Экономическая работа в организациях АПК как важнейшее звено специализированного управления

Храмченкова А.О.1, Чирков Е.П.1, Кузьмицкая А.А.1
1 Брянский государственный аграрный университет, Россия, Брянск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Февраль 2023)

Цитировать:
Храмченкова А.О., Чирков Е.П., Кузьмицкая А.А. Экономическая работа в организациях АПК как важнейшее звено специализированного управления // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 477-494. – doi: 10.18334/epp.13.2.117115.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350718
Цитирований: 49 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье отражена сущность экономической работы, как важнейшей составной части системы управления в организациях АПК. Показана её роль и особенности в условиях современной хозяйственной деятельности и внешних вызовов. Экономическая работа представлена с позиции деятельности групп функций управления, среди которых выделены: прогнозирование, производственно-хозяйственное планирование, материальное стимулирование, бухгалтерский и статистический учёт, контрольно-ревизионная работа и анализ финансово-хозяйственной деятельности. На основании проведённого исследования сделаны выводы о неизменном составе экономических функций управления, каждая из которых наполняется новым содержанием в зависимости от возникающих изменений в структуре рыночных механизмом.

Ключевые слова: управление производством, специализированное управление, процесс управления, экономическая работа, экономические функции управления

JEL-классификация: Q10, Q13, Q18



Введение. Управление производством всегда имело большое значение для развития общества, но его роль особенно возросла в условиях развития и усложнения системы рыночных отношений. Развитие аграрного сектора экономики и качественные сдвиги в нём сопровождаются расширением и осложнением производственно-экономических и внешнеэкономических связей, углублением общественного разделение труда, усилением концентрации и специализации, расширением кооперирования, ускорением научно-технического прогресса, интенсификацией маркетинговой деятельности и других факторов, повышающих значимость управленческой деятельности. Под воздействием этого процесса управление дифференцируется, происходит выделение и обособление видов управленческой деятельности – функций управления производством.

Понятие «функция» (от латинского function – исполнение, осуществление) означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функции управления вытекают из объективных законов и закономерностей развития общественного производства, так как деятельность по управлению производством в целом и каждой его функции в отдельности направлена на удовлетворение требований последнего. Под функцией управления мы понимаем комплекс взаимосвязанных организационных воздействий управленческой деятельности субъекта на управляемый объект в целях достижения поставленной задачи, стоящий перед системой управления. Функции управления определяют специфику управленческого труда.

Как и процесс управления его функции отличаются содержанием и многообразными формами проявления, что получает отражение в их классификации. В литературе встречаются различные виды классификации функций управления, что обуславливает наличие разнообразных признаков, положенных в их основу. Например, по содержанию управленческого труда различают управление подготовкой производства, управление кадрами и т.д.; по объектам – управление бригадой, отделением, сельскохозяйственной организацией (предприятием); по видам деятельности – управление экономическое, организационное, социальное и т.д.

К экономическим функциям относятся прогнозирование, технико-экономическое планирование, организация труда и заработная плата, бухгалтерский учёт и отчётность, а также хозяйственная деятельность, управление финансами, маркетинговая деятельность и др. В настоящее время общепринятым является выделение общих (универсальных) и конкретных (специфических) функций управления. Носители общих функций управления – вся управляющаяся система в целом и каждый уровень управления в отдельности.

В процессе управления объектом общие функции присущи каждой управляющей системе, хотя по вопросам состава и количества этих функций высказываются различные суждения. Вместе с тем, ещё классическая школа, представителем которой был Анри Файоль, выделяла пять общих функций управления. А. Файоль писал: «Управлять – означает предсказывать и планировать, распоряжаться, координировать и контролировать» [1].

В любой управляемой системе, на наш взгляд осуществляется ряд функций управления, которые обеспечивают замкнутый цикл управления. К ним относятся: планирование, организация, координирование, регулирование и контроль. В отечественной литературе именно эта классификация наиболее общепризнана.

