Цифровая трансформация как условие существования и развития бизнеса: современные модели и отраслевые особенности

Булетова Н.Е.1, Золотько Т.А.1, Клейтман Е.В.1
1 МИРЭА - Российский технологический университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67903432

Аннотация:
Достигнутый уровень цифровизации отдельных отраслей национальной экономики или государственной деятельности свидетельствует об эффективности всего цикла создания и внедрения цифровых технологий в их производственный процесс с получением ожидаемых экономических эффектов. Резкие диспропорции в уровне экономического развития разных регионов страны, устойчивое цифровое неравенство, определяемое не только разным уровнем социально-экономического развития и структурой экономик субъектов РФ, но и усилением действия социального феномена «эффект Матфея», когда для тех регионов или потребителей цифровых услуг, которые изначально были лишены «привилегий» (не попали к пилотные проекты государства по внедрению технологий «умного города», не смоги привлечь необходимые инвестиции для финансирования высокорискованных НИОКР для своих научных организаций и т.п.) и со временем утерянные возможности в цифровизации только усиливаются. В данном исследовании авторы представили результаты исследования отдельной выборки регионов с высоким уровнем специализации в отраслях, в наибольшей степени связанных с развитием цифровизации и реализацией государственных проектов цифровой трансформации. К основным выводам необходимо отнести наличие существенных отличий в уровне экономического развития этих регионов, в низкой производительности труда к отраслям с высоким уровнем занятости и низким уровнем цифровизации в силу сложившего цифрового неравенства и дефицита инвестиций, квалифицированных кадров, отсутствия доступа к необходимым цифровым технологиям на уровне отдельных фирм. Сложившаяся за 2021-2024гг. система стратегических проектов цифровой трансформации отраслей российской экономики свидетельствует о сильных различиях в потенциале цифровой трансформации разных отраслей с учетом достигнутого к текущему времени уровню цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация отраслей экономики, стратегия цифровой трансформации, отраслевые проекты цифровой трансформации

JEL-классификация: O31, O32, O33, M21



Введение

Актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения эффективности реализуемой государственной политики по цифровой трансформации отраслей национальной экономики в условиях «информационной бедности» и цифрового неравенства по территориальному и социальному признакам. Реализуемая в России федеральная программа «Цифровая экономика» находит продолжение в ряде сопутствующих проектах и программах, принимаемых на уровне Правительства РФ или отдельных министерств РФ. Если цифровая экономика - это очередной этап развития информационного общества, соответствующий пятому и шестому технологическим укладам, то следующим этапом будет появление когнитивной экономики в условиях седьмого технологического уклада с доминированием одной ключевой цифровой технологией – искусственным интеллектом, а именно большими генеративными моделями (GenAI), способными интерпретировать данные и создавать мультимодальные данные (тексты, изображения, видеоматериалы и тому подобное) на уровне, сопоставимом с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящем их.

Большое количество современных исследований как российских, так и зарубежных авторов посвящены определению национальных и отраслевых особенностей цифровизации: Swargiary K. [10] определяет корреляция между цифровой трансформацией и ростом ВВП Индии на примере анализа выборки предприятий разных отраслей экономики страны, в работе индонезийских авторов Gusti Ayu Ketut Rencana Sari Dewi & co-authors [9] также в контексте экономических преобразований Индонезии определяется роль цифровой трансформации при условии развития «зеленого» интеллектуального капитала и высшего образования. Отдельные отраслевые характеристики цифровизации на примере нефтегазовой отрасли и строительства также свидетельствуют о последовательном использовании и внедрении новых бизнес-моделей с помощью цифровых технологий: Азиева Р.Х. [1, с.3226-3238] представляет результат совершенствования подхода к оценке целесообразности инвестиций в разработку и внедрение цифровых технологий в нефтегазовой отрасли, Король С.П., Король Р.А. [5, с.4056-4064] обосновали методологический подход к созданию и наполнению содержанием платформы цифровизации строительных организационно-технологических проектов, Лукашевич А.А. [6, с.757-764] сформировал обоснование цифровой трансформации участников национального топливно-энергетического комплекса в условиях IT-импортозамещения. С учетом наблюдаемых тенденций в диспропорциях в достигнутых и ожидаемых результатах цифровизации отраслей экономики и спектра проблем цифровой экономики возрастает необходимость в определении причин и направлений сложившего цифрового неравенства и ограниченных возможностей предприятий разных отраслей в преодолении своей технологической отсталости и никой производительности труда.

