Управление талантливыми сотрудниками: опыт российских промышленных компаний

Журавлева О.В.1, Королева И.В.1, Митрофанова О.Н.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Липецкий государственный технический университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67970581

Аннотация:
Исследование посвящено вопросам управления талантливыми сотрудниками в российских промышленных компаниях. В исследовании представлен подробный обзор литературных источников по данной тематике. Авторами проанализирована система управления талантами в промышленных компаниях. Определено, что развитие талантов оказывает наибольшее влияние на результативность деятельности компаний, а также на способность фирмы усваивать и трансформировать знания. В исследовании подчеркивается роль руководства при создании благоприятных условий для реализации способностей молодых работников и их успешного карьерного роста. Авторы акцентируют, что исследованный опыт российских промышленных компаний в области управления молодыми талантами ставит фокус внимания на развитие управленческой культуры, внедрение в практику диалогов о развитии для качественного планирования карьеры. Данное исследование будет интересно учёным и практикам, исследующим вопросы управления персоналом, а также управления талантливыми сотрудниками.

Ключевые слова: управление талантами, кадровый резерв, профессиональное образование, профессиональное развитие, повышение квалификации, развитие сотрудников, обучение

JEL-классификация: A20, H75, I20, I23



Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня большинство передовых промышленных предприятий не только ищут готовых специалистов, но и самостоятельно ведут большую и целенаправленную работу по подготовке, обучению, созданию условий для профессионального развития и карьерного роста молодых талантов [16, 32].

Несмотря на то, что понятие «управление талантами» достаточно новое направление деятельности в управлении трудовыми ресурсами, в отечественной науке есть определённый научный задел. Среди отечественных исследователей, занимающихся вопросами управления талантами можно выделить таких как: Азаренко Н. Ю. [1], Амантаева Р. К. [2], Балев А. П. [3], Белогруд И. Н. [4], Борис О. А. [6], Быкова М. В. [7], Егорова И. А. [9], Загребельная Н. С. [10], Кабалина В. И. [12, 13], Кандричина И. Н. [14], Карташов С. А. [15], Костенко Е. П. [17], Курдом И. Н. [18], Курина Т. Н. [19], Латуха М. О. [20], Маколов В. И. [21, 22], Малькова С. А. [23], Мухаметшина Г. Р. [24, 25], Одегов Ю. Г. [26, 27], Пихтовников Ю. В. [28], Позина М. Б. [29], Полевая М. В. [30], Руденко Г. Г. [31], Овчинникова О. П. [33], Сокур А. В. [34], Солодова Н. Г. [35], Тамаоки Ю. П. [36], Тихонова К. Л. [37], Хачатрян Г. А. [39], Чарина Т. А. [40], Чижикова С. А. [41].

Концепция управления талантами, зародившаяся в конце ХХ в., указывает Кандричина И. Н. «сегодня рассматривается как один из базовых инструментов повышения конкурентоспособности организации и как область HR-менеджмента, ориентированная на стратегическое планирование человеческих ресурсов для повышения ценности бизнеса и достижения поставленных целей» [14].

Одегов Ю. Г. и соавторы отмечают, что на сегодняшний день «… управление талантами сформировалось в целенаправленную деятельность по созданию в компании системы поиска, привлечения, найма, развития и использования талантливых сотрудников, имеющих стратегическое значение для организации и способствующих достижению бизнесом больших результатов» [26].

Курина Т. Н. в своем исследовании указывает на особую актуальность развития «управления талантами» именно в условиях «…насыщенного рынка труда и жесткой конкуренции на нем особую ценность приобретают высокопроизводительные и одаренные работники, которые способны быстро обучаться и адаптироваться к стремительным изменениям внешней среды, а также обладают рядом уникальных умений, знаний и навыков в определенной сфере экономики» [19].

«Управление и сохранение талантов обеспечивает организационную эффективность, позволяющую справляться с быстро меняющимися условиями ведения бизнеса» подчеркивает Тихонова К. Л. [37].

В современных условиях, отмечает Чижикова, С. А. «…многократно возрастает значимость личностного потенциала сотрудников как ключевого фактора, непосредственно влияющего на продуктивность и гибкость организации в целом…» [41].

Курдом И. Н. и Борис О. А. в своих трудах актуализируют значимость изучения причин ухода талантливых сотрудников из организации. Исследование этих причин, отмечает Курдом И. Н., «может помочь организации устранить недостатки в управлении персоналом и удержать других талантливых работников в будущем» [18]. Борис О. А. подчеркивает, что достаточно часто талантливых работников «…нагружают большими объемами работ, поэтому они сталкиваются с профессиональным выгоранием, постоянными стрессами и принимают решение об уходе из компании» [6].

