Типологии сотрудников, используемые в управлении персоналом: сравнительный анализ
Ишков А.Д.1, Бадалова А.Г.1, Олейник А.В.2
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
2 НИИ «Институт конструкторско-технологической информатики Российской Академии Наук»
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67331689
Аннотация:
Обладая инструментарием для определения психотипа сотрудника или кандидата на вакантное место, руководитель может точнее спрогнозировать его поведение в различных ситуациях. Поэтому специалисты по HR и руководители широко используют типологии – в основном психологические типологии, базирующиеся на теории психологических типов К.Г. Юнга, и типологии темпераментов, в первую очередь, типология Г.Ю. Айзенка. Однако типологии сотрудников развиваются, и в настоящее время появилась классификация темпераментов по приоритетности в дихотомических компонентах нервной системы (классификация темпераментов «Приоритет»). В статье приведен сравнительный анализ психологической типологии К.Г. Юнга, типологии темпераментов Г.Ю. Айзенка и классификации темпераментов «Приоритет». Сравнительный анализ указанных типологий показывает, что классификация темпераментов «Приоритет» практически по всем параметрам сравнения имеет преимущество перед типологией К.Г. Юнга и типологией темпераментов Г.Ю. Айзенка, позволяя значительно повысить точность диагностики типов, а, следовательно, и надежность прогнозов поведения сотрудников . В статье описана классификация темпераментов «Приоритет» и показаны ее преимущества перед существующими типологиями сотрудников. Статья может быть полезна HR-менеджерам и руководителям.
Ключевые слова: управление персоналом, типология, классификация, темперамент, приоритет
Введение
Обладая инструментарием для определения психотипа (нейротипа, типа темперамента, типа личности) сотрудника или кандидата на вакантное место, руководитель может точнее спрогнозировать его поведение в различных ситуациях. Поскольку полноценное индивидуальное психологическое тестирование сотрудников – это дело весьма затратное (как по времени, так и по финансам), то специалисты по HR и руководители все шире используют методики, разделяющие персонал на группы людей по схожим поведенческим типам. Такой подход существенно упрощает, уточняет и ускоряет работу с персоналом на любой стадии взаимодействия с ним: подбор, адаптация, мотивация, оценка, развитие и обучение, командообразование, построение карьерной траектории, увольнение и пр.
В управлении персоналом используются в основном два вида типологий:
· типологии, созданные в результате описания и группировки внешних поведенческих (психологических) характеристик, которые называют типологиями личности или психологическими типологиями;
· типологии, опирающиеся на ключевые особенности (различия) нервной системы человека, из которых в процессе воспитания, образования и самообразования формируются психологические черты. Такие типологии называют типологиями темпераментов.
Указанные виды типологий одновременно являются и этапами их развития: как хронологически, так и с точки зрения объяснительных, прогностических возможностей.
В управлении персоналом в настоящее время из психологических типологий чаще всего используют типологии, базирующиеся на теории психологических типов Карла Густава Юнга [1]: Майерс-Бриггс [2], Д. Кейрси [3], соционика [4] и т.п., а из типологий темпераментов – нейрофизиологическая интерпретация теории темпераментов Ганса Юргена Айзенка [5].
В последние годы появились публикации, описывающие типологию, позиционируемую как классификацию [6-11], что можно считать новым шагом в развитии типологий сотрудников. Однако исследований, в которых бы рассматривались плюсы, минусы и перспективы подобного подхода авторы не обнаружили.
Целью исследования является сравнительный анализ психологической типологии К.Г. Юнга, типологии темпераментов Г.Ю. Айзенка и классификации темпераментов «Приоритет».
Научная новизна заключается в выявлении отличий классификационного подхода от типологического применительно к типологиям сотрудников.
Гипотеза исследования – переход от типологического подхода к классификационному позволяет повысить точность диагностики и надежность прогнозов поведения сотрудников.
В работе использован сравнительный анализ – общенаучный метод исследований, который заключается в сопоставлении однородных объектов по существенным признакам (параметрам сравнения) для выявления их общих свойств (сходств) и различий.
В статье описана классификация темпераментов «Приоритет» и показаны ее преимущества перед существующими типологиями сотрудников.
Психологические типологии К.Г. Юнга и его последователей
Структура типологии К.Г. Юнга, изложенной в работе «Психологические типы», вышедшей в 1923 году, базируется на дихотомиях – разновидностях классификации объектов, когда множество элементов полностью (без остатка) делится на две взаимоисключающие части.