Это определило цель исследования – на основе выявленной отраслевой специализации регионов РФ определить пробелы и потенциал их цифровой трансформации с учетом типа экономической системы и приоритетов государственной экономической политики.

Научная новизна исследования состоит в полученных результатах исследования отраслевой специализации выборки субъектов РФ в корреляции с их производительностью труда, приоритетами цифровой трансформации и централизованном государственном подходе к управлению этими процессами на уровне региональных экономик с целью минимизировать цифровое неравенство и «информационную бедность».

Авторская гипотеза заключается в утверждении, что чем больших усилий принимается со стороны государства по решению вопросов развития цифровой экономики, тем сильнее будет проявляться эффект Матфея в силу недостаточности государственных усилий для преодоления системных проблем экономической эффективности ряда традиционных отраслей с материальным производством (сельское хозяйство, строительство).

Методология исследования включает использование таких приемов и методов исследования, как, накопление, обобщение и формализация накопленных теоретических и эмпирических данных, сравнения и моделирования процессов и действий объектов исследования по выборке регионов, статистические методы коэффициентного анализа, сопоставления и графического анализа.

Особенности отраслевого деления национальной и региональной экономических систем

Отрасли как объекты внедрения цифровых технологий и реализации моделей цифровой трансформации определяются как совокупность предприятий, производящих близкие продукты и использующих при их производстве близкие ресурсы и технологии.

Рисунок 1. Распределение основных разделов ОКВЭД по основным отраслям экономики

Источник: составлено авторами по ОКВЭД.

Для обоснования отнесения тех или иных фирм к отраслям национальной экономики применяются:

- показатель специализации, отражающий долю объема продаж исследуемого товара в общем объеме продаж всех предприятий, отнесенных к исследуемому отраслевому рынку;

- показатель охвата, отражающий долю объема продаж всех предприятий, отнесенных к исследуемому отраслевому рынку, в общем объеме продаж исследуемого товара.

На примере коэффициента локализации (kloc), позволяющего определить специализацию того или иного региона в производстве той или иной продукции (а значит отраслевую специализацию внутри страны) представим результат его расчета по субъектам РФ.

По данным о численности занятого населения по видам экономической деятельности Разделы А-J ОКВЭД, и в целом по РФ были подсчитаны значения коэффициента локализации [2] по формуле:

где – количество занятых в отдельной отрасли региона;

Зр – количество занятых в регионе;

– количество занятых в отдельной отрасли на территории страны;

Зс – количество занятых в стране

Полученные результаты представлены в таблице 1. Можно видеть состав регионов с максимальными значениями коэффициента локализации по каждому федеральному округу и по каждому из анализируемых разделов ОКВЭД. Состав федеральных округов включает: Центральный федеральный округ (ЦФО), Север-Западный федеральный округ (СЗФО), Южный федеральный округ (ЮФО), Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), Приволжский федеральный округ (ПФО), Уральский федеральный округ (УФО), Сибирский федеральный округ (СФО) и Дальневосточный федеральный округ (ДВФО).

Таблица 1. Результаты расчета по численности занятых в отраслях в регионах и по территории страны в целом

