Проблемы малых городов России и роль социального предпринимательства в обеспечении их решения

Миронова О.А.1, Боев В.Ю.1, Богданова Р.М.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Миронова О.А., Боев В.Ю., Богданова Р.М. Проблемы малых городов России и роль социального предпринимательства в обеспечении их решения // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 2. – С. 91-104. – doi: 10.18334/social.1.2.110990.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46353850
Цитирований: 3 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Целью статьи является выявление актуальных проблем развития малых городов России и обоснование эффективности развития в них социального предпринимательства как фактора обеспечения социально-экономической стабильности и преодоления зависимости от узкоспециализированных производств. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в России насчитывается более 3 тысяч малых городов, преимущественно это моногорода или административные центры сельских территорий. Подавляющее большинство малых городов испытывает экономические проблемы, вызванные деградацией градообразующих производств, следствием чего выступают рост безработицы, бедности, упадок экономики и социальной сферы. Авторы рассматривают социальное предпринимательство как форму деятельности, находящуюся на пересечении бизнеса и благотворительности в качестве триггера для развития экономики моногородов и иных малых муниципальных образований. В статье рассмотрены основные виды социального предпринимательства, актуальные для малых городов, и механизмы их поддержки.

Ключевые слова: малые города, социальное предпринимательство, социальные предприятия

JEL-классификация: R11



Введение

Понятие «малый город» до сих пор является дискуссионным и обладает значительной степенью условности. В Градостроительном кодексе РФ в качестве критерия классификации городов установлен показатель численности населения. В соответствии с данным критерием средним следует считать городское поселение с численностью жителей от 50 до 100 тыс. человек, соответственно, к малым городам будет относиться муниципальное образование, в котором проживают менее 50 тыс. человек. В большинстве случаев это города одной отрасли, характеризующиеся моноукладным производством, либо административные центры сельских территорий.

Несмотря на большое количество малых городов, их размещение по территории Российской Федерации крайне неравномерно. Наибольшее количество их расположено в европейской части России, а также в Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях, в то время как в ряде регионов Сибири и на Алтае малые города отсутствуют вообще.

Разновидностью малых городов выступают, в частности, города-спутники, возникающие рядом и непосредственно прилегающие к крупным городам, которые определяют их производственную направленность. В силу этого в таких городах, как правило, отсутствует или носит незначительный характер проблема занятости населения. По мере разрастания города-спутники могут сливаться с прилегающими крупными городами и превращаться в их районы, теряя свой самостоятельный статус.

Особое место занимают образованные в большинстве своем в советский период малые города оборонного значения, имеющие федеральное подчинение, не являющиеся районными центрами, носящие в настоящее время статус наукоградов. Такие города обладают солидной научно-технической базой и передовым кадровым потенциалом и имеют благоприятные перспективы для развития всех учреждений системы образования, включая вузы [1, с. 27].

В сельской местности многие малые города, напротив, выросли из крупных сел и станиц, что характерно, в частности, для Краснодарского края, Ростовской области, Северного Кавказа. Такие малые города специализируются преимущественно на производстве продукции агропромышленного комплекса.

Наиболее многочисленной категорией в структуре малых городов РФ являются районные центры, а также поселки городского типа с количеством проживающих от 10 до 12 тыс. человек, не обладающие всеми необходимыми атрибутами городской среды. Как правило, ядром их социально-экономического развития выступает некое монопрофильное производство.

В условиях либерализации экономических отношений эпохи 90-х гг. ХХ века в России большинство моногородов столкнулись как с общими для всех муниципальных образований проблемами, обусловленными новыми федеративными отношениями [2] (Albekov, Romanova, Andreeva, Sukhoveeva, 2018), так и с проблемами деградации градообразующих производств, ростом безработицы, резким падением уровня жизни населения, что обусловило рост трудовой миграции из этих городов, снижением рождаемости и ростом смертности, упадком объектов социальной сферы, в том числе организаций, работающих в области образования и культуры. Сегодня бюджеты более 90% таких городов убыточны, а величина дотаций, получаемых ими из региональных бюджетов, превышает 50%.

Необходимость обеспечения достойного социально-экономического развития малых городов до сих пор сохраняет в России актуальный характер. На повестке дня для большинства малых городов по-прежнему стоят проблемы привлечения необходимых объемов инвестиций, разработка эффективных стратегий устойчивого развития, повышения уровня и качества жизни населения этих муниципальных образований.

