Developing emotional intelligence in the training of future HR managers
Balganova E.V.1, Beregovaya O.A.1
, Bushueva I.P.1
1 Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 33 | Citations: 3
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50084859
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
The relevance of the study of the emotional intelligence development is dictated by modern requirements for the staff training in the field of personnel management. According to the practice, there is an urgent need in the regions for specialists with developed social and human capital. The purpose of the article is to offer tools for the development of future HR managers' emotional intelligence. A study to determine the ability of future HR managers to understand the emotions of others and manage them in the interests of professional activity was conducted.
The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) was used. The obtained results made it possible to create a program for the development of emotional intelligence in the process of professional training of future HR managers for students of the 1st-4th year of bachelor's degree studying in the direction of training "Personnel Management" at the Siberian Institute of Management Branch of RANEPA. As a result of the analysis, the authors concluded that the indicators of emotional intelligence are related to age when the severity of almost all components of emotional intelligence decreases by the senior courses of study. Based on the results of the study, the Program of qualitative improvement the management skills of students' cognitive and emotional processes during educational activities has been developed. During the development of the Program, three following blocks were provided: "Self-knowledge", "Emotional skills" and "Social skills".
Keywords: emotional intelligence, human resources management, competencies, higher education, training
JEL-classification: J24, O15, M12, M53
Введение
Актуальность изучения проблемы развития эмоционального интеллекта продиктована современными условиями развития человеческого капитала и требований к подготовке кадров сферы управления персоналом, особенно с учетом потребностей конкретного региона. Будущий специалист HR-отрасли должен овладеть способностями работы в команде и выполнения в ней определенной роли, ведения переговоров, оперативного управления людьми, предотвращения конфликтов, применения навыков самоуправления и самостоятельного обучения и др. В числе важнейших навыков современного специалиста в области управления выступает эмоциональный интеллект (EI).
Практика показывает, что большинство действующих менеджеров по управлению персоналом считают, что эмоциональный интеллект им необходим при решении многих профессиональных задач: от мероприятий по подбору персонала до разработки систем стимулирования сотрудников; от разрешения конфликтов в коллективе до выстраивания процессов по профессиональному развитию персонала; от разработки программ адаптации до внедрения систем комплексной оценки деятельности сотрудников и пр. [1] (Isaeva, Mkrtychan, 2019). Подход на основе формирования и развития эмоционального интеллекта открывает новые возможности для человека справляться со сложными ситуациями на основе объединения мышления и эмоций [2–4] (Andreeva, 2007; Bochkova, Meshkova, 2018; Monina, 2011).
Многие зарубежные и отечественные авторы отмечают, что нет единого понимания понятия «эмоциональный интеллект» [3–5] (Bochkova, Meshkova, 2018; Monina, 2011; Lyusin, 2004). Сам термин ввели психологи П. Сэловей и Дж. Майер [6] (Mayer, Salovey, 1995). В дальнейшем более подробное толкование данный термин получил у Д. Гоулмана, который трактовал его с точки зрения способности осознавать как свои эмоции, так и эмоции окружающих, а также способности управлять ими в рамках взаимодействия [7, с. 23] (Makki, Boyatsis, Goulman, 2011, р. 23). Люди, обладающие такими способностями на достаточно высоком уровне, могут управлять собственной эмоциональной сферой. Благодаря этому качеству обеспечивается высокая адаптивность и эффективность в общении. Таким образом, данные навыки могут рассматриваться в качестве способности личности наблюдать как за собственным эмоциональным состоянием, так и за эмоциями окружающих, в том числе применять эту информацию для решения профессиональных задач.
При обращении к составляющим эмоционального интеллекта для последующей оценки уровня их развития у студентов и выпускников вуза, прежде всего, необходимо учитывать существующие мировые модели, описывающие его структуру. Так, Д. Гоулман структурирует свою модель через следующие составляющие: самосознание как осознание своих эмоций; контроль как управление своими эмоциями; социальная чуткость как осознание эмоций других; управление отношениями как управление эмоциями других людей [8] (Goulman, 2009). Немного в другом русле построена модель Р. Бар-Она, которая ориентируется на внутриличностную сферу, адаптивность, управление стрессом и общее настроение [9] (Bar-On, Parker, 2000). Дж. Мэйер, П. Саловей и Д. Карузо в рамках своей модели определили структуру эмоционального интеллекта как точность восприятия и выражения эмоций, стимуляцию мышления с использованием эмоций, понимание эмоций и управление эмоциями [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001). К сферам эмоционального интеллекта относятся: самосознание, самоконтроль, социальная чувствительность и управление отношениями. Данные качества человек не имеет от рождения. Их необходимо формировать уже с детства. Они также важны, как и познавательный интеллект [11] (Karapetyan, 2021).
