Государственные закупки в Китае: роль цифровых инструментов и платформ в поддержке малого и среднего бизнеса

Умнова М.Г.1, Лю Ясинь1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Умнова М.Г., Лю Ясинь Государственные закупки в Китае: роль цифровых инструментов и платформ в поддержке малого и среднего бизнеса // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 2087-2102. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116845.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211423
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Цифровизация социально-экономических отношений, поддержка предпринимательства и повышение эффективности государственного управления являются приоритетными стратегическими задачами в России. Одной из сфер экономической деятельности, где возможно одновременное изучение всех этих вопросов, являются государственные закупки. Роль цифровизации госзакупок в развитии среднего и малого бизнеса изучена недостаточно, в частности и в плане зарубежного опыта, в связи с чем в этой области имеются пробелы как в научном знании, так и на практике. Поэтому целью настоящей работы является исследование роли цифровых технологий, инструментов и платформ в поддержке участия малых и средних предприятий в госзакупках на примере основного торгового партнера нашей страны – Китая. Масштаб китайских госзакупок неуклонно растет, спрос на закупки диверсифицируется, а малые и средние предприятия все более активно подключаются к работе с ними. В то же время, в секторе государственных закупок Китая появляются многочисленные цифровые инструменты и платформы. В статье впервые описана хронология развития сферы госзакупок Китая с учетом мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса и внедрения цифровых инициатив, а также проанализированы способы влияния цифровизации госзакупок на участие небольших предприятий в них. Данное исследование будет интересно представителями государственной власти и бизнеса, предпринимателям и ИТ-специалистам, работающим с госзакупками, а также широкой общественности

Ключевые слова: государственные закупки, Китай, цифровизация, цифровые инструменты, малые и средние предприятия, малый бизнес

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РЭУ им. Г.В. Плеханова (грант на выполнение научно-исследовательской работы молодежными коллективами по теме «Исследование показателей участия в государственных закупках предприятий малого и среднего бизнеса», утвержденный приказом №1952 от 24.11.2022 г.)

JEL-классификация: H57, L26, O31



Введение

С усилением влияния цифровизации, информатизации и маркетизации во всех сферах жизни мир вступил на путь цифровой революции, движущей силой которой являются современные цифровые технологии, такие как облачные вычисления, большие данные, Интернет вещей, мобильная связь 5G, искусственный интеллект, технология блокчейн и т.д. Эта цифровая революция имеет широкомасштабные и далекоидущие последствия, которые заставляют общество, рынки и государства воспринимать и реагировать на происходящие изменения. В частности, в различных странах можно наблюдать появление цифровых инструментов и платформ в сфере государственных закупок, что является новым трендом в этой области и драйвером цифровой трансформации государственного управления. Одним из перспективных направлений исследования является изучение влияния цифровизации в госзакупках на участие в них малого и среднего бизнеса, поскольку цифровые технологии имеют существенный потенциал для устранения тех барьеров, которые традиционно фиксируются при участии МСП (малых и средних предприятий) в госзакупках.

Неоспоримый интерес представляет исследование ситуации с цифровизацией госзакупок в Китае – одной из наиболее динамично развивающихся стран мира как в плане экономического потенциала в целом и сегмента МСП в частности, так и с точки зрения интеграции современных цифровых технологий во всех аспектах социально-экономической жизни. Оцифровка государственных закупок Китая началась с внедрения «Положения о реализации Закона о государственных закупках» в марте 2015 года, и с тех пор правительство Китая поощряет использование информационных технологий для осуществления деятельности по госзакупкам. В частности, большая роль уделяется использованию коммуникационных технологий (ИКТ-технологий) в госзакупках на институциональном уровне [22, с. 12] (Chzhan Yue, 2022, р. 12). На данный момент государственные закупки в Китае находятся на стадии развития, и роль цифровых технологий и инструментов в содействии участию МСП в китайских государственных закупках на волне современных цифровых технологий в Индустрии 4.0 является предметом исследования данной статьи.

