Цифровая трансформация как условие существования и развития бизнеса: современные модели и отраслевые особенности
Булетова Н.Е.1, Золотько Т.А.1, Клейтман Е.В.1
1 МИРЭА - Российский технологический университет
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67903432
Аннотация:
Достигнутый уровень цифровизации отдельных отраслей национальной экономики или государственной деятельности свидетельствует об эффективности всего цикла создания и внедрения цифровых технологий в их производственный процесс с получением ожидаемых экономических эффектов. Резкие диспропорции в уровне экономического развития разных регионов страны, устойчивое цифровое неравенство, определяемое не только разным уровнем социально-экономического развития и структурой экономик субъектов РФ, но и усилением действия социального феномена «эффект Матфея», когда для тех регионов или потребителей цифровых услуг, которые изначально были лишены «привилегий» (не попали к пилотные проекты государства по внедрению технологий «умного города», не смоги привлечь необходимые инвестиции для финансирования высокорискованных НИОКР для своих научных организаций и т.п.) и со временем утерянные возможности в цифровизации только усиливаются. В данном исследовании авторы представили результаты исследования отдельной выборки регионов с высоким уровнем специализации в отраслях, в наибольшей степени связанных с развитием цифровизации и реализацией государственных проектов цифровой трансформации.
К основным выводам необходимо отнести наличие существенных отличий в уровне экономического развития этих регионов, в низкой производительности труда к отраслям с высоким уровнем занятости и низким уровнем цифровизации в силу сложившего цифрового неравенства и дефицита инвестиций, квалифицированных кадров, отсутствия доступа к необходимым цифровым технологиям на уровне отдельных фирм. Сложившаяся за 2021-2024гг. система стратегических проектов цифровой трансформации отраслей российской экономики свидетельствует о сильных различиях в потенциале цифровой трансформации разных отраслей с учетом достигнутого к текущему времени уровню цифровизации.
Ключевые слова: цифровизация отраслей экономики, стратегия цифровой трансформации, отраслевые проекты цифровой трансформации
JEL-классификация: O31, O32, O33, M21
Введение
Актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения эффективности реализуемой государственной политики по цифровой трансформации отраслей национальной экономики в условиях «информационной бедности» и цифрового неравенства по территориальному и социальному признакам. Реализуемая в России федеральная программа «Цифровая экономика» находит продолжение в ряде сопутствующих проектах и программах, принимаемых на уровне Правительства РФ или отдельных министерств РФ. Если цифровая экономика - это очередной этап развития информационного общества, соответствующий пятому и шестому технологическим укладам, то следующим этапом будет появление когнитивной экономики в условиях седьмого технологического уклада с доминированием одной ключевой цифровой технологией – искусственным интеллектом, а именно большими генеративными моделями (GenAI), способными интерпретировать данные и создавать мультимодальные данные (тексты, изображения, видеоматериалы и тому подобное) на уровне, сопоставимом с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящем их.
Большое количество современных исследований как российских, так и зарубежных авторов посвящены определению национальных и отраслевых особенностей цифровизации: Swargiary K. [10] определяет корреляция между цифровой трансформацией и ростом ВВП Индии на примере анализа выборки предприятий разных отраслей экономики страны, в работе индонезийских авторов Gusti Ayu Ketut Rencana Sari Dewi & co-authors [9] также в контексте экономических преобразований Индонезии определяется роль цифровой трансформации при условии развития «зеленого» интеллектуального капитала и высшего образования. Отдельные отраслевые характеристики цифровизации на примере нефтегазовой отрасли и строительства также свидетельствуют о последовательном использовании и внедрении новых бизнес-моделей с помощью цифровых технологий: Азиева Р.Х. [1, с.3226-3238] представляет результат совершенствования подхода к оценке целесообразности инвестиций в разработку и внедрение цифровых технологий в нефтегазовой отрасли, Король С.П., Король Р.А. [5, с.4056-4064] обосновали методологический подход к созданию и наполнению содержанием платформы цифровизации строительных организационно-технологических проектов, Лукашевич А.А. [6, с.757-764] сформировал обоснование цифровой трансформации участников национального топливно-энергетического комплекса в условиях IT-импортозамещения. С учетом наблюдаемых тенденций в диспропорциях в достигнутых и ожидаемых результатах цифровизации отраслей экономики и спектра проблем цифровой экономики возрастает необходимость в определении причин и направлений сложившего цифрового неравенства и ограниченных возможностей предприятий разных отраслей в преодолении своей технологической отсталости и никой производительности труда.
