Управление талантливыми сотрудниками: опыт российских промышленных компаний

Журавлева О.В.1, Королева И.В.1, Митрофанова О.Н.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Липецкий государственный технический университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67970581

Аннотация:
Исследование посвящено вопросам управления талантливыми сотрудниками в российских промышленных компаниях. В исследовании представлен подробный обзор литературных источников по данной тематике. Авторами проанализирована система управления талантами в промышленных компаниях. Определено, что развитие талантов оказывает наибольшее влияние на результативность деятельности компаний, а также на способность фирмы усваивать и трансформировать знания. В исследовании подчеркивается роль руководства при создании благоприятных условий для реализации способностей молодых работников и их успешного карьерного роста. Авторы акцентируют, что исследованный опыт российских промышленных компаний в области управления молодыми талантами ставит фокус внимания на развитие управленческой культуры, внедрение в практику диалогов о развитии для качественного планирования карьеры. Данное исследование будет интересно учёным и практикам, исследующим вопросы управления персоналом, а также управления талантливыми сотрудниками.

Ключевые слова: управление талантами, кадровый резерв, профессиональное образование, профессиональное развитие, повышение квалификации, развитие сотрудников, обучение

JEL-классификация: A20, H75, I20, I23



Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня большинство передовых промышленных предприятий не только ищут готовых специалистов, но и самостоятельно ведут большую и целенаправленную работу по подготовке, обучению, созданию условий для профессионального развития и карьерного роста молодых талантов [16, 32].

Несмотря на то, что понятие «управление талантами» достаточно новое направление деятельности в управлении трудовыми ресурсами, в отечественной науке есть определённый научный задел. Среди отечественных исследователей, занимающихся вопросами управления талантами можно выделить таких как: Азаренко Н. Ю. [1], Амантаева Р. К. [2], Балев А. П. [3], Белогруд И. Н. [4], Борис О. А. [6], Быкова М. В. [7], Егорова И. А. [9], Загребельная Н. С. [10], Кабалина В. И. [12, 13], Кандричина И. Н. [14], Карташов С. А. [15], Костенко Е. П. [17], Курдом И. Н. [18], Курина Т. Н. [19], Латуха М. О. [20], Маколов В. И. [21, 22], Малькова С. А. [23], Мухаметшина Г. Р. [24, 25], Одегов Ю. Г. [26, 27], Пихтовников Ю. В. [28], Позина М. Б. [29], Полевая М. В. [30], Руденко Г. Г. [31], Овчинникова О. П. [33], Сокур А. В. [34], Солодова Н. Г. [35], Тамаоки Ю. П. [36], Тихонова К. Л. [37], Хачатрян Г. А. [39], Чарина Т. А. [40], Чижикова С. А. [41].

Концепция управления талантами, зародившаяся в конце ХХ в., указывает Кандричина И. Н. «сегодня рассматривается как один из базовых инструментов повышения конкурентоспособности организации и как область HR-менеджмента, ориентированная на стратегическое планирование человеческих ресурсов для повышения ценности бизнеса и достижения поставленных целей» [14].

Одегов Ю. Г. и соавторы отмечают, что на сегодняшний день «… управление талантами сформировалось в целенаправленную деятельность по созданию в компании системы поиска, привлечения, найма, развития и использования талантливых сотрудников, имеющих стратегическое значение для организации и способствующих достижению бизнесом больших результатов» [26].

Курина Т. Н. в своем исследовании указывает на особую актуальность развития «управления талантами» именно в условиях «…насыщенного рынка труда и жесткой конкуренции на нем особую ценность приобретают высокопроизводительные и одаренные работники, которые способны быстро обучаться и адаптироваться к стремительным изменениям внешней среды, а также обладают рядом уникальных умений, знаний и навыков в определенной сфере экономики» [19].

«Управление и сохранение талантов обеспечивает организационную эффективность, позволяющую справляться с быстро меняющимися условиями ведения бизнеса» подчеркивает Тихонова К. Л. [37].

В современных условиях, отмечает Чижикова, С. А. «…многократно возрастает значимость личностного потенциала сотрудников как ключевого фактора, непосредственно влияющего на продуктивность и гибкость организации в целом…» [41].