Ряд исследователей связывает развитие концепции управление талантами с организационной культурой. Например, Одегов Ю.Г. утверждает, что именно «развитая корпоративная культура способствует принятию «установки на талант» руководством и сотрудниками организации…» [27].

Полевая, М. В. и соавторы подчёркивает, что «успех в управлении талантами во многом зависит от корпоративной культуры компании, от того, какие принципы и методы взаимодействия между сотрудниками заложены при ее построении» [30].

Кабалина, В. И. выявила в своем исследовании «…в качестве важного внутреннего фактора, благоприятствующего управлению талантами», респондентами отмечена «… особая организационная культура, в которой талантам комфортно работать, т.к. её отличает высокий уровень базовой вовлеченности сотрудников, понимаемой как их потребность в участии в бизнесе в целом» [12].

Руденко Г. Г. акцентирует, что «…управление талантами в современных компаниях должно строиться на принципах меритократии, вовлеченности в корпоративную культуру, мотивации и развития» [31].

Немало трудов связано с тем, что концепция управления талантами рассматривается как элемент стратегии компании. Белогруд, И. Н. развитие персонала организации в современных условиях видим именно через управление талантами, т.к. «это необходимая инвестиция в будущее компании, поскольку оно инновационно и находится в тренде, которому подвержены многие» [4].

Руденко Г. Г. и соавторы отмечают, что «…управление талантами в любой компании должно быть включено в бизнес-стратегию компании, помогать бизнесу «изнутри» [31].

Одегов Ю. Г. исследуя управление талантами как реальность современного менеджмента неоднократно акцентирует, что «…управление талантами всегда фокусирует особое внимание на определенных процедурах и имеет стратегическую направленность» [27].

Конечно, не следует забывать, что «управление талантами – это попытка спрогнозировать, какие человеческие ресурсы понадобятся компании, и создать условия для их своевременного привлечения» и об этом напоминает Карташов С. А. и соавторы [15].

Малькова С. А. видит «основной движущей силой развития талантливых работников является желание исследовать, учиться, развивать и применять свои способности. При работе с такими работниками необходимо привлекать их к творческим проектам, а также создавать условия для развития их способностей» [23].

«Поскольку цель управления талантами состоит в том, чтобы выявить таланты и использовать кадровый резерв во благо компании, создавая благоприятные условия для его развития, то работа с кадровым резервом может рассматриваться как практика управления талантами» отмечает Латуха М. О. [20].

Это же мнение высказывает и Одегов, Ю. Г. и соавторы в своем более позднем труде, «…управление талантами – это направление HR-менеджмента, заключающееся в поиске, привлечении, удержании, мотивировании и продвижении талантливых работников, в которых нуждается организация для удовлетворения текущих и будущих потребностей бизнеса» [26].

Несомненно, развитие концепции управления талантами потребует «…продвинутых программ, которые автоматизируют обучение сотрудников и даже управляют их профессиональным ростом внутри компании» утверждает Загребельная Н. С. В своем исследовании [10].

Мухаметшина, Г. Р. указывает, что «внедрение программы управления талантами в бизнесе может помочь позиционировать организацию как востребованного работодателя и мотивировать сотрудников оставаться лояльными к организации» [25].

В современном мире «управление талантами и управление кадровым резервом являются способами управления карьерой работников компании. Все чаще компании формируют кадровый резерв и занимаются выявлением талантов в рамках не только одной компании, но и в рамках холдингов и корпораций» [35].

Несомненно, представленный анализ источников свидетельствует о достаточно обширной проработке концепции управления талантами среди отечественных исследователей. Несмотря на это практическая значимость данной концепции всё еще нуждается в более глубокой проработке.

Цель исследования - анализ системы управления молодыми талантами, которая влияет на различные аспекты деятельности Группы НЛМК.

Научная новизна исследования заключается в выявлении наиболее значимых практик по управлению талантами. Определено, что развитие талантов оказывает наибольшее влияние на результативность деятельности компаний, а также на способность фирмы усваивать и трансформировать знания.

Источниками для проведения исследования послужили труды и материалы учёных изучающих вопросы управления талантами в организациях, а также данные и отчеты, представленные в открытых источниках Группы НЛМК.