Планирование, предполагающее установление цели и мероприятий по её достижению – центральное звено управления, оно предшествует выполнению всех других управленческих функций. Организация – заключается в формировании целостной, единой, упорядоченной управляющей и управляемой системы, а также связи и взаимоотношения между ними. Регулирование (координирование и распорядительство), предусматривающее согласование между различными частями управляемой системы – это воспроизведение упорядоченности системы в конкретно меняющихся условиях, на новом месте. Контроль – важнейшее звено системы управления производством, определяющее степень достижения реальных результатов и целей, позволяющих переходить к новому циклу управления аграрным производством, корректировке и постановке новых целей (функция планирования) [2, 3].

Данный подход основан на объединении существующих видов управленческой деятельности в ограниченное число критериев, которые в настоящее время общепринято считать универсальным, пригодным для любого процесса управления, ибо только всей совокупностью функций реализуется та цель, достижению которой подчинено функционирования предприятия [4,5].

Носители конкретных функций – компоненты управляемой системы, имеющие локальный, специфический характер, обычно связаны с разделением управленческого труда. В сельскохозяйственной организации (предприятии) они вытекают и структуры производства, его дифференцированности во времени (подготовка, производство и реализация продукции). Критерии и признаки классификации конкретных функций чётко не определены, нет единого мнения среди отечественных и зарубежных учёных относительно количества и состава указанных функций. Отдельные авторы, отстаивая ту или иную классификацию, нередко считают её единственно значимой, исключая, тем самым, возможность деления функций по другим признакам.

На наш взгляд, в связи с изменениями в производственных и экономических взаимоотношениях, а также по мере ускоряющегося научно-технического прогресса происходит выделение новых функций в сельскохозяйственных организациях (предприятиях), таких как коммерческая деятельность, маркетинг, аудит, внешнеэкономическая деятельность, информационное обеспечение, цифровизация, внедрение современных энергосберегающих технологий. В составе конкретных функций управления следует обособить экономические функции и, следовательно, деятельность по их реализации – экономическую работу, как вид специализированного управления.

Цель данной статьи состоит в изучении экономических функций как вида специализированного управления, выявлении направлений их трансформации в зависимости от изменяющихся условий в структуре рыночных механизмом, приводящих к качественным изменениям в работе организаций АПК.

Научная новизна заключается в дополнении существующей классификации функций управления и выделении новых элементов в их содержании в связи с выбранной стратегией развития предприятия (организации).

Методология. Методы. Методологической основой исследования является диалектический метод познания, законодательные и нормативные акты федеральных и местных органов власти, научные труды учёных экономистов, а также выдержки из авторских статей по изучаемой проблеме. При обработке информационных материалов использовались методы системного и экономического анализа, монографический, абстрактно-логический и другие общенаучные методы.

Основная часть. В процессе трансформации аграрной экономики, условиях неустойчивого и несбалансированного рынка возникает необходимость наполнения экономических функций управления новым содержанием, приводящем к качественным изменениям экономической работы в организациях АПК [6].

Под экономической работой понимается соблюдение требований экономических законов в организациях (предприятиях) АПК путём использования комплекса приемов, методов и технологий, обеспечивающих высокоэффективное производство сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и услуг, формирование и движение информационных потоков, оценку эффективности социально-экономической деятельности, оптимальных соотношений и пропорций для проведения их изменения на рынке, нахождение точек роста, определение рациональных направлений стратегического развития на ближайшую и отдалённую перспективу, а также развития кадрового потенциала и профессионального образования.

Экономическая работа, таким образом, представляет собой деятельность группы функций управления. В этой связи важным вопросом в системе управления организацией является выявление экономических функций, так как от решения этого вопроса во многом зависят особенности построения системы управления.

В составе экономических функций управления следует выделить следующие конкретные функции: прогнозирование, производственно-хозяйственное планирование, материальное стимулирование, бухгалтерский и статистический учёт, контрольно-ревизионную работу и анализ финансово-хозяйственной деятельности.

При наличии определенной логической последовательности реализации экономических функций управления наблюдается их взаимонаправленность. Так, бухгалтерский учёт и анализ хозяйственной деятельности, являясь завершающими управленческого цикла, в то же время становятся исходными для планирования, материального стимулирования, оперативного управления. Перечисленные функции действуют в единстве, характеризуя особенности, как процесса управления, так и процесса производства. Вместе с тем следует отметить, что под воздействием современного механизма хозяйствования экономические функции усложняются и изменяются, хотя по форме остаются такими же.

