Формирование профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов – будущих менеджеров

Качалов Д.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778354

Аннотация:
В статье рассматривается формирование профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов как важной составляющей будущего специалиста. Определено понятие «профессионально- коммуникативная мобильность». Охарактеризованы коммуникативно речевые кейсы, реализуемые на занятиях спецпрактикума, Выявленное противоречие между возросшей потребностью в специалистах, способных к профессионально- мобильной коммуникации, готовых к ведению профессионального диалога, компетентных в целях, мотивах, средствах и стимулах общения, умении четко и ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать рациональную и эмоциональную информацию, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации и традиционно сложившимся подходом, затрудняющим приобретение опыта коммуникативной мобильности будущего менеджера, обозначило необходимость обосновать работу с кейсами, как один из эффективных приемов, позволяющих разрешить указанное противоречие в формировании профессионально-коммуникативной мобильности.

Ключевые слова: профессионально-коммуникативная мобильность, коммуникативно-речевые кейсы

JEL-классификация: I23, I24, I25, I26



Введение

Актуальность формирования профессионально-коммуникативной мобильности в процессе вузовской подготовки будущего менеджера обусловлена востребованем на рынке труда специалиста, который готов к быстрому, гибкому и эффективному профессионально-коммуникативному диалогу, способный адаптироваться к изменениям в процессе профессиональной коммуникации.

Проблема формирования профессионально-коммуникативной мобильности исследуется с позиции определения коммуникативной компетенции и профессиональной мобильности, выбора средств ее формирования, введением специвльных курсов. В структуре профессиональной мобильности, сопряженной с коомуникативным компонентом исследователи выделяют структуре активность, готовность, адаптивность и креативность, готовность к профессиональной коммуникации [2, С.13], которая выделяет; Б. М. Игошев в качестве характеристик профессиональной мобильности выделил открытость ко всему новому, активность, адаптивность, коммуникативность и креативность и обосновывает необходимость формирования умений предвидеть и прогнозировать результаты своей деятельности и успешно адаптироваться к условиям изменяющегося рынка труда. [6, С.23]. Коммуникативная мобильность исследуется как качество личности, характеризующее ее как способную быстро и адекватно реагировать в любой речевой ситуации и разрабатываются речевые иноязычные ситуации как сложный методический инструмент методики формирования искомого качества личности [5, С.141

Несмотря на имеющиеся исследования в данной области остается открытым ряд вопросов, связанных с научно обоснованным представлением особенностей профессионально-коммуникативной мобильности и средств ее формирования в образовательном процессе вуза.

Система профессионального образования ориентирована на изменения, затрагивающие различные сферы деятельности, что обусловливает необходимость высшей школы обеспечить будущего менеджера не только определенным перечнем профессиональных знаний и умений, но и сформировать качества, необходимые для профессионально-компетентностного осуществления профессиональной деятельности.

Таким качеством должна явиться профессионально-коммуникативная мобильность, проявляющаяся в адекватном реагировании на решение коммуникативных задач, мобильное принятие нестандартных и адекватных решений, творческой рефлексии.

Это обусловливается тем, что современная профессиональная деятельность предусматривает большое количество разнообразных речевых ситуаций, а, следовательно, требует коммуникативной мобильности и потому формирование профессионально- коммуникативной мобильности должно стать неотъемлемой частью процесса подготовки будущего менеджера. Исходя из противоречий между потребностью современного общества в профессионально-мобильных специалистах в сфере управления, способных конструктивно «выстраивать коммуникативные конструкты» и недостаточно изученной теоретико-методологической базой. Формирование профессионально-коммуникативной мобильности становится задачей подготовки будущих специалистов в вузе.

Цель исследования – теоретически обосновать и выявить педагогический потенциал коммуникативно-речевых кейсов в формировании профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров.

Научная новизна уточнен научный инструментарий, способствующий формированию профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров, в качестве которого выступают коммуникативно речевые кейсы, логический конструкт которых «задает» практико-ориентированный концепт профессиональных речевых ситуаций.

Определение понятия профессионально-коммуникативной мобильности достаточно разночтимо и как дефиниция в научных изысканиях недостаточно четко сформулирована. Авторы раздельно рассматривают понятие мобильность, коммуникативность, профессиональная мобильность и проецируют их на единое понятие коммуникативная мобильность.

Так, исследуя процесс формирования профессиональной мобильности будущего менеджера авторы дают определение, в котором данное понятие раскрывается целостная, интегративная характеристика личности, которая включает наряду с сформированностью ключевых компетенций, готовность к успешному выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности, стремление к саморазвитии и самореализации [13,С.12].

