Методические подходы к оценке обеспеченности системы развития информационно-коммуникационных технологий

Борщ Л.М.1, Джалал М.А.К.1, Герасимова С.В.1
1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Россия, Симферополь

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Борщ Л.М., Джалал М.А.К., Герасимова С.В. Методические подходы к оценке обеспеченности системы развития информационно-коммуникационных технологий // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 8. – С. 2721-2744. – doi: 10.18334/ce.17.8.118726.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383737

Аннотация:
В статье рассматриваются основные проблемы обеспеченности системы по развитию информационно-коммуникационных технологий в российской экономике и ее регионах. Авторами предложено применять инструменты системного и информационного подходов при определении взаимосвязанности развития информационно-коммуникационных технологий и формирования цифровой инфраструктуры. При анализе основных тенденций развития информационно-коммуникационных технологий авторами предложено рассматривать их как модель, которая обладает некой характерной особенностью трансформироваться вместе с сектором материального производства и системой потребления через призму развития информационно-коммуникационных технологий, заложенных в принципах трансформационного процесса. С развитием ИКТ формируется цифровая инфраструктура, цифровые технологии, цифровая экономика, таким образом, реализуется государственная программа развития цифровой экономики России и регионов. В процессе формирования информационного подхода, с теоретической точки зрения, дано авторское обоснование информационно-коммуникационных технологий (в дальнейшем - ИКТ), которые следует рассматривать, как условия воспроизводства любого процесса (производственного, информационного или управленческого), где информация имеет предыдущие данные и дает возможность выстроить следующие аналоги, более универсальные. Подбор и сочетание методов, инструментов, информационного и системного подходов, дают возможность рассматривать все сектора экономики, как комплекс взаимосвязанных подсистем единой целостной системы цифровой экономики с формированием ИКТ. Цифровые технологии модернизируют производства, а цифровая инфраструктура рассматривается, как дополнение к технологической инфраструктуре, охватывая всю экономическую систему благодаря четырем основным инвестиционным финансовым источникам: государственным, региональным, малого и среднего бизнеса, а также домохозяйств.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, системный подход, цифровые технологии, инновации, информационный подход

JEL-классификация: L86, O31, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В контексте формирования цифровой инфраструктуры, в частности ИКТ, важным аспектом является внедрение и развитие новой технологической основы. Поскольку старые технологии сохраняют накопленную генетическую информацию, то за счет сохранения предыдущих основных параметров это придает модели ИКТ жизнедеятельность и устойчивость, что, в свою очередь, позволяет производить всю совокупность технологий и процессов, и придает системе рациональности в использовании.

Исходя из постулатов метафизики в экономике, факторы трансформационных процессов в реальном секторе экономики свидетельствуют о том, что содержание данных знаний не исчерпываются временными формами, они находятся в состоянии динамического развития. Следовательно, временные формы также влияют на развитие процессов ИКТ, модернизации производств и процессов цифровизации экономики. Поэтому следует обратить внимание на иррациональность, поскольку только в ней заложен смысл происходящей экономической реальности в регионах, в том числе и поиск истины происходящих процессов и явлений.

Существующая модель российской экономики с учетом введенных санкций приобретает совершенно иной путь в своем развитии. Становится очевидным, что развитие ИКТ влияет на развитие технологической парадигмы, как модели избранных технологических направлений, которые должны регламентироваться законами на принципах материальных технологий в естественных науках. В обращении президента РФ В.В. Путина в своем Послании Федеральному собранию указано «…запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В ее реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России. В полном смысле этого слова - нашего будущего» [15]. Исходя из Послания, были поставлены следующие задачи: создание цифровой и институциональной инфраструктуры; создание экосистем в цифровой экономике; развитие ИКТ. Все эти процессы повлияют на повышение конкурентоспособности российской экономики, выраженной в изготовленной продукции, товарах и услугах на глобальном рынке.

Таким образом, цифровизация и ИКТ опираются на определенную методику оценки развития, как инструмента управления процессами на национальном и региональном уровнях.

Целью данной статьи является разработка методических подходов к оценке обеспеченности системы развития информационно-коммуникационных технологий.

