Формирование готовности будущих менеджеров в сфере образования к управлению инновационной деятельностью
Качалова Л.П.1, Колмогорова И.В.1, Колосовская Т.А.1
1 Шадринский государственный педагогический университет, Россия, Шадринск
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2021)
Цитировать:
Качалова Л.П., Колмогорова И.В., Колосовская Т.А. Формирование готовности будущих менеджеров в сфере образования к управлению инновационной деятельностью // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 5. – С. 1859-1868. – doi: 10.18334/ce.15.5.112137.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46184879
Аннотация:
В статье рассматриваются способы формирования готовности будущих менеджеров в сфере образования к управлению инновационной деятельностью. Современное общество, находясь в стадии инновационного развития, выдвигает перед высшим образованием важные задачи, решение которых требует формирования готовности будущих менеджеров к управлению инновационными процессами, инновационной деятельностью в общеобразовательных учреждениях. Этим требованием продиктована необходимость организации процесса подготовки будущих менеджеров в сфере образования на принципиально новых подходах, на создании организационно-педагогических условий, влияющих на развитие готовности будущих руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью. Разрешение существующих противоречий в потребности общества в специалистах, готовых к управленческой деятельности и ее проецировании на инновационные процессы общеобразовательных учреждений, возможно на уровне образовательных программ магистратуры «Управление образованием». На данном уровне формирование готовности к управлению инновационными процессами и инновационной деятельностью является одной из важных системообразующих профессиональной подготовки будущих менеджеров в сфере образования.
Ключевые слова: инновационная деятельность, управление, готовность к управлению инновационной деятельностью
JEL-классификация: O31, O32, M11, I23, I25
Введение
Научные источники, научные изыскания, изложенные в трудах ученых [7, 8, 4, с. 83–86.; 9, с. 27–28.; 10 с. 25–26] (Makarova, 2003; Maksimov, 1996; Gorbunova, 1998, р. 83–86; Moiseev, 2003, р. 27–28; Rudinskiy, 2007, р. 25–26), характеризуются значительными результатами в решении проблемы формирования готовности магистрантов к управленческим функциям в сфере образования. Однако проблема формирования готовности к управлению инновационной деятельностью в образовательном учреждении требует дополнительного исследования, направленного на рассмотрение данного феномена как комплексного, объективно востребованного и необходимого, требующего специально организованных форм и методов его формирования, позволяющих решать указанную проблему [5, с. 389–392; 389–392] (Efimova, 2012, р. 389–392, 389–392).
Актуальность проблемы формирования готовности магистрантов – будущих руководителей к управлению инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения объясняется требованиями к качеству профессиональной подготовки магистров, потребностью создания теоретических основ формирования готовности магистрантов к управлению инновационной деятельностью в процессе их профессиональной подготовки в магистратуре; необходимостью разработки форм, методов для эффективного формирования готовности магистрантов к управлению инновационной деятельностью [1] (Baymukhambetova, 2011).
В общем понимании готовность будущих менеджеров в сфере образования, будущих руководителей общеобразовательного учреждения к управлению инновационной деятельностью понимается с позиции функциональности как совокупность функциональных характеристик: формирование инновационных программ; анализ и оценка результатов инновационной деятельности; выдвижение прогнозов развития инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении; планирование инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении; управление инновационными проектами в общеобразовательном учреждении; управление инновационными программами в общеобразовательном учреждении; отслеживание и изменений в области инноваций; управление обновлением инновационного потенциала; управление продвижением инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении. Объединяющими смыслами указанных функций является творческое мышление, выраженное в компетенции в области методологии профессионально-управленческой деятельности, профессионально значимые качества личности менеджера – руководителя общеобразовательного учреждения, владение общепрофессиональными, профессиональными, профессионально-специализированными компетенциями [3, с. 455–458] (Volodina, 2016, р. 455–458).
В характеристике инновационной деятельности выделены ее составные: осуществляемый научный поиск, основным результатом которого является сформулированная инновационная проблема, цели и задачи нововведения; создание новшества, которое предусматривает разработку инновационного проекта в аспекте намеченных преобразований; реализация новшества, обозначенного как программно-сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное и оформительско-трансляционное; рефлексия нововведения – в ее процессе происходит соотнесение полученных результатов с поставленными целями; полученный продукт сопоставляется с его изначальным образом (моделью). То есть система управления инновационными процессами, инновационной деятельностью создается и реализуется за счет превращения идеи в нововведение, чем и определяется инновационная деятельность [12, с. 103–107] (Sharipov, 2017, р. 103–107).
