Управление туристскими кластерами: опыт региона

Юренский Д.А.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2021)

Цитировать:
Юренский Д.А. Управление туристскими кластерами: опыт региона // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 6. – С. 2551-2576. – doi: 10.18334/ce.15.6.112303.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46324018
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Туристские кластеры требуют грамотного управленческого подхода как со стороны органов власти, управляющей компании, так и самих резидентов, поэтому статья посвящена изучению теоретических и практических подходов к формированию и управлению туристскими кластерами в экономике региона. Исследование трудов отечественных и зарубежных ученых по вопросам функционирования туристских кластеров позволило выявить ключевые факторы, обеспечивающее конкурентные преимущества развития региональной экономики и дать авторское определение туристско-рекреационного кластера. Предложена авторская структура региональной кластерной сети, включающая элементы инфраструктурного характера и варианты взаимодействия на основе законных механизмов, объединяющих бизнес и государство при создании инфраструктуры. Авторский подход к проектированию туристско-рекреационного кластера в регионе включает конкретных участников процесса и реализуется с помощью определенного набора методов, инструментов и средств проектирования. При управлении туристско-рекреационным кластером важно заключение соглашения о взаимодействии, в котором обозначаются обязательства со стороны правительства региона и управляющей компании. Анализ управленческой практики туристско-рекреационных кластеров в России позволил выделить ряд преимуществ резидентов: налоговые вычеты, подвод коммуникаций за счет областных программ развития, упаковка турпродуктов, размещение и продвижение услуг на едином интернет-ресурсе, поддержка в течение всего периода реализации проекта и помощь в подборе вариантов финансирования. На основе кейса организационно-правовой модели создания туристско-рекреационного кластера «Гора Белая» в Свердловской области предложены направления деятельности туристских кластеров и обязанности управляющей компании и резидентов на территории туристско-рекреационного кластера

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, регион, проектирование и управление кластером, управляющая компания, резиденты кластера, туристский сервис

JEL-классификация: L14, L32, R58



Введение

Стратегическая программа устойчивого социально-экономического территориального развития подразумевает рациональное и сбалансированное использование ограниченных организационно-экономических ресурсов. Детализация концепции развития региона, разработка организационно-экономических механизмов, стратегических и матричных программ регионального экономического развития предполагает формирование кластерных сетевых структур. Под сетевой структурой в системе предпринимательства региона А. Н. Асаулом, Е.Г. Скуматовым, Г.Е. Локтеевой [1] (Asaul, Skumatov, Lokteeva, 2004) понимается устойчивое территориально-отраслевое партнерство экономических участников и других субъектов, предусматривающее реализацию совместной целостной программы производства продукции высокого спроса, инновационных товаров и передовых технологий, обеспечивающую конкурентные преимущества в территориальном развитии.

Целью исследования является изучение теоретических и практико-ориентированных подходов к формированию и управлению туристскими кластерами в экономике региона, направленных на рост социально-экономических показателей региона и устойчивое развитие самих предпринимательских структур. Туристские кластеры, формируя на определенной территории высокий уровень деловой активности, новые точки роста с синергетическим эффектом и эффективное позиционирование туристских ресурсов территории, становятся важнейшим фактором и ценнейшим ресурсом регионального развития.

В соответствии с целью исследования были поставлены и последовательно решены следующие основные задачи:

- выявлены ключевые факторы, обеспечивающее конкурентные преимущества ускоренного развития региональной экономики при формировании сетевых структур;

- изучены научные исследования отечественных и зарубежных ученых по вопросам функционирования туристских кластеров в мировой и региональной экономике и дано авторское определение экономической категории «туристско-рекреационный кластер»;

- выделены сигнатурные характеристики социально-экономического развития кластерных формирований, возникающих в процессе повторяющегося спирального взаимодействия между территориальными предпринимательскими структурами, обмена ценной информацией и взаимной поддержки;

- предложена авторская структура региональной экономической кластерной сети и варианты взаимодействия внутри нее, включающие не только концессии и соглашения, но и иные законные механизмы и/или их совокупность, объединяющие бизнес и государство при создании инфраструктуры;

- выделены основные принципы формирования и развития кластерных структур в системе предпринимательства региона, которые заложены в основу авторского методического подхода к проектированию туристско-рекреационного кластера на территории региона;

- изучен кейс организационно-правовой модели создания туристско-рекреационного кластера в Свердловской области, на основе которого предложены основные направления деятельности территориальных туристских кластеров и обязанности управляющей компании и резидентов на территории туристско-рекреационного кластера.

В процессе исследования конкурентной среды в системе предпринимательства нами выявлены факторы, обеспечивающее ускоренное развитие региональной экономики при формировании сетевых структур:

- быстрая реакция к конъюнктурным изменениям на рынке, адаптивность предпринимательской структуры к ним и появление возможности одновременного воздействия на рынок;

- концентрация деятельности участников сетевой структуры на инновационных уникальных процессах, предусматривающих высокие компетенции персонала;

- оптимизация издержек производственно-сбытовой деятельности в сетях за счет структурных изменений;

- возможность привлечения к совместной сетевой инновационной деятельности новых партнеров, оптимизация деятельности предпринимательских структур с исключением исполнителей, не соответствующих новым задачам ее участников.