ОКВЭД
ЦФО
СЗФО
ЮФО
СКФО
ПФО
УФО
СФО
ДВФО
Раздел А
Тамбовская обл.
kloc=3,3
Псковская обл.
kloc=1,65
Краснодарский край kloc=1,96
Респ. Дагестан
kloc=3,37
Респ. Мордовия
kloc=2,95
Курганская обл.
kloc=1,41
Респ. Алтай
kloc=2,5
Камчатский край
kloc=1,5
Раздел В
Белгородская обл.
kloc=2,12
Ненецкий АО
kloc=16,5
Республика Крым
kloc=1,94
-
Оренбургская обл.
kloc=2,08
Ханты-Мансийский АО
kloc=13,52
Кемеровская обл.
kloc=5,82
Чукотский АО
kloc=10,3
Раздел С
Владимирская обл.
kloc=1,7
Новгородская обл.
kloc=1,5
Ростовская обл.
kloc=1,05
-
Ульяновская обл.
kloc=1,4
Челябинская обл.
kloc=1,56
Омская обл.
kloc=1,03
-
Раздел D
Смоленская область
kloc=1,8
Ненецкий АО
kloc=2,93
-
Карач.-Черкесс. Респ.
kloc=1,06
Саратовская обл.
kloc=1,3
Ямало-Ненецкий АО
kloc=2,04
Кемеровская обл.
kloc=1,5
Чукотский АО
kloc=5,6
Раздел E
Белгородская обл.
kloc=1,44
Новгородская обл.
kloc=1,99
Респ.Адыгея
kloc=1,07
Ставропольский край
kloc=1,3
Респ. Марий Эл
kloc=1,35
Челябинская обл.
kloc=1,04
Кемеровская обл.
kloc=1,1
Камчатский край
kloc=1,33
Раздел F
Москва
kloc=1,36
Ленинградская обл.
kloc=1,3
Краснодарский край kloc=1,62
Чеченская Респ.
kloc=1,5
Респ.Татарстан
kloc=1,16
Ямало-Ненецкий АО
kloc=1,72
-
Амурская обл.
kloc=1,68
Раздел G
Москва
kloc=1,2
Калининградская обл.
kloc=1,05
Краснодарский край kloc=4,2
Ставропольский край
kloc=1,14
Нижегородская обл.
kloc=1,06
-
Новосибирская обл.
kloc=1,1
Респ. Бурятия
kloc=1,2
Раздел H
Смоленская обл.
kloc=1,28
Ненецкий АО
kloc=1,38
Краснодарский край kloc=1,8
-
Самарская обл.
kloc=1,33
Ямало-Ненецкий АО
kloc=1,63
Кемеровская обл.
kloc=1,15
Забайкальский край
kloc=1,54
Раздел I
Калужская обл.
kloc=1,2
г. Санкт-Петербург
kloc=1,38
-
Респ.Северная Осетия – Алания
kloc=1,26
-
Тюменская область без АО
kloc=1,26
Томская обл.
kloc=1,36
Приморский край
kloc=1,12
Раздел J
г. Москва
kloc=2,04
г. Санкт-Петербург
kloc=1,65
-
-
Ульяновская обл.
kloc=1,29
-
Новосибирская обл.
kloc=1,32
-
Источник: составлено авторами по данным [7].

Отраслевой рынок определяется как совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке.

Если рынок объединяется удовлетворяемой потребностью, то отрасль – характером используемых технологий.

Состояние экономических систем регионов со специализацией в отдельных отраслях

Учитывая, что главным основанием для внедрения цифровых технологий является получение устойчивых конкурентных преимуществ и получение нового резерва для роста производительности труда, на рис.2 представим результаты расчета производительности труда по анализируемым разделам ОКВЭД за 2022 год.

Рисунок 2. Результаты расчета производительности труда по разделам ОКВЭД в экономике России за 2022 год по данным [7]

Для большей детализации состояния приоритетных отраслей выборки регионов в таблице 2 представлены результаты определения типа экономической системы регионов (по модели Кларка-Фишера) в градации от аграрного типа (когда большая часть валовой добавленной стоимости (ВДС) в экономике региона производится в Разделе А по сравнению с промышленным производством, и сфера услуг меньше по получаемым экономическим результатам объемов материального производства) до индустриально-сервисного типа, характерного для большинства экономически развитых стран, для которых ВДС в индустрии в разы больше ВДС в аграрном секторе экономики, а ВДС в сфере услуг также значительно превышает ВДС в материальном производстве). Формулы расчета k1 и k2 представлены далее [4]:

где DA – ВДС по Разделу А ОКВЭД;

DI – ВДС по сумме Разделов В, С, D и Е ОКВЭД;

DS – ВДС по сумме Разделов G-Т ОКВЭД;

DG – определяется путем вычитания из 100% ВДС региона величины DS.

