Региональное развитие малых и средних предприятий: стабильность позиций и значимость в экономике
Арошидзе А.А.1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения, Россия, Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48019669
Аннотация:
Предпринимательство в России давно стало неотъемлемой частью хозяйственной жизни, его развитие ставится в качестве ключевых целей на федеральном и региональном уровнях. Безусловно, в данном контексте речь идет именно о малых и средних предприятиях, которые могут быстро реагировать на потребности рынков, формировать точки регионального экономического роста и вносить свой вклад в решение проблем занятости и безработицы. В этой связи цель данного исследования заключается в анализе тенденций развития малых и средних предприятий в регионах России и оценке степени их стабильности. Достижение данной цели основывается на использовании методов анализа, синтеза, группировки, применении преломленных к объекту исследования подходов классической теории отраслевых рынков. Информационной и эмпирической базой послужили официальные статистические данные Единой межведомственной информационно-статистической системы. Объектом наблюдения выступают регионы Российской Федерации в контексте функционирования сектора малого и среднего предпринимательства за период 2019-2020 гг. Научная новизна заключается в представлении и апробации подхода к исследованию регионов с позиции особенностей функционирования сектора малых и средних предприятий. Проведенное исследование позволило не только определить позиции регионов по тенденциям развития данного сектора, но и оценить их стабильность по нескольким критериям, а также установить зависимость между ролью сектора малого и среднего предпринимательства в экономике регионов и типом их экономических систем. Полученные результаты наиболее целесообразно рассматривать через призму обоснования разрабатываемых мер, направленных на сокращение региональных различий в развитии сектора малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: малые и средние предприятия; тенденции развития; региональные экономические системы; обеспеченность; стабильность
JEL-классификация: L26, M21, R12
Введение
Роль малых и средних предприятий (МСП) в экономике, отражающаяся, прежде всего, в возможности формирования точек экономического роста и повышения уровня занятости, объясняется мобильностью и гибкостью политики управления и организационных механизмов. Однако эти предприятия сталкиваются с трудностями планирования и реализации бизнес-стратегий, поэтому стимулирование деятельности МСП должно входить в число приоритетных национальных задач. Положительная корреляция между развитием МСП и экономическим ростом неоднократно подтверждена различными исследованиями (например [3] (Manzoor, Wei, Siraj, 2021), [2] (Erdin, Ozkaya, 2020), [4] (Ndiaye, Razak, Nagayev, Ng, 2018)). Неудивительно, что доля МСП часто бывает очень значительной, однако в России данный показатель находится на уровне 20–21%, что существенно ниже, чем в европейских странах (50–70%) и США (40–45%) [1].
Доказательством понимания принципиальной роли МСП для социально-экономического развития страны является разработанная Стратегия развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 г. Проведенное в 2018 г. исследование показало степень достижения целевых индикаторов и выполнения мероприятий на уровне 82%, что является хорошим результатом по сравнению с прочими стратегиями [5] (Barinova, Zemtsov, Kotsyubinskiy, Krasnoselskikh, Tsareva, 2018).
Однако очевидно, что принимаемых мер не хватает, чтобы сформировать благоприятный климат и привести МСП к такому уровню развития, который в полной мере способствовал реализации приоритетных направлений социально-экономической политики [7, 16] (Bezuglova, Markaryan, 2017; Ilyina, Dorzhieva, 2020). Исследования Быковской Ю.В. [11] (Bykovskaya, Ivanova, Safokhina, 2018), Бобошко В.И. [9] (Boboshko, 2018) показывают, что для развития МСП требуется более мощная финансовая поддержка, в том числе связанная с усовершенствованием кредитной политики. Отметим, что необходимость решения институциональных проблем отчетливо проявилась еще в период предыдущего экономического кризиса [8] (Boboshko, 2016), а пандемия COVID-19, которая, безусловно, стала ударом для предприятий по всему миру [1, 14] (Caballero-Morales, 2021; Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko et al., 2020), еще больше их обострила.
