Оценка эффективности программы совершенствования регионального механизма государственных закупок на примере Красноярского края

Бердников Д.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Бердников Д.В. Оценка эффективности программы совершенствования регионального механизма государственных закупок на примере Красноярского края // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1565-1584. – doi: 10.18334/epp.14.4.120617.

Аннотация:
Исследование посвящено изучению основных направлений совершенствования механизма государственных закупок в Российской Федерации, реализуемых в рамках федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статья направлена на решение научной проблемы применения научно-теоретических разработок в области организации и развития региональной системы взаимодействия заказчиков и исполнителей в процессе реализации государственных закупок в условиях требований повышения инновационности и технологичности поставляемых товаров и оказываемых услуг. Авторский вклад заключается в применении теории мотивации деятельности, теории кластеризации производственной сферы и теории экосистем промышленных предприятий для преобразования механизма государственных закупок в инновационно ориентированную коммуникативно-техническую платформу реализации государственных закупок. Результатом исследования является алгоритмизация и совершенствование внутренних процессов функционирования регионального механизма государственных закупок для достижения целей государственной политики, а также составление среднесрочного прогноза изменения результатов функционирования механизма государственных закупок Красноярского края в результате внедрения авторских разработок. Материалы исследования могут быть полезны при совершенствовании общенационального и регионального законодательства о государственных закупках, а также для заказчиков и исполнителей контрактов государственных закупок при планировании своего участия в конкурсах на закупку и поставку продукции в рамках системы государственных закупок.

Ключевые слова: механизм государственных закупок, инновационная государственная политика, промышленная экосистема, научно-промышленные кластеры двойного назначения, Красноярский край

JEL-классификация: H57, G18, G28, G38

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



1. Введение

Развитие российского института государственных закупок по мере решения одних проблем и задач приводит к формулированию новых целевых ориентиров, которые становятся отправными точками дальнейшего преобразования сферы госзакупочной деятельности. На рубеже 2023-2024 годов главными вопросами развития механизма государственных закупок стали дальнейший рост показателей эффективности системы госзакупок, а также повышение доли инновационной продукции в структуре госзакупочной деятельности, что предопределило актуальность и ценность данного исследования.

Вопросам создания экосистем промышленных предприятий как основы инновационной ориентированности планируемой и выпускаемой ими продукции в целях государственных закупок посвящены исследования Антипиной Е. А. [3, с. 549-556], Клейнера Г. Б. [5, с. 4-14], Шелоумова Д. В. [13, с. 454-458]. Особенности управления деятельностью инновационно ориентированных предприятий раскрываются в научных публикациях Райковой А. А. и Тронина С. А. [9, с. 25-30]. Вызовы современной экономики, связанные с повышением инноватизации продукции предприятий, являются предметом научных изысканий Лето Л. А. [7, с. 222-227]. Возможности применения теории кластеризации в целях реализации национальной политики импортозамещения и повышения технологичности продукции российских предприятий рассматриваются в трудах Фониной Т. Б. и Ляхоцкой А. К. [12, с. 81-86].

Несмотря на большое количество и глубину проведенных научных исследований, в настоящее время в недостаточной степени раскрыты возможности совершенствования регионального механизма государственных закупок, ориентированного на повышение инновационности и высокотехнологичности поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также оценки комплексного эффекта от необходимых нововведений.

Целью исследования является разработка авторских рекомендаций по совершенствованию механизма государственных закупок в целях стимулирования разработки и выпуска инновационной продукции и верификация предложенных рекомендаций на основе прогнозирования изменения показателей эффективрности регионального механизма госзакупочной деятельности на уровне отдельно взятого региона.

Исходя из поставнной цели, задачами исследования являются:

1) выявление мотивационной составляющей в целеполагании и подготовке участия государства, заказчиков и исполнителей в сфере госзакупочной деятельности;

2) выявление причин и инструментов государственной политики стимулирования использования инновационной продукции в качестве предмета соглашений между заказчиками и поставщиками в сфере государственных закупок;

3) разработка порграммы стимулирования инноватизации продукции поставщиков, участвующих в госзакупочной деятельности и проверка эффективности программы совершенствования механизма государственных закупок на региональном уровне.

Научная новизна заключается в декомпозиции внутренней структуры регионального механизма государственных закупок и его перенастройки с учетом требований повышения инноватизации и высокотехнологичности товаров и услуг как предмета государственных закупок и оценки экономической и бюджетной эффективности совершенствования регионального механизма государственных закупок.

Гипотеза исследования основана на наличии научно обоснованной и математически определенной зависимости между мероприятиями по совершенствованию регионального механизма государственных закупок и улучшением экономических и бюджетных показателей функционирования сферы государственных закупок.