Эффективным управленческим инструментарием в процессе сетевого взаимодействия бизнес-сообщества региона с синергетическим эффектом становятся предпринимательские структуры, объединенные в пределах кластера, которые позволяют выделять и эффективнее использовать новые направления экономической и прежде всего туристской привлекательности территории, формируя высокий уровень деловой активности, точки роста и эффективное использование территориальных туристских и человеческих ресурсов.

Теоретические подходы к управлению кластерами

В статье мы обращаем внимание, что, несмотря на достаточно глубокую изученность вопросов формирования и управления туристскими кластерами, часть из них, касающаяся организации и управления деятельностью резидентов кластера, а также формирования общепризнанного в экономической науке терминологического аппарата, требует проведения исследований на постоянной основе. Необходимо исследовать и выделить единые теоретико-методологические подходы к понятиям «кластер», «туристский кластер» как научной категории.

В экономической литературе исследованием теории кластеров и маркетинга территорий занимались российские ученые: В. Абашкин, С. Артемов [7] (Abashkin, Artemov, Gusev, 2018), Н. Белякова [2] (Belyakova, 2019), А. Бубнов [3] (Bubnov, 2018), А. Воронов 6] (Voronov, Sergeev, 2019), А. Гранберг [4] (Granberg, 2014), С. Гришин [5] (Grishin, 2017), А. Гусев [7] (Abashkin, Artemov, Gusev, 2018), А. Митрофанова [8] (Mitrofanova, 2010), С. Сергеев [6] (Voronov, Sergeev, 2019), Н. Омарова [9] (Omarova, 2020), А. Рунаева [11] (Runaeva, 2018), В. Хорошевская [12] (Khoroshevskaya, 2019) и др., а также зарубежные ученые исследователи: Аримонд Г., Илфси А. [13] (Arimond, Elfessi, 2001), Бресши С., Будри С. [14] (Beaudry, Breschi, 2003), Венберг К., Линдгвист Г. [34] (Wennberg, Lindqvist, 2010), Дельгадо М. [17] (Delgado, Porter, Stern, 2014), Портер М. [17, 30] (Porter, 1998; Delgado, Porter, Stern, 2014) и др.

При формировании кластерных сетей А. Маршалл [25] (Marshall, 1961) определил экономию масштаба за счет специализации, объединения труда, а также распространения передового опыта и знаний. При этом специализация рассматривается им как модель, которая формирует технологические связи, пространственную близость между поставщиками и потребителями, что ведет к снижению маркетинговых затрат на поиск, транспортировку и мониторинг рынка.

Изучение научных трудов перечисленных выше отечественных и зарубежных ученых по вопросам теоретических основ функционирования туристских кластеров, а также исследования Benur A., Bramwell B. (Benur, Bramwell, 2015), Carson D. [16] (Carson, 2004), Novelli M., Schmitz B., Spencer T. [28] (Novelli, Schmitz, Spencer, 2006), Kosulnikova T., Sizeneva L., Sharapov D.,Semenova M. [24] (Kosulnikova, Sizeneva, Sharapov, Semenova, 2020), Гришина С.Ю. [5] (Grishin, 2017) позволяют отметить следующие проблемы и противоречия в применении категорийно-терминологического аппарата «туристского кластера»:

1. Большинство определений туристского кластера предполагают преимущественно экономическую составляющую процесса формирования кластера и не рассматривают социальное, культурное, патриотическое, нравственно-воспитательное значение туристской деятельности.

2. Государству приписывается роль, связанная исключительно с созданием нормативно-правовой базы и регулированием кластеров.

3. Крайне скудно рассматриваются вопросы влияния научно-технического прогресса и внедрения инновационных технологий в развитие кластеров.

4. Туристские кластеры преимущественно ограничены сферой туризма и, как правило, пределами одного региона.

Обобщение научных трудов ведущих экономистов (табл. 1) показывает, что в структуре кластера у предпринимательских структур появляется возможность реализации нишевых стратегий, а в сфере услуг – применение аутсорсинга с привлечением специализированных поставщиков и других участников, обеспечивающих гибкое и бережливое производство. При этом со стороны рыночного спроса к резидентам кластера предъявляются все более сложные требования, которые стимулируют новые тенденции.