Это определило цель исследования – на основе выявленной отраслевой специализации регионов РФ определить пробелы и потенциал их цифровой трансформации с учетом типа экономической системы и приоритетов государственной экономической политики.
Научная новизна исследования состоит в полученных результатах исследования отраслевой специализации выборки субъектов РФ в корреляции с их производительностью труда, приоритетами цифровой трансформации и централизованном государственном подходе к управлению этими процессами на уровне региональных экономик с целью минимизировать цифровое неравенство и «информационную бедность».
Авторская гипотеза заключается в утверждении, что чем больших усилий принимается со стороны государства по решению вопросов развития цифровой экономики, тем сильнее будет проявляться эффект Матфея в силу недостаточности государственных усилий для преодоления системных проблем экономической эффективности ряда традиционных отраслей с материальным производством (сельское хозяйство, строительство).
Методология исследования включает использование таких приемов и методов исследования, как, накопление, обобщение и формализация накопленных теоретических и эмпирических данных, сравнения и моделирования процессов и действий объектов исследования по выборке регионов, статистические методы коэффициентного анализа, сопоставления и графического анализа.
Особенности отраслевого деления национальной и региональной экономических систем
Отрасли как объекты внедрения цифровых технологий и реализации моделей цифровой трансформации определяются как совокупность предприятий, производящих близкие продукты и использующих при их производстве близкие ресурсы и технологии.
Рисунок 1. Распределение основных разделов ОКВЭД по основным отраслям экономики
Источник: составлено авторами по ОКВЭД.
Для обоснования отнесения тех или иных фирм к отраслям национальной экономики применяются:
- показатель специализации, отражающий долю объема продаж исследуемого товара в общем объеме продаж всех предприятий, отнесенных к исследуемому отраслевому рынку;
- показатель охвата, отражающий долю объема продаж всех предприятий, отнесенных к исследуемому отраслевому рынку, в общем объеме продаж исследуемого товара.
На примере коэффициента локализации (kloc), позволяющего определить специализацию того или иного региона в производстве той или иной продукции (а значит отраслевую специализацию внутри страны) представим результат его расчета по субъектам РФ.
По данным о численности занятого населения по видам экономической деятельности Разделы А-J ОКВЭД, и в целом по РФ были подсчитаны значения коэффициента локализации [2] по формуле:
где – количество занятых в отдельной отрасли региона;
Зр – количество занятых в регионе;
– количество занятых в отдельной отрасли на территории страны;
Зс – количество занятых в стране
Полученные результаты представлены в таблице 1. Можно видеть состав регионов с максимальными значениями коэффициента локализации по каждому федеральному округу и по каждому из анализируемых разделов ОКВЭД. Состав федеральных округов включает: Центральный федеральный округ (ЦФО), Север-Западный федеральный округ (СЗФО), Южный федеральный округ (ЮФО), Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), Приволжский федеральный округ (ПФО), Уральский федеральный округ (УФО), Сибирский федеральный округ (СФО) и Дальневосточный федеральный округ (ДВФО).
Таблица 1. Результаты расчета по численности занятых в отраслях в регионах и по территории страны в целом
ОКВЭД
|
ЦФО
|
СЗФО
|
ЮФО
|
СКФО
|
ПФО
|
УФО
|
СФО
|
ДВФО
|
Раздел
А
|
Тамбовская
обл.
kloc=3,3 |
Псковская
обл.
kloc=1,65 |
Краснодарский край kloc=1,96
|
Респ. Дагестан
kloc=3,37 |
Респ.
Мордовия
kloc=2,95 |
Курганская обл.
kloc=1,41 |
Респ. Алтай
kloc=2,5 |
Камчатский край
kloc=1,5 |
Раздел
В
|
Белгородская
обл.
kloc=2,12 |
Ненецкий АО
kloc=16,5 |
Республика Крым
kloc=1,94 |
-
|
Оренбургская обл.
kloc=2,08 |
Ханты-Мансийский АО
kloc=13,52 |
Кемеровская обл.
kloc=5,82 |
Чукотский АО
kloc=10,3 |
Раздел
С
|
Владимирская обл.
kloc=1,7 |
Новгородская обл.
kloc=1,5 |
Ростовская обл.
kloc=1,05 |
-
|
Ульяновская обл.
kloc=1,4 |
Челябинская обл.