К задачам исследования отнесены: оценка источников финансирования ИКТ; с теоретической точки зрения обосновать ИКТ, как экономическую категорию; раскрыть полное понимание институционального обеспечения; проанализировать и дать оценку, выявить тенденции развития информационно-коммуникационных технологий; сформировать подходы и дать теоретическое и практическое обоснование развития ИКТ. Исходя из перечисленных задач, определена структура данной статьи.

Обзор литературы

Анализ литературных источников позволил обобщить различные подходы к пониманию тенденций развития ИКТ. В современной экономике активно развиваются процессы цифровизации, в том числе, трансформируются все сферы производства и жизнеобеспечения, затрагивая все сферы и субъекты регионального отраслевого развития. В контексте эволюционных трансформаций формируются ключевые понятия ИКТ. Они характеризуются атомистическим строением жесткой, бескомпромиссной конкурентной среды, вытеснением более слабых конкурентов на основе прямого рыночного смысла закономерностей, в которых закладывается фундамент развития современной теории ИКТ. Об этом свидетельствуют труды отечественных исследователей: Чаплиной А.Н., Максименко И.А. [29], Тарануха Ю.В. [22], Пшеничниковой С.Н., Федотова В.А. [20], Гнидченко А.А. [8], Портера М. [14], Борио К. [30].

Вопросам экономической теории относительно влияния цифровизации на экономический рост посвящены труды отечественных и зарубежных ученых, таких как: Тенякова И.М., Абдуллаевой Ж.А. [23], Борщ Л.М., Джалал М.А.К., Жаровой А.Р. [6], Майер У., Мэдден Г., Ву Ч. [31], Борковой Е.А., Осиповой К.А., Светловидовой Е.В., Фроловой Е.В. [5].

Российская региональная отраслевая экономика усиленными темпами внедряет передовые отечественные технологии. При помощи них осуществляется процесс трансформации производства за счет технологических инноваций, определяя ключевые тенденции, тренды и задачи, а также формируя сбалансированность в переходе системы на новый производственный уровень. Данное направление исследований отражено в трудах: Джалал М.А.К., Михайлова Е.А., Борщ Л.М., Герасимовой С.В., Золотарева А.И., Вельгош Н.З. [9], Вороновой Т.А., Гарнова А.П., Логиновой Е.В., Айвазова С.Ю. [7], Ткаченко И.Н, Старикова Е.Н. [24], Прокоповой Л.Г., Сухова С.В., Твердохлебовой М.Д., Погориляк Б.И., Кадеровой В.А. [19], Аптекман А., Калабина В., Клинцова В. [4].

Новые направления развития информационно-телекоммуникационных технологий основываются на модификации конкурентного принципа, в процессе чего происходит структурная трансформация в новые архитектурные формы, которые изменяют саму траекторию развития. А применение инструментов в данной отрасли знаний развивает компетенции. Следовательно, зарождается новая теория смыслов, которая меняет саму экономическую отраслевую модель экономического развития, а также формируются новые подходы, которые являются началом наступательного процесса [8, 20, 22, 24].

На протяжении многих лет в развитии ИКТ основным являлся отраслевой подход, который формировал методологию непосредственно отраслевого развития. Но в последнее десятилетие все это свелось к однобокому, оторванному от реальности регионов и муниципальных образований, процессу. Данное направление заходило в тупиковую ситуацию и требовало формирования осмысленного, теоретически обоснованного каркаса к модернизации производств и предприятий в регионах. Формирование цифровой инфраструктуры, в частности, внедрение ИКТ, является стимулом для образования социальной ответственности в поиске равновесного баланса.

Если рассматривать внедрение информационно-коммуникационные технологий с точки зрения теории быстро развивающейся региональной экономики, то цифровая экономика уже реализуется достаточно давно, просто о ней мало говорили. Исходя из изложенного, следует, что происходит эволюционный процесс смены сингулярного начала в изменении системы регионального развития экономики.

С точки зрения экономической теории, благодаря исследованиям феномена развития ИКТ, формируется качественно новая инфраструктура, которая отражает трансформационные изменения региональной экономики.

Подводя итоги и обобщая источники исследования, можно сделать вывод, что в российской экономической науке был сформирован огромный потенциал относительно развития цифровой экономики. На этой основе сложились определенные цепочки коллективных исследований по развитию ИКТ, следует согласиться со всеми авторами в вопросах обоснованности и понимания модернизации и развития ИКТ во всех сферах производства и услуг на региональном уровне.

