Regional development of small and medium-sized enterprises: positions stability and economic importance

Aroshidze A.A.1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 1 (January 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48019669

Abstract:
Entrepreneurship in Russia has long been an integral part of economic life. Its development is set as key goals at the federal and regional levels. In this context, it is of interest to study small and medium-sized enterprises that can quickly respond to the needs of markets, form points of regional economic growth and contribute to solving problems of employment and unemployment. The purpose of this study is to analyze the development trends of small and medium-sized enterprises in the regions of Russia and assess their stability. The achievement of this purpose is based on the following methods: analysis, synthesis, grouping, the application of the approaches of the classical theory of industrial markets refracted to the object of research. The official statistical data of the Unified Interdepartmental Information and Statistical System served as an informational and empirical base. The object of observation is the regions of the Russian Federation in the context of the small and medium-sized business sector for the period 2019-2020. The scientific novelty lies in the presentation and approbation of an approach to the study of regions from the perspective of the sector of small and medium-sized enterprises. The conducted research allowed not only to determine the positions of the regions according to the trends in the development of this sector, but also to assess their stability by several criteria, as well as to establish a relationship between the role of the small and medium-sized business sector in the economy of the regions and the type of their economic systems. The results obtained are most appropriate to consider through the prism of justifying the measures being developed aimed at reducing regional differences in the development of the small and medium-sized business sector.

Keywords: small and medium-sized enterprises, development trends, regional economic systems, security, stability

JEL-classification: L26, M21, R12



Введение

Роль малых и средних предприятий (МСП) в экономике, отражающаяся, прежде всего, в возможности формирования точек экономического роста и повышения уровня занятости, объясняется мобильностью и гибкостью политики управления и организационных механизмов. Однако эти предприятия сталкиваются с трудностями планирования и реализации бизнес-стратегий, поэтому стимулирование деятельности МСП должно входить в число приоритетных национальных задач. Положительная корреляция между развитием МСП и экономическим ростом неоднократно подтверждена различными исследованиями (например [3] (Manzoor, Wei, Siraj, 2021), [2] (Erdin, Ozkaya, 2020), [4] (Ndiaye, Razak, Nagayev, Ng, 2018)). Неудивительно, что доля МСП часто бывает очень значительной, однако в России данный показатель находится на уровне 20–21%, что существенно ниже, чем в европейских странах (50–70%) и США (40–45%) [1].

Доказательством понимания принципиальной роли МСП для социально-экономического развития страны является разработанная Стратегия развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 г. Проведенное в 2018 г. исследование показало степень достижения целевых индикаторов и выполнения мероприятий на уровне 82%, что является хорошим результатом по сравнению с прочими стратегиями [5] (Barinova, Zemtsov, Kotsyubinskiy, Krasnoselskikh, Tsareva, 2018).

Однако очевидно, что принимаемых мер не хватает, чтобы сформировать благоприятный климат и привести МСП к такому уровню развития, который в полной мере способствовал реализации приоритетных направлений социально-экономической политики [7, 16] (Bezuglova, Markaryan, 2017; Ilyina, Dorzhieva, 2020). Исследования Быковской Ю.В. [11] (Bykovskaya, Ivanova, Safokhina, 2018), Бобошко В.И. [9] (Boboshko, 2018) показывают, что для развития МСП требуется более мощная финансовая поддержка, в том числе связанная с усовершенствованием кредитной политики. Отметим, что необходимость решения институциональных проблем отчетливо проявилась еще в период предыдущего экономического кризиса [8] (Boboshko, 2016), а пандемия COVID-19, которая, безусловно, стала ударом для предприятий по всему миру [1, 14] (Caballero-Morales, 2021; Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko et al., 2020), еще больше их обострила.

Совокупность проблем со стимулированием МСП усугубляет неравномерность его развития в региональном разрезе, а при разработке мер поддержки на федеральном уровне практически не учитываются сложившиеся региональные особенности [15] (Zemtsov, Baburin, 2019). Более того, несмотря на явную практическую значимость и мировой тренд по исследованию предпринимательства в региональном разрезе с выделением специфических экосистем [12] (Voronov, 2021), данное направление в отечественной научно-исследовательской деятельности не получило должного распространения [15] (Zemtsov, Baburin, 2019). Безусловно, это является серьезным упущением, так как довольно часто в связи с характерными для конкретных регионов условиями (конвергентными по своему содержанию) уровень предпринимательской активности, особенно МСП, может оставаться стабильно высоким на протяжении крайне длительных периодов времени [15] (Zemtsov, Baburin, 2019).

