Влияние протекционистской политики на возможности самообеспеченности на рынке потребительских товаров в Азербайджане

Сулейманов Ф.В.1, Бабаева С.О.1
1 Азербайджанский Государственный Аграрный Университет, Гянджа

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Сулейманов Ф.В., Бабаева С.О. Влияние протекционистской политики на возможности самообеспеченности на рынке потребительских товаров в Азербайджане // Экономические отношения. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 377-392. – doi: 10.18334/eo.11.2.112281.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46208406

Аннотация:
В статье исследуется влияние государственной политики защиты на потребительский рынок. Здесь исследуется влияние государственной политики защиты на товарооборот потребительского рынка и изменение потребительских цен. Кроме того, было выявлено влияние политики защиты на товарную структуру рынка и на этой основе изменение импортных операций за последние пять лет, а также были внесены предложения по различным направлениям. В последнее время в связи с изменением уровня предложения на потребительском рынке, исходя из этого, равновесие на рынке влияет на уровень цен, возросла актуальность исследований по повышению самоокупаемости. Еще одним фактором, влияющим на это, является влияние различных тенденций на внешних рынках. Среди этих тенденций особенно заметно влияние недавней пандемии. Поэтому значение государственной политики защиты в развитии потребительского рынка, повышении его уровня самообеспеченности, неизмеримо.

Ключевые слова: потребительский рынок, уровень самообеспеченности, протекционизм

JEL-классификация: F13, F14, F15, O24

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Обращая внимание на актуальность вопроса, следует отметить, что под влиянием различных тенденций в мировой экономике существенные изменения ощущаются в той или иной сфере национальной экономики. Хотя в одних сферах народного хозяйства это менее заметно, в других сферах этот процесс происходит более заметно. Среди таких направлений особенно выделяется аграрный сектор. Поэтому актуальность выбранной темы, которая в последнее время изучается с целью наглядного наблюдения за изменением как уровня цен, так и объемов производства на потребительском рынке, становится все более актуальной. Основная цель темы исследования – создать четкую картину текущего состояния реализации конечной продукции аграрного сектора, на которую приходится значительная доля в повседневном потреблении. Для этого в статье отражены результаты обширного анализа внутреннего потребительского рынка. Научная новизна исследования – выделение уровня изменений на потребительском рынке за последние пять лет. Таким образом, исследование выявило количественные и качественные изменения на потребительском рынке для разных товарных групп.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, устойчивое снижение мировых цен на энергоносители в определенной степени влияет на деятельность и развитие альтернативных секторов. С другой стороны, быстрое распространение пандемии Covid-19, вызвавшее стагнацию в мировой экономике, затрагивает все секторы экономики и, следовательно, потребительский рынок. В этих обстоятельствах необходимы различные системы регулирования для борьбы с негативными тенденциями, которые приводят к дисбалансу на потребительском рынке. Поэтому широко используется протекционистская политика, особенно в плане расширения самообеспеченности потребительского рынка. Таким образом, политику, влияющую на формирование товарной структуры потребительского рынка, стабилизацию потребительских цен, можно определить как основное направление аграрной политики [7, с. 57–59] (Makhmudov, 2019, р. 57–59).

Методика исследования

В данном исследовании анализируется увеличение возможностей самодостаточности потребительского рынка в Азербайджане в рамках политики государственной защиты с использованием внешнеторговых операций. В данной статье обсуждается влияние протекционистской политики на рыночные цены, и на этой основе проводится сравнительный анализ индекса потребительских цен. Кроме того, была подчеркнута роль потребительского рынка импортно-экспортных операций с учетом меняющегося объема потребительского рынка с годами. Здесь уделяется внимание анализу табличных данных с помощью математических и статистических методов. Здесь широко используются методы научной абстракции, индукции, математического анализа и логического суждения. Таким образом, в статье освещены рост, спад и факторы, которые к этому приводят на потребительском рынке.

Углубление глобализации в мировой экономике влечет за собой важные обязательства перед потребительским рынком. Поэтому защита потребительского рынка от негативного воздействия внешних рынков, а также минимизация этих эффектов являются важной частью государственной политики. Таким образом, существует необходимость в гибком государственном вмешательстве в этой сфере, чтобы последствия как растущего потребительского спроса, так и растущих негативных тенденций на внешних рынках не приводили к большим экономическим потерям на внутреннем рынке. Таким образом, можно обеспечить оптимальный уровень самообеспеченности рынка. С другой стороны, такие растущие эффекты могут создать серьезные препятствия для защиты потребительского рынка. Поэтому, как и любая другая страна, Азербайджан уделяет большое внимание изучению зарубежного опыта в этой сфере. Исследования в этой области основаны на опыте как стран СНГ, так и европейских стран с аналогичным уровнем экономического развития. На этой основе особо выделяются общие цели единой сельскохозяйственной политики [5, c. 16–18] (Gafarov, 2019, р. 16–18).

