Организационно-правовое регулирование гражданских авиаперевозок на примере ОАО АК «Уральские авиалинии»

Шайбакова Л.Ф.1, Миронов Д.С.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Шайбакова Л.Ф., Миронов Д.С. Организационно-правовое регулирование гражданских авиаперевозок на примере ОАО АК «Уральские авиалинии» // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 9. – С. 2479-2494. – doi: 10.18334/epp.12.9.116209.

Аннотация:
В настоящей статье с помощью общенаучных и экономико-правовых методов и подходов анализа рассматривается проблема правового регулирования гражданских авиаперевозок. Рассматриваются общее правовое поле деятельности в Российской Федерации. Отмечаются особенности на федеральном, региональном и локальном уровне. Учитывая региональный приоритет исследования производится анализ и оценка локальной нормативной базы деятельности авиакомпании «Уральские авиалинии». На основе полученных результатов определены меры и пути совершенствования нормативно-правовой базы указанного перевозчика. В статье представлено вполне конкретное видение специфики и пробелов нормативно-правового поля деятельности, которые имеют потенциальные риски сдерживания развития авиакомпании. Статья может представлять интерес специалистам, занимающихся вопросами экономического развития гражданской авиации, а также лицам, интересующими проблемами данной отрасли знаний.

Ключевые слова: правовое поле гражданской авиации, федеральный закон, Уральские авиалинии, анализ локальной нормативно-правовой базы, оценка локальной нормативно-правовой базы, проблемы развития гражданской авиации

JEL-классификация: L93, L91, L98



Введение. Обширность территории Российской Федерации ставит перед собой неотложную задачу по развитию и эффективному правовому регулированию одного из важнейших сегментов транспортной инфраструктуры – воздушного транспорта. Практика показывает, что в условиях глобальной конкуренции авиапредприятия не способны полностью самостоятельно функционировать, необходимы поддержка государства и эффективные инструменты правового регулирования данной отрасли. Действующая нормативно-правовая база в сфере гражданской авиации не является развитой на должном уровне; имеет недостатки, что неоднократно отмечается специалистами данного сектора экономики.

Стоит заметить, что правовое регулирование воздушных пассажирских и грузовых перевозок в отличие от иного вида транспорта начало свое развитие относительно недавно, что, в свою очередь, сказывается на его эффективности. Основная проблема заключается в том, что действующие нормативно-правовые акты не учитывают воздействие внешних факторов, которые существенным образом влияют на результаты деятельности авиакомпаний; не предусматривают механизмы государственной поддержки субсидирования. Более того, серьезным пробелом является разобщенность между органами власти на уровнях регулирования (федеральном, региональном, местном). Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что гражданская авиация – важнейшая сфера как для общества, так и для государства, а недостаточная проработанность российской нормативной базы в области гражданской авиации сказывается на ее безопасности и экономической эффективности. Таким образом, необходимость совершенствования и эффективного формирования системы воздушного права является неотложной задачей как государства, так и авиапредприятия. Уже не вызывает сомнений тот факт, что при разработке актов необходимо привлекать гражданские институты, научные организации [1].

Сумма обозначенных доводов во многом определяет актуальность исследования различных аспектов организационно-правового регулирования гражданских авиаперевозок. Такие исследования носят практический характер в решении глобальной проблемы развития авиаотрасли в целом. Среди таких исследований прикладного и смежного характеров можно выделить [2 – 5].

Цель исследования заключается в анализе и оценке нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность авиакомпании «Уральские авиалинии» для определения дальнейших мер и направлений её развития. Объект исследования – авиакомпания «Уральские авиалинии». Выбор объекта исследования связан с региональным приоритетом настоящей работы. Предмет исследования – содержание нормативно-правового поля экономического развития авиакомпании «Уральские авиалинии».