Курдом И. Н. и Борис О. А. в своих трудах актуализируют значимость изучения причин ухода талантливых сотрудников из организации. Исследование этих причин, отмечает Курдом И. Н., «может помочь организации устранить недостатки в управлении персоналом и удержать других талантливых работников в будущем» [18]. Борис О. А. подчеркивает, что достаточно часто талантливых работников «…нагружают большими объемами работ, поэтому они сталкиваются с профессиональным выгоранием, постоянными стрессами и принимают решение об уходе из компании» [6].

Ряд исследователей связывает развитие концепции управление талантами с организационной культурой. Например, Одегов Ю.Г. утверждает, что именно «развитая корпоративная культура способствует принятию «установки на талант» руководством и сотрудниками организации…» [27].

Полевая, М. В. и соавторы подчёркивает, что «успех в управлении талантами во многом зависит от корпоративной культуры компании, от того, какие принципы и методы взаимодействия между сотрудниками заложены при ее построении» [30].

Кабалина, В. И. выявила в своем исследовании «…в качестве важного внутреннего фактора, благоприятствующего управлению талантами», респондентами отмечена «… особая организационная культура, в которой талантам комфортно работать, т.к. её отличает высокий уровень базовой вовлеченности сотрудников, понимаемой как их потребность в участии в бизнесе в целом» [12].

Руденко Г. Г. акцентирует, что «…управление талантами в современных компаниях должно строиться на принципах меритократии, вовлеченности в корпоративную культуру, мотивации и развития» [31].

Немало трудов связано с тем, что концепция управления талантами рассматривается как элемент стратегии компании. Белогруд, И. Н. развитие персонала организации в современных условиях видим именно через управление талантами, т.к. «это необходимая инвестиция в будущее компании, поскольку оно инновационно и находится в тренде, которому подвержены многие» [4].

Руденко Г. Г. и соавторы отмечают, что «…управление талантами в любой компании должно быть включено в бизнес-стратегию компании, помогать бизнесу «изнутри» [31].

Одегов Ю. Г. исследуя управление талантами как реальность современного менеджмента неоднократно акцентирует, что «…управление талантами всегда фокусирует особое внимание на определенных процедурах и имеет стратегическую направленность» [27].

Конечно, не следует забывать, что «управление талантами – это попытка спрогнозировать, какие человеческие ресурсы понадобятся компании, и создать условия для их своевременного привлечения» и об этом напоминает Карташов С. А. и соавторы [15].

Малькова С. А. видит «основной движущей силой развития талантливых работников является желание исследовать, учиться, развивать и применять свои способности. При работе с такими работниками необходимо привлекать их к творческим проектам, а также создавать условия для развития их способностей» [23].

«Поскольку цель управления талантами состоит в том, чтобы выявить таланты и использовать кадровый резерв во благо компании, создавая благоприятные условия для его развития, то работа с кадровым резервом может рассматриваться как практика управления талантами» отмечает Латуха М. О. [20].

Это же мнение высказывает и Одегов, Ю. Г. и соавторы в своем более позднем труде, «…управление талантами – это направление HR-менеджмента, заключающееся в поиске, привлечении, удержании, мотивировании и продвижении талантливых работников, в которых нуждается организация для удовлетворения текущих и будущих потребностей бизнеса» [26].

Несомненно, развитие концепции управления талантами потребует «…продвинутых программ, которые автоматизируют обучение сотрудников и даже управляют их профессиональным ростом внутри компании» утверждает Загребельная Н. С. В своем исследовании [10].

Мухаметшина, Г. Р. указывает, что «внедрение программы управления талантами в бизнесе может помочь позиционировать организацию как востребованного работодателя и мотивировать сотрудников оставаться лояльными к организации» [25].

В современном мире «управление талантами и управление кадровым резервом являются способами управления карьерой работников компании. Все чаще компании формируют кадровый резерв и занимаются выявлением талантов в рамках не только одной компании, но и в рамках холдингов и корпораций» [35].

Несомненно, представленный анализ источников свидетельствует о достаточно обширной проработке концепции управления талантами среди отечественных исследователей. Несмотря на это практическая значимость данной концепции всё еще нуждается в более глубокой проработке.

Цель исследования - анализ системы управления молодыми талантами, которая влияет на различные аспекты деятельности Группы НЛМК.

