Система мотивации руководителей среднего звена и топ-менеджеров (на примере строительной компании)
Погребная Е.В.1
1 Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=28094643
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена обзору способов стимулирования руководителей среднего звена и топ-менеджеров. На примере строительной компании проведено исследование с целью анализа системы мотивации руководителей, по результатам которого предложены мероприятия по совершенствованию системы стимулирования в компании.
Ключевые слова: стимулирование, мотивация, анкетирование, система мотивации, опрос, топ-менеджеры, руководители
JEL-классификация: M12, L74, M52
Одна из наиболее актуальных проблем управления персоналом в современных организациях – это проблема мотивации персонала.
Как все мы знаем, мотивация труда может включать в себя материальные и нематериальные способы и средства стимулирования. На наш взгляд, наиболее «верным» является разделение видов стимулирования А.Я. Кибановым, он выделяет материальное денежное, материальное неденежное и нематериальное стимулирование [1, С. 515].
В понятие материального стимулирования труда включаются все виды денежных выплат, которые применяются в организации и все формы материального неденежного стимулирования.
На сегодняшний день в российской и зарубежной практике используются разнообразные виды прямых и косвенных материальных выплат: заработная плата, различного рода премии, бонусы, участие в прибылях, дополнительные выплаты, отсроченные платежи и другие.
Наряду с материальными денежными стимулами применяются стимулы, которые представляют собой материальную ценность, но в реальном выражении представлены в виде специальных льгот и компенсаций – так называемый социальный пакет [1, C. 521].
Систему материального стимулирования дополняет нематериальное стимулирование (поздравления с днем рождения, «доска почета», карьерограмма, система адаптации персонала, включение сотрудников в процесс принятия решений, похвала, и прочее).
Одна из крупнейших отраслей экономики России – это строительство. Важность эффективного функционирования этой отрасли невозможно переоценить.
На примере строительной компании г. Красноярска было проведено исследование с целью проведения анализа существующей системы мотивации руководителей для дальнейшей разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Основной продукт рассматриваемой компании – многоэтажные жилые дома, а также коммерческие здания.
На сегодняшний день в компании система мотивации руководителей среднего и высшего звена включает в себя следующие элементы: материальное стимулирование: премиальная программа для руководителей (по результатам труда), ежегодная премирование лучших сотрудников в профессиональный праздник, социальный пакет (служебная связь, транспорт), обучение за счет компании, дополнительные бонусы (право на получение квартиры).
Нематериальное стимулирование: поздравление «лучших» сотрудников в праздники (Новый год, День строителя, День компании), поздравление с днем рождения, участие в различных конкурсах.
Для изучения отношения руководителей к действующей в настоящий момент системе мотивации в компании было проведено анкетирование среди руководителей высшего и среднего звена по разработанной авторами анкете. В целях повышения достоверности ответов анкетирование проходило анонимно.
Респондентам было предложено оценить существующую систему мотивации в компании, отметить наиболее мотивирующие для себя факторы, а также ответить на открытые вопросы, связанные с мотивацией.
В опросе участвовали 36 респондентов: 16 из них занимают топовые позиции, 20 – руководители среднего звена. Стоит отметить, что 53 % опрошенных работают в компании более 3-х лет.
Как показали результаты исследования, всего 47,2 % респондентов полностью удовлетворены своей работой. По результатам 33 % прошенных считают, что компания не предоставляет все необходимые условия для эффективной работы, при этом почти 64 % руководителей, считают систему стимулирования в компании несправедливой.
Далее респондентам было предложено выбрать для себя наиболее мотивирующие факторы. По результатам анкетирования мы составили таблицу, отражающую иерархию мотивирующих факторов руководителей среднего и высшего звена.