Совокупность проблем со стимулированием МСП усугубляет неравномерность его развития в региональном разрезе, а при разработке мер поддержки на федеральном уровне практически не учитываются сложившиеся региональные особенности [15] (Zemtsov, Baburin, 2019). Более того, несмотря на явную практическую значимость и мировой тренд по исследованию предпринимательства в региональном разрезе с выделением специфических экосистем [12] (Voronov, 2021), данное направление в отечественной научно-исследовательской деятельности не получило должного распространения [15] (Zemtsov, Baburin, 2019). Безусловно, это является серьезным упущением, так как довольно часто в связи с характерными для конкретных регионов условиями (конвергентными по своему содержанию) уровень предпринимательской активности, особенно МСП, может оставаться стабильно высоким на протяжении крайне длительных периодов времени [15] (Zemtsov, Baburin, 2019).
Все это свидетельствует об актуальности поставленной цели данной работы, заключающейся в выявлении и оценке стабильности региональных тенденций развития МСП, в том числе их значимости в экономике. Научная новизна определяется применением для достижения поставленной цели авторского подхода к исследованию регионов с позиции особенностей функционирования сектора МСП.
Методы
Тенденции развития МСП в регионах, как правило, исследуются через число МСП в абсолютном выражении и в расчете на душу населения, среднесписочную численность работников и отношение занятых к экономически активному населению, долю формируемой занятости, генерируемый оборот, объем инвестиций в основной капитал [6, 15, 17] (Barinova, Zemtsov, Tsareva, 2018; Zemtsov, Baburin, 2019; Lovkova, Abramova, 2019).
В рамках авторского подхода предлагается использовать из приведенного выше перечня долю занятых МСП и генерируемый оборот, доля которого в общем обороте хозяйствующих субъектов вместе с предыдущим показателем применяется для определения значимости данного сектора в экономике. Также показатель оборота предприятий необходим для вводимого коэффициента интенсивности, рассчитываемого через его отношение к общему числу МСП в регионе.
Отметим, что довольно распространенной практикой является расчет числа предприятий относительно численности населения (иногда – экономически активного). Признавая полную правомерность такого подхода, в рамках проводимого исследования предлагается учитывать также и пространственную характеристику территории. Одновременный учет этих факторов необходим ввиду не только различий в численности фактических и потенциальных потребителей продукции и/или работников МСП, но и, очевидно, в площади территории, на которой рассредоточено как население, так и сами исследуемые предприятия. В соответствии с вышеизложенным расчет коэффициента обеспеченности можно произвести по формуле, схожей с формулой расчета коэффициента Энгеля:
, (1)
где PRe – коэффициент обеспеченности МСП;
Eq – число МСП;
H – численность населения (10 000 чел.);
S – площадь территории (1000 км2).
Таким образом, тенденции развития МСП выражаются через обеспеченность регионов данными предприятиями, интенсивность их работы и формируемую ими занятость. Очевидно, что позиции регионов в результате ранжирования по каждому из данных показателей могут варьироваться: лидеры, серединные позиции, аутсайдеры. Для установления регионов со стабильными тенденциями рассчитывается соответствующий коэффициент по формуле, предложенной Юсуповой А.Т. [18] (Yusupova, 2017) и интерпретированной под задачи исследования:
, (2)
гле SL – степень стабильности позиций регионов по показателям обеспеченности МСП, интенсивности их работы и доли занятых;
La – фактическое число регионов, которые входят в аналогичные группы по показателям обеспеченности, интенсивности, доли занятых;
Lmin – минимально возможное число регионов, которые могут входить в аналогичные группы по показателям обеспеченности, интенсивности, доли занятых;
Lmax – максимально возможное число регионов, когда по каждому показателю в сформированных группах находятся разные регионы.
На заключительном этапе исследования для установления зависимости между значимостью сектора МСП в экономике регионов и типом их экономических систем предлагается воспользоваться типологией Булетовой Е.Е. [10] (Buletova, Zlochevskiy, 2018). С помощью установления межсекторальных пропорций на двух уровнях структурного анализа автор выделяет девять типов экономических систем: аграрный (I); аграрно-сервисный (II); индустриальный (III); слаборазвитый сервисно-индустриальный (IV); развитый индустриальный (V); сервисно-индустриальный (III); индустриально-сервисный (IIII); наиболее развитый сервисно-индустриальный тип (IIIII); наиболее развитый индустриально-сервисный (IX).
Результаты и обсуждение
В таблице 1 представлены показатели, отражающие обеспеченность регионов МСП, интенсивность их работы и формируемую занятость по состоянию на 2020 г. Отметим, что в соответствии со спецификой анализа из расчетов исключены г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь, которые многократно превосходят по числу предприятий прочие регионы. Кроме того, в связи с фрагментарным представлением данных в расчеты не включены Республики Ингушетия и Тыва, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.
