Оценка влияния объемов финансирования национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на эффективность функционирования малых предприятий

Гутман А.И.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления \"НИНХ\"

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Гутман А.И. Оценка влияния объемов финансирования национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на эффективность функционирования малых предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – doi: 10.18334/epp.14.5.120993.

Аннотация:
Начало систематизированной поддержки малого бизнеса на уровне национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» выступает одним из стимулов к развитию малых предприятий. Большинство целевых показателей данного национального проекта, как и обсуждений его влияния на состояние малого бизнеса сосредоточено вокруг абсолютных оценок. Это значимые макроэкономические параметры, но влияния поддержки в рамках национального проекта на эффективность функционирования малых предприятий они не учитывают. Построенная регрессионная модель дает возможность получить такую оценку. Независимыми (влияющими) переменными в ней выступают объемы финансирования национального проекта развития малого бизнеса по отдельным подпрограммам. Зависимыми переменными являются рентабельность продаж и рентабельность активов. Разработанная модель достоверна, отражает положительное влияние национального проекта развития малого бизнеса на эффективность малых предприятий, может использоваться для более рационального управления финансированием этого национального проекта

Ключевые слова: национальные проекты, малый бизнес, эффективность, регрессия, привлечение ресурсов



ВВЕДЕНИЕ

Крупный бизнес составляет основу российской экономики и традиционно воспринимается как гарант ее устойчивости и безопасности. Это закономерно, поскольку крупные предприятия обладают большим потенциалом для инвестиций, финансовой устойчивостью, вклад в совокупное производство существенно выше, чем малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса, хотя и находится в числе приоритетов государства, рассматривается, главным образом, в социальном измерении. Малые предприятия оцениваются, скорее, как работодатели, инициаторы социальных проектов, а не как полноправные участники экономических отношений, способные внести заметный вклад в экономическую безопасность государства. Такое восприятие малого бизнеса прослеживается в большинстве целевых программ его стимулирования, но практической роли малых предприятий не вполне отвечает. Большая гибкость (особенно важная для замещения импорта), готовность на риск при внедрении инноваций, высокая скорость адаптации в неблагоприятных условиях, эффективность затрат способны обеспечить в

вклад в безопасность российской экономики через активное включение в процессы ее перестройки, а это не менее важно, чем обеспечиваемая крупным бизнесом устойчивость.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» ( далее НП «Малый бизнес») демонстрирует несколько иной подход к пониманию роли малых предприятий в экономической безопасности страны. Хотя национальные проекты являются, прежде всего, организационной формой управления финансированием [1, с. 18], конкретизация направлений расходования средств и целевых показателей дают возможность судить об их направленности. НП «Малый бизнес» по целям ближе к определению роли малого бизнеса как института экономики, способствующего ее безопасности.

Для малых предприятий ключевое значение имеет эффективность. Данное преимущество определяет также их роль в безопасности национальной экономики (в отличие от устойчивости, придаваемой крупным бизнесом, малые предприятия в стремлении к прибыли способствуют ее перестройке). Можно предположить, что НП «Малый бизнес» прямо влияет на эффективность малых предприятий, этим формируя значимый вклад в экономическую безопасность страны.

В исследовании В.М. Репниковой и А.С. Дмитриевой описывается влияние санкций на развитие малого бизнеса [2, с. 679]. Полученные результаты позволяют объяснить необходимость расширения поддержки малого бизнеса. Приводимые количественные параметры отражают влияние санкций только на число малых предприятий, хотя приспособление малого бизнеса к подобным условиям должно было сказаться на его эффективности.

Данный аспект учитывается в исследовании И.А. Волковой, Т.А. Галынчик и С.В. Даниловой в аспекте инновационной активности малого бизнеса и ее стимулирования государством [3, с. 2187]. Поскольку технологическое перевооружение малого бизнеса должно повлиять на уровень затрат, конкурентоспособность продукции, закономерным является предположение о взаимосвязи результатов поддержки инноваций малого бизнеса с его эффективностью.

Аспект эффективности малых предприятий затронут и в исследовании Т.В. Варкулевич и В.А. Белоглазова, посвященном семейному бизнесу [4, с. 2797]. В таком ключе эффективность понимается, скорее, как социальная категория, а поддержка данной формы малого бизнеса, согласно выводам исследователей, должна носить, скорее, характер признания как отдельной разновидности малых предприятий в российском правопорядке.