Таблица 2. Результаты определения типа экономической системы для анализируемой выборки регионов РФ

ОКВЭД
Регион с максимальным значением kloc
Тип экономической системы субъекта РФ (по Кларку-Фишеру)
k1 > 1
k2 > 1
Тип экономической системы
Раздел А
Респ. Дагестан (СКФО)
0,50
1,40
Аграрно-сервисный
Раздел В
Ненецкий АО (СЗФО)
220,8
0,17
Индустриальный
Раздел С
Владимирская обл.(ЦФО)
10,6
1,12
Индустриально-сервисный
Раздел D
Чукотский АО (ДВФО)
13,5
0,61
Индустриальный
Раздел E
Новгородская обл.(СЗФО)
8,52
0,77
Индустриальный
Раздел F
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
541,8
0,18
Индустриальный
Раздел G
Краснодарский край (ЮФО)
1,12
2,58
Индустриально-сервисный
Раздел H
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
541,8
0,18
Индустриальный
Раздел I
г. Санкт-Петербург (СЗФО)
215
3,83
Индустриально-сервисный
Раздел J
г. Москва (ЦФО)
247,9
3,78
Индустриально-сервисный
Источник: составлено авторами.

В таблице 3 представлены результаты расчета производительности труда в ключевой отрасли по специализации экономики анализируемых регионов и в экономике этих регионов в целом.

Таблица 3 Результаты сравнения производительности труда в специализируемой отрасли и в экономике региона в целом

ОКВЭД
Регион с максимальным значением kl
Соотношение производительности труда в специализируемой отрасли и в экономике региона

Раздел А
Респ. Дагестан (СКФО)
Производительность труда (W) в Разделе А (514,9 тыс. руб. на одного занятого) ниже W по всей ВДС региона (588,9 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел В
Ненецкий АО (СЗФО)
Производительность труда (W) в Разделе В (26158 тыс. руб. на одного занятого) в 3,4 раза больше W по всей ВДС региона (7780 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел С
Владимирская обл.(ЦФО)
Производительность труда (W) в Разделе С (1052 тыс. руб. на одного занятого) в 1,4 раза больше W по всей ВДС региона (765 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел D
Чукотский АО (ДВФО)
Производительность труда (W) в Разделе D (2208 тыс. руб. на одного занятого) ниже W по всей ВДС региона (2420 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел E
Новгородская обл.(СЗФО)
Производительность труда (W) в Разделе E (417,3 тыс. руб. на одного занятого) в 2,4 раза меньше W по всей ВДС региона (996 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел F
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
Производительность труда (W) в Разделе F (7171 тыс. руб. на одного занятого) на 10% больше W по всей ВДС региона (6527,5 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел G
Краснодарский край (ЮФО)
Производительность труда (W) в Разделе С (1052 тыс. руб. на одного занятого) в 1,4 раза больше W по всей ВДС региона (765 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел H
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
Производительность труда (W) в Разделе H (2360 тыс. руб. на одного занятого) в 2,8 раза меньше W по всей ВДС региона (6527,5 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел I
г. Санкт-Петербург (СЗФО)
Производительность труда (W) в Разделе I (476 тыс. руб. на одного занятого) в 3,3 раза меньше W по всей ВДС региона (1583 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел J
г. Москва (ЦФО)
Производительность труда (W) в Разделе J (3775,5 тыс. руб. на одного занятого) в 1,8 раза больше W по всей ВДС региона (2065 тыс. руб. на одного занятого)
Источник: составлено авторами по данным [7].