В соответствии с произведенными расчетами стабильность региональной принадлежности лидирующих позиций по обеспеченности МСП формируемыми ими рабочими местами и интенсивности их деятельности находится на уровне 58%. Наименьшая степень стабильности на уровне 50% зафиксирована по серединным позициям. Также весьма ожидаемо, что максимальная стабильность региональной принадлежности (65%) наблюдается среди аутсайдеров по показателям обеспеченности, интенсивности, доли занятых, генерируемых МСП. Следовательно, наиболее «подвижными» являются серединные позиции, а сравнивая между собой стабильность лидеров и аутсайдеров, можно сделать вывод, что они могут перейти именно в лидирующую группу. Для этого, конечно, необходимо проведение целенаправленной и грамотной региональной политики по поддержке МСП.
Таблица 1
Показатели, характеризующие развитие МСП в регионах в 2020 г.
Регион
и тип экономической системы
|
Коэффициент обеспеченности
|
Коэффициент интенсивности
|
Доля в обороте
|
Доля в занятости
|
Белгородская
область (III)
|
103,73
|
4,89
|
31,39
|
16,89
|
Брянская область
(IV)
|
57,60
|
3,73
|
42,28
|
15,74
|
Владимирская
область (IV)
|
89,62
|
3,14
|
36,06
|
18,78
|
Воронежская
область (IV)
|
98,78
|
3,88
|
45,28
|
20,24
|
Ивановская
область
(VI)
|
136,03
|
4,69
|
74,74
|
19,43
|
Калужская
область (III)
|
81,54
|
3,92
|
21,67
|
18,00
|
Костромская
область (IV)
|
45,82
|
3,18
|
49,59
|
17,89
|
Курская область (III)
|
63,36
|
4,59
|
36,52
|
13,11
|
Липецкая область (III)
|
79,42
|
3,83
|
26,77
|
15,14
|
Орловская
область (II)
|
59,16
|
3,64
|
43,21
|
16,05
|
Рязанская
область (IV)
|
81,38
|
4,07
|
42,11
|
17,98
|
Смоленская
область (IV)
|
79,55
|
4,27
|
51,83
|
20,79
|
Тамбовская
область (I)
|
53,12
|
4,39
|
45,44
|
13,44
|
Тверская область
(IV)
|
61,13
|
3,35
|
46,46
|
17,96
|
Тульская область
(III)
|
106,41
|
4,02
|
32,19
|
15,89
|
Ярославская
область (IV)
|
115,58
|
4,21
|
40,99
|
17,65
|
Республика
Карелия (IV)
|
36,06
|
3,77
|
42,84
|
17,59
|
Республика Коми (III)
|
16,98
|
3,02
|
13,99
|
13,76
|
Архангельская
область (IV)
|
15,57
|
3,74
|
40,10
|
14,16
|
Вологодская
область (III)
|
60,18
|
4,05
|
25,27
|
18,64
|
Калининградская
область (IV)
|
238,90
|
3,68
|
35,61
|
26,69
|
Продолжение таблицы 1
Регион
и тип экономической системы
|
Коэффициент обеспеченности
|
Коэффициент интенсивности
|
Доля в обороте
|
Доля в занятости
|
Ленинградская
область
|
49,25
|
3,84
|
22,19
|
17,07
|
Мурманская
область (IV)
|
30,37
|
4,57
|
25,66
|
11,02
|
Новгородская
область
(III)
|
41,76
|
3,16
|
24,86
|
12,59
|
Псковская
область (IV)
|
49,12
|
3,20
|
49,58
|
20,52
|
Республика
Адыгея (IV)
|
60,86
|
3,86
|
55,94
|
14,06
|
Республика
Калмыкия (II)
|
11,65
|
2,98
|
57,20
|
6,43
|
Республика Крым (IV)
|
97,78
|
3,10
|
48,60
|
11,27
|
Краснодарский
край (IV)
|
117,42
|
4,32
|
28,29
|
15,34
|
Астраханская
область (III)
|
40,13
|
3,01
|
22,93
|
9,38
|
Волгоградская
область (III)
|
45,39
|
3,78
|
28,88
|
11,96