Несмотря на то, что большее изучение эмоционального интеллекта производилось в западной науке, однако и отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) внесли свой вклад. Вклад отечественной науки в изучение проблемы эмоционального интеллекта отмечает в своей статье И.Н. Андреева [12]. Л.С. Выготский отмечал единство и целостность интеллектуальных и аффективных процессов. По его мнению, это единство представляет собой динамическую систему, которая изменяется на каждом этапе развития личности. С.Л. Рубинштейн продолжил концепцию Л.С. Выготского, указав на совокупность рационального и эмоционального, также подчеркнув, что эмоция – это единство интеллектуальных и аффективных процессов [12] (Andreeva, 2006). А.Н. Леонтьев выдвинул положение о том, что мышление как деятельность регулируется через аффект [13, с. 131] (Andreeva, 2009, р. 131). Д.В. Люсин в своей концепции рассматривает эмоциональный интеллект в виде определенной когнитивной способности, которая делает возможным распознавание и идентификацию у себя и окружающих эмоциональных переживаний и установление на этой основе причинно-следственных связей, с последующей регуляцией и контролем эмоциональных проявлений [5] (Lyusin, 2004).
Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная в 2019 году создали русскоязычную методику – тест эмоционального интеллекта [14] (Sergienko, Khlevnaya, Vetrova, Nikitina, 2019) на основе модели Майера-Саловея-Карузо и психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика. Методика, построенная по принципу двух доменов (опытного и стратегического) и четырех ветвей (распознавание эмоций, использование эмоций для решения задач, понимание эмоций, управление эмоциями), предоставляет возможность определения у респондентов уровня развития эмоционального интеллекта в виде отдельных показателей.
Необходимо отметить, что вместе с упомянутыми моделями существует множество различных по содержанию профильных моделей, в которые в достаточно произвольной форме, в зависимости от объекта и целей исследования, добавляются различные компоненты, что может привести к размытию как структуры, так и самого понятия эмоционального интеллекта. В качестве значимого итога исследований эмоционального интеллекта можно отметить включение его в перечень гибких навыков (soft skills) сотрудника будущего.
Интересна и показательна в этом разрезе современная практика образовательных организаций по запуску в вузах центров оценки и развития компетенций студентов. Например, сетевые центры компетенций в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Донском государственном техническом университете (ДГТУ), региональные центры компетенций при Южном федеральном университете (ЮФУ) и Сибирском государственном университете (СФУ), отраслевые центры компетенций при Национальном исследовательском университете «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ») и Московском государственном университете пищевых производств (МГУПП) и т.д. По поручению Президента РФ при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» в рамках реализации проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» сеть таких центров в университетах становится все шире. Ключевое значение в этих центрах приобретает деятельность по оценке и формированию надпрофессиональных гибких компетенций (soft skills), среди которых эмоциональный интеллект занимает ключевое место. В том числе набирает распространение выдача skill-паспортов – документов, отражающих уровень развития у студента мягких навыков – soft skills.
Материалы и методы
Данная статья посвящена анализу эмоционального интеллекта, который проводился на сплошной выборке студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управление персоналом» Сибирского института управления – филиала РАНХиГС.
Исследование проведено с использованием методики Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0. – the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test или Mayer, Salovey & Caruso, 2002) [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001) и теста Н. Холла [15] (Andreeva, 2011) на определение уровня эмоционального интеллекта, направленных на выявление способности понимания своих эмоций и эмоций других людей и управления окружающей эмоциональной сферой.
Тест MSCEIT v. 2.0. содержит 141 вопрос, которые распределены по 8 секциям, оценивающим 4 составляющих эмоционального интеллекта (сознательное управление эмоциями, понимание и анализ эмоций, использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, восприятие, оценка и выражение эмоций) [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001).