С социально-профессиональной позиции профессиональная мобильность определяется как перемещение индивида в социально-профессиональной структуре общества с изменением или без изменения социального статуса. [14,С.23].

Особенности профессиональной мобильности связаны с умением переключаться с одного вида деятельности на другой; быстротой и гибкостью при смене профессии или специальности [9,С.12].

Также исследователи, анализируя сущность и содержание профессиональной мобильности как феномена, указывают на его интегративный характер, в котором объединены знания, умения, опыт, ценностно‐смысловая направленность, личностные качества , обеспечивающие высокий уровень профессионализма и достижений в профессиональной деятельности [19,С.65].

В изучении коммуникативной мобильности исследования несмотря на различные определения объединены общим смыслом:

- авторы определяют коммуникативную мобильность как набор качеств личности, которые характеризуют ее как способную быстро и адекватно реагировать в любой речевой ситуации [4, С. 583].;

- коммуникативная мобильность рассматривается и как составляющая профессиональной коммуникативной компетенции, которая не проявляется в структуре личности сама по себе, ее необходимо формировать и развивать целенаправленно [12, С.14];

- коммуникативная мобильность связывается с понятием «профессиональная мобильность» с позиции их функциональности и в данном аспекте это необходимость приспособления к новым или изменяющимся условиям профессиональной деятельности [1, С. 77 ].

Коммуникативная мобильность – особое качество личности, представляющее коммуникативную способность человека быстро реагировать в нестандартной, проблемной ситуации профессионального общения [18].

Выделяя сущность и структуру коммуникативной мобильности авторы обращаются к трактовке ее с позиции способности к быстрому и адекватному реагированию в любой речевой (в том числе конфликтной, проблемной); основными компонентами коммуникативной мобильности выделяют гибкость коммуникативного реагирования, способность к оперативному поиску выхода из ситуации и рефлексивность.

В таком структурном составе исследователи определяют коммуникативную мобильность как способность осуществлять качественное общение в разнообразных профессионально-обусловленных ситуациях, которые требуют проявление активности, оперативности и рефлексивности личности [12, С. 34].

Зарубежные исследования коммуникативности и мобильности рассматривают в аспекте академической мобильности в качестве главной цели выделяют интернализацию образовательного и научного процесса, повышение его прозрачности. Обращая внимание на гуманитарный аспект данного феномена указывается, что мобильность есть эффективный инструмент развития коммуникативных и профессиональных навыков, расширение возможностей для личностного роста [20, С.10].

Предваряя уточнение определения профессионально-коммуникативной мобильности обратим внимание на исследования, которые сосредоточены на определении ее как интегративной характеристики, в основе которой способность адаптироваться к осуществлению коммуникации в стандартных и нестандартных ситуациях и условиях и приводить в состояние наивысшей готовности к взаимодействию имеющиеся коммуникативные знания, умения и опыт [1, С. 81].

Рассматривая профессионально-коммуникативную мобильность как интегративное качество личности, авторы выделяют в ней показатели, присущие коммуникативной мобильности в целом - оперативность, гибкость, аналитическую адекватность, толерантность к неопределенности, толерантность к социальному окружению, психоэмоциональный самоконтроль [16, С.79].

В контексте важной составляющей профессиональной компетенции авторами выделяется коммуникативная мобильность, которая рассматривается как особое качество личности, в структуре которого представлены коммуникативная способность оперативно и адекватно реагировать в нестандартной, проблемной ситуации профессионального общения [4, С. 114].

С точки зрения характерологических качеств личности и объединения профессиональной мобильности с единым коммуникативным компонентом это есть совокупность личностных характеристик, форм поведения, самоактуализации, умении быстро ориентироваться в профессиональном формате, смены профессии [11, С.693].

Научно-педагогическое осмысление проблемы профессионально-коммуникативной мобильности как необходимого личностного качества успешного специалиста, мы связываем со способностью быстрому и адекватному реагированию и принятию ответственных решений.

В этом ключе дополнительным является стремление к самоутверждению и самореализации, готовность к инновациям в профессиональной деятельности в соответствии с современными тенденциями обновления образовательной парадигмы [3. С.451].

То есть, профессионально-коммуникативную мобильность можно рассматривать как качество личности, обеспечивающее адаптацию к профессиональным условиям и адекватное реагирование на задачи. стоящие в условиях профессиональной ситуации; это внутреннее сочетание деятельностного (умение находить оптимальные выходы из профессионально-коммуникативного затруднения) и субьектно-рефлексивного показателей (умение оценивать сложившуюся ситуацию) [1, С.81].

