Технологии развития стратегического мышления в управлении карьерной траекторий
Грошева Т.А.1, Выходцев А.М.1, Малахова Е.А.1
1 Югорский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316184
Аннотация:
Целью настоящего исследования является разработка комплексной технологии стратегического мышления, обеспечивающих реализацию его структуры применительно к формированию личностной траектории в сфере профессионального развития. Специфика рекомендуемых к использованию в рамках технологии инструментов и методов анализа определяется, с одной стороны, их ориентацией на последовательную реализацию структуры стратегического мышления, что обусловливает необходимость наличия преемственности. С другой стороны, поскольку речь идет о разработке личностной траектории, то используемые инструменты и методы должны быть эффективны не столько в коллективном, сколько при индивидуальном оценивании. Кроме того, предложенный портфель технологического инструментария является адаптированным к использованию для разработки стратегических решений относительно карьерной (образовательной, профессиональной) траектории развития личности. В статье рассматриваются такие инструменты реализации действий в структуре стратегического мышления как трендлеттеры, SPACE-анализ и сценарный план.
Ключевые слова: стратегическое мышление, тренды развития, SPACE-анализ, сценарный план, альтернативные стратегии, личная эффективность
JEL-классификация: J24, M51, M54
Введение
Актуальность. В условиях высокой неопределенности общественного развития стратегическое планирование профессиональной траектории способно значительно увеличить социально-экономическую результативность жизнедеятельности человека, а также, при массовом проявлении, сформировать основу устойчивого развития предприятий, отраслей и общества в целом.
Литературный обзор. Управление профессиональным развитием и карьерной траекторий является предметом актуальных исследований с различных концептуальных и контекстных позиций.
Значительное число работ по тематике управления карьерой связано с рассмотрением деловой карьеры сотрудников в системе стратегического менеджмента предприятия как основы его долгосрочной конкурентоспособности. Виды карьеры, карьерная активность и инвестиции в карьеру анализируются в работах Н.З. Сотникова [1, с. 190-200]. Проводится анализ стратегической ценности персонала в исследовании С.И. Сотниковой [2, c. 60-62]. Оценка эффективности корпоративного обучения как стратегия развития управление карьерой персонала исследует В.И. Абдукаримов [3, с.9].
Отдельным направлением исследований карьерного развития является реализация подхода в теории человеческого капитала. Карьера и возможность реализации альтернативных карьерных траекторий рассматриваются А.В. Каравай [4, с. 96] как элементы человеческого капитала. Базируясь на теории новой карьеры в гибких формах занятости М. Артура [5] и динамических систем карьерного роста Ю. Барух [6], И.П. Попова вводит понятие карьерного капитала [7, с. 79], а также предлагает использование концепта карьерного капитала для развития управленческих практик в современных организациях [7, с. 82-83]. Формирование карьерных стратегий на основе образовательного капитала как составной части капитала человеческого исследуется в работах А.В. Ярашевой, где на примере профессионального развития в сфере здравоохранения выделяются особенности образовательно-профессиональных траекторий [8, с. 119-120].
Научный пробел. Специфика двух представленных выше подходов (стратегический менеджмент и теория человеческого капитала) состоит в том, что основным «заказчиком» разработки стратегии карьерного роста выступает коллективный актор – предприятие, организация, образовательное учреждение. Отсюда и особенности большинства рекомендуемых к использованию технологий и соответствующих им инструментов стратегического управления профессиональным развитием, ориентированных на коллективное экспертное оценивание с высоким уровнем трудозатрат. Например, Э.Хайнс предлагает для анализа перспектив «работы как таковой» использовать форсайт-инструментарий [9, с. 20] – сканирование горизонтов, образы будущего. В работе Г.А. Хачатуряна рассматриваются преимущества карьерного тьюторинга [10].
Цель исследования. Рассматривая управление карьерной траекторией как элемент личностного стратегического планирования и определяя вслед за И.Е. Ильичевым развитые навыки стратегического мышления на личностном уровне при массовом характере проявления значимым фактором толерантного и устойчивого общественного развития [11, c. 12], настоящее исследование ставит своей целью развитие технологий стратегического карьерного планирования на основе адаптированного к индивидуальному оцениванию инструментария стратегического менеджмента.
