Организационно-экономические механизмы научно-технологического развития Индии и Израиля
Подгаецкий Н.А.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Цитировать:
Подгаецкий Н.А. Организационно-экономические механизмы научно-технологического развития Индии и Израиля // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1965-1980. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115243.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551616
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Статья посвящена анализу основных механизмов развития высокотехнологичных отраслей Индии и Израиля. Цель статьи заключается в выявлении общих и специфических особенностей применения организационных государственных механизмов управления. В результате обработки данных международной статистики (World bank, Statista.com, UN Comtrade Database, Knoema) были установлены ключевые направления государственного регулирования высокотехнологического инновационного развития экономики, а именно: налоговое регулирование, кластерная стратегия, развитие частной инициативы и предпринимательства, поддержка международного сотрудничества, формирование специализированной информационной системы и др. В статье предложено решение проблемы регулирования технологического развития государства за счет использования специфических механизмов государственного инновационного стимулирования. Статья адресована широкому кругу специалистов в области экономического планирования, управления инновационной экосредой, менеджерам и научным сотрудникам
Ключевые слова: инновационное развитие, индустриальные кластеры, стартап, бизнес-инкубатор, кластерная экономика, венчурная экосистема, диверсификация
Введение
С 2019 года Россия активно осуществляет перевод национальной экономики на модель инновационного развития. Для выполнения столь масштабной работы необходим анализ международного опыта реализации подобных проектов. В ряде работ, посвященных анализу зарубежного опыта инновационного научно-технологического развития, изучались особенности деятельности технопарков [1–3] (Kostyunina, Baronov, 2012; Solovyova, 2013; Treyman, 2018), бизнес-инкубаторов [4] (Savzikhanova, 2015), коллаборация промышленных и творческих кластеров [5, 6] (Babkin, Baykov, 2018; Smorodinskaya, Katukov, 2019). Однако в данных работах не поднимался вопрос о роли государственных программ в формировании благоприятной инновационной экосреды.
В целях изучения международной практики перехода на инновационное развитие экономики в статье будет рассмотрен опыт Индии и Израиля. Научная новизна заключается в новом подходе к исследованию организационно-экономических механизмов научно-технологического развития Индии и Израиля на основе анализа федеральных программ технологического развития. Механизмы государственной научно-технической политики Индии и Израиля имеют как ряд существенных отличий, так и опираются на общий экономический инструментарий. Целью данной работы является анализ и выявление основных экономических инструментариев развития высокотехнологичных отраслей экономики этих двух стран.
Гипотеза исследования состоит в том, что Индия и Израиль, будучи странами с различными территориальными и национально-культурными особенностями, при создании инновационной технологической экосреды опираются на схожие системные механизмы развития науки и технологий.
Актуально, что стартовыми условиями, приближающими эти страны к России, было сочетание низкого технологического уровня наряду с наличием необходимых высококвалифицированных кадров для развития технологий. Так, к началу реформ 1990 года Индия располагала более 150 тыс. подготовленных в СССР специалистов. Для Израиля сильный технологический приток оказала миграция 1985–1990-х годов специалистов из бывшего Советского Союза. Число прибывших специалистов, почти на треть состоящее из научных сотрудников, вдвое превысило количество местных инженеров.
Реализуя намеченные научно-производственные программы, Индия с 2008 года заменила иностранную электронику запуска и вывода на орбиту спутников на отечественное оборудование, в 2015 году разработала ядерный реактор для подводных лодок (INS Arihant), а также сформировала авиакосмическую отрасль и биотехнологии. Индия стала третьей страной в мире после США и Японии, способной производить суперкомпьютеры производительностью в 1 триллион операций в секунду. Так, из аграрной страны с высоким уровнем бедности Индия превратилась в одну из стран, лидирующих в информатике и телекоммуникациях. Темпы изменения ВВП Индии при внедрении в экономику страны инновационных механизмов приводятся на рисунке 1 [7].
Рисунок 1. Динамика ВВП Индии
Источник: [7].
