Non-price components of the medical organization competitiveness in primary care

Davydovich A.R.1, Shmeleva T.V.1, Kresova N.S.1
1 Сочинский Государственный Университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 10 (October 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44429290
Cited: 3 by 30.01.2024

Abstract:
The article considers non-price components of primary care medical organization's competitiveness, such as the medical services quality, medical staff professional development, medical staff motivation and stimulation. The shortcomings that reduce the level of the medical organizations competitiveness for each component are identified. The ways to improve the competitiveness of primary care medical organizations taking into account the results of the study are suggested.

Keywords: non-price components of competitiveness, primary care medical organization, medical services quality, professional development of medical personnel, motivation and stimulation of medical staff

Funding:
Исследование выполнено за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований» (РФФИ), договор № 20-010-00524\\20 от 13.02.2020 г.

JEL-classification: I11, I19, J44



Введение

На современном этапе развития рынка медицинских услуг неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена приобретают особую актуальность. Это обусловлено как минимум двумя факторами: глобализацией рынка медицинских услуг и информатизацией здравоохранения.

Под влиянием процесса глобализации в XXI веке география предоставления качественных медицинских услуг постоянно расширяется, появляются новые участники рынка медицинских услуг, что приводит к росту конкуренции в сфере здравоохранения.

Развитие цивилизации идет в сторону информационного здравоохранения, которое определяется новыми информационными и коммуникационными технологиями (внедрение технологий мобильного пользователя и беспроводного доступа к базам данных; телемедицина, веб-медицина; дистанционный мониторинг состояния пациентов; дистанционное

интерактивное обучение по адаптивным, индивидуальным программам и т.д.).

Без внедрения информационно-коммуникационных технологий невозможно говорить о современном обеспечении организационно-технологических процессов на уровне медицинских организаций по оказанию доступных и качественных медицинских услуг населению и развитии телемедицинских технологий.

Глобализация рынка медицинских услуг, информатизация здравоохранения, миграция врачей, появление новых методов диагностики и лечения заболеваний наряду с внедрением единых медико-экономических стандартов привели к тому, что на первое место стали выдвигаться неценовые компоненты конкурентоспособности организации.

Обзор научных исследований (Волнухин А.В., Карамова А.С., Тогунов И.А., Шишкин С.В.) показал, что неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации в отечественной и зарубежной литературе изучены недостаточно [1–5] (Volnukhin, 2018; Karamova, 2017; Karamova, 2018; Togunov, 2005). Освещены лишь отдельные составляющие, к которым относятся имидж, торговая марка или бренд организации, уровень сервиса, технологии коммуникативного воздействия (реклама, пропаганда, интернет-технологии и т.д.) [6–13] (Bokhanov, Vapnyarskaya, 2002; Vaskes Abanto, Vaskes Abanto, 2015; Glinkina, Regent, 2016; Dobrikova, 2014; Kozlova, Syrchin, 2015; Kudryashova, 2015; Lokteva, 2010).

Вместе с тем неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, такие как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников и их влияние на обеспечение конкурентных преимуществ организации, изучены недостаточно.

Все вышесказанное послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Цель исследования – рассмотреть неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, такие как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников, и определить современные направления повышения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

ü рассмотреть неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, такие как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников;

ü используя результаты социологического опроса, выявить недостатки, снижающие уровень конкурентоспособности медицинской организации первичного звена по каждому компоненту;

ü определить современные направления повышения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена.

Научная новизна исследования: определено влияние неценовых компонентов, таких как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников на конкурентоспособность медицинской организации первичного звена.

Гипотеза исследования: в современных условиях нельзя недооценивать неценовые компоненты конкурентоспособности, потому что они могут как создавать для медицинской организации первичного звена определенное превосходство над своими прямыми конкурентами, так и наоборот, лишать организацию лидерства на рынке.

