Развитие эмоционального интеллекта в процессе подготовки будущих HR-менеджеров

Балганова Е.В.1, Береговая О.А.1, Бушуева И.П.1
1 Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50084859
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Актуальность исследования развития эмоционального интеллекта продиктована современными требованиями к подготовке кадров сферы управления персоналом. Практика показывает острую необходимость в регионах в специалистах с развитым социальным и человеческим капиталом. Цель статьи – предложить инструменты развития эмоционального интеллекта у будущих HR-менеджеров. Исследование по определению у будущих HR-менеджеров способности понимать эмоции окружающих и управлять ими в интересах профессиональной деятельности проведено с использованием теста Н. Холла и методики Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо. В статье были использованы методы опроса. Полученные результаты позволили разработать программу развития эмоционального интеллекта в процессе профессиональной подготовки будущих HR-менеджеров у студентов 1-4 курса бакалавриата обучающихся на направлении подготовки «Управление персоналом» в Сибирском институте управления – филиале РАНХиГС. В результате проведенного анализа авторами сделан вывод о связи показателей эмоционального интеллекта от возраста, при которой к старшим курсам обучения снижается выраженность практически всех составляющих EI. По результатам проведенного исследования разработана Программа совершенствования и качественного улучшения навыков управления когнитивными и эмоциональными процессами у обучаемых в ходе учебной деятельности. В ходе освоения Программы предусмотрено освоение трех блоков: «Самопознание» «Эмоциональные навыки» и «Социальные навыки».

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, управление персоналом, компетенции, высшее образование, обучение

JEL-классификация: J24, O15, M12, M53



Введение

Актуальность изучения проблемы развития эмоционального интеллекта продиктована современными условиями развития человеческого капитала и требований к подготовке кадров сферы управления персоналом, особенно с учетом потребностей конкретного региона. Будущий специалист HR-отрасли должен овладеть способностями работы в команде и выполнения в ней определенной роли, ведения переговоров, оперативного управления людьми, предотвращения конфликтов, применения навыков самоуправления и самостоятельного обучения и др. В числе важнейших навыков современного специалиста в области управления выступает эмоциональный интеллект (EI).

Практика показывает, что большинство действующих менеджеров по управлению персоналом считают, что эмоциональный интеллект им необходим при решении многих профессиональных задач: от мероприятий по подбору персонала до разработки систем стимулирования сотрудников; от разрешения конфликтов в коллективе до выстраивания процессов по профессиональному развитию персонала; от разработки программ адаптации до внедрения систем комплексной оценки деятельности сотрудников и пр. [1] (Isaeva, Mkrtychan, 2019). Подход на основе формирования и развития эмоционального интеллекта открывает новые возможности для человека справляться со сложными ситуациями на основе объединения мышления и эмоций [2–4] (Andreeva, 2007; Bochkova, Meshkova, 2018; Monina, 2011).

Многие зарубежные и отечественные авторы отмечают, что нет единого понимания понятия «эмоциональный интеллект» [3–5] (Bochkova, Meshkova, 2018; Monina, 2011; Lyusin, 2004). Сам термин ввели психологи П. Сэловей и Дж. Майер [6] (Mayer, Salovey, 1995). В дальнейшем более подробное толкование данный термин получил у Д. Гоулмана, который трактовал его с точки зрения способности осознавать как свои эмоции, так и эмоции окружающих, а также способности управлять ими в рамках взаимодействия [7, с. 23] (Makki, Boyatsis, Goulman, 2011, р. 23). Люди, обладающие такими способностями на достаточно высоком уровне, могут управлять собственной эмоциональной сферой. Благодаря этому качеству обеспечивается высокая адаптивность и эффективность в общении. Таким образом, данные навыки могут рассматриваться в качестве способности личности наблюдать как за собственным эмоциональным состоянием, так и за эмоциями окружающих, в том числе применять эту информацию для решения профессиональных задач.

При обращении к составляющим эмоционального интеллекта для последующей оценки уровня их развития у студентов и выпускников вуза, прежде всего, необходимо учитывать существующие мировые модели, описывающие его структуру. Так, Д. Гоулман структурирует свою модель через следующие составляющие: самосознание как осознание своих эмоций; контроль как управление своими эмоциями; социальная чуткость как осознание эмоций других; управление отношениями как управление эмоциями других людей [8] (Goulman, 2009). Немного в другом русле построена модель Р. Бар-Она, которая ориентируется на внутриличностную сферу, адаптивность, управление стрессом и общее настроение [9] (Bar-On, Parker, 2000). Дж. Мэйер, П. Саловей и Д. Карузо в рамках своей модели определили структуру эмоционального интеллекта как точность восприятия и выражения эмоций, стимуляцию мышления с использованием эмоций, понимание эмоций и управление эмоциями [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001). К сферам эмоционального интеллекта относятся: самосознание, самоконтроль, социальная чувствительность и управление отношениями. Данные качества человек не имеет от рождения. Их необходимо формировать уже с детства. Они также важны, как и познавательный интеллект [11] (Karapetyan, 2021).