Еще одним важным фактором при охвате потребительского рынка государственной политикой защиты является то, что многие из предлагаемых здесь продуктов составляют значительную долю в повседневном потреблении людей. Если мы посмотрим на торговую структуру внутреннего рынка, то увидим, что сельскохозяйственной продукции потребляется больше, чем промышленной. Для сравнения отметим, что в Азербайджане в 2019 году доля потребительских расходов на продукты питания для домохозяйств в процентном отношении от общих расходов семьи составила 41,5%. Это еще один показатель того, что абсолютное большинство потребительских расходов косвенно связано с продуктами питания. С другой стороны, если учесть, что такие продукты потребляются непосредственно, то влияние этих продуктов на физиологию человека предполагает, что рынку необходима протекционистская политика. Несмотря на то, что рынок представляет собой гибкую адаптивную систему, его регулирование в таких случаях не оценивается как бюрократическая политика. Воздействие этого выражения еще больше усиливается тем фактом, что продукты, предлагаемые на потребительских рынках, являются непосредственно сельскохозяйственными продуктами. Таким образом, воздействие природных факторов на сельскохозяйственный сектор, сезонность и многие другие особенности увеличивают необходимость охвата территорий реализации конечного продукта этого сектора гибкой защитной политикой. С другой стороны, поскольку рынок имеет гибкую адаптивную систему, государственная политика, направленная на его защиту, создает условия для увеличения производства конкурентоспособной продукции. Еще один фактор, делающий это необходимым, – это отсутствие в нашей стране масштабной деятельности индивидуальных предпринимательских хозяйств. Это также связано с особенностью риска в этой отрасли [1, c. 57–61] (Abbasova, Dzhafarova, 2019, р. 57–61).

Таким образом, достижение роста продукции на потребительском рынке при создании условий для снижения сбытовых цен фактически служит обеспечению экономических выгод для потребительских групп. Определение выгодной сбытовой цены на предлагаемые товарные группы позволяет потребителям увеличить спрос в текущем и будущем периодах, а также увеличить доходы производителей. Обострение конкурентной среды между группами производителей усиливает борьбу за укрепление позиций на рынке. Это, в свою очередь, влияет на возможности повышения самообеспеченности потребительского рынка. С другой стороны, большое разнообразие продуктов на рынке сельскохозяйственных товаров народного потребления делает эту сферу более привлекательной для производителей. Экономическая свобода, среда свободы, которую государство предоставляет производителям, создает на рынке сбыта благоприятную среду для их работы на экономическую выгоду для себя и страны, а также позволяет улучшить рыночную инфраструктуру [6, c. 111–114] (Gafarov, 2018, р. 111–114). В результате растет необходимость в политике защиты рынка для защиты экономических интересов местных производителей.

Одним из основных вопросов, стоящих перед протекционистской политикой аграрного рынка, в связи со специфическими особенностями этой сферы является многоукладность этого сектора. Эта ситуация, несмотря на то, что открывает широкий спектр производственных возможностей и выбора для производителей, требует от государства разработки систематической аграрной политики для ее регулирования. Поэтому, исходя из этой особенности аграрного сектора, у государства имеются серьезные обязательства по защите внутреннего рынка. Каждая политика так или иначе отличается от другой в зависимости от особенностей отрасли. Некоторые из них осуществляются сезонно, а другие непрерывно. Исходя из этого, важно обратить внимание на эффективные направления государственной протекционистской политики для защиты внутреннего рынка.

В целом протекционистская политика государства может быть прямой или косвенной в зависимости от особенностей отрасли. Прямыми методами государство может более эффективно влиять на объем и цену товаров и услуг на потребительском рынке. Это достигается и другим, в частности косвенным методом, инструментами воздействия на потребительский рынок которых являются налоги, процентные ставки и ряд других инструментов государственной поддержки [3, c. 126–130] (Abbasov, Shakhverdieva, Abbasov, 2018, р. 126–130).