Источниками информации для решения поставленных задач исследования послужили данные социологического опроса населения и сотрудников медицинских организаций различных форм собственности города Сочи. Опрос проводился в онлайн-режиме, анкеты для респондентов были размещены на сайте Testograf (www.testograf.ru).

Объем выборки составил 223 респондента, репрезентирующих взрослое население (18 лет и старше), в том числе сотрудники медицинских организаций первичного звена различных форм собственности города Сочи (ГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Сочи»; ГБУЗ «Городская поликлиника № 2 г. Сочи (Адлер)»; ГБУЗ «Городская поликлиника № 4 г. Сочи» (пос. Дагомыс); НУЗ «Узловая поликлиника г. Сочи» ОАО «РЖД»; ООО «АРМЕД»; ООО «Клиника Семейной Медицины «Надежда»).

Качество медицинских услуг

Общемировой и российской тенденцией является повышение конкуренции среди медицинских организаций первичного звена и значимости неценовых компонентов конкурентоспособности, основным из которых является качество медицинских услуг.

Определение степени влияния качества медицинских услуг на обеспечение конкурентных преимуществ медицинских организаций первичного звена проводилось посредством опроса пациентов, которые пользуются услугами медицинских организаций первичного звена г. Сочи.

Респондентам предлагалось определить недостатки системы обеспечения качества медицинских услуг в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена, оценить их по 5-балльной шкале (где 1 – не сталкивался, а 5 – такие проблемы были) и определить степень влияния качества медицинских услуг на конкурентоспособность организации.

Таблица 1

Оценка ответов респондентов на вопрос: «Когда Вы в последний раз обращались в государственные (муниципальные) медицинские организации первичного звена?» (только один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные
18–24 года
25–34 года
35–44 года
45–59 лет
60 лет и старше
Менее года назад
61
62
54
62
64
71
1–2 года назад
16
12
22
19
16
13
3–5 лет назад
10
19
15
6
11
4
6 лет назад и более
6
2
4
8
5
6
Затрудняюсь ответить
7
5
5
5
4
6
Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Из таблицы 1 видно, что за последний год за медицинской помощью в государственные (муниципальные) медицинские организации первичного звена обратилось абсолютное большинство жителей города Сочи – 61%. Чаще всего за последний год в медицинские организации обращались пожилые люди в возрасте 60 лет и старше (71%).

Таблица 2

Оценка ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы сталкиваетесь в государственной (муниципальной) медицинской организации первичного звена со следующими проблемами?»

Недостатки системы обеспечения качества медицинских услуг
Оценка респондентов
Затрудняюсь
ответить
1
2
3
4
5
Долгое ожидание записи, проблемы в работе сайта kuban-online.ru,
очередь в регистратуру и на прием к врачу
15
11
20
16
33

5
Невозможность получить все необходимые услуги в одном месте
19
9
20
14
33

5
Назначение дополнительных платных услуг
12
11
20
22
29
8
Отсутствие нужного специалиста
16
10
21
14
32
7
Отрицательный результат лечения (без динамики / ухудшение)
17
14
25
14
20
10
Невнимание врача
22
12
27
15
18
6
Неверное назначение лекарств
21
12
25
13
16
13
Грубость и хамство со стороны медицинского персонала
32
17
22
12
14
3
Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Из таблицы 1 видно, что наиболее частые проблемы, с которыми сталкивались пациенты в государственных (муниципальных) медицинских организациях первичного звена: долгое ожидание записи, очереди, назначение дополнительных платных услуг, невозможность получить все услуги в одном месте, отсутствие нужного специалиста.

Для того чтобы оценить недостатки системы обеспечения качества медицинских услуг негосударственных медицинских организаций первичного звена, респондентам был задан аналогичный вопрос, только объектом исследования выступили негосударственные медицинские организации.

Сравнительная оценка параметров качества медицинских услуг в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнительная оценка параметров качества медицинских услуг в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена

Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Из рисунка 1 видно, что наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкивались пациенты в государственных (муниципальных) медицинских организациях первичного звена (отсутствие нужного специалиста, назначение дополнительных платных услуг, долгое ожидание записи, нахождение в очереди, проблемы в работе сайта kuban-online.ru), получили оценку в среднем 3,4 балла. Менее распространены ситуации следующие: невнимательное отношение врача к пациенту, грубость и хамство медицинского персонала (2,6 балла).