kloc=1,56 |
Омская обл.
kloc=1,03 |
-
|
Раздел
D
|
Смоленская область
kloc=1,8 |
Ненецкий АО
kloc=2,93 |
-
|
Карач.-Черкесс. Респ.
kloc=1,06 |
Саратовская обл.
kloc=1,3 |
Ямало-Ненецкий АО
kloc=2,04 |
Кемеровская обл.
kloc=1,5 |
Чукотский АО
kloc=5,6 |
Раздел
E
|
Белгородская
обл.
kloc=1,44 |
Новгородская обл.
kloc=1,99 |
Респ.Адыгея
kloc=1,07 |
Ставропольский край
kloc=1,3 |
Респ. Марий Эл
kloc=1,35 |
Челябинская обл.
kloc=1,04 |
Кемеровская обл.
kloc=1,1 |
Камчатский край
kloc=1,33 |
Раздел
F
|
Москва
kloc=1,36 |
Ленинградская обл.
kloc=1,3 |
Краснодарский край kloc=1,62
|
Чеченская Респ.
kloc=1,5 |
Респ.Татарстан
kloc=1,16 |
Ямало-Ненецкий АО
kloc=1,72 |
-
|
Амурская обл.
kloc=1,68 |
Раздел
G
|
Москва
kloc=1,2 |
Калининградская обл.
kloc=1,05 |
Краснодарский край kloc=4,2
|
Ставропольский край
kloc=1,14 |
Нижегородская обл.
kloc=1,06 |
-
|
Новосибирская обл.
kloc=1,1 |
Респ. Бурятия
kloc=1,2 |
Раздел
H
|
Смоленская обл.
kloc=1,28 |
Ненецкий АО
kloc=1,38 |
Краснодарский край kloc=1,8
|
-
|
Самарская обл.
kloc=1,33 |
Ямало-Ненецкий АО
kloc=1,63 |
Кемеровская обл.
kloc=1,15 |
Забайкальский край
kloc=1,54 |
Раздел
I
|
Калужская обл.
kloc=1,2 |
г. Санкт-Петербург
kloc=1,38 |
-
|
Респ.Северная Осетия
– Алания
kloc=1,26 |
-
|
Тюменская область без АО
kloc=1,26 |
Томская обл.
kloc=1,36 |
Приморский край
kloc=1,12 |
Раздел
J
|
г.
Москва
kloc=2,04 |
г. Санкт-Петербург
kloc=1,65 |
-
|
-
|
Ульяновская обл.
kloc=1,29 |
-
|
Новосибирская обл.
kloc=1,32 |
-
|
Отраслевой рынок определяется как совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке.
Если рынок объединяется удовлетворяемой потребностью, то отрасль – характером используемых технологий.
Состояние экономических систем регионов со специализацией в отдельных отраслях
Учитывая, что главным основанием для внедрения цифровых технологий является получение устойчивых конкурентных преимуществ и получение нового резерва для роста производительности труда, на рис.2 представим результаты расчета производительности труда по анализируемым разделам ОКВЭД за 2022 год.
Рисунок 2. Результаты расчета производительности труда по разделам ОКВЭД в экономике России за 2022 год по данным [7]
Для большей детализации состояния приоритетных отраслей выборки регионов в таблице 2 представлены результаты определения типа экономической системы регионов (по модели Кларка-Фишера) в градации от аграрного типа (когда большая часть валовой добавленной стоимости (ВДС) в экономике региона производится в Разделе А по сравнению с промышленным производством, и сфера услуг меньше по получаемым экономическим результатам объемов материального производства) до индустриально-сервисного типа, характерного для большинства экономически развитых стран, для которых ВДС в индустрии в разы больше ВДС в аграрном секторе экономики, а ВДС в сфере услуг также значительно превышает ВДС в материальном производстве). Формулы расчета k1 и k2 представлены далее [4]:
где DA – ВДС по Разделу А ОКВЭД;
DI – ВДС по сумме Разделов В, С, D и Е ОКВЭД;
DS – ВДС по сумме Разделов G-Т ОКВЭД;
DG – определяется путем вычитания из 100% ВДС региона величины DS.