Результаты исследования и их обсуждение

«Группа НЛМК» – вертикально интегрированная металлургическая компания, крупнейший в России и один из самых эффективных в мире производителей стальной продукции. Предприятия НЛМК расположены в России, Европе и США. Основной актив группы – Новолипецкий металлургический комбинат [8].

Динамика численности сотрудников Группы НЛМК с 2017 по 2022 год, представлена на рисунке 1, по результатам отчета компании на начало 2023 года - численность сотрудников составила 51,4 тыс.

Рисунок 1. Динамика численности компании «Группа НЛМК» , тыс. чел.

(составлено авторами на основе источника [8])

Большая часть сотрудников Компании трудится в России в сегментах «Добыча и переработка сырья», «Сортовой прокат» и «Плоский прокат», что обусловлено существенными масштабами деятельности этих активов по сравнению с другими сегментами (Рисунок 2) [8].

Рисунок 2. Списочная численность персонала в разбивке по сегментам, тыс. чел.

(составлено авторами на основе источника [8])

Списочная численность сотрудников Группы НЛМК в 2022 году сократилась на 0,3 тыс. чел. по сравнению с 2021 годом в результате автоматизации производственных процессов, а также за счет других проектов, направленных на повышение производительности труда [8].

Рисунок 3. Списочная численность персонала Группы НЛМК в разбивке по регионам, %

(составлено авторами на основе источника [8])

Доля мужчин среди сотрудников Группы НЛМК традиционно выше в связи со спецификой металлургической отрасли, но также нельзя не заметить, что с каждым годом численность женщин увеличивается.

Рисунок 4. Численность персонала в разбивке по возрасту и категориям на конец года, %

(составлено авторами на основе источника [8])

Обзор возрастной структуры также представляет значительный интерес, так как заметное нарушение в возрастной структуре персонала может изменить психо-социологическое равновесие внутри предприятия и создать серьезные проблемы отбора рабочей силы.

В 2022 году добровольная текучесть персонала увеличилась по сравнению с предыдущим годом до 7,7%, что обусловлено увеличением числа сотрудников, ушедших на пенсию.

Рисунок 5. Коэффициент текучести персонала компании «Группа НЛМК» , %

(составлено авторами на основе источника [8])

К сожалению, следует отметить, что массовый выход страны в дистанционный формат работы, привел еще к большей мобильности работников и многие региональные сотрудники перешли в другие более крупные организации.

Мониторинг системы управления молодыми талантами

В ходе анализа квалификации персонала организации проверяется и соответствие уровня образования каждого работника занимаемой должности, изучаются вопросы, связанные с отбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации.

Рисунок 6. Доля сотрудников Группы НЛМК, прошедших периодическую оценку результативности, в разбивке по категориям и полу на январь 2023 года, чел.

(составлено авторами на основе источника [8])

Обучение и повышение квалификации проводилось в отраслевых образовательных центрах и других учебных заведениях.

Рисунок 7. Структура инвестиций Группы НЛМК в обучение и развитие сотрудников в 2022 году

(составлено авторами на основе источника [8])

Направления подготовки кадров Группы НЛМК:

¾ предаттестационная подготовка и аттестация в области промышленной безопасности;

¾ повышение квалификации сотрудников по всем направлениям деятельности компании;.

¾ профессиональное развитие кадрового резерва.

Для руководителей и сотрудников разработан ряд специализированных семинаров.

Например, для повышения квалификации руководителей Группы НЛМК проводится обучение на семинарах «Всеобщая система управления» (Total Management System), разработанных с привлечением специалистов Toyota Engeineering Corporation.

Формирование и подготовка кадрового резерва Группы НЛМК осуществляется путем формирования определённого состава сотрудников, прошедших подготовительный отбор и обладающих требуемым потенциалом для исполнения прямых обязанностей на должности своего руководителя. Работники, включенные в кадровый резерв, проходят программу подготовки к резервной должности [38].

Рисунок 8. Структура подготовки кадрового резерва Группы НЛМК

(составлено авторами на основе источника [8])

Для резервистов Группы НЛМК организуются:

¾ курсы повышения квалификации;

¾ обучение в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях за счет предприятия;

¾ предаттестационная подготовка и аттестация;

¾ стажировки в резервируемой должности.

В компании Группы НЛМК действует «Программа развивающих мероприятий для перспективной молодежи Группы НЛМК», которая помогает использовать потенциал перспективных молодых работников для решения стратегических целей компании и предоставляет им индивидуальные возможности для личного профессионального развития [38].