Нормативно-правовое регулирование перевозок воздушным пассажирским транспортом в Российской Федерации. Воздушный транспорт на сегодняшний день развивается достаточно быстрыми темпами и занимает прочные позиции в мировом хозяйстве. Поскольку он является средством, рассчитанным на удовлетворение массовых потребностей, необходим жесткий мониторинг за соблюдением авиакомпаниями всех требований безопасности, что уже стоит наблюдать в последнее время: их ужесточение, регулярное обновление правил и закрытие организаций, не соответствующих им (непрошедших сертификацию, не получивших лицензию). Кроме того, государство старается пресекать монополизацию авиакомпаний: регулирование цен, наложение санкций за недобросовестную конкуренцию (например, за демпинг цен), разделение крупных организаций на более мелкие, поскольку это становится большим препятствием на пути увеличения эффективности авиаперевозок. В соответствии с этим деятельность организаций, занимающихся перевозкой пассажиров и груза воздушным транспортом имеет законодательное закрепление. Проблема авиационной безопасности является достаточно острой с давних времен. Государство отвечает за безопасность граждан, авиапредприятия – за безопасность пассажиров [1].

Важно заметить, что деятельность по регулированию и развитию исследуемого сектора осуществляется не только на федеральном, но и на региональном, местном, локальном и международном уровнях. Как известно, система нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру [6]. В целом все нормативно-правовые акты в зависимости от юридической силы можно подразделить следующим образом, как на рис. 1.

Рисунок 1 – Виды нормативных правовых актов в зависимости от юридической силы

Источник: составлено авторами.

Итак, в соответствии с представленной схемой на рис.1 подробней рассмотрим конкретные нормативно-правовые акты в зависимости от их юридической силы, регулирующие деятельность компаний, специализирующихся на авиаперевозках пассажиров. Воздушное право носит комплексный характер, т.е. включает нормы, относящиеся к государственному, административному, гражданскому праву. Основанием объединения их в рамках воздушного права служат, с одной стороны, специфика, а с другой – единство регулируемых общественных отношений, связанных с авиаперевозками [7].

Конституция Российской Федерации – основной Закон РФ, обладающий высшей юридической силой. В п. 4 ст. 15 сказано, что если в нормах международного права и международных договорах содержатся иные правила, чем предусмотренные Конституцией, то преимуществом обладать будут именно правила международного права и договора. Более того, согласованная с Конституцией ст. 4 ВК РФ еще раз закрепляет данную норму, содержащуюся в ст. 15.

Поскольку, воздушный транспорт входит в систему мирового хозяйства, то безусловно стоит говорить о Международных нормативно-правовых актах, в неразрывной связи с российским законодательством. Авиаперевозки осуществляются не только внутри страны, но и в международных масштабах, что требует соответствующего межгосударственного соглашения. В качестве примера международных норм можно привести следующие [7]:

– Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944). Направлена, в первую очередь, на установление и поддержание дружбы и взаимопонимания между нациями и государствами, на содействие сотрудничества. Содержит принципы и меры, основанные на равенстве возможностей, в целях обеспечения безопасности и упорядочения между странами-сотрудниками. Также конвенция регламентирует порядок выполнения полетов и процедуру регистрации самолетов, задачи и основные принципы деятельности ИКАО; функционирование аэропортов, наземных аэронавигационных средств и служб; порядок регулирования споров и другое [6];

Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (г. Варшава 12.10.1929). Регламентирует права и обязанности участников договора, определяет порядок приема и выдачи груза в пункте назначения, устанавливает основные требования к перевозочным документам, ответственность перевозчика. Варшавская Конвенция определяет важность обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей-пассажиров при межгосударственных перевозках [6].

Среди нормативно-правовых актов российского государства в сфере авиационного права центральное место занимает Воздушный кодекс (далее ВК) РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ. Статья 2 ВК РФ определяет воздушное законодательство, которое согласно Кодексу состоит из федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов РФ. В Кодексе закреплены основные понятия, виды авиации, регулирование авиационной деятельности в целом. ВК РФ ориентирован на рыночную сферу, на регулирование рыночных отношений. Необходимо отметить, что услуги по перевозке пассажиров и груза воздушным транспортом осуществляются на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 9 ВК РФ), предоставляемой в соответствии и в порядке, предусмотренном ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (ст. 12 данного Закона), и на основании сертификата эксплуатанта (ст. 8 ВК РФ).

Также стоит выделить не менее важный федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Закон направлен на обеспечение транспортной безопасности, в том числе и воздушного транспорта. Данный акт определяет цели и задачи обеспечения транспортной безопасности, принципы, требования, особенности защиты воздушного транспорта. Согласно Закону, обеспечение транспортной безопасности возлагается не только на перевозчиков, но и на государственные органы.