Таблица 2. Результаты определения типа экономической системы для анализируемой выборки регионов РФ
ОКВЭД
|
Регион
с максимальным значением kloc
|
Тип
экономической системы субъекта РФ (по Кларку-Фишеру)
| ||
k1 > 1
|
k2 > 1
|
Тип
экономической системы
| ||
Раздел
А
|
Респ. Дагестан (СКФО)
|
0,50
|
1,40
|
Аграрно-сервисный
|
Раздел
В
|
Ненецкий
АО (СЗФО)
|
220,8
|
0,17
|
Индустриальный
|
Раздел
С
|
Владимирская
обл.(ЦФО)
|
10,6
|
1,12
|
Индустриально-сервисный
|
Раздел D
|
Чукотский
АО (ДВФО)
|
13,5
|
0,61
|
Индустриальный
|
Раздел
E
|
Новгородская обл.(СЗФО)
|
8,52
|
0,77
|
Индустриальный
|
Раздел
F
|
Ямало-Ненецкий
АО (УФО)
|
541,8
|
0,18
|
Индустриальный
|
Раздел
G
|
Краснодарский
край
(ЮФО)
|
1,12
|
2,58
|
Индустриально-сервисный
|
Раздел
H
|
Ямало-Ненецкий
АО (УФО)
|
541,8
|
0,18
|
Индустриальный
|
Раздел
I
|
г.
Санкт-Петербург (СЗФО)
|
215
|
3,83
|
Индустриально-сервисный
|
Раздел
J
|
г. Москва (ЦФО)
|
247,9
|
3,78
|
Индустриально-сервисный
|
В таблице 3 представлены результаты расчета производительности труда в ключевой отрасли по специализации экономики анализируемых регионов и в экономике этих регионов в целом.
Таблица 3 Результаты сравнения производительности труда в специализируемой отрасли и в экономике региона в целом
ОКВЭД
|
Регион
с максимальным значением kl
|
Соотношение
производительности труда в специализируемой отрасли и в экономике региона
|
Раздел
А
|
Респ. Дагестан (СКФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе А (514,9 тыс. руб.
на одного занятого) ниже W по всей ВДС региона (588,9
тыс. руб. на одного занятого)
|
Раздел
В
|
Ненецкий
АО (СЗФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе В (26158 тыс.
руб. на одного занятого) в 3,4 раза больше W по всей ВДС региона (7780 тыс. руб. на одного
занятого)
|
Раздел
С
|
Владимирская
обл.(ЦФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе С (1052 тыс.
руб. на одного занятого) в 1,4 раза больше W по всей ВДС региона (765 тыс. руб. на одного
занятого)
|
Раздел D
|
Чукотский
АО (ДВФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе D (2208 тыс. руб. на одного
занятого) ниже W по всей ВДС региона (2420
тыс. руб. на одного занятого)
|
Раздел
E
|
Новгородская обл.(СЗФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе E (417,3 тыс. руб. на одного
занятого) в 2,4 раза меньше W
по всей ВДС региона (996 тыс. руб. на одного занятого)
|
Раздел
F
|
Ямало-Ненецкий
АО (УФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе F (7171 тыс. руб. на одного
занятого) на 10% больше W по всей ВДС региона (6527,5
тыс. руб. на одного занятого)
|
Раздел
G
|
Краснодарский
край
(ЮФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе С (1052 тыс.
руб. на одного занятого) в 1,4 раза больше W по всей ВДС региона (765 тыс. руб. на одного
занятого)
|
Раздел
H
|
Ямало-Ненецкий
АО (УФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе H (2360 тыс. руб. на одного
занятого) в 2,8 раза меньше W
по всей ВДС региона (6527,5 тыс. руб. на одного занятого)
|
Раздел
I
|
г.
Санкт-Петербург (СЗФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе I (476 тыс. руб. на одного
занятого) в 3,3 раза меньше W
по всей ВДС региона (1583 тыс. руб. на одного занятого)
|
Раздел
J
|
г. Москва (ЦФО)
|
Производительность
труда (W) в Разделе J (3775,5 тыс. руб. на одного
занятого) в 1,8 раза больше W
по всей ВДС региона (2065 тыс. руб. на одного занятого)
|
Можно видеть, что в ряде регионов наблюдается парадоксальная ситуация – численность занятого населения в этих отраслях наиболее высокая и превышает в разы средний показатель по стране, тогда как производительность труда в разы ниже, чем в среднем по экономике региона – это можно определять либо отсутствием альтернативных рабочих мест и монопольным положением основных работодателей в этих отраслях в регионах, либо недостаточным уровнем автоматизации и цифровизации экономической деятельности в этих отраслях, что повышает роль государственных инициатив на уровне крупных стратегических проектов по цифровой трансформации ключевых отраслей национальной экономики, гибкой государственной политики по поддержке и развитию импортозамещения в IT-сфере и высокотехнологичной обрабатывающем производстве.
