Модели партнерства бизнеса и образования в горнодобывающей отрасли для подготовки квалифицированных кадров
Самсонов А.А.1, Меньшикова О.И.2
, Тихонова Е.А.1
, Пашин Н.П.2
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия
2 Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
Проведено исследование привлечении кадров крупнейшими горнодобывающими компаниями в горно-геологическую отрасль в условиях высококонкурентного рынка труда и растущей потребности в квалифицированных специалистах на основе частного финансирования образовательных программ. В результате исследования были установлены приоритетные направления, финансируемые и реализуемые компаниями для успешного формирования кадрового резерва, а также выполнен сравнительный анализ эффективности финансирования образовательных инициатив. Научная новизна состоит в том, что сформулированы подходы к оптимизации взаимодействия между бизнесом и образовательными организациями для повышения качества подготовки кадров и снижения кадрового дефицита. Статья будет интересна горнодобывающим компаниям, государственным органам, образовательным учреждениям, экономистам, социологам, а также студентам и абитуриентам, заинтересованным в карьерном росте и развитии горно-геологической отрасли.
Ключевые слова: горно-геологическая отрасль, финансирование образования, государственно-частное партнерство, образовательные программы, подготовка кадров
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28, L32
Введение. В последние годы потребность в квалифицированных кадрах в сфере геологии и недропользования достигает критического уровня, о чем свидетельствуют заявления руководителей ряда организаций.
В Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года дефицит квалифицированных кадров в области геологического изучения недр обозначена проблема разрыва связей в системе «образование - наука – производство» [1]. Горнодобывающая отрасль сталкивается с серьезными проблемами в привлечении и удержании специалистов, обладающих необходимыми компетенциями на рынке труда.
Исходя из анализа исследований 2022 г., можно сделать вывод, что в 2023 г. акцент в управлении персоналом будет направлен на обучение персонала. Причем не только в корпорациях, но и в малом бизнесе будут уделять внимание развитию сотрудников [2]. На современном этапе развития социально-экономических отношений в горнодобывающей промышленности качественное изменение человеческого капитала возможно при условии роста производительности труда, в основе которой лежит повышение качества трудовых процессов [3]. В условиях критической нехватки квалифицированных кадров в горнодобывающей отрасли необходимо комплексное решение проблемы кадрового голода.
Отметим растущий интерес исследователей к интеллектуализации корпоративного обучения обусловлен необходимостью адаптации образовательных программ под современные требования рынка труда [4]. Модели персонализации учебных траекторий на основе нейросетей и машинного обучения, технологии адаптивной аналитики учебной деятельности и методы автоматизированной генерации интерактивного контента находят все большее применение в различных отраслях экономики, таких как нефтегазовая, металлургическая и машиностроительная [5]. Современные концепты регулирования организации подготовки кадров в цифровой экономике должны базироваться на принципах непрерывности, всеобщности, диджитализации, персональности и доступности [6].
Рожков А.А. и др. также считают, что цифровая трансформация угольной отрасли требует объединения усилий государства, образовательных учреждений и бизнеса для динамичного развития интеллектуально-инновационного потенциала горных инженеров и обеспечения конкурентоспособности российских угольных предприятий [7].
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в России начало активно развиваться около 10–12 лет назад, изначально охватывая такие традиционные сферы, как транспорт, строительство и промышленность, и постепенно распространяясь на здравоохранение и образование. Использование инструментов ГЧП в сфере образования позволяет не только улучшить доступность и качество предоставляемых услуг, но и находить эффективные решения для сложных задач государственной социальной политики.
Экономическая суть ГЧП в образовании заключается в создании взаимовыгодного сотрудничества между государством, образовательными организациями, общественным сектором и бизнесом для воспроизводства человеческого капитала, что является основой для устойчивого социально-экономического развития.
