Проблемы жизнедеятельности работников в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций: социально-трудовой контекст

Горелов Н.А., Кораблева О.Н., Никитина В.В.

Статья в журнале

Экономика труда
Том 7, Номер 7 (Июль 2020)

Цитировать:
Горелов Н.А., Кораблева О.Н., Никитина В.В. Проблемы жизнедеятельности работников в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций: социально-трудовой контекст // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 7. – doi: 10.18334/et.7.7.110699.

Аннотация:
Предмет и тема. В статье освящаются результаты исследования проблем обеспечения жизнедеятельности работников в условиях пандемии на предприятиях и в организациях Цель исследования. Выявить проблемные вопросы в управлении человеческими ресурсами и связанные с этим задачи социально-экономического и правового обеспечения трудовых отношений в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций. Методология. Использованы методы системного анализа причинно-следственных связей на примере российской и зарубежной практики менеджмента, включая организационную и распорядительную деятельность органов власти и здравоохранения в условиях пандемии, а также материалы научного исследования, выполненного авторами по данной тематике. Результаты. Выявлены основные причины неподготовленности предприятий (организаций), лечебных учреждений для работы в условиях пандемии и предложены меры по совершенствованию организационно-правового и социально-экономического обеспечения работников и трудовых отношений антикризисного характера. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании организации и управления трудом на предприятиях и в учреждениях в контексте проведения антикризисных мероприятий по работе в неблагоприятных условиях распространения вирусных инфекций (эпидемий, пандемии и др.) и создавшихся чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: жизнедеятельность работников, пандемия, чрезвычайные ситуации, социально-трудовые отношения

JEL-классификация: J81, J88, J59



Введение

В XXI веке одной из главных угроз для жизни людей и мировой экономики стала эпидемия коронавирусной инфекции COVID-19. Фактически, мировое сообщество оказалось не подготовлено к этому вызову, и борьбу с эпидемией пришлось начинать в чрезвычайных условиях. Выяснилось при этом, что в России, как и во многих других странах, не хватает больничных коек, нужного медоборудования и врачей, защитных средств для медперсонала и населения и др.

М.В. Ломоносов определил главное условие для «сбережения народа» – широкое развитие медицины как приоритетную цель Российского государства, не имевшего до 1918 года системы здравоохранения. Медицинский департамент входил в структуру Министерства внутренних дел.

В конце XIX века в России на 101 300 душ в неземских губерниях приходился один врач, в земских – на 42 000 душ. Была чрезвычайно высокая смертность населения, особенно детская. Помещики и состоятельные люди приглашали, как правило, иностранных врачей и ездили лечиться за границу.

В 1918 г. в России был создан Наркомат здравоохранения как самостоятельная государственная структура. Первым наркомом был назначен земский врач Ливенского уезда Орловской губернии Николай Александрович Семашко (1874–1949 гг.)

В это время в стране бушевали тиф, холера, испанка и другие эпидемии. Наркомздрав организовал тотальную борьбу с инфекциями, истребовал от правительства часть валютных запасов на покупку за границей медицинского оборудования, технологий и дезинфицирующих средств. Усилиями наркома Н. А. Семашко совместно с врачами-единомышленниками была выстроена ясная, охватывающая всю огромную Россию, система лечебных учреждений – от медпунктов в селах и на предприятиях до районных, городских и областных-краевых поликлиник и больниц (отдельно детских), женских консультаций, роддомов, станций переливания крови, сеть многочисленных профильных НИИ, медицинских вузов; повсеместно были созданы санэпидстанции, дома санитарного просвещения, открыта Академия медицинских наук и др. Финансирование осуществлялось непосредственно из бюджета Наркомата здравоохранения, минуя посредников типа различного рода страховых компаний. Сложившаяся в стране система здравоохранения была доступной для населения и бесплатной в полном объеме. Система здравоохранения, созданная земскими врачами, выдержала испытание временем, явилась важным условием социального развития государства и сбережения народа. В годы Великой Отечественной войны медицина вернула к жизни более 70 % тяжелораненых и на всем протяжении фронта с Севера на Юг умело гасила вспышки эпидемий разного происхождения.