На текущий момент в РФ насчитывается около 3000 малых городов, их совокупное население превышает 40 млн человек [3] (Sinitskaya, 2004). Огромный потенциал, которым обладают малые и средние города, не только природно-ресурсный (в большинстве случаев такие города являются центрами сельских территорий или связаны с добычей сырья, как, например, малые шахтерские города), но и человеческий, практически не использован или используется с недостаточной степенью эффективности.

Альтернативные направления развития малых городов России предполагают их позиционирование как центров самобытной культуры, уникальных традиций и народных промыслов, туризма, необходимо повышение значимости наукоградов как деловых и научно-образовательных центров. Поэтому принципиально важное значение сегодня должна иметь разработка программ развития сферы образования в малых и средних городах, формирования в них образовательного комплекса как одного из системообразующих для данного города, в том числе создания внутри малых городов университетских городков.

Одним из эффективных триггеров роста экономики моногородов может стать социальное предпринимательство как форма деятельности, находящаяся на пересечении бизнеса и благотворительности.

Основная часть

Понятие социального предпринимательства появилось в научном обиходе сравнительно недавно. Зачастую происходит смешение данного понятия и корпоративной социальной ответственности. Следует отметить, что и в мировой практике социальное предпринимательство еще не стало мейнстримом: в настоящее время в нем занято лишь 3% населения земного шара, однако зарубежный опыт уже продемонстрировал его эффективность при решении различного рода социальных проблем [4, с. 94] (Boev, Mironova, Bogdanova, 2020, р. 94).

Правовой статус социального предпринимательства в России был определен 26 июля 2019 года Федеральным законом № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». В соответствии с данным законом малые и средние предприятия могут претендовать на статус социального предприятия в случае, «если их бизнес направлен на достижение общественно полезных целей и способствует решению социальных проблем» [5]. Государство обязано предоставлять таким предприятиям имущественную (в частности, субсидии), информационную и иную поддержку.

В целом социальное предпринимательство может быть представлено как использование возможностей бизнеса для решения социальных, культурных, экологических проблем, а также адаптации социально незащищенных слоев населения. В качестве приоритета при разработке бизнес-проекта социального предпринимательства выступает не получение дохода, а создание эффективно работающей модели, применение которой позволяет решить насущную проблему города или региона. Таким образом, результатом реализации проекта социального предпринимательства является не максимизация прибыли, а социальная отдача.

Отличия социального предпринимательства от предпринимательской деятельности в социальной сфере и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Специфика социального предпринимательства

Предпринимательская деятельность в социальных сферах
Социальное предпринимательство (с 26 июля 2019 года)
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
Коммерческая организация
Коммерческая организация – субъект МСП
Некоммерческая организация
1. Извлечение прибыли
2. Достижение общественно полезных целей
1. Достижение общественно полезных целей
2. Извлечение прибыли
1. Достижение общественно полезных целей
2. Извлечение прибыли
Предпринимательская деятельность
Предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, в качестве основной деятельности организации в соответствии с условиями закона
Предпринимательская деятельность, соответствующая уставным целям организации и необходимая для достижения общественно полезных целей в качестве дополнительной деятельности организации
Гранты, льготные кредиты от частных фондов
Финансовая, имущественная, информация поддержка от государства
Пожертвования, гранты от НКО и физических лиц, государственная поддержка, налоговые льготы
Источник: составлено авторами по [6] (Vorobyov, 2019).

До последнего времени в России по ряду причин приоритет отдавался некоммерческим организациям, а не социальному предпринимательству. В частности, этому способствует высокая доступность для НКО таких источников формирования имущества, как гранты и пожертвования. Доходность социальных предприятий значительно ниже по сравнению с НКО, что вынуждает их руководство искать дополнительные источники финансирования. На преодоление данного дисбаланса и были направлены изменения в российском законодательстве [7] (Momotova, Kibalnikova, 2016).

Анализ европейского и южно-азиатского опыта определения правового положения социальных предприятий позволяет выделить их следующие общие черты. В первую очередь это самофинансирование за счет осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции и/или оказанием услуг населению на постоянной основе. При этом главной целью таких предприятий может быть только решение социальных проблем, в то время как получение прибыли рассматривается лишь в качестве средства для достижения данной цели. Такие социальные предприятия, как, например, частные учреждения для престарелых и инвалидов, службы занятости для людей с ограниченными возможностями, столовые или магазины для граждан с низкими доходами, могут осуществлять ту или иную коммерческую деятельность, например, оказывать платные консультации или иные услуги, заниматься реализацией продукции и т.д., однако все эти виды деятельности можно рассматривать как обеспечивающие операции, направленные на получение средств для реализации помощи социально незащищенным группам граждан [8] (Arai, 2015).