Таким образом, основной целью исследования является изучение роли цифровых инструментов и платформ в поддержке и развитии участия МСП в госзакупках Китая. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть историю становления и развития госзакупок в Китае, в частности их цифровизации;

2) определить роль МСП в китайских госзакупках;

3) изучить влияние цифровых инструментов и платформ на работу китайских МСП с госзакупками.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что существует положительное влияние процессов цифровизации на участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках Китая, в частности, благодаря чему китайские МСП являются важным и активным игроком в данном типе экономических отношений.

Теоретическая и эмпирическая база исследования состоит из научных работ российских и международных авторов, особенно китайских, по теме государственных закупок в Китае, цифровых инструментов и развития субъектов МСП, а также практико-ориентированных публикаций и ресурсов, находящихся в открытом доступе на русском, английском и китайском языках.

Научная новизна исследования заключается в определении направления, характера и значимости влияния цифровых технологий и платформ на процесс участия в госзакупках малого и среднего бизнеса на примере Китая, а также изучение перспектив адаптации данного опыта в нашей стране.

Рассматриваемая тема актуальна по нескольким причинам. Во-первых, госзакупки во многих странах являются одним из основных каналов экономического взаимодействия между бизнесом и государством, они представляют собой не только инструмент стимулирования и поддержки экономики, но и своего рода канал связи для поддержания диалога. Это важно, в частности, в свете концентрации усилий и ресурсов в последнее время на увеличении доли активного гражданского и экономического общества в России. Кроме того, в нашей стране в сфере госзакупок часто появляются новые законодательные инициативы, повышается уровень информационного и технологического обеспечения. Во-вторых, несомненна высокая актуальность использования цифровых технологий во всех сферах социально-экономической жизни [8, 20] (Denisov, 2022; Kulapov, Odegov, Maslennikov, 2021). В России этот вопрос обсуждается на всех уровнях управления, поддерживается различными проектами и инициативами. В качестве примера можно привести Распоряжение Правительства «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» [17], в котором среди национальных целей развития до 2030 года поставлены такие показатели, как достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и увеличение инвестиций в отечественные ИТ-продукты и услуги. Наконец, другим приоритетным направлением развития экономики России является поддержка малых и средних предприятий. Так, в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года [18] сформулированы такие стратегические ориентиры, как увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП страны до 40%, повышение производительности их труда в 2 раза и оборота в реальном выражении в 2,5 раза, а также повышение до 35% доли занятого населения в секторе МСП [7].

1. Обзор истории становления и развития госзакупок в Китае и участие в них малого и среднего бизнеса

История развития китайских государственных закупок представлена двумя этапами: этапом первоначального становления и этапом полномасштабного развития.

Рассмотрим подробнее этап первоначального становления, который проходил в период с 1995 по 2000 г. После реформы и открытия международных отношений (примерно в 1989 году) плановая экономика Китая постепенно превратилась в рыночную. С развитием системы социалистической рыночной экономики в Китае недостатки предшествующего порядка государственного управления нашли отражение в сфере государственных закупок, например, стали очевидными негативные последствия от отсутствия соответствующих ограничений на проведение госзакупок, растущей популярности «слепых» закупок или их дублирования. В этих условиях Министерство финансов Китая в 1995 году начало изучать вопрос о создании и совершенствовании системы государственных закупок в стране.

В 1996 году правительство Китая запустило пилотную программу государственных закупок в некоторых городах [21, c. 33] (Chzhan Detszyan, 2004, р. 33). В 1997 году правительство Шэньчжэня ввело систему государственных закупок для проектов по озеленению городов, что означало расширение деятельности по государственным закупкам от простых товаров или услуг одного стандарта до инженерных проектов с более сложными стандартами закупок.

В 1998 году Министерство финансов Китая еще больше расширило число пилотных провинций и городов системы государственных закупок. 26 января 1999 года состоялась конференция по компьютерным тендерным закупкам центральных государственных органов Китая, которая стала первым мероприятием по государственным закупкам, проведенным центральными государственными органами. Это событие ознаменовало начало работы по госзакупкам на уровне центральных государственных органов.

Параллельно с данным пилотным проектом Министерство финансов Китая и различные местные органы власти выпустили ряд нормативных документов, регулирующих деятельность в сфере государственных закупок, и добились определенных успехов в плане законодательной инициативы в этой сфере на институциональном уровне. В апреле 1999 года Министерство финансов Китая обнародовало «Временные меры по управлению государственными закупками», что стало первым национальным ведомственным нормативным актом по госзакупкам.

