Развитие участия малых и средних предприятий в государственных закупках в России
Умнова М.Г.1, Козлова П.Д.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 12 (Декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50208211
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
Настоящее исследование посвящено теме поддержки и развития участия малых и средних компаний и предпринимателей в госзакупках в России за последнее десятилетие. С момента введения в действие Федеральной контрактной системы, нормативно-правовая база по госзакупкам претерпела многочисленные существенные изменения, в том числе и в отношении участия в закупках небольшого бизнеса. Анализ влияния этих правок и дополнений усложняется тем, что информация по ним представлена в разобщенном виде в различных правовых, новостных и аналитических источниках. Данная статья направлена на решение этой проблемы; в ней приведен хронологический обзор основных изменений, связанных с участием в госзакупках малого и среднего бизнеса, с последующим анализом их влияния. Также в статье отдельно рассматриваются внешние, неподконтрольные поставщикам, факторы их участия в госзакупках. Исследование будет интересно представителям государственных и общественных организаций и исследователей, деятельность которых направлена на развитие российского малого и среднего бизнеса, а также предпринимателям и руководителям компаний, принимающих участие в госзакупках.
Ключевые слова: государственные закупки, малый бизнес, малые и средние предприятия, история, хронология
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РЭУ им. Г.В. Плеханова (грант на выполнение научно-исследовательской работы молодежными коллективами по теме «Исследование показателей участия в государственных закупках предприятий малого и среднего бизнеса», утвержденный приказом №1952 от 24.11.2022 г.).
JEL-классификация: H57, L26, M21, M31
Введение
Состояние политики, экономики и общественной жизни в последние годы отличается высокой непредсказуемостью и волатильностью. Мировое сообщество в 2020-ые годы столкнулось с одним из крупнейших кризисов новой истории. Начавшаяся в конце 2019 года пандемия новой коронавирусной инфекции заставила миллиарды людей перестроить свой образ и уклад жизни, разорвала глобальные цепочки поставок, спровоцировала спад потребления и производства, и стала причиной фундаментальных преобразований практически во всех сферах. Последовавшие геополитические несогласия и возникший в начале 2022 года крупный вооруженный конфликт в Европе, а также нарастающие энергетический и продовольственный кризисы внесли еще одну лепту в ухудшение состояния экономики и социума во многих странах. В таких условиях поиск и реализация решений для укрепления и развития национальной экономики жизненно необходимы.
В России обозначено несколько приоритетных стратегических направлений развития, закрепленных в различных законодательно-нормативных актах. Одним из таких направлений является поддержка малых и средних предприятий (МСП), которые общепризнанно являются драйверами экономики, поскольку они способствуют экономическому росту и разнообразию, создают новые рабочие места, поддерживают здоровую конкуренцию, увеличивают налоговые поступления и т.д. Однако, если судить по Единому реестру субъектов МСП, количество микро-, малых и средних предприятий в последние годы в нашей стране имеет неоднозначную динамику: с января 2019 года по январь 2021 года их количество сократилось с 6 041 195 до 5 684 561, т.е. примерно на 356 тысяч или почти на 6%. В 2021 и 2022 годах ситуация начала исправляться, и по состоянию на ноябрь 2022 года общее количество МСП почти вернулось на уровень начала 2019 года и достигло 5 908 615 предприятий. В период с марта по сентябрь 2022 года было зарегистрировано на 20% больше МСП, чем в период с января по февраль этого же года, а также на 39% больше, чем средний показатель за 2021 год. Тем не менее, при этом доля занятого в МСП населения России практически не растет и ненамного превышает 10% на протяжении последних четырех лет (с 2019 по 2022 гг.) [3].