Следовательно, не смотря на большой интерес развития ИКТ в России и регионах, наблюдается фрагментарность и недостаточная изученность с теоретической и практической точки зрения данной проблемы. Это обуславливает необходимость проведения дальнейших научных исследований.

Теория и методы

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы такие, как: эмпирический, системного анализа, графический.

Исходя из цели данного исследования, авторами сформирован информационный подход, который применялся при анализе информации в процессе воспроизводственных процессов в экономике, взаимодействуя с изменяющейся средой и воспринимая всю совокупность приемов, методов и процессов. Системный подход рассматривался, как системный комплекс взаимосвязанных частей для анализа цифровых навыков у населения.

В ходе исследования применялись: синтетический метод - при соотношении данных для достижения конкретных задач, обосновании актуальности темы исследования, устанавливая взаимозависимости и взаимосвязи влияния на процессы развития; неоклассический подход – при определении внешних технологических и экономических изменений.

В процессе внедрения цифровой экономики, в частности информационно-коммуникационных технологий, Росстатом была определена методика влияния на развитие реального сектора экономики на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности [18].

В данном исследовании применялись источники информации отечественных и зарубежных ученых, что позволило провести структуризацию и систематизацию подходов, а также применяемых методов в процессе разработки информации. В том числе, осуществленный критический анализ отобранных источников литературы позволил уяснить возникающую проблему на всех этапах исследования.

Теоретическое обоснование эволюционного процесса ИКТ. Методические подходы к оценке обеспеченности системы развития ИКТ

Исследуя эволюционный процесс развития цифровой экономики и ИКТ, следует отметить, что на государственном уровне категория «информатизация» появилась с 1980-х годов. В 1992 году был создан комитет по информатизации связи, а в 1994 году вышли первые указы [25, 27]. В 1995 году была разработана концепция по формированию информационного пространства, а с 2002 по 2010 года - ФЦП «Электронная Россия» [28], началось использование электронной подписи. Таким образом, начиная с 2013 года, была сформирована инфраструктура электронного правительства Российской Федерации, впервые в российской информационной системе введена система электронного документооборота.

Следует отметить, что на законодательном уровне только в 2016 году появилась правительственная программа «О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами» [17], а в 2018 году была разработана программа «Цифровая экономика» до 2024 года. Далее в 2019 году вышел закон о преобразовании региональных органов государственной власти, ответственных за информацию и цифровое развитие, также были назначены в регионах ответственные за цифровую трансформацию [13].

В 2017 году была разработана концепция развития информационного общества, которая дала старт в развитии цифровой экономики [21], и ИКТ в том числе [26]. Таким образом, данные нормативно-правые законодательные акты требовали создания нового нормативно-правового регулирования по использованию ИКТ, основанного на гибком индивидуальном подходе к каждой сфере деятельности [16].

На протяжении многих лет считалось, что ИКТ возможно эффективно развивать при применении отраслевого подхода, и длительное время это имело полное обоснование. Авторами предлагается применять информационный подход, который в процессе развития научно-технического прогресса и ускоренного развития информационного общества является предпосылкой для создания методологической ниши. Следовательно, в данной методологии суть развития ИКТ раскрывается, как процесс воспроизводства любой системы, в которой изложены предыдущие циклы, что дает возможность выстроить в системе следующий шаг.

На основе первичной информации (генетической) происходит процесс сохранения «каркаса», как основного параметра системы, включая поведенческую функцию и обеспечивая модели ее живучесть.

В процессе взаимодействия со средой в системе прорабатывается логическая функция воспроизводства всей совокупности технологических приемов и процессов, которые известны человеку, с целью умножения и распространения информации. Таким образом, создается информационная методология, которая позволяет воспроизвести уже сознательно все необходимые программы в системе. Развитие экономики на основе данного подхода рассматривается авторами, как определенного типа генератор, оператор и одновременно потребитель информации, который нацелен на его сохранение и тиражирование, как основа ИКТ. В связи с этим начинает формироваться экономическая устойчивость, которая носит накопительный характер информации, и требует воспроизводства, что и определяет развитие экономики и ее рост.