Израиль, начав развитие высоких технологий фактически с нулевого уровня, в настоящее время вышел в технологические лидеры. Так, беспилотники и средства связи, разработанные и произведенные в Израиле, считаются лучшими в мире. Другой пример развития израильской электроники – радары EL/M-2084 компании «Эльта». Помимо национального «Железного купола» EL/M-2084 интегрированы в систему ПВО и управления США, Канады и во многих европейских странах НАТО. В 2020 году израильский стартап выпустил аккумуляторы для электроавтомобилей, решившие проблемы со сроком службы батарей при быстрой зарядке в течение 5 минут. Такое технологическое решение заряда аккумуляторов грозит переделкой нефтяного рынка. Израильские стартапы в 2018 году получили более 20% мировых венчурных инвестиций в области кибербезопасности [8]. За период развития высокотехнологичных отраслей с 1980 по 2020 год ВВП страны вырос более чем в 16 раз [9]. Динамика роста экономики Израиля приводится на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика ВВП Израиля
Источник: [8].
Механизмы государственного регулирования технологических отраслей Индии
Основным инвестором НИОКР Индии является государство, действующее через систему контрактов. В дополнение к многочисленным структурам регулирования государственной политики по инновационному развитию Индии в 2010 году был создан Национальный инновационный совет, в задачи которого входит совершенствование системы планирования и координации перспективного развития страны на период более 10 лет [10], при этом целевые фонды при министерствах и департаментах незначительны. В финансировании научно-технического развития важным звеном являются фонды экономической реструктуризации и больших инфраструктурных проектов. Распределение расходов на научно-исследовательские работы в 2015 году выглядело следующим образом: 57,5% расходов приходилось на долю центрального правительства, 7,7% – на правительства штатов. Активизация инвестиций со стороны частного сектора на НИОКР началась в 2003 году после внесения в документ «Политика в области науки и технологии» раздела о важности развития высокотехнологичного частного сектора [11].
Для координации деятельности местных властей с национальной системой планирования в 2007 году правительство Индии сформировало Министерство микро-, малых и средних предприятий. За счет программ региональной сбалансированности уровень урбанизации Индии за последние 10 лет с 2009 года вырос всего на 4% и достиг 34,47% [12]. Правительством Индии совместно с администрациями штатов разрабатывается комплексная программа развития кластеров (Integrated Cluster Development Programmer), рассчитанная сроком на 5 лет. По данным United Nations Industrial Development Organization, в 1996 в Индии функционировало почти 2000 кластеров, из которых 388 были индустриально производственными. В настоящее время в Индии более 1500 промышленно-индустриальных кластеров [13]. Механизм начальной государственной помощи в создании кластера предполагает разработку проекта, необходимых работ и назначение ответственной структуры – Исполнительного агентства. Таким агентством по итогам конкурса назначаются частные и некоммерческие организации с большим опытом работы в сфере развития малого предпринимательства. В среднем инвестиционный период для кластеров составляет 3–4 года.
Правительство Индии активно стимулирует развитие технопарков в значимых национальных направлениях, стратегия индийских технопарков появилась в 1988 году из государственной программы развития и экспорта программного обеспечения (Software Exports, Software Development and Training Policy) [1] (Kostyunina, Baronov, 2012). Программа на льготных условиях объединила частные и государственные компании в структуры «Технопарки по производству программного обеспечения Индии» (The Software Technology Parks of India, STPI) [7]. В настоящее время информационно-коммуникационные технопарки размещены по всей территории страны и сосредоточили почти 90% национального экспорта программного обеспечения и IT-услуг Индии. Индийская стратегия технопарков обеспечивает компании инфраструктурой и оборудованием в непосредственной близости от ведущих образовательных и научных учреждений. Технопарки предоставляют фирмам, работающим на иностранном рынке, налоговые и таможенные льготы для компаний, учрежденных в технопарках, а также снижаются ограничения на иностранные инвестиции [2] (Solovyova, 2013).