|
Ростовская
область (IV)
|
79,09
|
4,39
|
40,36
|
16,17
|
Республика
Дагестан (II)
|
18,61
|
5,18
|
79,40
|
6,04
|
Кабардино-Балкарская
Республика (IV)
|
48,49
|
3,19
|
65,77
|
6,77
|
Карачаево-Черкесская
Республика (I)
|
32,24
|
3,44
|
40,25
|
7,25
|
Республика
Северная Осетия – Алания (II)
|
57,59
|
3,01
|
63,34
|
7,42
|
Ставропольский
край (IV)
|
54,78
|
4,43
|
43,41
|
10,21
|
Республика
Башкортостан (III)
|
68,61
|
3,04
|
25,42
|
19,94
|
Республика Марий
Эл (III)
|
64,65
|
3,57
|
44,79
|
15,23
|
Республика
Мордовия (III)
|
45,50
|
3,10
|
33,25
|
11,68
|
Республика
Татарстан (III)
|
142,96
|
4,04
|
26,32
|
19,35
|
Удмуртская
Республика (III)
|
96,96
|
3,32
|
37,63
|
19,90
|
Чувашская
Республика (IV)
|
100,77
|
2,93
|
48,13
|
17,00
|
Пермский край (III)
|
66,21
|
4,41
|
30,01
|
17,04
|
Кировская
область (IV)
|
50,52
|
2,96
|
55,52
|
18,79
|
Нижегородская
область (IV)
|
120,36
|
3,76
|
31,57
|
24,10
|
Оренбургская
область (III)
|
39,20
|
3,36
|
29,48
|
14,57
|
Регион
и тип экономической системы
|
Коэффициент обеспеченности
|
Коэффициент интенсивности
|
Доля в обороте
|
Доля в занятости
|
Пензенская
область (IV)
|
60,98
|
3,26
|
46,01
|
17,32
|
Самарская
область (III)
|
167,60
|
4,08
|
32,23
|
17,71
|
Саратовская
область (III)
|
55,42
|
2,97
|
43,07
|
15,80
|
Ульяновская
область (IV)
|
82,78
|
3,35
|
44,30
|
16,87
|
Курганская
область (IV)
|
29,91
|
2,70
|
35,44
|
13,63
|
Свердловская
область
(V)
|
102,35
|
4,15
|
30,78
|
20,59
|
Тюменская
область (IV)
|
13,39
|
4,17
|
9,73
|
12,66
|
Челябинская
область (III)
|
111,08
|
4,58
|
34,71
|
14,67
|
Республика Алтай
(II)
|
18,47
|
4,05
|
43,48
|
12,25
|
Республика
Хакасия (III)
|
27,71
|
3,29
|
26,43
|
9,44
|
Алтайский край (IV)
|
52,60
|
3,95
|
49,60
|
16,22
|
Красноярский
край (III)
|
17,86
|
4,49
|
21,41
|
14,25
|
Иркутская
область (III)
|
27,44
|
4,17
|
31,29
|
16,20
|
Кемеровская
область (III)
|
55,86
|
3,01
|
17,23
|
14,48
|
Новосибирская
область
(VI)
|
104,98
|
5,52
|
53,11
|
25,20
|
Омская область (III)
|
52,52
|
4,14
|
43,86
|
12,96
|
Томская область
(III_
|
34,41
|
4,13
|
24,66
|
14,93
|
Республика
Бурятия (IV)
|
19,68
|
3,19
|
37,41
|
10,03
|
Республика Саха
(Якутия) (III)
|
6,58
|
3,92
|
18,14
|
9,13
|
Забайкальский
край
(VI)
|
10,87
|
3,54
|
38,44
|
7,54
|
Камчатский край (IV)
|
15,04
|
5,17
|
35,43
|
15,49
|
Приморский край (VI)
|
72,11
|
6,02
|
44,22
|
18,19
|
Хабаровский край
(IV)
|
24,34
|
3,24
|
37,24
|
25,07
|
Амурская область
(IV)
|
18,21
|
3,67
|
38,84
|
14,09
|
Магаданская
область (III)
|
9,02
|
6,54
|
25,91
|
14,56
|
Сахалинская
область (III)
|
41,92
|
4,98
|
14,48
|
14,34
|
В соответствии с выявленными тенденциями развития МСП (рис. 1) с позиции обеспеченности ими, интенсивности их работы и формируемой занятости лидерство регионов по всем трем характеристикам практически не наблюдается. Как правило, лидерство фиксируется только по двум из представленных выше показателей и с промежуточной позицией по одному из них.