Методология исследования основана на эмпирической базе, включающей в себя действующее законодательство о государственных закупках, результаты научных исследований, проводимых в области инновационной и кооперационной концепций развития менеджмента, сведения, характеризующие ресурсно-производственный и административно-управленческий потенциал Красноярского края как площадки оценки внедрения авторской разработки по совершенствованию механизма государственных закупок, а также применения таких методов исследования как описательный, нормативный, экономического моделирования и прогнозирования.

2. Результаты

Механизм государственных закупок, регламентированный федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (далее Закон № 44-ФЗ) включает в себя такие компоненты как:

1) участники госзакупочной деятельности, идентифицируемые по субъектным позициям (выполняемым функциям или ролям в процессе), в том числе:

- общесистемный: государство;

- основные: заказчики и поставщики;

- инфраструктурные: операторы торговой системы, или площадки проведения госзакупочных операций;

2) физическая или электронная торговая площадка, на которой проводятся госзакупочные операции;

3) регламент осуществления госзакупочной деятельности, прописанный действующим законодательством или конкретизирующими их правилами торговой площадки;

4) мотивационные намерения каждого из основных участников, стремящихся извлечь свою выгоду от участия в госзакупочной деятельности.

Иллюстративно структуру механизма госзакупочной деятельности с точки зрения состава участников госзакупочного процесса можно представить в виде схемы, приведенной на рисунке 1.

где - линия разграничения деятельности и мотивации в механизме госзакупок;

- мотивация участников механизма госзакупок.

Рисунок 1 - Деятельностно-мотивационная структура механизма госзакупок

Источник: составлено автором на основе Закона № 44 [1].

Представленная на рисунке 1 схема показывает, что у каждого участника сферы госзакупок имеются собственные внутренние источники целеполагания деятельности, а в процессе функционирования механизма госзакупочной деятельности можно увидеть только конкретные действия и операции, совершаемые ими.

Так, государство, преследуя разрабатываемые ими самим цели государственной политики, осуществляет мероприятия по регламентации деятельности оператора торговой площадки госзакупочной деятельности: лицензирование, аккредитация, разработка общесистемных нормативных документов функционирования сферы госзакупок и операторов торговых площадок госзакупочной деятельности.

Заказчики в рамках своей компетенции выставляют заявки на получение нужных им товаров и услуг, отслеживают ход исполнения госконтрактов и проводят операции по расчетам с исполнителями. На практике заказчики реализуют большое количество и иных операций: оценка собственных и общественных потребностей в тех или иных товаров или услуг, планируемых к получению за счет функционирования сферы госзакупок, ведение отчетности, распоряжение полученными товарами и эффектом от оказанных в их пользу услуг, но все эти операции выходят за рамки механизма госзакупок, поэтому их содержание не относится к предметной области данного исследования.

Исполнители, представляя собой наиболее разнообразную по таким критериям как: нормативное целеполагание; масштабы деятельности; региональная (или мегарегиональная), отраслевая (или мультиотраслевая) принадлежность; ориентированность на инновации; накопленный опыт участия в госзакупочных процедурах и т.д., - группу участников сферы госзакупок, в рамках госзакупочных процедур выполняют функции и действия, указанные в действующем законодательстве и (или) в правилах функционирования конкретной торговой площадки, но при этом ориентированы на достижение своих частных целей собственного развития. Спектр индивидуальных мотиваций отдельных исполнителей в системе госзакупок является крайне разнообразным, включая получение прибыли, накопление опыта участия в госзакупочной деятельности, формирование гудвилла за счет взаимодействия с госзаказчиками, продвижение традиционной или инновационной продукции и другие.

По критерию инициации целеполагания участия в госзакупочной деятельности всех участников государственных закупок, взаимодействующих в рамках механизма госзакупок в целом и конкретной торговой площадки, в частности, можно разделить на две группы:

1) прямо зависящие от целеполагания государства:

- органы государственной власти, разрабатывающие регламенты функционирования сферы госзакупок, допускающие возможность реализации госзакупочной деятельности на конкретных торговых площадках, одобряющие выделение бюджетных средств на размещение и оплату госзаказа заказчиками - в рамках действующих целей государственной политики;

- операторы торговых площадок, обязанные учитывать и соблюдать нормативные и технические требования к сопровождению госзакупочных процедур;

- заказчики, зависящие от бюджетного финансирования своей деятельности, в том числе в части, предназначенной на оплату товаров и услуг, получаемых ими по линии государственных закупок;

2) косвенно зависящие от целеполагания государства: исполнители госзакупок, которые, с одной стороны, как правило, функционируют на принципах предпринимательства и свободы выбора по поводу участия в госзакупочной деятельности, а с другой - в случае желания принять участие в госторгах и конкурсах на размещение госзаказа вынужденны следовать правилам и требованиям, устанавливаемым в этой сфере государством.