При применении информационного подхода критерием экономической эффективности выступает минимизация информации, то есть при сохранении ее смысла далее она меняется в последующую информацию в соответствии с требованиями расширяющейся среды. Рассматривая более детально информационный подход, выяснилось, что динамический процесс развития ИКТ, можно трактовать, как программу, в которой происходит смена одних цифровых данных на другие в определенной системе. Процесс преобразования подчиняется определенной информационной программе, преобразовывая саму структуру и программу при помощи «команд». Следует отметить, что переходя из одной заполненной системы в другую, процессы изменения информации подчинены закономерностям. Если проскакивает фаза неустойчивости в системе, то следует определять новую траекторию в ее развитии.

Экономическая наука ИКТ использует широкий спектр всевозможных инструментов, среди которых информационный и системный подходы, которые в начале своего пути формируют методологию, рассматривая ИКТ, как условия воспроизводственных процессов в экономическом развитии: ИКТ; цифровых технологий; цифровой инфраструктуры; цифровой экономики. Исходя из этого, дадим определение каждого из них.

ИКТ - это современные информационные технологические системы, которые развиваются на всех уровнях, затрагивают всю экономическую систему, в том числе малый и средний бизнес, а также домохозяйства.

Цифровые технологии в промышленном производстве наступают в процессе модернизации производств, применяются в банковской сфере посредством изменения всей системы потребления, что ведет к общему проникновению ИКТ во все сферы жизнедеятельности человека, что приводит к развитию современных производств систем услуг.

Цифровая инфраструктура является частью общей технологической инфраструктуры в экономике и рассматривается, как дополнение к существующей инфраструктуре.

Цифровая экономика рассматривается авторами, как модель экономики, в которой максимально предоставляется возможность развития всей экономической системы на основе цифровых технологий.

Учитывая вышеизложенное, отметим, что нет четкого понимания ИКТ, как экономической категории. Авторами сформировано обоснование понятия ИКТ, как системного процесса, который трансформирует мышление, сознание и саму деятельность человека, формирует межличностные и групповые отношения внутри региональной системы, в которой присутствует государство, инвесторы, объекты вложений финансовых ресурсов (инвестиций в инновации), а в основе всего этого процесса заложена цель - получение прибыли. Следовательно, данный комплекс действий направлен на реализацию развития ИКТ и получение прибыли в будущих периодах для конкретных участников, регионов, муниципальных образований и инвесторов. Если рассматривать ИКТ с точки зрения развития, следует в первую группу показателей отнести макроэкономические, характеризующие экономику в целом, инвестиции в основной капитал, ВВП. Во вторую группу отнести объем инвестиций в сферу развития ИКТ, доступность сотовой связи, а к третьей группе - выявление потребителей данных услуг.

Таким образом, в следующем подразделе проанализируем некоторые макроэкономические показатели, которые позволят сформировать заключения относительно развития исследуемой системы ИКТ в отрасли национального хозяйства за счет государственного сектора, домохозяйства, а также малого и среднего бизнеса.

Оценка обеспеченности развития цифровой экономики и ИКТ

В связи с ведением новых пакетов санкций в российской экономике усиленными темпами внедряются отечественные прогрессивные технологии. Процессы модернизации раскрывают стратегические направления цифрового развития, формируя цифровую инфраструктуру, новое зарождение смыслов и смены модели производственного регионального развития.

Проанализируем затраты на внедрение и использование цифровых технологий по регионам за 2021 год в млн. руб. (табл. 1).

Таблица 1

Затраты на внедрение использование цифровых технологий за 2021 в Центральном федеральном округе, млн. руб.


Всего
В том числе
Внутренние затраты
Внешние затраты
Российская Федерация
3515787,4
2625721,3
890066,1
Центральный федеральный округ
2505205,1
1823442,8
681762,2
Северо-Западный федеральный округ
318428,2
248185,4
70242,8
Южный федеральный округ
80865,1
65545,1
15320,0
Северо-Кавказский федеральный округ
18526,1
15227,9
3298,2
Приволжский федеральный округ
231040,4
184801,1
4239,2
Уральский федеральный округ
143228,0
110701,6
32526,4
Сибирский федеральный округ
135483,6
108125,0
27358,6
Дальневосточный федеральный округ
83011,0
69692,3
13318,7
Источник: составлено авторами на основе данных [11]

Из таблицы 1, следует что основные затраты на внедрение цифровых технологий внутренние, что свидетельствует о высокой внутри государственной заинтересованности и осознанности предприятий и общества в новых технологиях, которые позволят выпускать конкурентоспособную продукцию и оказывать потребителям высокого качества услуги.