Отраслевая специфика цифровой трансформации экономики России
Если ознакомиться с результатами ВШЭ по расчету индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы по состоянию на 2021 год, состоящего из пяти субиндексов (затраты на внедрение и использование цифровых технологий, цифровые навыки персонала, использование цифровых технологий, кибербезопасность и цифровизация бизнес-процессов), то можно отметить лидирующие позиции отдельных отраслей, относящихся к сектору услуг, в том числе оптовая и розничная торговля, а также обрабатывающая промышленность России. В конце полученного рейтинга отраслей по итогам расчета данного индекса оказались сельское хозяйство и строительство с водоснабжением, водоотведение и утилизацией отходов.
В результате анализируемые нами разделы ОКВЭД по этому рейтингу индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы ВШЭ распределились следующим образом (таблица 4). Стоит отметить, что на примере субиндекса «затраты на внедрение и использование цифровых технологий» более 60% этих затрат по данным 2022 года были осуществлены в г. Москва, что в том числе позволяет обосновать максимальное значение данного субиндекса по Разделу J.
Таблица 4. Результаты распределения отраслей по рейтингу индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы ВШЭ
ОКВЭД
|
Место
в рейтинге Индекса цифровизации отраслей и социальной сферы
|
Комментарий
|
Раздел
А
|
16 место у
Аграрного сектора
|
Включается в Анти-Топ-3
наравне со Строительством, получив самые низкие показатели субиндексов среди
всех анализируемых отраслей
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны |
Раздел
В
|
12 место у Добычи
полезных ископаемых
|
Несмотря на самый
высокий показатель производительности труда
Можно говорить о уже высоком уровне цифровизации, достигнутом ранее |
Раздел
С
|
6 место у
Обрабатывающего производства
|
Определен
потенциал цифровой трансформации обрабатывающего производства в целях
достижения технологического суверенитета национальной экономики
|
Раздел D
|
7 место у
Обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
|
Необходима
реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней
в отрасли и экономике региона, страны
|
Раздел
E
|
14 у
Водоснабжения; водоотведение, организации сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
|
Необходима
реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней
в отрасли и экономике региона, страны
|
Раздел
F
|
17 у
Строительства
|
Включается в
Анти-Топ-3 наравне с Сельским хозяйством, получив самые низкие показатели
субиндексов среди всех анализируемых отраслей
Включает самое большое количество государственных стратегических проектов цифровой трансформации до 2030 года |
Раздел
G
|
5 место у Оптовой
и розничной торговли
|
Одна из наиболее
развитых по внедрению цифровых технологий и цифровой трансформации отрасль экономики
|
Раздел
H
|
10 у
Транспортировки и хранения
|
Необходима
реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней
в отрасли и экономике региона, страны
|
Раздел
I
|
11 у Деятельности
гостиниц и предприятий общественного питания
|
Необходима
реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней
в отрасли и экономике региона, страны
|
Раздел
J
|
1 и 2 место с
разделением на отрасль IT и информацию и связь
|
Абсолютно
цифровизированная отрасль национальной экономики с территориальной
концентрацией в агломерациях и в столице
|
В завершении исследования представим результат оценки приоритетов и направлений государственной экономической политики по обеспечению цифровой трансформации ключевых отраслей российской экономики. В таблице 5 представлен свод действующих стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей РФ до 2030 года с учетом количества запланированных к реализации проектов. Это колоссальный спрос на НИОКР и готовые цифровые технологии как со стороны государства, так и прямых участников данных отраслей на рынке ресурсов и товаров и услуг [8].
Таблица 5. Распределение государственных проектов цифровой трансформации ключевых отраслей национальной экономики РФ
ОКВЭД
|
Состав
проектов цифровой трансформации отрасли
|
Источник:
|
Раздел
F
Строительство |
I. Инициатива
«Управляем вместе» – 3 проекта
II. Инициатива «Планируем вместе» – 2 проекта III. Инициатива «Проектируем вместе» – 3 проекта IV. Инициатива «Строим вместе» – 6 проектов V. Инициатива «Эксплуатируем вместе» – 4 проекта Итого – 18 проектов |
Стратегическое
направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 г. (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2021г. №3883-р)
|
Раздел
H
Транспорт и логистика |
1.