Участники сферы госзакупочной деятельности, прямо зависящие от целеполагания государства, реализуют свою деятельность в строгом ориентировании на цели государственной политики, что находит свое отражение и в функционировании механизма госзакупок.

Цели государственной политики в их воздействии на функционирование механизма госзакупок целесообразно разделить на базовые и конъюнктурные:

1) базовые цели - составляются на долгосрочную перспективу и формулируются таким образом, что любой достигнутый результат не будет являться абсолютным или будет нуждаться в постоянном повторении на следующем временном этапе: бюджетная экономия при совершении закупок; высокий процент выполнения заключенных госконтрактов; получение заказчиками в системе госзакупок качественных товаров и услуг;

2) конъюнктурные цели - направлены на решение текущих задач и инициатив в рамках долгосрочных целей или без явной взаимосвязи с ними, могут быть достигнуты и выведены из системы целеполагания государства без внесения радикальных изменений в механизм госзакупок, в том числе, например рекомендации по установлению приоритета инновационной продукции (товаров и услуг) в системе госзакупок (отраслевая конкретизация 2012-2015 гг., 2017 г.).

Переориентирование системы госзакупок на повышение уровня инноватизации закупаемой продукции, реализовывалось в два этапа:

1. На первом этапе в течение 2012-2015 были приняты нормативные акты отдельных ведомств по установлению критериев, определяющий группу инновационной и высокотехнологичной продукции, которой заказчикам в системе госзакупок следует отдавать предпочтение при формировании заявок, выборе исполнителей и заключении контрактов. К числу таких ведомств относятся Минобрнауки России, Минпромторг России, МЧС РФ, Минздрав России, Минкомсвязи, Минсельхоз, Минтранс России и Минэнерго России.

В настоящее время функционирование механизма госзакупок основано на множественности торговых площадок, предназначенных для организации и проведения госзакупочной деятельности. Несмотря на наличие научных и методических предпосылок для унификации регламентов функционирования каждой из торговых площадок, в настоящее время следует признать значительный уровень дифференциации условий и требований, которые разрабатываются каждой такой площадкой, что позволяет заказчикам при размещении заявок на поставку той или иной продукции по линии госзакупок выбирать ту из них, условия функционирования которой в наибольшей степени соответствуют отраслевой специфике заказчика (в подчинении ведомственным нормативным актам и установкам) или поставляемой продукции (конкретных видов оборудования, техники и спецтехники, транспортных средств, мебели, комплектующих, услуг и т.д.). Таким образом, возможная трансформация современного механизма госзакупок, предполагающая объединение всех площадок в единую локацию под контролем одного единственного оператора, является нецелесообразной, а в некоторых случаях - и технически невозможной. В качестве возможной альтернативы может быть формирование единого общенационального электронного центра реализации госзакупочной деятельности, но с выделением различных электронных окон или секторов, разделяемых по отраслевому признаку заказчиков или продукции, то будет являться лишь техническим подлогом отказа от множественности обособленных торговых площадок.

2. На второй этапе в 2017 г. Минпромторгом России в целях детализации видов высокотехнологичной продукции был опубликован профильный приказ, который разграничил высокотехнологичную продукцию, соответствующую приоритетным направлениям модернизации экономики России, и освобожденную от подобного соответствия [2, прил. 1, 2].

Приказ Минпромторга 2017 г. может применяться и для проверки соответствия на соблюдение критерию высокотехнологичности и для продукции-предмета госконтрактов.

Исполнители как участники сферы госзакупок, с одной стороны, участвуют в конкурсах на заключение госконтрактов на принципах конкурентного поведения, а с другой - могут формировать научно-технологический задел и предлагать до или после объявления заявки на государственную закупку такие виды продукции, которые будут соответствовать критерию инновационности и (или) высокотехнологичности.

Инновационная продукция, которую исполнители могут разрабатывать для целей получения госконтракта, является результатом инновационно-проектной деятельности производственной системы предприятий: на практике данная деятельность и такого рода продукция являются высокозатратными и генерируют риск возможного отсутствия экономической отдачи от реализуемых затрат: например, в случае проигрыша по цене исполнения контракта или в результате еще большей инновационности или высокотехнологичности продукции предприятий-конкурентов.

К числу основных инструментов управления и нивелирования рисков инновационной деятельности современные исследователи относят в числе других компетентность и профессионализм участников инновационного процесса [9, с. 29].