Научная новизна исследования заключается в выявлении наиболее значимых практик по управлению талантами. Определено, что развитие талантов оказывает наибольшее влияние на результативность деятельности компаний, а также на способность фирмы усваивать и трансформировать знания.

Источниками для проведения исследования послужили труды и материалы учёных изучающих вопросы управления талантами в организациях, а также данные и отчеты, представленные в открытых источниках Группы НЛМК.

Результаты исследования и их обсуждение

«Группа НЛМК» – вертикально интегрированная металлургическая компания, крупнейший в России и один из самых эффективных в мире производителей стальной продукции. Предприятия НЛМК расположены в России, Европе и США. Основной актив группы – Новолипецкий металлургический комбинат [8].

Динамика численности сотрудников Группы НЛМК с 2017 по 2022 год, представлена на рисунке 1, по результатам отчета компании на начало 2023 года - численность сотрудников составила 51,4 тыс.

Рисунок 1. Динамика численности компании «Группа НЛМК» , тыс. чел.

(составлено авторами на основе источника [8])

Большая часть сотрудников Компании трудится в России в сегментах «Добыча и переработка сырья», «Сортовой прокат» и «Плоский прокат», что обусловлено существенными масштабами деятельности этих активов по сравнению с другими сегментами (Рисунок 2) [8].

Рисунок 2. Списочная численность персонала в разбивке по сегментам, тыс. чел.

(составлено авторами на основе источника [8])

Списочная численность сотрудников Группы НЛМК в 2022 году сократилась на 0,3 тыс. чел. по сравнению с 2021 годом в результате автоматизации производственных процессов, а также за счет других проектов, направленных на повышение производительности труда [8].

Рисунок 3. Списочная численность персонала Группы НЛМК в разбивке по регионам, %

(составлено авторами на основе источника [8])

Доля мужчин среди сотрудников Группы НЛМК традиционно выше в связи со спецификой металлургической отрасли, но также нельзя не заметить, что с каждым годом численность женщин увеличивается.

Рисунок 4. Численность персонала в разбивке по возрасту и категориям на конец года, %

(составлено авторами на основе источника [8])

Обзор возрастной структуры также представляет значительный интерес, так как заметное нарушение в возрастной структуре персонала может изменить психо-социологическое равновесие внутри предприятия и создать серьезные проблемы отбора рабочей силы.

В 2022 году добровольная текучесть персонала увеличилась по сравнению с предыдущим годом до 7,7%, что обусловлено увеличением числа сотрудников, ушедших на пенсию.

Рисунок 5. Коэффициент текучести персонала компании «Группа НЛМК» , %

(составлено авторами на основе источника [8])

К сожалению, следует отметить, что массовый выход страны в дистанционный формат работы, привел еще к большей мобильности работников и многие региональные сотрудники перешли в другие более крупные организации.

Мониторинг системы управления молодыми талантами

В ходе анализа квалификации персонала организации проверяется и соответствие уровня образования каждого работника занимаемой должности, изучаются вопросы, связанные с отбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации.

Рисунок 6. Доля сотрудников Группы НЛМК, прошедших периодическую оценку результативности, в разбивке по категориям и полу на январь 2023 года, чел.

(составлено авторами на основе источника [8])

Обучение и повышение квалификации проводилось в отраслевых образовательных центрах и других учебных заведениях.

Рисунок 7. Структура инвестиций Группы НЛМК в обучение и развитие сотрудников в 2022 году

(составлено авторами на основе источника [8])

Направления подготовки кадров Группы НЛМК:

¾ предаттестационная подготовка и аттестация в области промышленной безопасности;

¾ повышение квалификации сотрудников по всем направлениям деятельности компании;.

¾ профессиональное развитие кадрового резерва.

Для руководителей и сотрудников разработан ряд специализированных семинаров.

Например, для повышения квалификации руководителей Группы НЛМК проводится обучение на семинарах «Всеобщая система управления» (Total Management System), разработанных с привлечением специалистов Toyota Engeineering Corporation.

Формирование и подготовка кадрового резерва Группы НЛМК осуществляется путем формирования определённого состава сотрудников, прошедших подготовительный отбор и обладающих требуемым потенциалом для исполнения прямых обязанностей на должности своего руководителя. Работники, включенные в кадровый резерв, проходят программу подготовки к резервной должности [38].