Авиационная деятельность регулируется множеством подзаконных нормативных правовых актов. Одним из основных можно выделить Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», которое прописывает порядок пользования воздушным пространством в интересах экономики, страны и безопасного осуществления авиаперевозок, в целях удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и потребителей. Постановление закрепляет основные понятия, используемые в сфере гражданской авиации, и особенности осуществления авиационной деятельности в целом. К подзаконным актам также относятся и такие:

– Указ Президента Российской Федерации от 21.07.1995 № 747 «Об упорядочении использования авиации общего назначения»;

– Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»;

– Приказ Минтранса России от 18.06.2003 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения»;

– Приказ Минтранса России от 27.03.2003 № 29 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения»;

– Приказ Минтранса России от 02.10.2017 № 399 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации»;

– Приказ Минтранса России от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»;

– и др. подзаконные нормативные правовые акты в сфере деятельности по перевозкам пассажиров и грузов воздушным транспортом [8].

К нормативно-правовым актам на региональном уровне относятся акты субъектов. В качестве примера отметим Закон Свердловской области от 21.12.2015 № 160-ОЗ «О организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области». Данный Закон регулирует отношения, связанные с организацией на территории Свердловской области транспортного обслуживания населения, в том числе и обслуживание воздушным транспортом. Закон закрепляет понятия, основные принципы обслуживания, полномочия органов власти как федеральных, областных, так и органов местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания.

На местном уровне можно отметить такой нормативно-правовой акт муниципального образования, как Постановление администрации города Екатеринбурга от 30.01.2020 № 130 «Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Екатеринбурга на 2020-2023 годы». Программа разработана в целях обеспечения безопасности, повышения эффективности и устойчивости функционирования транспортной инфраструктуры на территории г. Екатеринбурга.

Нормативно-правовым регулированием на локальном уровне служит принятие локальных документов хозяйствующими субъектами, то есть внутри организаций, которые закрепляют определенные правила авиаперевозок, порядок осуществления данного вида деятельности. Конечно, основным локальным актом является устав организации, а также при условии более одного учредительного лица – учредительный договор. Также в качестве примера можно указать такие локальные акты, как Положение о представительстве ОАО АК «Уральские авиалинии» в Китайской Народной Республике (КНР), утвержденное Решением Совета директоров авиакомпании 24.12.2013 г. Или, например, Положение об урегулировании интересов в ПАО «Аэрофлот», утвержденное приказом № 220 ПАО «Аэрофлот» от 30.06.2020 г.

Нормативно-правовое регулирование деятельности организаций, занимающихся перевозками пассажиров и груза воздушным транспортом, как можно заметить, исходя из приведенных нормативных правовых актов, происходит на международном, федеральном, региональном, местном, а также локальном уровнях. Конечно, это далеко не весь перечень актов, регулирующих развитие малого и среднего бизнеса. Однако на основании представленных можно сделать вывод, что принятие подзаконных актов исходит из норм, содержащихся в Законах и международных актов. Подзаконные акты являются дополнением и уточнением, а положения законов закладывают фундамент в системе нормативно-правового регулирования в данной области [7].

Анализ и оценка локальной нормативной базы экономической деятельности ОАО АК «Уральские авиалинии». Локальные нормативные акты, как и иные акты, принимаемые на федеральном, региональном и местном уровнях, относятся к источникам права. В статье 8 ТК РФ содержится определение данных актов: локальный нормативный акт – это документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. То есть работодатель в локальных нормативных актах закрепляет определенные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц сотрудников. Они могут быть как обязательными (принятие их требует закон), так и не обязательными (работодатель сам решает, принимать данный акт или нет).

К обязательным локальным актам Трудовой кодекс и иные нормативно-правовые акты относят такие, как: Устав (при наличии нескольких учредителей – также учредительный договор), правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, положение о персональных данных работников, инструкции по охране труда по профессиям, журнал инструктажа (ознакомление с инструкциями), график отпусков, трудовой договор, личная карточка работника, табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда и другие обязательные локальные нормативные акты. В целом, работодатель на свое усмотрение может разрабатывать и вводить в законную силу любые локальные нормативные акты, однако важнейшим критерием при этом является то, что такие акты не должны ущемлять законные права и интересы работников. Локальные нормативные акты способствуют достижению целей, задач предприятия, повышению эффективности деятельности [6].