Российскую экономику характеризует важная особенность – государство является крупнейшим экономическим агентом, а также основным работодателем [1], поэтому неудивительно, что удовлетворение государственных нужд и запросов для МСП является направлением деятельности с большим потенциалом, ведь поиск добросовестных и надежных партнеров и выгодных контрактов имеет первоочередное значение в период турбулентности. Одним из основных способов взаимодействия между государственным сектором и бизнесом являются государственные закупки, которые соединяют госорганизаций (заказчиков) и компаний-поставщиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот тип отношений потенциально может играть фундаментальную роль в поддержке небольших организаций и предпринимателей, особенно принимая во внимание то, что среди наиболее желательных мер поддержки бизнеса в 2022 году предприниматели отмечают создание площадки для поиска партнеров (24% респондентов), согласно исследованию компании IFORS Research [25]. За последние несколько лет реализация поддержки МСП со стороны государства в сфере госзакупок претерпевала множество изменений, особенно в вопросах цифровизации и увеличения прозрачности закупочных процедур [32]. Несомненно, интерес представляет изучение истории внедрения этих изменений и их влияния на участие небольшого бизнеса в госзакупках, что и является основной целью настоящего исследования. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть хронологию внедрения изменений в России на законодательном уровне, в различных инициативах и практиках, касательно участия МСП в госзакупках;
2) Проанализировать прямое и косвенное влияние данных изменений и связанных с ними факторов на работу малых и средних предприятий с государственными закупками.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что в государственной политике поддержки российского малого и среднего бизнеса в сфере госзакупок имеются приоритетные направления, прослеживающиеся в законодательных инициативах и практиках последнего десятилетия. Реализация этих направлений является одним из факторов успешного участия МСП в госзакупках, однако имеются и другие факторы, требующие изучения, в том числе и те, что имеют негативное влияние.
Для проверки поставленной гипотезы в настоящем исследовании используются как общенаучные методы (формально-логические, исторические, системные), так и частнонаучные методы, в т.ч. сравнительно-правовой. Научная новизна исследования заключается в составлении хронологического анализа влияния законодательных и нормативно-правовых изменений на участие МСП в госзакупках за последнее десятилетие. Актуальность темы обоснована повышенным вниманием в настоящее время к вопросам развития МСП в России, внедрению цифровых технологий в различных экономических и социальных сферах и совершенствованию механизмов государственного управления.
1. Хронология изменений в госзакупках в российских нормативно-правовых актах, законодательных инициативах и практиках касательно участия МСП в период с начала действия Федеральной контрактной системы по настоящее время (2014-2022 гг.)
История государственных закупок в современном их виде в России началась в 2014 году с введения Федеральной контрактной системы (ФКС) [28]. Этому предшествовало несколько этапов развития госзакупок начиная с 1995 года. Также стоит отметить, что в 2011 году был принят Федеральный закон №223-ФЗ [30], регламентирующий закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в основном госкорпорациями и госкомпаниями). В настоящем исследовании внимание сосредоточено на участии малых и средних предприятий в рамках ФКС, т.е. начиная с 2014 года. Ниже рассмотрены основные изменения с 2014 по 2022 гг. в отношении участия в госзакупках предпринимателей и небольших компаний (субъектов МСП).
Предшествующий изучаемому период, который регламентировался Федеральным законом № 94-ФЗ [29], в отношении позиций МСП можно кратко охарактеризовать следующими особенностями и проблемами [15]:
· у субъектов МСП не было возможности подтвердить свою причастность к данной категории, она определялась в заявительном порядке;
· методика определения объема заказов у МСП (10-20% от общего годового объема закупок), имела существенные ограничения;
· размер обеспечения заявки для МСП был установлен на льготном уровне до 2% включительно от начальной цены контракта. Тем не менее, в совокупности с неразвитыми в то время банковскими продуктами, финансировать обеспечение для участия в госзакупках малым предприятиям было проблематично;
· участие в госзакупках требовало от представителей МСП узкоспециализированных профессиональных знаний и практического опыта, мер по упрощению процедур конкретно для предприятий этой категории практически не было;
· в связи с низким уровнем проникновения доступа к Интернету в некоторых регионах России в начале 2010-ых годов, начавшая тогда практика использования электронных средств связи при проведении госзакупок стала существенным ограничением для МСП в ряде случаев;
· у предпринимателей существовал устоявшийся стереотип о «невозможности» справедливого выигрыша гостендеров в связи с коррупционными факторами;
· по состоянию на 2012-2013 год общий объем госзакупок составлял не менее 7 трлн рублей в год, а доля субъектов МСП в них по экспертным оценкам составляла не более 10 процентов [2].
В 2014 году вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ [28], в котором были предусмотрены многочисленные усовершенствования, в том числе и для небольших предприятий [27]:
· были четко определены методы определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
· впервые предусмотрены антидемпинговые меры;
· введены дополнительные формы контроля, в т.ч. общественный;
· введено несколько новых способов определения поставщика;
· была впервые предусмотрена необходимость заказчиков планировать закупки и размещать их в ЕИС;
· увеличена квота на закупки у малых предприятий (минимальный уровень поднят с 10% до 15%, максимальный убран);
· отменен ограничивающий работу малых предприятий список товаров, работ и услуг (ТУР) для госзакупок;
· размер обеспечения заявки снижен с 2% до 1% для небольших закупок;
· увеличен размер максимального годового объема госзакупок у малых предприятий с 1,2 млн рублей в год (400 тыс. рублей в квартал) до максимум 50 млн рублей в год (но не более 5% от совокупного годового объема).