Ключевая задача профориентации — привлечь молодежь в базовые учебные заведения среднего-профессионального образования на профильные для Группы рабочие специальности [11]. В течение последних трех лет Группа НЛМК увеличила охват целевой аудитории до свыше 20 тыс. человек. В рамках сотрудничества со школами и центрами дополнительного образования Компания реализует широкий спектр информационных и образовательных мероприятий через корпоративные профориентационные проекты, такие как металлургические смены, «Школа профессионального мастерства», «Профессиональный старт», «Класс НЛМК», обучение школьников на рабочие профессии, «Корпорация дети», настольная игра «Комбинаториум: построй свою карьеру!», «Металлургический квест», «Портфолио» для школьника [38].

Рисунок 9. Динамика уровня средней заработной платы сотрудников российских активов Группы НЛМК, тыс. руб

(составлено авторами на основе источника [8])

В 2022 году средняя заработная плата сотрудников российских предприятий Группы НЛМК выросла на 25% — до 95 тыс. руб., существенно опередив темп инфляции. При этом 8% роста средней заработной платы приходится на единовременную выплату в размере 4,7 млрд рублей для поддержки сотрудников в условиях неопределенности.

Группа НЛМК взаимодействует с ведущими вузами России. Компания участвует в процессе организации студенческой производственной и преддипломной практики. Со студентами работают опытные наставники – инженеры [5].

С 2015 года в Группе НЛМК действует программа дополнительного профессионального обучения студентов Липецкого государственного технического университета. В период обучения участники программы получают стипендию от Группы НЛМК, каждому из них после окончания вуза гарантируется трудоустройство в компании.

Группа НЛМК является стратегическим партнером более чем 20 профильных учебных заведений среднего профессионального и высшего образования, в том числе 9 базовых колледжей и техникумов, с которыми выстроены совместные образовательные проекты в регионах присутствия [8]. Межрегиональный методический совет, специально созданный для вовлечения заинтересованных сторон и принятия коллегиальных решений, координирует совместную разработку образовательных программ: в 2022 году экспертизу совета прошли 37 образовательных программ, а также 3 комплексные программы развития образовательно-производственных кластеров в Липецкой, Свердловской и Белгородской областях. В партнерских учебных заведениях среднего профессионального образования по профильным для НЛМК специальностям проходят обучение 4,5 тыс. студентов. Студенты также имеют возможность проходить практику в компаниях Группы: в 2022 году практику прошли 2,5 тыс. студентов, из них 770 человек — на основе персональных договоров, предполагающих получение стипендии за счет работодателя.

Группа НЛМК создает благоприятные условия для реализации способностей молодых работников и их успешного карьерного роста, помогает в решении социальных вопросов. Компания активно привлекает перспективных молодых сотрудников, из которых в дальнейшем формируется профессиональный кадровый состав, резерв руководителей и специалистов [5, 8].

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что компания продолжит внедрение обновленного HR-цикла с новым подходом к процессам оценки и развития сотрудников. В новом подходе пересмотрена таксономия инструментов оценки, изменена методология проведения карьерных комитетов, а также разработаны карьерные маршруты для всех направлений, участвующих в пилотах. Результаты комплексной оценки лягут в основу карьерных комитетов нового формата и дальнейших процессов развития. Фокус внимания направлен на развитие управленческой культуры, внедрение в практику диалогов о развитии для качественного планирования карьеры. Помимо этого, будет усилена коммуникационная поддержка процессов развития и информирование сотрудников о всех возможностях, одними из которых станут такие инструменты развития как «Комплексное руководство по развитию» и новый подход к развитию технологической экспертизы.

Запланирована разработка концепции развития корпоративного спорта, привлечение новых участников в корпоративное волонтерское движение и проведение третьего конкурса волонтерских проектов по приоритетному направлению «Социальная помощь», изменение формата соревновательной части проекта «Здоровый выбор» для привлечения участников прошлых циклов. Среди задач Группы — разработка методических подходов к оценке соответствия деятельности Группы принципам, закрепленным в Политике НЛМК в области прав человека [8].

Планируется запуск новых профориентационных инструментов по знакомству школьников с металлургическим процессом — «Металлургический квест», основными профессиями Компании — «Собери профессию», навыками по самопрезентации и сборке личных достижений «Портфолио школьника». Основной фокус в профориентационной работе Компании направлен на выбор абитуриентами траектории развития в рамках среднего профессионального образования в базовых учебных заведениях НЛМК. Реализуемая система карьерного и профессионального развития персонала Группы НЛМК была разработана на основе лучших мировых практик в сфере профессионального образования и включает в себя выявление, оценку, целевое развитие и мотивацию работников.