Все это свидетельствует об актуальности поставленной цели данной работы, заключающейся в выявлении и оценке стабильности региональных тенденций развития МСП, в том числе их значимости в экономике. Научная новизна определяется применением для достижения поставленной цели авторского подхода к исследованию регионов с позиции особенностей функционирования сектора МСП.

Методы

Тенденции развития МСП в регионах, как правило, исследуются через число МСП в абсолютном выражении и в расчете на душу населения, среднесписочную численность работников и отношение занятых к экономически активному населению, долю формируемой занятости, генерируемый оборот, объем инвестиций в основной капитал [6, 15, 17] (Barinova, Zemtsov, Tsareva, 2018; Zemtsov, Baburin, 2019; Lovkova, Abramova, 2019).

В рамках авторского подхода предлагается использовать из приведенного выше перечня долю занятых МСП и генерируемый оборот, доля которого в общем обороте хозяйствующих субъектов вместе с предыдущим показателем применяется для определения значимости данного сектора в экономике. Также показатель оборота предприятий необходим для вводимого коэффициента интенсивности, рассчитываемого через его отношение к общему числу МСП в регионе.

Отметим, что довольно распространенной практикой является расчет числа предприятий относительно численности населения (иногда – экономически активного). Признавая полную правомерность такого подхода, в рамках проводимого исследования предлагается учитывать также и пространственную характеристику территории. Одновременный учет этих факторов необходим ввиду не только различий в численности фактических и потенциальных потребителей продукции и/или работников МСП, но и, очевидно, в площади территории, на которой рассредоточено как население, так и сами исследуемые предприятия. В соответствии с вышеизложенным расчет коэффициента обеспеченности можно произвести по формуле, схожей с формулой расчета коэффициента Энгеля:

, (1)

где PRe – коэффициент обеспеченности МСП;

Eq – число МСП;

H – численность населения (10 000 чел.);

S – площадь территории (1000 км2).

Таким образом, тенденции развития МСП выражаются через обеспеченность регионов данными предприятиями, интенсивность их работы и формируемую ими занятость. Очевидно, что позиции регионов в результате ранжирования по каждому из данных показателей могут варьироваться: лидеры, серединные позиции, аутсайдеры. Для установления регионов со стабильными тенденциями рассчитывается соответствующий коэффициент по формуле, предложенной Юсуповой А.Т. [18] (Yusupova, 2017) и интерпретированной под задачи исследования:

, (2)

гле SL – степень стабильности позиций регионов по показателям обеспеченности МСП, интенсивности их работы и доли занятых;

La – фактическое число регионов, которые входят в аналогичные группы по показателям обеспеченности, интенсивности, доли занятых;

Lmin – минимально возможное число регионов, которые могут входить в аналогичные группы по показателям обеспеченности, интенсивности, доли занятых;

Lmax – максимально возможное число регионов, когда по каждому показателю в сформированных группах находятся разные регионы.

На заключительном этапе исследования для установления зависимости между значимостью сектора МСП в экономике регионов и типом их экономических систем предлагается воспользоваться типологией Булетовой Е.Е. [10] (Buletova, Zlochevskiy, 2018). С помощью установления межсекторальных пропорций на двух уровнях структурного анализа автор выделяет девять типов экономических систем: аграрный (I); аграрно-сервисный (II); индустриальный (III); слаборазвитый сервисно-индустриальный (IV); развитый индустриальный (V); сервисно-индустриальный (III); индустриально-сервисный (IIII); наиболее развитый сервисно-индустриальный тип (IIIII); наиболее развитый индустриально-сервисный (IX).

Результаты и обсуждение

В таблице 1 представлены показатели, отражающие обеспеченность регионов МСП, интенсивность их работы и формируемую занятость по состоянию на 2020 г. Отметим, что в соответствии со спецификой анализа из расчетов исключены г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь, которые многократно превосходят по числу предприятий прочие регионы. Кроме того, в связи с фрагментарным представлением данных в расчеты не включены Республики Ингушетия и Тыва, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

В соответствии с произведенными расчетами стабильность региональной принадлежности лидирующих позиций по обеспеченности МСП формируемыми ими рабочими местами и интенсивности их деятельности находится на уровне 58%. Наименьшая степень стабильности на уровне 50% зафиксирована по серединным позициям. Также весьма ожидаемо, что максимальная стабильность региональной принадлежности (65%) наблюдается среди аутсайдеров по показателям обеспеченности, интенсивности, доли занятых, генерируемых МСП. Следовательно, наиболее «подвижными» являются серединные позиции, а сравнивая между собой стабильность лидеров и аутсайдеров, можно сделать вывод, что они могут перейти именно в лидирующую группу. Для этого, конечно, необходимо проведение целенаправленной и грамотной региональной политики по поддержке МСП.