Исходя из сущности инновационной деятельности образовательного учреждения можно говорить об управлении инновационной деятельностью в образовательном учреждении как процессе формирования и развития содержания и организации нового, как о комплексной деятельности по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.
Устоявшиеся научные исследования определяют управление инновационными процессами как процесс, в котором руководителем и педагогическим коллективом создается творческая атмосфера, осуществляется стимулирование и активизация интереса к педагогическим новшествам, реализация проектов, организация переподготовки, курсов повышения квалификации; как процесс, в котором предусматривается создание материальных фондов и разработка критериев для стимулирующих выплат сотрудникам, обладающих потенциально инновационным мышлением, разработка проектов и позитивных нововведений; обязательная интеграция перспективных и продуктивных инноваций в реально функционирующие образовательные системы общеобразовательного учреждения [6] (Makarova, 2015).
Управление инновационной деятельностью непременно включает личностную предрасположенность руководителя к инновационной деятельности, теоретическую и методическую подготовленность к управлению образовательным процессом.
Под готовностью будущих руководителей в сфере образования к управлению инновационной деятельностью понимается сформированная совокупность качеств будущего руководителя, определяющих его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения, мотивация включенности в деятельность по управлению инновационной деятельностью и включенность в инновационную деятельность в образовании. [2, С. 144–146] (Beketova, 2014, р. 144–146).
Отсюда возникает необходимость постановки цели, которая заключается в обосновании путей и способов формирования готовности будущих менеджеров в сфере образования к управлению инновационной деятельностью. Авторский замысел и новизна заключаются в разработанном практикуме, обеспечивающем эффективность формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к управлению инновационной деятельностью. Изложенные позиции раскрывают логику подготовки будущих менеджеров – руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами.
Особая роль при формировании готовности магистрантов к управлению инновационной деятельностью в образовательном учреждении отводится дисциплинам: «Инновационные процессы в образовании» (формирование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления инновационной образовательной деятельности, разработки и реализации программ развития образовательных систем различного уровня); «Управление в режиме инновационной деятельности образовательного учреждения» (формирование у магистрантов системных представлений об управлении в режиме инновационной деятельности образовательного учреждения, изучение подходов к управлению в режиме инновационной деятельности образовательного учреждения); «Управление инновациями образования» (освоение методов, приемов и навыков, компетенций, необходимых для современного специалиста в сфере управления инновациями в образовании муниципальных, региональных и федеральных системах и образовательных организаций; развитие инициативы в управлении инновациями в сфере образования, формирование умений анализировать, планировать и организовать управление инновациями в образовании, развивать способности управлять процессом управления инновациями в образовании, используя различные методы и средства)
Исходя из практико-ориентированной потребности формирования готовности будущих руководителей общеобразовательных учреждений, необходимой является разработка практикума «Управление инновационной деятельностью в общеобразовательном учреждении», содержание которого включает обучение разработке модели взаимодействия субъектов инновационной деятельности, обучение выявлению барьеров, препятствующих реализации инновационных идей, методике разработки инновационного проекта развития школы, технологию управления инновационной деятельностью, овладение совокупностью управленческих действий.
Логика практикума ориентируется на четыре составные раздела: дидактико-информативный (система знаний о сущности и особенностях инновационной деятельности, механизмах, методах управления инновационной деятельностью, технологиях управления); кейс-аналитический раздел (решение кейс-ситуаций и задач, направленных на умение формулировать цели, этапы управленческого цикла, осуществлять методы отбора инновационных решений в управлении, знать структуры управления инновационной деятельностью), проектно-технологический раздел (формирование умений выдерживать структуру и логику инновационных проектов, направленных на преобразование образовательных процессов общеобразовательного учреждения), психолого-педагогический (личностно-мотивационная готовность).
Каждое занятие практикума строится в соответствии с логикой, включающей начальное погружение в теоретические основы управления инновационной деятельностью, решение кейс-задач и ситуаций, разработку практико-ориентированных проектов, моделей, выдвижение идей и в завершение – рефлексивное позиционирование по отношению к освоенному материалу.
В процессуальном аспекте будущие руководители образовательных учреждений «погружаются» в решение задач, предъявляемых в виде заданий: охарактеризовать и привести конкретные примеры основных направлений управленческой деятельности. Студентам предстоит сформулировать содержание единой инновационной политики в школе; определить стратегии инновационной деятельности на примере конкретного проекта «Инновационная дидактическая среда школы»; обосновать подбор коллектива для инновационных проектов.