Выделяя первую дихотомию, названную им «универсальным признаком», К.Г. Юнг пишет, что «помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего выделяются два различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом экстравертным» [1]. У экстраверта «движение интереса направлено на объект» [1], а у интроверта «субъект является и остается центром всех интересов» [1].
Далее К.Г. Юнг распределяет индивидов «по их отдельным основным психологическим функциям» [1], которые он назвал: мышление, чувство, ощущение и интуиция, выделив таким образом мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. У каждого из этих типов соответствующая основная психологическая функция преобладает (господствует) над другими. Поскольку каждый из этих типов может быть интровертным или экстравертным, то получается уже восемь психологических типов.
Кроме того, по мнению К.Г. Юнга, наряду с преобладающей (главной, первичной) функцией «в сознании всегда бывает и относительно детерминирует еще вторая функция, имеющая второстепенное значение» [1], поскольку «иметь всегда ясные и однозначные цели является жизненным условием для сознательного процесса приспособления» [1]. Вторичная функция «учитывается больше в качестве вспомогательной и дополнительной функции» [1] и не может быть противоположна главной функции. Так, мышление не может дополнять чувство, поскольку их сущности слишком противоположны. Поэтому «вторичная функция всегда такая, сущность которой является иной, но не противоположной по отношению к главной функции; так, например, мышление в качестве главной функции легко может сочетаться с интуицией в качестве вторичной функции или столь же успешно с ощущением, но … никогда не с чувством» [1]. Ощущение и интуицию К.Г. Юнг отнес к иррациональным функциям, то есть к находящемся «за пределами разума», а мышление и чувство – к рациональным функциям, то есть к находящимся в сфере разума.
Таким образом, типология К.Г. Юнга базируется на четырех дихотомиях (экстраверсия – интроверсия; мышление – чувство; ощущение – интуиция; рациональность – иррациональность), позволяющих выделить шестнадцать психологических типов.
В 1930-х годах ученики К.Г. Юнга, американские психиатры, работающие в Стэндфордском университете, Хорас Грей и Джозеф Уилрайт разработали опросник для определения типа человека по типологии К.Г. Юнга, названный их именами – опросник Грея-Уилрайта [12]. Однако достаточно широкого распространения данная методика не получила.
В 40-х годах ХХ века Изабель Бриггс Майерс и Кэтрин Бриггс [2] внесли некоторые изменения в теорию психологических типов К.Г. Юнга и создали свой «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (Myers-Briggs Type Indicator, сокращенно – MBTI). Типология и индикатор типов Майерс-Бриггс завоевали большую популярность: индикатор был переведен на различные языки (свыше 30), более двух миллионов людей ежегодно тестируются с его помощью, создана и успешно функционирует международная ассоциация «Association for Psychological Type International», издается журнал «The Journal of Psychological Type», в котором публикуются исследования по типологии Майерс-Бриггс и пр.
В 1956 г. профессор Калифорнийского университета Дэвид Кейрси разработал на основе работ К.Г. Юнга и Майерс-Бриггс свой опросник, который также был переведен и адаптирован в России [3].
В 1970-х годах в СССР Аушрой Аугустинавичюте [4] на основе типологии К.Г. Юнга и теории информационного метаболизма А. Кемпинского была разработана соционика – концепция типов личности и взаимоотношений между ними, которая получила широкое распространение в русскоязычном пространстве: еще по состоянию на март 2012 года было определено, что «около 800 диссертаций, из них примерно 150 – докторские, ссылаются на публикации по соционике и содержат в своих авторефератах упоминания о соционике» [13].
Развитие типологий на базе теории психологических типов К.Г. Юнга не прекращается, так, например, в США на основе модели Майерс-Бриггс создан опросник для анкетирования детей и подростков «Murphy-Meisgeier Type Indicator for Children» (MMTIC) [14]. А в российской компании «HT Lab» разработан опросник «Топ-Юнит», который «определяет профиль личности на основе четырехфакторной типологии К.Г. Юнга» и предназначен «для оценки личностных особенностей сотрудников и кандидатов, выявления их сильных сторон и зон роста, обусловленных личностными качествами» [15].