При переходе к рынку в процессе реформирования системы здравоохранения путем, так называемой «оптимизации», был нанесен значительный ущерб медицинскому обслуживанию населения. Так, с 2000 г. по 2015 г. число больничных коек в России уменьшилось с 1671 до 1220 тыс., а в расчете на 10 тыс. населения с 115 до 83 мест, т.е. на 27,5 %. Темпы сокращения больниц за этот период составили в среднем 353 учреждения в год; число станций скорой помощи за это время уменьшилось с 3226 до 2561 или на 21,8 %, численность врачей за 10 последних лет на 10 тыс. населения сократилась с 48,6 до 45,9 человек. Наряду с больницами массово ликвидировались амбулатории, поликлиники, медпункты в селах и на предприятиях. [1]

Президент Российской Федерации В.В. Путин резко осудил тотальную оптимизацию в здравоохранении и остановил возросшие в последние годы подвижки медицинского обслуживания населения в сторону платного лечения, поскольку эта практика противоречит принципам социального государства и Конституции Российской Федерации.

Принятые Президентом и Правительством РФ меры позволили в максимально короткие сроки (и очень дорого) восстановить и нарастить материальную базу здравоохранения, создать необходимое количество койко-мест для инфицированных больных, развернуть производство специальной медтехники и средств защиты для медперсонала и населения, осуществить другие мероприятия по борьбе с COVID-19.

В результате в России удалось избежать итальянского варианта «распределительного правосудия» при оказании медицинской помощи заболевшим коронавирусной инфекцией, которое проводилось путем выборочного определения больных, подлежащих лечению, главным образом лиц, имеющих больше шансов выздороветь (более молодых и не имеющих других заболеваний).

В России преодоление порога пандемии прошло с минимальными летальными исходами заболевших COVID-19. Медицинская помощь в России оказывается всем инфицированным независимо от возраста, состояния здоровья и бесплатно.

Пандемия коронавируса оставила глубокий след не только в сознании людей, но и в экономике. В результате начавшегося кризиса под угрозой оказались планы по реализации нацпроектов (их окончание пришлось отодвинуть до 2030 г.), потребовалось пересмотреть стратегию экономического развития и направить средства на поддержку экономики и граждан не в будущем, а в настоящем времени.

По данным объединений «Опора России» «Деловая Россия», а также Торгово-промышленной палаты, до конца 2020 г. закроется около одного миллиона субъектов малого и среднего бизнеса или 15–20 процентов всего рынка. Только введение самоизоляции обошлось российскому бизнесу в 3,7 триллиона рублей, и эта цифра продолжает расти

Экономический кризис повлек за собой увеличение безработицы. По данным Минэкономразвития, за время пандемии приостановили работу 15 миллионов человек, из них попали под сокращение 680 тысяч. Официально зарегистрировались в качестве безработных два миллиона человек и к концу 2020 г. это число может увеличиться до восьми миллионов [2].

Предстоит большая работа по преодолению кризиса, поддержке граждан, потерявших работу, принятию антикризисных мер по предупреждению и защите здоровья людей и обеспечению нормального функционирования производства при повторном появлении эпидемии. Очень важно создать на будущее безопасные условия для жизнеобеспечения и трудовой деятельности населения.

В статье В. В. Путина об истории Второй мировой войны предложено обсудить на саммите глав ведущих пяти государств – членов Совета безопасности ООН, проблему преодоления экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, и выработать совместные действия по преодолению последствий пандемии, а также рассмотреть ряд других тем глобального характера [3] (Putin).

Основные компоненты системы обеспечения трудовой деятельности работников в условиях пандемии

Российский и мировой опыт показывают, что поведение предприятий в период кризиса подчиняется вполне определенным закономерностям: режим воспроизводства – суженный; ресурсная и доходная база уменьшаются; приоритеты (направленность изменений) задаются динамикой «узких мест» и изменением структуры экономики; уровень диспропорций между стоимостными и материальными потоками повышаются; эффективность экономики снижается и др.