Высшее образование остается приоритетной сферой государственной политики, поскольку его состояние напрямую влияет на экономическое, социальное и даже военное развитие. Использование ГЧП в высшем образовании решает следующие задачи [8]:
· устранение разрывов в связке «образование — исследования — внедрение инноваций»;
· гармонизация интересов участников взаимодействия;
· привлечение бизнес-ресурсов, таких как финансы, интеллектуальный и организационный потенциал;
· повышение качества образовательных услуг и оптимизация бюджетных расходов.
В условиях недостаточного финансирования вузов ГЧП становится перспективным инструментом для привлечения дополнительных ресурсов, включая материальные, кадровые и информационные, что позволяет улучшить качество высшего образования и реализовать социально значимые программы.
Основной целью проводимого исследования является выявление эффективной финансовой модели образования в Российской Федерации для подготовки специалистов горно-геологической отрасли на основе принципов государственно-частного партнерства. Задача настоящей работы заключается в проведении анализа существующих образовательных проектов, реализуемых крупными горнодобывающими компаниями, и их финансовых и результативных показателей, как критерия эффективного способа привлечения кадров.
Научная гипотеза: комплексное и масштабное взаимодействие горнодобывающих компаний с образовательными организациями, структурированное на основе единой стратегии и национальной программы, позволит не только эффективно решать проблему кадрового дефицита в отрасли, но и повысить качество подготовки специалистов за счет интеграции современных технологий, увеличения финансирования и систематизации образовательных инициатив.
В исследовании использованы методы анализа документов и нормативно-правовых актов, сравнительный и экономико-статистический анализ, социологические опросы, моделирование и кейс-стади для оценки и разработки финансовых моделей государственно-частного партнерства в образовании.
Основная часть. Вопросы кадровой проблемы и ее решении в сфере геологии и недропользования становятся все более обсуждаемым на многих специализированных платформах. В 2024 году в рамках форума «МАЙНЕКС» прошла открытая сессия под названием «Кадровые ресурсы ГМК», в которой приняли участие представители HR-консалтинга DELECH, компаний АК «Алроса» (ПАО), «Росгеология» и ПАО «Полюс». Участники обсудили текущие проблемы с нехваткой квалифицированных кадров в области геологии, условия профессиональной подготовки геологов, их значимость в индустрии, а также опыт решения данных проблем с помощью программ взаимодействия с молодежью. Компании также отметили важность целенаправленного сотрудничества с профильными университетами. Одним из ключевых выводов стало то, что акцент необходимо сместить на образование и развитие потенциала студентов и работающих специалистов.
О внутренних вызовах, таких как дефицит кадров и разрыв связей в системе «образование – наука – производство» говорится в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 1838-р [9]. Также в Стратегии указывается важность координации взаимодействия образовательных организаций различного уровня и предприятий отрасли в регионах в целях обеспечения высокого качества профессиональной подготовки как важной задачи по повышению качества кадровой обеспеченности геологической отрасли. В документе подчеркивается, что данные проблемы ведут к обострению или реализации угроз динамичному развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, которые влияют на экономику в целом. Министр природных ресурсов А.А. Козлов на заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды 26 марта 2024 года сказал, что доходы от минерально-сырьевого комплекса составляют 40 процентов бюджета страны [10]. Следовательно, влияние этой отрасли на экономику в целом указывает на необходимость минимизации возникающих угроз, связанных с нехваткой кадров в геологии.
Участие бизнеса в обновлении имеющихся образовательных программ, разработке новых и их реализации способствует отсеиванию бесперспективных направлений развития профессиональных качеств [11].
Крупные горнодобывающие компании ощущают острую необходимость привлечения молодых специалистов в отрасль и начинают всё более активно сотрудничать с учебными заведениями – школами, колледжами и университетами. На основе анализа данных стратегических отчетов компаний, отобранных для исследования, в обобщенном виде приведенных в таблице 1, определено, что среди приоритетных направлений образовательных проектов выделяются создание профильных школ, развитие сотрудников внутри компании, а также привлечение студентов через практики на собственных производствах и стипендиальные программы. Финансирование образовательных проектов горнодобывающими компаниями становится важной стратегией для обеспечения притока специалистов в сферу геологии и недропользования. Для исследования были отобраны крупные российские компании: ПАО «ФосАгро», ПАО «Полюс», ОАО «Полиметалл», ПАО «ГМК «Норильский никель»», ПАО «Северсталь», ПАО «АЛРОСА», ОАО «РУСАЛ», ОАО «ЕвразХолдинг», ОАО «Металлоинвест», ПАО «ММК».