Тест Н. Холла на уровень эмоционального интеллекта (N. Hall Emotional Intelligence Self-Evaluation) включает 30 вопросов, распределенных в 5 шкалам (эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей) [15] (Andreeva, 2011).
В исследовании приняли участие 68 студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управление персоналом» Сибирского института управления – филиала РАНХиГС. Большую часть выборки (42%) составляют студенты 1 курса, так как в 2021 учебном году набрано 2 группы направления подготовки «Управление персоналом». Выборка сплошная. Средний возраст участников исследования – 19 лет Распределение по возрасту нормальное. По гендерному признаку 9% участников исследования – мужского пола, а 91%, соответственно, женского пола. Распределение по гендерному признаку является типичным для данного направления подготовки.
Результаты и выводы
По результатам оценки данных методики MSCEIT v. 2.0 (табл.) установлено, что по шкале «восприятие, оценка и выражение эмоций» у студентов преобладает ее средний уровень выраженности, постепенно повышающийся к 4 курсу (от 40% до 70%). Причем среди студентов 1 курса большее количество молодых людей, имеющих высокий уровень по данной шкале (24%).
Таблица
Данные шкал эмоционального интеллекта по методике MSCEIT v. 2.0 у студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управление персоналом», в % от числа опрошенных по курсу
Шкала
|
1 курс
|
2 курс
|
3 курс
|
4 курс
| ||||||||
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
| |
Восприятие,
оценка и выражение эмоций
|
38%
|
38%
|
24%
|
35%
|
65%
|
–
|
36%
|
64%
|
–
|
22%
|
70%
|
8%
|
Использование
эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности
|
18%
|
64%
|
18%
|
24%
|
65%
|
11%
|
14%
|
72%
|
14%
|
7%
|
57%
|
36%
|
Понимание
и анализ эмоций
|
4%
|
13%
|
83%
|
–
|
18%
|
82%
|
–
|
14%
|
86%
|
7%
|
57%
|
36%
|
Сознательное
управление эмоциями
|
22%
|
39%
|
39%
|
6%
|
70%
|
24%
|
21%
|
43%
|
36%
|
14%
|
64%
|
22%
|
Также следует отметить, что у 83% студентов мужского пола восприятие, оценка и выражение эмоций находятся на низком уровне, тогда так студенток женского пола с таким же уровнем выраженности по этой шкале всего 29%. Данный факт может свидетельствовать о том, что студентки-девушки более восприимчивы и эмоциональны в выражении собственных эмоций.
У большинства студентов, принявших участие в исследовании, выявлен средний уровень по шкале «использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности» – от 64% до 72%. Отмечена тенденция к увеличению к 4-му курсу студентов, имеющих высокую выраженность по данной шкале (36%), что свидетельствует о росте эффективности использования эмоции, возможно, с ростом образовательного уровня, взрослением, постепенным вступлением в трудовые отношения и накоплением социального опыта.
При изучении шкалы «понимание и анализ эмоций» выявлены высокие показатели, которые существенно снижаются на 4 курсе (с примерно 80% на 1–3 курсах до 36% на 4 курсе). При сопоставлении данных со шкалой «использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности» наблюдается разрыв: студенты-четверокурсники на высоком уровне используют эмоции, но уже с меньшей степенью выраженности понимают эмоции. Тогда как студенты младших курсов эмоции лучше понимают, но испытывают затруднения с их выражением.
В гендерном разрезе наблюдается уже выявленная тенденция, что парни испытывают чуть большие затруднения, чем девушки, в понимании и анализе эмоций. По шкале «сознательное управление эмоциями» наблюдается неравномерное распределение выраженности данного признака, что свидетельствует о его сложности и влиянии многих аспектов на его формирование. Видится, что в настоящее время сознательное управление эмоциями носит стихийный, ситуативный характер, отсутствует стабильность и выработанная личностная позиция в осуществлении данной деятельности.
Однако следует отметить, что более чем у половины девушек (62%) сознательное управление эмоциями находится на низком уровне, тогда как половине опрошенных парней управляться со своими эмоциями удается несколько лучше.
При изучении полученных результатов по тесту Н. Холла (рис.) можно сделать вывод, что у студентов на высоком уровне выражены эмоциональная осведомленность (52%), эмпатия (70%), управление чужими эмоциями (73%) и самомотивация (91%) и низкий уровень в отношении управления своими эмоциями (36%). Что подтверждает полученные ранее результаты о ситуативном, несистемном поведении в отношении контроля и саморегуляции собсвенных эмоций.