Несмотря на то, что большее изучение эмоционального интеллекта производилось в западной науке, однако и отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) внесли свой вклад. Вклад отечественной науки в изучение проблемы эмоционального интеллекта отмечает в своей статье И.Н. Андреева [12]. Л.С. Выготский отмечал единство и целостность интеллектуальных и аффективных процессов. По его мнению, это единство представляет собой динамическую систему, которая изменяется на каждом этапе развития личности. С.Л. Рубинштейн продолжил концепцию Л.С. Выготского, указав на совокупность рационального и эмоционального, также подчеркнув, что эмоция – это единство интеллектуальных и аффективных процессов [12] (Andreeva, 2006). А.Н. Леонтьев выдвинул положение о том, что мышление как деятельность регулируется через аффект [13, с. 131] (Andreeva, 2009, р. 131). Д.В. Люсин в своей концепции рассматривает эмоциональный интеллект в виде определенной когнитивной способности, которая делает возможным распознавание и идентификацию у себя и окружающих эмоциональных переживаний и установление на этой основе причинно-следственных связей, с последующей регуляцией и контролем эмоциональных проявлений [5] (Lyusin, 2004).

Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная в 2019 году создали русскоязычную методику – тест эмоционального интеллекта [14] (Sergienko, Khlevnaya, Vetrova, Nikitina, 2019) на основе модели Майера-Саловея-Карузо и психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика. Методика, построенная по принципу двух доменов (опытного и стратегического) и четырех ветвей (распознавание эмоций, использование эмоций для решения задач, понимание эмоций, управление эмоциями), предоставляет возможность определения у респондентов уровня развития эмоционального интеллекта в виде отдельных показателей.

Необходимо отметить, что вместе с упомянутыми моделями существует множество различных по содержанию профильных моделей, в которые в достаточно произвольной форме, в зависимости от объекта и целей исследования, добавляются различные компоненты, что может привести к размытию как структуры, так и самого понятия эмоционального интеллекта. В качестве значимого итога исследований эмоционального интеллекта можно отметить включение его в перечень гибких навыков (soft skills) сотрудника будущего.

Интересна и показательна в этом разрезе современная практика образовательных организаций по запуску в вузах центров оценки и развития компетенций студентов. Например, сетевые центры компетенций в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Донском государственном техническом университете (ДГТУ), региональные центры компетенций при Южном федеральном университете (ЮФУ) и Сибирском государственном университете (СФУ), отраслевые центры компетенций при Национальном исследовательском университете «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ») и Московском государственном университете пищевых производств (МГУПП) и т.д. По поручению Президента РФ при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» в рамках реализации проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» сеть таких центров в университетах становится все шире. Ключевое значение в этих центрах приобретает деятельность по оценке и формированию надпрофессиональных гибких компетенций (soft skills), среди которых эмоциональный интеллект занимает ключевое место. В том числе набирает распространение выдача skill-паспортов – документов, отражающих уровень развития у студента мягких навыков – soft skills.

Материалы и методы

Данная статья посвящена анализу эмоционального интеллекта, который проводился на сплошной выборке студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управление персоналом» Сибирского института управления – филиала РАНХиГС.

Исследование проведено с использованием методики Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0. – the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test или Mayer, Salovey & Caruso, 2002) [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001) и теста Н. Холла [15] (Andreeva, 2011) на определение уровня эмоционального интеллекта, направленных на выявление способности понимания своих эмоций и эмоций других людей и управления окружающей эмоциональной сферой.

Тест MSCEIT v. 2.0. содержит 141 вопрос, которые распределены по 8 секциям, оценивающим 4 составляющих эмоционального интеллекта (сознательное управление эмоциями, понимание и анализ эмоций, использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, восприятие, оценка и выражение эмоций) [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001).

Тест Н. Холла на уровень эмоционального интеллекта (N. Hall Emotional Intelligence Self-Evaluation) включает 30 вопросов, распределенных в 5 шкалам (эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей) [15] (Andreeva, 2011).