Источники:

1. Азаренко Н.Ю., Беляева А.П. Разработка Android - приложения корпоративного взаимодействия сотрудников компании // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. – 2023. – № 1(21). – c. 19-23.
2. Амантаева Р.К., Сартанова Н.Т. Управление талантами как фактор повышения эффективности компаний // Central Asian Economic Review. – 2023. – № 1(148). – c. 164-176. – doi: 10.52821/2789-4401-2023-1-164-176.
3. Балев А.П. Управление талантливыми сотрудниками в российских компаниях: основные практики // Вестник Московской международной академии. – 2023. – № 1. – c. 170-172.
4. Белогруд И.Н. Развитие персонала организации в современных условиях: культура компании и управление талантами. / В книге: Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – 288-308 c.
5. Богомолова Е.В. Опыт металлургической отрасли в решении задач повышения производительности труда // Производительность труда и факторы ее повышения в цифровой экономике: Материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2018. – c. 35-38.
6. Борис О.А., Парахина В.Н. Управление талантами как область развития молодых лидеров бизнеса // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 8(139). – c. 55-60. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.08.04.007.
7. Быкова М.В. Методика выявления талантливых сотрудников в системе управления персоналом организации // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2023. – № 20. – c. 61-65.
8. Годовые отчёты НЛМК. Nlmk.com. [Электронный ресурс]. URL: https://nlmk.com/ru/ir/results/annual-reports/ (дата обращения: 07.05.2024).
9. Егорова И.А. Концепция управления талантами: основные подходы // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2018. – № 1(27). – c. 76-78.
10. Загребельная Н.С., Бостоганашвили Е.Р. Управление человеческими ресурсами в цифровой экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 1-1. – c. 374-384. – doi: 10.25799/AR.2019.80.1.038.
11. Московцева Л.В., Арутюнян В.А., Журавлева О.В., Митрофанова О.Н. К вопросу об управлении вовлеченностью сотрудников в современных организациях // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 6(143). – c. 1001-1006. – doi: 10.34925/EIP.2022.143.6.185.
12. Кабалина В.И., Мондрус О.В. Контекстуализация управления талантами в российских ИТ-компаниях // Российский журнал менеджмента. – 2018. – № 1. – c. 5-36. – doi: 10.21638/10.21638/11701/spbu18.2018.101.
13. Кабалина В.И., Мондрус О.В. Факторы управления талантами в компании: контекстный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2017. – № 2. – c. 268-298.
14. Кандричина И.Н., Богданович Е.Г. Проблемы и перспективы исследований в области управления талантами // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. – 2023. – № 22. – c. 291-298.
15. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Шаталов Д.В. Управление талантами как HR-технология // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2013. – № 1. – c. 85-94.
16. Кисова А.Е., Московцева Л.В., Митрофанова О.Н. Корпоративное социальное инвестирование: понятие, практика применения на металлургических предприятиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1505-1524. – doi: 10.18334/epp.14.4.120673.
17. Костенко Е.П. Трансформация роли и функций HR в условиях новых экономических вызовов // Journal of Economic Regulation. – 2021. – № 4. – c. 94-109. – doi: 10.17835/2078-5429.2021.12.4.094-109.
18. Курдом И.Н. Особенности управления талантами на предприятии нефтегазового сектора // Global and Regional Research. – 2023. – № 3. – c. 197-205.
19. Курина Т.Н. Концепция управления талантами как особой категорией работников организации // Управленческие науки. – 2019. – № 3. – c. 86-95. – doi: 10.26794/2304-022X-2019-9-3-86-95.
20. Латуха М.О. Управление талантливыми сотрудниками: теоретические подходы и опыт российских компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2014. – № 4. – c. 46-67.
21. Маколов В.И. Управление талантами. / Глава в книге: Управление персоналом в XXI веке. - Москва: РГГУ, 2023. – 101-140 c.
22. Маколов В.И. Управление талантами как приоритетное направление кадровой политики организации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 11-2(93). – c. 25-28. – doi: 10.24412/2411-0450-2022-11-2-25-28.
23. Малькова С.А. Управление развитием талантов // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 5(81). – c. 625-631.
24. Мухаметшина Г.Р., Малькова С.А. Руководство по управлению талантами: стратегия и лучшие практики // Научный аспект. – 2023. – № 5. – c. 822-830.
25. Мухаметшина Г.Р., Малькова С.А. Талант-менеджмент и его необходимость внедрения в организации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 5. – c. 730-738.