Рисунок. Элементы эмоционального интеллекта у студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управление персоналом»
Источник: составлено авторами.
Стоит отметить, что у студентов младших курсов показатели в целом выше, что может свидетельствовать о достаточно высоком уровне восприятия своих сил и возможностей относительно собственного эмоционального интеллекта. Тогда как к старшим курсам при возрастании разнообразия встречающихся жизненных ситуаций выявленные показатели несколько снижаются, что может быть указанием к появлению некоторой критичности в отношении ситуаций проявления эмоционального интеллекта в поведении.
Программа развития эмоционального интеллекта
В целом по результатам проведенного исследования возможно сделать вывод, что общий уровень развития эмоционального интеллекта у студентов 1–4 курсов направления подготовки «Управления персоналом» неоднороден в зависимости от возраста и гендера. На уровне с тенденцией к выше среднего выражены такие показатели эмоционального интеллекта, как использование и понимание эмоций. А тенденция от среднего к низкому характерна для таких показателей эмоционального интеллекта, как восприятие эмоций и управление ими.
Основной проблемной зоной, требующей положительной коррекции, для большинства исследуемых студентов стало «управление своими эмоциями». Это обусловливает необходимость проведения целенаправленной деятельности по развитию эмоционального интеллекта у студентов в течение всего периода обучения в вузе. Одним из способов такой деятельности является разработка и внедрение в профессиональную подготовку HR-менеджеров программы по развитию эмоционального интеллекта. Идея программы заключается в достижении личностных результатов обучающихся посредством развития социальных и эмоциональных навыков как важнейших составляющих субъективного благополучия, социальной и профессиональной успешности личности.
Теоретическая основа развития социальных и эмоциональных навыков у обучающихся опирается в широком контексте – на теорию модели психического Е.А. Сергиенко [14] (Sergienko, Khlevnaya, Vetrova, Nikitina, 2019) как понимание своих психических состояний и психических состояний окружающих в рамках когнитивного механизма социального познания, а в более конкретной форме – на теорию эмоционального интеллекта (Д. Голуман, Дж. Мэйер, Д. Карузо и др.) [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001), рассматривающую значение некогнитивных ресурсов в развитии личности, единство эмоций и интеллекта. Рассмотренные теоретические аспекты позволяют увидеть пути развития у обучающихся понимания окружающих их социальных и психических процессов, совершенствования социальных и эмоциональных навыков восприятия и взаимодействия. Данные навыки необходимы обучающимся для понимания своего эмоционального состояния и намерений других людей, их мотивации и поведения, контроля и управления своим эмоциональным состоянием в интересах выстраивания благоприятных взаимоотношений в коллективе в ходе профессиональной деятельности.
В качестве методологической основы развития социальных и эмоциональных навыков используются постулаты культурно-исторической концепции (Л.С. Выготский), деятельностного (А.Н. Леонтьев) и личностно-ориентированного (А.Г. Асмолов, Ш. Амонашвили, К. Роджерс) подходов, определяющие вектор целенаправленного конструирования социально желаемого уровня личностного развития будущих HR-менеджеров [16–20] (Shinkaryova, Mayorova, 2018); Newman, Joseph, Maccann, 2010; Naymushina, 2020; Antopolskaya, Panov, Silakov, 2021; Derevyanko, 2019).
Цель программы: развитие у обучающихся социальных и эмоциональных навыков управления когнитивными и эмоциональными процессами.
В ходе реализации программы предусмотрено решение следующих задач:
– создать у обучающихся мотивацию к познанию и самооценке своего эмоционального состояния и его изменений в зависимости от степени воздействия внутренних и внешних факторов;
– добиться усвоения обучающимися знаний о многообразии существующих эмоциональных процессов и причинах их возникновения, а также сформировать навыки их распознавания и анализа;
– сформировать у обучающихся устойчивое представление о правилах межличностного общения в различных ситуациях социального взаимодействия при осуществлении ими профессиональной деятельности и навыки их выполнения.
Данная программа входит в образовательную программу по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» и включает три блока «Самопознание», «Эмоциональные навыки» и «Социальные навыки», рассчитанные на 20 развивающих занятий с периодичностью проведения один раз в неделю и длительностью 90 минут (2 ак. ч).