Сущностные характерные особенности в организационном преобразовании и выход на новый виток социально-экономического развития экономики отражаются в динамике роста овладения цифровыми навыками у населения (рис. 1).

Рис. 1. Динамика роста цифровых навыков у населения

Источник: составлено и построено авторами на основе данных [1, С. 34]

Исходя из рисунка 1, можно отметить положительную динамику роста за 2018-2021 гг.: электронная почта - 70,1%; применение инструментов копирования - 23,7%; внедрение новых устройств - 44,9%; создание презентаций - 23,2%.

Рассмотрим затраты на развитие российской цифровой экономики за период 2017-2021 гг. (рис. 2). За анализируемый период наблюдается рост инвестиций в развитие цифровой экономики. Следует отметить, что валовые внутренние затраты по данной категории увеличились на 45,8%. Анализ показывает, что произошли изменения относительно внутренних затрат организаций на развитие цифровых технологий на 69,5%. В том числе, следует отметить, что вместе со всей отраслевой экономикой развивались домашние хозяйства, о чем свидетельствует динамика роста затрат на 57,1%.

Рис. 2. Затраты на развитие цифровой экономики Российской Федерации, млрд. руб.

Источник: составлено и построено авторами на основе данных [1, С. 12]

Рассмотрим затраты на развитие цифровой экономики в % соотношении к ВВП за период 2017-2021 гг., где отчетливо заметна равномерная динамика роста по показателям данной категории (табл. 2). Следовательно, в развитие цифровой экономики вкладываются все - государство, организации, домашние хозяйства.

Таблица 2

Затраты на развитие цифровой экономики в России в процентном соотношении к ВВП за период 2017-2021 гг.

Показатель
2017
2018
2019
2020
2021
Изменения /↓
Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики
3,6
3,6
3,7
3,8
3,7
↑ 0,1 п.п.
Внутренние затраты организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними товаров и услуг
1,9
1,9
2,2
2,1
2,2
↑ 0,3 п.п.
Затраты домашних хозяйств на использование цифровых технологий и связанных с ними товаров и услуг
1,3
1,3
1,5
1,7
1,5
↑ 0,2 п.п.
Примечание: Данные показатели рассчитывались без учета затрат на цифровой контент.

Источник: составлено авторами на основе данных [1, С. 13]

Проанализируем структуру внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг по некоторым видам деятельности в динамике за 2020-2021 гг. (табл. 3). Исходя из таблицы 3, следует, что по некоторым видам деятельности прослеживается динамика снижения по следующим показателям: финансовый сектор (на 0,3 п.п.), государственное управление и социально обеспечение (на 2,2 п.п.).

Таблица 3

Структура внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг по некоторым видам деятельности за 2020-2021 гг. в % к итогу

Показатель
2020
2021
Изменения ↑/↓
Информация и связь
26,8
29,4
↑ 2,6 п.п.
Оптовая и розничная торговля
6,0
9,2
↑ 3,2 п.п.
Строительство
1,6
2,8
↑ 1,2 п.п.
Гостиницы и общественное питание
0,4
0,5
↑ 0,1 п.п.
Обрабатывающая промышленность
8,2
8,7
↑ 0,5 п.п.
Добыча полезных ископаемых
1,4
1,9
↑ 0,5 п.п.
Отрасль информационных технологий
7,4
12,7
↑ 5,3 п.п.
Финансовый сектор
13,2
12,9
↓ 0,3 п.п.
Научной и технической деятельности
9,1
10,3
↑ 1,2 п.п.
Социальное обеспечение и госуправление
6,4
4,2
↓ 2,2 п.п.
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
2,2
2,6
↑ 0,4 п.п.
Источник: составлено авторами на основе данных [1, С. 14]

Учитывая исследования ученых, доступ к интернету в домашних хозяйствах по итогам 2021 года в процентах от общего числа домашних хозяйств по некоторым странам составил: в России - 84%; в Турции - 92%; в Республике Корея - 100 %; в Германии - 92 %. Что касается использования интернета населения для коммуникации (телефонные звонки и видео-разговоры через интернет), то на первом месте Швеция (76%), на втором месте Россия (74%), на третьем месте Финляндия (71%). На 5 и 6 месте по освоению и использованию интернета для коммуникации находятся Канада и Республика Корея – по 68% каждая. Широким спросом пользуются интернет-магазины, клиентами которых является население в возрасте от 15 до 74 лет. За период 2015-2021 гг. использование интернета по России увеличилось на 25,1 п.п. [1, С. 20-26]. Это говорит о том, что население все больше доверяет технологиям и погружается в цифровую реальность.