В 2015 году для госзакупок, осуществляемых в рамках 223-ФЗ, были установлены похожие преференции касательно доли годового объема закупок у МСП (не менее 10% в год), при этом принадлежность к малому и среднему предпринимательству по прежнему подтверждалась декларацией (реестр субъектов МСП еще не был введен в действие) [21]. Примечательно, что данные преференции распространялись не только на малый бизнес, но и на средний, в то время как по 44-ФЗ меры поддержки были направлены на субъекты малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) [13].
В 2016 году была введена в эксплуатацию Единая информационная система (ЕИС) в сфере госзакупок [17], что ознаменовало переход цифровизации госзакупок в активную фазу. Стоит отметить, что создание ЕИС было предусмотрено еще в 2014 году, когда начала функционировать ФКС. Другим важным событием в августе этого года стал запуск Федеральной налоговой службой Единого реестра субъектов МСП [19], что позволило наконец-то отойти от практики подтверждения принадлежности к предприятиям этой категории в заявительном порядке, т.е. с использованием деклараций.
В апреле 2018 года было принято постановление, согласно которому заказчики стали обязаны устанавливать обеспечение заявки для закупок на сумму свыше 1 млн рублей, для закупок на меньшую сумму такое право (но не обязанность) также сохранялось [23]. Влияние этого изменения на участие МСП неоднозначно. С одной стороны, заявленной целью данного решения является ограничение участия в закупках недобросовестных поставщиков, что снижает риски для небольших предприятий на этапе конкурентной борьбы и отбора. С другой стороны, постановление имело потенциал и для увеличения финансового бремени на МСП.
Другим событием в 2018 году стал перевод практически всех госзакупок, за редким исключением, в электронный формат [20]. Одновременно с этим начали работать спецсчета – если ранее денежные средства для обеспечения блокировались на счетах электронно-торговых площадок (ЭТП), то после введения этого изменения поставщики стали обязаны открывать специальные счета в определенных банках, перечень которых утвержден на законодательном уровне [24]. Также, значительные усовершенствования для МСП были введены в рамках их участия по 223-ФЗ, то есть для компаний с госучастием и т.д., а именно [10]:
· сократилось количество площадок (ЭТП) с 49 до 8 (9 с учетом АСТ ГОЗ), т.е. работа с госзакупками стала удобнее с точки зрения соблюдения правил регистрации и работы;
· плата стала взиматься только с победителя закупки в размере 1% от НМЦ, но не более 2000 руб.;
· была установлена обязанность проводить закупки у МСП только в формате четырех способов: аукциона, конкурса, запроса котировок и запроса предложений, а также напрямую без конкурса, если такое прописано в положении заказчика, что значительно упростило закупочные процессы для небольших организаций;
· правила закупок стали более строгими для заказчиков в пользу поставщиков, в частности в области сроков ответа на запросы предложений, отмены закупок в одностороннем порядке, сроков заключения контрактов и т.д.
Следующим этапом цифровизации госзакупок преимущественно в интересах МСП стал запуск в 2019 году единого агрегатора торговли «Березка», который работает по принципу электронного магазина на федеральном уровне. Закупочные процессы в «Березке» значительно упрощены, конкурентные процедуры проводить не нужно, а сами закупки проводятся на небольшие суммы (100 тыс., 200 тыс. или 400 тыс. рублей в зависимости от предмета закупки или типа организации заказчика). Перечень ТУР для закупок перестал быть ограниченным вскоре после запуска ЕАТ. Стоит отметить, что ЕАТ сильно интегрирована с ЕИС и по сути является ее частью [14].
