Обоснование показателей оценки деятельности по трудовой адаптации осужденных на ее различных этапах

Дятлов Ю.Н.1, Нотченко В.В.2
1 Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний (Псковский филиал), Россия
2 Псковский государственный университет

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=61180744

Аннотация:
В статье представлены некоторые подходы к выбору и расчету показателей, характеризующих деятельность по трудовой адаптации осужденных, как в пенитенциарном, так и в постпенитенциарном периодах. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование и оценка совокупности показателей, дифференцированных по различным этапам адаптационного процесса, позволят выявить имеющиеся в нем проблемы и противоречия, определить приоритетные меры, направленные на их решение. В связи с недостаточной полнотой действующих форм ведомственной статистической отчетности авторами предложен ряд дополнительных критериев оценки деятельности по адаптации осужденных к труду, в том числе социально-экономические показатели, характеризующие их трудоустройство и особенности занятости в постпенитециарный период. В них включены общий уровень трудовой занятости лиц, отбывших уголовные наказания в виде лишения свободы, уровень занятости лиц, привлекавшихся к трудовой адаптации в пенитенциарных учреждениях, и удельный вес лиц, трудоустроившихся по профессиям, освоенным в период отбывания наказания. Кроме того, предложены показатели, характеризующие привлекательность профессии, полученной в исправительном учреждении, длительность поиска работы и уровня закрепляемости на первой работе лиц, освобожденных из мест лишения свободы. С целью практической реализации представленных в статье подходов к формированию и расчету рассмотренных показателей приведен ряд мер организационно-правового характера.

Ключевые слова: Трудовая адаптация, этапы, показатели, привлекательность профессии, осужденные к лишению свободы, эффективность, занятость

JEL-классификация: J21, J23, J24



Введение

В современных условиях организация трудовой адаптации лиц, отбывающих уголовные наказания в пенитенциарной системе, выступает одним из важнейших направлений ее функционирования, ориентированным на достижение целей исправительного и социального характера. Это связано с тем, что в контексте реализуемой в России уголовно-исполнительной политики труд и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы рассматриваются, прежде всего, как средства их социальной адаптации и исправления [1, с. 120] (Barmashov I.N., Barmashov V.I., 2022, p. 120).

Очевидно, что без применения системы показателей, характеризующей основные этапы деятельности по трудовой адаптации осужденных и позволяющей оценить достигнутые результаты, соответствующие указанным выше целям, не представляется возможным своевременно выявлять существующие в ней проблемы и противоречия, определять перспективы развития сферы профессионального образования и трудовой занятости спецконтингента исправительных учреждений.

Вместе с тем отсутствие должного освещения указанных выше вопросов в современных научных работах может привести к недооценке их важности и недостаточном отражении в разрабатываемых и реализуемых в этой сфере целевых программах и нормативных правовых актах. Следовательно, возникает необходимость обоснования системы оценочных показателей деятельности по трудовой адаптации спецконтингента исправительных учреждений на различных этапах процесса ее реализации для более глубокого понимания достигнутых результатов и разработки обоснованных решений, направленных на повышение ее эффективности.

В связи с этим цель настоящего исследования состоит в обосновании совокупности показателей оценки деятельности по трудовой адаптации осужденных к лишению свободы, адекватных целям и этапам адаптационного процесса, которые могут быть рекомендованы для включения в соответствующие формы ведомственной статистической отчетности уголовно-исполнительной системы (УИС) России.

Специфика этапов и показателей, характеризующих деятельность по трудовой адаптации осужденных в пенитенциарном периоде

Активизация обсуждения современных подходов к целям и результатам привлечения к труду и профессиональному обучению лиц, содержащихся в отечественной пенитенциарной системе, как неотъемлемых составляющих процесса их социальной адаптации, была связана с реформированием УИС России в конце 1990-х гг. и начале 2000-х гг. В эти годы в научном и практическом обороте стало применяться такое понятие, как «трудовая адаптация осужденных». В последующем, в период с 2006 по 2010 гг., было осуществлено преобразование предприятий исправительных учреждений в центры трудовой адаптации осужденных, учебно-производственные и лечебно-производственные мастерские, что подчеркивает направленность пенитенциарного труда, в первую очередь, на решение социальной задачи – подготовки лиц, приговоренных к лишению свободы, к трудовой жизни после освобождения [2, с. 66] (Gryaznov, 2018, p. 66).