Экономические функции управления в сельскохозяйственных организациях (предприятиях) имеют отличительные черты, особенно проявляющиеся в структуре рыночного механизма.

Функция прогнозирования представляет собой систему приёмов и методов научного исследования объективных тенденций развития в количественном и качественном отношениях [7], а также форму предплановой деятельности, связанную с анализом состояния и оценкой перспектив развития процессов в экономике, политико-правовой, социальной и технической областях. Она отражает качественную характеристику стратегической цели и задач развития АПК. Основные направления раскрывают общие количественные и качественные параметры экономического и социального развития АПК и находят более конкретное отражение в программах. Эта функция имеет исключительно важное значение при выявлении альтернативных вариантов, необходимых для составления планов финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации (предприятия). Особое значение прогнозирование, как функция управления, приобретает при рыночных условиях хозяйствования.

Функция планирования – это организация экономического развития на основе гармоничной и по возможности оптимальной структуры целей и соответствующих средств их достижения. По сути, этот термин означает сознательно организованное экономическое развитие на общенациональном уровне [7]. В рыночных условиях она не теряет своей роли, поскольку призвана строго регламентировать деятельность организации (предприятия) в процессе реализации стоящих перед ней задач. Планы должны предусматривать наиболее полное использование ресурсов, приёмов, методов, нового оборудования, передовых технологий, материальных стимулов повышение производительности труда. Планирование получает качественно иной характер в условиях рынка, приобретая черты многофакторными, многовариантным, динамичным. Заметно меняется его сущность, цели и функции. Для большинства сельскохозяйственных организаций (предприятий) АПК главными целями планирования становятся достижение максимальной прибыли, обеспечение достойного уровня жизни работников. Возникла потребность в финансовом и налоговом планировании, в бюджетировании и других элементах.

Связь прогнозирования и планирования объясняется логикой построения прогнозно-плановой работы, выражающейся в определённой последовательности действий. Стартовый элемент такой работы – прогноз (рис. 1). Финальный элемент – план. Промежуточный элемент между прогнозом и планом – стратегия. Именно стратегирование является базовой компетенцией для последующего планирования.

Источник: разработка авторов

Рис. 1. Взаимосвязь между основными элементами прогнозно-плановой работы

Стратегирование как процесс, предшествующий планированию, подразумевает определение вектора развития организации (предприятия) с оценкой ресурсной ограниченности.

Общее планирование не является чем-то новым. На протяжении десятилетий экономисты занимаются планированием производственно-хозяйственной и социальной деятельности. Однако в настоящее время, чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо использовать такие методы, которые принимают во внимание все факторы, воздействующие на деятельность хозяйствующих субъектов АПК, а само планирование должно основываться на несколько иной последовательной логике. На наш взгляд её можно представить следующим образом:

- прежде чем планировать свои действия, сельскохозяйственной организации необходимо решить, каким видом деятельности оно будет заниматься;

- необходимо иметь чёткое представление о тех изменениях, которые могут произойти в независимых факторах внешней среды и попытаться оценить их воздействие на деятельность сельскохозяйственной организации (предприятия);

- исходной предпосылкой является то, что эффективность планирования в масштабе предприятия в целом зависит от коллективной ответственности руководителей всех уровней;

- следует учитывать также, что если сельскохозяйственная организация (предприятие) не будет уделять постоянное внимание оценке перспектив развития своей деятельности, то возникает потенциальная опасность достигнуть предела в своем росте, и только лишь применение методов тактического и стратегического планирования может дать возможность превзойти данный уровень.

Крайне важным аспектом в управлении сельскохозяйственной организации (предприятия) выступает использование бизнес-планирования. Обычный баланс в условиях рынка не позволяет в полной мере реализовать функции плана, поскольку факторы внешней среды отличаются существенной сложностью, иерархичностью и изменчивостью. Поэтому сельскохозяйственная организация (предприятие) либо научится быстро и эффективно менять план «под рынок», либо она потерпит поражение в конкурентной борьбе.