В блоке «Самопознание», состоящем из 4 занятий, происходит мотивация обучающихся в отношении познания своего внутреннего мира и оценки своих эмоций, активизация личностного потенциала обучающихся.
Блок «Эмоциональные навыки» в рамках 8 занятий направлен на повышение качества осознания и восприятия обучающимися собственных эмоций, возникающих в различных жизненных ситуациях, умения анализировать причины возникновения данных эмоциональных состояний и факторы, влияющие на них, а также умение контролировать свои эмоции в интересах эффективного выполнения профессиональных задач.
Также на данном этапе производится ознакомление обучающихся с разнообразием эмоциональных состояний и возможностью их влияния на поведенческие процессы.
В рамках блока «Социальные навыки», состоящего из 8 занятий, у обучающихся формируются навыки самоконтроля и управления эмоциями в условиях межличностного общения в различных ситуациях социального взаимодействия при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Основная идея построения учебного процесса: «Только то, что пережито и усвоено, становится личным опытом!». В процессе обучения ведущая роль отдана тем образовательным методам, которые обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности обучающихся: составление mind map моделей эмоционального интеллекта (Д. Гоулман, Р. Бар-Она, К.В. Петридес и Э. Фернхем, Дж. Д. Мейер, П. Сэловея и Д.Р. Карузо) [10] (Mayer, Salovey, Caruso, Sitarenios, 2001); групповые дискуссии на заданную тему («Эмоции в нашей жизни», «Гендерные различия в эмоциональном интеллекте», «Эмоции и культура»); игровые упражнения («Карикатурные изображения», «Цветовой дневник настроения», «Азбука эмоций», «Эмоциональные весы», «Я и мир вокруг»); анализ конкретных ситуаций по анимационным роликам («Механика сердца», «Аффективные связи», «Наизнанку» «Эмоции... в обще»); кейс-задачи («Проявление эмоционального интеллекта» и др.).
Большое внимание в программе уделяется психологическим аспектам обучения, в особенности мотивации, созданию необходимой психологической среды, возможности обучающимся самостоятельно решать практические задачи и извлекать уроки из совершенных ошибок, обратной связи и самостоятельной оценке результатов обучения.
Заключение
Выявленная потребность развития эмоционального интеллекта у студентов в течение всего периода обучения в вузе характеризуется средними показателями по всем характеристикам эмоционального интеллекта, в особенности негативными тенденциями факторов «восприятие, оценка и выражение эмоций» и «управление своими эмоциями». Отмечается взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и возраста, при которой к старшим курсам обучения снижается выраженность практически всех составляющих EI, что может быть связано с ростом социального опыта и неумением реагировать на изменяющиеся и усложняющиеся жизненные ситуации.
Таким образом, в результате исследования определена необходимость внедрения в профессиональную подготовку специальной дополнительной программы, направленной на развитие личностных результатов обучающихся посредством совершенствования социальных и эмоциональных навыков как важнейших составляющих профессиональной успешности HR-менеджеров.
БЛАГОДАРНОСТИ:
Статья подготовлена в рамках программы повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций» (Консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании») 2021 г. Авторы благодарят организаторов программы за предоставление актуальных материалов по развитию эмоционального интеллекта студентов. |
References:
Andreeva I.N. (2006). Emotsionalnyy intellekt: issledovanie fenomena [The emotional intellect: researching the phenomenon]. Voprosy Psychologii (Issues of Psychology). (3). 78-87. (in Russian).
Andreeva I.N. (2007). Predposylki razvitiya emotsionalnogo intellekta [Preconditions for development of the emotional intellect]. Voprosy Psychologii (Issues of Psychology). (5). 57-65. (in Russian).
Andreeva I.N. (2009). Kontseptualnoe pole ponyatiya «emotsionalnyy intellekt» [Conceptual area of «emotional intelligence» notion]. Voprosy Psychologii (Issues of Psychology). (4). 131-141. (in Russian).
Andreeva I.N. (2011). Emotsionalnyy intellekt kak fenomen sovremennoy psikhologii [Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology] Novopolotsk: PGU. (in Russian).