Таблица 1 - Образовательных программы и их финансирование компаниями в 2023 году
Компании
|
Финансирование
в образовании
|
Образовательные
программы
|
ПАО
«ФосАгро»
|
612,1
млн. руб. – программа «Образование»; 262,5 млн. руб. – обучение сотрудников
|
1.Программа «Школа – колледж/университет – предприятие»
2.Материальная поддержка школ и профориентация учащихся с целью привлечения в горнодобывающую и химическую отрасли новых поколений перспективных специалистов. 3.Онлайн-платформа на базе образовательной программы ФосАгро «От Руды до Еды». 4.Поддержка материальной базы и помощь в адаптации учебных программ с учетом требований рынка труда. 5.Предоставление практики для студентов на действующих производствах Группы «ФосАгро». 6.Стипендиальные программы для молодых ученых 7.Программа «ФосАгро - СТАРТ». [12] |
ПАО
«Полюс»
|
1,4
млрд.руб, в т.ч. 117,6 млн. руб. – обучение
сотрудников
|
1.Модульная программа для среднего производственного менеджмента.
2.Программа ротаций и стажировок. 3.Программа развития сотрудников для линейного менеджмента. 4.Программа работы с молодыми специалистами. 5.Программы подготовки студентов совместно с СФУ и ИрНИТУ. [13] |
АО
«Полиметалл»
|
197,12 млн. руб.
|
1.
Программа
«Кадровый резерв».
2. Программа обучения по приоритетным профессиональным направлениям, направленная на переподготовку и повышение квалификации сотрудников. 3. Профориентационная деятельность и экскурсии [14] |
ПАО
«ГМК «Норильский никель»
|
1,959
млрд. руб.
|
1.
Программа
«Профессиональный старт» для практик и стажировок.
2. Проект «Полярный колледж». 3. Программа «Первая Арктическая». 4. Программа «Школа лидерства». 5. Образовательная платформа «Академия Норникель». 6. Корпоративные стипендии для студентов ВУЗов. 7. Платформа «Цифроникель. Junior». 8. Образовательная программа «Ледокол». 9. Стройотряды «Норильский никель» [15] |
ПАО
«Северсталь»
|
274
млн. руб. – обучение сотрудников;
40 млн. руб. – поддержка профильных учебных заведений среднего образования |
1.
Областной
фестиваль «Наука 0+».
2. Обучение в инженерных классах школ Череповца. 3. Проект «Будь в теме». 4. День карьеры молодежи в Череповце. 5. Программа «Путь к успеху». 6. Инженерные классы «Северстали». 7. Стипендиальная программа «Северстали». 8. Образовательный курс «Инженер XXI века». 9. Программа «Стажер». [16] |
ПАО
«АЛРОСА»
|
1,349
млрд. руб.
|
1.
ДОО
«Алмазик».
2. Поддержка образовательного процесса в Мирнинском региональном техническом колледже и филиале Северо-Восточного федерального университета. 3. Модернизация компьютерных классов в университетах Якутска и Иркутск. 4. Обучающие программы для подготовки кадров, повышения квалификации и развития персонала. 5. Программы сотрудничества с ВУЗами и организациями СПО, школами и дошкольными учреждениями регионов присутствия. 6. Поддержка образовательных проектов Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия). 7. Программа производственного наставничества. 8. Проект «Профпробы». 9. Проект «АЛРОСА-класс». 10. Корпоративная стипендия. 11. Программа «Учусь и работаю». 12. Летняя практика для студентов [17] |
ОАО
«РУСАЛ»
|
1,351
млрд. руб., в т.ч. 17 млн. руб – инвестиции в Академию будущих
металлургов
|
1.
