Новые возможности финансирования проектов устойчивого развития городов России

Липина С.А.1, Старцева О.П.2
1 Национальный исследовательский технологический университет \"МИСиС\" Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
2 Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Липина С.А., Старцева О.П. Новые возможности финансирования проектов устойчивого развития городов России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113806.

Аннотация:
При подготовке документов стратегического планирования и финансовых планов их реализации становится актуальным внедрение во все проекты развития экологических и социальных показателей, в том числе показателей качества роста и анализа его издержек. Во многих странах и в России в том числе успешность развития определяется по величине ВВП. Что чревато для стран с большим природным капиталом его истощением, за счет сверхэксплуатации леса, земли, природных ресурсов. Улучшение здоровья экосистемы и населения – вот новые целевые показатели трансформации, улучшающие благосостояние и социальные стандарты жизни людей. Экологическое направление современной политики, связанное с необходимостью разработки и внедрения принципов устойчивого развития и природоохранных мероприятий с применением эколого-инновационного подхода, становится все более важным фактором в социально-экономических системах регионального уровня. В статье рассматривается город как территориальная единица повестки устойчивого развития; анализируются инструменты и институты «зеленого» развития территорий: Водно-зеленый городской каркас (ВЗГК) как база для создания устойчивых и умных городов, являющийся стратегическим системным модернизационным проектом перехода к устойчивым и умным городам в современной зеленой повестке России; раскрываются особенности финансирования инфраструктурных проектов устойчивого развития городов, делается вывод о том, что именно смешанное финансирование (государственные и частные ресурсы) наиболее подходит для такого долгосрочного проекта как водно-зеленый городской каркас. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о необходимости поддержки пилотных проектов городов, подпадающих под ESG-критерии, созданию эффективных инструментов привлечения средств институциональных инвесторов в зеленые проекты городского устойчивого развития.

Ключевые слова: инфраструктурный «зелёный» проект, водно-зелёный городской каркас, «зелёные» инвестиции, ESG-критерии

JEL-классификация: Q01, R11, R12, R13



ВВЕДЕНИЕ

Цели устойчивого развития всё прочнее интегрируются в политику Российской Федерации. Это выражается как во включении в стратегические и программные документы страны отдельных целей и задач в логике устойчивого развития, так и некоторых показателей, отражающих степень их достижения, а также при формировании полноценной системы статистического учета показателей ЦУР для их мониторинга.

В 2020 году Россия впервые представила Добровольный национальный обзор Российской Федерации хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [1]. Она предусматривает, в том числе, развитие «зеленой» экономики. «Зелёная» экономика – это «новая экономическая парадигма, которая возникла в процессе формирования концепции устойчивого развития и имеет смысл в ее контексте. Это экономика, которая приводит к улучшенному благосостоянию людей и социальному равенству, значительно уменьшая экологические риски и экологические дефициты» [2, с.5].

В России в последние годы создавались условия для «зелёного» роста: разработана методологическая база, дополнена и актуализирована законодательная база, разработаны предложения по внедрению в прогнозную отчётность органов власти всех уровней показателей и индикаторов «зелёного» роста и «зелёной» экономики. Зеленый рост означает «стимулирование экономического роста и развития, обеспечивая при этом сохранность природных активов и бесперебойное предоставление ими ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит наше благополучие» [3, с.2].

Приоритетные национальные цели предполагают одновременное решение как задач ускорения экономического и технологического роста, так и задач в сфере охраны окружающей среды. Качество жизни - главное, суть государственной политики и всех нацпроектов. Сопряжение экономики (зелёной) с заботой об окружающей среде и социальной ответственностью - суть парадигмы устойчивого развития.

Социальная составляющая устойчивого развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важными аспектами этого подхода являются справедливое разделение благ между поколениями, сохранение культурного капитала и многообразия. Цель – развитие гражданского общества, социального обеспечения, медицинского обслуживания, общедоступного образования, других социальных институтов.

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем, сохранение способностей к самовосстановлению и динамической адаптации этих систем к изменениям. Цель – защита окружающей среды, выстраивание экологически устойчивой и безопасной среды обитания человека, здоровье человека.

Новые возможности финансирования проектов устойчивого развития городов России должны базироваться на ESG-принципах: экологичность, социальная ответственность, качественное управление. И использоваться, при сохранении темпов экономического роста, для финансирования снижения экологической нагрузки на жителей городов (обеспечение экологической безопасности – основа комфортной городской среды) и улучшение социальных факторов (здоровье населения, улучшение демографических показателей, повышение качества образования и культуры).