На основании данного утверждения можно сделать вывод, что в практике современных предприятий для сочетания инновационной направленности производственной деятельности, в том числе для целей участия в сфере госзакупок в качестве исполнителя, с одной стороны, и снижения негативного воздействия рисковости подобной деятельности в системе индивидуального целеполагания хозяйствующего субъекта, с другой, большое значение имеют знаниевые компетенции либо сотрудников самого предприятия, либо его постоянных деловых партнеров-поставщиков подобных компетенций.

Как указывает Д. В. Шелоумов, для совершенствования производственно-технологической деятельности современных предприятий, в том числе на предмет инновационной направленности, необходимо внедрение знаниевой компоненты, которая основана на формировании промышленных экосистем [13, с. 456].

Концепция промышленной экосистемы связана с поиском современными предприятиями новых, еще не повсеместно используемых компонент управления хозяйственно-производственной и конкурентно-сбытовой деятельности, к числу которых, например, Л. А. Лето относит инновации и знания [7, с. 223].

Инновации и знания рассматриваются в качестве уникальных элементов системы производственного предприятия, которые позволяют получить дополнительный эффект в системе конкурентного поведения на рынке.

В современной практике для получения доступа к данным ресурсам необходимо реализовать одну из двух стратегий:

1) формирование в составе предприятия отдельных подразделений, отвечающих за разработку и внедрение новых технологий и подходов к производственной деятельности в части организации технологических процессов и (или) выхода на новые виды продукции, еще не представленные на рынке;

2) заимствование инноваций и знаний у других экономических субъектов, для которых данные ресурсы являются либо продуктами их деятельности либо компонентами ведения бизнеса, которые данные субъекты могут экспортировать в пользу других субъектов-предприятий.

Первая стратегия является предпочтительной для крупных корпораций, которые, с одной стороны, могут позволить себе выделение в бюджете компаний значительных финансовых ресурсов на финансирование полного комплекса работ - от фундаментальных исследований и создания опытных образцов до сбытового тестирования и организации крупномасштабного производства инновационной продукции, с другой - имеют достаточный запас времени присутствия на рынке без представления новой продукции, так как полный инновационный цикл занимает значительное время в зависимости от технологичности разрабатываемого продукта и достаточности информации, сведений, компетенций, наработок и комплектующих, в третьих - имеют опыт организации функционирования экспертных и инновационных лабораторий для получения новых видов продукции. Сильной стороной данного варианта является высокий уровень контроля над результатами деятельности и максимальный контроль за всеми стадиями разработки нового продукта со стороны компании.

Вторая стратегия является более гибкой: она одновременно сочетает распределение ответственности за выполнение и координацию работ между компаниями-партнерами и ускорение выхода на производственно-эксплуатационную стадию выпуска инновационной продукции за счет внедрения технологий и решений, импортируемых от других участников бизнес-системы. В то же время подобная стратегия может быть реализована на практике только при условии высокого уровня ответственности компаний-партнеров, осуществляющих передачу технологий внутри коллективной структуры. Подобная организация взаимодействия характерна для кластерных систем, которые становятся все более востребованными при организации бизнес-процессов в современной экономике.

Исследование современных отечественных практик кластеризации бизнес-систем позволило Т. Б. Фониной и А. К. Ляхоцкой сделать следующие выводы:

1) кластер - это сообщество территориально близко расположенных компаний, имеющих прочные экономические связи и образующих перманентную научно-производственную цепочку, обеспечивающую всем участникам повышение конкурентоспособности за счет использования кооперации;

2) несмотря на прочные экономические связи между участниками кластерной кооперации, между ними сохраняется конкуренция, которая может рассматриваться как негативный фактор или как движущая сила развития успешных компаний и усиления их инновационной направленности;

3) в текущих условиях функционирования российской экономики активное развитие кластерных систем и максимизация эффектов от их создания зависят от господдержки (финансовая, техническая, лицензионная, инфраструктурная, кадрово-подготовительная поддержка), без которой кластерная кооперация несамодостаточна [12, с. 85].

Данные утверждения можно интерпретировать в контексте данного исследования:

1) кластерная кооперация представляет собой эффективный механизм повышения конкурентоспособности и инновационности современных компаний за счет построения постоянных доверительных отношений между ними, но при этом возможным негативным фактором остается конкуренция между участниками кластера, который желательно нивелировать;

2) для разработки стратегии развития компаний-исполнителей по госконтрактам следует найти альтернативный способ кооперации, который является независимым от господдержки.