Программа
«Школа городских изменений».
2. Академия будущих металлургов. 3. Проект «РУСАЛ ФестивAL#Наука – 2023». 4. Образовательные стипендии на Ямайке. 5. Летние стажировки компании Windalco на Ямайке. 6. Поддержка образовательных программ и содействие развитию инфраструктуры МГУ имени М.В. Ломоносова [18] |
ОАО
«ЕвразХолдинг»
|
195
млн. руб., в т.ч. 18,9 млн. руб. – обучение сотрудников
|
1.Программа «ЕВРАЗ: Люди будущего».
2.Программа развития детских проектных инициатив. 3.Поддержка школ, ВУЗов и организаций СПО. 4.Инвестиции в научные разработки. 5.Открытие лаборатории исследовательского центра в Туле. 6.Программа «ЕВРАЗ: город друзей – город идей!» [19] |
ОАО
«Металлоинвест»
|
202
млн. руб.
|
1.Поддержка филиала НИТУ «МИСиС».
2.Поддержка Губкинского горно-политехнического колледжа (ГГПК). 3.Организация стажировки и прохождение практики на предприятиях Компании проект УЛК «AutoLab»). 4.Реализация программы «Класс 21-го века». 5.Программа «Вместе! С образованием». 6.Программа развития кадрового резерва [20] |
ПАО
«ММК»
|
1,396
млрд. руб. – обучение персонала
|
1.Мастер-классы «Моя судьба – Магнитка: профессия металлург».
2.Программа кадрового резерва для карьерного роста сотрудников. 3.Система наставничества. 4.Профориентационная программа детского оздоровительно-образовательного комплекса ММК [21] |
Привлечение студентов на производственные практики проводится преимущественно на возмездной основе, в порядке оформления студента на должность рабочего или техника, что даёт возможность практикантам знакомиться с реальными условиями работы, развивая интерес к профессии, подкрепленную материальным стимулом. В свою очередь компания рассматривает студента как будущего специалиста. По данным компании ПАО «АЛРОСА» и ПАО «Северсталь» в среднем половина студентов, проходящих практику, трудоустроены на работу.
Наиболее высокую профориентационную эффективность имеют программы сотрудничества с образовательными организациями среднего образования, среди которых выделяют программа, направленные на создание специализированных классов в школах для 7-11 классов.
Модели и схемы финансирования образования через государственно-частное партнерство (ГЧП) представляют собой механизм, позволяющий объединять ресурсы государства и бизнеса для решения образовательных задач. Такой подход становится всё более востребованным в условиях необходимости повышения качества подготовки специалистов и адаптации образовательных программ к требованиям рынка труда.
Можно выделить ряд подходов участия бизнеса в образовании.
1. Сотрудничество с образовательными учреждениями, осуществляющих подготовку специалистов по профилям, востребованным в конкретной отрасли. Например, компании разрабатывают учебные модули совместно с образовательными учреждениями, предоставляют оборудование и финансируют курсы для студентов.
Так компания «ФосАгро» сообщает, что сотрудничество с учреждениями среднего профессионального образования обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов, а взаимодействие с вузами способствует привлечению талантливых выпускников по приоритетным направлениям. В 2023 году в рамках проекта «Школа – колледж/университет – предприятие» финансирование составило 612,1 млн рублей, а общее число участников за 11 лет превысило 6 тыс. человек. За этот период было трудоустроено 167 студентов по рабочим профессиям и 43 выпускника вузов в качестве молодых специалистов.
Высшие учебные заведения являются источниками новых знаний, для апробирования которого необходимо финансирование со стороны органов власти и частных партнеров [22].
2. Стипендиальные программы и гранты. Другим примером взаимодействия являются стипендии и гранты, выделяемые компаниями для студентов профильных направлений. Такие инициативы стимулируют привлечение талантливых абитуриентов и студентов, повышая их мотивацию и обеспечивая материальную поддержку. Например, компании могут предоставлять целевые стипендии учащимся инженерных или технологических факультетов, обеспечивая их дальнейшее трудоустройство.