Коммуникативная функция профессионально-коммуникативной мобильности включает понятие о целях, мотивах, средствах и стимулах общения, умения четко и ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать эмоционально эмоциональную информацию, поддерживать диалог, умение согласовывать свои действия с действиями других выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях [8; 7,С. 47].

Ведущими компонентами профессионально-коммуникативной мобильности мы выделяем:

-коммуникативно – практический компонент, который в своем содержании заключается в умении мыслить конкретно, конструктивно, что позволяет на основе мобильности простроить профессиональный диалог в логической последовательности;

- личностный компонент, основанием которого является интегративный характер профессионально-коммуникативной мобильности, в которой личностные ценности, профессиональное творчество неразделимы, а проективно-коммуникативное мышление обеспечивает способность и готовность к коммуникативно-профессиональному общению в ситуациях стандартных и ситуациях неопределенности;

-ценностно-смысловой компонент профессионально-коммуникативной мобильности связан с пониманием ценности профессионально-коммуникативного аспекта профессиональной деятельности, ответственности за принятие решений, конструктивное общение;

- адаптивный компонент проецирован на способность адаптироваться к различным профессионально-коммуникативным ситуациям, видам профессиональной деятельности, функционально связанных с коммуникативным поведением, готовность к сотрудничеству, дипломатичности.

Материалы и методы (Materials and Methods)

В ходе исследования нами определен научный инструментарий, способствующий формированию профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов будущих менеджеров, в качестве которого выступают коммуникативно речевые кейсы. Их логический конструкт содержательно и процессуально «задает» практико-ориентированный концепт профессиональных речевых ситуаций.

Функционально-процессуальная характеристика данных кейсов обозначена как модельно-поведенческие (обучающие), аналитико-рефлексивные, практико-ориентированные.

Для введения коммуникативно-речевых кейсов был разработан спецкурс «Коммуникативно-речевая профессиональная мобильность». Содержание спецкурса включает систематизацию теоретических знаний и практической части, в которой созданный банк коммуникативно-речевых кейсов. Педагогическая ценность данного спецкурса заключена в том, что он способствует развитию мышления, творческих навыков, усвоению коммуникативно-речевой компетенции руководителя, менеджера, приобретенных в ходе активной работы на занятиях и самостоятельного решения задач. В ходе решения кейсов будущие менеджеры получают опыт ставить и решать различные задачи как стандартные, так и нестандартные, связанные с их дальнейшей профессиональной деятельностью.

Аналитико-рефлексивные коммуникативно-речевые кейсы определяются как те, в содержании которых нет окончательного решения ситуации, обучающиеся должны оценить ее с различных сторон, найти причины создавшейся ситуации, составить «решающий речевой конструкт», поставить себя на место действующего лица и спрогнозировать влияние выбранной позиции коммуникативно- речевого диалога на последующее «развертывание событий». Решение данного вида коммуникативно-речевых кейсов демонстрирует умение самостоятельно решать задачи профессионально-аналитического характера с привлечением речевых коммуникативных определений, принимать на основе аналитического мышления принимать рациональное решение [7, С.47].

Практико-ориентированные коммуникативно-речевые кейсы в содержании акцентировались на решении задач, связанных с помехами, которые препятствуют достижению цели общения. Необходимо обучающимся составить коммуникативное клише «сообщение-действие», которое заключается должно побудить к конкретным поступкам, передать эмоции и т. д.

Модельно-поведенческие кейсы направлены на решение задачи, связанной с созданием конструктивной психологической обстановки в коллективе, определения гибкой коммуникативной тактики для развертывания процесса сотрудничества [15, С.79].

Студентам предлагается в коммуникативном диалоге применять речевые формулы «Почему», (например, почему сотрудник идет на контакт); Что?» - то есть необходимо сформулировать то, что будет обсуждаться; «Как?» - в данном вопросе задача требует построения диалога, который показывает как и какими коммуникативно-речевыми приемами достигнуто соглашение.

Значительными возможностями в формировании профессионально-коммуникативной мобильности обладает использование коммуникативно эвристического диалога профессионально-ориентированного характера. В основе такого построения занятия с применением указанного диалога востребование диалогической подачи материала, побуждающего к субьект-субьектному общению, создается ситуация эмоциональной расположенности, включенности студентов в активный диалог.

Неотъемлемой частью процесса формирования профессионально-коммуникативной мобильности явились методы, связанные с грамотной постановкой вопросов профессионального характера, поддерживание диалога в нужном русле, методы организации творчества [17, С. 79;21].