Таблица 1

Исследование дефиниции «туристский кластер» в диссертационных исследованиях российских ученых

Автор
Источник
Определение
Бубнов Александр Витальевич [3] (Bubnov, 2018)
Инновационное развитие российского туризма на основе кластерного подхода
Туристический кластер – основа развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа более высокого уровня, предполагающая комплексную стратегию и/или программу, учитывающую все отрасли, приоритеты, систему экономических рычагов и стимулов
Гришин Сергей Юрьевич [5] (Grishin, 2017)
Формирование системы регулирования развития туристских кластеров
Туристский кластер – многофункциональное объединение предприятий туристского рынка и смежных отраслей, общественных институтов и учреждений, совместная деятельность которых определяется и регулируется государством, исходя из экономических интересов, социально-демографических приоритетов, культурных и морально-нравственных ценностей общества на основе современных инновационных технологий в пространственных границах как одной территории, так и ряда взаимосвязанных территорий
Митрофанова, Анна Владимировна [8] (Mitrofanova, 2010)
Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма: на примере Калининградской области
Туристский кластер – форма пространственной организации туризма, представленная совокупностью предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, объединенных горизонтальными связями, синергия которых приводит к повышению эффективности функционирования совокупности в целом и ее отдельных предприятий, возникновению эффекта инновационности, способствует усилению внутри- и межрегионального разделения труда
Рунаева Анна Ильинична [11] (Runaeva, 2018)
Формирование системы управления собственностью в туристско-рекреационной сфере на основе кластерного подхода
Туристский кластер – совокупность турагентств, туроператоров, средств размещения, оздоровительных и лечебных организаций, предприятий общественного питания, культурных и досуговых центров и др., обеспечивающая более высокую, чем в других интеграционных моделях (туристско-рекреационные комплексы, ОЭЗ туристско-рекреационного типа и др.) степень сопряженности между элементами кластера, включая бизнес, образовательные и научно-исследовательские учреждения, целенаправленно поддерживаемые органами власти и развивающиеся при участии общественных институтов
Хорошевская Валерия Валерьевна [12] (Khoroshevskaya, 2019)
Развитие культурно-туристских кластеров на основе государственно-частного партнерства (на примере Новгородской области)
Туристский кластер – многофункциональное межсетевое партнерство коммерческих субъектов, органов государственной власти и иных заинтересованных лиц, осуществляющих деятельность в области формирования, продвижения и реализации услуг в сфере культуры и туризма на основе формирования единых программ и проектов, совместного использования объектов инфраструктуры и ресурсной базы в границах определенной дестинации или региона
Источник: составлено по материалам диссертационных исследований российских ученых.

В этой связи в рамках проведенного исследования под туристско-рекреационным кластером нами понимается совокупность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанных отношениями в сфере обеспечения возможности комфортного использования туристами туристских ресурсов, расположенных на территории региона и объединенных территориальной близостью и функциональной зависимостью в пределах территории кластера.

Научные исследования Nikolaevna N.Z., Sizeneva L.A., Karaulova N.M. [27] (Nikolaevna, Sizeneva, Karaulova, 2014), Nakhratova E., Ilina I., Zotova A., Stepanov M., Dusenko S. [26] (Nakhratova, Ilina, Zotova, Stepanov, Dusenko, 2017), Dzhandzhugazova E., Dusenko S., Romanova M., Orlova L., Golondarev K. [20] (Dzhandzhugazova, Dusenko, Romanova, Orlova, Golondarev, 2018) и бизнес-практика показывают, что в кластерах пространственная близость облегчает визуальный контроль потребителями получаемых ими продуктов. А в дополнение к вертикальному сотрудничеству горизонтальная конкуренция между предпринимательскими структурами с аналогичными направлениями деятельности стимулирует разнообразие услуг и эффективность всего территориального туристского кластера. Территориальная концентрация связывает предпринимательские структуры в цепочку, создает единый рынок для работников с одинаковыми навыками, снижая при этом стоимость поиска и повышенный риск для работодателей. Персонал предпринимательских структур получает выгоду от множества рабочих мест и готовности руководства инвестировать в отраслевой человеческий капитал, а доступность альтернатив для работодателя и работника повышает качество соответствия между ними.

В кластерах, в том числе и туристских, инновационные знания с большей скоростью внедряются в предпринимательских структурах, их филиалах и у работников, находящихся в территориальной близости Jоrgensen M.T. [23] (Jorgensen, 2017), Sizeneva L.A., Dyachenko A.V., Kosulnikova T.L. [33] (Sizeneva, Dyachenko, Kosulnikova, 2018), или, как отмечает А. Маршалл, «секреты торговли находятся в воздухе». Распространение новых знаний и инновационных технологий в кластере влияет также на экономическую деятельность конкурирующих предпринимательских структур, поставщиков, клиентов и других предприятий, расположенных на его территории. При этом необходимо помнить, что вторичные механизмы включают текучесть кадров, побочные эффекты, формальное и неформальное взаимодействие. Пространственная близость становится важным условием для передачи неявных знаний, которые лучше всего приобретать, используя методы бенчмаркинга, т.е. опытным путем. При этом даже кодифицированные знания, которые обесцениваются после широкого распространения, в кластере могут получить преимущества за счет опережающих темпов их реализации.