Очевидно, что в условиях высокого динамизма внешней среды, связанного с изменением законодательства, поведения потребителей, поставщиков, конкурентов и т.п., планирование должно представлять собой циклический процесс, основанный на принципе скользящего планирования. Должны быть в значительной степени пересмотрены сами принципы и подходы к разработке и реализации плана. Если раньше он являлся, прежде всего, инструментом распределения ресурсов, направленных на реализацию жёстко заданных сверху целей, средством контроля и оценки деятельности отраслей и организации в целом, то сегодня эти функции имеют второстепенное значение.

Планирование не должно представлять собой отдельное, одноразовое событие в силу двух основных причин. Во-первых, при достижении первоначальных целей организация (предприятие) определяет их заново. Во-вторых, в условиях рынка имеет место постоянная неопределенность будущего, в силу котрой события могут разворачиваться не так, как это было предусмотрено при разработке планов. Поэтому планы требуют постоянной корректировки с целью их максимального соответствия реальной ситуации. Годовой план может пересматриваться специалистами экономических служб по окончании первых трёх месяцев на основе результатов, полученных за истекшее время. Затем в него вносятся корректировки на последующий период, но в случае коренного изменения условий хозяйствования он может быть подвергнут существенному пересмотру раньше. План основывается на объективной оценке и рассматривается как средство достижения стратегических целей, а не как самоцель. Смена курса, отказ от ранее запланированных целей, не должен считаться нарушением.

Таким образом, план не является законом и представляет собой объект почти постоянных, системных изменений по ходу его выполнения. Планированию при этом должно уделяться исключительно важное значение в силу следующих причин:

- в процессе планирования структурные подразделения организации практически согласовывают свои цели и задачи, без чего эффективная работа невозможна;

- планирование с участием максимального количества работников предприятия рождает «здоровый дух» соперничества;

- планирование позволяет достаточно точно оценить потенциал сельскохозяйственной организации и соотнести его со стратегическими и тактическими целями, закладываемыми в их перспективные и текущее планы;

- как ни один другой процесс, планирование чётко обнажает сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности, а практика показывает, что это единственная серьёзная гарантия успешной деятельности в условиях конкурентной среды.

Важнейшим обстоятельством является тот факт, что планирование должно быть проникнуто вниманием к конъюнктуре рынка, постоянной «оглядкой» на неё, что достигается благодаря маркетингу.

Современный маркетинг – это система управленческих рычагов, методов и отношений, увязывающая в единое целое функции по производству, заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции. С помощью такой системы формируется особая область управления производственно-сбытовой деятельностью сельскохозяйственной организации (предприятия) – маркетинговый менеджмент, который охватывает процесс планирования товарного ассортимента, ценообразования, продвижения продукции от производителя к потребителю и реализация идей, товаров и услуг в интересах удовлетворения целей отдельных лиц. Сельскохозяйственные организации (предприятия), ориентирующееся на маркетинг, как правило, более конкурентноспособны, лучше организованы, терпят меньше убытков в случае структурных изменений рыночной конъюнктуры [8].

В ходе экономической реформы произошли существенные изменения в условиях хозяйственной деятельности, формах и содержания управления сельскохозяйственными организациями (предприятиями), а также в направленности экономического анализа, как функции управления, что обусловлено следующими обстоятельствами:

- расширением возможностей руководителей сельскохозяйственных организаций (предприятий) в области управления производством и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказанием услуг, ведущим к увеличению потребности в аналитической информации, повышению требований к её качеству при принятии решений;

- резким возрастанием роли и значения ситуационого анализа, предвидения последствий принимаемых решений, оценки перспектив динамики общей экономической ситуации.

Экономический анализ является исходной и основополагающий средой при том необходимом условии, что он должен следовать руководящей гипотезе или подталкивать к созданию такой гипотезы. Традиционными направлениями экономического анализа являются выявление степени выполнения плана, определения промежуточного и конечного эффектов, а также комплексная оценка деятельности сельскохозяйственных организаций (предприятий) и их структурных подразделений за ряд лет с целью выявления тенденций их развития. Сочетание этих направлений позволяет выявить резервы эффективности производства, наметить пути их реализации, установить обоснованность плановых заданий, полного учёта потенциальных возможностей отрасли, сельскохозяйственной организации (предприятия) в целом.