Данные методы нами использовались при построении занятий спецкурса, при решении ситуативных задач, анализе ситуативно-речевых кейсов.

Формирование профессионально-коммуникативной мобильности студентов вуза – будущих менеджеров определяется многообразием внутренних и внешних факторов. Эти факторы связаны с внутриличностными проявлениями, со спецификой образовательного процесса. Учитывая внутренние и внешние факторы следует организовать и сам процесс формирования искомого качества личности, определить педагогические условия, оказывающие влияние на эффективность формирования профессионально-коммуникативной мобильности студентов.

Таковыми педагогическими условиями мы выделяем: использование на занятиях коммуникативно-эвристических диалогов, располагающих возможностью востребовать коммуникативные ресурсы преподавателя, студентов и самих коммуникативно-диалоговых форм обучения; создание рефлексивно-коммуникативной среды, в которой будущие менеджеры входит в рефлексивное позиционирование по отношению к профессионально-коммуникативной тактике профессиональной деятельности; использование образовательных технологий на основе степени их влияния на личностный рост будущего менеджера; создание банка практико-ориентированных заданий, направленных на формирование умений находить решения в ситуации профессионально-коммуникативной неопределённости, умений убеждать; актуализация потенциала профильных дисциплин, направленных на развитие мотивации, системы знаний. практико -деятельностного компонента профессионально-коммуникативной мобильности; организация производственной практики с акцентом профессионально-коммуникативной мобильности.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Содержательный аспект исследуемого процесса формирования профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров определяется с учетом его функций, цели, задач и принципов и может быть представлен с позиции описания сущности профессионально-коммуникативной мобильности, подлежащей усвоению ее как необходимой составляющей профессиональной деятельности менеджера.

Процессуально-технологически формирование профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров реализуется посредством форм, методов и приемов, кейс-ситуаций, использования диалогово-эвристических ситуаций и форм проведения занятий, посредством организации внеучебной деятельности по формированию профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов – будущих менеджеров посредством введения спецпрактикумов по формированию профессионально-ценностных ориентаций.

Целенаправленная активизация практико-ориентированной деятельности предусматривает включенность магистрантов в деятельность, которая предстает как моделируемая и реальная профессионально-коммуникативная деятельность, связанная с профессиональным решением проблемы; способствует созданию условий для реализации знаний и умений, обусловливает психологическую и практическую готовность к профессиональной деятельности.

В соответствии с содержанием и структурой профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов будущих менеджеров в качестве контроля за изменениями осуществлялось педагогическое наблюдение, интерактивные опросы, результаты творческих работ, отчеты о прохождении проектно-технологической, преддипломной практики, опросник профессиональных ориентиров, личностной мобильности, динамика развития профессионально-коммуникативной мобильности определялась по среднему арифметическому значению.

В целях выяснения значимости проведения занятий в описанных выше формах, решения кейс речевых ситуаций наблюдение, опрос, беседы показали готовность магистрантов к профессионально-коммуникативной мобильности, развитие мотивационной сферы личности, положительное отношение к профессиональной и коммуникативной мобильности, как лично осознаваемой и необходимой, удовлетворенность процессом и включенностью в практико-ориентированное поле решения профессионально-коммуникативных задач.

Магистранты демонстрируют адекватное осознанное, самостоятельное принятие решения о формировании мобильности и его реализацию в процессе самостоятельной профессиональной деятельности.

Изучение документации производственной практики, персонально-групповое собеседование показали готовность будущих менеджеров к осуществлению и реализации профессионально-коммуникативной мобильности, наличие специфических знаний, позволяющих реализовать профессионально-коммуникативную мобильность в конкретной профессиональной сфере, умений, опыта проявления профессионально-коммуникативной мобильности, ценностные установки личности.

Проанализировав характеристики работодателей заметим, что они в профессиологическом измерении отмечают у будущих менеджеров стремление быть активными и коммуникативно компетентными в различных профессионально-производственных ситуациях, проявление инициативы в реализации названного качества, показывают культуру профессионального общения, знают особенности организации коммуникации профессионального плана.

Анализ сформированности профессионально-коммуникативной мобильности показал значительные передвижения студентов на высокий уровень развития показателей (оперативность, гибкость, аналитические способности, способность коммуникативно речевые высказывания в стандартных и нестандартных ситуациях).

Результативность применения коммуникативно-речевых кейсов в формировании профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров выражается в повышении уровня умений использовать в коммуникативном диалоге предварительно направляющий алгоритм решения определенной задачи, повысился уровень мобилизации в нестандартной ситуации по решению коммуникативно-определяющей задачи (разрешение конфликта, построение коммуникативно речевого обмена).