Типологии темпераментов
Принято считать, хотя не все исследователи согласны с этой точкой зрения, что одной из первых типологий темпераментов является типология Гиппократа. При этом после знаменитых экспериментов И.П. Павлова, проведенных в первой четверти ХХ века, согласно ныне существующей научной парадигме, под темпераментом понимается «совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека» [16], и, соответственно, в качестве признаков для выделения типов темперамента рассматриваются только характеристики нервной системы.
По И.П. Павлову тип темперамента определяется «соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе» [16]. Различное соотношение этих компонентов выводит на классические (гиппократовские) типы темперамента: «сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; холерик – сильный, неуравновешенный, флегматик – сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик – слабый, подвижный тип нервной системы» [17].
Количество типологий темпераментов, развивающих идеи И.П. Павлова, неуклонно растет, поскольку исследователи находят все новые и новые свойства нервной системы, определяющие, на их взгляд, тип темперамента. Однако наибольшее распространение (в том числе, и в сфере управления персоналом) получила трёхфакторная модель личности Г.Ю. Айзенка, два фактора из которой: экстраверсия – интроверсия и нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность), позволяют, по мнению автора, выявить классические типы темперамента [18]. Отметим, что в трактовке Г.Ю. Айзенка под экстраверсией понимается общительность и активность, а под интроверсией – замкнутость и необщительность. Согласно модели Г.Ю. Айзенка, сангвиник является эмоционально стабильным экстравертом; холерик – эмоционально нестабильным экстравертом; флегматик – эмоционально стабильным интровертом; меланхолик – эмоционально нестабильным интровертом. Свою роль в популярности типологии Г.Ю. Айзенка, несомненно, сыграло наличие разработанных Г.Ю. Айзенком и получивших широкое распространение опросников.
Классификация темпераментов по приоритетности в дихотомических компонентах нервной системы
Классификация темпераментов по приоритетности в дихотомиях компонентов нервной системы (сокращенно – классификация темпераментов «Приоритет» или классификация темпераментов) разработана российскими исследователями А.Д. Ишковым и А.В. Косяковым. Авторы рассматривают большое (и постоянно растущее) количество свойств нервной системы, которые предлагаются в качестве признаков (оснований) для выделения типов темперамента, как показатель того, что свойства нервной системы являются лишь вторичными (производными) признаками иных параметров нервной системы, которые действительно определяют тип темперамента [6]. Поскольку с точки зрения системного анализа свойства любой системы детерминируются (обусловливаются) структурой системы, то и свойства нервной системы (а, соответственно, и тип темперамента) должны определяется структурными взаимосвязями между компонентами (подсистемами) нервной системы. Это первый принцип, на котором базируется классификация темпераментов.
Во-вторых, в классификации темпераментов должен быть отражен важнейший принцип организации нервной системы – ее иерархичность.
Кроме того, надо учесть, что типологизация является методом научного познания, предшествующего классификации, и используется в тех случаях, когда между выделяемыми группами объектов (типами) невозможно провести четкие, строгие границы [19]. В случае классификации между группами (типами, классами) имеются жесткие границы, поскольку группы выделяются по признаку, который либо имеется, либо отсутствует, тогда как в типологиях присутствуют ступенчатые (непрерывные) признаки (свойства, шкалы), которые принадлежат объектам группы (типа) в большей или меньшей степени [20]. И, следовательно, в-третьих, в классификации темпераментов не могут рассматриваться в качестве признаков (оснований выделения классов) непрерывные, плавно изменяющиеся свойства (скорость нервных процессов, уровень чувствительности и пр.), а речь может идти только о наличии или отсутствии того или иного признака.
Классификация темпераментов «Приоритет» рассматривает [6] нервную систему человека как систему, состоящую из двух контуров (рис. 1): внешнего (соматическая нервная система) и внутреннего (висцеральная нервная система). В каждом из этих контуров имеются две части: входная (афферентная нервная система) и выходная (эфферентная нервная система). Афферентной частью соматической нервной системы является сенсорная нервная подсистема. Эфферентной частью соматической нервной системы является моторная нервная подсистема. Афферентной частью висцеральной нервной системы является интуитивная (воспринимает внутренние телесные сигналы, которые не всегда удается оперативно сопоставить с вызвавшими их явлениями) нервная подсистема. Эфферентной частью висцеральной нервной системы является тонусная (воздействует на человека через мобилизацию внутренних ресурсов организма за счет регулирования тонуса внутренних органов) нервная подсистема.