Таблица 1

Показатели, характеризующие развитие МСП в регионах в 2020 г.

Регион и тип экономической системы
Коэффициент обеспеченности
Коэффициент интенсивности
Доля в обороте
Доля в занятости
Белгородская область (III)
103,73
4,89
31,39
16,89
Брянская область (IV)
57,60
3,73
42,28
15,74
Владимирская область (IV)
89,62
3,14
36,06
18,78
Воронежская область (IV)
98,78
3,88
45,28
20,24
Ивановская область (VI)
136,03
4,69
74,74
19,43
Калужская область (III)
81,54
3,92
21,67
18,00
Костромская область (IV)
45,82
3,18
49,59
17,89
Курская область (III)
63,36
4,59
36,52
13,11
Липецкая область (III)
79,42
3,83
26,77
15,14
Орловская область (II)
59,16
3,64
43,21
16,05
Рязанская область (IV)
81,38
4,07
42,11
17,98
Смоленская область (IV)
79,55
4,27
51,83
20,79
Тамбовская область (I)
53,12
4,39
45,44
13,44
Тверская область (IV)
61,13
3,35
46,46
17,96
Тульская область (III)
106,41
4,02
32,19
15,89
Ярославская область (IV)
115,58
4,21
40,99
17,65
Республика Карелия (IV)
36,06
3,77
42,84
17,59
Республика Коми (III)
16,98
3,02
13,99
13,76
Архангельская область (IV)
15,57
3,74
40,10
14,16
Вологодская область (III)
60,18
4,05
25,27
18,64
Калининградская область (IV)
238,90
3,68
35,61
26,69

Продолжение таблицы 1

Регион и тип экономической системы
Коэффициент обеспеченности
Коэффициент интенсивности
Доля в обороте
Доля в занятости
Ленинградская область
49,25
3,84
22,19
17,07
Мурманская область (IV)
30,37
4,57
25,66
11,02
Новгородская область (III)
41,76
3,16
24,86
12,59
Псковская область (IV)
49,12
3,20
49,58
20,52
Республика Адыгея (IV)
60,86
3,86
55,94
14,06
Республика Калмыкия (II)
11,65
2,98
57,20
6,43
Республика Крым (IV)
97,78
3,10
48,60
11,27
Краснодарский край (IV)
117,42
4,32
28,29
15,34
Астраханская область (III)
40,13
3,01
22,93
9,38
Волгоградская область (III)
45,39
3,78
28,88
11,96
Ростовская область (IV)
79,09
4,39
40,36
16,17
Республика Дагестан (II)
18,61
5,18
79,40
6,04
Кабардино-Балкарская Республика (IV)
48,49
3,19
65,77
6,77
Карачаево-Черкесская Республика (I)
32,24
3,44
40,25
7,25
Республика Северная Осетия – Алания (II)
57,59
3,01
63,34
7,42
Ставропольский край (IV)
54,78
4,43
43,41
10,21
Республика Башкортостан (III)
68,61
3,04
25,42
19,94
Республика Марий Эл (III)
64,65
3,57
44,79
15,23
Республика Мордовия (III)
45,50
3,10
33,25
11,68
Республика Татарстан (III)
142,96
4,04
26,32
19,35
Удмуртская Республика (III)
96,96
3,32
37,63
19,90
Чувашская Республика (IV)
100,77
2,93
48,13
17,00
Пермский край (III)
66,21
4,41
30,01
17,04
Кировская область (IV)
50,52
2,96
55,52
18,79
Нижегородская область (IV)
120,36
3,76
31,57
24,10
Оренбургская область (III)
39,20
3,36
29,48
14,57
Окончание таблицы 1