Исследования Devesa M., Laguna M., Palacios A. [18] (Devesa, Laguna, Palacios, 2010), Roberts (2014), Rocha G., Seabra C., Silva C., Abrantes J.L. [32] (Rocha, Seabra, Silva, Abrantes, 2016) показали, что территориальная близость предпринимательских структур в кластерах и кластерных сетях также ведет к росту человеческого и социального капитала. Повторяющееся спиральное взаимодействие между территориальными предпринимательскими структурами обеспечивает обмен ценной информацией, взаимную поддержку, а также предопределяет следующие сигнатурные характеристики социально-экономического развития кластерных формирований:

- увеличение количества отраслевых предпринимательских структур и их вклада в формирование регионального валового продукта, рост территориального экспортного потенциала;

- рациональное размещение структурных элементов кластера поддерживает не только активное взаимодействие внутри системы, но и с поставщиками, посредниками, потребителями, сервисными провайдерами, усиливающими специализацию и эффективность кластера;

- обеспечение значительных преимуществ при использовании ценных ресурсов, в том числе квалифицированных работников, поставщиков, доступной инфраструктурой;

- позиционирование кластера как системообразующего производства и важнейшего работодателя для развития территории;

- эффективное сетевое взаимодействие при высокой конкуренции в обслуживающих и поддерживающих секторах экономики, основанное на принципах сотрудничества и обеспечения прорывного продвижения инновационных товаров на мировом рынке;

- ориентация активных участников кластера на разработку товаров с высокой добавленной стоимостью на основе перспективного потребительского спроса, новых требований и предпочтений мирового и внутреннего рынков.

Ссылаясь на исследования Hirschman A. O., Hjalager A.-M. [21, 22] (Hirschman, 2012; Hjalager, 2010), а также резюмируя вышесказанное, отметим, что в системе предпринимательства кластерные сети представляют собой специализированные организации, включающие поставщиков, клиентов на B2B-рынке, агентов, организации, создающие знания (университеты, исследовательские и учебные центры), организации-посредники (брокеры, консультанты, страховые и финансовые организации) и государственные учреждения.

Сетевая структура в формате государственно-частного партнерства – это не только концессии и соглашения, но и в полной мере сюда относятся иные законные механизмы и/или их совокупность, объединяющие бизнес и государство при создании инфраструктуры. Авторская структура региональной экономической кластерной сети и варианты взаимодействия внутри нее представлены на рисунке 1.

Подпись: Государственные и муниципальные органы

Рисунок 1. Структура и варианты взаимодействия государства и бизнеса в региональной экономической кластерной сети.

Источник: авторская разработка.

В начальном периоде процесса территориального управления сетевые предпринимательские структуры, как правило, принадлежат к одной или смежным отраслям, имеют общие базовые технологии и ассортиментную группу товаров. При формировании сетевых структур конкурентные преимущества кластеров формируются и усиливаются за счет локальных выгод и синергетического эффекта, которые привлекают новых производителей и ценных квалифицированных работников Dyachenko A.V., Kosulnikova T.L., Balashova, N.N., Sizeneva, L.A., Dneprovskaya, I.V. [19] (Dyachenko, Kosulnikova, Balashova, Sizeneva, Dneprovskaya, 2020). При этом кластерный подход рассматривается как инструментарий пространственного структурирования экономики, позволяющий обеспечивать дополнительные новые конкурентные преимущества, а также выявление триггерных (реперных) точек роста в контексте сбалансированного сочетания региональных интересов органов власти и определенных предприятий. Формирование инновационной системы по кластерному типу в пространственной структуре экономики региона позволяет выстраивать взаимоотношения государства, науки и бизнеса по принципу «тройной спирали», обеспечивая создание и развитие интегрированных структур, обладающих потенциалом трансфера знаний, в конечном итоге создающих благоприятные условия для генерации инновационных идей и их коммерциализации в структуре стратегии социально-экономического развития региона.

Обобщение научных трудов зарубежных и отечественных экономистов, а также собственные исследования автора показали, что основными элементами формирования и развития кластерных структур в системе предпринимательства региона являются:

- взаимодействие и координация кластерных элементов в сетевой структуре;

- проектный подход с разработкой матричных программ при реализации стратегических мероприятий в процессе проектирования кластера в туристской сфере;

- формирование факторной модели с синергетическим эффектом и оценкой производственного и социально-экономического потенциала кластера в управленческой структуре региона;

- наличие координирующего и регулирующего органа или ответственной структуры в кластере, выполняющей функции управления и стратегического маркетинга;

- оценка экономического эффекта деятельности кластерной сети, в том числе и социальный эффект.

Решающим моментом при формировании кластера считается элемент взаимовыгодной целесообразности, обеспечиваемый за счет взаимовыгодного сотрудничества и конструктивного взаимодействия сетевых структур, реализуемый по территориальному принципу. Экономический эффект в сетевых структурах достигается за счет снижения издержек, возникновения и увеличения положительных обратных связей, обеспечивающих интенсивное продуктивное развитие элементов кластерного образования.