Это способствует устранению дефицита продукции на внутреннем рынке, обеспечению надежных поставок товаров народного потребления в достаточном количестве и качестве. Исходя из этого, как этапы производства, так и показатели качества потребительских товаров, создаваемые в процессе производства по товарным группам, постоянно находятся под контролем государства [6, c. 117] (Gafarov, 2018, р. 117).

Поэтому важно обратить внимание на определение основных целей протекционистской позиции государства в аграрном секторе. Цели протекционистской политики государства на потребительском рынке можно резюмировать следующим образом:

· увеличение объемов отечественного производства при надежном снабжении потребительского рынка;

· организовать межотраслевые отношения в более прогрессивной форме, используя положительные тенденции протекционистской политики при формировании товарной структуры потребительского рынка;

· добиться повышения количественных и качественных показателей на рынке потребительских товаров;

· предотвращение отражения продукции, не отвечающей интересам потребителей, с внешних рынков на потребительские рынки;

· не допускать притока на внутренний рынок продукции, произведенной за рубежом, которая противоречит интересам производителей;

· защитить рынок потребительских товаров от негативных тенденций конкуренции;

· добиться улучшения товарной структуры экспорта в отличие от сокращения товарной структуры импорта за счет внутреннего производства;

· достижение обеспечения доступности большинства потребителей к продукции за счет местного производства;

· обеспечить сохранение платежного баланса на сельскохозяйственную продукцию.

В отличие от других секторов национальной экономики протекционистская политика в аграрном секторе реализуется с помощью иных механизмов. Тем не менее реализуемая государственная политика более или менее похожа на методы, реализованные в различных отраслях [5, c. 18] (Gafarov, 2019, р. 18). Особое внимание было уделено государственной политике, проводимой в этом направлении в нашей стране в первые годы независимости. Так, охват внутреннего рынка протекционистской политикой, направленной на обеспечение внутреннего рынка местной продукцией, на самом деле был важным шагом в этой области. Таким образом, объемы отечественного производства значительно увеличились при формировании товарной структуры потребительского рынка, что в короткие сроки резко снизило зависимость от импорта [10]. Это привело к значительному увеличению местного потребительского рынка по сравнению с предыдущим периодом. По этой причине, учитывая указанную выше экономическую эффективность политики государственной защиты, целесообразно обратить внимание на состояние потребительского рынка.

Рисунок 1. Потребительский рынок – объем розничной торговли, общественного питания и платных услуг

Источник: составлено автором на основании данных Государственного Комитета по Статистике Азербайджанской Республики // [Электронный ресурс] // https://www.stat.gov.az/ (дата обращения: 30.04.2021).

Анализ данных показывает, что объем потребительского рынка в нашей стране значительно увеличился за последние пять лет. Так, по сравнению с 2015 годом объем общих торговых операций на потребительском рынке в 2019 году увеличился на 47,4%. По сравнению с аналогичным периодом общий объем розничных торговых операций увеличился на 53,1%. Аналогичная ситуация отражается и на объемах торговых операций по другим отраслям. Так, по сравнению с 2015 годом в 2019 году в сфере общественного питания соответствующий показатель увеличился на 49,6%, а в платных услугах – на 28,7%. Если мы обратим внимание на анализ статистических показателей на новую дату, то увидим, что эта ситуация повторяется в 2020 году [10]. В 2020 году в розничной торговой сети потребителям реализовано 40,2 миллиарда манатов, в том числе продуктов питания, напитков и табачных изделий – на 21,7 миллиарда манатов, непродовольственных товаров – 18,5 миллиарда манатов. По сравнению с 2019 годом оборот розничной торговли в реальном выражении снизился на 1,3%, в том числе на 6,1% по непродовольственным товарам, и увеличился на 3,4% по продуктам питания, напиткам и табачным изделиям [13].

В 2020 году 48,6% средств, потраченных потребителями на товары, приобретенные для конечного потребления, было потрачено на продукты питания, 5,4% – на напитки и табачные изделия, остальная часть – на другие товары. В отчетном году 22,7% товаров народного потребления реализовано предприятиями торговли, 54,6% – индивидуальными предпринимателями, 22,7% – на рынках и ярмарках. По сравнению с 2019 годом оборот розничной торговли в реальном выражении увеличился на 6,6% для предприятий, на 3,8% – для индивидуальных предпринимателей, снизился на 17,2% на рынках и ярмарках. В 2020 году в торговой сети житель одной страны получал в среднем 335,6 маната в месяц, в том числе продукты питания, напитки и табачные изделия на сумму 181,2 маната, непродовольственные товары на сумму 154,4 маната [11]. Таким образом, и табличные данные, и последняя статистика показывают нам, что наша страна добилась значительных успехов в этой сфере, а реальные доходы населения значительно выросли по сравнению с предыдущими годами. Еще один фактор, влияющий на увеличение торговых операций, связан с увеличением товарной структуры потребительского рынка за счет создания крупных производственных единиц в этой сфере.