Обосновалась динамика профессионально коммуникативной мобильности, связанной с разработкой продуктивного коммуникативного решения, рефлексивного позиционирования в коммуникативно-речевом формате, высокого коммуникативного опыта.

В результате проведенного опытно-экспериментального исследования уровень профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов – будущих менеджеров возрос до 79%.

Выводы

В настоящее время целостная система подготовки будущих менеджеров требует создания дидактико-педагогической среды, благоприятствующей формированию профессионально-коммуникативной мобильности. Это требует введения в структурный каркас читаемых дисциплин введения спецкурсов, дополняющих и обогащающих систему знаний, формирующих качественные характеристики данного феномена. Использование в практической части разработанного спецкурса «Коммуникативно-речевая профессиональная мобильность» коммуникативно-речевых кейсов существенно влияет на развитие способности к рефлексии, коммуникативно-речевой эмоциональности, мобильности, коммуникативного реагирования в стандартных и нестандартных ситуациях, способность к оперативному поиску выхода из затруднительного положения, способность определять позитивные эффекты профессионального общения.

Полученные результаты позволили сделать вывод о целесообразности и эффективности внедрения разработанного спецпрактикума, организационных форм занятий, созданных педагогических условий. банка коммуникативно-речевых кейсов, направленных на решение проблемных профессионально-коммуникативных задач, актуализирующих коммуникативную мобильность будущих менеджеров.


Источники:

1. Алгаев А.Н. Коммуникативная мобильность педагога-психолога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – № 3-4(16-17). – c. 76-82.
2. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования. / автореф. дис.,.. д-ра пед. наук. - Уфа, 2009. – 42 c.
3. Бекоева М.И. Основные подходы к изучению проблемы профессиональной мобильности студентов // Молодой ученый. – 2014. – № 17. – c. 450-452.
4. Горбатова Т.Н., Кудряшова А.В., Рыбушкина С.В. Метод проектов как средство формирования коммуникативной мобильности студентов при обучении иностранному языку // Молодой ученый. – 2015. – № 6(86). – c. 582-584.
5. Горбатова Т.Н. Коммуникативная мобильность в рамках иноязычного пространства как важная составляющая профессиональной компетенции специалиста // Молодой ученый. – 2015. – № 10(90). – c. 1143-1145.
6. Игошев Б.М. Системно-интегральная организация подготовки профессионально мобильных кадров в непрерывном педагогическом образовании. / автореф. дис., д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2008.
7. Каплина С.Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин. / Автореф. дис. … докт. пед. наук. - Чебоксары, 2018. – 42 c.
8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Издательский центр «Академия, 2004. – 224 c.
9. Мясникова Т.В. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе. / дис. …канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010. – 192 c.
10. Никитина Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога. / дис. …канд.пед.наук. - Иркутск, 2007. – 199 c.
11. Пилецкая Л.С. Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему // Молодой ученый. – 2014. – № 2(61). – c. 693-697.
12. Смирнова О.В. Формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза. / дис. … канд. пед. наук. - Москва, 2013. – 200 c.
13. Солоненко В.А. Формирование профессиональной мобильности будущих экономистов-менеджеров в образовательном процессе вуза. / Автореф. дисс. …канд. пед.наук. - Брянск, 2010. – 170 c.
14. Сорокин П.А. Социальная мобильность. - М.: Academia, 2005. – 588 c.
15. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции. / дис.,.. доктора пед. наук:13.00.01. - Москва, 2008. – 399 c.
16. Троицкая Ю.В. Коммуникативная мобильность в структуре профессиональной компетентности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – № 4. – c. 79-84. – doi: 10.18287/2542-0445-2019-25-4-79-84.
17. Усвят Н.Д. Формирование профессионально ориентированной иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей вузов. / дис.,.. канд. пед. наук: 13.00.08. - Барнаул, 2008. – 211 c.
18. Фадеева М.Ю. Формирование лингво-коммуникативной компетентности в курсе преподавания иностранного языка. - Орск: ОГТИ, 2013. – 90 c.
19. Фугелова Т.А. К проблеме обучения будущего специалиста навыкам профессиональной адаптации, способам саморазвития и построения карьеры // Вестник Тюменского государственного университета. – 2012. – № 9. – c. 64-72.
20. Colucci E. Mobility:Closing the gap between policy and practice. , 2012.
21. Anisimova G.Yu. Foreign language teaching methods. Communicative approach to teaching adult learners // Bulletin of Kazakhstan - American Free University. – 2011. – № 2. – p. 136-140.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:06:27