В России формируется сегмент «зеленого» финансового рынка — в 2018 году Россия вошла в число стран, чьи компании выпускают «зеленые» облигации. А в мае 2021 года Москва успешно разместила выпуск «зеленых» облигаций, став первым субьектом Российской Федерации, осуществившим эмиссию подобных бумаг. Привлеченные посредством выпуска «зеленых» облигаций средства пойдут на замену автобусного парка на приобретение электробусов и строительство Большой кольцевой линии метро [4] . Положительными примерами реализации частных «зеленых» городских проектов являются парк Галицкого в Краснодаре [5] и реконструированный на средства Дмитрия Алексеева, основателя компании DNS, парк Нагорный во Владивостоке [6].

Современные городские экосистемы дают 80% всех выбросов в атмосферу и 3/4 глобального объёма загрязнений. Превращение городов в комфортные для жизни места, с минимальным влиянием на окружающую среду и устойчивой экосистемой – важнейшая задача ближайших десятилетий. Для этого необходимы соответствующие государственное регулирование и финансирование. В свете трансформации российской экономики наиболее востребовано в ближайшее время – ESG-финансирование.

Исследования подтверждают, что городское население мира ежегодно увеличивается на десятки миллионов человек и к 2030 достигнет 60% мирового населения. «К 2030 г. в мире будет 41 мегаполис, в котором будет жить 720 млн человек. А уже к 2025 г. 600 городов будут обеспечивать более 60% роста мирового ВВП [7]. Сейчас на долю 600 крупнейших городов приходится больше половины мирового ВВП, или $30 трлн. [8]. «В России из 1090 городов только в 164 население превышает 100 тысяч человек... Более 900 городов – средние и малые»… «Уровень урбанизации в России довольно высокий – 74% населения живет в городах» [9, с.31].

В связи с начавшимся процессом трансформации российской экономики в сторону «зеленой», на принципах устойчивого развития и актуальной климатической повестки, в России произошел решающий «зеленый» поворот на государственном уровне. Несколько лет разрабатывалась по всем направлениям экологизации производственной и хозяйственной жизни, охране окружающей среды и улучшению здоровья человека новая нормативно-законодательная база, серьезный прогресс произошел по цифровым технологиям. В ближайшие годы в России будет создана комплексная система экомониторинга. Разработанная Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем парниковых газов до 2050 года открывает новые горизонты планирования и стратегического управления, на всех уровнях государственного управления – федеральном, региональном и муниципальном.

Эколого-инновационный подход становится все более важным фактором в социально-экономических системах регионального уровня и открывает новые возможности финансирования проектов устойчивого развития российских городов как территориальных единиц ESG-повестки.

РОССИЙСКИЕ ГОРОДА

В ПОВЕСТКЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В июле 2020 г. Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [10], которым были определены приоритетные направления на десятилетие, в числе которых - а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; в) комфортная и безопасная среда для жизни. В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» одна из целей - улучшение качества городской среды в полтора раза [10].

14 июля 2021 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от № 1912-р утверждены цели и основные задачи устойчивого развития, определяющие ключевые направления государственной политики по развитию инвестиционной деятельности в России. К основным направлениям устойчивого развития нашей страны относятся в т.ч. природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие; устойчивая инфраструктура. Дано определение термина «зеленый проект» [11].

Впервые термин «устойчивого развития города» определен в докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. «В концепции устойчивого развития понятие городской среды обитания не ограничивается экологическими аспектами взаимодействия человека и природы. Город рассматривают как целостный антропоприродный комплекс, где обществом должны быть обеспечены и сохранены для потомков оптимальные условия существования» [12, с.11].

Результаты исследований в рамках проекта РФФИ «Теоретико-методологические основы устойчивого развития городов» (2016–2018 гг.) показывают, что жители городов заинтересованы в создании условий, комфортных как для проживания и отдыха (рекреации), с одной стороны, и занятия предпринимательством и бизнесом, — с другой (…) Необходимо также помнить об основных постулатах устойчивого развития — это соблюдение баланса интересов между экономическими, социальными и экологическими факторами развития, как для нынешнего поколения, так и для будущих поколений [13, с.6].

В последние несколько лет были составлены рейтинги, оценивающие отдельные аспекты устойчивого развития российских городов: «Экологический рейтинг городов» Министерства природных ресурсов и экологии РФ [14], «Индекс развития общественной инфраструктуры» НИУ ВШЭ [15], индекс цифровизации городов «Цифровая Россия» Московской школы управления Сколково [16], «Индекс качества городской среды» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ [17] и др.

Рост интереса к устойчивому развитию способствовал целому ряду соответствующих инициатив в российских городах. Прежде всего, речь идёт о Москве, которая имеет широкие финансовые возможности для реализации подобных проектов. Ещё в 2011 г. в Москве была принята стратегия «Информационный город» [18], которую в 2018 г. сменила стратегия «Умный город — 2030» [19]. В том же году Москва приняла участие в исследовании Международного союза электросвязи (далее — МСЭ) об имплементации стандартов МСЭ, направленных на создание умных городов и достижение ЦУР [20].