Соответственно, для данных предприятий существуют запреты или ограничения (в зависимости от правовых норм того или иного государства) на распределение прибыли между его участниками, поскольку полученная от хозяйственной деятельности прибыль должна направляться либо на социальные нужды, либо на производственные нужды самого предприятия. Так, для учредителей социальных предприятий ЕС предусматривается возможность распределения между собой 30–40% полученной прибыли, в России эта величина для отдельных видов деятельности возрастает до 50% [9] (Afanasieva, Doeringer, 2010).

Помимо перечисленных ключевых общих черт ряду социальных предприятий могут быть присущи и иные специфические особенности: привлечение волонтеров, выражение интересов конкретных малозащищенных социальных групп (инвалидов, безработных, престарелых, бездомных, больных определенными заболеваниями и т.д.), наличие общественного управления и др.

Все вышеперечисленное позволяет называть социальные предприятия гибридными организациями, сочетающими в себе общественные цели и коммерческую деятельность. Благодаря своим социальным целям и ограниченным возможностям в распределении прибыли они приближаются по формату к НКО. При этом в каждой стране государство предоставляет таким предприятиям индивидуальный набор преференций – от налоговых льгот до государственных субсидий.

Критерии отнесения МСП к социальным предприятиям в соответствии с российским законодательством представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Критерии отнесения организации малого или среднего бизнеса к социальным предприятиям в РФ

Источник: составлено авторами.

Наиболее востребованным направлением социального предпринимательства являются услуги дополнительного образования, профессиональной переподготовки или повышения квалификации для граждан с проблемами трудоустройства, желающих получить более востребованную на данный момент на рынке труда профессию, в том числе для лиц с ограниченными возможностями, иные проекты, направленные на социальную адаптацию этой категории граждан, а также различного рода экологические проекты.

На этапе старта начинающим предпринимателям важно определить социальную миссию. Именно она должна стать отправной точкой, из которой будет вытекать стратегия развития компании. Кроме того, она станет основой в принятии всех последующих важных решений. Благодаря четко сформулированной миссии предприниматель сможет найти не только своих клиентов, но и будущих партнеров.

Определить социальную миссию можно, задав несколько вопросов: что и для кого вы хотели бы изменить и что в конечном счете изменится с появлением вашего бизнеса у благополучателей. Следующим шагом необходимо выбрать походящую для реализации данной миссии юридическую форму. Многие социальные предприниматели создают общество с ограниченной ответственностью или индивидуальное предпринимательство и параллельно ведут деятельность некоммерческой организации. Во многом это зависит от того, что большинство социальных стартапов в начале пути с трудом финансируются собственным доходом. Такая гибридная юридическая форма позволяет воспользоваться в полном объеме различными мерами государственной поддержки.

В отличие от благотворительности, социальное предпринимательство предполагает самоокупаемость и получение прибыли за счет продажи товаров и оказания услуг. Здесь важно ориентироваться на целевую аудиторию, для которой производится продукт, или привлечь клиентов, которые ценят товары с социальной добавленной стоимостью (товары, изготовленные социально незащищенными категориями граждан, выручка или часть которой направлены на социальные цели). Трудоустраивая социально незащищенные категории граждан, социальное предпринимательство позволяет не только минимизировать безработицу, но и помогает таким людям социализироваться в обществе.

На текущий момент в ряде малых городов России уже функционирует ряд успешных проектов в области социального предпринимательства. Так, в малых городах Тульской области действует сеть фитнес-клубов, в которых дети из малообеспеченных семей, а также дети с ограниченными возможностями и их родители могут заниматься спортом бесплатно в выходные дни, в будние – со скидками до 90%. Аналогичные услуги предоставляет детям с заболеваниями ЦНС и опорно-двигательного аппарата детский оздоровительный центр «Здравствуй» в городе Долгопрудный, для их родителей проводятся обучающие тренинги и семинары. Еще одним успешным и значимым стартапом можно назвать медицинский проект «Кнопка жизни», предоставляющий возможности вызова экстренной помощи пожилым людям, детям, а также лицам с ограниченными возможностями. В 2018 году пользователями данной услуги стали уже 300 тыс. человек [10] (Demchuk, 2019).