Одним из ведущих методов управления организацией выступает анализ финансово-хозяйственной деятельности. «Практическая значимость анализа финансово-хозяйственной деятельности состоит в том, что он позволяет детально изучить показатели деятельности организации, дающие объективную и достоверную оценку ее финансового состояния, и разработать на этой основе соответствующие управленческие решения» [9]. Анализ финансово-хозяйственной деятельности – одна из основных экономических функций управления. Представляет собой метод изучения процесса и оценки всех видов хозяйственных ресурсов и результатов работы предприятий и других видов экономической деятельности с целью повышения и её эффективности. Осуществляется путём разработки системы показателей, исходя из направления и содержания анализа и выбора методов его проведения. Процесс анализа состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в случае их существенного несоответствия.

В современных условиях деятельность сельскохозяйственных организаций (предприятий) обусловливает появление новых направлений экономического анализа, способных оперативно удовлетворить потребности в области планирования и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики и их структурных подразделений. Одним из таких направлений является экономическая диагностика – составная часть комплексного экономического анализа. Она охватывает преимущественно ту часть аналитической работы, которая включает оценку результативности принимаемых решений, стратегический и ситуационый анализ, исследования экономической динамики и открывающихся перспектив. В случае реализации изменений в планировании, снабжении, регулировании и организации производства сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и услуг обеспечивает системность управления с учётом рыночной позиции, многовариантности решений, а не просто выявления причин отклонения фактических показателей от плановых. При этом не следует преуменьшать значимость факторного анализа, корреляционно-регрессионного анализа, экстраполяции и других аналитических подходов.

Наиболее распространёнными в настоящее время являются такие виды анализа хозяйственной деятельности как «выбор приоритетов» (приоритетных направлений деятельности сельскохозяйственной организации); анализ «портфеля заказов», задачей которого является выбор наиболее целесообразных направлений реализации сельскохозяйственной продукции; «поиск инвестора» (определение новых источников инвестиционных вливаний); анализ результатов освоения регионального рынка и др.

Для эффективного функционирования системы управления в сельскохозяйственной организации необходима развитая система материального стимулирования. Как функции управления она заключается в увеличении объёмов деятельности, улучшения финансовых результатов и повышении на этой основе материального благосостояния работников. По мнению О.С. Евдохиной «вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом ещё более возросло» [10].

В условиях нестабильности внешних и внутренних факторов, сложности трансформационных процессов в аграрном секторе экономики должны совершенствоваться формы и методы вознаграждения. Разработка рекомендаций по совершенствованию механизма стимулирования труда и их практическому применению в современных условиях возлагается на специалистов экономических служб. В их обязанности должны входить разработка систем оплаты труда и условий их применения, обеспечивающих непосредственную связь оплаты труда с конечными результатами, стимулирование выполненных работ с меньшей численностью персонала, опережающий рост производительности труда по сравнению с его оплатой [11]. При этом значительно возрастает степень ответственности специалистов экономических служб за состояние работы по совершенствованию форм и систем оплаты труда и материального стимулирования.

Однако экономические службы в ряде сельскохозяйственных организаций (предприятий) и даже в ГКУ «Районное управление сельского хозяйства» отсутствуют в регионах. Все это препятствует систематической деятельности, направленной на разработку условий материальной мотивации и стимулирования вложенного труда, отвечающих современным требованиям.

Решение данной проблемы, на наш взгляд, заключается в расширении практики заключения хозяйственных договоров между сельскохозяйственными организациями (предприятиями), не имеющими квалифицированных специалистов в области труда и заработной платы и научными (научно-образовательными) организациями, по разработке нормативной документации (Положение об оплате труда), учитывающей особенности хозяйственной деятельности конкретных товаропроизводителей [12].

Достаточно полно изучив нормативную и первичную документацию по труду и заработной плате ряда сельскохозяйственных организаций, мотивы и стремления рабочих и специалистов нами выявлено, что применяемые системы оплаты труда существенно различаются. В основе таких различий, в первую очередь, лежат производственно-организационная и технико-технологическая составляющая: способ организации трудовых процессов, уровень их механизации и модернизации, техническая оснащенность рабочих мест и уровень их обслуживания. Следовательно, критерии оплаты труда для их большей объективности должны иметь максимально стимулирующий эффект от своего воздействия на конечные результаты, а соответственно – быть тесно связаны с особенностями технологических и трудовых процессов.