В других городах страны также появляются инициативы в области устойчивого развития. Так, в Казани был принят Генеральный план до 2040 г. [21], прошедший обсуждения с жителями и депутатами и направленный на устойчивое развитие города. Продолжается разработка концепции устойчивого развития исторического поселения Казани «Центр Казани — устойчивое развитие» [22], в основе которой лежит взаимодействие между градоохранной и градостроительной политикой.

Санкт-Петербург в декабре 2018 г. принял стратегию социально-экономического развития города до 2035 г. [23], цель которой можно свести к созданию умного, устойчивого и открытого города. Для оценки достижения поставленной цели используются 54 показателя. В разработке документа принимал участие широкий круг заинтересованных сторон, включая представителей общественных организаций, научного и делового сообществ.

В России успешно реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», благодаря которому за несколько лет благоустроено более 83 тыс. общественных пространств и дворовых территорий и сделано это на основании мнения жителей.

Все приведенные факты показывают, что в России частично созданы институциональные, законодательные и экономические предпосылки для зеленого финансирования в период трансформации и в перспективе развития зеленой экономики как неразрывной части устойчивого развития.

ВОДНО-ЗЕЛЁНЫЙ ГОРОДСКОЙ КАРКАС –

ПРОЕКТ, ФОРМИРУЮЩИЙ ПЛАТФОРМУ

УСТОЙЧИВЫХ И УМНЫХ ГОРОДОВ

Создание Водно-зеленого городского каркаса (ВЗГК) как инструмента территориального планирования и устойчивого развития территорий, направлено, в первую очередь, на повышение комфорта городской среды, а это возможно при внедрении превентивных мер по климатическим изменениям в системное управление городом, обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности. Создание ВЗКГ в России необходимо рассматривать на первом этапе как часть стратегии обеспечения экологической безопасности и важнейшее направление экологической политики; на втором - как современную эффективную систему снижения климатических и социально-экономических рисков на региональном, муниципальном и локальном уровнях.

Основное экономическое значение ВЗГК заключается в повышении инвестиционной привлекательности городов. Экономический эффект для муниципалитетов проявляется в долгосрочности и устойчивости муниципальных финансов, в повышении доходов от налога на недвижимость, в связи с ростом ее стоимости; уменьшением расходов на здравоохранение; снижением затрат на содержание городской зеленой инфраструктуры, за счет создания ее особых форм; получением различных мультипликативных эффектов от уменьшения демографических рисков и качественного миграционного прироста; в снижении нехватки качественной рабочей силы; в получении различных мультипликативных эффектов от увеличения притока гостей в рекреационно-туристических центрах, прежде всего от проведения крупных международных мероприятий; в поступлении налогов, связанных с реализацией дополнительных инвестиционных проектов, с увеличением обьема конгрессной, образовательной, рекреационно-туристической деятельности,

доходов от экосистемных услуг – получения прибыли за счёт природы.

Создание ВЗГК связано с применением современных цифровых технологий, что вписывается в концепцию «Умный город» и, создаваемые на ее основе, цифровые системы управления городским хозяйством. Включение ВЗГК в данные системы повысит эффективность предпринимаемых мер по повышению уровня жизни и качества городской среды по нейтрализации негативных последствий климатических изменений, снижению экологических и социальных рисков, а также будет способствовать повышению эффективности работы городских служб.

Для этого ВЗГК должен стать одним из приоритетных направлений стратегии развития городов и целевым показателем принимаемых градостроительных и архитектурно-планировочных решений, учитывающих уже имеющийся потенциал водной системы и зеленой инфраструктуры, климатические, ландшафтные и иные особенности территории в привязке к инженерно-транспортной инфраструктуре, доступности зеленых зон для населения, нормам озеленения, обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Россия находится сейчас на этапе формирования национальной климатической политики и встраивания ее в национальную стратегию социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. ВЗГК – это не про озеленение, это про новый взгляд на низкоуглеродное управление городом. Так же как «зеленая» экономика – это не про экологию, а про новый технологический уклад экономики. Болота и леса, водоемы и зеленая инфраструктура, правильно смоделированные, способны обеспечить наименьшие выбросы в атмосферу СО2 и обеспечить микроклимат в городе, с учетом аэрационных, поглотительных и редуцирующих способностей. Потому ВЗГК и интегрируется в государственные, региональные и муниципальные программы, в стратегии. В случае успешной реализации ВЗГК должен быть рассмотрен на более крупных территориальных уровнях (регион – агломерация), а это означает синхронизацию на разных уровнях принятия решений и организацию совместной работы различных государственных институтов. Рассматриваемые в упомянутой Стратегии до 2050 года четыре сценария (инерционный, базовый, интенсивный, агрессивный) желательно применить к созданию пилотной моделей ВЗГК.