Исходя из изложенного, следует, что рынок ИКТ выделяется своим динамическим ростом в третьем квартале 2021 года: индекс физического объема добавленной стоимости сектора ИКТ составил 102,5%, в 2022 (за аналогичный период) ИКТ составил 110,8%; IT-отрасль и оптовая торговля ИКТ - 111,5% и 130,5% соответственно. Следует отметить, что сектор ИКТ стал лидирующим в экономике, его рост составил 35% по отрасли и 7% по отношению к ВВП [12].

Оценка обеспеченности системы развития сектора ИКТ

В эпоху мировой нестабильности и введения санкций против российской экономики формирование цифровой инфраструктуры и ИКТ играет огромную роль в экономических процессах. ИКТ предоставляет возможность создавать большие циклы в поддержании интеграционных связей с платформами, оборудованием, программным обеспечением, а также определяют лидирующие позиции вендоров [3].

Следующий этап - исследование удельного веса сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости (на основании ОКВЕД2: 26, 61, 62, 63) за 2021 год, который составляет по России 3,1%. Следует отметить, что наблюдается динамика роста валовой добавленной стоимости в сфере ИКТ в России: в 2020 году показатель достиг 104% к предыдущему году, в 2021 году данный показатель составил 108%, что на 4 п.п. больше 2020 года.

Проанализируем результативность исследований и разработок в области ИКТ за период 2011-2021 гг. (рис. 3). Исходя из рисунка 3, следует, что динамика исследований отечественными учеными постоянно растет. В данных исследованиях раскрывается целостная многокомпонентная система, которая трансформируется вместе с секторами материального производства через призму ИКТ.

Рис. 3. Результативность исследований и разработок в области ИКТ за период 2011-2021 гг., ед.

Источник: составлено и построено авторами на основе данных [1, С. 105]

Динамика основных показателей деятельности сектора ИКТ

Сейчас развитие ИКТ поставлено на национальный уровень развития. Данной отрасли требуются инвестиции, которые повлияют на развитие технологий и увеличение роста ВВП [10]. Инновационная деятельность организаций в секторе ИКТ развивается динамично. Об этом свидетельствуют следующие данные за период 2017-2022 гг:

¾ уровень инновационной активности на конец 2020 года составил 13,5%;

¾ удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил за аналогичный период 7,6%;

¾ удельный вес затрат на инновационную деятельность в этом же периоде в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг составил 3,4% (рис. 4).

Рис. 4. Инновационная деятельность организаций сектора ИКТ за период 2017-2020 гг., в %

Источник: составлено и построено авторами на основе данных [2, С. 101]

Далее рассмотрим динамический процесс вклада сектора ИКТ в развитие экономики в 2020 году, который в общей сумме на конец периода составил 2985 млрд. руб. Показатели развития экономики в процентном соотношении от ВВП по отраслям экономики свидетельствуют о том, что наибольший вклад осуществлен в следующие отрасли: транспортировка и хранение (6,5%); строительство (5,7%); финансовый сектор (4,9%); сельское хозяйство (4,1%).

В 2021 году показатели развития ИКТ были следующими:

¾ валовая добавленная стоимость в российском секторе ИКТ составила 3,7 трлн. руб.;

¾ экспорт ИКТ товаров и услуг достиг 9,9 млрд. дол. США;

¾ импорт ИКТ товаров и услуг в Россию достиг 36 млрд. дол. США;

¾ доля ИКТ сектора в российском ВВП составила 3,5%;

¾ индекс физического объема добавленной стоимости к 2020 году вырос на 8,98% [1].

Следует также отметить, что концептуальными параметрами анализа цифровой трансформации ИКТ выявлено, что ИКТ способны повторять общую структуру предложенной авторами методики, которая характеризует фактор влияния на экономический рост ВВП. Таким образом, формирование цифровой инфраструктуры и развитие ИКТ являются не только коммуникациями, но и центрами обработки данных. Следовательно, все перечисленные позиции приобретают ключевое значение.