В исследовании приняли участие 68 студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управление персоналом» Сибирского института управления – филиала РАНХиГС. Большую часть выборки (42%) составляют студенты 1 курса, так как в 2021 учебном году набрано 2 группы направления подготовки «Управление персоналом». Выборка сплошная. Средний возраст участников исследования – 19 лет Распределение по возрасту нормальное. По гендерному признаку 9% участников исследования – мужского пола, а 91%, соответственно, женского пола. Распределение по гендерному признаку является типичным для данного направления подготовки.

Результаты и выводы

По результатам оценки данных методики MSCEIT v. 2.0 (табл.) установлено, что по шкале «восприятие, оценка и выражение эмоций» у студентов преобладает ее средний уровень выраженности, постепенно повышающийся к 4 курсу (от 40% до 70%). Причем среди студентов 1 курса большее количество молодых людей, имеющих высокий уровень по данной шкале (24%).

Таблица

Данные шкал эмоционального интеллекта по методике MSCEIT v. 2.0 у студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управление персоналом», в % от числа опрошенных по курсу

Шкала
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
Восприятие, оценка и выражение эмоций
38%
38%
24%
35%
65%

36%
64%

22%
70%
8%
Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности
18%
64%
18%
24%
65%
11%
14%
72%
14%
7%
57%
36%
Понимание и анализ эмоций
4%
13%
83%

18%
82%

14%
86%
7%
57%
36%
Сознательное управление эмоциями
22%
39%
39%
6%
70%
24%
21%
43%
36%
14%
64%
22%
Источник: составлено авторами.

Также следует отметить, что у 83% студентов мужского пола восприятие, оценка и выражение эмоций находятся на низком уровне, тогда так студенток женского пола с таким же уровнем выраженности по этой шкале всего 29%. Данный факт может свидетельствовать о том, что студентки-девушки более восприимчивы и эмоциональны в выражении собственных эмоций.

У большинства студентов, принявших участие в исследовании, выявлен средний уровень по шкале «использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности» – от 64% до 72%. Отмечена тенденция к увеличению к 4-му курсу студентов, имеющих высокую выраженность по данной шкале (36%), что свидетельствует о росте эффективности использования эмоции, возможно, с ростом образовательного уровня, взрослением, постепенным вступлением в трудовые отношения и накоплением социального опыта.

При изучении шкалы «понимание и анализ эмоций» выявлены высокие показатели, которые существенно снижаются на 4 курсе (с примерно 80% на 1–3 курсах до 36% на 4 курсе). При сопоставлении данных со шкалой «использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности» наблюдается разрыв: студенты-четверокурсники на высоком уровне используют эмоции, но уже с меньшей степенью выраженности понимают эмоции. Тогда как студенты младших курсов эмоции лучше понимают, но испытывают затруднения с их выражением.

В гендерном разрезе наблюдается уже выявленная тенденция, что парни испытывают чуть большие затруднения, чем девушки, в понимании и анализе эмоций. По шкале «сознательное управление эмоциями» наблюдается неравномерное распределение выраженности данного признака, что свидетельствует о его сложности и влиянии многих аспектов на его формирование. Видится, что в настоящее время сознательное управление эмоциями носит стихийный, ситуативный характер, отсутствует стабильность и выработанная личностная позиция в осуществлении данной деятельности.

Однако следует отметить, что более чем у половины девушек (62%) сознательное управление эмоциями находится на низком уровне, тогда как половине опрошенных парней управляться со своими эмоциями удается несколько лучше.

При изучении полученных результатов по тесту Н. Холла (рис.) можно сделать вывод, что у студентов на высоком уровне выражены эмоциональная осведомленность (52%), эмпатия (70%), управление чужими эмоциями (73%) и самомотивация (91%) и низкий уровень в отношении управления своими эмоциями (36%). Что подтверждает полученные ранее результаты о ситуативном, несистемном поведении в отношении контроля и саморегуляции собсвенных эмоций.

Рисунок. Элементы эмоционального интеллекта у студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управление персоналом»

Источник: составлено авторами.

Стоит отметить, что у студентов младших курсов показатели в целом выше, что может свидетельствовать о достаточно высоком уровне восприятия своих сил и возможностей относительно собственного эмоционального интеллекта. Тогда как к старшим курсам при возрастании разнообразия встречающихся жизненных ситуаций выявленные показатели несколько снижаются, что может быть указанием к появлению некоторой критичности в отношении ситуаций проявления эмоционального интеллекта в поведении.

Программа развития эмоционального интеллекта

В целом по результатам проведенного исследования возможно сделать вывод, что общий уровень развития эмоционального интеллекта у студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управления персоналом» неоднороден в зависимости от возраста и гендера. На уровне с тенденцией к выше среднего выражены такие показатели эмоционального интеллекта, как использование и понимание эмоций. А тенденция от среднего к низкому характерна для таких показателей эмоционального интеллекта, как восприятие эмоций и управление ими.