Регион и тип экономической системы
Коэффициент обеспеченности
Коэффициент интенсивности
Доля в обороте
Доля в занятости
Пензенская область (IV)
60,98
3,26
46,01
17,32
Самарская область (III)
167,60
4,08
32,23
17,71
Саратовская область (III)
55,42
2,97
43,07
15,80
Ульяновская область (IV)
82,78
3,35
44,30
16,87
Курганская область (IV)
29,91
2,70
35,44
13,63
Свердловская область (V)
102,35
4,15
30,78
20,59
Тюменская область (IV)
13,39
4,17
9,73
12,66
Челябинская область (III)
111,08
4,58
34,71
14,67
Республика Алтай (II)
18,47
4,05
43,48
12,25
Республика Хакасия (III)
27,71
3,29
26,43
9,44
Алтайский край (IV)
52,60
3,95
49,60
16,22
Красноярский край (III)
17,86
4,49
21,41
14,25
Иркутская область (III)
27,44
4,17
31,29
16,20
Кемеровская область (III)
55,86
3,01
17,23
14,48
Новосибирская область (VI)
104,98
5,52
53,11
25,20
Омская область (III)
52,52
4,14
43,86
12,96
Томская область (III_
34,41
4,13
24,66
14,93
Республика Бурятия (IV)
19,68
3,19
37,41
10,03
Республика Саха (Якутия) (III)
6,58
3,92
18,14
9,13
Забайкальский край (VI)
10,87
3,54
38,44
7,54
Камчатский край (IV)
15,04
5,17
35,43
15,49
Приморский край (VI)
72,11
6,02
44,22
18,19
Хабаровский край (IV)
24,34
3,24
37,24
25,07
Амурская область (IV)
18,21
3,67
38,84
14,09
Магаданская область (III)
9,02
6,54
25,91
14,56
Сахалинская область (III)
41,92
4,98
14,48
14,34
Источник: расчеты автора на основе показателей Центральной базы статистических данных за 2020 г. URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 08.01.2022).

В соответствии с выявленными тенденциями развития МСП (рис. 1) с позиции обеспеченности ими, интенсивности их работы и формируемой занятости лидерство регионов по всем трем характеристикам практически не наблюдается. Как правило, лидерство фиксируется только по двум из представленных выше показателей и с промежуточной позицией по одному из них.

Для средних позиций по двум показателям третий находится в большинстве случаев на уровне лидеров. Аутсайдеров по всем характеристикам почти в два раза больше, при этом если отстающие позиции характерны только по двум показателям, то третий из них, как правило, находится на среднем уровне.

Также, как показал проведенный анализ, в большей части регионов (28,6%) МСП не играют существенной роли в экономике, занимая низкую долю как в обороте, так и в численности занятых. Данные предприятия в среднем занимают в общем обороте порядка 26,0%, обеспечивая рабочими местами только 13,0% всех занятых. Почти 26,0% регионов можно охарактеризовать положительно с точки зрения развития МСП, доли которого в рассматриваемых структурах высокие, в среднем на уровне 47,7% в обороте и 18,2% в занятости. На фоне обеспечения высокой степени занятости (19,5%) не занимают высокую долю по производимому обороту (29,3%) МСП чуть менее 25,0% регионов. Меньше всего, а именно 20,8% регионов, характеризуются функционированием на их территориях МСП с высокой средней долей в обороте на уровне 51,1%, но низкой степенью занятости на них – 10,9%.

Если обратиться к типологии региональных экономических систем, то можно сделать вывод, что наиболее благоприятные тенденции развития МСП с позиции генерируемого ими оборота и обеспечиваемой занятости в масштабе регионов характерны для территорий со стабильно развивающейся экономикой слаборазвитого сервисно-индустриального типа.

Рисунок 1. Визуализация положения регионов России в соответствии с тенденциями развития МСП в 2020 г.

Источник: расчеты автора на основе показателей Центральной базы статистических данных за 2020 г. URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 08.01.2022).

Другими словами, в данном случае при преобладании промышленной ориентации над аграрной приоритет все же принадлежит развитию сектора услуг по сравнению с производством товаров. Функционирование МСП на территориях с индустриальной экономикой, но неразвитого типа, не позволяет генерировать такой оборот, который составлял бы достаточную долю в общем обороте всех хозяйствующих субъектов. Конечно, это объясняется особенностями таких территорий со слаборазвитой экономикой, на которых, как правило, функционируют крупные промышленные предприятия конкретной направленности. Соответственно, развитие МСП в данных регионах наблюдается в лучшем случае в обслуживающих «магистральную» отрасль и, естественно, в прочих (неиндустриальных) отраслях, совокупный оборот которых на этом фоне значительно меньший. Это подтверждается и тем фактом, что МСП, функционирующие на слаборазвитых индустриальных территориях, занимая незначительную долю в обороте, могут обеспечивать высокую занятость населения.