Кроме запуска «Березки», 2019 год стал примечателен также и тем, что в этом году для федеральных заказчиков и компаний, работающих в рамках 223-ФЗ, обязательным стало размещений планов-графиков закупок в системе «Электронный бюджет» [4] [22]. Данная система была создана с целью повышения качества управления в финансовой сфере среди заказчиков; в ней они могут в цифровом формате отразить первый этап госзакупок – планирование. Регламент работы с системой был закреплен еще в 2016 году в письме Минфина №21-03-04/35490, а ее концепция была создана еще раньше, в 2011 году, согласно Распоряжению Правительства №1275-р [7]. В данном случае цифровизация позволила упростить для распорядителей бюджетных средств такие процедуры как рассмотрение, изучение, согласование или отклонение заявок. У данной инициативы есть как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, она является частью системной проработки нормативно-правовой базы перехода ФКС в цифровой формат. С другой стороны, трехлетнее планирование усложняет процесс реализации закупок ввиду невозможности точного определения реальных потребностей заказчиков в столь долгосрочной перспективе. Данная проблема выражена особенно остро, в частности, из-за продолжающего влияния пандемии коронавирусной инфекции Covid-19, текущей санкционной обстановки и ухода с рынка ряда иностранных компаний. В столь турбулентных условиях МСП едва ли могут планировать свою деятельность на три года вперед.
С марта 2020 года в госзакупках могут принять участие самозанятые, которые получили права субъектов МСП по 223-ФЗ и 44-ФЗ при наличии регистрации в Едином реестре субъектов МСП. Данная мера принята с целью стимулирования предпринимательской активности на российском рынке, повышению интереса к госзакупкам, а также увеличению доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. Участие самозанятых регламентировано такими же льготами (гарантия заключения договора при выигрыше, минимум 15% от ежегодного объема закупок заказчиков, небольшая оплата (до 2000 руб.) за выигрыш и т.д.) и ограничениями (максимальная цена контракта не более 20 млн рублей, ограниченные виды деятельности и т.д.), что и для МСП [5].
В 2020-2021 гг. произошли изменения относительно малых закупок у единственного поставщика (без проведения конкурентных процедур). В 2020 году максимальная сумма такой закупки увеличилась с 300 тыс. до 600 тыс. рублей, а в 2021 году сумма возросла до 3 млн рублей [8].
Одним из наиболее значимых событий среди законодательных изменений госзакупок стало подписание в 2021 году оптимизационного закона – Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ о внесении изменений в 44-ФЗ, который поэтапно начал вступать в силу в 2022 году [31], а предполагаемые изменения распланированы в срок до 2024 года включительно. Ниже приведены некоторые из основных реализованных и запланированных позиций, касающихся МСП:
· уменьшен срок получения оплаты по госконтракту с 15 до 7 рабочих дней с июля 2022 года, а также сокращены сроки проведения закупок, что дает возможность участникам контракта быстрее вернуть в оборот средства. Это изменение важно для небольших компаний и предпринимателей, не обладающих большим запасом ресурсов и для которых отток капитала на длительный срок в связи с участием в госзакупках особенно критичен;
· процедура государственных закупок стала более простой: с 1 января 2022 года осталось лишь пять способов закупки: аукцион, конкурс, запрос котировок, закупки «с полки», также известные как малые закупки, а также закупки у единственного поставщика (все перечисленное – в электронном формате). Более четкое и простое регламентирование процедур госзакупок позволяет участникам экономических отношений снизить риски применения коррупционных схем;
· в июле 2022 года в полном объеме была запущена платформа «Знай своего клиента» (ЗСК) от Центробанка [11], с помощью которой возможно оценить уровень риска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по принципу светофора. Данную информацию ЦБ отправляет в банки, что позволяет ускорить процесс взаимодействия бизнеса с кредитными организациями;
· в настоящий момент в разработке находится рейтинг деловой репутации предпринимателей, запуск которого планируется в 2023 году. Подразумевается, что в этом рейтинге будет представлена совокупная оценка предыдущего опыта работы поставщиков госзакупок, рассчитанная автоматически на основе данных из ЕИС. Добросовестные поставщики будут поощряться через сокращение финансового обеспечения заявки или контракта [6]. Стоит отметить, что обсуждаются преференции при госзакупкам компаниям, попавшим и в другой рейтинг – рейтинг добросовестных налогоплательщиков [26]. С одной стороны, логика такого механизма проста и понятна, с другой стороны, такой рейтинг может выступать как инструмент давления на МСП, что может привести к сокращению числа небольших компаний и предпринимателей, участвующих в госзакупках, а также снизит возможность их влияния на шансы успешного участия в госзакупках. Кроме того, добросовестная уплата налогов не исключает вероятности сокрытия коррупционных практик, нарушений условий договоров или их некачественное исполнение.
