Звенность товародвижения в розничной торговле

Мамедов О.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54747771

Аннотация:
В рамках исследования автор научной работы звенность товародвижения в розничной торговле. Правильно организованная звенность товародвижения позволяет максимально быстро и без потерь обеспечить доставку товара до конечного потребителя. В таком случае удовлетворяются потребности покупателя и растет доходность предприятия. Полученную прибыль, предприятия так же могут направлять на улучшение процесса звенности товародвижения.

Ключевые слова: розничная торговля, товар, склад, звенность, товародвижение

JEL-классификация: F1, L81, Q56



Введение

Розничная торговля является наиболее существенным направлением общественного воспроизводства, т.к. обеспечивает взаимодействие производителей и потребителей. В настоящее время наблюдается высокая конкуренция в данном направлении. Предприятиям необходимо беспрерывно совершенствовать свою деятельность с целью поддержания и увеличения спроса к реализуемым товарам. Одним из направлений совершенствования является звенность товародвижения. Выстраивание корректного процесса перемещения товаров ускоряет передачу их до конечного потребителя, а также уменьшает потери и брак в складских помещениях, тем самым положительно влияя на экономические и финансовые показатели организации.

Объектом исследования выступает предприятия розничной торговли.

Предметом исследования являются процесс звенности товародвижения в розничной торговле.

Целью данной научной работы является изучение звенности товародвижения в условиях высокой конкуренции.

При написании научной работы использовались общенаучные методы познания, такие как: анализ; синтез; индукция; обобщение; классификация.

Основная часть

Товародвижение – процесс доведения товаров от изготовителей до конечных потребителей [7, с. 48]. Логистика осуществляется с помощью оптовых и розничных предприятий. Автор данной научной работы предлагает рассмотреть звенность товародвижения в рамках розничной торговли.

Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий компании – объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п. [8, с. 346].

Благодаря организованному процессу товароснабжения розничной сети обеспечиваются полнота и устойчивость ассортимента, нужный уровень товарных запасов [3, с. 55]. Грамотно выстроенный процесс товародвижения способствует оптимизации поставки товаров в складские помещения предприятия, и в конечном счете, до покупателя. По данным исследования покупатели готовы ждать заказ не более двух дней [10]. Если у организации данный показатель выше, то потребитель перейдет к конкуренту. Иными словами, скорость движения товара является стимулирующим средством.

Звенностью товародвижения считается количество складских звеньев, через которые проходят товары на пути движения к конечному покупателю. [2, с. 55]. В розничной торговле наблюдается большое количество звеньев товародвижения. Основные пункты (инфраструктуры) звенности товародвижения в розничной торговле отображены в таблице 1.

Таблица 1. – Пункты (инфраструктуры) звенности товародвижения в розничной торговле

Пункты (инфраструктуры)
Определение
Складское помещение при торговой точке
Склад, расположенный при торговой точке розничного предприятия. Здесь хранится небольшой объем товаров, т.е. позиции, которые пользуются высоким спросом
Склад
Специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций [1, с. 48]
Пункт выдачи заказов (ПВЗ)
Помещение, где осуществляется выдача товаров ранее заказанных товаров [6, с. 113]
Даркстор
Магазин-склад, который функционирует только для хранения и выдачи товаров от онлайн покупок и недоступен для офлайн реализации. В данном помещении сотрудники собирают заказы онлайн покупателей и передают курьеру для доставки в указанный адрес [9, с. 52]
Продолжение таблицы 1.

Пункты (инфраструктуры)
Определение
Распределительный центр (РЦ)
Склад, куда поступают товары от производителей, дистрибьюторов или оптовых партнеров, затем отсюда товар перемещается в другие складские помещения организации. Помимо перечисленного в РЦ осуществляется переупаковка, фасовка и стикерование товаров
Склад партнера
Происходит передача товаров в складское помещение партнера. Данной инфраструктурой пользуются предприятия при сотрудничестве с маркетплейсами
Источник: составлено на основании самостоятельного исследования

Каждый из перечисленных пунктов выполняет определенные функции и является неотъемлемой частью в звенности товародвижения. Например, пункт выдачи заказов используется в онлайн торговле. Данная инфраструктура позволяет доставить товар в ту или иную точку, которая подходит конечному потребителю, тем самым упрощая процесс получения заказа.