Научная новизна заключается в формировании комплексного, адаптированного для целей персонального карьерного стратегического планирования инструментария, преемственного относительно этапов, выделяемых в структуре стратегического мышления.
Авторская гипотеза состоит в том, что применение адаптированного к личностному стратегическому планированию, но разрозненного инструментария стратегического менеджмента предприятия является малоэффективным. В то же время, использование для повышения личной эффективности зарекомендовавших себя комплексных технологий стратегирования, например форсайтов, требует особых знаний, значительного свободного времени и привлечения сторонних экспертов. Исходя из выдвинутой гипотезы, в ходе настоящего исследования предполагается:
- анализ последовательности действий (структуры) стратегического мышления как основы формирования комплекса преемственных инструментов личностного стратегического планирования;
- адаптация предлагаемых инструментов для целей стратегического управления профессиональным развитием индивида;
- разработка технологии преемственного использования адаптированных инструментов в управлении карьерной траекторией.
Методология исследования базируется на использовании таких общенаучных и специальных методов, как системный подход (для обоснования места стратегического мышления в системе стратегирования); научная индукция (при анализе на основе причинно-следственных связей последовательности действий стратегического мышления и выделения его структуры); научное абстрагирование (при изучении трендов развития с фокусировкой на сферы занятости, образования и рынка труда); моделирование (при непосредственной разработке технологии развития стратегического мышления в управлении карьерной траекторий).
Структура стратегического мышления
Стратегическое мышление традиционно рассматривается как основа стратегического планирования и одно из ключевых направлений (подсистем) стратегического управления.
В самом обобщенном виде специфику стратегического мышления, его место в системе стратегического управления можно представить следующим образом (Рисунок 1).
Рисунок 1. Стратегическое мышление в системе стратегирования
Источник: составлено авторами
Под стратегическом мышлением принято понимать дальновидность, в основе овладения навыком которой – развитие интуиции и освоение методов управления неопределенностью. Среди последних:
- наиболее масштабный и долгосрочный – форсайт [12];
- преимущественно количественный, наукоемкий – прогнозирование [13];
- наиболее распространенный – экспертное оценивание [14];
- адаптивно-творческий – сценарное планирование [15].
Суть стратегического мышления с опорой на интерпретацию А.А. Громыко [16, c. 6-7] можно представить как последовательность следующих действий:
- во-первых, понимание глобальных трендов развития, внешнего контекста функционирования, формирующих потребность в дальновидности в формате стратегических вызовов;
- во-вторых, способность на основе вызовов, к определению возможностей (драйверов) и угроз (барьеров), а также сильных и слабых сторон субъекта долгосрочного развития, с их ранжированием (приоритезацией);
- в-третьих, осуществление обосновано приоритезацией выбора стратегической альтернативы (типа стратегии развития) и отвечающего данному типу стратегии набора механизмов ее реализации.
Технологии и методы стратегического мышления применяются к различным объектам стратегического планирования, реализуемым субъектами на индивидуальном и групповом (корпоративном, национальном и международном) уровнях. Наиболее распространенный вариант реализации стратегического мышления применяется к управлению развитием социальных систем на институциональном уровне как инструмент разработки стратегии организации [17]: корпоративной, продуктовой, маркетинговой, ценовой и т.п. Ключевыми методами реализации при этом выступают SWOT-анализ, методы прогнозирование и матрицы стратегического выбора (методы анализа стратегических альтернатив).
Расширения инструментария стратегического мышления происходит за счет его реализации на иных субъектовых уровнях – личностном и общественном. В частности в исследовании Ильичева И.Е. развитые навыки стратегического мышления на личностном уровне при массовом характере проявления выступают значимым фактором толерантного и устойчивого общественного развития [11, c. 12]. Автором выделяются также основные направления реализации структуры стратегического мышление на уровне отдельного индивида – достижение высокого уровня образования и культуры, комфортности трудовых отношений, семейная стратегия.
