Звенность товародвижения в розничной торговле
Мамедов О.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54747771
Аннотация:
В рамках исследования автор научной работы звенность товародвижения в розничной торговле. Правильно организованная звенность товародвижения позволяет максимально быстро и без потерь обеспечить доставку товара до конечного потребителя. В таком случае удовлетворяются потребности покупателя и растет доходность предприятия. Полученную прибыль, предприятия так же могут направлять на улучшение процесса звенности товародвижения.
Ключевые слова: розничная торговля, товар, склад, звенность, товародвижение
JEL-классификация: F1, L81, Q56
Введение
Розничная торговля является наиболее существенным направлением общественного воспроизводства, т.к. обеспечивает взаимодействие производителей и потребителей. В настоящее время наблюдается высокая конкуренция в данном направлении. Предприятиям необходимо беспрерывно совершенствовать свою деятельность с целью поддержания и увеличения спроса к реализуемым товарам. Одним из направлений совершенствования является звенность товародвижения. Выстраивание корректного процесса перемещения товаров ускоряет передачу их до конечного потребителя, а также уменьшает потери и брак в складских помещениях, тем самым положительно влияя на экономические и финансовые показатели организации.
Объектом исследования выступает предприятия розничной торговли.
Предметом исследования являются процесс звенности товародвижения в розничной торговле.
Целью данной научной работы является изучение звенности товародвижения в условиях высокой конкуренции.
При написании научной работы использовались общенаучные методы познания, такие как: анализ; синтез; индукция; обобщение; классификация.
Основная часть
Товародвижение – процесс доведения товаров от изготовителей до конечных потребителей [7, с. 48]. Логистика осуществляется с помощью оптовых и розничных предприятий. Автор данной научной работы предлагает рассмотреть звенность товародвижения в рамках розничной торговли.
Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий компании – объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п. [8, с. 346].
Благодаря организованному процессу товароснабжения розничной сети обеспечиваются полнота и устойчивость ассортимента, нужный уровень товарных запасов [3, с. 55]. Грамотно выстроенный процесс товародвижения способствует оптимизации поставки товаров в складские помещения предприятия, и в конечном счете, до покупателя. По данным исследования покупатели готовы ждать заказ не более двух дней [10]. Если у организации данный показатель выше, то потребитель перейдет к конкуренту. Иными словами, скорость движения товара является стимулирующим средством.
Звенностью товародвижения считается количество складских звеньев, через которые проходят товары на пути движения к конечному покупателю. [2, с. 55]. В розничной торговле наблюдается большое количество звеньев товародвижения. Основные пункты (инфраструктуры) звенности товародвижения в розничной торговле отображены в таблице 1.
Таблица 1. – Пункты (инфраструктуры) звенности товародвижения в розничной торговле
Пункты (инфраструктуры)
|
Определение
|
Складское помещение при торговой точке
|
Склад, расположенный при торговой точке розничного
предприятия. Здесь хранится небольшой объем товаров, т.е. позиции, которые
пользуются высоким спросом
|
Склад
|
Специальные здания, строения, сооружения, помещения,
открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров
и выполнения складских операций [1, с. 48]
|
Пункт выдачи заказов (ПВЗ)
|
Помещение, где осуществляется выдача товаров ранее
заказанных товаров [6, с. 113]
|
Даркстор
|
Магазин-склад, который функционирует только для хранения
и выдачи товаров от онлайн покупок и недоступен для офлайн
реализации. В данном помещении сотрудники собирают заказы онлайн покупателей
и передают курьеру для доставки в указанный адрес [9, с. 52]
|
Пункты (инфраструктуры)
|
Определение
|
Распределительный центр (РЦ)
|
Склад, куда поступают товары от производителей,
дистрибьюторов или оптовых партнеров, затем отсюда товар перемещается в другие
складские помещения организации. Помимо перечисленного в РЦ
осуществляется переупаковка, фасовка и стикерование товаров
|
Склад партнера
|
Происходит передача товаров в складское помещение
партнера. Данной инфраструктурой пользуются предприятия при сотрудничестве
с маркетплейсами
|
Каждый из перечисленных пунктов выполняет определенные функции и является неотъемлемой частью в звенности товародвижения. Например, пункт выдачи заказов используется в онлайн торговле. Данная инфраструктура позволяет доставить товар в ту или иную точку, которая подходит конечному потребителю, тем самым упрощая процесс получения заказа.