Следует обратить внимание на склад партнера. Этот пункт звенности часто используется при сотрудничестве с маркетплейсами: «Озон», «Wildberries», «Яндекс.Маркет», «МегаМаркет». Мерчант передает партнеру товары высокого спроса с целью снижения времени доставки до потребителя.

Далее следуют перейти к изучению цепочке звенности товародвижения в розничной торговле. Звенность товародвижения зависит от размера бизнеса и формы розничной организации.

В первую очередь, рассмотрим, каким образом вышесказанное определяют различные авторы:

1. Борзенкова О.О., Гуденко Н.Д., Смирнова А.С. считают, что существуют следующие формы товароснабжения и звенности товародвижения: транзитная и складская [3, с. 54]. Под транзитной подразумевается доставка товара с производства непосредственно в торговые залы и до покупателя.

Складская – характеризуется различной звенностью, величина которой зависит от количества складов, через которые проходят товары. Осуществляется при сложных хозяйственных связях. Авторы в своей работе не затрагивают вопрос количества звеньев при доставке товаров до покупателя.

2. Миролаев А.А. и Петров Р.А. акцентируют свое внимание на значении распределительных центров. Данное складское помещение, по их мнению, является важнейшим пунктом при товародвижении [4, с. 73]. С распределительного центра далее товар поставляется в торговые точки розничной организации.

3. Миронова М.А., Тонышева Л.Л. выделяют следующие этапы товародвижения: поставка товаров до складского пункта; перемещение товаров по каналам предприятия; поставка товара до покупателя [5, с. 59].

4. Милашина А. С. В своей работе так же выделяет важность инфраструктуры распредилительного

Автор научной работы с помощью изучения вышесказанного, и исследования практической деятельности различных компаний, предоставит цепочку звенности товародвижения.

Таблица 2. – Цепочка звенности товародвижения в розничной торговле

Размер бизнеса
Форма
Цепочка звенности
Малый
Средний
Офлайн
Складское помещение при торговой точке –> покупатель
Средний
Крупный
Офлайн
Склад –> складское помещение при торговой точке –> покупатель
РЦ –> Склад–> складское помещение при торговой точке –> покупатель
Малый
Средний
Крупный
Онлайн
Склад –> покупатель
Склад–> пункт выдачи –> покупатель
Склад –> Складское помещение при торговой точке –> покупатель
Средний
Крупный
Онлайн
РЦ –> Склад –> покупатель
РЦ –> склад–> пункт выдачи –> покупатель
РЦ –> склад–> дарскстор –> покупатель
РЦ –> склад–> дарскстор –> пункт выдачи –> покупатель
Продолжение таблицы 2.

Размер бизнеса
Форма
Цепочка звенности
Малый
Средний
Крупный
Онлайн (маркетплейс)
Склад–> пункт выдачи –> покупатель
Склад–> склад партнера –> пункт выдачи (дарскстор) –> покупатель
Склад–> склад партнера –> дарскстор –> пункт выдачи –> покупатель
Склад–> РЦ партнера –> склад партнера –> дарскстор –> пункт выдачи –> покупатель
Средний
Крупный
Онлайн (маркетплейс)
РЦ –> склад–> пункт выдачи –> покупатель
РЦ –> склад–> склад партнера –> пункт выдачи (дарскстор) –> покупатель
РЦ –> склад –> склад партнера –> дарскстор –> пункт выдачи
–> покупатель
РЦ –> склад –> РЦ партнера –> склад партнера –> дарскстор –> пункт выдачи –> покупатель
Источник: составлено на основании самостоятельного исследования

Представленная таблица демонстрирует большое количество вариаций звенности товародвижения в розничной. Здесь отмечены цепочки звенности в офлайн и онлайн торговле, а также с углублением – деятельность связанная с маркетплейсами.