Можно видеть, что в ряде регионов наблюдается парадоксальная ситуация – численность занятого населения в этих отраслях наиболее высокая и превышает в разы средний показатель по стране, тогда как производительность труда в разы ниже, чем в среднем по экономике региона – это можно определять либо отсутствием альтернативных рабочих мест и монопольным положением основных работодателей в этих отраслях в регионах, либо недостаточным уровнем автоматизации и цифровизации экономической деятельности в этих отраслях, что повышает роль государственных инициатив на уровне крупных стратегических проектов по цифровой трансформации ключевых отраслей национальной экономики, гибкой государственной политики по поддержке и развитию импортозамещения в IT-сфере и высокотехнологичной обрабатывающем производстве.

Отраслевая специфика цифровой трансформации экономики России

Если ознакомиться с результатами ВШЭ по расчету индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы по состоянию на 2021 год, состоящего из пяти субиндексов (затраты на внедрение и использование цифровых технологий, цифровые навыки персонала, использование цифровых технологий, кибербезопасность и цифровизация бизнес-процессов), то можно отметить лидирующие позиции отдельных отраслей, относящихся к сектору услуг, в том числе оптовая и розничная торговля, а также обрабатывающая промышленность России. В конце полученного рейтинга отраслей по итогам расчета данного индекса оказались сельское хозяйство и строительство с водоснабжением, водоотведение и утилизацией отходов.

В результате анализируемые нами разделы ОКВЭД по этому рейтингу индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы ВШЭ распределились следующим образом (таблица 4). Стоит отметить, что на примере субиндекса «затраты на внедрение и использование цифровых технологий» более 60% этих затрат по данным 2022 года были осуществлены в г. Москва, что в том числе позволяет обосновать максимальное значение данного субиндекса по Разделу J.

Таблица 4. Результаты распределения отраслей по рейтингу индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы ВШЭ

ОКВЭД
Место в рейтинге Индекса цифровизации отраслей и социальной сферы
Комментарий
Раздел А
16 место у Аграрного сектора
Включается в Анти-Топ-3 наравне со Строительством, получив самые низкие показатели субиндексов среди всех анализируемых отраслей
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел В
12 место у Добычи полезных ископаемых
Несмотря на самый высокий показатель производительности труда
Можно говорить о уже высоком уровне цифровизации, достигнутом ранее
Раздел С
6 место у Обрабатывающего производства
Определен потенциал цифровой трансформации обрабатывающего производства в целях достижения технологического суверенитета национальной экономики
Раздел D
7 место у Обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел E
14 у Водоснабжения; водоотведение, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел F
17 у Строительства
Включается в Анти-Топ-3 наравне с Сельским хозяйством, получив самые низкие показатели субиндексов среди всех анализируемых отраслей
Включает самое большое количество государственных стратегических проектов цифровой трансформации до 2030 года
Раздел G
5 место у Оптовой и розничной торговли
Одна из наиболее развитых по внедрению цифровых технологий и цифровой трансформации отрасль экономики
Раздел H
10 у Транспортировки и хранения
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел I
11 у Деятельности гостиниц и предприятий общественного питания
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел J
1 и 2 место с разделением на отрасль IT и информацию и связь
Абсолютно цифровизированная отрасль национальной экономики с территориальной концентрацией в агломерациях и в столице
Источник: составлено авторами по материалам ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/news/783750202.html (дата обращения - 26.04.2024).

В завершении исследования представим результат оценки приоритетов и направлений государственной экономической политики по обеспечению цифровой трансформации ключевых отраслей российской экономики. В таблице 5 представлен свод действующих стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей РФ до 2030 года с учетом количества запланированных к реализации проектов. Это колоссальный спрос на НИОКР и готовые цифровые технологии как со стороны государства, так и прямых участников данных отраслей на рынке ресурсов и товаров и услуг [8].