Следует обратить внимание на склад партнера. Этот пункт звенности часто используется при сотрудничестве с маркетплейсами: «Озон», «Wildberries», «Яндекс.Маркет», «МегаМаркет». Мерчант передает партнеру товары высокого спроса с целью снижения времени доставки до потребителя.
Далее следуют перейти к изучению цепочке звенности товародвижения в розничной торговле. Звенность товародвижения зависит от размера бизнеса и формы розничной организации.
В первую очередь, рассмотрим, каким образом вышесказанное определяют различные авторы:
1. Борзенкова О.О., Гуденко Н.Д., Смирнова А.С. считают, что существуют следующие формы товароснабжения и звенности товародвижения: транзитная и складская [3, с. 54]. Под транзитной подразумевается доставка товара с производства непосредственно в торговые залы и до покупателя.
Складская – характеризуется различной звенностью, величина которой зависит от количества складов, через которые проходят товары. Осуществляется при сложных хозяйственных связях. Авторы в своей работе не затрагивают вопрос количества звеньев при доставке товаров до покупателя.
2. Миролаев А.А. и Петров Р.А. акцентируют свое внимание на значении распределительных центров. Данное складское помещение, по их мнению, является важнейшим пунктом при товародвижении [4, с. 73]. С распределительного центра далее товар поставляется в торговые точки розничной организации.
3. Миронова М.А., Тонышева Л.Л. выделяют следующие этапы товародвижения: поставка товаров до складского пункта; перемещение товаров по каналам предприятия; поставка товара до покупателя [5, с. 59].
4. Милашина А. С. В своей работе так же выделяет важность инфраструктуры распредилительного
Автор научной работы с помощью изучения вышесказанного, и исследования практической деятельности различных компаний, предоставит цепочку звенности товародвижения.
Таблица 2. – Цепочка звенности товародвижения в розничной торговле
Размер бизнеса
|
Форма
|
Цепочка звенности
|
Малый
Средний |
Офлайн
|
Складское помещение при торговой точке –> покупатель
|
Средний
Крупный |
Офлайн
|
Склад –> складское
помещение при торговой точке –> покупатель
РЦ –> Склад–> складское помещение при торговой точке –> покупатель |
Малый
Средний Крупный |
Онлайн
|
Склад –> покупатель
Склад–> пункт выдачи –> покупатель Склад –> Складское помещение при торговой точке –> покупатель |
Средний
Крупный |
Онлайн
|
РЦ
–> Склад –> покупатель
РЦ –> склад–> пункт выдачи –> покупатель РЦ –> склад–> дарскстор –> покупатель РЦ –> склад–> дарскстор –> пункт выдачи –> покупатель |
Размер бизнеса
|
Форма
|
Цепочка
звенности
|
Малый
Средний Крупный |
Онлайн (маркетплейс)
|
Склад–>
пункт выдачи –> покупатель
Склад–> склад партнера –> пункт выдачи (дарскстор) –> покупатель Склад–> склад партнера –> дарскстор –> пункт выдачи –> покупатель Склад–> РЦ партнера –> склад партнера –> дарскстор –> пункт выдачи –> покупатель |
Средний
Крупный |
Онлайн (маркетплейс)
|
РЦ
–> склад–> пункт выдачи –> покупатель
РЦ –> склад–> склад партнера –> пункт выдачи (дарскстор) –> покупатель РЦ –> склад –> склад партнера –> дарскстор –> пункт выдачи –> покупатель РЦ –> склад –> РЦ партнера –> склад партнера –> дарскстор –> пункт выдачи –> покупатель |
Представленная таблица демонстрирует большое количество вариаций звенности товародвижения в розничной. Здесь отмечены цепочки звенности в офлайн и онлайн торговле, а также с углублением – деятельность связанная с маркетплейсами.