Проект, курируемый Минстроем и Минприроды России, - модернизационный и долгосрочный, рассчитанный на десятилетия. Он предусматривает иное отношение к качеству городской среды, выдвигая на первое место обеспечение экологической безопасности и учет природорегулирующих факторов, например, перемещение по зеленым коридорам атмосферного воздуха с определенной скоростью, регулирование температуры в центре города и т.д. Проект предусматривает создание серьезной математической модели, которая заводится в систему управления умным городом.

Механизм финансирования для этого процесса с учетом вложений государства и институциональных инвесторов, в том числе бизнеса, который работает на этой территории, еще предстоит разработать. Бизнесу, который встает на позицию устойчивого развития, интересно вкладывать в социальные проекты, потому как должны быть сбалансированы экономика, социальная составляющая и грамотное корпоративное управление, в том числе экологическая ответственность.

Задача государства — поддержать те города, которые готовы к определенной открытости в рамках своего развития по ESG-факторам, сделать так, чтобы зелеными финансами, выдаваемыми на длительный срок под меньшие проценты, поддерживались настоящие проекты, у которых все правильно с логикой, экономическими расчетами, чистыми технологиями и социальной ответственностью.

ВЗГК является целостной системой и создает с точки зрения экономики новые возможности привлечения бюджетного финансирования, а также применения зеленых финансовых инструментов на льготных условиях. Работа по созданию ВЗГК предполагает формирование инвестиционной политики освоения территории на основе экологического менеджмента с разработкой конкретных предложений по функционально-планировочному преобразованию структуры городов, основанной на формировании ВЗГК.

ВЗГК – это, безусловно, проект «зеленой» экономики, обеспечивающий экономический рост, социальное развитие и, конечно же, экологически ответственный (восстановление водоёмов, зелёных обьектов, нарушенных почв – в целом, экосистемы). Это проведение экологически ориентированной градостроительной политики, обеспечивающей охрану здоровья населения и сохранение территорий природного комплекса, как необходимое условие их устойчивого развития.

Реализация проекта ВЗГК ведет к гармонизации реальных экологических, социальных и экономических процессов в городах на платформе устойчивого развития. ВЗГК формирует устойчивую социальную, экологическую и экономическую ответственность и эффективность, может быть верифицирован как социальный и зеленый, перспективный для реализации сначала в пилотных городах, с последующим тиражированием в других. Вместе с тем является новым для России. Вопросы его финансирования предстоит более углубленно изучить научному сообществу. Есть большой опыт европейских городов, Китая, но необходимо учесть национальные особенности и условия. Авторами видится также целесообразность разработки отдельного «зеленого» бюджета в городах России. Начать составление которого в тестовом режиме можно предложить городам-пилотам, какими могут стать Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Краснодар в силу того, что в этих городах есть предпосылки стать первыми в России городами устойчивого развития.

В итоге, сейчас мы говорим о создании нового качества жизни в городах, оцениваемого с позиции ESG-критериев. Авторы делают вывод, что при трансформации финансовой системы в нашей стране необходимо обратить внимание на города как важнейшие акторы процессов новой экономической политики, опирающейся на платформу устойчивого развития. Модернизация городских систем должна учитывать не только наилучшие технологии для водоснабжения и водоотведения, изменение структуры энергетики и городского транспорта в сторону экологичных, не только обязательную социальную верификацию процессов модернизации инфраструктуры, но и качество городского управления, необходимое для проведения реформы. Необходимы квалифицированные кадры для проведения изменений. В муниципалитетах должны быть выстроены системы экологического мониторинга, разработаны экологическая политика и стратегия по «зеленой» экономике, ключевым направлением которой должно стать снижение уровня выбросов парниковых газов и обеспечение экологической безопасности для природы и людей. Эко-френдли город, дружественный для природы и людей, это город будущего, механизмы трансформации перехода к которому и разработка новых финансовых «зеленых» инструментов формируются сегодня.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

В докладе Межправительственного комитета экспертов по финансированию устойчивого развития Организации Обьединенных Наций, 2015 года, являющегося «результатом годичного обсуждения проблемы финансирования устойчивого развития» предложены варианты комплексной стратегии финансирования устойчивого развития: a) внутреннее государственное финансирование, б) внутреннее частное финансирование, в) международное государственное финансирование, г) международное частное финансирование, д) смешанное финансирование.

«Смешанное финансирование обьединяет государственные и частные ресурсы и опыт и может использоваться в сочетании с инновационными партнерскими связями» (включая международные, - Липина, Старцева), когда государство принимает на себя риски, а частный сектор получает прибыль [24, с.14].