В кризисной ситуации нарушаются хозяйственные связи, снижется уровень специализации, предприятия вынуждены создавать компенсаторные механизмы за счет собственной структуры.

Поэтому становится объективной необходимостью применять антикризисные методы управления предприятием.

В части управления трудом в условиях пандемии или иной чрезвычайной ситуации необходимо иметь программу обеспечения жизнедеятельности работников, которая включает следующие подсистемы:

1. Антикризисное управление человеческими ресурсами.

2. Экономико-правовое обеспечение занятости населения.

3. Медицинское обеспечение населения в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций.

Антикризисное управление человеческими ресурсами

С учетом опыта противодействия COVID-19 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международная организация труда (МОТ) разработали рекомендации и общие требования по организации, охране труда и защите работников, в том числе правового и экономического характера, в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций. Эти знания необходимы не только для медработников, но и для работодателей, предпринимателей, широких слоев населения. Поэтому неотложной задачей всеобщего санитарного и антикризисного просвещения населения становится обучение выполнению требований самозащиты, использованию специальных средств и методов организации труда, знанию определенных правовых, экономических и социальных норм жизнедеятельности в условиях пандемии и чрезвычайной ситуации.

С этой целью МОТ рекомендует иметь на предприятиях и в организациях (учреждениях) комплексные антикризисные планы подготовки к чрезвычайным ситуациям, позволяющие быстрее и эффективнее принимать скоординированные меры противодействия с учетом специфики предприятия (учреждения). Для этого важно постоянно вести мониторинг, быть в курсе обновляемой информации о заражении окружающей среды и других объектов жизнедеятельности работников. Внимательно относиться к требованиям местных и центральных органов управления о рекомендуемых мерах защиты.

Следует также решить организационные вопросы по укреплению службы охраны труда, образовании на предприятии (организации) медицинского пункта либо заключении договора с ближайшим медицинским учреждением о проведении санитарного просвещения и оказании первой помощи.

Конвенция № 155 и Рекомендации № 164 (МОТ, 2020) в целях профилактики и защиты работников от риска заражения во время эпидемии предлагают работодателям:

- своевременно информировать работников о возникшем заражении производственной среды и при необходимости содействовать их эвакуации;

- обеспечивать рабочие места, механизмы, оборудование и технологические процессы, насколько это возможно, безопасными для здоровья условиями труда, установив дополнительный контроль за использованием химических, биологических и физических веществ;

- принимать экстренные меры при возникновении аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, включая оказание первой помощи работникам;

- предоставлять работникам бесплатно защитную одежду и средства индивидуальной защиты;

- на крупных предприятиях, а также при расположении производственных объектов в труднодоступных местах (при работе на буровых установках, в геологоразведочных партиях и т.п.) целесообразно иметь необходимые клинические комплекты и наборы для обнаружения инфицированных больных и массового тестирования работников, антисептики и респираторы с достаточной степенью защиты, автоматические анализаторы крови, бактерицидные облучатели, расходные медицинские материалы и др.

По степени распространения эпидемия может быть сконцентрирована или рассредоточена по большой территории, затрагивать либо отдельные уязвимые группы людей, либо охватывать все население данной местности.

Предприятия, имея комплексный антикризисный план подготовки к чрезвычайным ситуациям и эпидемиям, могут быстрее и эффективнее противодействовать вызовам. Необходимо также следить за сообщениями санитарно-эпидемиологических органов, получать от них информацию и медико-технические рекомендации (МОТ, 2020)

В основе концепции антикризисного управления трудом и производством, разработанной МОТ, заложен циклически применяемый принцип «планирование–реализация–контроль–корректировка». Основные цели концепции следующие: эффективная и последовательная реализация мер по профилактике и защите работников; выработка целесообразной антикризисной политики производства; гарантированное принятие обязательств работодателей и работников; учет всех элементов рабочего места при оценке опасных производственных факторов и рисков; участие руководства и работников в этом процессе в зависимости от уровня ответственности.