Характеризуя результаты деятельности по трудовой занятости осужденных, большинство исследователей делает основной акцент на социально-экономических критериях и показателях, достигаемых преимущественно в пенитенциарном периоде, но не дифференцирует их по основным этапам адаптационного процесса. В частности, В. В. Шлыков предлагает использовать систему показателей, которая может включать в себя учебно-производственные возможности учреждений УИС по трудовой адаптации осужденных (чел.); удельный вес вовлечения спецконтингента в процесс трудовой адаптации по отношению к его среднесписочному числу; количество рабочих мест в центре трудовой адаптации; наличие и загрузку мест в профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России и др. [3] (Shlykov, 2007).

Н.С. Матвеева выделяет в качестве основных составляющих эффекта, обусловленного организацией труда осужденных, как социальные (рост человеческого капитала общества, профессиональное обучение и развитие личности осужденных, формирование их позитивного отношения к труду и т.п.), так и экономические составляющие (получение заработной платы занятыми трудом осужденными, дополнительные налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы России, получение доходов исправительными учреждениями др.) [4, с. 22–23] (Matveeva, 2011. p. 22–23).

Н.И. Нарышкина, А.С. Гусев, И.И Дерен, рассматривая показатели эффективности трудовой адаптации спецконтингента исправительных учреждений, опираются на основные экономические показатели, по которым оценивается эффективность работы производственно-хозяйственного сектора УИС в соответствии с формой статистической отчетности «Отчет о трудовой адаптации осужденных» (ОТАО), утвержденной приказом ФСИН России от 30 августа 2019 г. № 754 [5, c. 73–78] (Naryshkina, Gusev, Deren, 2021, p. 7378).

С учетом изложенного рассмотрим совокупность показателей, характеризующих различные аспекты деятельности исправительных учреждений, территориальных органов УИС и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в целом по трудовой адаптации осужденных на каждом из основных этапов адаптационного процесса.

Проведенное ранее нами исследование по оптимизации последовательности и характеристике основных этапов процесса трудовой адаптации осужденных позволило, исходя из действующей нормативно-правовой базы и сложившейся практики, представить уточненную и дополненную структуру процесса трудовой адаптации спецконтингента, которая может быть рекомендована для практической реализации учреждениями УИС [6, с. 70–77] (Dyatlov, Notchenko, 2021, p. 7077).

Однако в связи со вступлением в силу с 1 января 2024 г. Федерального закона № 10-ФЗ от 6 февраля 2023 г. «О пробации в Российской Федерации», который предусматривает осуществление постпенитенциарной пробации в отношении лиц, освобожденных из исправительных учреждений, в том числе реализацию мероприятий по оказанию содействия таким лицам помощи в трудоустройстве, мы считаем необходимым дополнить предложенную ранее структуру процесса трудовой адаптации таким завершающим этапом, как проведение мероприятий в системе поспенитенциарной пробации по оказанию содействия в трудоустройстве лицам, освобожденным из исправительных учреждений (рис. 1).

Рисунок 1. Предлагаемая структура процесса трудовой адаптации лиц, приговоренных лишению свободы

Источник: составлено авторами.

В соответствии со сложившей пенитенциарной практикой первый этап процесса трудовой адаптации начинает выполняться в карантинном отделении исправительного учреждения в отношении вновь поступивших осужденных. При этом устанавливается наличие у них профессионального образования и опыта работы, полученных до прибытия в исправительное учреждение. В процессе работы комиссии по распределению этапа по отрядам выбираются кандидатуры осужденных на должности обслуживающего персонала исправительного учреждения в соответствии со штатным расписанием пенитенциарного учреждения. В случае отсутствия профессии осужденные направляются решением комиссии для его получения в профессиональное образовательное учреждение при исправительном учреждении [7, с. 82–83] (Koryakin, 2016, p. 82–83).