Для средних позиций по двум показателям третий находится в большинстве случаев на уровне лидеров. Аутсайдеров по всем характеристикам почти в два раза больше, при этом если отстающие позиции характерны только по двум показателям, то третий из них, как правило, находится на среднем уровне.
Также, как показал проведенный анализ, в большей части регионов (28,6%) МСП не играют существенной роли в экономике, занимая низкую долю как в обороте, так и в численности занятых. Данные предприятия в среднем занимают в общем обороте порядка 26,0%, обеспечивая рабочими местами только 13,0% всех занятых. Почти 26,0% регионов можно охарактеризовать положительно с точки зрения развития МСП, доли которого в рассматриваемых структурах высокие, в среднем на уровне 47,7% в обороте и 18,2% в занятости. На фоне обеспечения высокой степени занятости (19,5%) не занимают высокую долю по производимому обороту (29,3%) МСП чуть менее 25,0% регионов. Меньше всего, а именно 20,8% регионов, характеризуются функционированием на их территориях МСП с высокой средней долей в обороте на уровне 51,1%, но низкой степенью занятости на них – 10,9%.
Если обратиться к типологии региональных экономических систем, то можно сделать вывод, что наиболее благоприятные тенденции развития МСП с позиции генерируемого ими оборота и обеспечиваемой занятости в масштабе регионов характерны для территорий со стабильно развивающейся экономикой слаборазвитого сервисно-индустриального типа.
Рисунок 1. Визуализация положения регионов России в соответствии с тенденциями развития МСП в 2020 г.
Источник: расчеты автора на основе показателей Центральной базы статистических данных за 2020 г. URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 08.01.2022).
Другими словами, в данном случае при преобладании промышленной ориентации над аграрной приоритет все же принадлежит развитию сектора услуг по сравнению с производством товаров. Функционирование МСП на территориях с индустриальной экономикой, но неразвитого типа, не позволяет генерировать такой оборот, который составлял бы достаточную долю в общем обороте всех хозяйствующих субъектов. Конечно, это объясняется особенностями таких территорий со слаборазвитой экономикой, на которых, как правило, функционируют крупные промышленные предприятия конкретной направленности. Соответственно, развитие МСП в данных регионах наблюдается в лучшем случае в обслуживающих «магистральную» отрасль и, естественно, в прочих (неиндустриальных) отраслях, совокупный оборот которых на этом фоне значительно меньший. Это подтверждается и тем фактом, что МСП, функционирующие на слаборазвитых индустриальных территориях, занимая незначительную долю в обороте, могут обеспечивать высокую занятость населения.
Полученные результаты в рамках предлагаемого подхода к исследованию тенденций развития МСП в региональном разрезе свидетельствуют о его применимости и жизнеспособности. В частности, оценка обеспеченности регионов МСП, не заменяя и не становясь аналогом широко-распространенной оценки плотности предпринимательской деятельности, может занять особое положение в подобных исследованиях. Подтверждением этого служит сопоставление полученных результатов с ранее существующими, согласно которым целый ряд регионов (например, Омская область, Краснодарский край, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Сахалинская область, Приморский край и пр.) являются лидерами по показателю числа МСП относительно экономически активного населения [15] (Zemtsov, Baburin, 2019). Однако если учитывать и пространственную характеристику территории, то данные регионы включены в различные группы. Также в существующих исследованиях при анализе значимости сектора МСП в региональном разрезе оценивается выручка данных предприятий в расчете на одного жителя [13] (Dalbaeva, Angaeva, 2019), на основании которой производится классификация регионов. Однако в рамках подобной классификации такие регионы, как, например, Магаданская и Сахалинская области, входят в число лидеров, в то время как по доле в обороте всех предприятий они являются явными аутсайдерами. Учитывая специфику и тип экономической системы данных регионов, результаты, полученные в рамках предлагаемого подхода, более релевантные.
Заключение
По результатам проведенного исследования были выявлены тенденции развития МСП в регионах России, оценена стабильность региональных позиций по нескольким ключевым критериям, которые отражают данные тенденции, а также установлена зависимость между значимостью сектора в экономике и типом экономической системы.