Концепция управления предусматривает также планирование действий при различных сценариях развития кризисной ситуации, вспышки заболевания и масштабов инфицирования работников.

Система антикризисного управления трудом, согласно концепции МОТ, включает в себя работу механизмов профилактики и противодействия чрезвычайным ситуациям, которые должны: обеспечивать необходимый объем информации и средств для защиты людей в случае чрезвычайной ситуации на производственном объекте; обеспечивать передачу информации службам МЧС и органам власти; обеспечивать оказание первой медицинской помощи, эвакуации всех людей, находящихся на производственном объекте, принятие других мер по сохранению жизни людей и предотвращению материального ущерба; обеспечивать проведение регулярных учений по отработке процедур и действий в случае чрезвычайной ситуации по сохранению жизни людей и предотвращению гибели имущества; обеспечивать непрерывный процесс производственной деятельности, выявлять возможные риски для данного предприятия в случае кризисной ситуации и выработать стратегию по их минимизации.

В зависимости от типа производства антикризисный план может предусматривать переход к дискретной занятости путем сокращения рабочего дня, рабочей недели, применения административных отпусков и других мер антикризисного характера. При этом важная роль отводится реинжинирингу организации производства и управления персоналом [6] (Gorelov, 2010).

Объектом реинжиниринга являются процессы, то есть упорядоченный во времени и пространстве набор операций, которые взятые вместе дают определенный результат. Тем самым происходит смена базовых принципов организации производства на процессно-ориентированную работу.

К основным принципам реинжиниринга организации производства относятся: реинтеграция, или горизонтальное сжатие процесса (несколько операций объединяются в одну); вертикальное сжатие процесса (исполнители, которым делегирована часть властных полномочий, принимают самостоятельные решения); перемещение работы внутри организации независимо от границ между ее функциональными подразделениями; совмещение или переход к одновременному выполнению ранее последовательных работ; уменьшение проверок и управляющих воздействий; минимизация согласований.

Как показывает практика, антикризисный характер реинжиниринга особенно проявляется при решении задач, связанных с необходимостью: сократить время принятия решений на конкретном этапе жизненного цикла продукции; снизить материальные затраты, трудоемкость или повысить производительность труда; уменьшить длительность цикла от начала разработки нового изделия до его производства.

Содержание методов реинжиниринга, их применение и влияние на воспроизводство персонала достаточно полно изложено в научной литературе [6].

Экономико-правовое обеспечение занятости населения

Последствия пандемии COVID-19 оказали пагубное влияние на мировую экономику. Российская экономика испытала еще дополнительное воздействие в результате обвала цен на углероды, обесценивания рубля к доллару и евро. Правительство и Банк России разработали и реализовали первоочередные меры по обеспечению устойчивого развития экономики. По словам премьер-министра М. В. Мишустина, «это своего рода антикризисный план – комплекс оперативных мероприятий, которые необходимы для обеспечения стабильного материально-экономического развития. Мы сконцентрируемся на поддержке отраслей, которые оказались в сложной ситуации, но, прежде всего, на поддержке людей и обеспечении их товарами первой необходимости». В частности, были объявлены кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса, а также граждан, оказавшихся в сложном положении, предоставлена финансовая помощь пострадавшим отраслям и льготные кредиты, в том числе для выплаты зарплат, снижены социальные взносы работодателей, дана отсрочка арендных и налоговых платежей, за исключением НДС, введен мораторий на банкротство и др.

Принятый позже второй пакет мер поддержки экономики включал: льготные кредиты на пополнение оборотных средств для системообразующих предприятий, безвозмездная финансовая помощь малому и среднему бизнесу, в том числе на выплату зарплат, а также финансовая помощь регионам, авиакомпаниям и др.