Анализируя наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкивались пациенты в негосударственных медицинских организациях первичного звена, можно отметить следующие: назначение дополнительных платных услуг, отрицательный результат лечения (без динамики / ухудшение), «затягивание» времени лечения.

Итак, негативное влияние на конкурентоспособность государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организаций первичного звена оказывают следующие составляющие качества медицинских услуг: отрицательный результат лечения (без динамики / ухудшение), «затягивание» времени лечения, назначение дополнительных платных услуг.

Профессиональное развитие медицинского персонала

Профессиональное развитие медицинского персонала способствует обеспечению конкурентоспособности как отдельной медицинской организации первичного звена, так и всей системы здравоохранения.

В соответствии с определением Всемирной федерации медицинского образования непрерывное профессиональное развитие – это период образования и подготовки врачей, начинающийся после завершения базового медицинского образования и последипломной подготовки и продолжающийся после этого в течение всей профессиональной жизни [14] (Volnukhin, 2018).

В условиях глобализации и информатизации профессиональное развитие медицинского персонала стало значительно шире, стали востребованы новые компетенции в области организации здравоохранения, моделирования различных стилей поведения, эффективного консультирования, межпрофессионального взаимодействия, самоанализа, аудита и т.д.

Выявление проблем, связанных с профессиональным развитием медицинского персонала, проводилось с помощью анкетирования административного и медицинского персонала. Было заполнено и проанализировано 23 и 53 анкеты соответственно.

Респондентам предлагалось оценить уровень профессионального развития медицинского персонала в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена, оценить их по 5-балльной шкале (где 1 – уровень очень низкий, а 5 – уровень очень высокий) и определить степень влияния уровня профессионального развития медицинского персонала на конкурентоспособность организации.

Результаты исследования представлены на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Оценка руководителями параметров профессионального развития медицинского персонала в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена

Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Из рисунка 2 видно, что руководители государственных (муниципальных) медицинских организаций в отличие от своих коллег из негосударственного сектора оценили уровень профессионального развития своих сотрудников в среднем на 3,3 балла, что на 0,7 балла ниже уровня профессионального развития сотрудников негосударственных медицинских организаций первичного звена.

Следствием недостаточного внимания к уровню профессионального развития медицинских работников явилась неудовлетворенность врачей тем, что из-за высокой загруженности на работе у них нет возможности повышать свою квалификацию в требуемом объеме, и тем, что у них нет возможности выбора образовательных организаций для прохождения обучения (рис. 3).

Рисунок 3. Оценка степени удовлетворенности медицинского персонала параметрами, характеризующими организацию обучения и развития в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена

Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Анализируя степень удовлетворенности медицинского персонала параметрами, характеризующими организацию обучения и развития (рис. 3), установлено, что медицинский персонал, представляющий как государственные (муниципальные), так и негосударственные медицинские организации первичного звена, в наименьшей степени удовлетворен возможностью участвовать в научно-практических мероприятиях и получать новую специальность, условиями для профессионального и служебного роста.

Не устраивает врачей отсутствие возможностей получить консультации у ведущих специалистов своей области, ограниченный доступ к международным источникам информации.

Итак, на основании проведенного анализа можно с уверенностью сказать, что все вышеперечисленные проблемы, связанные с профессиональным развитием медицинского персонала, будут отрицательно влиять на конкурентоспособность медицинской организации первичного звена, если не изменить сложившуюся ситуацию.

Мотивации и стимулирование медицинских работников

Многие исследования свидетельствуют о том, что через систему мотивации и стимулирования персонала можно управлять не только производительностью и качеством труда, текучестью кадров, заинтересованностью медицинских работников в своей профессиональной деятельности, но и конкурентоспособностью медицинской организации [15, 16, 17] (Kibanov, 2018; Tekhterekova, Gnedyh, Lyakhov, 2016; Solokhina, Avetyan, Salashnik, 2010).