Основной проблемной зоной, требующей положительной коррекции, для большинства исследуемых студентов стало «управление своими эмоциями». Это обусловливает необходимость проведения целенаправленной деятельности по развитию эмоционального интеллекта у студентов в течение всего периода обучения в вузе. Одним из способов такой деятельности является разработка и внедрение в профессиональную подготовку HR-менеджеров программы по развитию эмоционального интеллекта. Идея программы заключается в достижении личностных результатов обучающихся посредством развития социальных и эмоциональных навыков как важнейших составляющих субъективного благополучия, социальной и профессиональной успешности личности.

Теоретическая основа развития социальных и эмоциональных навыков у обучающихся опирается в широком контексте – на теорию модели психического Е.А. Сергиенко [14] (Sergienko, Khlevnaya, Vetrova, Nikitina, 2019) как понимание своих психических состояний и психических состояний окружающих в рамках когнитивного механизма социального познания, а в более конкретной форме – на теорию эмоционального интеллекта (Д. Голуман, Дж. Мэйер, Д. Карузо и др.) [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001), рассматривающую значение некогнитивных ресурсов в развитии личности, единство эмоций и интеллекта. Рассмотренные теоретические аспекты позволяют увидеть пути развития у обучающихся понимания окружающих их социальных и психических процессов, совершенствования социальных и эмоциональных навыков восприятия и взаимодействия. Данные навыки необходимы обучающимся для понимания своего эмоционального состояния и намерений других людей, их мотивации и поведения, контроля и управления своим эмоциональным состоянием в интересах выстраивания благоприятных взаимоотношений в коллективе в ходе профессиональной деятельности.

В качестве методологической основы развития социальных и эмоциональных навыков используются постулаты культурно-исторической концепции (Л.С. Выготский), деятельностного (А.Н. Леонтьев) и личностно-ориентированного (А.Г. Асмолов, Ш. Амонашвили, К. Роджерс) подходов, определяющие вектор целенаправленного конструирования социально желаемого уровня личностного развития будущих HR-менеджеров [16–20] (Shinkaryova, Mayorova, 2018); Newman, Joseph, Maccann, 2010; Naymushina, 2020; Antopolskaya, Panov, Silakov, 2021; Derevyanko, 2019).

Цель программы: развитие у обучающихся социальных и эмоциональных навыков управления когнитивными и эмоциональными процессами.

В ходе реализации программы предусмотрено решение следующих задач:

– создать у обучающихся мотивацию к познанию и самооценке своего эмоционального состояния и его изменений в зависимости от степени воздействия внутренних и внешних факторов;

– добиться усвоения обучающимися знаний о многообразии существующих эмоциональных процессов и причинах их возникновения, а также сформировать навыки их распознавания и анализа;

– сформировать у обучающихся устойчивое представление о правилах межличностного общения в различных ситуациях социального взаимодействия при осуществлении ими профессиональной деятельности и навыки их выполнения.

Данная программа входит в образовательную программу по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» и включает три блока «Самопознание», «Эмоциональные навыки» и «Социальные навыки», рассчитанные на 20 развивающих занятий с периодичностью проведения один раз в неделю и длительностью 90 минут (2 ак. ч).

В блоке «Самопознание», состоящем из 4 занятий, происходит мотивация обучающихся в отношении познания своего внутреннего мира и оценки своих эмоций, активизация личностного потенциала обучающихся.

Блок «Эмоциональные навыки» в рамках 8 занятий направлен на повышение качества осознания и восприятия обучающимися собственных эмоций, возникающих в различных жизненных ситуациях, умения анализировать причины возникновения данных эмоциональных состояний и факторы, влияющие на них, а также умение контролировать свои эмоции в интересах эффективного выполнения профессиональных задач.

Также на данном этапе производится ознакомление обучающихся с разнообразием эмоциональных состояний и возможностью их влияния на поведенческие процессы.

В рамках блока «Социальные навыки», состоящего из 8 занятий, у обучающихся формируются навыки самоконтроля и управления эмоциями в условиях межличностного общения в различных ситуациях социального взаимодействия при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Основная идея построения учебного процесса: «Только то, что пережито и усвоено, становится личным опытом!». В процессе обучения ведущая роль отдана тем образовательным методам, которые обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности обучающихся: составление mind map моделей эмоционального интеллекта (Д. Гоулман, Р. Бар-Она, К.В. Петридес и Э. Фернхем, Дж. Д. Мейер, П. Сэловея и Д.Р. Карузо) [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001); групповые дискуссии на заданную тему («Эмоции в нашей жизни», «Гендерные различия в эмоциональном интеллекте», «Эмоции и культура»); игровые упражнения («Карикатурные изображения», «Цветовой дневник настроения», «Азбука эмоций», «Эмоциональные весы», «Я и мир вокруг»); анализ конкретных ситуаций по анимационным роликам («Механика сердца», «Аффективные связи», «Наизнанку» «Эмоции... в обще»); кейс-задачи («Проявление эмоционального интеллекта» и др.).