Проект «Беспилотники для пассажиров и грузов» (инициативы «Беспилотные
логистические коридоры», «Автономное судовождение», «Беспилотная аэродоставка
грузов»).
2. Проект «Зеленый цифровой коридор пассажира» - создание цифрового профиля пассажира, единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта и т.п. 3. Проект «Бесшовная грузовая логистика» - завершение внедрения системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, разработка цифровой платформы транспортного комплекса РФ. 4. Проект «Цифровое управление транспортной системой РФ» - создание единого центра управления транспортным комплексом, ситуационных центров. 5. Проект «Цифровизация для транспортной безопасности» - создание единого защищенного информационного пространства и защищенных технологических сетей транспортного комплекса. 6. Проект «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры» - запуск системы контроля дорожных фондов, создание 3D-модели (трехмерное представление) объектов транспортной инфраструктуры и т.п. |
Стратегическое
направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской
Федерации до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2021г.
№3744-р)
|
Раздел
С
Обрабатывающее производство |
1.
Проект «Умное производство» - решает задачи повышения эффективности
использования основных фондов, сырья и материалов, расширения технологических
возможностей предприятий, разработки и внедрения российского ПО.
2. Проект «Продукция будущего» предполагает переход к модели гибкого конвейерного производства (кастомизация под клиента), внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода от «ремонта по регламенту» к «ремонту по состоянию». 3. Проект «Цифровой инжиниринг»: национальная система стандартизации и сертификации на базе технологий виртуальных испытаний; универсальные маркетплейсы для создания и реализации продукции (от идеи до рынка); внедрение на предприятиях цифровых двойников. 4. Проект «Технологическая независимость» направлен на обеспечение технологического суверенитета, в том числе информационной безопасности объектов критической информационной инфраструктуры. 5. Проект «Интеллектуальная господдержка» - переход к цифровой модели государственной финансовой поддержки промышленности |
Стратегическое
направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей
промышленности РФ до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от
07.11.2023г. № 3113-р)
|
Раздел
В
Добыча полезных ископаемых |
1.
Проект «Формирование единой государственной политики развития цифровых
платформ в интересах ТЭК» - активное использование единой цифровой
платформы РФ «ГосТех».
2. Проект «Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в ТЭК». 3. Проект «Повышение уровня готовности ТЭК к внедрению технологий искусственного интеллекта» - создание и функционирование механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта в ТЭК |
Стратегическое
направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического
комплекса до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.03.2024г. №
581-р)
|
Раздел
А
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
Проект
«Цифровая трансформация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ».
|
Стратегическое
направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и
рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 23.11.2023г. №3309-р
|
Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № Пр-2242 в региональные стратегии включены 6 направлений цифровой трансформации: здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера. Также регионы включили в региональные стратегии проекты, соответствующие приоритетам развития экономики региона (промышленность, строительство, физическая культура и спорт, сельское хозяйство и др.). Реализация проектов (мероприятий) и достижение показателей, включенных в региональные стратегии, запланированы на срок до 2024 года (таблица 6).
Таблица 6. Актуальные стратегии цифровой трансформации субъектов РФ
ОКВЭД
|
Выборка
регионов
|
Актуальные
стратегии цифровой трансформации субъектов РФ
|
Раздел
А
|
Респ. Дагестан (СКФО)
|
Стратегия в
области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и
государственного управления Республики Дагестан (утв. Распоряжением
Правительства Республики Дагестан от 11.10.2022г. №461-р)
|
Раздел
В
|
Ненецкий
АО (СЗФО)
|
Стратегия в
области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и
государственного управления Ненецкого автономного округа (утв. Постановлением
Губернатора НАО от 30.08.2022г. №55-пг)
|
Раздел
С
|
Владимирская обл. (ЦФО)
|
Стратегия в
области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и
государственного управления Владимирской области (утв. Распоряжением
Губернатора Владимирской области от 31.08.2022г. №215-рг)
|
Раздел D
|
Чукотский
АО (ДВФО)
|
Стратегия в
области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и
государственного управления Чукотского автономного округа (утв. Губернатором-Председателем
Правительства ЧАО от 14.09.2022г.)
|
Раздел
E
|
Новгородская обл.(СЗФО)
|
Стратегия в области
цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и
государственного управления Новгородской области (утв. Распоряжением
Правительства Новгородской области от 31.08.2022г. №318-рг)
|
Раздел
F
и Раздел H |
Ямало-Ненецкий
АО (УФО)
|
Стратегия в области
цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и
государственного управления Ямало-Ненецкого автономного округа (утв.