Рассмотрим отдельные элементы системы мотивации и стимулирования медицинских работников, такие как создание благоприятных условий труда, социальные гарантии и льготы, и определим степень их влияния на конкурентоспособность медицинской организации первичного звена.

Для выявления изъянов системы мотивации и стимулирования медицинских работников был проведен анализ мнения руководителей и медицинского персонала в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена.

Медицинскими работниками была заполнена 71 анкета. Среди респондентов основную долю составили врачи (83,4%), 10,2% – руководители организаций, 6,4% – не указали свою должность; при этом 80,9% были основными сотрудниками медицинских организаций первичного звена.

Рисунок 4. Оценка уровня удовлетворенности медицинских работников системой мотивации и стимулирования

Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Из рисунка 4 следует, что медицинский персонал в наименьшей степени удовлетворен уровнем физической и психологической нагрузки, охраной здоровья и санитарно-гигиеническими условиями труда. Медицинские работники государственных (муниципальных) медицинских организаций первичного звена в большей степени не удовлетворены размером заработной платы в отличие от своих коллег из негосударственного сектора.

Наличие социальных гарантий – не менее важная составляющая системы стимулирования и мотивации медицинских работников, которая требует внимания.

Существующий уровень защиты врачей в случае совершения профессиональной ошибки, возникновения конфликтов с пациентами, действующая система льгот и компенсаций, вынужденные переработки для обеспечения заработка – все эти вопросы волнуют медицинских работников.

Кроме того, низкий уровень безопасности труда, нормативы, которые не позволяют уделять больше времени пациенту, также не удовлетворяют опрошенных врачей.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили, что проблема низкой удовлетворенности медицинского персонала является общей для российской системы здравоохранения.

Заключение

Проведенный в исследовании анализ неценовых компонентов конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, таких как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников, позволил

авторам выявить недостатки, снижающие уровень конкурентоспособности медицинской организации по каждому компоненту, и определить направления повышения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена.

Среди направлений, которые могли бы повысить качество медицинских услуг, можно выделить следующие:

ü привлечение к работе медицинского персонала с высоким уровнем профессиональной квалификации, мотивированным к дальнейшему профессиональному развитию;

ü разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества медицинских услуг;

ü сотрудничество с образовательными организациями для непрерывного профессионального развития медицинского персонала.

Для устранения выявленных проблем, связанных с профессиональным развитием медицинского персонала, предлагается привлекать ведущих специалистов здравоохранения в качестве экспертов и консультантов; осуществлять целевую подготовку специалистов, обучать медицинский персонал новым технологиям диагностики и лечения заболеваний; организовывать стажировки в ведущих медицинских центрах России; ввести надбавки за достижение высокого профессионально-квалификационного уровня и т.д.

Для повышения уровня удовлетворенности медицинских работников системой мотивации предлагается расширить систему нематериального и материального стимулирования.


References:

Dostupnost i kachestvo meditsinskoy pomoshchi v otsenkakh naseleniya [Accessibility and quality of medical care in population estimates] (2015). (in Russian).

Model imidzha organizatsii meditsinskogo profilya [Image model of a medical organization] (2011). (in Russian).

Bokhanov S.Yu., Vapnyarskaya O.I. (2002). Predposylki ispolzovaniya marketinga v zdravookhranenii [Prerequisites for the use of marketing in health care]. Journal of Marketing in Russia and Abroad. (2). 45-51. (in Russian).

Dobrikova A.A. (2014). Podkhody k ispolzovaniyu interaktivnyh elementov internet-SMI v prodvizhenii meditsinskikh uchrezhdeniy [Approaches to the use of interactive elements of the internet media for promotion of medical institutions]. Kommunikativnye issledovaniya. (2). 107-111. (in Russian).

