Компетентностный подход в подготовке HR-менеджеров: от образовательного к профессиональному стандарту

Яркова С.А.1, Якимова Л.Д.1, Данилова А.С.2
1 Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения
2 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-Март 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32759249
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье рассмотрены концептуальные основы применения компетентностного подхода с позиции образовательной и бизнес сред, в рамках которых определены ключевые этапы развития компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования, этапы становления направления подготовки HR-менеджеров в разрезе образовательных стандартов в России; охарактеризованы особенности синхронизации действующих образовательных и профессиональных стандартов, чье эффективное взаимодействие обеспечивает конкурентоспособность и востребованность современного выпускника Вуза. Дана характеристика компетенциям бакалавра направления подготовки «Управления персоналом» действующего ФГОС с позиции знаний, умений и навыков, и направлений их реализации; проведен сравнительные анализ и сопоставление данного образовательного стандарта с профессионального стандартом «Специалиста по управлению персоналом», по результатом которого предлагается алгоритм синхронизации трудовых функций и профессиональных компетенций и построения учебного плана Вуза

Ключевые слова: управление персоналом, компетентностный подход, трудовая функция, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, специалист по управлению персоналом

JEL-классификация: J81, J88, J80, J89

Источники:

Аннотации рабочих программ дисциплин и практик основная профессиональной образовательной программы высшего образования направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом профиль подготовки № 1 Управление персоналом организации. Иркутский университет путей сообщения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irgups.ru/sites/default/files/krizht/OOP_VO.
Герасимова К.Д., Якимова Л.Д. Совершенствование организации целевой подготовки специалистов в отраслевом вузе на основе процессного подхода. / Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда. - М.: «Государственный университет управления», Национальный союз «Управление персоналом», 2016. – 64-68 с.
Днепров Э.Д. Образовательный стандарт — инструмент обновления содержания общего образования. Dksta.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://dksta.ru/kgta/academy/file/raz.htm.
Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. / Издание 2-е, дополненное. - М.: Мариос, 2011. – 456 с.
5. Каспржак А.Г., Логинова О.Б., Поливанова К.Н. Стандарт образования: история разработки и итоги // Вопросы образования. – 2004. – № 3. – С. 24-43.
6. Кибанов А.Я. Опыт реализации новой концепции подготовки кадров в области управления персоналом/ // Кадровый менеджмент. – 2013. – № 3.
Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. / Монография. - Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с.
Компетентностный подход: реферативный бюллетень. Рггу. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rsuh.ru/binary/56572_11.1173464019.22977.doc..
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом профиль подготовки № 1 Управление персоналом организации. Иркутский университет путей сообщения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irgups.ru/sites/default/files/krizht/OOP_VO/2017_38.03.03_up1_opop_.pdf.
Данилова А.С., Здрестова-Захаренкова С.В., Федорова О.М. Основы профессиональной компетенции. / учеб. пособие для студ. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. – 120 с.
Пекарникова М.М. Модель управления персоналом в концепции инновационного развития вузов. / дис.,.. канд. экон. наук. - СПб., 2011.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532 «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071389/#ixzz56uezsvOP.
Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1461 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) ». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://nsuem.ru.
Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» от 06.10.2015 № 691н. Министерство труда и социальной защиты населения РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru.
Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации ФГОС ВПО. Dksta. [Электронный ресурс]. URL: http://dksta.ru/kgta/academy/file/raz.htm.
Учебный план по программе подготовки 38.03.03 Управление персоналом профиль подготовки № 1 Управление персоналом организации// Иркутский университет путей сообщения. Irgups. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irgups.ru/sites/default/files/krizht/OOP_VO/2017_38.03.03_up1_up_o_1.pdf.
Чуланова О.Л. Методология исследования компетенций персонала организаций. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2015.
Якимова Л.Д. Информационная система управления аттестационным процессом в образовательном учреждении в условиях экологизации. / дис.,.. канд. техн. наук. - Красноярск,, 2001.
19. Якимова Л.Д. К вопросу о соответствии содержания обучения в вузе требованиям работодателя // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 5. – С. 19-23.

Страница обновлена: 15.09.2025 в 09:41:51

 

 

Competence approach in the training of HR managers: from educational to professional standard

Yarkova S.A., Yakimova L.D., Danilova A.S.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 1 (January-March 2018)

Citation:

Abstract:
The article considers the conceptual basis for the implementation of the competence approach from the perspective of educational and business, in the frameworks of which we identify the key stages in the development of the competence approach in the system of higher professional education, the stages of the formation of the direction of HR managers training in the context of Russian educational standards. We present characteristics of synchronization of existing educational and professional standards; their effective interaction is ensured by the competitiveness and demand for modern graduate of the University. We characterize the GEF bachelor's competence in the field of training "Human Resources Management" from the standpoint of knowledge, skills, and directions for their implementation; we carry out a comparative analysis and comparison of this educational standard with the professional standard of "Personnel Management Specialist", which results in the proposed algorithm for synchronizing labor functions and professional competencies and designing University curriculum .

Keywords: competence approach, personnel management, professional standard, educational standard, personnel management specialist, labor function

JEL-classification: J81, J88, J80, J89