В отличие от некоторых экономических подходов, сельхозпроизводители часто не могут справляться с формированием крупномасштабного расширенного воспроизводства, используя свои физические и финансовые ресурсы. Хотя некоторые из них имеют возможность самостоятельно управлять производственным процессом, находящимся в их распоряжении, у них нет достаточных возможностей по определенным вопросам, в частности для точного анализа меняющихся потребностей потребительского рынка, а также для создания крупномасштабного воспроизводства. Государственная забота в аграрном секторе многогранна [3, c. 128–132] (Abbasov, Shakhverdieva, Abbasov, 2018, р. 128–132). С этой точки зрения политика государства по вмешательству в сельскохозяйственный сектор и поддержке развития рынка потребительских товаров очень важна. Эта политика действует как движущая сила, влияющая на развитие свободной конкуренции.

Политика, проводимая в нашей стране в этом направлении, как и в мировой практике, осуществляется преимущественно с помощью инструментов экономического и отчасти правового регулирования. Правовые инструменты широко использовались в странах с переходной экономикой, где не применялись законы о свободном рынке. В этом случае государство заинтересовано в защите интересов потребителей, используя правовой механизм и законодательные методы [6, c. 115] (Gafarov, 2018, р. 115).

В целях защиты потребительского рынка в национальной экономике различные формы государственного вмешательства в рынок позволяют достичь желаемого результата. С этой точки зрения влияние государства на цены на сельскохозяйственные потребительские товары особенно различается. Цену можно охарактеризовать как традиционную, так и новую форму рыночной интервенции, отражающую различную ценовую политику государства. Здесь широко используются долговые, договорные, поставочные цены. Вмешательство рынка в ценовую политику позволяет обеим сторонам, участвующим на рынке потребительских товаров, нести наименьшие убытки в периоды экономического подъема и спада и достигать максимальной, близкой к этому полезности товаров, которые они потребляют. Ценовая политика – это политика, направленная на обеспечение экономической заинтересованности обеих сторон на рынке потребительских товаров. В этом случае устраняется избыток товаров на рынке и предоставляется возможность предотвратить дальнейшее снижение цен на потребительские товары [8, c. 27–28] (Fikratzade, Gadzhieva, 2020, р. 27–28). Таким образом, решается вопрос обеспечения стабильности цен на продукцию на потребительском рынке. Принимая во внимание вышеизложенное, показаны следующие статистические данные, чтобы создать четкую картину уровня цен на потребительском рынке в нашей стране.

Рисунок 2. Индекс потребительских цен в сравнении с предыдущим годом, в процентах

Источник: составлено автором на основании данных Государственного Комитета по Статистике Азербайджанской Республики // [Электронный ресурс] // https://www.stat.gov.az/ (дата обращения: 30.04.2021).

По сравнению с предыдущим периодом на потребительском рынке не произошло значительного роста цен. Так, по сравнению с 2015 годом в 2020 году наблюдался рост индекса потребительских цен всего на 1%. По сравнению с базовым годом индекс потребительских цен на продукты питания в отчетном году даже снизился на 1,1%. Индекс потребительских цен в 2019 году по сравнению с 2018 годом вырос на 102,6%, в том числе по продуктам питания, напиткам и табачным изделиям составлял 103,8%, по непродовольственным товарам – 101,2%, по платным услугам населению – 102,0%. Исходя из этого, когда мы смотрим на статистику за 2020 год, мы сталкиваемся с аналогичной ситуацией. Так, индекс потребительских цен в 2020 году по сравнению с 2019 годом составляет 102,8%, в том числе на продукты питания, напитки и табачные изделия – 105,0%, на непродовольственные товары – 101,3%, на платные услуги населению – 101,0% [13]. Это может быть оценено как результат надежной политики защиты на потребительском рынке.

С этой точки зрения цена является основной категорией, которая ведет к расширению производства продуктов, предлагаемых на рынке потребительских товаров, приведшему его в соответствие с законами рыночной стоимости. Следовательно, цену также можно охарактеризовать как фактор, сводящий к минимуму существующий принцип несправедливости на рынке [4, c. 81–83] (Akberov, 2019, р. 81–83).