В настоящее время становится актуальной проблема обеспечения взаимосвязи материального стимулирования с результатами работы организации, что предполагает полное или частичное перепроектирование этой системы и ее повторное внедрение [13]. С целью повышения обоснованности размера заработной платы работников целесообразно материально поощрять как уровень достигнутых показателей индивидуального труда, так и достижение (превышение) нормативных параметров прироста всего объёма производства в деятельности предприятия и улучшения его финансовых показателей.

В успешном решении задач для достижения роста сельскохозяйственного производства на базе рационализации организации и управления деятельностью важная роль принадлежит бухгалтерскому учёту.

«Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций» [14]. Объектами бухгалтерского учёта являются имущество сельскохозяйственной организации (предприятия), их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учёта выступают: формирование полной и достоверной информации о деятельности сельскохозяйственной организации и её имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности (руководителям, учредителем, участникам и собственникам предприятий, а также внешним инвесторам, кредиторам); обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости [15].

«Современный характер преобразований в системе экономических отношений, уровень развития хозяйственного механизма, изменение рыночной конъюнктуры предопределили» [16] необходимость совершенствования как самого учёта в сельскохозяйственных организациях, так и организацию этой функции управления. Прежде всего, целесообразно изменить показатели учёта, характер и степень их обобщения, а главное – формы и способы их предоставления потребителям. В основу организационного и методологического совершенствования бухгалтерского учёта должен быть положен анализ конкретных информационных потребностей. Исходя из этого, должны определяться формы представления информационных ресурсов и периодичность их поступления, которые регламентируются действующим законодательством Российской Федерации.

Выделяя в бухгалтерском учёте две основных части – финансовый учёт и управленческий учёт, необходимо подходить к обоснованию данной функции следующим образом: «финансовый учёт – это комплексный систематический учёт всех средств и всей экономической деятельности фирмы» [15]. В него входят аналитический учет, расчёт с поставщиками, покупателями, другими организациями и лицами, а также аналитический учёт финансовых операций. По данным финансового учёта выявляется прибыль или убыток хозяйствующего субъекта и составляются его бухгалтерская (финансовая) отчетность (баланс, отчёт о прибылях и убытках, другие формы).

Управленческий учёт предназначен для удовлетворения информационных потребностей руководства. Главным при этом является своевременное получение подробной и достоверной информации о доходах и затратах, как в организации в целом, так в её отдельных структурных подразделениях. В рамках управленческого учёта осуществляется детальный учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции. Важную часть управленческого учёта составляет решение следующих задач:

- определение ожидаемого дохода от того или иного экономического мероприятия (покупки или продажи имущества, краткосрочных или долгосрочных инвестиций, привлечения кредитов);

- составление прогноза рентабельности выпуска новых видов продукции на основе результатов исследования потенциальных рынков сбыта;

- прогнозирование финансового положения хозяйствующего субъекта на перспективу, финансовая оценка альтернативных вариантов его развития, предложенных вариантов и т. д.

Таким образом, управленческий учёт по мнению Р.А. Алборова, С.М. Концевой, Г.С. Клычовой «…позволит создать в сельскохозяйственных организациях надлежащую информационную базу для планирования, прогнозирования, анализа показателей эффективности и регулирования производственных процессов в системе управления» основными товарными отраслями [17].

Сельскохозяйственные организации (предприятия) разрабатывают свою учётную политику, самостоятельно определяют способы ведения бухгалтерского учёта, конкретные методики и технику его организации, исходя из действующей нормативной базы и особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Учётная политика субъектов хозяйствования аграрного сектора экономики стала основным документом, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского учёта и налогообложения. От её правильного понимания, документального оформления и реализации во многом зависит эффективность деятельности предприятия.

Проведение организационных и методических изменений с учётом процесса на базе ручной или частично автоматизированной обработке данных, как показывает практика, не даёт должного эффекта. Целесообразным является полная компьютеризация, автоматизация и частичная роботизация (применение нейронных сетей искусственного интеллекта) рабочих мест (АРМ) специалистов экономических и бухгалтерских служб и создание единой компьютерной сети.