Авторам видится, что именно смешанное финансирование наиболее подходит для такого долгосрочного проекта как водно-зеленый городской каркас. По опыту европейских городов его внедрение занимает от 15 лет и выше. В настоящее время только начинают обсуждаться возможности финансирования проекта в Российской Федерации. Проект коррелирует с целями национальных проектов: «Жилье и городская среда», создавая комфортную городскую среду, «Экология», так как значительно улучшает экологические показатели в городах (состояние воздуха, почв, водных обьектов, шумового загрязнения). На проект могут быть направлены частично средства на ликвидацию накопленного экологического ущерба в части реабилитации водных обьектов и рекультивации нарушенных земель. В силу того, что ВЗГК формирует микроклимат городов и эффективно выстроенный водно-зеленый каркас обеспечивает значительное уменьшение ущерба от разрушений климатического характера, то проект может претендовать на климатическое финансирование, механизм которого сейчас разрабатывается в России.

Важными функциональными ядрами ВЗГК являются городские леса. Согласно исследованиям программы по окружающей среде ООН, «каждый доллар, потраченный на восстановление деградировавших лесов, может принести экономические выгоды в размере 30 долл. США» [25].

Цифровая модель ВЗГК должна быть интегрирована в систему «Умный город». Значительный обьем информации для оперативного управления ВЗГК, будет браться из данных экомониторинга.

Проанализируем бюджетные данные городов проекта «Водно-зеленый городской каркас как база для создания устойчивых и умных городов». Екатеринбург, Казань и Краснодар – выбранные Минстроем РФ города-пилоты. Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород – города-участники.

Таблица 1. Анализ некоторых бюджетных показателей городов Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Краснодар на 2021 год (план).

Наименование показателей
Москва
Санкт-Петер
бург
Екатерин
бург
Нижний
Новгород
Казань
Краснодар
Численность постоянного населения муниципального образования (тыс. человек)
12 655,1
5 384,3
1 529,60
1 244,30
1 257,30
1 044,40
Доходы местного бюджета в расчете на 1 жителя (рублей)
208 825,7
121 033,7
32 933,40
29 379,00
22 379,00
31 401,70
Расходы местного бюджета в расчете на 1 жителя (рублей)
249 129,8
137 685,8
34 891,50
29 619,30
22 379,00
33 030,70
Доходы, всего (млн.руб.)
2 642 700,0
651 687,0
50 375,00
36 554,90
28 138,00
32 795,80
Расходы, всего (млн.руб.)
3 152 750,0
741 347,5
53 370,00
36 853,90
28 138,00
34 497,20
Дефицит (-), профицит (+) (млн.руб.)
-510 050,0
-89 660,5
-2 995,00
-299
0
-1 701,40
Благоустройство (млн.руб.)
99 400,0
18 632,7
5 131,00
3 906,60

2 490,10
Расходы на благоустройство на 1 жителя (руб.)
7 854,6
3 460,5
3 354,5
3 139,6

2 384,2
* составлена авторами. Источники данных: [26], [27], [28].

Рисунок 1. Доходы и расходы местного бюджета в расчёте на 1 жителя, 2021 год (план), городов-пилотов и городов-участников проекта «Водно-зелёный городской каркас как база для создания устойчивых и умных городов». * составлен авторами. Источник данных: Таблица 1 настоящей статьи.

Рисунок 2. Сравнение бюджетных показателей 2021г. доходов и расходов на душу населения в Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве.* составлен авторами. Источник данных: Таблица 1 настоящей статьи.

Сравнивая размер доходов и расходов на 1 жителя, мы видим, что в Казани эти показатели ниже. Вместе с тем именно Казань в последние годы демонстрирует качественное климатическое, экологическое, социальное и экономическое улучшение общественных пространств, городского ландшафта, исходя из логики ВЗГК, за счет эффективного управления, при меньшем чем в других сравниваемых городах обьеме финансирования, что видно из таблицы 1, рисунков 1 и 2. Казань нашла финансовые резервы для начала проекта, без выпуска «зеленых» и «социальных» облигаций консолидировав управление этим процессом и бюджет, вложив финансовые ресурсы в экспертное изучение территории и социальную верификацию, что позволило сэкономить бюджет на стадии проектирования и внедрения отдельных обьектов. Около 12 млрд руб было потрачено в Татарстане за 5 лет на реконструкцию парков, создание новых и экологическое оздоровление рекреационных зон, по логике водно-зеленого городского каркаса.

Важнейшим показателем развития города является показатель ввода в эксплуатацию квадратных метров жилья. Если бы при территориальном планировании размещения вводимого жилья были бы применены принципы и методы создания ВЗГК, то можно было бы ожидать повышения стоимости недвижимости за счет создания оптимальной зеленой инфраструктуры в местах застройки по сравнению со средним уровнем цен. Повышение стоимости недвижимости за счет зеленой инфраструктуры возьмем условно по минимуму за 15% (различается, в зависимости от города, места расположения обьекта и качества водно-зеленой инфраструктуры). Градация по городам – тема отдельного исследования, которое планируется провести в присоединившихся к проекту ВЗГК российских городах, в которых удорожание недвижимости идёт разными темпами.