3. Организация практик и стажировок. В ПАО «ГМК «Норильский никель» в рамках стратегии 2022–2025 годов приглашены 516 студентов на практику, более 200 участников прошли онлайн-курсы, а в проекте «Покорители Севера» участвовали 2724 практиканта.
ПАО «Северсталь» активно сотрудничает с образовательными учреждениями, предоставляя практику 2,5 тыс. студентов. В 2023 году компания трудоустроила 1201 выпускника, а 90% учеников инженерных классов поступили на технические специальности в вузы.
4. Инвестиции в инфраструктуру образовательных учреждений. Компании участвуют в модернизации учебных заведений, обеспечивая их необходимым оборудованием, современными лабораториями и средствами для дистанционного обучения. Такие инвестиции особенно актуальны для технических направлений подготовки. Финансирование образовательных проектов коммерческими компаниями ежегодно увеличивается.
5. Социальные инициативы и профориентация. В рамках ГЧП реализуются проекты, направленные на раннюю профориентацию школьников. Например, «Полюс» проводит программу «Полюс-класс», знакомя учащихся с золотодобычей и готовя их к поступлению в профильные вузы. В 2023 году 19 из 20 выпускников специализированных классов поступили на целевые направления.
Например, «ФосАгро» увеличила расходы на проект «Школа – колледж/университет – предприятие» на 40% с 2021 года, а ПАО «ММК» на обучение персонала в 2023 году выделило 1,396 млрд рублей (+31% к 2022 году). При этом расходы компаний на одного обучающегося сопоставимы с государственными: в 2022 году на школьников выделялось 140 тыс. руб., на студентов СПО – 163 тыс. руб., на студентов вузов – 403 тыс. руб.
Очевидно, что коммерческие компании вкладывают значительные средства в образовательные программы не только с целью заполнения текущих и панируемых вакансий молодыми специалистами, но и с целью обеспечения качественного обучения, включающего получение учащимися актуальных профессиональных компетенций, соответствующих современным трудовым функциям сотрудников компаний. В тоже время, из проведенного анализа целевого финансирования компаний следует, что ежегодные расходы компаний на подготовку одного обучающегося могут быть сопоставимы с аналогичными государственными расходами на образование. В 2022 году государственные расходы на образование составили 140 тыс. руб. на одного обучающегося в общем образовании, 163 тыс. руб. – в среднем профессиональном образовании и 403 тыс. руб. – в высшем образовании [23].
В тоже время можно выделить ряд недостатков взаимодействия государства и бизнеса в сфере образования через государственно-частное партнерство (ГЧП):
Несоответствие потребностей бизнеса и системы образования. Бизнес часто ориентируется на краткосрочные потребности рынка, что может приводить к несбалансированной подготовке специалистов. Например, концентрация на узких специализациях может ограничить гибкость выпускников на рынке труда.
Ограниченность охвата программ. Многие проекты реализуются в крупных компаниях и в отдельных регионах, в то время как образовательные учреждения в малых городах или отдаленных районах часто остаются без внимания.
Риски коммерциализации образования. Участие бизнеса может привести к перекосу в образовательных приоритетах в пользу интересов корпораций, что ограничивает доступ к общему и гуманитарному образованию.
Нехватка инвестиций в долгосрочные проекты. Компании зачастую фокусируются на краткосрочных инициативах, таких как стажировки или отдельные курсы, игнорируя фундаментальные аспекты образования, включая развитие науки и преподавательского состава.
Неравномерное распределение финансов. Система ГЧП может усиливать разрыв между хорошо финансируемыми университетами и колледжами и менее обеспеченными учреждениями, что увеличивает региональные диспропорции.
В настоящее время взаимодействие горнодобывающих компаний с образовательными организациями носит фрагментарный и инициативный характер. Компании реализуют разрозненные проекты, которые, несмотря на их положительное влияние, не обладают достаточным масштабом и системностью для эффективного решения проблемы кадрового дефицита. Чтобы изменить ситуацию, необходимо придать этим инициативам комплексность и стратегическую направленность.