Рисунок 8. Структура подготовки кадрового резерва Группы НЛМК

(составлено авторами на основе источника [8])

Для резервистов Группы НЛМК организуются:

¾ курсы повышения квалификации;

¾ обучение в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях за счет предприятия;

¾ предаттестационная подготовка и аттестация;

¾ стажировки в резервируемой должности.

В компании Группы НЛМК действует «Программа развивающих мероприятий для перспективной молодежи Группы НЛМК», которая помогает использовать потенциал перспективных молодых работников для решения стратегических целей компании и предоставляет им индивидуальные возможности для личного профессионального развития [38].

Ключевая задача профориентации — привлечь молодежь в базовые учебные заведения среднего-профессионального образования на профильные для Группы рабочие специальности [11]. В течение последних трех лет Группа НЛМК увеличила охват целевой аудитории до свыше 20 тыс. человек. В рамках сотрудничества со школами и центрами дополнительного образования Компания реализует широкий спектр информационных и образовательных мероприятий через корпоративные профориентационные проекты, такие как металлургические смены, «Школа профессионального мастерства», «Профессиональный старт», «Класс НЛМК», обучение школьников на рабочие профессии, «Корпорация дети», настольная игра «Комбинаториум: построй свою карьеру!», «Металлургический квест», «Портфолио» для школьника [38].

Рисунок 9. Динамика уровня средней заработной платы сотрудников российских активов Группы НЛМК, тыс. руб

(составлено авторами на основе источника [8])

В 2022 году средняя заработная плата сотрудников российских предприятий Группы НЛМК выросла на 25% — до 95 тыс. руб., существенно опередив темп инфляции. При этом 8% роста средней заработной платы приходится на единовременную выплату в размере 4,7 млрд рублей для поддержки сотрудников в условиях неопределенности.

Группа НЛМК взаимодействует с ведущими вузами России. Компания участвует в процессе организации студенческой производственной и преддипломной практики. Со студентами работают опытные наставники – инженеры [5].

С 2015 года в Группе НЛМК действует программа дополнительного профессионального обучения студентов Липецкого государственного технического университета. В период обучения участники программы получают стипендию от Группы НЛМК, каждому из них после окончания вуза гарантируется трудоустройство в компании.

Группа НЛМК является стратегическим партнером более чем 20 профильных учебных заведений среднего профессионального и высшего образования, в том числе 9 базовых колледжей и техникумов, с которыми выстроены совместные образовательные проекты в регионах присутствия [8]. Межрегиональный методический совет, специально созданный для вовлечения заинтересованных сторон и принятия коллегиальных решений, координирует совместную разработку образовательных программ: в 2022 году экспертизу совета прошли 37 образовательных программ, а также 3 комплексные программы развития образовательно-производственных кластеров в Липецкой, Свердловской и Белгородской областях. В партнерских учебных заведениях среднего профессионального образования по профильным для НЛМК специальностям проходят обучение 4,5 тыс. студентов. Студенты также имеют возможность проходить практику в компаниях Группы: в 2022 году практику прошли 2,5 тыс. студентов, из них 770 человек — на основе персональных договоров, предполагающих получение стипендии за счет работодателя.

Группа НЛМК создает благоприятные условия для реализации способностей молодых работников и их успешного карьерного роста, помогает в решении социальных вопросов. Компания активно привлекает перспективных молодых сотрудников, из которых в дальнейшем формируется профессиональный кадровый состав, резерв руководителей и специалистов [5, 8].

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что компания продолжит внедрение обновленного HR-цикла с новым подходом к процессам оценки и развития сотрудников. В новом подходе пересмотрена таксономия инструментов оценки, изменена методология проведения карьерных комитетов, а также разработаны карьерные маршруты для всех направлений, участвующих в пилотах. Результаты комплексной оценки лягут в основу карьерных комитетов нового формата и дальнейших процессов развития. Фокус внимания направлен на развитие управленческой культуры, внедрение в практику диалогов о развитии для качественного планирования карьеры. Помимо этого, будет усилена коммуникационная поддержка процессов развития и информирование сотрудников о всех возможностях, одними из которых станут такие инструменты развития как «Комплексное руководство по развитию» и новый подход к развитию технологической экспертизы.