Antopolskaya T.A., Panov V.I., Silakov A.S. (2021). Emotsionalnyy intellekt podrostkov pokoleniya Z kak faktor razvitiya ikh subektnosti [Emotional intelligence of generation Z adolescents as a factor in the development of their personal agency]. Perspectives of science and education. (3(51)). 247-260. (in Russian). doi: 10.32744/pse.2021.3.17.
Bar-On R., Parker J.D.A. (2000). The Handbook of emotional intelligence San Francisco: Jossey-Bass, A Wiley Company.
Bochkova M.N., Meshkova N.V. (2018). Emotsionalnyy intellekt i sotsialnoe vzaimodeystvie: zarubezhnye issledovaniya [Emotional intelligence and social interaction: foreign studies]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. 7 (2). 49-59. (in Russian). doi: 10.17759/jmfp.2018070205.
Derevyanko S.P. (2019). Metodika treninga emotsionalnogo intellekta kak instrumenta povysheniya psikhologicheskogo blagopoluchiya viktimnoy lichnosti [Techniques for training emotional intelligence as a tool for improving psychological well-being of a person with a victim identity]. Balkanskoe nauchnoe obozrenie. 3 (1(3)). 74-77. (in Russian).
Goulman D. (2009). Emotsionalnyy intellekt [Emotional intelligence] M.: ACT: ACT MOSKVA; Vladimir: VKT,. (in Russian).
Isaeva O.M., Mkrtychan G.A. (2019). Rol emotsionalnogo intellekta v deyatelnosti menedzhera po upravleniyu personalom [Emotional intelligence of HR managers: is it really improves management performance?]. Organizatsionnaya psikhologiya. 9 (2). 52-69. (in Russian).
Karapetyan L.V. (2021). Issledovanie vzaimosvyazi emotsionalno-lichnostnogo blagopoluchiya studentov s pokazatelyami intellekta [Research on the relationship of students' emotional and personal well-being with intelligence indicators]. Perspectives of science and education. (1(49)). 414-426. (in Russian). doi: 10.32744/pse.2021.1.28.
Lyusin D.V. (2004). Sovremennye predstavleniya ob emotsionalnom intellekte [Modern ideas about emotional intelligence]. Social intelligence: theory, measurement, research. 29-39. (in Russian).
Makki E., Boyatsis R., Goulman D. (2011). Emotsionalnoe liderstvo: Iskusstvo upravleniya lyudmi na osnove emotsionalnogo intellekta [Emotional Leadership: The Art of Managing People Based on Emotional Intelligence] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).
Mayer J. D., Salovey P. (1995). Emotional Intelligence and the Construction and Regulation of Feelings Applied and Preventive Psychology. 4 (3). 197-208. doi: 10.1016/S0962-1849(05)80058-7.
Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. (2001). Emotional intelligence as a standard intelligence Emotion. 1 (3). 232-242. doi: 10.1037//1528-3542.1.3.232-242.
Monina G.B. (2011). Emotsionalnyy intellekt kak faktor lichnostnogo i professionalnogo rosta [Emotional intelligence as the factor of personal and professional growth]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologiy upravleniya i ekonomiki. (3(33)). 84-96. (in Russian).
Naymushina L.M. (2020). Programma razvitiya emotsionalnogo intellekta obuchayushchikhsya v protsesse ikh professionalnoy podgotovki [The program for the development of emotional intelligence of students in the process of their professional training]. Pedagogika: istoriya, perspektivy. 3 (5). 66-72. (in Russian). doi: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-66-72.
Newman D.A., Joseph D.L., Maccann C. (2010). Emotional Intelligence and Job Performance: The Importance of Emotion Regulation and Emotional Labor Context Industrial and Organizational Psychology. 3 (2). 159-164. doi: 10.1111/j.1754-9434.2010.01218.x.
Sergienko E.A., Khlevnaya E.A., Vetrova I.I., Nikitina A.A. (2019). Test emotsionalnogo intellekta - russkoyazychnaya metodika [The test of emotional intelligence - a Russian-speaking method]. Sotsialnaya psikhologiya i obschestvo. 10 (3). 177-192. (in Russian). doi: 10.17759/sps.2019100311.
Shinkaryova O.V., Mayorova E.A. (2018). Otsenka emotsionalnogo intellekta studentov vysshikh uchebnyh zavedeniy [Estimation of emotional intelligence of students of higher educational institutions]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 7 (4(25)). 263-265. (in Russian).
Страница обновлена: 13.05.2025 в 07:20:24