Методологические подходы к управлению кластерами

Научные подходы к проектированию туристско-рекреационного кластера в экономике региона предполагают логически и структурно созданную концепцию проектирования, которая реализуется с помощью определенного набора методов проектирования с инструментальным обеспечением их реализации и поддерживаемая средствами проектирования (рис. 2).

Территория кластера представляет собой установленную соответствующим нормативным актом совокупность земельных участков в пределах границ кластера. На практике создается управляющая компания, которая управляет и решает все жизненно важные вопросы резидентов кластера. В данном исследовании под управляющей компанией нами подразумевается не только единый центр взаимодействия и точка сбора всех интересов, но и полноправный и в то же время автономный и мобильный участник системы государственного управления, который управляет всеми компетенциями и рисками отрасли.

Компания, управляющая туристским кластером, на наш взгляд, должна быть правообладателем концепции развития всего туристско-рекреационного кластера, а также взаимодействовать с профильными региональными органами исполнительной власти на основании подписанного соглашения о взаимодействии. Среди обязательных разделов концепции развития туристско-рекреационного кластера должны быть: оценка территории кластера, оценка потенциала и ограничений территории, включая анализ рынка туристических услуг, портрет потребителей, исследование мировой практики; перечень проектов, планируемых к реализации на территории кластера, мастер-план территории, модель организации деятельности управляющей компании и бизнес-план.

ФОИВ – федеральные органы исполнительной власти

РОИВ – региональные органы исполнительной власти

Рисунок 2. Методический подход к проектированию туристско-рекреационного кластера на территории региона

Источник: авторская разработка.

Управляющая компания предоставляет своим резидентам сервисы кластера, оказываемые как на платной, так и на бесплатной основе услуги (товары, работы), направленные на обеспечение функционирования всего кластера. Взаимодействие между управляющей компанией и ее резидентами в составе туристско-рекреационного кластера строится на создании последними за свой счет возможностей для комфортного использования туристами туристских ресурсов, расположенных в границах территории кластера. При этом управляющая компания предоставляет резидентам услуги и доступ к ресурсам кластера, обеспечивает методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение, а также иные функции и услуги в рамках законодательства. Важным моментом является то, что управляющая компания не владеет объектами кластера, сохраняет объективность и нейтралитет в деятельности по развитию всего проекта.

Обязанности управляющей компании на территории туристско-рекреационного кластера предусматривают следующие направления деятельности:

- общее управление кластером в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами и соглашениями;

- благоустройство и обеспечение доступа к объектам инфраструктуры и сервисам на территории кластера;

- привлечение инвесторов на территорию кластера;

- помощь резидентам по вопросам получения консультаций, разъяснений и рекомендаций в федеральных органах государственной власти, уполномоченных государственных органах власти и органах местного самоуправления;

- организация взаимодействия между резидентами, органами власти и местного самоуправления;

- оформление аренды участков под строительство туристических объектов;

- контроль над резидентами туристско-рекреационного кластера, их деятельностью и выполнением условий соглашений, а также выдача предписаний в случае их нарушения, контроль качества предоставляемых резидентами услуг;

- обеспечение достижения KPI деятельности туристско-рекреационного кластера;

- контроль за соблюдением экологических норм.

Таким образом, основная цель управляющей компании заключается в создании условий для привлечения в кластер определенного количества инвесторов и поддержание синергетического эффекта, ради которого разрозненные предприниматели объединяются на одной территории. Правительство региона, в котором создается туристско-рекреационный кластер, на основе конкурсного отбора выбирает одного претендента на роль управляющей компании кластера, с которым заключается соглашение о взаимодействии.

С точки зрения регионального управления важным моментом является заключение так называемого соглашения о взаимодействии, в котором обозначаются обязательства со стороны правительства региона:

- предоставление земельного участка в долгосрочную аренду (аукцион или концессия на 20–40 лет), благоустройство территории, прилегающей к участку, который находится в аренде;

- контроль за реализацией соглашения о взаимодействии с управляющей компаний;

- содействие управляющей компании во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти региона по вопросам, касающимся развития туристско-рекреационного кластера;

- методическая и организационная помощь управляющей компании в целях развития туристско-рекреационного кластера;

- налоговые льготы и льготы на подключения к сетям коммуникации;

- оперативные согласования в рабочем режиме;

- взаимодействие с жителями, соучастное проектирование.

Основной перечень требований к управляющей компании, утвержденный на территории Свердловской области, включает в себя следующие позиции:

- управляющая компания должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве коммерческой или некоммерческой организации;

- наличие у управляющей компании не менее пяти соглашений с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями об осуществлении деятельности в составе туристско-рекреационного кластера;

- наличие у управляющей компании концепции развития туристско-рекреационного кластера.

На практике концепция развития кластера является программным документом, в котором управляющая компания отражает, как и в какие сроки планирует выполнять мероприятия по достижению ключевых показателей эффективности (KPI).

К KPI, как правило, относятся следующие показатели:

- количество постоянных рабочих мест, созданных резидентами туристско-рекреационного кластера;

- объем инвестиций в основной капитал, осуществленных резидентами туристско-рекреационного кластера;

- объем налоговых отчислений в областной бюджет, уплаченных резидентами туристско-рекреационного кластера;

- прирост туристского потока на территорию туристско-рекреационного кластера.