Начиная с 2000 года китайская система госзакупок вступила в современную фазу полномасштабного развития, которая продолжается по настоящее время. В 2000 году Министерство финансов Китая провело внутреннюю организационную реформу и создало в составе Департамента казначейства Отдел государственных закупок, отвечающий за управление всеми аспектами госзакупок в стране. Под руководством центрального правительства финансовые департаменты и бюро местных правительств также создали агентства по управлению государственными закупками, после чего сфера и масштаб госзакупок значительно расширились. В 2002 году бюджеты государственных закупок были официально включены в бюджеты всех подразделений центрального правительства.

29 июня 2002 года китайское правительство приняло «Закон о государственных закупках» [16, с. 152] (Prodanova, Zatsarinnaya, 2015, р. 152), который вступил в силу с 1 января 2003 года. В его состав вошел принятый ранее в 2000 году Закон Китайской Народной Республики о торгах и тендерах, а также некоторые другие связанные с ним акты и постановления, что ознаменовало начало стандартизации и легализации китайских государственных закупок. В 2012 году был запущен официальный сайт http://www.china-cpp.com/ для размещения информации по госзакупкам для нужд центрального правительства, который управляется Китайской федерацией логистики и закупок (CFLP) [19, с. 74] (Sidorenko, 2020, р. 74). Стоит отметить, что в Китае не существует единой информационной системы по госзакупкам для всей страны, вместо этого используются многочисленные сайты и системы по госзакупкам для нужд центрального правительства и нужд локальных властей. Например, в Пекине используются порталы http://www.ccgp-beijing.gov.cn/ и http://www.ccgp-beijing.gov.cn/, а в Гуандуне http://www.ccgp-guangdong.gov.cn/, http://www.ccgp-guangdong.gov.cn/ и еще три других портала [11].

В результате благодаря расширению масштабов закупок и диверсификации потребностей в закупках с 2003 года масштаб китайских государственных закупок вырос с 165,94 млрд юаней (23,7 млрд долларов США) до 36970,06 млрд юаней (5281,44 млрд долларов США) к 2020 году, то есть в 22,28 раза [22, с. 9] (Chzhan Yue, 2022, р. 9). В 2017 году объем рынка госзакупок в Китае составлял около 20% от ВВП страны [23] (Chorbadzhyan, 2018).

Отдельно следует рассмотреть роль малого и среднего бизнеса в китайских госзакупках. Субъекты МСП являются важным игроком в этой сфере, что неудивительно, ведь эти предприятия составляют основу экономики Китая. Однако китайские МСП испытывают некоторые трудности, характерные для компаний такого размера; среди основных проблем можно отметить нехватку капитала, тяжелое финансовое (налоговое) бремя и отсутствие рыночного спроса [15] (Petrenko, Vechkinzova, 2021), на что накладывается тот факт, что большинство МСП находятся на стадии стартапа и роста и в меньшей степени способны противостоять внешним рискам. Поэтому в последние годы правительство Китая ввело ряд мер фискальной, налоговой и кредитно-денежной политики для поддержки развития небольших компаний. Государственные закупки являются одной из важнейших мер, принимаемых странами всего мира для поддержки развития МСП, и постепенно они также становятся объектом внимания правительства Китая.

В 2002 году Китай принял «Закон Китайской Народной Республики о содействии развитию малых и средних предприятий», а в 2011 году издал «Временные меры по государственным закупкам для развития малых и средних предприятий», которые предусматривают резервирование в государственных закупках позиций специально для МСП, предоставление МСП определенного процента вычета из цены на закупки, для которых не зарезервирована доля, а также другие меры, направленные на предотвращение дифференцированного обращения и ценовой дискриминации. В декабре 2020 года Министерство финансов Китая и Министерство промышленности и информационных технологий Китая издали «Меры по управлению государственными закупками для развития МСП», которые еще больше усилили поддержку МСП в государственных закупках. В частности, в данном нормативном акте установлено, что в принципе все закупки небольшого размера должны быть зарезервированы для МСП, а также предусматривает выплату средств, различные кредитные гарантии и специализированные услуги. В итоге, в 2019 году доля контрактов, заключенных с МСП в китайских государственных закупках, составила 74,1% [6, с. 22] (Van, 2021, р. 22).