В Индии технологические инкубаторы являются развитием технопарковой стратегии, а их работа связана с основной программой поддержки исследований в форме частно-государственного партнерства «Инициатива по достижению Индией технологического лидерства в новом тысячелетии» [14] (Sagatdinova, 2016). Ключевой импульс по созданию и развитию действующих технологических инкубаторов был обеспечен в 2009 году принятием федеральной концепции «Поощрение развития и коммерциализации изобретений и инноваций» [15]. Начальная поддержка создания таких технологических структур составила 1,4 млрд долларов. Рост числа стартапов Индии при содействии государственной программы «Start-Up India» показан на рисунке 3 [16]. Стартапы за 2015 год создали 85 тысяч высокотехнологичных рабочих мест, количество женщин-стартаперов выросло в 4,5 раза. Их финансирование в 2015 составило 4,9 млрд долларов [17]. Для защиты инвесторов и бизнес-партнеров в 2016 году было принято законодательство о формировании базы данных предприятий, неоднократно допускавших срыв договорных обязательств и дефолт.
Рисунок 3. Динамика развития стартапов в Индии
Источник: [16].
С целью повышения экспортной привлекательности продукции правительство Индии ввело практику присвоения компаниями льготного статуса экспортоориентированной фирмы и привлекло портфельные инвестиции. Индийская ассоциация венчурного инвестирования в последние годы активно расширяется за счет американских и европейских фондов. Эффективно работает и Индийский национальный венчурный фонд программного обеспечения и информационных технологий. Рост инвестиций в экономику Индии с 2000 по 2019 год увеличился в 15 раз [4]. Так, объем инвестиций в 2000 году составлял 3,5 млрд долларов, а в 2019 году вырос до 50,6 млрд долларов [18]. С целью защиты национального рынка в 2020 году были приняты меры контроля сделок с бенефициарами стран прилегающих территорий путем рассмотрения каждой сделки регулятором.
Занимая 3-е место в мире по затратам на национальную оборону и являясь второй страной мира по объемам закупок иностранного вооружения, Индия в рамках программы «Инновации для военного превосходства» активно развивает два крупных оборонных национальных инновационных центра, а также реализует стратегию привлечения инопартнеров с высокотехнологичной локализацией военной продукции на собственной территории [13]. Стоит отметить, что при снижении за 10 лет уровня бедности в два раза затраты на национальную оборону Индии выросли и в 2019 году составили 71,1 млрд долларов [19]. В конце 2019 года оборонное оборудование было освобождено от таможенных и импортных пошлин.
Государство целенаправленно на плановой основе координирует направления вузовской науки с руководителями отраслей путем поддержания тех вузов, при которых создавались научно-производственные объединения. Ряд вузов, например Университет им. Дж. Неру в Нью-Дели и Технический Университет им. Дж. Неру в Хайдарабаде, формировались изначально как исследовательские центры. Затраты на образование в стране, составляя 12–14% от ВВП, многократно повысились в абсолютном значении от последних двадцати лет [18]. В Индии действуют 400 национальных научно-исследовательских лабораторий, а также 1300 вовлеченных в научную деятельность лабораторий при промышленных предприятиях [20] (Krylov, Kozlyaeva, Krylova, 2015). Также правительство поощряет связи промышленных структур с вузами, в том числе с иностранными. В Индии размещено около 500 научно-исследовательских центров иностранных компаний и международных корпораций. Практически все организационные мероприятия по обеспечению технологического развития Индии связаны с системой образования и научной деятельностью вузов. Федеральная комиссия по университетским грантам поддерживает их специальными инновационными грантами, а региональные правительства поддерживают вузы, которые способствуют развитию региональной кластерной экономики. Требования формирования кластеров местной промышленности в обязательном порядке предусматривают наличие местных институтов, предпринимательских ассоциаций и агентств развития, которые будут активно помогать в подготовке и подборе специалистов-посредников по созданию этих кластеров [21] (Ovchinnikova, 2018).
Механизмы государственного регулирования технологических отраслей Израиля
В Израиле основными экономическими актами являются: Закон о стимулировании капитальных инвестиций (Law for the Encouragement of Capital Investment) и Закон о поощрении промышленных НИОКР (Law for the Encouragement of Industrial Research & Development – R&D Law) [22]. В соответствии с этими законами государство поддерживает программой грантов и налоговых льгот местные и иностранные предприятия, которые получили статус утвержденного предприятия. Для практической реализации законов сформирован государственный орган – Офис главного ученого. В основе экосистемы страны заложено, что инвестиционный проект получает господдержку при выполнении следующих условий:
· проект конкурентоспособен и реализуем коммерчески на международных рынках с экспортом в продажах продукта не менее 20% от объема;
· создаются новые технологии;
· создаются новые рабочие места на территории Израиля.