На практике данные цепочки звенности товародвижения применяются. Например, онлайн-гипермаркет товаров для дома, дачи, стройки и ремонт «ВсеИнструменты.ру» имеет, как гипермаркеты, пункты выдачи заказов и онлайн-магазин. В конце 2021 г. был открыт новый склад в Домодедово, площадь которой составляет 188 000 кв. м., где хранятся 33,1 млн товаров. Помимо данного населенного пункта, и в иных регионах страны представлены распределительные центры и складские помещения. Также, численность торговых точек составляет более 750 ед. Руководство предприятия сосредоточено на том, чтобы снизить время перемещения (доставки) товаров (быть ближе к покупателям) и расширить географию деятельности. Таким образом, покупатель имеет различные способы приобретения товара: покупка в торговой точке; заказ в ПВЗ; доставка по указанному адресу – перечисленное положительно сказывается на лояльности потребителей.

Иным примером является группа компаний М.Видео-Эльдорадо. Организация специализируется на реализации электроники и бытовой техники. Так же представлены во многих регионах Российской Федерации, и имеют большое количество торговых точек. Но, помимо сказанного, М.Видео-Эльдорадо сотрудничает с маркетплейсами такими, как как «Озон», и «Яндекс.Маркет». Данное взаимодействие позволяет расширить каналы реализации и ускорить товародвижение, т.к. представленные маркетплейсы являются крупными и имеют мощные логистические возможности.

Стоит отметить организацию «Самокат», осуществляющаяся сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома. Примечательно, что компания не обладает торговыми точками и ПВЗ. Деятельность осуществляется с помощью складских помещений и дарксторов. Сейчас количество дарксторов достигает 722 ед. – является крупнейшим показателем в Европе и США. Дарскторы позволяют охватить все районы населенных пунктов, тем самым позволяет доставить товар в любую точку города.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что звенность товародвижения играют важную роль для розничных организаций. Корректно сформированная цепочка звенности товародвижения позволяет достичь максимальных успехов: улучшить экономические показатели; повысить лояльность покупателей. Это происходит за счет того, что снижается скорость движения товара до конечного потребителя.


Источники:

1. ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения (с Изменением N 1, с Поправкой). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167655/.
2. Абрамов А.А. Модели логистических каналов товародвижения в системе управления торгового предприятия // Форум молодых ученых. – 2019. – № 5(33). – c. 54-59.
3. Борзенкова О.О., Гуденко Н.Д., Смирнова А.С. Товароснабжение розничных торговых предприятий // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. Том Часть 3. Санкт-Петербург, 2018. – c. 54-57.
4. Миролаев А.А., Петров Р.А. Особенности организации товароснабжения сетевых магазинов // Научные стремления. – 2019. – № 26. – c. 72-75. – doi: 10.31882/2311-4711.2019.26.16.
5. Миронова М.А., Тонышева Л.Л. Совершенствование организации товародвижения на коммерческом предприятии // Роль инноваций в трансформации современной науки: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Том Часть 1. Челябинск, 2019. – c. 58-61.
6. Мясникова Л.А. Цифровизация логистики в сетевой торговле // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 2(122). – c. 111-115.
7. Ольга А.С. Способы и методы организации товародвижения // Ключевые проблемы и передовые разработки в современной науке: Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2019. – c. 48-53.
8. Салимова А.В., Горюнова А.А., Торопова В.В. Товароснабжение предприятий общественного питания в рыночных условиях // Аграрная наука и образование: проблемы и перспективы: Сборник статей Национальной научно-практической конференции. Саратов, 2022. – c. 344-349.
9. Чернухина Г.Н., Ермоловская О.Ю. Развитие дарксторов как конкурентоспособной формы доставки товаров // Современная конкуренция. – 2021. – № 4(84). – c. 50-59. – doi: 10.37791/2687-0657-2021-15-4-50-59.
10. «Доставка в течение дня»: почему покупателям приходится ждать курьера часами и как службы пытаются это исправить. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/trade/277549-dostavka-v-techenie-dnya-pochemu-pokupatelyam-prihoditsya-zhdat-kurera-chasami-i-kak-sluzhby-pytayutsya-eto-ispravit (дата обращения: 20.08.2023).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:08:21