Итак, в соответствии с полученными результатами ситуация, когда существующее число МСП в высокой степени соответствует потенциалу территории, обеспечивая высокую занятость населения при высоком уровне интенсивности своей деятельности, характерна только для незначительного числа регионов. Как правило, лидерство наблюдается только по двум показателям с промежуточной позицией по оставшемуся. Если регионы находятся на серединных позициях по двум анализируемым характеристикам, то по третьей в своем большинстве они лидируют. Однако если регионы аутсайдеры по каким-либо двум показателям, то по третьему, как правило, они находятся на среднем уровне. Кроме того, наиболее благоприятные тенденции развития МСП характеризуются в регионах, тип экономической системы которых относится к сервисно-индустриальному. В случае индустриальной экономики МСП не генерирует такой уровень оборота, который позволял бы им занимать существенное место по данному показателю в совокупном обороте всех хозяйствующих субъектов. Причиной этого является в первую очередь наличие крупных предприятий, обладающих конкретной специализацией, если речь идет об индустриальных регионах.
В целом полученные результаты позволяют сформировать достаточно полное представление о различиях в развитии МСП на уровне регионов, определить возможную специфику их учета для разработки мер поддержки данного предпринимательского сектора.
[1] Entrepreneurship and business statistics. OECD. URL: https://www.oecd.org/industry/business-stats/ (дата обращения: 08.01.2022)
Источники:
2. Erdin C., Ozkaya G. Contribution of small and medium enterprises to economic development and quality of life in Turkey // Heliyon. – 2020. – № 6(2). – doi: 10.1016/j.heliyon.2020.e03215.
3. Manzoor F., Wei L., Siraj M. Small and medium-sized enterprises and economic growth in Pakistan: An ARDL bounds cointegration approach // Heliyon. – 2021. – № 7(2). – doi: 10.1016/j.heliyon.2021.e06340.
4. Ndiaye N., Razak L.A., Nagayev R., Ng A. Demystifying small and medium enterprises’ (SMEs) performance in emerging and developing economies // Borsa Istanbul Review. – 2018. – № 18(4). – p. 269-28. – doi: 10.1016/j.bir.2018.04.003.
5. Баринова В., Земцов С., Коцюбинский В., Красносельских А., Царева Ю. Выполнение Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономическое развитие России. – 2018. – № 11. – c. 36-45.
6. Баринова В.А., Земцов С.П., Царева Ю.В. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России // Вопросы экономики. – 2018. – № 6. – c. 92-116.
7. Безуглова М.Н., Маркарьян Ю.А. Проблемы малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 1(80). – c. 11–13.
8. Бобошко В.И. Роль институциональной поддержки малого бизнеса в условиях экономического кризиса // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2016. – № 1. – c. 85–88.
9. Бобошко В.И. Финансовая поддержка как основа обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 1. – c. 289–293.
10. Булетова Н.Е., Злочевский И.А. Структурная типология экономических систем на основе рангового анализа экономического развития субъектов Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 4. – c. 614–636.
11. Быковская Ю.В., Иванова Л.Н., Сафохина Е.А. Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития // Вестник Евразийской науки. – 2018. – № 5. – c. 6.
12. Воронов Н.Д. Конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства: сущность, пути повышения, взаимосвязь с теневой экономикой // Теневая экономика. – 2021. – № 4. – doi: 10.18334/tek.5.4.113941.
13. Далбаева В.Ю., Ангаева Е.Ю. Оценка темпов развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Экономические науки. – 2019. – № 5. – c. 58-63. – doi: 10.14451/1.173.58.
14. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
15. Земцов С.П., Бабурин В.Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. – 2019. – № 2. – c. 4–14. – doi: 10.5922/1994-5280-2019-2-1.
16. Ильина С.А., Доржиева В.В. Проблемы качества оценки показателей субъектов малого и среднего предпринимательства и измерения их вклада в достижение целей формирования новой модели развития России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 9. – c. 2415-2430. – doi: 10.18334/epp.10.9.110814.
17. Ловкова Е.С., Абрамова Ю.В. Рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства // Бюллетень науки и практики. – 2019. – № 5. – c. 314-323. – doi: 10.33619/2414-2948/42/41.
18. Юсупова А.Т. Высокотехнологичные компании-лидеры: устойчивость рыночных позиций, отраслевые и региональные особенности // Регион: Экономика и Социология. – 2017. – № 3(95). – c. 277–297. – doi: 10.15372/REG20170314.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:09