Хронология развития ФКС в отношении работы с МСП кратко изложена в табличном формате ниже (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Хронология изменений касательно участия МСП в госзакупках в рамках ФКС. Источник: составлено авторами.
Год
|
Событие (изменение)
|
Характеристика
|
Начало 2010-ых
|
Период до введения ФКС
|
·
Технические ограничения
(невозможность подтвердить причастность к категории МСП, ограниченная
методика определения объема закупок у МСП, ограниченность проникновения
доступа к Интернету в некоторых регионах и т.д.)
· Финансовые трудности для участия в связи с неразвитостью банковских продуктов; · Льготный размер обеспечения заявки для МСП – до 2% включительно. |
2014
|
Ввод в действие ФКС (44-ФЗ)
|
·
Улучшение работы для поставщиков
всех размеров по некоторым позициям (четкие методы определения НМЦК,
антидемпинговые меры, дополнительные формы контроля закупок и т.д.);
· Улучшение работы отдельно для малых предприятий и социально ориентированных НКО (увеличены квоты и размер максимального годового объема для закупок у этих предприятий, отменен ограничивающий список товаров, услуг, работ (ТУР) и т.д.). |
2015
|
Ввод в действие Постановления
Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352
|
Преференции,
аналогичные установленным 44-ФЗ для малых предприятий и социально
ориентированных НКО, теперь распространяются и на госзакупки госкорпорациями
и госкомпаниями и иными отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ), причем
предоставляются они не только малому, но и среднему бизнесу.
|
2016
|
Начало работы (ввод в
эксплуатацию) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок
|
Начало
активной фазы цифровизации госзакупок, что значительно облегчило МСП доступ к
информации, повысило прозрачность закупочных процессов и снизило
коррупционные риски.
|
2016
|
Начало работы Единого
реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
|
Была
прекращена практика подтверждения принадлежности к МСП в заявительном порядке
(с использованием деклараций).
|
2018
|
Принятие постановления 12
апреля 2018 года №439
|
Заказчики
обязаны устанавливать обеспечение заявки при закупках на сумму свыше 1 млн
рублей. С одной стороны, это снижает риски конкуренции с недобросовестными
компаниями, с другой стороны, потенциально повышает финансовое бремя.
|
2018
|
Вступили в силу положения
Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ и N 505-ФЗ согласно Письму
Минфина России от 25 июня 2018 г. № 24-06-08/43650
|
Перевод
практически всех госзакупок в электронную форму и начало работы механизма
спецсчетов. Переход в электронный формат снизил коррупционные риски (в
частности, сговоры). Дополнительно, каждая ЭТП использует автоматизированный
контроль для проверки работы заказчиков и поставщиков.
|
2018
|
Ввод в действие статьи 3.4 Федерального
закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
|
Предприняты
значительные меры по поддержке участия МСП в госзакупках для компаний с
госучастием (в рамках 223-ФЗ): снизилось количество ЭТП, было установлено
строго 4 конкурентных способа проведения закупочных процедур для МСП, правила
закупок для заказчиков стали более строгими в пользу поставщиков и т.д.
|
2019
|
Начало работы единого
агрегатора торговли «Березка»
|
МСП
в виде ЕАТ получили доступ к электронному магазину закупок небольшого объема
(100, 200 или 400 тыс. рублей) с быстрыми и простыми закупочными процедурами
без проведения конкурсного отбора
|
2019
|
Обязательным стало
размещение федеральными заказчиками планов-графиков в системе «Электронный
бюджет»
|
Этап
планирования закупок стал еще более прозрачным, однако в условиях санкций,
ухода иностранных компаний и продолжающейся пандемии трехлетний период
планирования закупок может быть слишком долгосрочным для МСП.
|
2020
|
Ввод
в действие Федерального
закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ (поправки к 223-ФЗ)
|
Самозанятые
получили те же льготы для участия в госзакупках, что и субъекты МСП (гарантия
заключения договора при выигрыше, минимум 15% от ежегодного объема закупок
заказчиков, небольшая оплата (до 2000 руб.) за выигрыш и т.д.).
Также, самозанятые и МСП больше не обязаны подтверждать свой статус, его проверяет заказчик, что снижает административную нагрузку на самозанятых, предпринимателей и небольшие компании [9]. |
2020-2021
|
Ввод в действие Федерального закона №124-ФЗ от 24.04.2020
г.