Схематично основные события на пути развития госзакупок в Китае с учетом мероприятий по их цифровизации и привлечению МСП представлены на рисунке 1 ниже.

Рисунок 1. Основные события в истории развития госзакупок в Китае

Источник: составлено авторами.

2. Роль цифровых технологий в поддержке участия китайских малых и средних предприятий в госзакупках

В рамках нашего исследования мы определили четыре основных пути влияния цифровых инструментов, технологий и платформ на участие китайских МСП в госзакупках:

· государственные закупки ИТ-услуг, а также закупки китайским правительством цифровых технологий и инструментов оказывают стимулирующее воздействие на развитие МСП, в основном в плане роста компаний и инноваций;

· китайское правительство использует закупки цифровых технологий и инструментов для прямой помощи МСП в их цифровой трансформации;

· использование цифровых инструментов и платформ при проведении госзакупок в Китае помогает МСП снизить затраты и повысить общую эффективность;

· цифровая платформа государственных закупок Китая помогает МСП решить проблемы с финансированием.

Рассмотрим подробнее каждый из этих пунктов.

2.1. Стимулирующий эффект китайских госзакупок цифровых инструментов и платформ на развитие МСП

Известно, что государственные закупки среди прочего являются инструментом политики управления спросом, а получение заказов на закупку может непосредственно улучшить бизнес-показатели предприятий. Такая зависимость продемонстрирована в таблице 1 ниже, в которой представлено отраслевое распределение государственных закупок среди субъектов МСП за период с 2015 по 2017 г. В таблице представлены сведения о том, сколько предприятий, зарегистрированных на национальной бирже акций и котировок (NEEQ, National Equities Exchange Quotations) Китая, приняли участие в закупках в той или иной отрасли.

Таблица 1

Отраслевое распределение государственных закупок среди зарегистрированных на NEEQ МСП в Китае, кол-во предприятий

Отрасль
2015г.
2016г.
2017г.
Итого
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, животноводство и рыболовство
0
0
0
0
Горнодобывающая отрасль
0
0
0
0
Производство (обрабатывающая промышленность)
3
14
5
23
Производство и снабжение электроэнергией, теплом, газом и водой
0
0
0
0
Строительство
0
5
2
7
Оптовая и розничная торговля
1
0
1
2
Транспортная, складская и почтовая отрасль
0
0
0
0
Проживание и питание
0
0
0
0
Отрасль передачи информации, программного обеспечения и услуг в области информационных технологий
18
42
28
88
Недвижимость
0
0
1
1
Аренда и бизнес-услуги
1
1
1
3
Научные исследования и технические услуги
1
3
0
4
Управление водными ресурсами, окружающей средой и общественными объектами
0
1
2
3
Жилищные услуги, ремонт и прочие услуги
0
0
1
1
Образование
1
0
1
2
Здравоохранение и социальная работа
0
0
0
0
Культура, спорт и развлечения
0
0
0
0
Итого
25
66
43
134
Источник: составлено авторами на основании [6] (Van, 2021).

Из таблицы 1 видно, что существует неравномерное распределение китайских МСП в отрасли государственных закупок, в основном они участвовали в закупках, предмет которых был связан с передачей информации, программным обеспечением и услугами информационных технологий: суммарно за 2015, 2016 и 2017 гг. из 134 компаний в таких тендерах приняли участие 88 МСП, т.е. около 65,67%. На втором месте обрабатывающая промышленность, а в других отраслях китайские МСП участвовали намного меньше. Согласно последним данным по госзакупкам в Китае за 2021 год, количество контрактов по закупке ИТ-услуг достигло 85 993, что составляет 9,98% от общего количества контрактов (поставщиками являются все компании, не только МСП). При этом общая сумма закупок в данном сегменте в 2021 году составила 187,012 млрд юаней (26,7 млрд долларов США), что составляет 4,67% от общей суммы госзакупок в 2021 году и занимает второе место среди всех отраслей [10].