Можно предложить ряд инициатив, таких как:
Создание платформы для координации взаимодействия между бизнесом, вузами и колледжами. Платформа будет содержать информацию о текущих запросах рынка труда, образовательных инициативах, вакансиях для практики и стажировок, а также обеспечивать прозрачность финансирования.
Организация образовательных хабов на базе ведущих университетов и колледжей. Данные кластеры будут включать учебные заведения, предприятия и исследовательские центры, работающие в рамках единой стратегии подготовки кадров.
Разработка комплексных программ популяризации отрасли через конкурсы, олимпиады, образовательные форумы и профориентационные мероприятия, начиная со школьного уровня.
Внедрение виртуального наставничества. Сотрудники компаний будут взаимодействовать со студентами через онлайн-платформы, делясь опытом, проводя мастер-классы и давая рекомендации по карьерному развитию.
Заключение
Многолетний кадровый дефицит в горно-геологической отрасли вынуждает компании разрабатывать и активно использовать эффективные механизмы по привлечению кадров. Основным направлением финансирования компаний в направлении кадрового обеспечения являются образовательные программы. Данные программы формируют механизм сотрудничества между образовательными организациями и горнодобывающими компаниями.
На основе анализа отчетности крупнейших компаний было выявлено, что наибольшую эффективность в привлечении молодежи в горно-геологическую отрасль и содействии поступлению именно в университеты показал проект создания профильных классов на базе учебных учреждений. Школьники окончившие эти классы в 90% случаев поступают в университеты, необходимые для горно-геологической отрасли.
В тоже время, работа со студентами подразумевает активное взаимодействие компаний через практику и стажировки на предприятиях, что способствует их профессиональному развитию, развитию нужных рынку труда компетенций и повышает заинтересованность в работе в горно-геологической отрасли. Прохождение производственных практик студентов в большинстве случаев проводится с одновременным заключением трудовых договоров.
Сравнивая затраты на образование крупнейших горнодобывающих компаний и бюджетное финансирование можно отметить, что ежегодные расходы компаний на подготовку одного обучающегося могут быть сопоставимы с аналогичными государственными расходами на образование.
Таким образом, активное сотрудничество между горнодобывающим компаниям и образовательными организациями на региональном уровне ведет к улучшению качества подготовки специалистов, способствует снижению кадрового дефицита конкретных компаний и может является основным инструментом паритетного финансирования образовательных программ для подготовки специалистов горно-геологической отрасли Российской Федерации.
Источники:
2. Дороговцева А.А., Старицына М.К. Особенности обучения персонала в 2023 году // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2023. – № 5. – c. 54-57. – doi: 10.12737/2305-7807-2023-12-5-54-57.
3. Захаров С.И., Коркина Т.А. Человеческий капитал в экономике горнодобывающего предприятия: проблемы и направления развития // Проблемы недропользования. – 2024. – № 2(41). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-v-ekonomike-gornodobyvayuschego-predpriyatiya-problemy-i-napravleniya-razvitiya.
4. Daugherty P.R., Wilson H.J. Human+ machine: Reimagining work in the age of AI. - Canada: Harvard Business Press, 2018. – 264 p.
5. Багмат ОН., Игнашина З.Н., Рыбакова И.А. // Уголь. – 2025. – № 1. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-setevyh-programm-povysheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-ugolnoy-otrasli-na-osnove-intellektualnyh-obuchayuschih-sistem.
6. Симченко Н.А., Анисимова Н.Ю. Современные концепты регулирования организации подготовки кадров в цифровой экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 627-636. – doi: 10.18334/epp.12.2.114241.
7. Рожков А.А., Соловенко И.С., Коркина Т.А., Лощилова М.А. Инженерно-технический состав угольной отрасли России: ретроспектива, современное состояние, прогноз // Уголь. – 2020. – № 4(1129). – p. 16-25. – doi: 10.18796/0041-5790-2020-4-16-25.