«Автоматизация финансовой деятельности и бухгалтерской службы включает в себя выбор необходимых программных средств. Самой широко распространенной бухгалтерской программой является «1С: Бухгалтерия» с долей на рынке программного обеспечения 39% [18]. Также на российском рынке хорошо зарекомендовала себя «БухСофт» (18%), «Галактика» (8%), «SAP» (8%), «Microsoft Dinamics AX» (6%) и «Microsoft Dinamics NAV» (6%)» [19]. Обработка информационных массивов с помощью современного программного обеспечения позволяет свести к минимуму количество данных, не используемых в дальнейшем в системе управления. Это позволяет с одной стороны, значительно оптимизировать операции обобщения, систематизации, получение результативных показателей, а с другой стороны в максимальной степени учесть запросы потребителей экономической информации. В этом случае «бухгалтер выступает в большей степени управленцем, он должен уметь выбрать наиболее подходящие для организации форматы и методы ведения учета, ориентируясь на общемировые стандарты» [20].

Однако в связи с достаточно высокой стоимостью компьютерного оборудования, программных продуктов, низким уровнем подготовки специалистов в области информационных технологий, слабым финансовым положением ряда сельскохозяйственных организаций возможность цифровизации бухгалтерского учёта в короткие сроки затрудняется. Тем не менее, внедрение IT-решений и создания АРМ специалистов экономических и бухгалтерских служб, можно рассматривать как один из основных путей повышения качества труда управленческого персонала в современных условиях.

Значительные позитивные изменения происходят в содержании контрольно-ревизионной работы сельскохозяйственных организаций (предприятий). Возрастает роль самоконтроля, осуществляемого непосредственно руководством и его службами, повышается влияние большинства работников организации в контроле за деятельностью хозяйствующих субъектов в АПК. Эффективность контрольно-ревизионной работы определяется не по числу проведенных контрольных ревизий, выполнению плана ревизионная работы, инвентаризации, выявлением злоупотреблениями, а потому, как контроль способствует получению прибыли, успеху в конкурентной борьбе, росту объемов производства сельскохозяйственной продукции, её реализации и т.д.

На новом этапе модернизации экономики, расширяющим права и самостоятельность сельскохозяйственных организаций, сфера деятельности внутриведомственного контроля сужается и заменяется независимым аудитом, как внешним, так и внутренним. «Аудиторы собирают свои аудиторские доказательства, используя свои собственные специальные методы проверки, подтверждают точность и правильность финансовой отчётности результатами аудита и дают свои рекомендации по исправлению учётной информации» [21].

Организация аудита на уровне международных стандартов предполагает процесс компьютеризации аудиторской деятельности на основе современных информационных технологий. «Развитие компьютерных технологий в аудиторской и учётной сферах происходит постепенно и не всегда пользователи могут найти необходимую им программу, которая бы полностью соответствовала требованиям задания. При этом востребованной и наиболее адаптированной к потребностям внутреннего контроля и аудита является программный продукт фирмы ООО «Мастер-Софт» «IT Audit: Аудитор» [22].

Таким образом, в составе экономических функций в связи с изменением в производственных и экономических отношениях появляются новые (функция информационного обеспечения на основе совершенствования компьютерных технологий, углубления процесса цифровизация) и исчезают функции, не отвечающие современным потребностям эффективного хозяйствования.

Выводы. Экономическая работа в сельскохозяйственных организациях (предприятиях), выступая важнейшей составной частью системы управления ими, является практической деятельностью по реализации экономических функций управления – прогнозирования, планирования, материального стимулирования, бухгалтерского и статистического учёта, контрольно-ревизионной работы и анализа хозяйственной деятельности. При неизменном составе экономических функций управления каждая из них в процессе развития механизма хозяйствования наполняется новым содержанием, что приводит к качественным изменениям в экономической работе в сельскохозяйственных организациях (предприятиях) АПК.

В определенном смысле, принципиальный состав существующих функций экономических служб схож с основными функциями экономических работников в условиях действующего рынка. Так необходимость анализа хозяйственной деятельности, планирование, учёта сохраняются по-прежнему. Это позволяет иметь отправной пункт, от которого можно оттолкнуться, предполагается состав экономических функций управления и организацию их выполнения в сельскохозяйственных организациях (предприятиях) при рыночных условиях хозяйствования.