На практике данные цепочки звенности товародвижения применяются. Например, онлайн-гипермаркет товаров для дома, дачи, стройки и ремонт «ВсеИнструменты.ру» имеет, как гипермаркеты, пункты выдачи заказов и онлайн-магазин. В конце 2021 г. был открыт новый склад в Домодедово, площадь которой составляет 188 000 кв. м., где хранятся 33,1 млн товаров. Помимо данного населенного пункта, и в иных регионах страны представлены распределительные центры и складские помещения. Также, численность торговых точек составляет более 750 ед. Руководство предприятия сосредоточено на том, чтобы снизить время перемещения (доставки) товаров (быть ближе к покупателям) и расширить географию деятельности. Таким образом, покупатель имеет различные способы приобретения товара: покупка в торговой точке; заказ в ПВЗ; доставка по указанному адресу – перечисленное положительно сказывается на лояльности потребителей.
Иным примером является группа компаний М.Видео-Эльдорадо. Организация специализируется на реализации электроники и бытовой техники. Так же представлены во многих регионах Российской Федерации, и имеют большое количество торговых точек. Но, помимо сказанного, М.Видео-Эльдорадо сотрудничает с маркетплейсами такими, как как «Озон», и «Яндекс.Маркет». Данное взаимодействие позволяет расширить каналы реализации и ускорить товародвижение, т.к. представленные маркетплейсы являются крупными и имеют мощные логистические возможности.
Стоит отметить организацию «Самокат», осуществляющаяся сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома. Примечательно, что компания не обладает торговыми точками и ПВЗ. Деятельность осуществляется с помощью складских помещений и дарксторов. Сейчас количество дарксторов достигает 722 ед. – является крупнейшим показателем в Европе и США. Дарскторы позволяют охватить все районы населенных пунктов, тем самым позволяет доставить товар в любую точку города.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что звенность товародвижения играют важную роль для розничных организаций. Корректно сформированная цепочка звенности товародвижения позволяет достичь максимальных успехов: улучшить экономические показатели; повысить лояльность покупателей. Это происходит за счет того, что снижается скорость движения товара до конечного потребителя.
Источники:
2. Абрамов А.А. Модели логистических каналов товародвижения в системе управления торгового предприятия // Форум молодых ученых. – 2019. – № 5(33). – c. 54-59.
3. Борзенкова О.О., Гуденко Н.Д., Смирнова А.С. Товароснабжение розничных торговых предприятий // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. Том Часть 3. Санкт-Петербург, 2018. – c. 54-57.
4. Миролаев А.А., Петров Р.А. Особенности организации товароснабжения сетевых магазинов // Научные стремления. – 2019. – № 26. – c. 72-75. – doi: 10.31882/2311-4711.2019.26.16.
5. Миронова М.А., Тонышева Л.Л. Совершенствование организации товародвижения на коммерческом предприятии // Роль инноваций в трансформации современной науки: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Том Часть 1. Челябинск, 2019. – c. 58-61.
6. Мясникова Л.А. Цифровизация логистики в сетевой торговле // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 2(122). – c. 111-115.
7. Ольга А.С. Способы и методы организации товародвижения // Ключевые проблемы и передовые разработки в современной науке: Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2019. – c. 48-53.
8. Салимова А.В., Горюнова А.А., Торопова В.В. Товароснабжение предприятий общественного питания в рыночных условиях // Аграрная наука и образование: проблемы и перспективы: Сборник статей Национальной научно-практической конференции. Саратов, 2022. – c. 344-349.
9. Чернухина Г.Н., Ермоловская О.Ю. Развитие дарксторов как конкурентоспособной формы доставки товаров // Современная конкуренция. – 2021. – № 4(84). – c. 50-59. – doi: 10.37791/2687-0657-2021-15-4-50-59.
10. «Доставка в течение дня»: почему покупателям приходится ждать курьера часами и как службы пытаются это исправить. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/trade/277549-dostavka-v-techenie-dnya-pochemu-pokupatelyam-prihoditsya-zhdat-kurera-chasami-i-kak-sluzhby-pytayutsya-eto-ispravit (дата обращения: 20.08.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:08:21