Политическая поддержка правительства Китая создает благоприятные условия для участия все большего числа МСП в государственных закупках. Преимущества собственных продуктов и услуг МСП в области цифровых технологий позволяют им получать больше заказов через госзакупки, благодаря чему предприятия увеличивают прямые доходы и прибыль. Это также оказывает прямое воздействие на потребителей и косвенно увеличивает спрос на продукцию и услуги МСП [1] (Geroski, 1990).

Государственные закупки также являются важным инструментом для стимулирования инноваций в компаниях и привлекают все больше внимания со стороны правительства и научных кругов [2] (Hommen, 2009). Государственные закупки могут предоставить фирмам возможности для специализации [3] (Kim Lowder, 2005), стимулировать увеличение инвестиций в НИОКР [14] (Lyu Fen Chao, 2014) и способствовать увеличению выпуска инновационных продуктов [4] (Marco Herzonia, 2015). Госзакупки значительно стимулируют готовность и побуждают компании к инновациям, сильнее даже, чем прямые государственные субсидии на НИОКР или налоговые стимулы [5] (Rothwell, 1981).

2.2. Китайское правительство использует закупки цифровых технологий и инструментов для оказания прямой помощи МСП в их цифровой трансформации

Цифровая трансформация оказывает положительное влияние на снижение затрат предприятий, повышение их общей эффективности, ускорение процессов трансформации и модернизации, эффективное повышение устойчивости к рискам и конкурентоспособность. Хотя большинство МСП, в том числе и в Китае, осознают важность цифровой модернизации и трансформации, их уровень цифровизации гораздо ниже, чем у крупных предприятий, из-за многочисленных трудностей, связанных с размером бизнеса. По данным Национального исследовательского института больших данных Китая, 79% китайских малых и средних предприятий все еще находятся на стадии первичной «разведки» с низким уровнем цифровизации [9].

Принимая во внимание трудности малого и среднего бизнеса при проведении цифровой трансформации, в 2020 году Центр содействия развитию МСП Министерства промышленности и информационных технологий Китая и компания Jingdong совместно запустили «Звездный план полного неба». План направлен на создание дифференцированной системы обслуживания МСП посредством совместных инноваций в цепочке промышленных поставок, а также на построение новой бизнес-экосистемы для интеграции и развития крупных, средних и малых предприятий. План реализуется, в частности, через госзакупки и включает в себя всю цепочку закупок, эксплуатации и продаж; его целью является создание дифференцированной системы обслуживания для МСП по модели «Платформа обслуживания + углубление города». С момента своего запуска он был развернут в 28 городах Китая, а к участию в нем были привлечены преимущественно МСП (более 1,2 миллиона предприятий) [9].

2.3. Использование цифровых инструментов и платформ при проведении госзакупок в Китае помогает МСП снизить затраты и повысить общую эффективность

В то время как традиционные коллективные закупки, как правило, требуют долгих и утомительных процессов по подготовке документации и решению других организационно-административных задач, платформа онлайн-закупок через сеть Интернет кардинально изменила формат государственных закупок. Благодаря интеграции информации о спросе и предложении на единой онлайн-платформе снижается порог и стоимость сбора информации на начальном этапе закупок, а информация о тендерах становится более прозрачной и открытой, что уменьшает информационную асимметрию и дает возможность большему количеству поставщиков из числа МСП участвовать в торгах, обеспечивая более полную рыночную конкуренцию.

В то же время использование таких технологий, как облачные вычисления, большие данные и распознавание изображений с помощью ИИ, делает возможным осуществление процесса торгов в режиме онлайн с помощью стандартизированных правил и положений о закупках. Другими словами, появляется возможность визуализировать государственные закупки через Интернет, что снижает нагрузку на МСП, связанную с изучением закупочных процессов, снижает финансовый порог участия МСП в государственных закупках и значительно повышает эффективность их участия.

Благодаря сетевому принципу построения китайской онлайн-платформы государственных закупок после проведения закупок услуги МСП могут достичь нескольких уровней правительства и распространить влияние и зону охвата своих товаров и услуг. В то же время, используя возможности накопления и анализа данных цифровой платформы закупок, МСП могут использовать инструменты анализа больших данных для дальнейшего совершенствования своих товаров и услуг без создания собственной базы цифровых систем. Схематично принцип работы цифровой онлайн-платформы для проведения госзакупок представлен на рисунке 2 ниже.