При этом необходимо учитывать важное требование к организации выполнения экономических функций управления – стратегическую направленность экономической работы позволяющую обеспечить прочное положение сельскохозяйственных организаций (предприятий) на рынке.


Источники:

1. Файоль А. Общее и промышленное управление. / в пер. Б.В. Бабина-Кореня с предисл. А. К. Гастева. - М.: Центральный институт труда, 1923. – 122 c.
2. Ушачев И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. - М.: экономика и информатика, 1999. – 368 c.
3. Пиличев Н.А. Управление агропромышленным производством. - М.: Колос, 2000. – 296 c.
4. Чирков Е.П. Проблемы управления агропромышленным комплексом России // Теория и практика управления АПК на микроуровне: материалы междунар. науч.-практ. конф. (30-31 мая 2000 г.). Т.1. СПб., Пушкин: Изд-во СЗНИИЭСХ. 2000. – c. 212.
5. Развитие организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства. / под общей редакцией д.э.н., профессора Е.П. Чиркова. - Брянск: МСХ РФ, Брянская ГСХА, 2014. – 350 c.
6. Анисимова Н.Ю. Трансформация функционального содержания экономической работы на предприятиях АПК // Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2017. – № 3. – c. 3-13.
7. Глобальная экономика. Энциклопедия. / под ред. И.М. Куликова. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 920 c.
8. Чирков Е.П. Экономическая работа – важнейшее звено системы управления потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные использования кооперативного сектора экономики. Центросоюз РФ, РУК. – 2009. – № 5-6. – c. 16-23.
9. Абиева М.М., Амерханова Ф.Ш., Алиева Ж.М. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении предприятием и повышении его эффективности // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 41. – c. 13-17.
10. Евдохина О.С. Основы материального и морального стимулирования труда: теоретический аспект // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 12. – c. 690-701.
11. Храмченкова А.О., Иванюга Т.В. Нормирование и оплата труда. Практическое руководство для экономических служб сельскохозяйственных организаций. / учебное пособие. - Брянск: Брянский ГАУ, 2015. – 90 c.
12. Храмченкова А.О. Организационно-экономический механизм управления эффективности труда в молочно-сырьевом подкомплексе. / монография. - М.: Первое экономическое издательство, 2020. – 262 c.
13. Некрасова Е.А., Володина Ю.Ю. Взаимосвязь оплаты труда работников с результатами деятельности организации: теоретические подходы // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2020. – № 1. – c. 508-510.
14. Экономический словарь. / Е. Г. Багудина и др.; отв. ред. А.И. Архипов. - М.: Проспект, 2009. – 619 c.
15. Линнонс Э.Н. Финансовый учёт акционерного общества в США. Цифровой пример на русском и английском языках. - М.: Финансы и статистика, 1991. – 48 c.
16. Ботобеков А.Б. Место управленческого учёта в организации экономического анализа производственных затрат // Учёт и контроль. – 2017. – № 1 (14). – c. 16-25.
17. Алборов Р.А., Концевая С.М., Клычова Г.С. Управленческий учёт затрат и контроль эффективности производства сельскохозяйственной продукции // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 3. – c. 96-104.
18. Кузнецова Н.В., Ходячих В.А., Курбаналиев Т.И. К вопросу об автоматизации бухгалтерского учёта материально-производственных запасов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2017. – № 3. – c. 194-202.
19. Щербина С. П. Развитие цифрового бухгалтерского учёта в России на современном этапе // Спутник высшей школы. – 2022. – № 6 (11). – c. 34-38.
20. Гребнева М.Е. Проблемы и перспективы трансформации учётного процесса // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2020. – № 11. – c. 233-234.
21. Ишанходжаева Д.Э., Азизова М.И. Аудиторские программы по сбору аудиторских доказательств как инструмент автоматизации важнейших аудиторских процедур // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 2. – c. 63-67.
22. Уварова О.С., Алехина А.А. Внутренний контроль в аудите и учёте с применением компьютерных технологий как фактор эффективной работы современного предприятия // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2020. – № 1 (32). – c. 6-10.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:37:46