Рис. 1. Схема классификации темпераментов по приоритетности в дихотомиях компонентов нервной системы
Источник: составлено авторами.
Конкуренция между нервными системами (соматической и висцеральной, афферентной и эфферентной) и нервными подсистемами (сенсорной и моторной, интуитивной и тонусной) может привести к ступору и гибели организма, поэтому между ними выстроена жесткая иерархия за счет расстановки приоритетов в дихотомических парах нервных систем и подсистем [6].
Классификация компонентов нервной системы, проведенная по двум признакам: 1) приоритетность внешнего контура или приоритетность внутреннего контура и 2) приоритетность входа или приоритетность выхода, позволяет выделить один приоритетный (основной) компонент из четырех (сенсорный, моторный, интуитивный или тонусный), который и определяет базовый тип темперамента. Четыре базовых типа темперамента (сенсорный, моторный, интуитивный и тонусный) по своим особенностям функционирования и характеристикам соответствуют классическим (гиппократовским) типам темперамента:
· сенсорный – меланхолическому;
· моторный – сангвиническому;
· интуитивный – флегматическому;
· тонусный – холерическому.
У каждого человека функционируют и проявляются все компоненты (подсистемы) нервной системы, различается только степень и частота их проявления, то есть место в иерархии приоритетов. Основной компонент нервной системы, определяющий базовый тип темперамента, относится к одному из контуров – внешнему (соматическая нервная система) или внутреннему (висцеральная нервная система). Но второй контур также имеет существенное значение, поэтому на вторую ступень иерархической лестницы классификации выходит одна из подсистем второго (неприоритетного) контура. Например, если основным компонентом (подсистемой) нервной системы является сенсорный (сенсорная подсистема соматической нервной системы), то вспомогательным компонентом нервной системы может быть только один из компонентов висцеральной нервной системы: интуитивный или тонусный. Таким образом, на данной ступени классификации выявляются приоритетные компоненты нервной системы из дихотомических пар: сенсорный – моторный (если неприоритетной является соматическая нервная система) или интуитивный – тонусный (если неприоритетной является висцеральная нервная система).
Активация вспомогательного компонента требует определенных усилий, поэтому он подключается к работе, когда основной компонент не справляется. Работа вспомогательного компонента связана с сознательной деятельностью.
Учет вспомогательного компонента нервной системы позволяет расширить количество типов темперамента в 2 раза, с четырех – до восьми, поскольку каждый из базовых типов темперамента может быть реализован в двух вариантах. Перечислим восемь расширенных типов темперамента:
· сенсорик интуитивный (меланхолик флегматический);
· сенсорик тонусный (меланхолик холерический);
· моторик интуитивный (сангвиник флегматический);
· моторик тонусный (сангвиник холерический);
· интуитив сенсорный (флегматик меланхолический);
· интуитив моторный (флегматик сангвинический);
· тоник сенсорный (холерик меланхолический);
· тоник моторный (холерик сангвинический).
Следующая широко известная в психология дихотомия – это первая (конкретная) и вторая (абстрактная) сигнальные системы. Первую сигнальную систему связывают, как правило, с работой правого полушария головного мозга, а вторую сигнальную систему – с левым. Согласованная и бесконфликтная работа первой и второй сигнальных систем возможна только в случае, когда одна из них будет приоритетной. При учете приоритетной сигнальной системы количество типов темперамента увеличивается еще в 2 раза, с восьми расширенных типов – до шестнадцати полных.
Сравнительный анализ типологий сотрудников, используемых в управлении персоналом
Сравнительный анализ относится к общенаучным методам эмпирических исследований и заключается в сопоставлении однородных объектов по существенным признакам (параметрам сравнения) для выявления их общих свойств (сходств) и различий.
Сравнительный анализ типологий сотрудников, используемых в управлении персоналом, представлен в таблице. Для анализа, кроме классификации темпераментов «Приоритет», было выбрано по одной типологии из двух других групп: из психологических типологий – типология самого К.Г. Юнга (как базовая для всех его последователей), а из типологий темпераментов – типология Г.Ю. Айзенка (как самая популярная из этого вида типологий).