Таким образом, любая организация принимает локальные нормативные акты. Устав – учредительный документ, который является главным локальным нормативным актом, содержащим обязательные сведения, предусмотренные законами. Поскольку объектом исследования выступает компания, созданная в форме открытого акционерного общества, то и руководствоваться будем ФЗ «Об акционерных обществах». Итак, в ОАО АК «Уральские авиалинии» основным локальным нормативным документом является Устав, который регулирует организацию деятельности авиакомпании по перевозкам пассажиров и груза воздушным транспортом. В Уставе содержатся сведения о наименовании юридического лица; организационно-правовой форме; месте его нахождении; сведения об акциях Общества и его акционерах; о размере уставного капитала; об органах управления; о видах экономической деятельности авиакомпании; основные показатели пассажиропотока, объема груза, пассажирооборота и грузооборота; финансовая и бухгалтерская отчетность; риски, сказывающиеся на деятельности организации; решения, направленные на повышение качества предоставляемых услуг и безопасность и мн. др. [10]. То есть опираясь на требования указанного выше ФЗ «Об акционерных обществах», можно сделать вывод, что в Уставе авиакомпании все обязательные положения отражены.

Помимо Устава локальными нормативными документами авиакомпании «Уральские авиалинии» являются следующие:

положение о Генеральном директоре общества. Содержит требования, полномочия, права и обязанности указанного должностного лица, а также ответственность Генерального директора;

– положение о Совете директоров общества. Как уже было сказано ранее, Совет директоров является органом управления общества. Данный акт содержит цели и принципы деятельности данного органа, компетенцию, права и обязанности, а также порядок их осуществления;

– положение об Общем собрании акционеров общества. Общее собрание акционеров является высшим органом общества. В данном положении содержащиеся нормы подобны выше указанному положению;

положение о Ревизионной комиссии общества. Ревизионная комиссия является органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества; избирается годовым Общим собранием акционеров. На самом деле, является важным органом авиакомпании, поскольку на основании заключения Ревизионной комиссии, организация видит существующие проблемы и пытается их устранить;

положение о Правлении общества;

– положение о порядке начисления и выплаты дивидендов открытого акционерного общества авиакомпании «Уральские авиалинии». Не менее важный локальный нормативный акт авиакомпании, преимущественно для акционеров. В нем содержатся нормы о порядке начислении дивидендов по акциям Общества; сведения о лицах, которые имеют право на получение дивидендов; о существующих ограничениях по выплате дивидендов;

– положение о представительстве ОАО “Авиакомпания “Уральские Авиалинии” в Китайской Народной Республике (КНР). В данном положении определено, что представительство авиакомпании «Уральские авиалинии» в Китайской Народной Республике является обособленным подразделением Общества, представляющим интересы Общества и осуществляющее их защиту. Его особенность заключается в том, что оно направлено на установление международного сотрудничества в целях расширения агентской сети по перевозкам, обеспечения максимальной загрузки рейсов, продвижения и сопровождения услуг, предоставляемых авиакомпанией.

Помимо перечисленных внутренних документов «Уральских авиалиний» в организации заключен между работниками и работодателями коллективный договор, который регулирует между ними социально-трудовые отношения. Данный документ предусматривает такие вопросы, оговоренные сторонами, как условия труда, в числе которых оплата труда, продолжительность рабочего времени и перерывы; предусматривает социальные гарантии и льготы. Коллективный договор был заключен и вступил в законную силу 17.04.2019 г. Содержит 12 важнейших приложений, ряд из которых является отдельными локальными нормативными актами. Например, это такие акты, как: положение об охране труда, положение об оплате труда работников, правила внутреннего трудового распорядка, положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей ВС ОАО АК «Уральские авиалинии», положение о комиссии по санаторно-курортному лечению, оздоровлению и социальному страхованию работников, положение по обеспечению форменной одеждой и обувью работников и другие внутренние документы [1].