Если результаты НИОКР реализуются в коммерческом продукте, то компания, получившая прибыль, должна, как правило, выплатить вознаграждение Офису главного ученого дифференцированно по периоду отдачи от 3% до 5% в год. Выплаты вознаграждения осуществляются только при успешно реализованной коммерческой работе, а возможные финансовые потери государство не взыскивает. По расходам на науку и исследования показатели Израиля за последнее время имеют тенденцию стабильного роста: если в 2016 году соответствующий показатель этой страны составлял 12,51 млрд долларов, то в 2017 году он составил 12,68 млрд долларов. Поддержка технологического развития Израиля осуществляется комплексно на всех его этапах согласованием бюджета работ с грантами его поддержки специальными программами, такими как Nofar, Magneton Mini, KAMIN, Support for Israeli Research Institutions и др. [22].
С помощью специальной программы государство осуществляет поддержку финансирования фундаментальных исследовательских НИОКР академических групп до 90% бюджета работы. К участию в таких исследованиях приглашаются международные научные структуры. Отдельная программа грантов стимулирует развитие консорциумов промышленных предприятий и университетов [23] (Ovchinnikova, Ovchinnikova, 2018). Субсидирование такой программы составляет до 66% расходов на НИОКР. Специальная государственная программа содействует переходу уже профинансированных научных исследований в прикладную стадию. Также специальными грантами правительство обеспечивает развитие инфраструктуры и технологической базы научно-исследовательских институтов. Данная программа предоставляет гранты до 90% бюджета, требуемого на развитие технологической базы таких структур, только при условии, что оставшиеся 10% бюджета проекта обеспечиваются внедряющей НИОКР промышленной компанией [5] (Babkin, Baykov, 2018). Отдельный механизм сформирован в Израиле для стимулирования промышленных компаний в межфирменном трансфере технологий. Для организационной поддержки таких трансферов была создана ассоциативная группа Users Association, а государственные гранты членам ассоциации на НИОКР покрывают до 66% утвержденного бюджета. По наиболее актуальным технологическим направлениям Офис главного ученого совместно с государственными структурами формирует специальные целевые программы. Благодаря специализированным программам поддержки по темпу развития экономики Израиль среди 40 стран занял 22-ю позицию, а число научно-технических предприятий превысило 4000, с 2008 по 2019 год прямые государственные расходы на НИОКР превысили 5% от ВВП [18].
Важнейшая роль в инновационной стратегии отводится венчурной экосистеме и высокотехнологичным стартапам. В настоящее время Израиль в расчете на душу населения по количеству стартапов располагается на втором месте в мире. В настоящее время на рынке венчурного капитала Израиля работает более 100 инвестирующих фондов с инвестиционным ресурсом более 10 млрд долларов [24] (Saginov, Stroganov, 2018). По данным делового журнала «Инвест-Форсайт», 220 международных американских и европейских венчурных фондов, не имея в Израиле своих представителей, инвестируют в страну через свои базовые структуры [25]. Согласно данным отчета Start-Up Nation Central, в 2012–2018 годах высокотехнологический капитал Израиля зафиксировал динамику быстрого роста: если в 2012 году в секторе высоких технологий было заключено 516 сделок на общую инвестиционную сумму 1,867 млрд долларов, то в 2015 году – 706 сделок на сумму 4,307 млрд долларов, что представлено на рисунке 4 [26].
Рисунок 4. Высокотехнологический капитал Израиля за 2012–2018 гг. Источник: [26].
Успешность экосистемы стартапов Тель-Авива уступает лишь более развитой Кремниевой долине. Объем 138 сделок по покупке высокотехнологичных израильских стартапов в 2019 году превысил 21,7 млрд долларов [26]. Импульс развитию стартапов Израиля обеспечила реализация в 1991 году специальной программы технологических инкубаторов (The Technological Incubators Program) Министерства экономики и Офиса главного ученого. Базой государственного финансирования стартапов и создания инкубаторов стал созданный в 90-е годы государственный фонд венчурного капитала Yozma [22]. С 2001 года правительство сконцентрировалось на проблематике «посевной стадии» проектов и начало приватизацию технологических инкубаторов. Фонд Yozma принял риски реализации проектов, поддержал капитализацию развития частных венчурных фондов и позволил инвесторам выкупить государственную долю.