Полученные результаты в рамках предлагаемого подхода к исследованию тенденций развития МСП в региональном разрезе свидетельствуют о его применимости и жизнеспособности. В частности, оценка обеспеченности регионов МСП, не заменяя и не становясь аналогом широко-распространенной оценки плотности предпринимательской деятельности, может занять особое положение в подобных исследованиях. Подтверждением этого служит сопоставление полученных результатов с ранее существующими, согласно которым целый ряд регионов (например, Омская область, Краснодарский край, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Сахалинская область, Приморский край и пр.) являются лидерами по показателю числа МСП относительно экономически активного населения [15] (Zemtsov, Baburin, 2019). Однако если учитывать и пространственную характеристику территории, то данные регионы включены в различные группы. Также в существующих исследованиях при анализе значимости сектора МСП в региональном разрезе оценивается выручка данных предприятий в расчете на одного жителя [13] (Dalbaeva, Angaeva, 2019), на основании которой производится классификация регионов. Однако в рамках подобной классификации такие регионы, как, например, Магаданская и Сахалинская области, входят в число лидеров, в то время как по доле в обороте всех предприятий они являются явными аутсайдерами. Учитывая специфику и тип экономической системы данных регионов, результаты, полученные в рамках предлагаемого подхода, более релевантные.

Заключение

По результатам проведенного исследования были выявлены тенденции развития МСП в регионах России, оценена стабильность региональных позиций по нескольким ключевым критериям, которые отражают данные тенденции, а также установлена зависимость между значимостью сектора в экономике и типом экономической системы.

Итак, в соответствии с полученными результатами ситуация, когда существующее число МСП в высокой степени соответствует потенциалу территории, обеспечивая высокую занятость населения при высоком уровне интенсивности своей деятельности, характерна только для незначительного числа регионов. Как правило, лидерство наблюдается только по двум показателям с промежуточной позицией по оставшемуся. Если регионы находятся на серединных позициях по двум анализируемым характеристикам, то по третьей в своем большинстве они лидируют. Однако если регионы аутсайдеры по каким-либо двум показателям, то по третьему, как правило, они находятся на среднем уровне. Кроме того, наиболее благоприятные тенденции развития МСП характеризуются в регионах, тип экономической системы которых относится к сервисно-индустриальному. В случае индустриальной экономики МСП не генерирует такой уровень оборота, который позволял бы им занимать существенное место по данному показателю в совокупном обороте всех хозяйствующих субъектов. Причиной этого является в первую очередь наличие крупных предприятий, обладающих конкретной специализацией, если речь идет об индустриальных регионах.

В целом полученные результаты позволяют сформировать достаточно полное представление о различиях в развитии МСП на уровне регионов, определить возможную специфику их учета для разработки мер поддержки данного предпринимательского сектора.

[1] Entrepreneurship and business statistics. OECD. URL: https://www.oecd.org/industry/business-stats/ (дата обращения: 08.01.2022)


References:

Barinova V., Zemtsov S., Kotsyubinskiy V., Krasnoselskikh A., Tsareva Yu. (2018). Vypolnenie Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [Implementation of the strategy for development of the small and mid-sized businesses in Russia]. Russian Economic Developments. (11). 36-45. (in Russian).

Barinova V.A., Zemtsov S.P., Tsareva Yu.V. (2018). Predprinimatelstvo i instituty: est li svyaz na regionalnom urovne v Rossii [Entrepreneurship and institutions: does the relationship exist at the regional level in Russia?]. Voprosy Ekonomiki. (6). 92-116. (in Russian).

Bezuglova M.N., Markaryan Yu.A. (2017). Problemy malogo biznesa i ego rol v sotsialno-ekonomicheskom razvitii natsionalnoy ekonomiki [Problems of small business and its role in the socio-economic development of the national economy]. Science and education: economy and entrepreneurship; law and management. (1(80)). 11–13. (in Russian).

Boboshko V.I. (2016). Rol institutsionalnoy podderzhki malogo biznesa v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa [Role of institutional support of small business in a recession]. Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti. (1). 85–88. (in Russian).