Рисунок 2. Роль цифровой платформы государственных закупок Китая для поддержки участия МСП в госзакупках, сокращения расходов и повышения общей эффективности предприятий

Источник: составлено авторами.

2.4. Цифровая платформа государственных закупок Китая помогает МСП решить проблемы с финансированием

Финансирование уже давно является одним из основных факторов, сдерживающих рост и развитие МСП в Китае. Небольшой размер, единая организационная структура, малая доля рынка и плохая ликвидность МСП в сочетании с тем, что банки и другие финансовые учреждения сокращают масштабы кредитования таких предприятий, а также небольшое количество малых и средних финансовых учреждений, подходящих для финансирования МСП [13] (Lin Ifu, 2001), являются ключевыми проблемам финансирования небольших предприятий в Китае. Госзакупки могут помочь в решении этих проблем, в частности благодаря их существенному влиянию на развитие МСП и устранение или сокращение их финансовых ограничений.

В ходе применения и развития цифровой платформы государственных закупок Китая было накоплено большое количество данных о МСП, участвующих в государственных закупках. Основываясь на этих данных, сторонние финансовые компании разрабатывали и адаптировали свои кредитные продукты таким образом, чтобы открыть каналы финансирования для МСП и облегчить финансовое давление, необходимое для работы с госзакупками. Типичным примером является платформа государственных закупок «Government Procurement Cloud», которая запустила онлайн-продукт инклюзивных финансовых услуг для МСП под названием «Кредит на государственные закупки», составленные на основе данных о МСП, участвующих в государственных закупках. Сообщается, что компания «Government Procurement Cloud» в настоящее время сотрудничает с более чем 20 банками по всей стране для удовлетворения различных потребностей поставщиков в финансировании и кредитах.

В качестве другого примера можно привести платформу zhengcaiyun, которая, благодаря проектам электронных закупок, электронных продаж и другим инновациям сыграла ведущую роль в отмене депозита заявки на государственные закупки, сократив связанные корпоративные расходы примерно на 16 млрд юаней (2,9 млрд долларов США) в год. На этой платформе поставщики могут получать закупочную документацию, подавать документы на участие в торгах и подписывать контракты на закупку в режиме онлайн, что повышает удобство участия в государственных закупках и экономит поставщикам около 1 млрд юаней (0,14 млрд долларов США) в год на операционных издержках. В настоящий момент общая сумма кредита на государственные закупки превысила 5 млрд юаней (7,14 млрд долларов США) [12].

Заключение

В данной статье была рассмотрена роль цифровых технологий, инструментов и платформ для поддержки и стимулирования участия малых и средних предприятий в госзакупках. Ниже представлены основные выводы нашего исследования.

Во-первых, большой масштаб государственных закупок в секторе ИТ-услуг в Китае и высокая доля участия МСП в них поддерживается китайской государственной политикой, оказывающей прямое стимулирующее воздействие на рост производительности МСП в целом. Основными участниками в китайских госзакупках, предметом которых являются информационные услуги, ИТ-продукты и т.д., являются небольшие предприятия.

Во-вторых, для помощи и ускорения цифровой трансформации МСП правительство Китая создает единую цифровую инфраструктуру и платформу цифровых приложений для МСП через государственные закупки цифровых технологий.

В-третьих, применение онлайн цифровой платформы государственных закупок Китая привело к стандартизации системы государственных закупок, повышению прозрачности информации и открытости сделок, что позволило снизить порог участия МСП в государственных закупках, сократить затраты и повысить общую эффективность бизнеса.

В-четвертых, благодаря применению и развитию цифровой платформы государственных закупок Китая накопленные данные о финансах и сделках участвующих в госзакупках предприятий стали основой для разработки кредитных продуктов, что открыло дополнительные каналы финансирования для участия в госзакупках МСП.