По мнению экспертов, все эти меры не могут предотвратить рост безработицы. В группе риска окажутся, прежде всего, люди, прекратившие трудовую деятельность в результате режима самоизоляции, а также находящиеся в неоплачиваемом отпуске или потерявшие работу. Сюда следует отнести занятых в неформальном секторе экономики, а также возвратившихся трудовых мигрантов и др. Снижение спроса на рабочую силу в принимающих странах и регионах, перекрытие транспортных артерий, фактически приостанавливает трудовую миграцию. В глубоком кризисе находятся сфера услуг, транспортные компании, сокращается производство товаров, их сбыт и потребление. Обвал цен на углероды существенно сократил их добычу. В результате закрытия границ снизилось производство металлургической отрасли на экспорт. Возникают проблемы с выплатой иностранных займов и получением новых кредитов и др.

При решении задач преодоления социально-экономических последствий пандемии очень важно продолжить динамику структурных и правовых реформ, учитывать потребности не только частного сектора, но и принимать нормативные, политические и инвестиционные решения для развития экономики в долгосрочной перспективе, содействовать оцифровке коммуникаций и деятельности предприятий, поощрять программы по переходу от физической активности к онлайн-порталам бизнеса.

В условиях пандемии возникает целый ряд проблем трудового права, требующие внесения поправок в Трудовой кодекс РФ.

В настоящее время закон предоставляет работодателю три основных способа оптимизации численности работников: введение простоя, сокращение штата и перевод на неполный рабочий день. Правовые отношения работодателя и работника в условиях карантинных мер в действующих законах не прописаны.

Министерство труда и соцзащиты разработало проект постановления правительства «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году» в целях «упрощения взаимодействия работодателя и работников» в условиях пандемии COVID-19 с последующим внесением поправок в Трудовой кодекс РФ.

Предлагается: установить, что в период вынужденной приостановки деятельности компании из-за ограничительных мероприятий работников нельзя отправлять в неоплачиваемый отпуск или увольнять по инициативе работодателя; исключить из предмета регулирования трудового законодательства самозанятых граждан, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели; установить, что работодателем может быть как физическое, так и юридическое лицо; изменить понятие «прогул», а также усовершенствовать статьи ТК, касающиеся прекращения трудового договора, работы по совместительству и замены части отпуска денежной компенсацией. Согласно поправкам, прогулом будет считаться отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня или более 4 часов подряд.

Всего предполагается рассмотреть 260 поправок в 132 статьи действующего Трудового кодекса РФ.

Медицинское обеспечение населения в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций

Пандемия коронавируса выявила недофинансирование здравоохранения во многих странах. Общепринятым показателем финансирования здравоохранения является доля расходов от ВВП страны. По рекомендации ВОЗ данный показатель должен составлять 6 %.

В странах ОЭСР этот показатель находится в пределах 7–9 %. Доля расходов на здравоохранение от ВВП по некоторым странам мира по состоянию на 2017 г. характеризуется следующими данными в процентном отношении к ВВП (табл. 1).

Таблица 1

Государственные расходы на здравоохранение по странам мира (в процентах к ВВП)


Страна
Доля к ВВП, %
№№
Страна
Доля к ВВП, %
1
Голландия
9,9
21
Эстония
4,8
2
Дания
9,6
22
Бразилия
4,7
3
Франция
9
23
Польша
4,7
4
Австрия
8,7
24
Турция
4,7
5
Германия
8,5
25
Болгария
4,2
6
Япония
8,5
26
ЮАР
4,3
7
Бельгия
8,2
27
Южная Корея
3,8
8
США
8,1
28
Беларусь
3,8
9
Новая Зеландия
8,1
29
Россия
3,6
10
Швеция
7,9
30
Украина
3,6
11
Великобритания
7,8
31
Латвия
3,4
12
Норвегия
7,7
32
Мексика
3,2
13
Канада
7,6
33
Китай
3,1
14
Италия
7,2
34
Киргизия
3
15
Финляндия
6,9
35
Казахстан
2,2
16
Австралия
6,3
36
Египет
2,1
17
Молдавия
5,3
37
Таджикистан
2
18
Венгрия
5
38
Армения
1,6
19
Аргентина
4,9
39
Индия
1,3
20
Алжира
4,9
40
Азербайджан
1,1
Источник: [4].