Таблица
Сравнительный анализ типологий сотрудников, используемых в управлении персоналом
Параметр сравнения
|
Психологическая типология
К.Г. Юнга
|
Типология темпераментов Г.Ю. Айзенка
|
Классификация темпераментов
«Приоритет»
| |
Основание
для выделения типов
|
Поведенческие
(психологические) характеристики
|
Свойства
нервной системы
|
Приоритетность
нервных подсистем
| |
Границы
между группами (типами)
|
Размытые
|
Размытые
|
Четкие
| |
Признаки
деления на группы
|
Дихотомические
в теории, непрерывные на практике
|
Непрерывные
|
Дихотомические
| |
Принцип
иерархичности
|
Соблюден
|
Не
соблюден
|
Соблюден
| |
Методы
диагностики
|
Опросные
|
Опросные
и аппаратурные
|
Опросные
и аппаратурные
| |
Точность
диагностики
|
Низкая
|
Средняя
|
Выше
среднего
| |
Надежность
прогнозов
|
Низкая
|
Средняя
|
Выше
среднего
| |
Для проведения сравнительного анализа типологий сотрудников, используемых в управлении персоналом, были выделены следующие существенные признаки (параметры сравнения): основание для выделения типов; границы между группами (типами); признаки деления на группы; принцип иерархичности; методы диагностики; точность диагностики; надежность прогнозов.
Основания для выделения групп (типов) во всех рассматриваемых типологиях разные:
· в психологических типологиях и в типологии К.Г. Юнга, в частности, основанием (признаком) для выделения типов являются психологические (поведенческие) характеристики;
· в типологиях темпераментов основанием для выделения типов являются свойства нервной системы;
· в классификации темпераментов «Приоритет» основанием для выделения типов является приоритетность (иерархия) в дихотомиях компонентов нервной системы.
Границы между группами в типологиях (включая типологии К.Г. Юнга и Г.Ю. Айзенка), как уже писалось выше, являются нечеткими, плавающими, размытыми, а в классификациях (в том числе, и в классификации темпераментов «Приоритет») – жесткими, четкими.
Признаки, позволяющие разделять людей на группы, в типологии К.Г. Юнга теоретически являются дихотомическими (или – или), но на практике это не позволяет однозначно определиться с преобладающим полюсом дихотомии, так как границы групп являются размытыми. В типологии темпераментов Г.Ю. Айзенка признаки деления на группы заявлены дихотомическими (экстраверсия – интроверсия и эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность), но на деле таковыми не являются, поскольку объясняются они через «непрерывные» свойства нервной системы: скорость нервных процессов и чувствительность нервной системы, соответственно. В классификации темпераментов «Приоритет» признаки деления на группы являются дихотомическими.
Нервная система может выполнять свою работу только при соблюдении принципа иерархичности во взаимодействии ее компонентов. Следовательно, и типология может точно отображать особенности функционирования нервной системы только в том случае, когда при выделении типов учитывается приоритетность (иерархия) компонентов нервной системы. В типологии К.Г. Юнга и в классификации темпераментов «Приоритет» принцип иерархичности соблюден, а в типологии темпераментов Г.Ю. Айзенка – нет, поскольку признаки деления на группы являются непрерывными.
Для выявления (диагностики) типа темперамента используются как опросные, так и аппаратурные методики. Опросные методики применяются для диагностики психологических особенностей человека и заключаются, как правило, в выборе подходящего варианта ответа на поставленные вопросы. Аппаратурные методы используются для выявления психофизиологических характеристик человека и предполагают использование специальной диагностической аппаратуры. Точность диагностики при применении аппаратурных методов гораздо выше. В типологии К.Г. Юнга и его последователей диагностика типов производится опросными методиками, так как используемые для выделения типов признаки не «привязаны» к особенностям нервной системы. В типологии темпераментов Г.Ю. Айзенка диагностика типа также производиться с помощью опросников, однако могут быть использованы и аппаратурные методы. Но поскольку измеряться будет «непрерывное» свойство нервной системы, а трактовка результата ведется по дихотомической шкале, то рассчитывать на существенное повышение точности диагностики типа не приходится. В классификации темпераментов «Приоритет» могут использоваться как опросные, так и аппаратурные методы диагностики, что существенно повышает точность диагностики.
С точностью диагностики типов тесно связана и надежность прогнозов – чем точнее диагностирован тип темперамента, тем более надежный прогноз поведения сотрудника может быть получен.