Таблица 2. Примерный расчёт дополнительного налога на недвижимость (налога на имущество физических лиц) от внедрения ВЗГК в шести городах России.

Города
Объём ввода жилья за 2020 год, тыс. кв.м
Средняя цена за квадратный метр, руб.
Расчётная стоимость, млрд.руб.
Повышение стоимости недвижимости за счёт создания оптимальной зеленой инфраструктуры, млрд.руб.
Налог на имущество физических лиц,
млрд.руб.
1
2
3
4
5 (4*15%)
6 (5*15%)
Москва
10.800
236.000
2.548,80
382,32
57,35
Санкт-Петербург
3.300
156.600
516,78
77,52
11,63
Екатеринбург
1.280
88.074
112,73
16,91
2,54
Краснодар
1.860
93.293
173,52
26,03
3,90
Казань
884,7
103.573
91,63
13,74
2,06
Нижний Новгород
544
93.808
51,03
7,65
1,15

* составлен авторами. Источники данных: [29], [30], [31], [32], [33], [34].

Суммарные планируемые расходы на содержание обьектов озеленения и территорий зеленого фонда города Москвы на 2021–2023 годы – 47,7 млрд.руб., то есть в среднем в год 15,9 млрд.руб. То есть, из расчёта следует, что дополнительный доход от налога на имущества в год в размере 57,35 млрд. руб. от вновь созданной недвижимости, перекроет эту сумму в 3,6 раза.

Дополнительный доход получается (при существующих темпах ввода жилья и его средней стоимости): в Санкт-Петербурге 11,64 млрд.руб., Екатеринбурге – 2,54 млрд.руб., Краснодаре – 2,9 млрд.руб., Казани – 2,06 млрд.руб., Нижнем Новгороде – 1,15 млрд.руб.

При равном качестве строящегося жилья люди готовы переплачивать, за качество окружающей среды не только внутри своего жилого комплекса, но и рядом. Голосуя рублем за свое здоровье и здоровье своих детей. Выбор людей во многом определяет по-какому пути далее будут развиваться наши города.

По данным рейтингового агентства АКРА [35, с.1], для «субъектов, которые хотят профинансировать свои потребности без наращивания долга, оптимальным инструментом являются «зеленые» и социальные облигации проектного финансирования, в том числе под проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Для субъектов Российской Федерации, которые не хотели бы наращивать долговую нагрузку, оптимальным инструментом привлечения финансовых ресурсов в локальные проекты могут стать облигации проектного финансирования. В 2020 году совокупные капитальные расходы субъектов РФ составили более 1,8 трлн руб. При этом свыше трети из них — более 600 млрд руб. — носят социальный и экологический характер и могут быть софинансированы через выпуск «зеленых» и социальных облигаций».

Мы видим, что водно-зеленый городской каркас, являющийся стратегическим системным модернизационным проектом перехода к устойчивым и умным городам с использованием механизма зелёного, на принципах ESG, финансирования, создает систему, методологию, пропущенное регулирование, обеспечивая экологическую безопасность, социальное развитие и гармонизацию баланса интересов государства, бизнеса и проживающих в городах разных групп населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России произошел решающий «зеленый» поворот на государственном уровне. Эколого-инновационный подход становится все более важным фактором в социально-экономических системах регионального уровня и открывает новые возможности финансирования проектов устойчивого развития российских городов как территориальных единиц ESG-повестки.

Приведенные в статье примеры и факты показывают, что в России частично созданы институциональные, законодательные и экономические предпосылки для зеленого финансирования в период трансформации и в перспективе развития зеленой экономики как неразрывной части устойчивого развития. При трансформации финансовой системы в России, необходимо обратить внимание на города как важнейшие акторы процессов новой экономической политики, опирающейся на платформу устойчивого развития, механизмы трансформации перехода к которому и разработка новых финансовых «зеленых» инструментов формируются сегодня.