Указанные меры, реализуемые в учреждениях УИС, представляются вполне обоснованными и приносят определенные результаты. Однако в связи с недостатком работы для спецконтингента в местах лишения свободы требует проработки и практического применения вопрос разделения осужденных на категории по отношению к процессу трудовой адаптации и требуемом объеме проводимых адаптационных мероприятий, исходя из имеющейся у них профессии и опыта работы. Мы согласны с мнением В.В. Шлыкова о том, что для удобства учета, автоматизированной обработки и анализа информации, необходимой для принятия решений в сфере трудовой адаптации спецконтингента, целесообразно применять деление осужденных на группы с установлением соответствующих кодов [8] (Shlykov, 2007).

Следовательно, основными оценочными показателями на первом этапе адаптационного процесса могут выступать численность и удельный вес осужденных, отнесенных к группам, требующим минимальную, стандартную или максимальную трудовую адаптацию, а также к категории лиц, не нуждающихся в ее прохождении.

В целях планирования и оценки рассматриваемого вида деятельности на втором этапе может применяться такой показатель, как возможности пенитенциарного учреждения по привлечению к трудовой адаптации осужденных. По нашему мнению, он должен определяться путем суммирования следующих показателей:

численность осужденных, которым может быть предоставлена возможность получения профессионального образования и профессионального обучения с отрывом от производства;

количество рабочих мест для осужденных (с учетом коэффициента сменности), связанных с получением исправительными учреждениями доходов от производства и реализации товаров, работ, услуг;

количество мест для осужденных, предусмотренных штатным расписанием учреждений УИС для выполнения работ по их хозяйственному обслуживанию.

Сравнительная оценка рассчитанных возможностей пенитенциарного учреждения по привлечению к трудовой адаптации осужденных с их численностью, отнесенной к различным адаптационным группам, дает возможность установить возможный уровень участия спецконтингента в деятельности по трудовой адаптации в планируемом периоде и, в случае выявления недостаточного уровня его занятости, позволяет определить первоочередные меры по расширению указанных возможностей.

Деятельность учреждений УИС на третьем и четвертом этапах, предусматривающих организацию профессионального образования, производственного обучения осужденных и их трудоустройство в период отбывания наказания в достаточной степени характеризуют показатели привлечения осужденных к трудовой адаптации, которые представлены в разделе 1.1 статистической отчетности ОТАО. В данном случае представляется вполне обоснованным включение в совокупную среднесписочную численность спецконтингента, проходящего трудовую адаптацию в отчетном периоде, не только осужденных, осуществляющих трудовую деятельность на производственных объектах УИС и сторонних организаций, но и осужденных, получающих профессиональное образование в различных формах.

Содержание пятого этапа процесса трудовой адаптации осужденных заключается в осуществлении контроля выполнения возложенных на адаптантов обязанностей и применении по отношению к ним адекватных мер поощрения и взыскания. В форме статистической отчетности ОТАО этот этап трудовой адаптации характеризуется показателями выполнения осужденными установленных норм выработки в процентном отношении и численности, осужденных-сдельщиков, не выполнивших установленные нормы, размером удержаний из оплаты труда спецконтингента, объемом исковых требований к нему, возмещенных за отчетный период. Однако для более полной оценки не только экономических, но и профессиональных, организационно-административных и физиологических аспектов деятельности по адаптации осужденных к труду, указанный выше перечень мы рекомендуем дополнить следующими показателями:

квалификационный уровень осужденных, выраженный средним тарифным разрядом рабочих и работ;

уровень брака продукции, допущенной по вине осужденных (в процентах от общего объема изготовленной продукции, выполненных работ);

количество поощрений и взысканий, полученных спецконтингентом в процессе трудовой адаптации;

число фактов злостного уклонения от выполнения трудовых обязанностей и производственного обучения;

количество случаев производственного травматизма и производственной заболеваемости занятого трудом спецконтингента.