Постановлением Губернатора ЯНАО от 31.08.2022г. №121-ПГ)
|
Раздел
G
|
Краснодарский
край
(ЮФО)
|
Стратегия в
области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и
государственного управления Краснодарского края (утв. Губернатором
Краснодарского края от 28.12.2022г.)
|
Раздел
I
|
г.
Санкт-Петербург (СЗФО)
|
Стратегия в
области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и
государственного управления Санкт-Петербурга (утв. Губернатором
Санкт-Петербурга от 11.10.2022г.)
|
Раздел
J
|
г. Москва (ЦФО)
|
-
|
В контексте реализации федерального закона о стратегическом планировании в РФ необходимо за счет цифровизации отраслей и социальной сферы решать вопрос и эффективности деятельности органов исполнительной власти [3] в вопросах реализации федеральных и региональных стратегий цифровой трансформации.
Заключение
На примере национальных и федеральных проектов и программ, которые централизовано принимаются и обеспечиваются в реализации со стороны государства и его региональных органов исполнительной власти в области построения цифровой экономики, отметим, что цифровизация по методу «сверху-вниз» в условиях ограниченных конкурентных преимуществ в IT-сфере мировой экономики, необходимости обеспечить минимальное цифровое неравенство разных регионов страны является единственным способом массово и к указанные сроки достичь необходимых результатов, создающих для предприятий благоприятные правовые условия в области цифровой трансформации, готовую инфраструктуру и рынок цифровых технологий, обеспечивающих нужные изменения и рентабельность производства.
Сопоставляя плюсы и минусы формального и централизованного пути цифровой трансформации можем отметить главное преимущество реализуемого пути в российской экономике – это усилия государства по разрешению или минимизации проблем цифровой экономики, когда доступность бюджетных инвестиций обеспечивается соответствием условию их получения – инновационный характер деятельности, участие в конкурсах, чтобы стать участником доступных федеральных и региональных проектов, а значит и доступных технологий для совершенствования своего бизнеса и роста его конкурентоспособности как на внутреннем рынке, так и в странах «остального мира», с возможностью не только привлекать иностранные инвестиции, но и реализовывать крупные международные бизнес-проекты по цифровой трансформации всех отраслей.
Источники:
2. Белоусова А.В. Коэффициент локализации: направления и методические аспекты использования (на примере Дальневосточных субъектов РФ) // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 12. – c. 117-125. – doi: 10.26726/1812-7096-2021-12-117-125.
3. Булетова Н.Е., Золотько Т.А. К вопросу эффективности работы органов исполнительной власти по достижению национальных целей развития // Актуальные проблемы экономики и права. – 2020. – № 4. – c. 733-750. – doi: 10.21202/1993-047X.14.2020.4.733-750.
4. Булетова Н.Е., Соколов А.А., Шаркевич И.В. Структурно-типологический анализ экономики российских регионов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1089-1104. – doi: 10.18334/epp.11.5.112091.
5. Король С.П., Король Р.А. Учет взаимовлияния подготовительных и производственных процессов на цифровизацию в строительной отрасли // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4055-4072. – doi: 10.18334/epp.13.10.119037.
6. Лукашевич А.А. Цифровая трансформация логистических бизнес-процессов в современной нефтегазовой отрасли посредством ИТ-импортозамещения // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 757-768. – doi: 10.18334/epp.14.3.120591.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm (дата обращения: 20.04.2024).
8. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. / Доклад НИУ ВШЭ. - М.: ИД ВШЭ, 2022. – 221 c.
9. Gusti Ayu Ketut Rencana Sari Dewi, et al. Mapping Trends and Hotspots of Accelerating Economic Transformation in Indonesia: Uncovering The Role of Green Intellectual Capital, University Competitive Advantage and Digital Transformation // TEC Empresarial. – 2024. – № 19(1). – p. 724.
10. Swargiary K., Kavita Roy Digital Transformation and Economic Growth in Post-Pandemic India: A Comprehensive Study // Cc by 4.0. – 2024. – doi: 10.21203/rs.3.rs-3464759/v2.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 13:16:22