В исследование Суренской Н.С. [18] конкретизируется роль стратегического мышления в развитии эффективной коммуникации. Стратегическое мышление в ситуации общения рассматривается как совокупность стратегических действий по «анализу намерений, прогнозированию и формированию плана поведения с другими участниками общения» [18, с. 55]. В структуру стратегического мышления в качестве ключевых компетенций автором отнесены такие действия, как видение и образ будущего, выявление и поиск способов решения стратегических проблем, оценка альтернативных стратегий, разработка с учетом ресурсной обеспеченности новых релевантных стратегий, а также формирование системы эффективных действий. Данный алгоритм в целом соответствует представленной нами выше 3-х этапной структуре стратегического мышления, дополняя его этапом корректировки выбранной типовой стратегии на основе оценки ресурсных возможностей и рисков, что может быть реализовано в формате сценариев.
Таким образом, логическая схема последовательности действий (структуры) стратегического мышления может быть представлена в составе следующих этапов:
1) анализ трендов – учет контекстов – осознание вызовов;
2) выявление возможностей и угроз – определение слабых и сильных сторон – приоритезация и оценка взаимовлияния факторов внешней и внутренней среды – оценка стратегических альтернатив – выбор предпочтительной типовой стратегии;
3) оценка ресурсных возможностей и рисков реализации – корректировка (разработка) релевантных стратегий – формирование «пакета» стратегических действий.
Предлагаемый портфель технологий стратегического мышления, обеспечивающих реализацию его структуры применительно к формированию личностной траектории в сфере профессионального развития, включает в себя 3 элемента: трендлеттер, SPACE-анализ и сценарный план (Таблица 1).
Таблица 1. Технологическая структура стратегического мышления по формированию личностной профессиональной траектории
№
п\п
|
Рекомендуемая
технология
|
Характеристика
технологии
|
Этап 1 «анализ трендов
– учет контекстов – осознание вызовов»
| ||
1
|
трендлеттер
|
формат описания тренда, включающий следующие позиции
анализа:
- структура тренда - описание тренда - количественная оценка тренда - параметры тренда - SWOT-анализ тренда («драйверы и барьеры», «возможности и угрозы») |
Этап 2 «выявление
возможностей и угроз – определение слабых и сильных сторон –приоритезацией
факторов – оценка стратегических альтернатив – выбор типовой стратегии»
| ||
2
|
SPACE-анализ
(Strategic Position & Action Evaluation) |
инструмент анализа, позволяющий оценить текущее
положение и определить направление (вектор) стратегических изменений по
критериям:
- финансовая устойчивость (внутренняя среда) - конкурентные преимущества (внутренняя среда) - стабильность внешней среды (внешняя среда) - привлекательность сферы деятельности (внешняя среда) |
Этап 3 «оценка
факторов риска – разработка сценариев – разработка стратегических решений»
| ||
3
|
сценарный план
|
инструмент упорядочения имеющихся представлений о
возможных условиях деятельности в будущем, в которой представлены:
- исходная позиция (образ настоящего) - структуризация временного горизонта развития - базовый сценарий (выбранная стратегия с набором соответствующих стратегических действий) - возможный ход событий с учетом вероятностей их реализации, формирующий резервный, оптимистичный и пессимистический сценарии - основные факторы развилки сценариев - фокус сценариев (образ будущего) |
Приведем развернутую характеристику представленного портфеля технологий.
Технология стратегического карьерного планирования: анализ трендов
На первом этапе стратегического мышления основная цель действий состоит в определении ключевых трендов развития, оказывающих наиболее существенное влияние на сферу стратегического планирования. Важным в исследование трендов является не столько их непосредственная характеристика, сколько контекстный анализ относительно субъекта и объекта стратегического развития. Именно на основе контекстного анализа формируются стратегические вызовы как отправная точка разработки стратегий.
При разработке стратегических решений относительно профессиональной (карьерной, образовательной) траектории, субъектом стратегического развития является непосредственно человек (личность), который в отдельных случаях может быть абстрагирован до отдельной профессии, уровня профессиональной квалификации или выпускника профессиональной образовательной организации. Объектом стратегического развития выступает образ настоящего и будущего в профессии (образ выпускника). В качестве же ключевых трендов, определяющих стратегические вызовы, рассматриваются подтренды современных глобальных трендов (деглобализация, цифровизация, экологизация), непосредственно воздействующие на сферу занятости, рынок труда и сферу профессионального образования (Рисунок 2).
