. Журнал Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/milliardery-photogallery/200-bogateyshih-rossiyan-2019375027-20-luchshih-blagotvoritelnyh-fondov (дата обращения: 11.02.2023).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:50:39