На наш взгляд, подобной альтернативой может быть формирование предприятием-исполнителем бизнес-экосистемы в с учетом концепции умной специализации региона или регионов корпоративного присутствия предприятия.

Теоретики бизнес-экосистем, или промышленных экосистем, в том числе Г. Б. Клейнер, Д. В. Шелоумов, указывают, что экосистема, сформированная на базе промышленного предприятия, представляет собой кластерное образование, участники которого помимо того, что имеют разноотраслевую специализацию, ранжируются по степени важности или сосредоточения координационных функций всей системы. На этой основе выделяют такие ролевые позиции участников бизнес-экосистемы:

1) оркестратор - центральное звено бизнес-экосистемы, определяющий наряду с собственными целями функционирования и развития коллективное целеполагание и производную от него общую координацию функционирования всей бизнес-экосистемы;

2) компании-партнеры - постоянные участники бизнес-системы, объединяющие в себе хозяйственную и управленческую обособленность от оркестратора со стабильными связями с центральным звеном бизнес-экосистемы по поставкам тех или иных видов ресурсов, требуемых оркестратору или оказанию в его пользу услуг, на которых специализируется компания-партнер;

3) компании-дополнители - предприятия или организации, взаимодействующие с оркестратором, а также, при необходимости, с теми или иными компаниями-партнерами бизнес-экосистемы, но отвечающие критериям заменяемости и нерегулярности участия в экосистеме (рисунок 2).

где - постоянные связи ресурсного обмена;

- непостоянные связи ресурсного обмена;

- каналы поставки продукции компании-оркестратора.

Рисунок 2 - Схема функционирования бизнес-экосистемы

Источник: составлено автором на основе результатов исследований Г. Б. Клейнера и Д. В. Шелоумова [5, с. 11; 13, с. 456].

В представленной схеме важно определить источники инноваций и знаний как уникальных ресурсов, которых изначально нет у компании-оркестратора.

Инновационная составляющая бизнес-экосистемы, как правило, формируется в результате проведения полного или ограниченного комплекса работ по получению новой технологии и (или) нового продукта. Подобные работы могут быть реализованы одним из участников внутреннего контура бизнес-экосистемы (самим оркестратором или его компанией-партнером) или распределены между участниками в соответствии с имеющимся опытом, материально-техническим обеспечением и продуктовой специализацией. В результате реализуемых работ компания-оркестратор получает уникальный инновационный продукт, который затем направляется потребителям - участникам внешнего рынка бизнес-экосистемы.

Альтернативой реализации полного комплекса работ по получению инновационной продукции является трансформация уже имеющихся у компаний-партнеров технологий в деятельности оркестратора. В настоящее время перспективным источником подобных инноваций могут быть предприятия закрытых отраслей, например, организации ВПК.

С 2018 г. в России реализуется указание Президента Российской Федерации о необходимости проведения диверсификации предприятий ОПК и повышения доли продукции гражданского назначения в общем товарно-сервисном выпуске оборонно-промышленных предприятий [8].

Для освоения технологий выпуска продукции гражданского назначения предприятиям ОПК пришлось самостоятельно, но под контролем Минобороны России, разрабатывать стратегии своего развития. В настоящее время перспективным инструментом взаимопроникновения оборонно-военного и гражданского секторов экономики становятся научно-промышленные кластеры двойного назначения, основная идея которых заключается в создании кооперативных структур, объединяющих усилия предприятий оборонно-промышленного комплекса, малых и средних инновационных компаний регионального уровня, учреждений и организаций науки, научных исследований, образования в целях организации взаимовыгодного обмена информацией, технологией, связями и ресурсами [3, с. 551].

В основе идеи научно-промышленных кластеров двойного назначения лежит трансфер технологий оборонно-военного профиля, возможных к применению в сфере производства гражданской продукции, во взаимодействии с малым и средним бизнесом в регионах, в результате которого происходит партнерское взаимодействие предприятий ОПК с предпринимательскими структурами в рамках отдельных субъектов Российской Федерации.

На наш взгляд, участие исполнителей госконтрактов в создании и функционировании научно-промышленных кластеров двойного назначения позволит в разы сократить время освоения новых технологий за счет ресурсного обеспечения военных и научно-образовательного партнеров и первыми выйти на рынки инновационной продукции, в том числе востребованной в сфере госзакупок.

Знаниевая компонента так же может быть сформирована оркестратором самостоятельно - путем создания собственных научных, экспериментальных и внедренческих лабораторий, - или посредством организации партнерского взаимодействия с организациями научно-образовательного и опытно-внедренческого профиля. В этом заключается главное отличие бизнес-экосистем от промышленных кластеров, функционирование которых традиционно не учитывает знаниевого компонента в ресурсном обмене участниками кооперации.