Дискуссионные вопросы

Информация о перечисленных методах и подходах имеет под собой ключевые определенные обоснования, тем не менее, есть ряд показателей, которые следовало бы более детально конкретизировать при рассмотрении.

Один из показателей, который рассматривался авторами, это государственные инвестиции в развитие ИКТ. Важным является тот факт, что есть статистические данные по инвестициям на уровне государства, регионов, муниципальных образований, малого и среднего бизнеса, частных организаций, домохозяйств. Однако, информация о крупном бизнесе подается в статистических открытых сборниках с отставанием. Отсюда вывод, что получаемые источники информации не всегда способны отражать реальную картину процессов развития цифровой экономики и ИКТ. Авторы акцентируют внимание на том, что уже сегодня значительный объем данных цифровой экономики, ИКТ и формирования платформ необходимо анализировать более конкретными и точными данными в реальном режиме времени.

Заключение

Сформированы подходы на основе методов (системный и информационный), и инструментов в тенденции развития ИКТ. Выявлено, что в процессе развития принимает участие государство (законодательное, нормативно-правовое регулирование), малый и средний бизнес (модернизация производственных процессов, налоговой отчетности банковского обслуживания), домохозяйства (ведение упрощенного налогового обслуживания, банками). Каждый из них вносит свой вклад в данные процессы, что влияет на развитие цифровой экономики, развитие экономики в федеральных округах, на системы государственного управления, общества, формируя новую модель конкурентоспособной экономики.

С теоретической точки зрения исследована экономическая природа развития информационно-коммуникационных технологий, опираясь на методику информационного и системного подходов, применяя государственные инструменты и механизмы управления процессами в экономике на всех уровнях государственной власти, которые характеризуются атомистическим строением формирования жесткой конкурентной среды.

Исследованы информационно-коммуникационные технологии, дано авторское обоснование ИКТ, технологической модернизации, цифровой инфраструктуры. Данная модель обладает особенными свойствами трансформироваться вместе с сектором материального производства и системой потребления через призму муниципального развития, заложенного в принципах трансформационного процесса стратегического управления.

Опираясь на фундаментальную теорию и определенную методику, а также на инструменты управления процессом на всех уровнях (федеральном, региональном), произведена оценка формирования цифровой инфраструктуры и ИКТ. Выявлено, что человеческий капитал становится важным ресурсом, который способен развиваться совместно с воспроизводственными процессами на всех этапах экономического развития, определяя максимальную полезность. Напрашивается вывод, что ИКТ влияет на повышение конкурентоспособности всех сфер деятельности, придает финансовой системе и ее подсистемам устойчивости. Все это требует инвестиций в инновации в развитие ИКТ, поэтому в нашей стране в связи с этим принято ряд правительственных решений и инвестиционных программ развития.

Используя показатели анализа и оценки всего комплекса основных факторов развития, государственная политика, институты, человеческий капитал, лидерство, формирование инвестиционной и цифровой инфраструктуры развивают ИКТ, формируют культура ведения бизнеса, формируют благоприятный инвестиционный и инновационный климат, повышают интерес к инновационным технологиям, НИОКР, создавая предпосылки к технологической модернизации.


Источники:

1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2023. / Краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 120 c.
2. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2022. / Краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 124 c.
3. Амосов А. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды // Вопросы экономики. – 2003. – № 8. – c. 153-154. – doi: 10.32609/0042-8736-2003-8-153-154.
4. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В. и др. Цифровая Россия: Новая реальность. Официальный сайт TADVISER. Государство. Бизнес. Технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf.
5. Боркова Е.А., Осипова К.А., Светловидова Е.В., Фролова Е.В. Цифровизация экономики на примере банковской системы // Креативная экономика. – 2019. – № 6. – c. 1153-1162. – doi: 10.18334/ce.13.6.40734.
6. Борщ Л.М., Джалал М.А.К., Жарова А.Р. Показатели эффективности использования регионального потенциала Республики Крым // Π-Economy. – 2022. – № 5. – c. 75-94. – doi: 10.18721/JE.15505.
7. Воронова Т.А., Гарнов А.П., Логинова Е.В., Айвазов С.Ю. Технологические инновации как фактор устойчивого экономического развития региона // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 5(101). – c. 182-191. – doi: 10.21686/2413-2829-2018-5-182-191.
8. Гнидченко А.А. Траектория структурной трансформации: опыт успешных стран-экспортеров // Вопросы экономики. – 2021. – № 12. – c. 48-65. – doi: 10.32609/0042-8736-2021-12-48-65.
9. Джалал М.А.К., Михайлов Е.А., Борщ Л.М., Герасимова С.В., Золотарев А.И., Вельгош Н.З. Устойчивое развитие регионов: анализ реализации национальных проектов // Финансово-экономическая безопасность Российской Федерации и ее регионов: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2022. – c. 73-77.
10. Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – № 4. – c. 70-93.
11. Затраты на внедрение и использование цифровых технологий в 2021 году. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage//2023/04-20/R7KY9dSC/RR_pokaz_18-07_2022.xlsx.
12. ИКТ-рынок России. Официальный сайт TADVISER. Государство. Бизнес. Технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%9A%D0%A2-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 .
13. От информатизации к цифровизации – как в 2019 году преобразовывались региональные органы власти, ответственные за IT. Официальный сайт онлайн-издания D-russia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/ot-informatizatsii-k-tsifrovizatsii-kak-v-2019-godu-preobrazovyvalis-regionalnye-organy-vlasti-otvetstvennye-za-it.html.
14. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. / Пер. с англ. 4-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 716 c.
15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 01.12.2016. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: https://74.rkn.gov.ru/p20325/.
16. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» № 1646 от 10.10.2020 г. Официальный сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/PmS49R3XvRyqFjxbcEkILUTuQPyOO83B.pdf.
17. Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» № 392 от 05.05.2016 г. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page=1&print=1&nd=102397180&rdk=0&&empire=.
18. Приказ Росстата «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» № 463от 30.07.2021 г. по видам товаров и услуг сектора информационно-коммуникационных технологий на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Официальный сайт КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_393667/085b6cbe8b240e8dca9f5664cad10bd422328565/.
19. Прокопова Л.Г., Сухов С.В., Твердохлебова М.Д., Погориляк Б.И., Кадерова В.А. Ключевые тенденции цифровой трансформации финансовых услуг в России и их влияние на потребительский опыт: прогнозы экспертов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – № 2. – c. 202-221. – doi: 10.18184/2079-4665.2022.13.2.202-221.
20. Пшеничикова С.Н., Федотов В.А. Определение эффективности структурных трансформаций в экономической системе // Проблемы современной экономики. – 2022. – № 2(82). – c. 34-38.
21. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» № 1632-р от 28.07.2017 г. Официальный сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
22. Тарануха Ю.В. Модификация конкурентного принципа в процессе эволюции конкуренции // Общество и экономика. – 2017. – № 3-4. – c. 49-67.
23. Теняков И.М., Абдуллаева Ж.А. Специфика инновационного экономического роста в условиях четвертой промышленной революции и цифровизации // Проблемы современной экономики. – 2021. – № 2(78). – c. 24-27.
24. Ткаченко И.Н., Стариков Е.Н. Цифровая экономика: основные тренды и задачи развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2020. – № 3. – c. 244-255. – doi: 10.18500/1994-2540-2020-20-3-244-255.
25. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации» № 361 от 21.02.1994 г. Официальный сайт КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=XjNlzw&base=EXP&n=261311#aYFaXZTo31Z9ItDT.
26. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» № 203 от 09.05.2017 г. Официальный сайт информационно-правового обеспечения Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/.
27. Указ Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики в сфере информатизации» № 170 от 20.01.1994 г. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102028259.
28. ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 годы). Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f .
29. Чаплина А.Н., Максименко И.А. Эволюционная трансформация стратегического управления в контексте конкурентных отношений // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 3(75). – c. 62-66.
30. Borio C. The Covid-19 economic crisis: dangerously unique // Business Economics. – 2020. – № 4. – p. 181-190. – doi: 10.1057/s11369-020-00184-2.
31. Mayer W., Madden G., Wu C. Broadband and economic growth: a reassessment // Information Technology for Development. – 2020. – № 1. – p. 128-145. – doi: 10.1080/02681102.2019.1586631.

Страница обновлена: 31.03.2024 в 18:21:47