Рисунок 2. Тренды развития с фокусировкой на сферы занятости, образования и рынка труда
Источник: составлено авторами
Для анализа трендов первого этапа стратегического мышления можно использовать различные инструменты, например, карты времени в технологии форсайта. Одним из таких инструментов могут выступать трендлеттеры, используемые экспертами Высшей школы экономики (далее – ВШЭ) [19].
Типовой шаблон трендлеттера включает характеристику структуры, качественных и количественных аспектов тренда, его параметров (периода и уровня проявления, событий и их последствий), а также SWOT-анализ тренда («драйверы и барьеры», «возможности и угрозы»). Именно SWOT-анализ тренда является той характеристикой, которая обеспечивает реализацию контекстного анализа, формулирование стратегических вызовов и преемственность ко второму этапу стратегического мышления.
В отличие от классического SWOT-анализа в применении данной методики относительно тренда трансформируются факторы внешней и внутренней среды:
1) факторы, процессы, проблемы, явления, преимущества, за счет которых тренд поддерживается, усиливается, распространяется и становится глобальным, т.е. по сути внешние факторы усиления тренда рассматриваются как сильные стороны (S) – драйверы тренда;
2) факторы, процессы, проблемы, явления, недостатки, из-за которых тренд замедляется, не распространяется и становится локальным – внешние факторы ослабления тренда выступают в качестве барьеров тренда, слабых сторон (W);
3) перспективные направления, форматы, события, действия, которые могут проявиться и получить развитие благодаря тренду в отношении субъекта анализа, т.е. внутренние параметры тренда, проявляющиеся как возможности субъектов, формируют элемент возможности (O);
4) возможные направления, форматы, события, действия негативного плана, которые могут проявиться и получить развитие из-за реализации тренда в отношении субъекта анализа формируют элемент угрозы (Т).
Именно последние два элемента SWOT-анализа тренда, его эффекты в виде возможностей и угроз относительно субъекта стратегического развития, формируют преемственность результатов первого этапа стратегического мышления относительно двух последующих. Примеры трендлеттеров можно посмотреть в выпусках за 2022 и 2023 годы ВШЭ [19].
Технология стратегического карьерного планирования: анализ стратегических позиций и оценка действий
На втором этапе стратегического мышления цель действий состоит в обоснованном выборе типовой стратегии развития. За основу анализа принимают 4 конкурентных стратегии фирм [20], которые при должном уровне обобщения можно рассматривать как типы альтернативных стратегий развития:
- агрессивная стратегия – актуальна в ситуации, когда субъект имеет конкурентное преимущество и реализует деятельность в относительно стабильной сфере. Критический фактор риска - возможность усиления конкуренции. Типичное поведение – использование сильных сторон {max (силы)} для реализации возможностей {max (возм.)}.
- консервативная стратегия – реализуется в привлекательной, но относительно нестабильной внешней среде. Субъект имеет некоторые конкурентные преимущества. Ключевой фактор – финансовая устойчивость. Типичное поведение - использование сильных сторон {max (силы)} для минимизации угроз {min (угроз)}.
- конкурентная стратегия – стабильная позиция с низким уровнем роста. Ключевой фактор – конкурентоспособность. Субъект должен фокусироваться на удержании существующих позиций, а также рассматривать альтернативные сценарии перехода в более привлекательные смежные сферы с более высокими уровнями роста. Типичное поведение – реализация возможностей {max (возм.)} для минимизации слабых сторон {min (слаб.)}.
- защитная стратегия – субъект работает в привлекательной сфере, но не имеет конкурентных преимуществ и финансовой устойчивости. Критический фактор – конкурентоспособность. Субъекты обычно фокусируются на снижение издержек, инвестиций и рассматривают уход из сферы. Типичное поведение – реализация мероприятий, позволяющих одновременно минимизировать угрозы {min (угроз)} и исключить слабые стороны {min (слаб.)}.