и поправки в 44-ФЗ |
Увеличение
максимальных сумм малых закупок у единственного поставщика.
|
2022-2024
|
Поэтапный
ввод в действия оптимизационного закона – Федерального закона от 02.07.2021 №
360-ФЗ
|
·
Сокращение количества закупочных
процедур, что делает закупки более простыми и понятными;
· Уменьшен срок получения оплаты за выполненные закупки и сами сроки проведения закупок, что снизило время изъятия денежных средств из активов поставщика на время проведения госзакупок, к чему особенно чувствительны МСП; · Запущена платформа ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК), что позволяет ускорить процесс взаимодействия бизнеса с кредитными организациями; · Разрабатывается реестр добросовестных поставщиков госзакупок, в рамках которого будут предоставлены финансовые льготы и, возможно, иные преференции при наличии положительного прошлого опыта исполнения закупок. |
Подводя итоги обзора истории изменений в сфере участия предпринимателей и небольших организаций в госзакупках, можно сделать вывод, что за последнее десятилетие проводилась последовательная, методичная и целенаправленная работа на упрощение и поддержку работы МСП через создание цифровых технологий, снижающих административную и документарную нагрузку, а также через уменьшение финансового бремени, связанного с участием (в части обеспечения заявки или контракта, сокращения финансовых циклов). Очевидно, что повышение активности МСП в сфере государственных закупок является приоритетной для правительства задачей.
2. Влияние внешних факторов, в том числе изменений в нормативно-правовой базе, на работу малых и средних предприятий с государственными закупками
Ниже рассмотрены основные внешние (неподконтрольные предпринимателям) факторы участия в госзакупках субъектов МСП.
Цифровизация сферы госзакупок. Большинство принятых изменений, рассмотренных выше, в той или иной мере касалось применения цифровых технологий. На первоначальном этапе, в период с 2015 по 2018 гг. процесс цифровизации государственных закупок и перевод информации в открытый доступ столкнулся с сопротивлением со стороны организаций, поскольку публикация в сети данных о расходовании бюджетных денег выявила некоторые коррупционные практики, а также неэффективные и нецелевые госрасходы. Однако при санкционных воздействиях на экономику России как в 2014-2016 гг., так и в 2022 году возникла ситуация ухода от принципов прозрачности в вопросе расходования государственных средств, в частности с целью обеспечения защиты от внешнего воздействия недружественных стран. Так, в третьем квартале 2022 года отмечено снижение количества тендеров в закупках госзаказчиков, что может быть объяснено как снижением интереса бизнеса к госзакупкам, так и их переходом в невидимый для общественности формат [16]. При сохранении такой тенденции достигнутые ранее результаты по повышению прозрачности закупочных процессов могут потерять свое практическое значение.
Конкуренция в сфере госзакупок. Поддержка и стимулирование участия МСП в госзакупках обоснованы, в частности, стремлением к развитию справедливой конкуренции. Рассмотрим динамику неконкурентного способа закупки (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) в общей доле всех закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ (см. Таблицу 2 и Рисунок 1 ниже).
Таблица 2. Показатели цены контрактов, заключенных по всем способам определения поставщика, объемов закупок у единственного поставщика и их доли от общего объема контрактов по всем способам в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Источник: составлено авторами на основе данных официальных статистических данных [17].
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |
Показатели по госзакупкам 44-ФЗ
| |||||||||
Цена
контрактов, заключенных по всем способам определения поставщика, трлн рублей
|
5,47
|
5,51
|
5,41
|
6,37
|
6,97
|
8,37
|
9,18
|
9,64
|
9,76
|
Закупка у
единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), трлн рублей
|
1,33
|
1,26
|
1,3
|
1,7
|
1,58
|
1,72
|
2,27
|
1,97
|
2,2
|
Доля закупки у
единственного поставщика от общего объема контрактов по всем способам, %
|
24,44
|
22,94
|
24,08
|
26,74
|
22,67
|
20,64
|
24,79
|
20,51
|
22,62
|
Показатели по госзакупкам 223-ФЗ
| |||||||||
Цена
контрактов, заключенных по всем способам определения поставщика, трлн рублей
|
2,34
|
18,73
|
23,43
|
19,68
|
19,27
|
21,51
|
20,43
|
23
|
9,44
|
Закупка у
единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), трлн рублей
|
0,22
|
8,13
|
10,2
|
8,71
|
7,02
|
12,1
|
12,61
|
8,63
|
4,14
|
Доля закупки у
единственного поставщика от общего объема контрактов по всем способам, %
|
9,31
|
43,4
|
43,56
|
44,3
|
36,45
|
56,25
|
61,74
|
37,55
|
43,91
|
Рисунок 1. Динамика доли закупки у единственного поставщика от общего объема контрактов по всем способам в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Источник: составлено авторами на основе данных официальных статистических данных [17].