Boboshko V.I. (2018). Finansovaya podderzhka kak osnova obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti subektov malogo i srednego predprinimatelstva [Financial support as a basis of economic security of subjects of small and average business]. Economic Security Bulletin. (1). 289–293. (in Russian).

Buletova N.E., Zlochevskiy I.A. (2018). Strukturnaya tipologiya ekonomicheskikh sistem na osnove rangovogo analiza ekonomicheskogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii [A structural typology of economic systems based on a rank analysis of economic development of the subjects of the Russian Federation]. Economic analysis: theory and practice. (4). 614–636. (in Russian).

Bykovskaya Yu.V., Ivanova L.N., Safokhina E.A. (2018). Maloe i srednee predprinimatelstvo v sovremennoy Rossii: sostoyanie, problemy i napravleniya razvitiya [Small and medium-sized business in modern Russia: the state, problems and directions of development]. Vestnik Evraziyskoy nauki. (5). 6. (in Russian).

Caballero-Morales S.O. (2021). Innovation as recovery strategy for SMEs in emerging economies during the COVID-19 pandemic Research in International Business and Finance. (57). doi: 10.1016/j.ribaf.2021.101396.

Dalbaeva V.Yu., Angaeva E.Yu. (2019). Otsenka tempov razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva v Rossiyskoy Federatsii [Estimation of the pace of development of small and medium-sized business in the Russian Federation]. Economic sciences. (5). 58-63. (in Russian). doi: 10.14451/1.173.58.

Drobot E.V., Makarov I.N., Manasyan S.M., Nazarenko V.S. i dr. (2020). Malyy i sredniy biznes v Rossii: kak zhit vo vremya i posle krizisa? [Small and medium-sized businesses in Russia: how to live during and after the crisis?]. Creative economy. (10). 2413-2430. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.10.110897.

Erdin C., Ozkaya G. (2020). Contribution of small and medium enterprises to economic development and quality of life in Turkey Heliyon. (6(2)). doi: 10.1016/j.heliyon.2020.e03215.

Ilyina S.A., Dorzhieva V.V. (2020). Problemy kachestva otsenki pokazateley subektov malogo i srednego predprinimatelstva i izmereniya ikh vklada v dostizhenie tseley formirovaniya novoy modeli razvitiya Rossii [Problems of quality assessment of small and medium-sized entrepreneurship indicators and measurement of their contribution to the achievement of the goals of building a new development model in Russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (9). 2415-2430. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.9.110814.

Lovkova E.S., Abramova Yu.V. (2019). Reĭting regionov po urovnyu razvitiya malogo predprinimatelstva [Rating regions by development level of micro-entrepreneurship]. Byulleten nauki i praktiki. (5). 314-323. (in Russian). doi: 10.33619/2414-2948/42/41.

Manzoor F., Wei L., Siraj M. (2021). Small and medium-sized enterprises and economic growth in Pakistan: An ARDL bounds cointegration approach Heliyon. (7(2)). doi: 10.1016/j.heliyon.2021.e06340.

Ndiaye N., Razak L.A., Nagayev R., Ng A. (2018). Demystifying small and medium enterprises’ (SMEs) performance in emerging and developing economies Borsa Istanbul Review. (18(4)). 269-28. doi: 10.1016/j.bir.2018.04.003.

Voronov N.D. (2021). Konkurentosposobnost malogo i srednego predprinimatelstva: sushchnost, puti povysheniya, vzaimosvyaz s tenevoy ekonomikoy [Competitiveness of small and medium-sized enterprises: the essence, ways to improve, the relationship with the shadow economy]. Shadow Economy. (4). (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.4.113941.

Yusupova A.T. (2017). Vysokotekhnologichnye kompanii-lidery: ustoychivost rynochnyh pozitsiy, otraslevye i regionalnye osobennosti [High-tech leaders: sustainability of their market positions, sectoral and regional characteristics]. Regional Research of Russia. (3(95)). 277–297. (in Russian). doi: 10.15372/REG20170314.

Zemtsov S.P., Baburin V.L. (2019). Predprinimatelskie ekosistemy v regionakh Rossii [Entrepreneurial ecosystems in the Russian regions]. Regional research. (2). 4–14. (in Russian). doi: 10.5922/1994-5280-2019-2-1.

Страница обновлена: 26.03.2025 в 07:04:57