Программу технологических инкубаторов признали выполненной в 2009 году, когда в Израиле сформировалась система частных венчурных фондов и отдельных инкубаторов. В настоящее время государство инвестирует в проекты на «посевной» и «предпосевной» стадии до 85% от установленного бюджета и принимает на себя основные риски в течение двух лет. Управляющая компания инкубатора обеспечивает стартапу не только инфраструктурную среду, но и оказывает административное и нормативно-правовое содействие, а также инвестирует в проект собственные средства в объеме 15% от бюджета. Роялти, 3–5% от выручки, возвращаются только в случае успеха компании.
Израиль с 2000 года активно проводит диверсификацию структуры высокотехнологичного кластера и его венчурного сектора. Помимо развития системы инкубаторов государство активно инвестирует в капитал новых компаний до 66% ее бюджета посредством «посевного фонда» (Heznek-Seed Fund) и обеспечивает частному инвестору приоритет возможности выкупа в течение 5 лет доли государства по цене вхождения плюс процентный доход [6] (Smorodinskaya, Katukov, 2019). В качестве механизма эффективности фонд рассматривает соинвесторов из числа частных компаний, работающих в схожих отраслях и имеющих возможность и ресурсы направлять менеджмент компании во вновь создаваемую структуру.
На развитие Израиля сильно влияет приток военных технологий, ученых и отставных военных экспертов из структур Министерства обороны в «гражданские» стартапы. Так, научно-исследовательский институт RAFAEL, созданный для разработки и производства новых видов вооружения, первый в стране начал разрабатывать информационные технологии и послужил прототипом промышленных парков Израиля. Военные расходы Израиля имеют тенденцию устойчивого роста с 13804 млн долларов до 20465 млн долларов в 2019 году, при этом доля таких расходов в ВВП страны устойчиво снижается. В значительной степени такая динамика обеспечивается нацеленностью Министерства обороны Израиля на продвижение новых идей и оборонных технологий на коммерческом рынке. Для поощрения диверсификации и двойных технологий в Министерстве обороны Израиля принята специальная программа двойного назначения «R&D Meimad» [22]. На рисунке 5 приводится соотношение роста затрат на оборону и их доля в национальном продукте.
Рисунок 5. Расходы на оборону и их доля в ВВП
Источник: [27].
С целью сохранения и конкурентоспособности трудоемких отраслей с низким уровнем НИОКР (производство резины, текстиль, продукты питания, керамические материалы, кожа и др.) Офисом главного ученого в 2005 году разработана программа «Support for Traditional Industries» [22]. Программа обеспечила финансирование до 50% от суммы соответствующих исследовательских работ компаний, осуществляющих технологическую модернизацию в старых отраслях. Для поддержки крупных компаний в открытии своих центров в периферийных районах была принята программа региональной балансировки и повышения занятости «R&D Centers in Israel’s Periphery» [22]. Программа обеспечила гранты на 2–3 года с покрытием до 75% затрат таких научно-исследовательских центров. Дополнительный бюджет в периферийных районах предоставляется и инкубаторам. Формируются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, благодаря данной программе рост городского населения был стабилизирован в 1990 году. Так, при общем приросте на 1,9% населения процентный уровень урбанизации изменился менее чем на 1% с 2009 по 2020 год и составил 92,6% [22].
Израиль также нацелен на встраивание национальных стартапов в инфраструктуру коммерциализации и производства международных корпораций. В Израиле расположены центры разработки и исследований корпораций: Microsoft, Apple, IBM, Intel, Google, Dell Facebook, Oracle, и др. Программа «The Global Enterprise R&D Collaboration Framework» [22]. разделяет риски НИОКР инвестиций между транснациональными компаниями (ТНК), стартапом и Офисом главного ученого. При этом программа, содействуя присутствию израильских компаний по всему миру, ориентирует национальные компании не быть поглощенными ТНК и сохранять интеллектуальную собственность и создавать проектные НИОКР центров в Израиле (Project Centers of Multinational Cooperations). Программа предоставляет транснациональным корпорациям финансирование в размере 40% от операционных расходов функционирующего в качестве представителя ТНК в Израиле проектного центра, в котором не менее 50% от совокупного инвестиционного финансирования отдается израильскому участнику. При этом проектный центр ТНК должен быть зарегистрирован в форме соответствующей израильской компании.