Таким образом, анализ локальной нормативной базы ОАО АК «Уральские авиалинии» показал, что в организации приняты и действуют, в целом, все внутренние документы, предусмотренные требованиями федерального законодательства. Однако, в процессе изучения было выявлено, что в компании отсутствуют локальные акты, которые регламентируют документационное обеспечение управления. В частности, нет инструкции по делопроизводству, регламентирующая процесс документооборота, процесс подготовки и оформления документации, организацию документов в делопроизводстве. Независимо от формы собственности организации, вида ее деятельности, наименования документации, места ее составления существуют общие требования по оформлению документов. От того, насколько рационально и эффективно организованы документооборот и делопроизводство, зависит и скорость обмена информацией с внешними корреспондентами, и скорость прохождения управленческих сигналов внутри организации, что в конечном итоге и повлияет на результаты хозяйственной деятельности организации [11]. Более того, отсутствуют в Обществе определенные положения об индексации заработной платы, а это является важнейшим аспектом, поскольку при высоких темпах инфляции, характерных российской экономики, происходит обесценивание денежных средств, в связи с чем необходимо обеспечивать повышение уровня реальной заработной платы. Надо понимать, что от внутренней правовой политики организации также, безусловно, зависит эффективность деятельности любого предприятия [12].

Совершенствование нормативно-правовой базы экономической деятельности ОАО АК «Уральские авиалинии». В процессе изучения локальных нормативных актов в ОАО АК «Уральские авиалинии» было выявлено, что многие акты, которые подлежат обязательному принятию в соответствии с действующим законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, в организации отсутствуют. Поэтому необходимо разработать положение о документообороте в целях эффективного управления во внутренней среде авиакомпании. Анализ и оценка статистических данных отчетности показал, что многие запланированные результаты деятельности не достигаются, и основная причина тому – несогласованность, нарушение взаимодействия между коллективом [13]. В таком положении должны содержаться следующие обязательные разделы: общие положения; принципы организации документооборота; порядок организации документооборота; электронный документооборот; изготовление, учет, использование печатей и бланков; образцы основных бланков.

Также авиакомпания «Уральские авиалинии» особое внимание уделяет качеству предоставляемых услуг. Однако, анализ деятельности организации показал, что достаточно часто рейсы авиакомпании задерживаются, переносятся и отменяются. Причем много жалоб от пассажиров поступает, что при таком положении дел не всегда компенсируется стоимостью билета или иные издержки, которые пришлось претерпеть. Таким образом, происходит потеря части клиентов, ухудшается репутация, а соответственно эффективность перевозок в общем. Поэтому следует разработать и принять положение об организационной структуре ОАО АК «Уральские авиалинии», в которой будет внедрен специальный отдел, занимающийся выявлением причин задержек, переносов и отмены полетов, прогнозов таких причин с целью их дальнейшей минимизации или устранения. Также данный отдел будет заниматься возмещением причиненного ущерба пассажирам. Как известно, законодательно не установлен обязательный порядок построения организационной структуры предприятия. Структура может быть различной в зависимости от направленности деятельности, величины предприятия, порядка управления и других критериев [14]. Применимо к деятельности авиакомпании содержание такого положения должно выглядеть следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2 – Содержание Положения об организационной структуре ОАО АК «Уральские авиалинии»

Источник: составлено авторами.

Из рис. 2 видно, что 3 раздел Положения предусматривает возможность внесения изменений в действовавшую организационную структуру организации, поэтому введение нового отдела в целях повышения эффективности перевозок может быть рассмотрено. Достаточно большое значение имеет наличие 4 раздела в Положении, так как «Уральские авиалинии» – это организация крупная, имеет большое число подразделений, требующих порядка и подлежащих регулированию и строгому контролю. Также деятельность организации направлена на постоянное развитие. Все это требует и постоянной корректировки организационной структуры в целях достижения поставленных целей и задач.

Также еще хотелось бы отметить, что сейчас многие организации неотъемлемой составляющей своей деятельности считают разработку и введение Кодекса корпоративной этики. В авиакомпании «Уральские авиалинии» данный локальный документ отсутствует, что на самом деле является немалым допущением. Ведь данный Кодекс отражает индивидуальность компании, ее идеологию, ценности. В первую очередь, Кодекс корпоративной этики содержит совокупность правил поведения, которых должен придерживаться весь персонал организации [15]. Обычно Кодекс включает такие разделы, как:

– общие положения (основные понятия, их определения, область применения, цели и задачи локального акта);

– миссия, принципы и ценности компании;

– внутрикорпоративное поведение (взаимодействие работников, информационный обмен, антикоррупционная политика, конфликт интересов);

– внешнекорпоративное поведение (компания и клиенты; компания и акционеры, инвесторы; компания и конкуренты; компания и поставщики; компания и окружающая среда и т.д.);

– заключительные положения (соответствие нормам кодекса, ответственность за их нарушение; утверждение, внесение изменений) [15].