Говоря о возможностях самообеспеченности потребительского рынка, важно обращать внимание на объемы продукции, ввозимой на потребительский рынок, а также анализировать статистические данные. Для этого в данной статье уделяется основное внимание на объем импорта основных видов сельскохозяйственной продукции. Как мы уже отмечали, рост специализации на производстве сельскохозяйственной продукции в нашей стране увеличил объемы экспорта многих товаров в этой сфере. При этом, исходя из принципа сравнительного преимущества, считается целесообразным импортировать группу товаров. Отметим, что основной причиной положительного изменения показателей в течение года является импорт продукции из высокозатратного сектора, не имеющей других сравнительных преимуществ, так как целью является увеличение предложения ненефтяной сельскохозяйственной продукции на внешних рынках.

Таблица 1

Структура импорта основных видов сельскохозяйственной продукции, тыс. долларов США

Продукция
2015
2016
2017
2018
2019
Зерновые культуры
343 376.3
345 271.0
291 524.3
257 498.5
401 101.2
Овощи и корнеплодные
22 633.4
62 006.9
57 130.4
56 168.9
69 778.3
Фрукты
35 413.5
72 995.8
75 251.6
108 430.1
124 612.3
Жиры и масла
83 834.1
144 137.8
148 319.8
140 888.5
141 237.6
Сахар изготовленные из сахара

149 858.4

187 593.1

202 770.2

122 538.8

160 949.2
Изделия, изготовленные из пшеницы, или молока

57 928.9

74 836.4

77 218.3

87 560.6

105 150.8
Мясо и мясные изделия
19 858.4
38 622.4
63 597.1
70 075.0
79 448.1
Молочные изделия, птичьи яйца,

57 193.4

93 167.9

124 944.7

131 081.9

135 859.0
Прочие продукты животного

108.9

226.0

442.3

575.0

689.4

Источник: [13].

Обратив внимание на данные в таблице, примечательно, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом объем импорта зерновых и зернобобовых культур увеличился более чем на 50% [10]. Это можно объяснить снижением уровня самообеспеченности зерновыми культурами, произведенными в стране в этом году. Так, в 2018 году уровень самообеспеченности зерновыми и зернобобовыми культурами составил более 74%. Однако к концу 2021 года этот показатель, по прогнозам, будет выше. Таким образом, вовлечение в сельское хозяйство еще двухсот тысяч гектаров за счет освобожденных земель позволит увеличить производство в этой сфере [8, c. 25–27] (Fikratzade, Gadzhieva, 2020, р. 25–27).

По предварительным прогнозам, уровень самообеспеченности зерновыми и зернобобовыми культурами прогнозируется на уровне более 80%. Импортные показатели по всем видам овощей носит сезонный характер. Так, товарные интервенции проводятся на разных сезонах по отраслям, обладающим сравнительным преимуществом. Исходя из этого, самообеспеченность овощной продукцией в нашей стране в 2019 году составила 112%. Это позволяет продавать излишки продукции на внешних рынках [13].

Аналогичная ситуация ожидается и с другими орехоплодными продуктами. Особенно это заметно в орехоплодном плодоводстве. Показатель по орехоплодному плодоводству на потребительском рынке в отчетном году составил 138,1%. Это на 8,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Аналогичная ситуация отражается и в производстве других сельскохозяйственных продукций. Фактически относительно небольшой рост объемов импортируемой продукции объясняется принципами сравнительного преимущества. В другом примере выделение некоторых из этих площадей под хлопок позволило получить больше доходов от альтернативной отрасли. Исходя из этого, подобный случай можно проиллюстрировать в закрытом овощеводстве. Кроме того, создание нового хозяйствующего субъекта в соответствии с требованиями действующего законодательства является ключевым фактором, влияющим на рост производительности в этом направлении [1, c. 61–64] (Abbasova, Dzhafarova, 2019, р. 61–64).