Как видно из таблицы 2 и рисунка 1 выше, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не демонстрирует тенденции к снижению и в целом занимает второе место по доли в общем объеме контрактов как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Кроме того, по состоянию на конец 2022 года наблюдается тренд на укрупнение закупок государства (по 44-ФЗ) — средняя цена одной закупки в 2022 году выросла на треть, до 3,9 млн руб. Этот процесс сопровождается снижением уровня конкуренции — число поставщиков, заключивших контракты, снизилось на 29% в 2022 году по сравнению с 2021 годом. По госзакупкам госкорпорация и госкомпаний (по 223-ФЗ) также наблюдается отток контрагентов, но отмечается и иной тренд дробления тендеров и снижения средней цены публикуемых закупок [16]. Таким образом, нельзя однозначно положительно охарактеризовать конкурентную обстановку в сфере госзакупок. Также, отдельного рассмотрения заслуживает вопрос взаимного влияния участия МСП в госзакупках на конкуренцию, особенно с учетом того, что малые закупки у единственного поставщика по своей сути направлены на поддержку МСП и неоднократно в прошлом реформировались и развивались.
Коррупционные риски сферы госзакупок. Коррупция является одной из наиболее обсуждаемых тем в отношении госзакупок, и ее негативное влияние на МСП очевидно. По логике, коррупционные риски должны быть обратно пропорциональны степени прозрачности закупочных процессов, на что, в частности, были направлены многие из рассмотренных ранее процессов цифрового перехода. Однако, коррупционные практики не исключаются полностью благодаря лишь только переходу в электронный формат. Поэтому отдельно следует изучить конкретные механизмы влияния коррупции на МСП и форму их существования даже при дальнейшей цифровизации госзакупок.
Заключение
В результате хронологического анализа изменений в законодательной сфере можно сделать вывод о том, что повышение активности МСП в сфере государственных закупок является приоритетной для правительства задачей. В последнее десятилетие проводилась последовательная, методичная и целенаправленная работа по упрощению и поддержке участия МСП в госзакупках через внедрение цифровых технологий, снижающих административную и документарную нагрузку, уменьшение финансового бремени, связанного с участием этих предприятий, и увеличение законодательно установленных объемов закупок у МСП, предпринимателей и самозанятых.
Во второй части статьи были рассмотрены некоторые основные внешние факторы участия МСП в госзакупках, среди которых выделены процессы цифровизации, конкурентная обстановка и коррупционные риски. Во всех этих сферах в настоящее время присутствуют противоречивые тенденции, не позволяющие четко проследить их влияние на МСП. В связи с этим можно выделить следующие перспективные направления будущих исследований:
· анализ подходов в определении доли участия МСП в госзакупках различными государственными, бизнес и общественными организациями. В настоящее время официальная статистика по доле участия МСП в госзакупках не публикуется, хотя квота закупок у небольших компаний, предпринимателей и самозанятых определена на законодательном уровне. Этот показатель рассчитывается экспертным методом рядом организаций, в частности Корпорацией МСП (ВЭБ.РФ) [12], Опорой России [18] и другими;
· сравнение показателей участия и других метрик компаний-поставщиков среди МСП в сервисе «Знай Своего Клиента» ЦБ РФ и планируемом к запуску реестре добросовестных поставщиков;
· определение наличия взаимосвязи между показателями закупок у единственного поставщика и конкурентной обстановки, размера лотов (дробление сумм закупок) и участия МСП;
· анализ конкретных механизмов и проявлений коррупционных факторов в работе МСП с госзакупками, в том числе в условиях продолжающейся цифровизации.
Источники:
2. Доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам будет расширен. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/06/04/dostup-site.html (дата обращения: 03.12.2022).
3. Гончаренко Л.П., Наумов С.Н., Умнова М.Г. Развитие малого и среднего бизнеса в России на фоне исполнения нацпроектов // Preprints. – 2022. – doi: 10.24108/preprints-3112534.
4. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». [Электронный ресурс]. URL: https://www.budget.gov.ru/web/guest/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 (дата обращения: 03.12.2022).