Для проведения мероприятий по трансформации механизма госзакупок важным является выбор конкретного региона, так как принцип научно обоснованного эксперимента указывает на целесообразность преобразования системы отношений между участниками сферы госзакупочной деятельности на первом этапе на определенной локальной площадке (регионе), и только в случае получения положительного результата - распространения обновленных апробированных схем на другие торговые площадки системы государственных закупок, а в последствии - на общенациональный механизм госзакупок.

При выборе региона следует обращать внимание на его специализацию. Все большее внимание в области научных исследований уделяется так называемой «умной специализации» регионов, под которой понимается формирование общей отраслевой направленности предприятий-резидентов региона в зависимости от объективных конкурентных преимуществ, ведущим из которых выступает ресурсная база региона.

В целях определения умной специализации отдельно взятого региона необходимо рассматривать не только и не столько исходные базовые природно-климатические ресурсы, включая недра и возможный к сельскохозяйственному использованию земельный фонд, но и ресурсы более высокого уровня, представленные созданными материально-техническими производственными комплексами, логистическими системами и каналами, промышленной и сервисной инфраструктурой, а также источниками знаниевого компонента развития предприятий региона.

«Умная специализация» региона позволяет как перенастроить уже функционирующие предприятия, расположенные в субъекте Федерации, так и спроектировать создание новых хозяйствующих субъектов, которые, рационально используя имеющийся в регионе потенциал производственного и корпоративного развития, смогут стать основой для конкурентоспособного бизнеса, отвечающего целям государственной политики, возможным к достижению в том числе посредством функционирования механизма государственных закупок.

Преобразование механизма госзакупок на современном этапе развития системы госзакупочной деятельности должно осуществляться по следующим направлениям:

1) последовательно, то есть исходя из текущего состояния системы организации и координации деятельности всех участников сферы госзакупок: государства, операторов торговых систем и субъектов инфраструктурного обеспечения процесса госзакупок, заказчиков и исполнителей;

2) экспериментально - путем определения пилотных проектов (торговых площадок, регионов ведения госзакупочной деятельности), в которых следует внедрять новые подходы и схемы планирования и осуществления государственных закупок, и в случае положительного результата эксперимента - ретрансляции апробированных схем и технологий на другие локации госзакупочной деятельности с обязательным тестированием получаемых результатом на максимальном количестве этапов функционирования трансформируемого механизма госзакупок;

3) научно обоснованно, то есть основываясь на научных предположениях, в том числе в отношении возможностей того или иного региона по проведению эксперимента трансформации механизма госзакупок и достижения более высоких результатов реализации государственной политики как целевого ориентира функционирования сферы госзакупочной деятельности;

4) с ориентированием на минимизацию временных, финансовых и других типов затрат участников сферы госзакупок, прежде всего - исполнителей, для достижения не только базовых, но и конъюнктурных целей государственной политики, включая экологичность и инновационность продукции (рисунок 3).

Рисунок 3 - Факторы и каналы достижения целей государственной политики в результате трансформации функционирования региональной торговой площадки госзакупочной деятельности

Источник: составлено автором на основе результатов исследования.

Достижение базовых и конъюнктурных целей государственной политики происходит на конкретных торговых площадках, поэтому определенный вклад вносят и операторы торговых площадок. Как показано на рисунке 3, роль операторов торговых площадок заключается в создании эффективных и доступных для государства и заказчиков информационных каналов, по которым предприятия, участвующие в системе госзакупок в качестве претендентов на выполнение госконтрактов, распространяют сведения о выпускаемой ими инновационной продукции, которая по указанию государства становится предметом госзаказа и способствует, с одной стороны, продвижению инновационной продукции в сфере государственных закупок, с другой - выполнению госконтрактов по госзакупками инновационно ориентированными предприятиями, и в третьих - повышению результативности деятельности самих заказчиков за счет использования и потребления более технологичной продукции или пользования более продуктивными услугами исполнителей.