В настоящее время Израиль является одной из стран мира с наиболее высоким уровнем образования и обладает научными школами практически по всем техническим направлениям. Кадры с университетскими степенями составляют почти четверть от всех работников. По количеству ученых (145 чел. на 10 000 чел. населения) Израиль намного опережает Японию (70 чел.) и даже США (85 чел.). Израильский технологический университет «Технион» (Хайфа) и Научно-исследовательский институт им. Вейцмана (Реховот) находятся в двадцатке лучших вузов мира. Доля государственных затрат на образование, составляя 5,5–6% от ВВП в период с 2008 по2019 год, ежегодно увеличивается с его ростом [27].
Специальная программа «National Program for the Return of Israeli» стимулирует разработчиков и исследователей к возвращению в Израиль. Средства программы направляются на обеспечение поиска рабочих мест и комплексного переезда специалистов и их семей. Качественное наполнение образовательной системы необходимыми специалистами-мигрантами и развитие профильных университетов способствуют развитию технических кадров с предпринимательской инициативой, являющейся базой НИОКР, технологических инкубаторов и венчурной результативности. Процентное деление ВВП по секторам современной Индии и Израиля имеет схожую структуру. В Индии сельское хозяйство составляет 15,4%; промышленность – 23%; услуги – 61,5%. В Израиле – 2, 4%; 26,5%; 69,5% соответственно [28].
Завершая обзор направлений систем технологического развития двух стран, отметим также, что темпы роста промышленного производства у Индии за 2017 год составили 5,5%, а у Израиля – 3,5%. Индия превышает Израиль и по темпам роста экспорта и практически в два раза снизила уровень бедности населения. Вместе с тем, согласно рейтингам безопасности кредитоспособности и инвестирования, Индия имеет рейтинги (Moody's rating: Baa3 (2020); Standard & Poors rating: BBB- (2020), что соответствует самым низким рейтингам среди средних инвестиционных категорий. Израиль имеет рейтинги (Moody's rating: A1 (2020); Standard & Poors rating: AA- (2020)) выше средней надежности с точки зрения инвесторов [10]. Данное отличие можно объяснить преобладанием в направленности экспорта Индии услуг аутсорсинга программирования. Израиль же имеет белее широкий выбор высокотехнологичных сфер для финансирования и большее количество успешных стартапов.
Заключение
Таким образом, несмотря на различия организационно-экономических механизмов технологического развития, а также на территориальные и национальные особенности, Индия и Израиль имеют близкие системные составляющие развития науки и технологий. Национальная стратегия технологического развития обеих стран обеспечивается следующими направлениями:
· налоговое регулирование и прямое инвестиционное обеспечение инновационного проекта;
· применение программно-целевых механизмов на приоритетных национальных направлениях;
· акцент на научно-образовательных структурах;
· грантовая поддержка и субсидирование затрат на научные исследования и содействие их промышленному внедрению;
· развитие кластерной стратегии;
· развитие военной оборонной промышленности и ее диверсификация;
· развитие частной инициативы и предпринимательства;
· поддержка венчурной системы и стимулирование инициативы стартапов;
· формирование специализированной информационной системы;
· учет требований территориальной сбалансированности и инфраструктурного развития;
· стимулирование необходимых миграционных процессов;
· поддержка международного сотрудничества и притока инвестиций с учетом требований защиты национального рынка.
Источники:
2. Соловьёва Ю.В. Развитие технопарковых структур: мировой и отечественный опыт // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2013. – № 11. – c. 297-302.
3. Трейман М.Г. Исследование экономических особенностей деятельности технопарков, бизнес-инкубаторов, наукоградов мирового и отечественного уровня // Kant. – 2018. – № 1(26). – c. 237-240.