Источники:

1. Geroski P. A. Procurement Policy as a tool of industry policy // International Review of Applied Economics. – 1990. – p. 182-196.
2. Hommen L. Public Procurement and Innovation: Towards A Taxonomy // Journal of Public Procurement. – 2009. – № 9(1). – p. 17-56.
3. Kim Lowder Supporting SMEs through government purchasing activity // International Journal of Entrepreneurship and Innovation. – 2005. – № 6(17). – p. 17-26.
4. Marco Herzonia Demand-side vs. Supply-side Technology Policies: Hidden Treatment and New Empirical Evidence on the Policy Mix // Research Policy. – 2015. – № 44(3). – p. 726-747.
5. Rothwell R. Government Regulation and Innovation - Industrial Innovation and Public Policy. - London: Francis Printer, 1981. – 116 – 147 p.
6. Ван И Пу. Исследование государственных закупок для развития МСП -- Данные, основанные на данных компаний, включенных в листинг НСС // Справочник по экономическим исследованиям. – 2021. – № 14.
7. Гончаренко Л. П., Наумов С. Н., Умнова М. Г. Развитие малого и среднего бизнеса в России на фоне исполнения нацпроектов. Preprints.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.24108/preprints-3112534 (дата обращения: 10.11.2022).
8. Денисов И.В. Влияние трансформации социально-экономических систем на изменение основ теории менеджмента: перспективные бизнес-модели // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 479-494. – doi: 10.18334/epp.12.2.114243.
9. Интернет-портал «BiaNews», статья «Национальный исследовательский институт больших данных и Jingdong выпустили отчет. Цифровые закупки лидируют в цифровой трансформации МСП». 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1745360614476239947&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 10.11.2022).
10. Интернет-портал «MP.WEIXIN.QQ.COM» «Сеть больших данных китайских государственных закупок», статья «2021 г. Масштаб национальных государственных закупок 210,956 млрд. юаней, что на 16,76% меньше по сравнению с прошлым годом». 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/m77hj57RJmWJu2iNNQP4Tg (дата обращения: 14.11.2022).
11. Интернет-портал «MP.WEIXIN.QQ.COM». Список сайтов для госзакупок на региональном уровне в Китае. [Электронный ресурс]. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/NnuWG1m0jR8N-PX4IREctg (дата обращения: 14.11.2022).
12. Интернет-портал «Информационная сеть по государственным закупкам», статья «Корпорация Zhengcaiyun: активная помощь МСП в инновациях цифровых технологий». 2022. [Электронный ресурс]. URL: http://it.caigou2003.com/web/news/20221009/631524221079519232.html (дата обращения: 14.11.2022).
13. Линь Ифу Развитие МСП и финансирование МСП // Экономические исследования. – 2001. – № 1.
14. Лю Фэн Чао Способствуют ли государственные закупки корпоративным инвестициям в НИОКР? -- Эмпирический анализ на основе компаний МСП, зарегистрированных на бирже // Наука и научно-технический менеджмент. – 2014. – № 3 (61). – c. 81-84.
15. Петренко Е.С., Вечкинзова Е.А. Анализ эффективности финансирования программ поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан // Экономика Центральной Азии. – 2021. – № 4. – c. 463-474. – doi: 10.18334/asia.5.4.41498.
16. Проданова Н. А., Зацаринная Е. И. Особенности системы государственных закупок в Китае // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – № 3. – c. 151-158.
17. Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402867092/ (дата обращения: 10.11.2022).
18. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/?ysclid=laibzk65ny825538571 (дата обращения: 21.11.2022).
19. Сидоренко А. П. Система государственных закупок за рубежом // Современные научные исследования: теория, методология, практика: Сборник статей по материалам II - Международной научно-практической конференции, Уфа, 13 марта 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2020. Уфа, 2020. – c. 69-74.
20. Кулапов М.Н., Одегов Ю.Г., Масленников В.В. Чем опасен менеджмент без руля и ветрил: контуры будущего отечественного менеджмента // Друкеровский вестник. – 2021. – № 5(43). – c. 63-80. – doi: 10.17213/2312-6469-2021-5-63-80.
21. Чжан Дэцзянь Комплексный анализ выгод от расходов на государственные закупки. - Пекин.: Издательство экономической науки,, 2004.
22. Чжан Юэ Исследование удовлетворенности цифровой реформой государственных закупок с точки зрения управления взаимоотношениями с клиентами - на примере провинции Чжэцзян. - Ханчжоу (Китай), 2022. – 81 c.
23. Чорбаджян Л. З. Система государственных закупок в Китае // Аллея науки. – 2018. – № 10(26). – c. 854-857.

Страница обновлена: 09.08.2024 в 22:38:02