Для проверки рабочей гипотезы о возможности повышения результативности механизма госзакупок как инструмента достижения целей государственной политики был выбран Красноярский край:

1) во-первых, по своим показателям и характеристикам данный субъект Российской Федерации относится к числу наиболее крупных и значимых (занимаемая площадь - 2366,8 тыс. кв. км, или 13,86 площади страны; численность населения края по состоянию на 1 января 2023 г. - 2 845,5 тыс. чел. (14-е место); значительные запасы полезных ископаемых, включая руды металлов, нефть, природный газ, нерудные минералы (более 1200 месторождений); 2-е место в России по запасам лесных ресурсов; 7-е место в России по валовому региональному продукту (в 2022 г. - 3 515,0 млрд руб.); регион характеризуется как энергоизбыточный благодаря высоким запасам гидроэлектроэнергии);

2) во-вторых, по имеющимся данным на территории региона сформированы и функционируют 8 кластеров, в том числе 4 - экономико-производственной направленности (агропромышленный, ресурсно-сервисный, туристско-рекреационный и цифровой), но отсутствуют научно-промышленные кластеры двойного назначения, что делает на перспективу свободным взаимодействие с предприятиями ОПК Красноярского края, а при необходимости - и рядом расположенных регионов [6];

3) на территории края действуют 38 научных организаций, включая НИИ, конструкторско-технологические бюро, научно-технические центры, институты Сибирского отделения РАН и другие; 158 вузов, что свидетельствует о высоком уровне знаниевого потенциала региона;

4) в состав ОПК Красноярского края входят такие крупные организации как ООО «Сибтрейд», ООО «Октан Сервис», АО «Красмаш» («Красноярский машиностроительный завод»; входит в состав госкорпорации «Роскосмос») и другие, то есть на территории региона функционируют крупные предприятия ОПК, способные стать источником инновационных технологий для малых и средних инновационных компаний.

По итогам 2022 г. в Красноярском крае было заключено 78,6 тыс. госконтрактов в рамках Закона № 44-ФЗ на общую сумму 252,27 млрд руб. (при совокупном объеме планов-графиков - 369,14 млрд руб.), в том числе по результатам конкурсных процедур - 60, 9 тыс. контрактов на сумму 142,35 млрд руб. Общая экономия при заключении контрактов составила 8,16 млрд руб., относительная бюджетная экономия - 7,36 % [4].

Результаты краевой госзакупочной кампании 2022 г. показали, что:

1) в контрактную форму облекается только 68,35 % общей величины планируемых заявок, то есть более 30 % оказываются незакрытыми и представляют недоиспользуемый резерв для исполнителей;

2) уровень относительной бюджетной экономии в регионе составил 7,36 %, то при сопоставлении с общероссийским уровнем 5,3 % свидетельствует о превышении медианного значения на 2,03 процентных пункта и говорит о высоком качестве проведения госзакупочных процедур и более качественном достижении цели государственной политике по экономии бюджетных средств в процессе госзакупочной деятельности.

Трансформация механизма госзакупок в Красноярском крае должна вестись параллельно с подготовкой перепрофилируемых и вновь создаваемых предприятий, на которые будут возлагаться функции исполнителя в системе госзакупок. С одной стороны, создание информационного канала оповещения госструктур и заказчиков о появлении на региональном рынке качественно новой за счет инновационной и знаниевой компонент продукции, изменение заявок со стороны заказчиков с корректировкой своей потребности в тех или иных видах продукции в системе госзакупок с учетом возможности получения большей результативности от использования инновационной и высокотехнологичной продукции и установление нового равновесия между неинновационной и инновационной продукцией на рынке региона требует определенного времени - как правило, в пределах 12-15 месяцев. С другой стороны, процесс перепрофилирования уже существующих предприятий региона, а также создание новых предприятий, их запуск и установление на них режима налаженного выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции так же занимается определенное время: в зависимости от усилий центра координации подобной программы и масштабов деятельности создаваемых предприятий - от 1 календарного года. С учетом этих данных программа трансформации механизма госзакупок в Красноярском крае, эффект от которой можно прогнозировать и оценить на предмет достижения целей государственной политики и улучшения достигаемых результатов, должна быть составлена на краткосрочную перспективу: на наш взгляд, достаточным периодом является 5-летный период с временным лагом изменения показателей госполитики 12 месяцев (1 календарный год) (таблица 1).

Таблица 1 - Диаграмма Ганта изменения параметров функционирования системы госзакупочной деятельности в Красноярском крае в 2024-2028 гг.

Виды работ и результаты
2024 г.
2025 г.
2026 г.
2027 г.
2028 г.
Перепрофилирование действующих предприятий, ед.
5
10
10
5
5
Создание новых предприятий-окрестраторов бизнес-экосистем, ед.
5
5
10
15
15
Создание и запуск неинновационных предприятий, ед.
5
5
5
5
5
Итого новых исполнителей в сфере госзакупок за год, ед.
15
20
25
25
25
Количество новых исполнителей в сфере госзакупок накопленным итогом, ед.
15
35
60
85
110
Создание информационных каналов торговых площадок госзакупок в год, ед.
3
7
15
15
20
Повышение доли инновационной продукции в сфере госзакупок, эффект
-
слабый
сильный
сильный
сильный
Рост бюджетной экономии, эффект
-
слабый
сильный
сильный
сильный
Источник: составлено автором на основе результатов исследования.