Среди множества методов анализа факторов внешней и внутренней среды субъекта стратегического анализа [21] в качестве наиболее технологичных можно выделить развернутый SWOT-TOWS анализ и SPACE-анализ. Именно эти технологии предусматривают набор последовательно используемого инструментария в реализации действий «выявление возможностей и угроз – определение слабых и сильных сторон –приоритезацией факторов – оценка стратегических альтернатив – выбор типовой стратегии». Преимущества SPACE-анализа для целей разработки стратегии в области управления личной эффективности – возможность получения значимого результата при индивидуальном оценивании.
В публикации Полтарыхина А.Л. с соавторами представлены детализированные инструменты SPACE-анализа – экспертный лист критериев и показателей оценки [22, с. 14-15], а также SPACE-матрица [22, с. 16], адаптированные к оценке стратегических позиций крупного предприятия конкурентного рынка (АПХ «Мираторг»). Адаптация инструментов SPACE-анализа к формированию личностной траектории в сфере профессионального развития представлена картой SPACE-анализа (Таблица 2) и SPACE-матрицей (Рисунок 3).
Таблица 2. Карта SPACE-анализа профессиональной позиции
Факторы
финансового потенциала (FS)
| |||||||||
Параметр оценки
|
слабая
позиция ®
сильная позиция
| ||||||||
Кредитоспособность
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Легкость смены профессии
|
малая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
большая
|
Ликвидность (легкость смены места работы)
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Наличие финансовых обременений
|
есть
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
нет
|
Отдача от образования
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Отдача от стажа
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Риск сокращения дохода
|
большой
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
малый
|
Риск увольнения
|
большой
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
малый
|
Средняя оценка по критерию FS
=
| |||||||||
Факторы
конкурентных преимуществ (CA)
| |||||||||
Параметр оценки
|
слабая
позиция ®
сильная позиция
| ||||||||
Дополнительная квалификация
|
нет
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
есть
|
Лояльность клиентов
|
слабая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
сильная
|
Лояльность руководства
|
слабая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
сильная
|
Производительность труда
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Редкость профессии
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Социальные связи
|
малые
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
большие
|
Цифровые навыки
|
низкие
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокие
|
Эксклюзивность знаний и навыков
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Средняя оценка по критерию CA
=
| |||||||||
Факторы
стабильности среды (ES)
| |||||||||
Параметр оценки
|
угрозы ®
возможности
| ||||||||
Риск инфляции
|
высокий
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
низкий
|
Риск безработицы
|
высокий
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
низкий
|
Изменчивость спроса на
труд
|
большая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
малая
|
Риск возникновения
барьеров входа в профессию
|
высокий
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
низкий
|
Риск автоматизации
|
высокий
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
низкий
|
Ценовая эластичность
спроса на труд
|
гибкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
негибкая
|
Объем государственной поддержки занятости в сфере
|
малый
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
большой
|
Препятствия для освоения альтернативных профессий
|
много
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
мало
|
Средняя оценка по критерию ES
=
| |||||||||
Факторы
потенциала сферы деятельности (IS)
| |||||||||
Параметр оценки
|
угрозы ®
возможности
| ||||||||
Возможность самореализации (творчества)
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Потенциал роста (карьеры)
|
низкий
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокий
|
Возможность дополнительных заработков
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Инновационность сферы деятельности
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Возможность использование ресурсов фирмы (льготы)
|
низкая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокая
|
Нормированность рабочего дня
|
высокая
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
низкая
|
Потенциал развития социальных связей
|
низкий
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокий
|
Потенциал наращивания человеческого капитала
|
низкий
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
высокий
|
Средняя оценка по критерию IS
=
|
В зависимости от фактически сформированных оценок профессиональной позиции и их средних значений на основе SPACE-матрицы осуществляется обоснованный выбор доминирующей стратегии в сфере профессионального развития.
Рисунок 3. SPACE-матрица
Источник: составлено авторами
Обоснованный выбор одной из 4-х стратегий профессионального развития является точкой перехода к третьему этапу структуры стратегического мышления, задавая параметры базового сценария в виде основных стратегических действий. Например, при определении в качестве доминирующей консервативной стратегии профессионального развития, типовое стратегическое решение будет соответствовать шаблону «использование сильных сторон {max (силы)} для минимизации угроз {min (угроз)}». При этом, сильные стороны – позиции с высокими баллами карта SPACE-анализа по критериям «финансовый потенциал» и «конкурентные преимущества», а угрозы – позиции с низкими баллами карты SPACE-анализа по критериям «стабильность среды» и «потенциал сферы деятельности». Например, легкость смены профессии (сильная сторона критерия «финансовая устойчивость») может сократить высокий риск безработицы (угроза критерия «стабильность среды»).