Запланирована разработка концепции развития корпоративного спорта, привлечение новых участников в корпоративное волонтерское движение и проведение третьего конкурса волонтерских проектов по приоритетному направлению «Социальная помощь», изменение формата соревновательной части проекта «Здоровый выбор» для привлечения участников прошлых циклов. Среди задач Группы — разработка методических подходов к оценке соответствия деятельности Группы принципам, закрепленным в Политике НЛМК в области прав человека [8].

Планируется запуск новых профориентационных инструментов по знакомству школьников с металлургическим процессом — «Металлургический квест», основными профессиями Компании — «Собери профессию», навыками по самопрезентации и сборке личных достижений «Портфолио школьника». Основной фокус в профориентационной работе Компании направлен на выбор абитуриентами траектории развития в рамках среднего профессионального образования в базовых учебных заведениях НЛМК. Реализуемая система карьерного и профессионального развития персонала Группы НЛМК была разработана на основе лучших мировых практик в сфере профессионального образования и включает в себя выявление, оценку, целевое развитие и мотивацию работников.


Источники:

1. Азаренко Н.Ю., Беляева А.П. Разработка Android - приложения корпоративного взаимодействия сотрудников компании // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. – 2023. – № 1(21). – c. 19-23.
2. Амантаева Р.К., Сартанова Н.Т. Управление талантами как фактор повышения эффективности компаний // Central Asian Economic Review. – 2023. – № 1(148). – c. 164-176. – doi: 10.52821/2789-4401-2023-1-164-176.
3. Балев А.П. Управление талантливыми сотрудниками в российских компаниях: основные практики // Вестник Московской международной академии. – 2023. – № 1. – c. 170-172.
4. Белогруд И.Н. Развитие персонала организации в современных условиях: культура компании и управление талантами. / В книге: Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – 288-308 c.
5. Богомолова Е.В. Опыт металлургической отрасли в решении задач повышения производительности труда // Производительность труда и факторы ее повышения в цифровой экономике: Материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2018. – c. 35-38.
6. Борис О.А., Парахина В.Н. Управление талантами как область развития молодых лидеров бизнеса // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 8(139). – c. 55-60. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.08.04.007.
7. Быкова М.В. Методика выявления талантливых сотрудников в системе управления персоналом организации // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2023. – № 20. – c. 61-65.
8. Годовые отчёты НЛМК. Nlmk.com. [Электронный ресурс]. URL: https://nlmk.com/ru/ir/results/annual-reports/ (дата обращения: 07.05.2024).
9. Егорова И.А. Концепция управления талантами: основные подходы // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2018. – № 1(27). – c. 76-78.
10. Загребельная Н.С., Бостоганашвили Е.Р. Управление человеческими ресурсами в цифровой экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 1-1. – c. 374-384. – doi: 10.25799/AR.2019.80.1.038.
11. Московцева Л.В., Арутюнян В.А., Журавлева О.В., Митрофанова О.Н. К вопросу об управлении вовлеченностью сотрудников в современных организациях // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 6(143). – c. 1001-1006. – doi: 10.34925/EIP.2022.143.6.185.
12. Кабалина В.И., Мондрус О.В. Контекстуализация управления талантами в российских ИТ-компаниях // Российский журнал менеджмента. – 2018. – № 1. – c. 5-36. – doi: 10.21638/10.21638/11701/spbu18.2018.101.
13. Кабалина В.И., Мондрус О.В. Факторы управления талантами в компании: контекстный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2017. – № 2. – c. 268-298.
14. Кандричина И.Н., Богданович Е.Г. Проблемы и перспективы исследований в области управления талантами // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. – 2023. – № 22. – c. 291-298.
15. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Шаталов Д.В. Управление талантами как HR-технология // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2013. – № 1. – c. 85-94.
16. Кисова А.Е., Московцева Л.В., Митрофанова О.Н. Корпоративное социальное инвестирование: понятие, практика применения на металлургических предприятиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1505-1524. – doi: 10.18334/epp.14.4.120673.
17. Костенко Е.П. Трансформация роли и функций HR в условиях новых экономических вызовов // Journal of Economic Regulation. – 2021. – № 4. – c. 94-109. – doi: 10.17835/2078-5429.2021.12.4.094-109.