Таблица 5. Распределение государственных проектов цифровой трансформации ключевых отраслей национальной экономики РФ

ОКВЭД
Состав проектов цифровой трансформации отрасли
Источник:
Раздел F
Строительство
I. Инициатива «Управляем вместе» – 3 проекта
II. Инициатива «Планируем вместе» – 2 проекта
III. Инициатива «Проектируем вместе» – 3 проекта
IV. Инициатива «Строим вместе» – 6 проектов
V. Инициатива «Эксплуатируем вместе» – 4 проекта
Итого – 18 проектов
Стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2021г. №3883-р)
Раздел H
Транспорт и логистика
1. Проект «Беспилотники для пассажиров и грузов» (инициативы «Беспилотные логистические коридоры», «Автономное судовождение», «Беспилотная аэродоставка грузов»).
2. Проект «Зеленый цифровой коридор пассажира» - создание цифрового профиля пассажира, единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта и т.п.
3. Проект «Бесшовная грузовая логистика» - завершение внедрения системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, разработка цифровой платформы транспортного комплекса РФ.
4. Проект «Цифровое управление транспортной системой РФ» - создание единого центра управления транспортным комплексом, ситуационных центров.
5. Проект «Цифровизация для транспортной безопасности» - создание единого защищенного информационного пространства и защищенных технологических сетей транспортного комплекса.
6. Проект «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры» - запуск системы контроля дорожных фондов, создание 3D-модели (трехмерное представление) объектов транспортной инфраструктуры и т.п.
Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2021г. №3744-р)
Раздел С
Обрабатывающее производство
1. Проект «Умное производство» - решает задачи повышения эффективности использования основных фондов, сырья и материалов, расширения технологических возможностей предприятий, разработки и внедрения российского ПО.
2. Проект «Продукция будущего» предполагает переход к модели гибкого конвейерного производства (кастомизация под клиента), внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода от «ремонта по регламенту» к «ремонту по состоянию».
3. Проект «Цифровой инжиниринг»: национальная система стандартизации и сертификации на базе технологий виртуальных испытаний; универсальные маркетплейсы для создания и реализации продукции (от идеи до рынка); внедрение на предприятиях цифровых двойников.
4. Проект «Технологическая независимость» направлен на обеспечение технологического суверенитета, в том числе информационной безопасности объектов критической информационной инфраструктуры.
5. Проект «Интеллектуальная господдержка» - переход к цифровой модели государственной финансовой поддержки промышленности
Стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности РФ до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.11.2023г. № 3113-р)
Раздел В
Добыча полезных ископаемых
1. Проект «Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах ТЭК» - активное использование единой цифровой платформы РФ «ГосТех».
2. Проект «Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в ТЭК».
3. Проект «Повышение уровня готовности ТЭК к внедрению технологий искусственного интеллекта» - создание и функционирование механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта в ТЭК
Стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.03.2024г. № 581-р)
Раздел А
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
Проект «Цифровая трансформация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ».
Стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2023г. №3309-р
Источник: составлено авторами

Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № Пр-2242 в региональные стратегии включены 6 направлений цифровой трансформации: здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера. Также регионы включили в региональные стратегии проекты, соответствующие приоритетам развития экономики региона (промышленность, строительство, физическая культура и спорт, сельское хозяйство и др.). Реализация проектов (мероприятий) и достижение показателей, включенных в региональные стратегии, запланированы на срок до 2024 года (таблица 6).

Таблица 6. Актуальные стратегии цифровой трансформации субъектов РФ

ОКВЭД
Выборка регионов
Актуальные стратегии цифровой трансформации субъектов РФ
Раздел А
Респ. Дагестан (СКФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Дагестан (утв. Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 11.10.2022г. №461-р)
Раздел В
Ненецкий АО (СЗФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ненецкого автономного округа (утв. Постановлением Губернатора НАО от 30.08.2022г. №55-пг)
Раздел С
Владимирская обл. (ЦФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Владимирской области (утв. Распоряжением Губернатора Владимирской области от 31.08.2022г. №215-рг)
Раздел D
Чукотский АО (ДВФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Чукотского автономного округа (утв. Губернатором-Председателем Правительства ЧАО от 14.09.2022г.)
Раздел E
Новгородская обл.(СЗФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Новгородской области (утв. Распоряжением Правительства Новгородской области от 31.08.2022г. №318-рг)
Раздел F
и
Раздел H
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. Постановлением Губернатора ЯНАО от 31.08.2022г. №121-ПГ)
Раздел G
Краснодарский край (ЮФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Краснодарского края (утв. Губернатором Краснодарского края от 28.12.2022г.)
Раздел I
г. Санкт-Петербург (СЗФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга (утв. Губернатором Санкт-Петербурга от 11.10.2022г.)
Раздел J
г. Москва (ЦФО)
-
Источник: составлено авторами по материалам Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (дата обращения – 30.04.2024).