8. Государственно-частное партнерство как инструмент взаимодействия в сфере образования // Компетентность. – 2024. – № 1. – c. 31-35. – doi: 10.24412/1993-8780-2024-1-31-35.
9. Стратегия минерально-сырьевая 2024. Сибирское отделение Российской академии наук. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sbras.ru/files/news/docs/strategiya_mineralno-syrevaya_2024.pdf (дата обращения: 29.11.2024).
10. На минерально-сырьевой комплекс приходится 40% доходов бюджета. Парламентская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/economics/kozlov-na-mineralno-syrevoy-kompleks-prikhoditsya-40-dokhodov-byudzheta.html?ysclid=m5sw1zh495926706073 (дата обращения: 11.12.2024).
11. // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. – № 2. – c. 317-319. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-na-protsessy-nepreryvnogo-obrazovaniya.
12. Интегрированный годовой отчет за 2023 год. ПАО «ФосАгро». [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.phosagro.ru/upload/iblock/e91/5il5hjpnbixmv271j7pa7kwv2ct0nixu.pdf (дата обращения: 05.12.2024).
13. Годовой отчет за 2023 год. ПАО «Полюс». [Электронный ресурс]. URL: https://polyus.com/ru/investors/results-and-reports/2023/ (дата обращения: 01.12.2024).
14. Интегрированный годовой отчет за 2023 год. АО «Полиметалл». [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/upload/uf/cff/wti825hh2d6j2gvognczlp5o46bo4htx/Polymetal_integrated_report-2023-rus.pdf (дата обращения: 04.12.2024).
15. Отчет об устойчивом развитии за 2023 год. ПАО «ГМК «Норильский никель». [Электронный ресурс]. URL: https://sr2023.nornickel.ru/download/full-reports/csr_ru_annual-report_pages_nornickel_2023.pdf (дата обращения: 18.12.2024).
16. Единый отчет за 2023 год. ПАО «Северсталь». [Электронный ресурс]. URL: https://severstal.com/upload/iblock/ff1/cq6luhfheejn39r7yuyjdzxls7sljmw6/Severstal_Sustainability_Repor_2023.pdf (дата обращения: 18.12.2024).
17. Отчет об устойчивом развитии за 2023 год. ПАО «Алроса». [Электронный ресурс]. URL: https://www.alrosa.ru/upload/iblock/ee8/ijto4k1atwmyewhajwfp3u4pni8bthx2/ALROSA_Sustainability%20Report_2023.pdf (дата обращения: 06.12.2024).
18. Отчет об устойчивом развитии за 2023 год. АО «Русал». [Электронный ресурс]. URL: https://rusal.ru/upload/iblock/81c/jmw2orm6nv62fn8y6yzqkudk64vqvgqa/RUSAL_SR_2023_RU.pdf (дата обращения: 02.12.2024).
19. Отчет об устойчивом развитии за 2023 год. ОАО «ЕвразХолдинг». [Электронный ресурс]. URL: https://www.evraz.com/upload/iblock/e04/j6rlvd7w1gfek36c4xsgyv4lah2gh6ha/EVRAZ_Sustainability_Report_2023_RUS_final.pdf (дата обращения: 30.11.2024).
20. Отчет об устойчивом развитии за 2023 год. Metalloinvest.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.metalloinvest.com/upload/iblock/fad/our_rus_final.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
21. ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Годовой отчет за 2023 год. Mmk.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mmk.ru/upload/iblock/828/josvcu5q91uc9rb47wsug9ikwn94i76j/MMK_Integrated_Annual_Report_2023_RUS.pdf (дата обращения: 21.11.2024).
22. Аверьянова Е.В. Развитие законодательства государственно-частного партнерства в профессиональной подготовке кадров // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-3. – c. 6-10. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zakonodatelstva-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-professionalnoy-podgotovke-kadrov.
23. Образование в цифрах: краткий статистический сборник за 2023 год. Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/oc2023.pdf?ysclid=m5tiux2zde128277679 (дата обращения: 08.12.2024).
Страница обновлена: 28.01.2025 в 22:29:15