На шестом этапе для оценки деятельности по подготовке осужденных к освобождению целесообразно рассчитывать и отслеживать такие показатели, как численность осужденных, получивших две и более профессии в период отбывания наказания, количество проведенных занятий в рамках «Школы подготовки осужденных к освобождению» на темы, связанные с развитием навыков поиска работы, информированием о субъектах, оказывающих такую помощь, консультированием о порядке трудоустройства, правах и обязанностях работников и работодателей и т. п. [9, с. 37–38] (Vladimirova, 2022, p. 37–38).

Седьмой этап предполагает расчет и анализ показателей эффективности трудовой адаптации осужденных, к которым в статистической форме ОТАО отнесены показатели, содержащиеся в разделах «Заработная плата», «Возмещение причиненного ущерба», «Нормирование труда». Однако, по нашему мнению, показатели, входящие в перечисленные выше разделы, не отражают в полной мере результативность рассматриваемого вида деятельности, поскольку не включают такие важные социально-экономические результаты трудовой адаптации лиц, приговоренных к наказаниям в виде лишения свободы, как уровень и длительность их трудовой занятости в постпенитециарном периоде. При этом изучение действующей системы статистических показателей ФСИН России и Росстата свидетельствует об отсутствии в них подобных индикаторов [10, с. 134] (Dyatlov, 2023, p. 134).

В связи с этим для итоговой оценки эффективности деятельности исправительных учреждений, территориальных органов УИС и ФСИН России в целом по трудовой адаптации осужденных целесообразно рассмотреть возможный перечень указанных выше показателей. Вопросы порядка сбора исходной информации и расчета таких показателей являются актуальными и имеют практическое значение для определения перспектив развития сферы профессионального образования и труда осужденных.

Актуальные показатели эффективности деятельности по трудовой адаптации осужденных, достигаемые в постпенитенциарном периоде

Для характеристики эффективности рассматриваемого вида деятельности нами предлагается применять, во-первых, показатель уровня занятости лиц, освобожденных в течение отчетного периода из отдельно взятого исправительного учреждения, совокупности учреждений, подчиненных определенному территориальному органу или по УИС в целом. Предполагается, что данный показатель будет учитывать всех трудоустроенных в постпенитенциарный период лиц, освобожденных из исправительных учреждений, относящихся к категориям экономически активного населения (рис.2)

Рисунок 2. Способы расчета показателей эффективности деятельности по трудовой адаптации осужденных, достигаемых в постпенитенциарном периоде

Источник: составлено авторами.

Во-вторых, в качестве обобщающего показателя эффективности деятельности в сфере трудовой адаптации учреждений и органов УИС следует рассматривать уровень трудовой занятости лиц, отбывших уголовные наказания в виде лишения свободы, вовлекавшихся в трудовую адаптацию в пенитенциарный период. Речь идет о трудоустройстве указанных лиц в том числе и не по профессиям, полученным в исправительных учреждениях, поскольку их желание и готовность осуществлять любую трудовую деятельность, безусловно, показывает адаптированность к труду.

В-третьих, целевым показателем, характеризующим степень востребованности на рынке труда профессий, полученных осужденными в исправительных учреждениях, является удельный вес лиц, отбывших уголовные наказания в виде лишения свободы, которые в пенитенциарном периоде прошли трудовую адаптацию и после освобождения заняты по полученным в исправительных учреждениях профессиям.

Кроме того, практическое значение для принятия корректирующих мер в деятельности по трудовой адаптации осужденных в учреждениях УИС могут иметь следующие частные показатели эффективности трудовой адаптации, способы расчета которых представлены на рис. 2:

степень привлекательности профессии, полученной в исправительном учреждении, которая позволяет оценить перспективы трудоустройства по определенной профессии, полученной в пенитенциарном периоде лицами, отбывшими уголовные наказания в виде лишения свободы;

средняя длительность поиска работы лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, показывающая скорость трудоустройства указанной категории граждан, получивших определенную профессию в учреждениях УИС, по укрупненным группам профессий, видам экономической деятельности или в региональном разрезе;

средний уровень закрепляемости на первой работе лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, характеризующий ожидаемую длительность работы указанной категории граждан, получивших определенную профессию в учреждениях УИС, по укрупненным группам профессий, видам экономической деятельности или в региональном разрезе.