Большое внимание в программе уделяется психологическим аспектам обучения, в особенности мотивации, созданию необходимой психологической среды, возможности обучающимся самостоятельно решать практические задачи и извлекать уроки из совершенных ошибок, обратной связи и самостоятельной оценке результатов обучения.

Заключение

Выявленная потребность развития эмоционального интеллекта у студентов в течение всего периода обучения в вузе характеризуется средними показателями по всем характеристикам эмоционального интеллекта, в особенности негативными тенденциями факторов «восприятие, оценка и выражение эмоций» и «управление своими эмоциями». Отмечается взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и возраста, при которой к старшим курсам обучения снижается выраженность практически всех составляющих EI, что может быть связано с ростом социального опыта и неумением реагировать на изменяющиеся и усложняющиеся жизненные ситуации.

Таким образом, в результате исследования определена необходимость внедрения в профессиональную подготовку специальной дополнительной программы, направленной на развитие личностных результатов обучающихся посредством совершенствования социальных и эмоциональных навыков как важнейших составляющих профессиональной успешности HR-менеджеров.

БЛАГОДАРНОСТИ:
Статья подготовлена в рамках программы повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций» (Консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании») 2021 г. Авторы благодарят организаторов программы за предоставление актуальных материалов по развитию эмоционального интеллекта студентов.

Источники:

1. Исаева О.М., Мкртычан Г.А. Роль эмоционального интеллекта в деятельности менеджера по управлению персоналом // Организационная психология. – 2019. – № 2. – c. 52-69.
2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – c. 57-65.
3. Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. – 2018. – № 2. – c. 49-59. – doi: 10.17759/jmfp.2018070205.
4. Монина Г.Б. Эмоциональный интеллект как фактор личностного и профессионального роста // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2011. – № 3(33). – c. 84-96.
5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Современные представления об эмоциональном интеллекте. – 2004. – c. 29-39.
6. Mayer J. D., Salovey P. Emotional Intelligence and the Construction and Regulation of Feelings // Applied and Preventive Psychology. – 1995. – № 3. – p. 197-208. – doi: 10.1016/S0962-1849(05)80058-7.
7. Макки Э., Бояцис Р., Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Пер. с англ. 5 изд. - М.: Альпина Паблишер, 2011. – 301 c.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. / Пер. с англ. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир, 2009. – 478 c.
9. Bar-On R., Parker J.D.A. The Handbook of emotional intelligence. - San Francisco: Jossey-Bass, A Wiley Company, 2000.
10. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. – 2001. – № 3. – p. 232-242. – doi: 10.1037//1528-3542.1.3.232-242.
11. Карапетян Л.В. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия студентов с показателями интеллекта // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1(49). – c. 414-426. – doi: 10.32744/pse.2021.1.28.
12. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – c. 78-87.
13. Андреева И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – c. 131-141.
14. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Никитина А.А. Тест эмоционального интеллекта - русскоязычная методика // Социальная психология и общество. – 2019. – № 3. – c. 177-192. – doi: 10.17759/sps.2019100311.
15. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. / Монография. - Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 c.
16. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – № 4(25). – c. 263-265.
17. Newman D.A., Joseph D.L., Maccann C. Emotional Intelligence and Job Performance: The Importance of Emotion Regulation and Emotional Labor Context // Industrial and Organizational Psychology. – 2010. – № 2. – p. 159-164. – doi: 10.1111/j.1754-9434.2010.01218.x.
18. Наймушина Л.М. Программа развития эмоционального интеллекта обучающихся в процессе их профессиональной подготовки // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – № 5. – c. 66-72. – doi: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-66-72.
19. Антопольская Т.А., Панов В.И., Силаков А.С. Эмоциональный интеллект подростков поколения Z как фактор развития их субъектности // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 3(51). – c. 247-260. – doi: 10.32744/pse.2021.3.17.
20. Деревянко С.П. Методика тренинга эмоционального интеллекта как инструмента повышения психологического благополучия виктимной личности // Балканское научное обозрение. – 2019. – № 1(3). – c. 74-77.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:38