Заключение
Сравнительный анализ различных видов типологий сотрудников, используемых в управлении персоналом, показал, что классификация темпераментов «Приоритет» по всем существенным признакам (параметрам сравнения) не уступает типологии К.Г. Юнга и типологии темпераментов Г.Ю. Айзенка, а по большинству позиций имеет преимущество. В частности:
· в качестве оснований для выделения групп (типов) в классификации темпераментов «Приоритет» используется приоритетность дихотомических компонентов нервной системы, что позволяет «подняться» над вторичными (производными) признаками нервной системы и поведенческими (психологическими) характеристиками;
· применение в классификации темпераментов «Приоритет» по-настоящему (и в теории, и на практике) дихотомических признаков (шкал) позволяет использовать классификационный подход;
· классификационный подход (в отличие от типологического) создает жесткие, четкие границы между группами, что повышает точность диагностики типов и надежность прогнозов;
· принцип иерархичности, заложенный в классификацию темпераментов «Приоритет», является основополагающим для нервной системы и позволяет точнее отображать особенности функционирования нервной системы;
· классификация темпераментов «Приоритет» позволяет использовать для выявления типов как опросные, так и аппаратурные методики, что повышает точность диагностики, а, следовательно, позволяет получать более надежные прогнозы.
Таким образом, можно констатировать, что классификация темпераментов «Приоритет» имеет ряд преимуществ перед типологиями сотрудников, используемых в настоящее время в системе управления и развития персонала, и, вероятно, ее можно рассматривать как следующий шаг на пути совершенствования типологий.
Источники:
2. Майерс И., Майерс П. MBTI. Определение типов. У каждого свой дар. - М.: Издательство: «Бизнес Психологи», 2010. – 320 c.
3. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. / Практикум по психодиагностике. - СПб.: Речь, 2003. – 281 c.
4. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. - К.: Издательство Международного института соционики, 1992. – 40 c.
5. Айзенк Г. Структура личности. - СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. – 464 c.
6. Ишков А.Д., Косяков А.В. Развитие инструментария для выделения групп персонала и управления ими: от типологии к классификации // Естественно-гуманитарные исследования. – 2024. – № 2. – c. 13-32.
7. Косяков А.В., Ишков А.Д. Управление персоналом: диагностика типа темперамента по приоритетности информационных каналов сотрудника // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 2. – c. 1043-1046. – doi: 10.34925/EIP.2024.163.2.206.
8. Ишков А.Д., Косяков А.В. Типология как инструмент подбора и управления персоналом // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 11. – c. 1238-1241. – doi: 10.34925/EIP.2023.160.11.238.
9. Ишков А.Д., Косяков А.В. Управление персоналом: перспективы нейрофизиологической типологии // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 11. – c. 974-977. – doi: 10.34925/EIP.2022.148.11.190.
10. Косяков А.В., Ишков А.Д. Использование типологического подхода при подборе персонала и формировании команд: диагностика нейротипа сотрудника // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 12. – c. 915-918. – doi: 10.34925/EIP.2023.161.12.178.
11. Косяков А.В., Ишков А.Д. Нейрофизиологические основания прогнозирования успешности в профессиональной деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1. – c. 948-951. – doi: 10.34925/EIP.2022.147.10.188.
12. Bradway K. Jung's psychological types: Classification by test versus classification by self // Journal of Analytical Psychology. – 1964. – № 9. – p. 129-135.
13. Букалов А.В., Карпенко О.Б. Соционика как академическая научная дисциплина // Соционика, ментология и психология личности. – 2013. – № 1. – c. 5-12.
14. Murphy E., Meisgeier C. MMTIC Manual: A Guide to the Development and Use of the Murphy-Meisgeier Type Indicator for Children: Paperback. - Center for Applications of Psychological Type, 2008. – 96 p.
15. Топ-Юнит. Ht-lab.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ht-lab.ru/testy/top-yunit/ (дата обращения: 10.04.2024).
16. Альмуханова А.Б. и др. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание. - М.: Эксмо, 2007. – 542 c.
17. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ПФ Красный пролетарий, 2003. – 508 c.
18. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. / Монография. - М.: Издательство АСВ, 2004. – 224 c.
19. Щербаковский Г.З., Маркова-Мурашова С.А., Биктасов О.К., Ильичев В.В. Классификация и типологизация как методологические процедуры теоретико-правовых исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2006. – № 1. – c. 67-73.
20. Першин В.Б., Першина И.В. Классификация и типология: логико-методологический анализ // Вестник Нижегородской правовой академии. – 2017. – № 14. – c. 5-8.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 15:05:05