Таблица 1
Иерархия мотивирующих факторов
№
|
Мотивирующий фактор
|
% респондентов
|
1
|
Интересные
профессиональные задачи
|
83,3
|
2
|
Надежность
компании
|
80,6
|
3
|
Справедливая
оценка результатов труда
|
77,8
|
4
|
Возможность
обучения (тренинги, курсы, …)
|
75,0
|
5
|
Прозрачная
система премирования
|
72,2
|
6
|
Высокий
статус в компании
|
69,4
|
7
|
Социальный
пакет (транспорт, связь, дмс, …)
|
63,9
|
8
|
Положительный
имидж компании
|
61,1
|
9
|
Высокая
доля премиальной части в заработной плате
|
55,6
|
10
|
Возможность
самореализации
|
52,8
|
11
|
Дополнительные
бонусы и льготы (право на квартиру…)
|
52,8
|
12
|
Уверенность
в завтрашнем дне
|
50,0
|
13
|
Оборудованное
рабочее место
|
47,7
|
14
|
Высокий
оклад
|
44,4
|
15
|
Хороший
коллектив, дружеские отношения с коллегами
|
44,4
|
16
|
Удобный
график режима работы
|
41,7
|
17
|
Лояльность
со стороны учредителей компании
|
41,7
|
18
|
Возможность
использовать свой творческий потенциал, свобода и независимость
|
36,1
|
19
|
Совместные
мероприятия, выходящие за рамки работы
|
30,6
|
20
|
Сувениры,
публичное признание лучшим сотрудником, победа в конкурсах
|
15,9
|
Далее руководителям было предложено отметить, насколько их удовлетворяют наличие и действие данных факторов в настоящее время.
Таким образом, по результатам анкетирования не удовлетворяют руководителей компании наличие и действие следующих факторов, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Факторы, максимально не удовлетворяющие руководителей
№
|
Мотивирующий фактор
|
% респондентов
|
1
|
Справедливая
оценка результатов труда
|
69,4
|
2
|
Прозрачная
система премирования
|
63,9
|
3
|
Социальный
пакет (транспорт, связь, дмс, …)
|
58,3
|
4
|
Дополнительные
бонусы и льготы
|
52,8
|
5
|
Возможность
обучения (тренинги, курсы, …)
|
44,4
|
Стоит отметить, что большинство этих факторов являются сильными мотиваторами для руководителей компании.
Результаты анкетирования также показали, что более 60 % руководителей недовольны существующими способами и средствами стимулирования, а это означает, что система мотивации высшего и среднего звена требует совершенствования. Кроме того, наибольшее неудовлетворение связано именно с методами материального стимулирования.
Достаточно большое число руководителей считают, что основными проблемами действующей системы мотивации является несправедливая оценка результатов труда и непрозрачная система стимулирования. Поэтому первоначально необходимо проверить данную область (проанализировать необходимые документы, процесс оценки результатов труда, критерии по которым происходит оценка, и пр.). И только потом предпринимать действия по совершенствованию системы материального стимулирования.
Результаты анкетирования также показали, что более половины руководителей не довольны имеющимся социальным пакетом. Сегодня он включает в себя корпоративную связь и возможность пользоваться служебным транспортом. Но данный фактор, отметили почти 64 % руководителей, как один из наиболее мотивирующих. Поэтому однозначно стоит пересмотреть данный блок, и по возможности включить дополнительные услуги, например, ДМС, что является очень популярным во многих компаниях.
Подводя итоги, по результатам опроса руководителей среднего и высшего звена, в компании система мотивации требует совершенствования, т.к. более половины руководителей в настоящее время не удовлетворены существующими методами материального стимулирования. Кроме того, отвечая на открытые вопросы анкеты, 67 % опрошенных ответили, что хотели бы оценивать результат своей трудовой деятельности по показателям системы KPI.
Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) – показатели деятельности, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей [2, C. 3].
В разработке системы – KPI для руководителей, лучше всего оптимально сочетать общие и личные показатели. Общие показатели – это результат работы структурного подразделения, которым руководит человек. Общие показатели наглядно показывают командную работу в целом, а также степень заинтересованности руководителя в достижении итогового результата. Личные показатели – это выполненные индивидуальные задачи, достижения [3].
Таким образом, разработка и внедрение системы KPI в данной компании позволит показывать и объективно оценивать работу каждого руководителя, тем самым усовершенствовать системы материального стимулирования. Разумеется, система будет работать только в том случае, если система показателей KPI будет выстроена грамотно и профессионально.
Источники:
2. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 255 с.
3. Костенкова Т. KPI для руководителя [Электронный ресурс] // Delovoymir.biz. – 2012. – 27 февраля. – Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=12907
Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:59:46