В исследовании А.Г. Леонтьевой и И.В. Игнатовой описательно доказывается взаимосвязь демографических параметров региона и развития малого бизнеса [5, с. 1435]. Схожим образом построено исследование И.А. Волковой и Т.А. Галынчик, основным выводом которого является отмеченный авторами ущерб, который причинили малому бизнесу пандемия и санкции [6, с. 331]. Вывод о преодолении малым бизнесом спада, вызванного пандемией, делается в исследовании Л.В. Глезман, его обоснование сопровождается количественными данными [7, с. 1868].

Эта группа исследований малого бизнеса концентрируется на его финансовой эффективности лишь косвенно. Прямо данный вопрос, согласно рецензии Ю.Н. Нестеренко, освещается в монографии «Формирование финансово-экономической устойчивости малого и среднего предпринимательства производственной сферы в рамках кластеров» [8, с. 179]. Одним из значимых сделанных в ней выводов, как указывается в рецензии, является влияние конкуренции, сосредоточенной в кластерах, на эффективность малых производственных компаний.

Возможности параметрической оценки функционирования малых предприятий раскрываются в исследовании К.Х. Зоидова, В.Г. Беломестнова, С.И. Борталевич и К.С. Янкаускас, где рассматривается аспект устойчивости малого бизнеса [9, с. 1568].

Итоги реализации НП «Малый бизнес» рассматриваются Д.В. Санниковым, но используемые количественные показатели сводятся к числу занятых на малых предприятиях [10, с. 1694]. Финансовая эффективность не оценивается.

Участие государства в развитии малого бизнеса, его проблемы освещаются во множестве исследований, но количественных оценок финансовой эффективности малых предприятий не приводится, хотя малый бизнес ориентирован на прибыль. Из этого следует необходимость оценки результатов НП «Малый бизнес», в первую очередь, с позиций эффективности малых компаний.

Цель исследования – параметрическая оценка влияния финансирования НП «Малый бизнес» на эффективность малых предприятий. Задачи работы включают содержательное описание и количественную оценку финансирования НП «Малый бизнес», анализ показателей эффективности малых предприятий, их эконометрическое моделирование в зависимости от расходов по НП «Малый бизнес». Основным методом является эконометрическое моделирование, используются также вспомогательные методы статистического и экономического анализа (корреляционные оценки, индексный метод, расчет средних и др.). Учитывая начало реализации НП «Малый бизнес», используются различные временные ряды. Данные по эффективности малого бизнеса приводятся за 2017-2022 гг. (существенность различий относительно момента начала реализации НП «Малый бизнес»). По национальному проекту финансирование оценивается за весь период реализации. НП «Малый бизнес» ориентирован на несколько категорий предприятий, но их роль в экономике различается. Малый бизнес проявляет наибольшую инновационную активность, располагает большим, чем микропредприятия, объемом ресурсов, вследствие этого имея больше возможностей адаптироваться, гибкость выше, чем у средних компаний. Оценка проводится только по малому бизнесу. Используются показатели финансирования НП «Малый бизнес» и данные статистики.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цели НП «Малый бизнес» и его основные направления представлены на рисунке 1. Рассматриваются только направления, имеющие отношение к малому бизнесу (их количество больше). Концепция НП «Малый бизнес» определяется сопровождение на всех этапах развития. Теоретически это может быть обосновано концепциями жизненного цикла, поскольку на каждом этапе бизнес сталкивается с решением ключевых задач. Преодоление сложностей является условием перехода к следующему этапу развития. В практическом отношении «Предакселерация» обеспечивает увеличение числа малых предприятий безотносительно их эффективности. Сохраняется общая «социальная» направленность развития малых предприятий.

Рисунок 1 – Цели и направления реализации НП «Малый бизнес» [1]

Основным критерием эффективности данного направления является их количество [ёё, с. 163].

Включение поддержки социально-ориентированного бизнеса косвенно также свидетельствует о преобладании социальной направленности данного направления.

Средствами являются либерализация условий для малого бизнеса, прямая и инфраструктурная поддержка. Сохранение права на использование упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО) прямо влияет на эффективность малых организаций, поскольку снимаются ограничения на развитие бизнеса. Хотя мера относится к федеральной программе (далее – ФП) «Предакселерация», большее значение имеет для существующих предприятий. Льготное финансирование обеспечивает АО «МСП», формы неизменны (кредиты, лизинг и гарантии). Напротив, инфраструктурные решения претерпели модернизацию. В дополнение к льготной аренде, создается ковокинг, совместный доступ к оборудованию бизнес-инкубаторов [12, с. 54]. Более выраженным, чем при традиционных форматах поддержки, становится эффект «переноса» затрат, типичных для малого бизнеса (аренда, заемное финансирование) на бюджет. Поэтому влияние данных мероприятий на эффективность малого бизнеса должно быть прямым. Сферой проявления должна выступать затратная составляющая (операционная рентабельность).