26. Одегов Ю.Г., Кулапов М.Н., Карасев П.А. Управление талантами - нужно ли оно работодателю? // Вестник НГУЭУ. – 2020. – № 4. – c. 10-20. – doi: 10.34020/2073-6495-2020-4-010-020.
27. Одегов Ю.Г. Управление талантами - реальность современного менеджмента // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 1. – c. 92-99.
28. Пихтовников Ю.В. Интегрированное управление талантами. / Учебное пособие. - Москва: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2022. – 42 c.
29. Позина М.Б. Управление интеллектуальным потенциалом организации или еще раз о талант-менеджменте // International Journal of Medicine. – 2023. – № 3. – c. 62-73.
30. Полевая М.В., Дзаппала С., Камнева Е.В. Управление талантами: трактовка, систематизация, опыт // Управленческие науки. – 2018. – № 4. – c. 104-111. – doi: 10.26794/2404-022X-2018-8-4-104-111.
31. Руденко Г.Г., Сидорова В.Н., Сидоров Н.В. Управление талантами: разработка программы и развитие кадрового потенциала // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2017. – № 2(58). – c. 125-129.
32. Румянцева Ю.В., Митрофанова О.Н. Применение электронных инструментов контроля деятельности персонала в компетентностном подходе к HR-процессам // Вестник МИРБИС. – 2023. – № 2(34). – c. 87-100. – doi: 10.25634/MIRBIS.2023.2.10.
33. Овчинникова О.П., Чемезов С.В., Островская А.А., Летуновский О.Н. Система управления развитием человеческого капитала организации в современных условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 9(139). – c. 30-36. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.09.04.004.
34. Сокур А.В., Колмыкова Т.С., Мищенко В.А. Современные тренды и технологии управления человеческими ресурсами // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 191-202. – doi: 10.21869/2223-1552-2023-13-3-191-202.
35. Солодова Н.Г., Васильева А.Н. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы // Baikal Research Journal. – 2015. – № 4. – c. 14. – doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).14.
36. Тамаоки Ю.П., Абаев А.Л. Влияние бренда работодателя на управление талантами // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2022. – № 2-5. – c. 266-274.
37. Тихонова К.Л. Отечественный опыт управления талантами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 11-4(74). – c. 283-285. – doi: 10.24412/2500-1000-2022-11-4-283-285.
38. Журавлева О.В., Дмитриева Н.В., Панова А.Г., Митрофанова О.Н. Формирование системы кадрового резерва как основного элемента управления карьерой // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 3(152). – c. 950-958. – doi: 10.34925/EIP.2023.152.3.188.
39. Хачатрян Г.А. Модель комплексной оценки результативности системы управления талантами // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2023. – № 3(39). – c. 129-138.
40. Чарина Т.А., Вавилин Г.В. Управление талантами на государственной службе: национальный и зарубежный опыт // Гуманитарный научный журнал. – 2023. – № 2-2. – c. 59-65.
41. Чижикова С.А., Краснощеченко И.П. Оценка потенциала сотрудников предприятия в системе управления талантами // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2022. – № 3(16). – c. 919. – doi: 10.54072/26586568_2022_5_3_9.

Страница обновлена: 08.09.2025 в 13:37:21

 

 

Managing talented employees: the experience of Russian industrial companies

Zhuravleva O.V., Koroleva I.V., Mitrofanova O.N.

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 2 (April-June 2024)

Citation:

Abstract:
The research is devoted to the management of talented employees in Russian industrial companies. The study provides a detailed review of the literature on this topic. The authors analyzed the talent management system in industrial companies. It is determined that the development of talents has the greatest impact on the effectiveness of companies, as well as on the ability of a company to assimilate and transform knowledge. The study highlights the role of leadership in creating favorable conditions for the realization of the abilities of young employees and their successful career growth. The authors emphasize that the studied experience of Russian industrial companies in the field of young talent management focuses on the development of managerial culture and the introduction of development dialogues into practice for high-quality career planning. This research will be of interest to scientists and practitioners who study the issues of personnel management, as well as the management of talented employees.

Keywords: talent management, personnel reserve, professional education, professional development, advanced professional training, employee development, training

JEL-classification: A20, H75, I20, I23