В свою очередь, обязанности резидентов туристско-рекреационного кластера заключаются в следующем:

- заниматься деятельностью, разрешенной на территории кластера, и ежегодно представлять управляющей компании отчет об исполнении обязательств и достижения согласованных параметров деятельности;

- выполнять указания управляющей компании в части устранения выявленных нарушений;

- соблюдать условия размещения резидента на территории кластера, требований, предъявляемых к резидентам, требований действующего законодательства, стандартов, регламентов и локальных актов;

- претендовать на получение статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма в случаях реализации инвестиционного проекта и соответствия необходимым требованиям;

- обеспечивать допуск служб государственного пожарного надзора и других государственных органов, контролирующих соблюдение нормативных актов и правил техники безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии и экологических норм, и в установленные ими сроки устранять выявленные нарушения;

- своевременно производить уплату налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные фонды.

Полученные результаты управленческой практики туристско-рекреационных кластеров на территории Российской Федерации показывают, что к основным преимуществам резидентов от деятельности в составе кластеров следует отнести:

- налоговые вычеты, обеспечивающие выгодные условия для предпринимателя (инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, льготы по налогу на имущество, льготы для предприятий на упрощенной системе налогообложения, льготы по земельному налогу);

- подвод коммуникаций к земельным участкам (газ и электричество) за счет областных программ развития;

- упаковка туристских продуктов в едином стиле, размещение и продвижение на едином интернет-ресурсе;

- поддержка (оформление документации, подготовка бизнес-плана и пр.) со стороны управляющей компании в течение всего периода реализации проекта;

- помощь в подборе вариантов финансирования проектов резидента.

Однако на практике для того, чтобы получить все вышеназванные преимущества, к резидентам – участникам туристско-рекреационного кластера региона, в частности Свердловской области, предъявляются достаточно жесткие требования, выполнив которые, он может претендовать на включение в состав участников кластера:

- резидент относится к субъектам малого и среднего предпринимательства;

- проект реализуется (планируется реализовать) в границах кластера;

- объем инвестиций, предусмотренный в инвестиционном проекте, составляет не менее 5 млн рублей;

- количество постоянных рабочих мест, планируемых к созданию в результате реализации инвестиционного проекта, не менее 5 единиц;

- проект должен предусматривать строительство, реконструкцию и/или эксплуатацию объектов туристской индустрии;

- четкое использование принятых для данного кластера ОКВЭД, при этом удельный вес доходов от них должен составлять не менее 70%.

На территории Свердловской области в концепте синергии государства и бизнеса для благополучия человека создан туристско-рекреационный кластер «Гора Белая». Кластер создан с целью социально-экономического развития населенных пунктов и улучшения качества жизни местного населения, а также как территория выходного дня и полноценного отпуска для жителей Урала и Западной Сибири.

Отмеченные выше особенности, преимущества и требования при создании туристско-рекреационного кластера легли в основу разработки организационно-правовой модели ТРК «Гора Белая» в Свердловской области. В данной модели представлены три уровня: национальный – в лице федеральных органов исполнительной власти, региональный – в лице губернатора и правительства региона, региональных органов исполнительной власти и локальный уровень – в лице управляющей компании туристско-рекреационного кластера. Взаимоотношения между ними основаны, прежде всего, на бюджетных отношениях при предоставлении федеральных и региональных субсидий, а с резидентами кластера – на корпоративных и договорных отношениях (рис. 3).

Рисунок 3. Организационно-правовая модель создания туристско-рекреационного кластера в Свердловской области

Источник: составлено по материалам официального сайта туристско-рекреационного кластера «Гора Белая» в Свердловской области.

Прогноз разработчиков кластера (https://welcometoural.ru) показывает, что к 2028 году туристический кластер «Гора Белая» может обеспечить создание более 200 туристических объектов, обеспечивающих всесезонный туристический трафик, 2880 мест размещения и 1,5 млн туристов в год, что сопоставимо с общим турпотоком в Свердловскую область (табл. 2).

Динамика развития туристского потока в Свердловской области в 2008– 2019 годах показывает, что, несмотря на явный спад турпотока в регион в 2015–2018 гг., статистика туризма демонстрирует возврат к показателям 2008 года. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения в 2019 году составила 1,6 млн человек, число ночевок в коллективных средствах размещения – 5,9 млн ед., а среднее количество ночевок на 1 туриста даже превысило уровень 2008 года и составило 3,67 суток.

Таблица 2

Динамика туристского потока в Свердловской области

Показатель
Год
2008
2015
2016
2017
2018
2019
Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. человек
1672,6
1160,0
1344,6
1354,9
1535,4
1623,5
Число ночевок в коллективных средствах размещения, тыс. ед.
5902,8
4125,6
4413,4
5090,3
5638,4
5952,20
Среднее количество ночевок на 1 туриста
3,53
3,56
3,28
3,76
3,67
3,67
Источник: составлено по материалам отдела развития туризма и туристской инфраструктуры Свердловской области.