Glinkina O.V., Regent T.M. (2016). Rynok obshchestvennogo zdorovya i printsipy ego segmentirovaniya [The market of public health and the principles of its segmentation]. Vestnik rossiyskogo novogo universiteta. Seriya «Chelovek i obschestvo». (4). 10-15. (in Russian).

Karamova A.S. (2017). Konkurentsiya v rossiyskom zdravookhranenii (na primere Krasnodarskogo kraya) [Competition in Russian healthcare (on the example of Krasnodar Krai)]. Vestnik Akademii znaniy. (23 (4)). 91-97. (in Russian).

Karamova A.S. (2018). Analiz razvitiya konkurentnoy sredy na rynke meditsinskikh uslug (na primere Krasnodarskogo kraya) [Analysis of the development of the competitive environment in the market of medical services (on the example of the krasnodar region)]. Russian Journal of Entrepreneurship. (7). 2083-2090. (in Russian).

Kibanov A.Ya. (2018). Upravlenie personalom v Rossii [HR management in Russia] (in Russian).

Kozlova L. A., Syrchin E. F. (2015). Sovershenstvovanie sistemy formirovaniya i razvitiya sotsialnogo imidzha byudzhetnyh meditsinskikh uchrezhdeniy [The improvement of system of formation and development of social image budgetary medical organization]. Kontsept. (03). (in Russian).

Kudryashova O.S. (2015). Formy i metody raboty sovremennoy press-sluzhby v meditsinskoy organizatsii. Menedzhment novostey [Forms and methods of work of a modern press service in a medical organization. News management]. Zdravookhranenie Yugry: opyt i innovatsii. (3). 48-50. (in Russian).

Lokteva O.A. (2010). Otsenka konkurentosposobnosti brenda platnyh meditsinskikh uslug (na primere Sankt-Peterburga) [Paid medical services: evaluation of brand competitiveness (case of St Petersburg)]. Problems of modern economics. (3 (35)). 260-261. (in Russian).

Solokhina L.V., Avetyan K.R., Salashnik V.M. (2010). Upravlenie personalom kak faktor ustoychivosti funktsionirovaniya uchrezhdeniya zdravookhraneniya v usloviyakh rynka meditsinskikh uslug [Personnel management as a factor of stability of health care institutions functioning in the conditions of the medical services market]. Vestnik obschestvennogo zdorovya i zdravookhraneniya Dalnego Vostoka Rossii. (1). 12. (in Russian).

Tekhterekova N. S., Gnedyh N. N., Lyakhov A. P. (2016). Professionalnaya motivatsiya meditsinskogo personala kak sredstvo povysheniya effektivnosti trudovoy deyatelnosti [Professional motivation of medical personnel as a means of improving the efficiency of work]. Problems of modern science and education. (12(54)). 151-156. (in Russian).

Vaskes Abanto Kh.E., Vaskes Abanto A.E. (2015). Imidzh medika: sluchaynyy stil povedeniya ili neobkhodimyy element samosovershenstvovaniya [Medical image: casual style of behavior or a necessary element of self]. Kachestvennaya klinicheskaya praktika. (3). 89-96. (in Russian).

Volnukhin A.V. (2018). Nauchnoe obosnovanie sovremennyh napravleniy razvitiya i povyshenie konkurentosposobnosti chastnyh meditsinskikh organizatsiy, okazyvayushchikh meditsinskuyu pomoshch v ambulatornyh usloviyakh [Scientific substantiation of modern directions of development and increasing the competitiveness of private medical organizations that provide medical care in outpatient settings] (in Russian).

Volnukhin A.V. (2018). Nauchnoe obosnovanie sovremennyh napravleniy razvitiya i povyshenie konkurentosposobnosti chastnyh meditsinskikh organizatsiy, okazyvayushchikh meditsinskuyu pomoshch v ambulatornyh usloviyakh [Scientific substantiation of modern directions of development and increasing the competitiveness of private medical organizations that provide medical care in outpatient settings] (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 08:23:04