Доля расходов на здравоохранение от ВВП в России с 2002 по 2017 остается формально неизменной (рис. 1).

Рисунок 1. Доля расходов на здравоохранение в России в % от ВВП

Источник: [4].

По мнению экспертов, реально планируемые расходы на здравоохранение в России отстают от официальных показателей инфляции примерно на 6–7 %.

В процессе реформирования экономики в 1990-е годы в России была принята американская страховая (рыночная) модель финансирования здравоохранения, основанная на принципе «деньги следуют за больным». Эта модель оказалась малопригодной для такой большой стран,ы как Россия: необъятные территории; неравномерность заселения; бездорожье, низкие зарплаты у медработников, как и у большинства населения, и др. Поэтому попытка оптимизировать медицинскую помощь населению, разорив прежнюю систему, сократив медпункты в сельской местности и небольших поселениях, только ухудшила положение дел.

В рейтинге эффективности систем здравоохранения, ежегодно составляемом аналитиками Bloomberg на основе международной статистики, публикуемой Всемирной организацией здравоохранения, Всемирным банком, Международным валютным фондом, Россия заняла последнее место из 55 стран [5].

Для россиян имеет большое значение оценка современной медицинской помощи населению, данная президентом РФ В.В. Путиным, остановившим оптимизацию и подвижки к расширению платности медицинской помощи.

Как отмечают эксперты, наряду с недофинансированием, острой проблемой российского здравоохранения является низкая эффективность расходования выделенных средств (от 40 % до 60 %).

В обновленной Конституции Российской Федерации государство совместно с субъектами РФ берет на себя координацию вопросов здравоохранения, обеспечение гражданам страны доступной, бесплатной и качественной медицинской помощью, в том числе в условиях пандемии. Возможно также совершенствование системы финансирования здравоохранения в целях повышения его эффективности.

Заключение

С учетом опыта борьбы с пандемией COVID-19 и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда считаем целесообразным предложить предприятиям, организациям, учреждениям (школам, вузам и др.) осуществить следующие мероприятия:

1. Составить комплексные антикризисные планы сохранения жизни и здоровья работников и обеспечения функционирования производства в случае повторения пандемии или наступления других кризисных химико-бактериологических ситуаций, приняв за основу Концепцию и медико-технические рекомендации МОТ, 2020;

2. Подготовить также пакет мер по сохранению рабочих мест, использованию новых форм дистанционной занятости, предотвращения безработицы;

3. Разработать с учетом поправок в Трудовой кодекс РФ антикризисные варианты системы управления человеческими ресурсами на инновационных принципах реинжиниринга;

4. Организовать обучение работников действиям в условиях пандемии и других чрезвычайных ситуаций.


Источники:

1. Доклад Центра экономических и политических реформ. Электронный ресурс. Режим доступа: [https://l-cabinet.ru/poluchenie-kart/procent-rashodov-na-zdravoohranenie-ot-vvp-issledovanie-rbk.html].
2. Информационный ресурс: 11.07.2020. Электронный ресурс. Режим доступа: [https://news.mail.ru/economics/42532205/?frommail=1].
3. В.В. Путин. Научная статья: «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим». Электронный ресурс. Режим доступа: [http://kremlin.ru/events/president/news/63527].
4. Доклад организации экономического сотрудничества (ОЭСР) 14.06.2020 г.Электронный ресурс. Режим доступа: [].
5. Электронный ресурс. Режим доступа: [https://l-cabinet.ru/poluchenie-kart/procent-rashodov-na-zdravoohranenie-ot-vvp-issledovanie-rbk.html].
6. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учебное пособие/ Под. ред. Н.А. Горелова. – СПб: Питер, 2010.

Страница обновлена: 27.07.2020 в 14:19:37