Важно, что документ регулирует взаимоотношения не только внутри организации, но и вне ее, устанавливает приоритеты деятельности. Кодекс корпоративной этики способствует упорядочиванию ведения деятельности, тем самым повышая ее эффективность.

Заключение. Подводя итоги результатов исследования, следует отметить, что они носят общий и неисчерпывающий характер. Внешние институциональные факторы, усиление влияния которых вызвано пандемией короновируса и дипломатических санкций ряда недружественных стран мира, требуют всё большего углубления в изучаемую проблему, которая во многом определена практическим характером.

Анализ внутренней документации показал, что локальная нормативная база авиакомпании несовершенна и требует доработки в целях повышения эффективности деятельности. Установлено, что ряд локальных актов, которые подлежат обязательному принятию в соответствии с действующим законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, отсутствуют в авиакомпании. Предлагается разработка положения о документообороте в целях эффективного управления во внутренней среде авиакомпании. С целью решения ряда практических проблем (в т.ч. взаимоотношения с клиентами по спорным ситуациям) предложена разработка Положения об организационной структуре ОАО АК «Уральские авиалинии».

Полученные результаты: выявленная специфика федеральных, региональных, локальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность перевозчика «Уральские авиалинии», а также произведенная оценка локальной нормативно-правовой базы авиакомпании, предложенные меры по её совершенствованию потенциально являются базой для дальнейшего развития исследования актуальной проблемы и могут быть использованы в реальной практике деятельности.

[1] Сайт ОАО АК «Уральские авиалинии» [Электронный ресурс]. URL: https://www.uralairlines.ru (дата обращения 19.05.2022).


Источники:

1. Колясников В.А. Проблемы нормативного и правового государственного регулирования авиационной безопасности // Экономико-правовые основы. – 2020. – № 4. – c. 3-6.
2. Ларин О.Н., Рублев В.В. Перспективы применения отечественных самолетов для региональных авиаперевозок // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 431-444. – doi: 10.18334/epp.11.2.111585.
3. Иванова М.О., Банникова С.А. Подготовка кадров в системе многоуровневого профессионального образования в гражданской авиации // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2903-2914. – doi: 10.18334/epp.11.12.113945.
4. Протасова Л.Г., Паршина И.Ю. Управление рисками в системе менеджмента качества предприятия // E-forum. – 2021. – № 2(15).
5. Миронов Д.С. Алгоритмы анализа формальной и неформальной институциональной среды инновационной деятельности // Заметки ученого. – 2021. – № 12-1. – c. 366-372.
6. Ноева Е.Е. Регулирование деятельности воздушного транспорта // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 3. – c. 115-118.
7. Нестеров А.К. Специфика авиационных услуг, правовое регулирование воздушных перевозок и оценка их эффективности. Энциклопедия Нестеровых. [Электронный ресурс]. URL: https://odiplom.ru/lab/aviacionnye-uslugi.html.
8. Савельев Д.А. Анализ российского рынка пассажирских перевозок // Транспортное дело России. – 2018. – № 8. – c. 1315.
9. Ензак Е.О. Проблемы правового регулирования гражданской авиации в России // Актуальные проблемы современной экономики. – 2019. – № 6. – c. 32-35.
10. Решетников А.Д., Зайцева О.П. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов Воздушного транспорта // Экономика и право: теоретические аспекты. – 2020. – № 3. – c. 9-11.
11. Мовчанюк А.И., Косикова Л.В. Анализ деятельности авиаперевозчика // Экономика и право: Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2018. – c. 251-256.
12. Меерсон А.Ю., Ахматова Д.С. Применение теории игр в практике управления авиакомпанией // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы: Материалы научно-практической конференции. Пенза, 2017. – c. 252-254.
13. Гребенников А.А. Критерии и методы оценки эффективности работы предприятия // Планово-экономический отдел. – 2020. – № 12. – c. 12-15.
14. Цуцкарев В.К. Анализ способов и источников формирования выручки компании по наземному обслуживанию авиации // Экономика, право, инновации. – 2019. – № 3. – c. 16-23.
15. Ильичева Е.В. Корпоративный кодекс как составляющая корпоративной культуры // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2017. – № 1. – c. 3.

Страница обновлена: 27.09.2022 в 11:54:29