Поддержка социального предпринимательства в РФ предусмотрена Стратегией развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. В России реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», подчеркивающий значимость социального бизнеса и предусматривающий меры его поддержки в форме льготного кредитования Корпорацией МСП и гарантийного обеспечения по данным кредитам со страховым покрытием до 75% от величины займа. Ряд государственных программ поддержки социальных предпринимателей реализуются также в моногородах.

Помимо государственной поддержки, помощь социальному предпринимательству в России оказывает крупный бизнес и ряд фондов социальной направленности. В их числе – фонды «Наше будущее» и «Навстречу переменам», предоставляющие гранты и беспроцентные кредиты под реализацию социальных проектов для детей, иные социальные стартапы.

Следует также остановиться на системе поддержки, предусмотренной для социального предприятия на различных этапах его развития. Так, на этапе открытия социального предприятия предпринимателю может быть предоставлен микрогрант в объеме до 200 тыс. рублей, а также региональные субсидии, размер которых в различных субъектах Федерации колеблется от 300 дол 500 тыс. рублей. Данные денежные средства могут быть направлены исключительно на развитие предприятия и его деятельности. Кроме того, существует региональная дифференциация мер поддержки для предприятий, входящих в реестр поставщиков социальных услуг, вплоть до оплаты государством услуг, оказываемых данным предприятием. В дальнейшем, по мере развития предприятия, его владелец может подавать заявки на участие в различных тендерах, позволяющих привлекать значительно большие объемы финансовых ресурсов [11] (Sivakov, 2019).

Еще одним субъектом поддержки социального предпринимательства в России являются Центры инноваций социальной сферы. В настоящее время их число относительно невелико (38 центров функционируют в основном в крупных городах), однако в перспективе предполагается значительное увеличение их числа, в том числе и в малых городах российских регионов. Задачей таких Центров является широкий спектр помощи социальным предпринимателям на всех этапах продвижения и реализации стартапа, от обучения и оказания консалтинговых услуг при принятии решения об открытии социального предприятия до продвижения социальных проектов.

Социальные предприятия, как правило, не располагают высокой доходностью, поскольку, как уже отмечалось выше, одной из ключевых характеристик данного предприятия является его ориентация не на получение прибыли, а на решение социальных проблем. Тем не менее социальный бизнес может быть потенциально привлекательным для так называемых импакт-инвесторов. Импакт-инвестиции – вклад непосредственно в решение проблем общества или окружающей среды через предпринимательские проекты. Появление термина относят к 2007 году, его авторство принадлежит The Rockefeller Foundation, призвавшей инвесторов и предпринимателей обратить внимание на решение проблем общества и экологии. При этом компании, созданные за счет импакт-инвестиций, должны стремиться получать доход как обычные предприятия.

Термин «импакт-инвестиции» или «социально преобразующие инвестиции» появился в России относительно недавно, поэтому их часто отождествляют с государственными социальными проектами или благотворительностью. Импакт представляет собой измеримый социальный или экологический эффект от деятельности предприятия, соответственно, импакт-инвестиции рассматриваются как инвестиции в устойчивое развитие, на практике они демонстрируют сопоставимые, а зачастую превышающие финансовые результаты в сравнении с традиционными инвестициями. В основе импакт-инвестирования лежит точка зрения инвесторов на то, что сфера решения социальных и экологических проблем может рассматриваться не как расходное, а как доходное, либо выводящее социальные проекты на окупаемость направление, одновременно позволяющее инвесторам оказывать влияние на общество. Вложение таких инвестиций, в частности, может осуществляться через венчурный капитал.

Существует ряд причин, обусловливающих развитие импакт-инвестирования. Инвестиции в проекты, которые будут направлены на улучшение качеств жизни, обеспечат социальную ответственность бизнеса и принесут высокую окупаемость за счет формирования достаточно мощного слоя платежеспособных и дисциплинированных потребителей, товаров и услуг, производимых самими инвесторами. Импакт-инвестирование может быть не основным, а дополнительным инвестированием к другим инвестициям. Учитывая исследования банковского холдинга Morgan Stanley, именно фонды с импакт-инвестированием имеют низкий финансовый показатель переменчивости цены, что повышает гарантии успеха реализации финансовой бизнес-стратегии. Применяя методы импакт-инвестирования, бизнесы получают возможность формировать «под себя» целые рынки с ответственными и гиперлояльными партнерами, качественными контрагентами и даже со своими правилами. Так будет формироваться синергетическая, экологическая монополия, которая в разы позволит ускорить все жизненные циклы корпорации, в том числе ее капиталооборот.