Заключение

Возможность реализации рассмотренных выше подходов к выбору и расчету показателей оценки деятельности по трудовой адаптации осужденных в значительной степени зависит от мер их организационно-правового обеспечения.

При этом в качестве первоочередных мер необходимо рассмотреть актуализацию перечня показателей, включенных в форму статистической отчетности ОТАО, и инструкции по ее заполнению с учетом представленных выше показателей, а также нормативно-правовое закрепление порядка информационного взаимодействия субъектов, оказывающих содействие в трудоустройстве в системе постпенитенциарной пробации лицам, отбывшим уголовные наказания в виде лишения свободы, с исправительными учреждениями, из которых они были освобождены. В соответствии со ст. 6 и ст. 24 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» такими субъектами являются, в первую очередь, уголовно-исполнительные инспекции и органы службы занятости населения.

Учитывая установленный в п. 2 ст. 20 указанного закона срок применения постпенитенциарной пробации, который не может составлять более одного года с момента ее начала, ввести в перечень обязанностей лиц, освобожденных из мест лишения свободы, положение о необходимости в течение одного года после освобождения предоставлять в уголовно-исполнительную инспекцию по месту своего проживания информацию о наличии или отсутствии работы.

Сотрудникам подразделений УИС, участвующим в организации процесса трудовой адаптации осужденных, а также образовательных учреждений профессионального образования ФСИН России рекомендуется проводить систематический анализ представленных выше показателей оценки деятельности по трудовой адаптации осужденных, достигаемых в постпенитенциарном периоде, для определения перспектив развития видов экономической деятельности и перечня реализуемых программ начального профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных в соответствии с потребностями рынка труда.


Источники:

1. Бармашов И.Н., Бармашов В.И. Труд как средство исправления осужденных к лишению свободы в свете реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года // Юридический вестник. – 2022. – № 4. – c. 119-124. – doi: 10.21779/2224-0241-2022-44-4-119-124.
2. Грязнов С.А. Труд в условиях исправительного учреждения. / Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы международной науч.-практ. конф. (Самара, 11–12 октября 2018 г.). - Самара, 2018. – 65-67 c.
3. Шлыков В.В. Начальник исправительного учреждения в механизме трудовой адаптации осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – № 5. – c. 18-21.
4. Матвеева Н.С. Государственное регулирование предпринимательства в производственном секторе уголовно-исполнительной системы России. / автореф. дис.,.. д-ра экон. наук: 08.00.05. - М.: Гос. ун-т управления, 2011. – 41 c.
5. Нарышкина Н.И., Гусев А.С., Дерен И.И. Организация трудовой адаптации осужденных. - Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. – 88 c.
6. Дятлов Ю.Н., Нотченко В.В. Основные этапы процесса трудовой адаптации осужденных к лишению свободы // Экономика труда. – 2021. – № 1. – c. 67-78. – doi: 10.18334/et.8.1.111377.
7. Корякин Е. А. Алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях ФСИН России // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2016. – № 2. – c. 81-85.
8. Шлыков В. В. Производственная деятельность как основа трудовой адаптации осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – № 4. – c. 8-13.
9. Владимирова О.А. Школа подготовки к освобождению как форма социальной работы с осужденными. / Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием (Самара, 2–3 июня 2022 г.). - Самара, 2022. – 37-38 c.
10. Дятлов Ю.Н. Специфика видов и показателей эффективности трудовой адаптации осужденных // Научное обозрение: теория и практика. – 2023. – № 1. – c. 128-140. – doi: 10.35679/2226-0226-2023-13-1-128-140.

Страница обновлена: 04.12.2024 в 04:30:23