Оперативные данные по туристскому потоку в регион за январь – сентябрь 2020 года показывают существенный спад всех показателей, однако среднее количество ночевок на 1 туриста превышает 3 суток, что позволяет говорить о том, что Свердловская область по-прежнему, несмотря на пандемию, рассматривается туристами не как территория выходного дня, а как регион, в котором комфортно можно отдохнуть более 3 суток. И в этой связи развитие туристско-рекреационного кластера «Гора Белая» направлено на развитие и продвижение всей туристской сферы Свердловской области.

Формирование и развитие в регионе туристско-рекреационного кластера в значительной степени улучшает качество туристической инфраструктуры, запускаются новые маршруты и процессы туризма в регионе. Все это востребовано в ситуации пандемии COVID-19, так как ввиду снижения доходов и мобильности населения объективно растет спрос на туристские продукты в пределах региона. В 2020 году, прежде всего, именно население исследуемого и близлежащих регионов страны выступало потребителем туристских услуг.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование направлено на изучение теоретических и практико-ориентированных подходов к формированию и управлению туристскими кластерами в экономике региона на примере Свердловской области. В работе показано, что туристские кластеры формируют на конкретной территории высокий уровень деловой активности, создают новые точки роста с синергетическим эффектом и эффективное позиционирование туристских ресурсов территории, становятся важнейшим фактором и ценнейшим ресурсом регионального развития.

Автором статьи выявлены ключевые факторы, обеспечивающее конкурентные преимущества ускоренного развития региональной экономики при формировании сетевых структур, среди которых быстрая реакция и адаптивность предпринимательских структур, концентрация резидентов кластера на инновационных уникальных процессах, предусматривающих высокие компетенции персонала, оптимизация издержек за счет структурных изменений и др.

Исследование научных трудов отечественных и зарубежных ученых по вопросам функционирования туристских кластеров в мировой и региональной экономике позволило дать авторское определение экономической категории «туристско-рекреационный кластер» как совокупности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанных отношениями в сфере обеспечения возможности комфортного использования туристами туристских ресурсов, расположенных на территории региона и объединенных территориальной близостью и функциональной зависимостью в пределах территории кластера.

В статье выделены сигнатурные характеристики социально-экономического развития кластерных формирований, возникающих в процессе повторяющегося спирального взаимодействия между территориальными предпринимательскими структурами, обмена ценной информацией и взаимной поддержки. Все это позволило разработать авторскую структуру региональной экономической кластерной сети и определить варианты взаимодействия внутри нее, включающие не только концессии и соглашения, но и иные законные механизмы и/или их совокупность, объединяющие бизнес и государство при создании инфраструктуры.

Предложенный автором методологический подход к проектированию туристско-рекреационного кластера на территории региона выступает как современный, относительно новый механизм со схемой участия государства, бизнес-сообщества, науки и общественности в процессе принятия и реализации управленческих решений по реконструкции и преобразованию сферы туризма, с элементами воспитательного процесса формирования чувства сопричастности всего населения к территориальному развитию. Важнейшим фактором кластеризации территориальной структуры экономики является наличие побуждающих мотивов, консолидирующих деятельность предпринимательских структур на основе как прямых, так и косвенных эффектов от партнерской деятельности.

Исследование кейса организационно-правовой модели создания туристско-рекреационного кластера «Гора Белая» в Свердловской области позволило предложить основные направления деятельности территориальных туристских кластеров, выделить обязанности и требования как управляющей компании, так и ее резидентов на территории туристско-рекреационного кластера.


Источники:

1. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтеева Г.Е. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей. - СПб.: «Гуманистика», 2004. – 256 c.
2. Белякова Н.Ю. Маркетинг территорий – маркетинг дестинаций: коэволюция понятий и инструментов. / Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития. - СПб.:, 2019. – 61-63 c.
3. Бубнов А. В. Инновационное развитие российского туризма на основе кластерного подхода. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Йошкар-Ола, 2018.
4. Гранберг А.Г. О программе фундаментальных исследований простран-ственного развития России // Регион: Экономика и Социология. – 2014. – № 2. – c. 166.
5. Гришин С. Ю. Формирование системы регулирования развития турист-ских кластеров. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Сочи, 2017.
6. Воронов А.С., Сергеев С.С. Кластерный подход в управлении пространственным развитием: теоретическое содержание и опыт реализации // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2019. – № 3. – c. 3-19.
7. Абашкин В.Л., Артемов С.В., Гусев А.Н. Кластерная политика (2018): достижение глобальной конкурентоспособности. / Минэкономразвития России, АО «РВК», Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018.
8. Митрофанова А. В. Региональный туристский кластер как форма про-странственной организации туризма: на примере Калининградской области. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук. - Калининград, 2010.
9. Омарова Н.Ю. Формирование института развития туризма на регио-нальном уровне с применением инструментов инновационного маркетинга // Известия Международной академии аграрного образования. – 2020. – № 50. – c. 120-125.
10. Официальный сайт туристско-рекреационного кластера «Гора Белая» в Сверд-ловской области. [Электронный ресурс]. URL: https://welcometoural.ru.
11. Рунаева А. И. Формирование системы управления собственностью в ту-ристско-рекреационной сфере на основе кластерного подхода. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Сочи, 2018.
12. Хорошевская В. В. Развитие культурно-туристских кластеров на основе государственно-частного партнерства (на примере Новгородской области). / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Санкт-Петербург, 2019.
13. Arimond G., Elfessi A. A. Clustering method for categorical data in tourism market segmentation research // Journal of Travel Research. – 2001. – № 4. – p. 391–397. – doi: https://doi.org/10.1177/004728750103900405.
14. Beaudry С., Breschi S. Are firms in clusters really more innovative? // Economics of Innovation and New Technology. – 2003. – № 12:4. – p. 325-342.
15. Benur A., Bramwell B. Tourism product development and product diversifi-cation in destinations // Tourism Management. – 2015. – p. 213–224. – doi: https:// doi.org/10.1016/j.tourman.2015.02.005.
16. Carson D. Holistic Tourist Industry Marketing: Significant Deficiencies in Relation to Natural Tourist Sites // Journal of Marketing Theory and Practice. – 2004. – № 4. – p. 49–59.
17. Delgado M., Porter M., Stern S. Clusters, convergence, and economic per-formance // Research Policy. – 2014. – № 43(10). – p. 1785 — 1799.
18. Devesa M., Laguna M., Palacios A. The role of motivation in visitor satisfac-tion: Empirical evidence in rural tourism // Tourism Management. – 2010. – № 4. – p. 547–552. – doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2009.06.006.
19. Dyachenko A.V., Kosulnikova T.L., Balashova N.N., Sizeneva L.A., Dneprovskaya I.V. Metatheoretic Evaluation of Region’s Tourist Attraction // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2020. – № 87. – p. 460–471.
20. Dzhandzhugazova E., Dusenko S., Romanova M., Orlova L., Golondarev K. Entrepreneurial clusters as a model of spatial development of russian tourism. Journal of environmental management and tourism // Sociacion de Profesionales y Tecnicos del CONICIT EMT. – 2018. – № 4. – p. 757-765.
21. Hirschman A. O. The rise and decline of development economics // The The-ory and Experience of Economic Development. Essays in Honour of Sir Arthur Lew-is. – 2012. – p. 372–390. – doi: https://doi.org/10.4324/9780203838518.
22. Hjalager A.M. A review of innovation research in tourism // Tourism Man-agement. – 2010. – p. 1–12. – doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2009.08.012.
23. Jоrgensen M.T. Developing a holistic framework for analysis of destination management and/or marketing organizations: six Danish destinations // Journal of Travel & Tourism Marketing. – 2017. – p. 624-635.
24. Kosulnikova T., Sizeneva L., Sharapov D.,Semenova M. Cluster approach to development of wine and gastronomy tourism in Volgograd region // E3S Web of Conferences. – 2020. – № 175. – p. 10017.
25. Marshall A. Principles of Economics. / Variorum edition overseen be C. Guillebaud. - L.: McMillan Press, 1961. – 450 p.
26. Nakhratova E., Ilina I., Zotova A., Stepanov M., Dusenko S. Modern Peculi-arities of SWOT Analysis when Taking Management Decisions by Russian Top Managers // International Journal of Applied Business and Economic Research. – 2017. – № 8. – p. 187-194.
27. Nikolaevna N.Z., Sizeneva L.A., Karaulova N.M. Tourist resources as object of theoretical investigations. Classification of tourist resources // Life Science Journal. – 2014. – № 11(8). – p. 616–619.
28. Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience // Tourism Management. – 2006. – № 6. – p. 1141–1152. – doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2005.11.011.
29. Omarov M.M., Omarova N.Y., Minin D.L. Territory branding development as a regional economy activation factor // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2020. – p. 270-277.
30. Porter M.E. On Competition. - Boston: Harvard Business School, 1998.
31. Roberts (2014) Managing Systems of Secondary Cities, Cities Alliance/UNOPS, Brussels
32. Rocha G., Seabra C., Silva C., Abrantes J.L Holistic Tourism: Motivations, Self-Image and Satisfaction // Tourism Res Hospitality. – 2016.
33. Sizeneva L.A., Dyachenko A.V., Kosulnikova T.L. The metatheoretical study of the tourism system of the Volgograd Region and the study of preferences of con-sumers of regional tourism products // International Journal of Engineering and Technology. – 2018. – № 7(4). – p. 502–514.
34. Wennberg K., Lindqvist G. The effect of clusters on the survival and perfor-mance of new firms // Small Business Economics. – 2010. – № 3. – p. 221 — 241.

Страница обновлена: 09.08.2024 в 00:24:35