Город – сложная природно-социальная система, все связи между элементами которой ориентированы на человека, являющегося ее главным системообразующим звеном. Любые проекты в городах должны осуществляться с позиции парадигмы устойчивого развития: применение наилучших доступных технологий, обеспечивающих экологическую безопасность, развитие социальной сферы под потребности безопасности и комфорта человека, устойчивый экономический рост для развития города. На основании нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Сама инициатива проекта ВЗГК, на взгляд авторов, соответствует трем составляющим парадигмы устойчивого развития («зеленая» экономика, экологическая ответственность, социальное развитие), ESG-критериям;

2. Стратегическим системным модернизационным проектом перехода к устойчивым и умным городам в современной зеленой повестке России может стать российский проект «Водно-зеленый городской каркас (ВЗГК) как база для создания устойчивых и умных городов», организованный Министерством строительства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Торгово-промышленная палата РФ;

3. Консультационную поддержку в становлении данного модернизационного проекта (ВЗГК) могут оказать: Министерство Экологического перехода Франции, Посольство Франции в России, Французская Федерация Ландшафтных архитекторов, российско-французский форум «Трианонский Диалог»;

4. Методология проекта ВЗГК может быть внедрена в систему стратегического планирования других российских территорий, с учетом особенностей развития регионов, поскольку международный опыт свидетельствует, что, например, в Евросоюзе все города развиваются, исходя из логики ВЗГК, в Китае 300 городов внедряют ВЗГК;

5. Реализация проекта ВЗГК направлена на повышение качества городской среды (обеспечение экологической безопасности и восстановление экологического баланса территории, восстановление здоровья экосистемы и общественного здоровья) и социальную гармонизацию, связанную с качеством жизни. Что приносит выгоду не только в экологическом, социальном, политическом (создается опережающая зеленая политика и сопровождающая зеленая повестка), но и, прежде всего, в экономическом, обеспечивая устойчивый зеленый рост и повышая долгосрочность и устойчивость муниципальных финансов;

6. Вместе с тем недостаточный уровень управленческих компетенций в регионах и муниципалитетах создает определенные риски в период трансформации экономики регионов и городов. Необходимо создание новых центров компетенций, которые могли бы ликвидировать нехватку управленческих компетенций для проведения необходимых трансформационных изменений на местах.

7. Проект предполагает «зеленое» финансирование, в привлечении «зеленых» кредитов, процентная ставка по которым привязана к выполнению экологических проектов, и/или выпуске «зеленых» облигаций. Эмиссия «зеленых» облигаций является инструментом привлечения средств для региональных и муниципальных проектов и расширяет потенциал привлечения институциональных инвесторов.

Настоящая статья написана на новую и актуальную для России тему, поскольку представляет описание возможностей по финансированию программ развития города с привлечением новых источников финансирования, с использованием новой концепции, развивающей существующую традиционную финансовую модель.


Источники:

1. Добровольный национальный обзор Российской Федерации хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020. – 240 c.
2. «Зеленые» финансы: процесс развития и перспективы трансформации. / Под общей редакцией д.э.н., профессора РАН Л.С. Кабир, д.э.н., профессора М.В. Сиговой. - М., СПб: Изд-во АНО ВО «МБИ имени Анатолия Собчака», 2020. – 216 c.
3. Екларация зеленого роста, принятая на совещании Совета ОЭСР на уровне министров 25 июня 2009 г. / Курс на зеленый рост. Резюме для лиц, принимающих решения, Май 2011. – 28 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/greengrowth/48634082.pdf (дата обращения: 15.11.2021).
4. Москва разместила первый выпуск "зеленых" облигаций на 70 млрд рублей. ФБА «Экономика сегодня», 29.05.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://rueconomics.ru/region/msk/521339-moskva-razmestila-pervyi-vypusk-zelenyh-obligacii-na-70-mlrd-rublei (дата обращения: 05.11.2021).
5. Как миллиардер Сергей Галицкий превратил стадион и парк в символ Краснодара. Ведомости, 10.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://vedomostisport.ru/football/articles/2021/03/10/860437-kak-milliarder-sergei-galitskii-prevratil-stadion-i-park-v-simvol-krasnodara (дата обращения: 05.11.2021).
6. Построенный миллионером Алексеевым парк открылся во Владивостоке. Forbes, 03.07.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/milliardery-photogallery/433857-postroennyy-millionerom-alekseevym-park-otkrylsya-vo-vladivostoke (дата обращения: 05.11.2021).
7. Будущее в городах. Ведомости, 30.05.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2017/05/24/691328-buduschee-gorodah (дата обращения: 05.11.2021).
8. Будущее в городах. Ведомости, 30.05.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2017/05/24/691328-buduschee-gorodah (дата обращения: 05.11.2021).
9. Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов. / Редактор-составитель Василий Аузан. - М.: Strelka Press, 2015. – 224 c.
10. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Сайт Президента России, 21.07.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/63728 (дата обращения: 05.11.2021).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р. Сайт Правительства России, 20.07.2021. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/42795/ (дата обращения: 05.11.2021).
12. Литвенкова И.А. Экология городской среды: урбоэкология. / Курс лекций. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2005. – 163 c.
13. Устойчивое развитие городов. / коллективная монография / под ред. К. В. Папенова, С. М. Никонорова, К. С. Ситкиной. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. – 288 c.
14. Экологический рейтинг городов. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 07.09.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/activity/ekologicheskiy-reyting-gorodov/ (дата обращения: 05.11.2021).
15. Индекс развития общественной инфраструктуры российских городов. Институт региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/6/f/6fb7400191a20c19538757dba8e0ad63.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
16. Индекс «Цифровая Россия». Сколково, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/SKOLKOVO_Digital_Russia_Report_Full_2019-04_ru.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
17. Индекс качества городской среды. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://xn----dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/ (дата обращения: 05.11.2021).
18. Постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 г. № 349-ПП Об утверждении государственной программы города Москвы \"Информационный город (2012–2016 годы)\". [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/dit/documents/normativnye-pravovye-akty-goroda-moskvy/view/61220/ (дата обращения: 05.11.2021).
19. Москва «Умный город – 2030», 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://static.ict.moscow/static/strategy/stage5/Concept.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
20. Применение Международных стандартов МСЭ-Т к "Умным устойчивым городам": Москва. Международный союз электросвязи, МСЭ-Т, \"Умные устойчивые города\", U4SSC инициативы, Женева, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/en/publications/Documents/tsb/2018-U4SSC-Case-of-Moscow-RU/files/downloads/The-Case-of-Moscow_18-00503-R.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
21. Генплан Казани (до 2040). Институт генплана Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://genplanmos.ru/project/genplan-kazani-do-2040-goda/ (дата обращения: 05.11.2021).
22. Подробнее об этом: Рустам Минниханов: «Чтобы сохранить исторический облик нашей столицы, проделан огромный труд команды во главе с Мэром города». Сайт города Казани, 11.09.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/rustam-minnikhanov-chtoby-sokhranit-istoricheskiy-oblik-nashey-stolitsy-prodelan-ogromnyy-trud-koman/ (дата обращения: 05.11.2021).
23. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года. Сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: www.gov.spb.ru (дата обращения: 05.11.2021).
24. Доклад Межправительственного комитета экспертов по финансированию устойчивого развития. Издание ООН, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2015/03/ICESDF_Ru.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
25. ООН. Программа по окружающей среде. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unep.org/ru/node/18017 (дата обращения: 05.11.2021).
26. Бюджет для граждан к проекту Решения Екатеринбургской городской Думы «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2020 год». [Электронный ресурс]. URL: https://www.egd.ru/docs/acts/_aview_b7424 (дата обращения: 05.11.2021).
27. Бюджет муниципального образования «город Екатеринбург» на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов к Решению Екатеринбургской городской Думы от 08.06.2021 № 14/55 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2020 № 37/45 «О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/571053795 (дата обращения: 05.11.2021).
28. Информационный сборник "Бюджет для граждан" «Об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода за 2020 год». [Электронный ресурс]. URL: https://нижнийновгород.рф/uploads/editor/33/fb/Бюджет%20для%20граждан%20исполнение%202020%20год.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
29. Информационный сборник "Бюджет для граждан" «О бюджете города Нижнего Новгорода на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/uploads/editor/20/b0/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%202021-2023.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
30. Средняя цена квадратного метра в Москве выросла на 40 тыс. рублей за год. Известия, 14.01.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1111402/2021-01-14/sredniaia-tcena-kvadratnogo-metra-v-moskve-vyrosla-na-40-tysiach-rublei-za-god (дата обращения: 05.11.2021).
31. Названа средняя стоимость квартиры в Санкт-Петербурге. Lenta.ru, 18.01.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2021/01/18/piter_flat/ (дата обращения: 05.11.2021).
32. Статистика цен на продажу квартир в Екатеринбурге. Найди дом. [Электронный ресурс]. URL: https://ekaterinburg.naydidom.com/tseny/adtype-kupit (дата обращения: 05.11.2021).
33. Исследование: средняя стоимость квартиры в Казани составляет 5,8 млн рублей. Реальное время, 30.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/news/207832-issledovanie-srednyaya-stoimost-kvartiry-v-kazani---58-mln-rubley (дата обращения: 05.11.2021).
34. Ввод жилья в Нижнем Новгороде увеличился в полтора раза в 2020 году. Коммерсант. Приволжье, 19.04.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4781394 (дата обращения: 05.11.2021).
35. Устойчивое развитие регионов. АКРА, 03.06.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acra-ratings.ru/upload/iblock/5ad/ebt8w291nosml8h6n8248tmmawr5hv8h.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
36. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. №1587. Сайт Правительства России, 21.09.2021. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/136742/ (дата обращения: 07.11.2021).
37. Декларация Глазго по лесам и землепользованию. Сайт Президента России, 02.11.2021. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5731 (дата обращения: 07.11.2021).

Страница обновлена: 18.11.2021 в 18:27:04