Внимание уделяется усилению деятельностно-проектной готовности к управлению инновационной деятельностью в школе. Данное направление включает: проведение занятий погружений по актуальным вопросам проектирования инновационных процессов в школе, включенность будущих руководителей в разработку проектов для внедрения в практику работы в сфере образования. Так, студенты разрабатывают проект «Сопровождение рефлексии субъектного опыта и инновационной деятельности учителя», «Управление творческим потенциалом педагогов». Эти проекты в обязательном порядке проходят защиту и получают допуск к экспериментальному внедрению базовых практик.
Практикум по формированию готовности будущих руководителей (магистрантов) к управлению инновационной деятельностью компетентностно ориентирован на задачи, связанные с реализацией оригинальных подходов в управлении, импровизацией, экспромтом; умение целесообразно решать управленческие задачи, принимать решения, выдвигать педагогические идеи. Так, по инициативе студентов была создана группа, разрабатывающая проект «Мониторинг успешности нововведений» – в структуре и содержании данного проекта студенты представили критериально-диагностический инструментарий, позволяющий выявить результативность инновационной деятельности школы. Данный проект успешно апробирован во время проектно-технологической практики.
При решении кейс-ситуаций, кейс-задач студентам предлагается решение ситуаций, связанных с анализом, определением сущности, выдвижением ведущих механизмов управления и так далее. Так, при решении кейс-ситуации «Улучшение условий труда педагогов, повышение их квалификации в соответствии с направлением инноваций» следует определить факторы, формирующие инновационную деятельность образовательного учреждения, и предложить целенаправленные действия в контексте поставленной задачи.
Обобщенные данные свидетельствуют о позитивном влиянии внедряемого практикума «Управление инновационной деятельностью в общеобразовательном учреждении» на формирование готовности будущих руководителей общеобразовательного учреждения к управлению инновационной деятельностью. Об этом свидетельствуют результаты оценки когнитивного, деятельностного компонентов управления инновационной деятельностью: на высоком уровне готовности находятся 67%, на среднем уровне – 23% и на низком – 10%.
Заключение
В процессе подготовки будущего руководителя общеобразовательного учреждения к управлению инновационной деятельностью акцент делается на том, что студенты должны усвоить идеи, лежащие в основе управления инновационной деятельностью, концептуальные подходы, на которых строится управление инновационной деятельностью, принципы управления инновационной деятельностью в сфере образования. Этим обусловливается необходимость отбора содержания специальных дисциплин и практико-ориентированных форм организации процесса обучения, в качестве которого нами выделен практикум как инструмент формирования готовности к управлению инновационной деятельностью.
Формирование готовности будущих менеджеров в сфере образования, руководителей образовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью, реализуемое через учебную деятельность посредством моделирования профессиональной деятельности студентов, сосредоточенную в разработанном практикуме «Управление инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения», направленную на формирование ценностных установок на знание, познание, практическое освоение принципов и механизмов управления, может реализоваться в компетентностном и проективном формате.
Дальнейшее исследование проблемы формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к управлению инновационной деятельностью может быть осуществлено в следующих направлениях: выявление закономерностей процесса формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к управлению инновационными процессами; обоснование методов и средств подготовки будущих руководителей образовательной организации к управлению инновационной деятельностью.
Источники:
2. Бекетова О.А. Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. Казань, 2014. – c. 144-146.
3. Володина Е.В. Формирование готовности к инновационной деятельности в процессе языковой подготовки студентов, магистрантов и аспирантов в образовательной среде Московского политехнического университета // Молодой ученый. – 2016. – № 23(127). – c. 455-458.
4. Горбунова Л. Проектирование методической работы в школе // Лицейс. и гимназ. образование. – 1998. – № 6. – c. 83-86.
5. Ефимова Н.Г. Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. Т.2. СПб., 2012. – c. 389-392.
6. Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3(45). – c. 85-91.
7. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. - М.: Центр «Пед. поиск», 2003. – 160 c.
8. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой направленности личности учителя. , 1996. – 160 c.
9. Моисеев A.M. Функции и задачи методической работы в школе // Практика адм. работы в шк. – 2003. – № 3. – c. 27-28.
10. Рудинский В.Г. Специфика методической работы, направленной на совершенствование учебного процесса // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 2. – c. 25-26.
11. Белова Е.Н., Гуртовенко Г.А. и др. Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении. / Коллективная монография. Изд. 2-е стереотип. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2013. – 164 c.
12. Шарипов Ф.В. Инновационная деятельность в образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – c. 103-107.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:54:12