Технология стратегического карьерного планирования: сценарный план
На третьем этапе стратегического мышления цель действий состоит в анализе факторов риска и определении вероятности наступления сценариев, альтернативных базовому. Технологическим решением реализации действий третьего этапа может выступать сценарный план.
Алгоритм сценарного планирования включает как минимум следующие последовательные этапы:
1. Выделение фокуса развития (образа будущего).
2. Характеристика (SWOT) исходной позиции
3. Определение воздействия заданных факторов и тенденции в периоде инерции
4. Принятие стратегических решений базового сценария и учет воздействия событий в периоде выбора
5. Выделение факторов «развилки» и индикаторов сценариев периода неопределенности
6. Интеграция сценариев и запланированных стратегических решений
Примеры визуализации сценарных планов можно найти в различных официальных документах. Например, в прогнозных сценариях Центрального банка для российской экономики [23] определены три сценария (базовый, «ускоренная адаптация» и «глобальный кризис»), факторами развилки которых выступают скорость адаптации российской экономики к санкционному воздействию и состояние мировой экономики. Индикаторы сценариев – темп инфляции и темпы роста российской и мировой экономики на период 2023-2025 гг. Типовой макет сценарного планирования представлен на рисунке 4 предусматривает работу по следующему алгоритму:
1. Расширяется базовый сценарий через определение стратегических горизонтов, событий, количественных и качественных оценок-индикаторов.
2. По вертикальной оси формулируется фактор (первый), определяющий координату базового сценария, а также формирующий возможные отклонения от базы как в лучшую (оптимистичный вариант), так и в худшую (пессимистичный вариант) сторону.
3. Задается шкала для фактора 1 в координатах лучше-хуже, больше-меньше, медленнее-быстрее и т.п.
4. По горизонтальной оси по аналогии с этапами 2-3 характеризуется влияние второго из наиболее значимых факторов развилки сценариев (наиболее вероятными факторами выступают позиции-угрозы с низкими баллами SPACE-анализа по критериям «стабильность среды» и «потенциал сферы деятельности»).
5. С учетом вероятности возникновения первого и второго фактора через площадь соответствующих фигур определяется возможность реализации каждого из трех сценариев (базовый сценарий имеет наибольшую вероятность реализации).
6. Определяется расположение в системе координат базового, пессимистического и оптимистичного сценариев и их основных индикаторов.
7. Последовательно определяется влияние на сценарный план проанализированных в форме трендлеттеров трендов – изменение вероятности реализации сценариев (площадь фигур сценариев) и степени воздействия факторов на отклонение пессимистического и оптимистичного сценария (при необходимости корректируется расположение сценариев относительно осей координат и относительно друг друга).
Рисунок 4. Визуальный макет сценарного планирования
Источник: составлено авторами
Итоговый сценарный план представляет собой «пакет» запланированных стратегических решений, являющихся конечным результатом действий в структуре стратегического мышления. Стратегические решения включают не только решения базового сценария, спроектированные на втором этапе анализа, но и возможные стратегические решения в условиях реализации пессимистического и оптимистичного сценариев.
Заключение
Таким образом, на основе адаптации традиционных инструментов стратегического планирования предприятия (трендлеттер, SPACE-матрица и сценарный план) к разработке стратегии личностного профессионального развития, а также формирования преемственности методов анализа относительно последовательности действий в структуре стратегического мышления разработана авторская технология стратегического планирования в управлении карьерной траекторий. Последовательно применяемые инструменты в логике структуры стратегического мышления позволяют:
- реализовать с использование трендлеттера контекстный анализ ключевых трендов в отношение будущего в конкретной профессии;
- с опорой на элементы SWOT-анализа тренда «возможности» и «угрозы», на основе предложенной выше адаптированной карты SPACE-анализа профессиональной позиции выявить предпочтительную типовую стратегию профессионального развития и разработать комплекс решений, отвечающих формату стратегии;
- проанализировав влияние наиболее значимых факторов (позиции с максимальным или минимальным баллом SPACE-анализа по критериям «стабильность среды» и «потенциал сферы деятельности») сформировать сценарный план реализации стратегии профессионального развития с учетом альтернативных базовому сценариев;
- сформировать результирующий комплекс стратегических решений, дополнив решения базового сценария планируемыми действиями в условиях реализации пессимистического и оптимистичного сценариев.