Для создания новых инновационных предприятий-оркестраторов бизнес-экосистем можно ориентироваться на опыт создания научно-промышленных кластеров двойного назначения в Свердловской и Томской областях [10; 11].

Опыт указанных научно-промышленных кластеров двойного назначения показывает, что процесс создания бизнес-экосистемы и запуска производства инновационной продукции составляет 2-3 года до выхода на эксплуатационную стадию, поэтому в рамках проекта трансформации регионального механизма госзакупок требуется, используя опыт других кластеров, минимизировать срок создания бизнес-экосистемы как в отношении уже действующих, так и запланированных к созданию предприятий.

По итогам 2022 г. бюджетная экономия при реализации госзакупочной деятельности по закону № 44-ФЗ в Красноярском крае составила 7,36 %, по итогам января-октября 2023 г. - 5,46 %. Ожидается, что в результате трансформации механизма государственных закупок за счет появления новых исполнителей и усиления конкуренции, а также формирования общественного запроса на инновационную продукцию, продвигаемую в рамках госзакупок, бюджетная экономия достигнет уровня:

- в 2025 г. - 5-7 %;

- в 2026 г. - 6-8 %;

- в 2027-2028 гг. - 7-9,5 %.

Таким образом, предложенная трансформация механизма госзакупок на примере Красноярского края будет способствовать формированию более качественных результатов достижения целей государственной политики, что позволяет рекомендовать подобные преобразования и в других субъектах Российской Федерации.

1. Обсуждение и результаты

Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:

1. Определены основные источники содержание мотивации и целеполагание участников сферы государственных закупок, которые объясняют характер их госзакупочной деятельности и систему коллективных и индивидуальных ожиданий от функционирования механизма государственных закупок.

2. Выявлена направленность современной государственной политики России, ориентированной на стимулирование инновационной деятельности и повышение доли инновационной и высокотехнологичной продукции, являющейся предметом госзакупочной деятельности.

3. Предложена авторская модель совершенствования регионального механизма государственных закупок, стимулирующая поставщиков к разработке и выпуску инновационной и высокотехнологичной продукции, и проведена проверка целесообразности и эффективности ее внедрения на примере Красноярского края.


Источники:

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Об утверждении Перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики и перечня высокотехнологичной продукции: приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июня 2017 г. № 1993
3. Научно-промышленные кластеры двойного назначения как механизм укрепления технологического суверенитета Российской Федерации. Интервью с генеральным директором Института государственно-частного планирования Еленой Александровной Антипиной // Управление наукой и наукометрия. – 2022. – № 4. – c. 549-556. – doi: 10.33873/2686-6706.2022.17-4.549-556.
4. Единая информационная система в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 10.11.2023).
5. Клейнер Г.Б. Социально-экономические экосистемы в свете системной парадигмы // Системный анализ в экономике 2018: Сборник трудов V Международной научно-практической конференции-биеннале. Москва, 2018. – c. 4-14.– doi: 10.33278/SAE-2018.rus.005-014.
6. Кластеры. Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания. [Электронный ресурс]. URL: https://xn---24-9cdulgg0aog6b.xn--p1ai/sections/centr-klasternogo-razvitiya/clusters/ (дата обращения: 21.11.2023).
7. Лето Л.А. Знаниевая экономика управления 21 века – формирование кросс-функциональной личности // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – № 3. – c. 222-227. – doi: 10.37691/2311-5351-2021-0-3-222-227.
8. Путин нацелил ОПК на увеличение выпуска гражданской продукции. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/727611 (дата обращения: 20.11.2023).
9. Райкова А.А., Тронин С.А. Методы минимизации рисков инновационной деятельности в организации // Поиск (Волгоград). – 2023. – № 2(15). – c. 25-30.
10. Свердловский научно-промышленный кластер двойного назначения металлургии и металлообработки. Sbis.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sbis.ru/contragents/6670504149/667001001 (дата обращения: 05.12.2023).
11. Томский научно-промышленный кластер двойного назначения «Комплексные автоматизированные системы». Cluster70.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cluster70.ru/about (дата обращения: 05.12.2023).
12. Фонина Т.Б., Ляхоцкая А.К. Роль предпринимательских кластеров в реализации программы импортозамещения // Развитие предпринимательства как фактор роста экономики: Сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства. Москва, 2023. – c. 81-86.
13. Шелоумов Д.В. Значение и обоснование участия знаниевых инструментов в создании промышленных экосистем // Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации: Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. – c. 454-458.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 12:13:15