Предприниматель и основатель фонда Ashoka, работающего под лозунгом «Инвестиции для общества», Билл Дрейтон утверждал, что «социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы накормить человека рыбой или научить его рыбачить. Они не успокоятся, пока не устроят революцию в рыбной индустрии» [12] (Dorozhkina, 2019). Это самое известное его высказывание, но он также сказал, что именно предпринимательская составляющая – самое непростое, редко встречающееся качество. Есть много творческих, альтруистически настроенных, целеустремленных людей. Но из них один на тысячу готов заняться тем, чтобы изменить весь порядок вещей в какой-либо сфере. Важное преимущество – отклик на идею, который дает поддержку первых пользователей, клиентов, партнеров. Это мощный импульс, но для его развития необходим подход на стыке самых передовых деловых практик и технологических решений. В отношении малых городов России, для которых социальное предпринимательство может превратиться в новый триггер роста, это может быть обеспечено только при наличии отлаженного механизма государственно-частного партнерства в данной сфере.

Заключение

Социальное предпринимательство входит в категорию «устойчивый бизнес». Находясь на пересечении бизнеса и благотворительности, оно способствует решению актуальных социальных и культурных задач общества, помогает адаптироваться социально незащищенным категориям граждан. При этом такой вид бизнеса тоже может приносить прибыль своим владельцам.

Главным источником финансовой и нефинансовой поддержки такого бизнеса считается государство. Однако и крупные компании все чаще берут под крыло социальных предпринимателей в рамках программ корпоративной социальной ответственности, создавая долгосрочные проекты для их поддержки в малых городах России. Их мотивация обусловлена тем, что доступность социальных услуг, возможность трудоустройства уязвимых групп населения и открытие новых рабочих мест обеспечивают компаниям стабильный приток специалистов. Взаимная заинтересованность бизнеса и граждан в реализации подобных проектов основана на заложенной в механизме социального предпринимательства возможности развития для всех его сторон, включая городскую экономику, что позволяет рассматривать социальное предпринимательство в малых городах как выгодные инвестиции на грядущие десятилетия.


Источники:

1. Проблемы и перспективы развития регионов и предприятий в условиях глобализации экономики. - Уфа: Уфимский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2014. – 276 c.
2. Albekov A.U., Romanova T.F., Andreeva O.V., Sukhoveeva A.A. Current state, problems and priority areas of social policy in contemporary russia // European Research Studies Journal. – 2018. – № 4. – p. 3-10. – doi: 10.35808/ersj/1208.
3. Синицкая Н.Я. Образование как фактор качества человеческого потенциала региона // Экономика образования. – 2004. – № 1(20). – c. 49-58.
4. Боев В.А., Миронова О.А., Богданова Р.М. Социальное предпринимательство как фактор развития экономики малых городов: зарубежный опыт и Россия. / В кн.: Социальное предпринимательство и некоммерческие организации: современное состояние, проблемы и перспективы развития в меняющемся мире. - М.: Креативная экономика, 2020. – 90-101 (488) c.
5. Федеральный закон РФ № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72232770 (дата обращения: 01.04.2020).
6. Воробьев К. Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный разбор. Philanthropy.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://philanthropy.ru/analysis/2019/08/23/79136 (дата обращения: 01.04.2020).
7. Момотова О.Н., Кибальникова А.Н. Социальное предпринимательство: развитие малых городов и сельских районов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – № 5(56). – c. 93-98.
8. Арай Ю.Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования. / дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2015. – 213 c.
9. Афанасьева Е.Г., Доурингер М.Ф. У колыбели социальных предприятий: исторический и сравнительный анализ // Социальные и гуманитарные науки. – 2010. – № 3. – c. 145-150.
10. Демчук О.В. Современное состояние социального предпринимательства и перспективы его развития // Финансовая экономика. – 2019. – № 12. – c. 35-38.
11. Сиваков О.В. К вопросу о правовом обеспечении социального предпринимательства. / Сборник статей Актуальные вопросы современного законодательства Российской Федерации. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. – 115-120 c.
12. Дорожкина Е. Импакт-инвестиции: какую прибыль приносят расходы на социальную ответственность. Incrussia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://incrussia.ru/understand/impact-investing (дата обращения: 02.04.2020).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:50:44