Данная комплексная технология формирует научную новизну представленного исследования в области стратегического управления, а также его практическую значимость в стратегическом управлении личной эффективностью.
Источники:
2. Сотникова С. И. Управление карьерой персонала в системе менеджмента современной организации // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2014. – № 3. – c. 60-67.
3. Абдукаримов В. И. Стратегия развития персонала в системе стратегического менеджмента // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 8. – c. 7-10.
4. Каравай А. В. Человеческий капитал российских рабочих: состояние и факторы // Вестник Института социологии. – 2016. – № 2. – c. 91-112.
5. Defillippi R., Arthur M. The boundaryless career: A competencybased perspective // Journal of Organisational Behaviour. – 1994. – № 15(6). – p. 307–324.
6. Baruch Y. Career development in organizations and beyond: Balancing traditional and contemporary viewpoints // Human Resource Management Review. – 2006. – № 16(2). – p. 125–138.
7. Попова И. П. Карьерный капитал: концептуальные подходы // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2021. – № 1. – c. 78-88.
8. Ярашева А. В. Образовательный капитал как основа построения трудовых стратегий // Народонаселение. – 2020. – № 4. – c. 115-124.
9. Хайнс Э. Как подготовиться к безработному будущему // Форсайт. – 2019. – № 1. – c. 19-30. – doi: 10.17323/2500-2597.2019.1.19.30.
10. Хачатрян Г. А., Кузнецова И. В. Карьерный тьюторинг - эффективный механизм подготовки конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения // Вестник развития науки и образования. – 2014. – № 4. – c. 56-62.
11. Ильичев И. Е. Стратегическое мышление как общественная потребность // Управление городом: теория и практика. – 2010. – № 1. – c. 12-15.
12. Рочняк Е. В. Социально-экономический форсайт как одно из направлений исследования и планирования будущего // Вестник Вятского государственного университета. – 2022. – № 4. – c. 50-56.
13. Бойко С. В., Покровская Н. Н. Социальное прогнозирование и проблемы будущего // Научная мысль. – 2021. – № 1-1(39). – c. 27-35.
14. Миронова Н. А., Юр Т. В. Информационная технология коллективного экспертного оценивания // Электротехнические и компьютерные системы. – 2015. – № 19. – c. 195-200.
15. Чернов И. В. Сценарные методы повышения эффективности реализации жизненного цикла программно-целевого управления (анализ концепции) // Проблемы управления. – 2021. – № 5. – c. 88-93.
16. Громыко А. А. О стратегическом мышлении // Современная Европа. – 2016. – № 2. – c. 6-9.
17. Карпова Н. П., Малявина Ю. С., Катина Е. В. Стратегическое мышление как основа стратегического планирования современных предприятий // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 57.
18. Суренская Н. С. Роль стратегического мышления в ситуации общения // The Scientific Heritage. – 2021. – № 61-4(61). – c. 53-56.
19. Трендлеттеры. Кафедра ЮНЕСКО по исследованиям будущего / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://unescofutures.hse.ru/trendletters/ (дата обращения: 04.07.2023).
20. Цукахин А. Б., Власов М. Э. Применение методик SWOT и SPACE-анализа для выявления рыночных возможностей и конкурентных преимуществ в деятельности аптечного предприятия // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 1-1(42). – c. 151-155.
21. Шурпенкова Р. К., Сарахман О. Н. Методы комплексной оценки внешней и внутренней среды предприятия: преимущества и недостатки // Экономика и банки. – 2020. – № 1. – c. 3-12.
22. Полтарыхин А. Л., Филин С. А., Пономарев М. А. [и др.] Стратегическое управление предприятием на основе совершенствования методов экономического анализа // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 3. – c. 9-18.
23. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2023_2025/ (дата обращения: 04.07.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:41