В целом опыт показывает, что для достижения устойчивости производства, обеспечения интересов групп производителей важное значение имеет защита рынка сельскохозяйственных потребительских товаров от негативного воздействия внешней среды. Так, если относительно новый производитель, который в настоящее время доминирует на внутреннем потребительском рынке для какой-либо товарной группы, может выйти на рынок с относительно средней ценой и качеством в течение определенного периода времени, необходимо защитить этих производителей от специализированных производителей, работающих на зарубежных рынках. В противном случае иностранный производитель, входящий на рынок, может занять долю рынка относительно неопытных производителей. По этой причине важно разработать и использовать комплексные меры по защите внутреннего рынка. Важность таможенной политики в мерах по защите внутреннего рынка огромна. Странам с переходной экономикой лучше проводить политику свободной торговли на внешних рынках, уделяя особое внимание повышению конкурентоспособности отечественного производства. В этом случае важное место следует уделять обеспечению выпуска продукции, производимой в различных отраслях национального производства, в рамках определенных норм и стандартов. В противном случае товары не будут соответствовать требованиям товаров, предлагаемых на рынках, основанным на принципах свободной торговли, что приведет к значительному сокращению продаж [4, c. 78] (Akberov, 2019, р. 78).

Таким образом, страна, занимающая протекционистскую позицию во внешнеторговой политике, широко использует тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговых операций, делая упор на защиту национального производства. В качестве основных инструментов регулирования используются такие инструменты экономического регулирования, как квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д. [5, c. 15–18] (Gafarov, 2019, р. 15–18).

Однако следует отметить, что применение таких стратегий защиты приводит к снижению общего объема внешнеторговых операций. Это не считается экономической угрозой. Исследования показывают, что для страны, выступающей с протекционистской позиции, естественно столкнуться с падением валового национального дохода при проведении защитной таможенной политики. Однако в результате решается вопрос надежного обеспечения населения продуктами питания за счет собственного производства.

Заключение

Различные тенденции в мировой экономике, особенно рост цен на энергоносители, приводят к различным изменениям на потребительском рынке. Это отражается как на покупательной способности рынка, так и на уровне цен. Поэтому в настоящее время основной целью государственной политики является нейтрализация такого нежелательного воздействия на потребительский рынок.

В этой связи изучение политики государственной защиты в обеспечении как уровня самообеспеченности, так и ценовой доступности потребительского рынка является важным и актуальным в настоящее время. Поэтому внесенные здесь предложения по расширению самообеспеченности рынка очень важны с точки зрения повышения стабильности рынка.


Источники:

1. Аббасова Я., Джафарова Р. Роль кооперативов в обеспечении экономической эффективности аграрной отрасли. Журнал экономических и политических наук. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.maarif.az/wp-content/uploads/2020/03/Jurnal-4-17-2019.pdf (дата обращения: 27.04.2021).
2. Аббасова Я., Мустафаева Р., Гамбарова Р. Economic assessment of agriculture development and prospective directions of agrarian reforms in the Republic of Azerbaijan // Management, economic engineering in agriculture and rural development. – 2021. – № 1. – p. 525-537.
3. Аббасов Ф.З., Шахвердиева И.Я., Аббасов З.Г. Роль государства в развитии аграрного сектора // Научные труды АГАУ. – 2018. – № 2. – c. 129-134.
4. Акберов Э.Г. Вопросы развития рынка сельскохозяйственной продукции и повышения экспортного потенциала. Научные новости UNEC. [Электронный ресурс]. URL: http://unec.edu.az/application/uploads/2015/03/N2-2019.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
5. Гафаров Н.Г. Зарубежный опыт в формировании и функционировании экономического механизма аграрного сектора // Аграрная наука Азербайджана. – 2019. – № 4. – c. 13-19.
6. Гафаров Н.Г. Проблемы развития аграрного потребительского рынка // Кооперация. – 2018. – № 1. – c. 109-118.
7. Махмудов Э.Г. The importance of marketing activity in sales of agriculture consumer products. Science. [Электронный ресурс]. URL: http://scienceph.ru/f/science_and_world_no_12_76_december_vol_ii.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
8. Фикратзаде Ф.Ф., Гаджиева С.И. Направления восстановления и прогнозирования производственных показателей сельскохозяйственной отрасли в освобождённых от оккупации территориях. Экономика сельского хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: https://atm.gov.az/pdf/magazine/4.pdf (дата обращения: 25.04.2021).
9. Шекералиев А.Ш., Шерекалиева З.А. Организация и управление таможенным делом. , 2015. – 26-38 c.
10. Agro. [Электронный ресурс]. URL: https://agro.gov.az/az (дата обращения: 04.05.2021).
11. Atm. [Электронный ресурс]. URL: https://atm.gov.az (дата обращения: 27.04.2021).
12. Iqtisadiislahat. [Электронный ресурс]. URL: http://iqtisadiislahat.org (дата обращения: 24.04.2021).
13. Stat. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.az (дата обращения: 30.04.2021).

Страница обновлена: 14.09.2023 в 23:51:09