4. Савзиханова С.Э. Питательная среда развития малого бизнеса и предпринимательства: бизнес-инкубаторы и технопарки // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2015. – № 1. – c. 48-58.
5. Бабкин А.В., Байков Е.А. Коллаборация промышленных и творческих кластеров в экономике: сущность, формы, особенности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2018. – № 11. – c. 141-164.
6. Смородинская Н. В., Катуков Д. Д. Когда и почему региональные кластеры становятся базовым звеном современной экономики // Балтийский регион. – 2019. – № 3. – c. 61—91.
7. Официальный сайт всемирного банка «The World Banck». [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения: 28.04.2021).
8. Официальный сайт Национального Израильского центра формирования Стартапов «Start-Up Nation Central». [Электронный ресурс]. URL: https://startupnationcentral.org/ (дата обращения: 28.04.2021).
9. Официальный сайт всемирного банка «The World Banck». [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=IL (дата обращения: 28.04.2021).
10. Официальный сайт ЦРУ США «Central Intelligence Agency». [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/the-world-factbook/ (дата обращения: 28.04.2021).
11. Отчеты по национальным пятилетним планам Плановой комиссии Индии. [Электронный ресурс]. URL: http://planningcommission.gov.in/ (дата обращения: 25.04.2021).
12. Официальный сайт базы данных Статиста «Statista». [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/271312/urbanization-in-india (дата обращения: 28.04.2021).
13. Официальный сайт правительства Индии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.india.gov.in/ (дата обращения: 28.04.2021).
14. Сагатдинова А.М. О развитии инновационно-технической базы в зданиях высших учебных заведений // Academia. Архитектура и строительство. – 2016. – № 3. – c. 106-109.
15. Официальный сайт правительства Индии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mea.gov.in/ (дата обращения: 28.04.2021).
16. Официальный сайт департамента по развитию промышленности и международной торговли Индии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.startupindia.gov.in/content/sih/en/startupgov/notification.html (дата обращения: 20.04.2021).
17. Официальный сайт журнала «Brics». [Электронный ресурс]. URL: https://bricsmagazine.com/ru/articles/strana-startapov (дата обращения: 28.04.2021).
18. Официальный сайт базы данных «Knoema». [Электронный ресурс]. URL: ttps://knoema.ru/atlas/Индия (дата обращения: 28.04.2021).
19. Официальный сайт базы данных Статиста «Statista». [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/262742/countries-with-the-highest-military-spending/ (дата обращения: 28.04.2021).
20. Крылов А.Н., Козляева Е.В., Крылова И.Ю. Бизнес-инкубаторы как элемент инновационной инфраструктуры // Вестник науки и образования Северо-Запада России. – 2015. – № 4(1). – c. 157-162.
21. Овчинникова Н.Э. Взаимодействие региональных университетов с промышленностью: новые возможности бизнес-инкубирования // Вестник науки и образования Северо-Запада России. – 2018. – № 2 (32). – c. 84-91.
22. Официальный сайт правительства Израиля. [Электронный ресурс]. URL: https://israel.gov.il/ (дата обращения: 28.04.2021).
23. Овчинникова О.П., Овчинникова Н. Э. Роль современного университета в инновационном развитии региона // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2018. – № 2(62). – c. 154-163.
24. Сагинов Ю.Л., Строганов И.А. Глобальные цепочки стоимости и вопросы экономического развития // Российское предпринимательство. – 2018. – № 4. – c. 1229-1238.
25. Деловой журнал «Инвест-Форсайт», Венчурные фонды Израиля: приоритет кибербезопасности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/venchurnye-fondy-izrailya/ (дата обращения: 18.04.2021).
26. Официальный сайт Национального Израильского центра формирования Стартапов «Start-Up Nation Central». [Электронный ресурс]. URL: https://startupnationcentral.org/ (дата обращения: 28.04.2021).
27. Официальный сайт базы данных Статиста «Statista». [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/810433/ratio-of-military-expenditure-to-gross-domestic-product-gdp-israel/.
28. Официальный сайт базы данных «Knoema». [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/atlas/Израиль (дата обращения: 08.04.2021).
Страница обновлена: 25.07.2024 в 18:06:05