5. Как самозанятому участвовать в госзакупках. Интернет-портал «Allo.tochka». [Электронный ресурс]. URL: https://allo.tochka.com/samozanyatye-goszakupki (дата обращения: 03.12.2022).
6. Изменения 2021 года для участников закупок. Интернет-портал «OTC». [Электронный ресурс]. URL: https://otc.ru/academy/sales/articles/izmeneniya-2021-goda-dlya-uchastnikov-zakupok (дата обращения: 03.12.2022).
7. Порядок формирования, размещения и изменения плана закупок в Электронном бюджете по 44-ФЗ. ZakonGuru. [Электронный ресурс]. URL: https://zakonguru.com/goszakupki/44/elektronnyj-budzet.html (дата обращения: 03.12.2022).
8. Закупки малого объема: изменения с 01.04.2021. Интернет-портал «АБиУС». [Электронный ресурс]. URL: https://www.akbiz.ru/publications/goszakupki/zakupki-malogo-obema (дата обращения: 03.12.2022).
9. Самозанятые и субъекты МСП при участии в госзакупках теперь могут не подтверждать свой статус. Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/news/1424226/ (дата обращения: 03.12.2022).
10. Конкурентные закупки среди МСП по 223 ФЗ стали электронными. Контур.Закупки. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1235_zakupki_msp_223_fz_stali_elektronnumi (дата обращения: 03.12.2022).
11. Заработала платформа ЗСК от Центробанка. Интернет-портал «Контур.Призма». [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/prizma/news/8389 (дата обращения: 03.12.2022).
12. Доля закупок у малого бизнеса госкомпаниями выросла до 34% в I полугодии 2021 года. Рамблер/Финансы. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/business/46908402-dolya-zakupok-u-malogo-biznesa-goskompaniyami-vyrosla-do-34-v-i-polugodii-2021-goda (дата обращения: 07.12.2022).
13. Ишмеева А.С. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в госзакупках // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: Сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2016. – c. 67-69.
14. Казакова Е.Б., Шишкова А.Ю. Единая информационная система и единый агрегатор торговли «Березка» в системе государственных закупок и их правовое регулирование // Наука. Общество. Государство. – 2020. – № 2(30). – c. 162-173. – doi: 10.21685/2307-9525-2020-8-2-18.
15. Карпенко А.С. Классификация проблем субъектов малого бизнеса при участии в госзакупках // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2011. – № 3. – c. 231-235.
16. Закупки становятся все таинственнее. КоммерсантЪ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5606469 (дата обращения: 06.12.2022).
17. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/siteMap.html (дата обращения: 03.12.2022).
18. Официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». [Электронный ресурс]. URL: https://opora.ru (дата обращения: 07.12.2022).
19. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/qa.html (дата обращения: 03.12.2022).
20. Письмо Минфина России от 25 июня 2018 г. № 24-06-08/43650 “О вступлении в силу положений Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ и N 505-ФЗ”. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71874350/ (дата обращения: 03.12.2022).
21. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями). Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70819336/ (дата обращения: 03.12.2022).
22. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (с изменениями и дополнениями). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71123400/ (дата обращения: 03.12.2022).
23. Постановление от 12 апреля 2018 года №439 «О совершенствовании механизма финансовой ответственности участников закупок товаров, работ, услуг». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/32298/. (дата обращения: 03.12.2022).
24. Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р (ред. от 19.08.2022) «Об утверждении перечня банков в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302474/ (дата обращения: 03.12.2022).
25. Малый и средний бизнес назвал самые привлекательные меры поддержки. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/02/04/2022/6247d4bf9a794719967cb88b (дата обращения: 01.12.2022).
26. Добросовестным налогоплательщикам предложили преференции при госзакупках По каким критериям могут отбирать компании для получения льгот. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/05/2022/6274de4b9a7947671ebdee17 (дата обращения: 01.12.2022).
27. Умнова М.Г. Проблемы участия российского малого бизнеса в государственных закупках // Российское предпринимательство. – 2014. – № 15(261). – c. 13-23.
28. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 03.12.2022).
29. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ (последняя редакция) (утратил силу). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/ (дата обращения: 03.12.2022).
30. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 03.12.2022).
31. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2021 N 360-ФЗ. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389219 (дата обращения: 03.12.2022).
32. Фоменко Н.М., Баева В.Д., Аленькова И.А. Публичное управление в цифровой среде: транспарентность, принципы и функции // Самоуправление. – 2022. – № 5(133). – c. 784-788.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:51:09