В контексте реализации федерального закона о стратегическом планировании в РФ необходимо за счет цифровизации отраслей и социальной сферы решать вопрос и эффективности деятельности органов исполнительной власти [3] в вопросах реализации федеральных и региональных стратегий цифровой трансформации.

Заключение

На примере национальных и федеральных проектов и программ, которые централизовано принимаются и обеспечиваются в реализации со стороны государства и его региональных органов исполнительной власти в области построения цифровой экономики, отметим, что цифровизация по методу «сверху-вниз» в условиях ограниченных конкурентных преимуществ в IT-сфере мировой экономики, необходимости обеспечить минимальное цифровое неравенство разных регионов страны является единственным способом массово и к указанные сроки достичь необходимых результатов, создающих для предприятий благоприятные правовые условия в области цифровой трансформации, готовую инфраструктуру и рынок цифровых технологий, обеспечивающих нужные изменения и рентабельность производства.

Сопоставляя плюсы и минусы формального и централизованного пути цифровой трансформации можем отметить главное преимущество реализуемого пути в российской экономике – это усилия государства по разрешению или минимизации проблем цифровой экономики, когда доступность бюджетных инвестиций обеспечивается соответствием условию их получения – инновационный характер деятельности, участие в конкурсах, чтобы стать участником доступных федеральных и региональных проектов, а значит и доступных технологий для совершенствования своего бизнеса и роста его конкурентоспособности как на внутреннем рынке, так и в странах «остального мира», с возможностью не только привлекать иностранные инвестиции, но и реализовывать крупные международные бизнес-проекты по цифровой трансформации всех отраслей.


Источники:

1. Азиева Р.Х. Оценка экономического эффекта от использования цифровых технологий в нефтегазовой отрасли // Креативная экономика. – 2022. – № 8. – c. 3225-3240. – doi: 10.18334/ce.16.8.115235.
2. Белоусова А.В. Коэффициент локализации: направления и методические аспекты использования (на примере Дальневосточных субъектов РФ) // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 12. – c. 117-125. – doi: 10.26726/1812-7096-2021-12-117-125.
3. Булетова Н.Е., Золотько Т.А. К вопросу эффективности работы органов исполнительной власти по достижению национальных целей развития // Актуальные проблемы экономики и права. – 2020. – № 4. – c. 733-750. – doi: 10.21202/1993-047X.14.2020.4.733-750.
4. Булетова Н.Е., Соколов А.А., Шаркевич И.В. Структурно-типологический анализ экономики российских регионов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1089-1104. – doi: 10.18334/epp.11.5.112091.
5. Король С.П., Король Р.А. Учет взаимовлияния подготовительных и производственных процессов на цифровизацию в строительной отрасли // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4055-4072. – doi: 10.18334/epp.13.10.119037.
6. Лукашевич А.А. Цифровая трансформация логистических бизнес-процессов в современной нефтегазовой отрасли посредством ИТ-импортозамещения // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 757-768. – doi: 10.18334/epp.14.3.120591.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm (дата обращения: 20.04.2024).
8. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. / Доклад НИУ ВШЭ. - М.: ИД ВШЭ, 2022. – 221 c.
9. Gusti Ayu Ketut Rencana Sari Dewi, et al. Mapping Trends and Hotspots of Accelerating Economic Transformation in Indonesia: Uncovering The Role of Green Intellectual Capital, University Competitive Advantage and Digital Transformation // TEC Empresarial. – 2024. – № 19(1). – p. 724.
10. Swargiary K., Kavita Roy Digital Transformation and Economic Growth in Post-Pandemic India: A Comprehensive Study // Cc by 4.0. – 2024. – doi: 10.21203/rs.3.rs-3464759/v2.

Страница обновлена: 28.11.2024 в 13:16:22