18. Курдом И.Н. Особенности управления талантами на предприятии нефтегазового сектора // Global and Regional Research. – 2023. – № 3. – c. 197-205.
19. Курина Т.Н. Концепция управления талантами как особой категорией работников организации // Управленческие науки. – 2019. – № 3. – c. 86-95. – doi: 10.26794/2304-022X-2019-9-3-86-95.
20. Латуха М.О. Управление талантливыми сотрудниками: теоретические подходы и опыт российских компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2014. – № 4. – c. 46-67.
21. Маколов В.И. Управление талантами. / Глава в книге: Управление персоналом в XXI веке. - Москва: РГГУ, 2023. – 101-140 c.
22. Маколов В.И. Управление талантами как приоритетное направление кадровой политики организации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 11-2(93). – c. 25-28. – doi: 10.24412/2411-0450-2022-11-2-25-28.
23. Малькова С.А. Управление развитием талантов // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 5(81). – c. 625-631.
24. Мухаметшина Г.Р., Малькова С.А. Руководство по управлению талантами: стратегия и лучшие практики // Научный аспект. – 2023. – № 5. – c. 822-830.
25. Мухаметшина Г.Р., Малькова С.А. Талант-менеджмент и его необходимость внедрения в организации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 5. – c. 730-738.
26. Одегов Ю.Г., Кулапов М.Н., Карасев П.А. Управление талантами - нужно ли оно работодателю? // Вестник НГУЭУ. – 2020. – № 4. – c. 10-20. – doi: 10.34020/2073-6495-2020-4-010-020.
27. Одегов Ю.Г. Управление талантами - реальность современного менеджмента // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 1. – c. 92-99.
28. Пихтовников Ю.В. Интегрированное управление талантами. / Учебное пособие. - Москва: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2022. – 42 c.
29. Позина М.Б. Управление интеллектуальным потенциалом организации или еще раз о талант-менеджменте // International Journal of Medicine. – 2023. – № 3. – c. 62-73.
30. Полевая М.В., Дзаппала С., Камнева Е.В. Управление талантами: трактовка, систематизация, опыт // Управленческие науки. – 2018. – № 4. – c. 104-111. – doi: 10.26794/2404-022X-2018-8-4-104-111.
31. Руденко Г.Г., Сидорова В.Н., Сидоров Н.В. Управление талантами: разработка программы и развитие кадрового потенциала // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2017. – № 2(58). – c. 125-129.
32. Румянцева Ю.В., Митрофанова О.Н. Применение электронных инструментов контроля деятельности персонала в компетентностном подходе к HR-процессам // Вестник МИРБИС. – 2023. – № 2(34). – c. 87-100. – doi: 10.25634/MIRBIS.2023.2.10.
33. Овчинникова О.П., Чемезов С.В., Островская А.А., Летуновский О.Н. Система управления развитием человеческого капитала организации в современных условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 9(139). – c. 30-36. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.09.04.004.
34. Сокур А.В., Колмыкова Т.С., Мищенко В.А. Современные тренды и технологии управления человеческими ресурсами // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 191-202. – doi: 10.21869/2223-1552-2023-13-3-191-202.
35. Солодова Н.Г., Васильева А.Н. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы // Baikal Research Journal. – 2015. – № 4. – c. 14. – doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).14.
36. Тамаоки Ю.П., Абаев А.Л. Влияние бренда работодателя на управление талантами // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2022. – № 2-5. – c. 266-274.
37. Тихонова К.Л. Отечественный опыт управления талантами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 11-4(74). – c. 283-285. – doi: 10.24412/2500-1000-2022-11-4-283-285.
38. Журавлева О.В., Дмитриева Н.В., Панова А.Г., Митрофанова О.Н. Формирование системы кадрового резерва как основного элемента управления карьерой // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 3(152). – c. 950-958. – doi: 10.34925/EIP.2023.152.3.188.
39. Хачатрян Г.А. Модель комплексной оценки результативности системы управления талантами // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2023. – № 3(39). – c. 129-138.
40. Чарина Т.А., Вавилин Г.В. Управление талантами на государственной службе: национальный и зарубежный опыт // Гуманитарный научный журнал. – 2023. – № 2-2. – c. 59-65.
41. Чижикова С.А., Краснощеченко И.П. Оценка потенциала сотрудников предприятия в системе управления талантами // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2022. – № 3(16). – c. 919. – doi: 10.54072/26586568_2022_5_3_9.

Страница обновлена: 25.10.2024 в 21:05:34