Социальная направленность ФП «Предакселерация» ограничивается, учитывая включенные в нее решения, грантами социально-ориентированному малому бизнесу и использованием данного направления как меры снижения безработицы [13, с. 97].

Преференции в контрактной системе действовали на уровне норм, но не механизмов. ФП «Акселерация» открывает данный источник развития для малого бизнеса [14, с. 88]. Оценивать его по влиянию на экономический результат следует количественно, поскольку государственные закупки являются конкретными, способствовать достижению большей эффективности поставки для государственных нужд способны только через эффект масштаба, а не напрямую.

Механизм финансового стимулирования организован специфично. Помимо обычного для поддержки национальных компаний использования льготного кредитования, в нем задействованы другие инструменты. Они приведены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Инструменты финансового стимулирования малого бизнеса [2]

Модернизация порядка возмещения расходов на инфраструктурную поддержку внешне отношения к финансированию самого малого бизнеса не имеет, но значительная часть льготного финансирования предоставляется региональными структурами, для которых формируется неочевидный стимул к повышению эффективности [15, с. 65]. Сочетаются адресный подбор услуг и возмещение фактических расходов. Сдерживающие факторы по величине бюджета перестают быть решающими (может быть обеспечен больший объем финансирования, но затраты возмещаются, если они эффективны). Большей должна становиться заинтересованность в разработке действенных и востребованных малым бизнесом финансовых продуктов. Альтернативным проводником льготного финансирования остается АО «МСП». Кредиты рефинансируются Банком России. Этот механизм использовался и раньше.

Снижение зависимости малого бизнеса от прямой финансовой поддержки государства является неочевидной целью ФП «Акселерация», которая следует из предлагаемых инструментов. Формируется блок средств, обеспечивающих привлечение капитала на рыночных условиях. Основными источниками выступают краудфандинг (инфраструктурные меры поддержки цифровых платформ) и фондовый рынок (для привлечения заемного финансирования через цифровые платформы аналогичных субсидий на листинг и купоны не устанавливается, поэтому мера предназначена среднему бизнесу). Использование платформ для факторинга обеспечивает малому бизнесу ликвидность, косвенно влияя на эффективность, поскольку альтернативой уступке требования является кредитование, не исключен форфейтинг, разрешающий проблему внешнеторговых расчетов.

Данный блок инструментов призван обеспечить преодоление затруднений в привлечении ресурсов (этап бурного роста в классификациях жизненного цикла). Поскольку главным источником является финансовый рынок, а не льготное финансирование от государства, заинтересованность малого бизнеса в эффективности при использовании таких источников капитала предполагается. Ресурсы могут быть привлечены в несравнимо большем объеме, чем способно предоставить государство, но и отдача на них должна быть обеспечена с учетом финансового рычага. Такой набор инструментов стимулирования эффективности следует признать наиболее рациональным, поскольку устраняется льготная составляющая, характерная для «социального» понимания роли малого бизнеса, но предприятия, заинтересованные в развитии, получают для этого возможности.

Стимулирование инноваций выделено в отдельный блок, но его следует разделить по категориям получателей. Гранты для стартапов являются в общественном понимании средством переноса финансовых рисков инноваций [16, с. 51]. Потенциально, инновационный проект может быть как не реализован вовсе, так и продемонстрировать высокую эффективность. На момент начала стартапа грант выполняет социальную функцию, поскольку инновации действительно необходимы. Поддержка «газелей» (компании демонстрируют рост выручки 20% в год) имеет прямое отношение к эффективности. Развитие такого бизнеса независимо от эффективности требует внешних ресурсов, поскольку наращивание потребности в активах опережает увеличение прибыли (в абсолютном выражении). Уже подтвердившие рыночную эффективность инновационные компании получают инвестиции от государства, поскольку доказали способность лучшим образом использовать капитал.

Данное средство поддержки также относится к «рыночным» началам стимулирования малого бизнеса и служит повышению эффективности его функционирования в равных условиях конкуренции при сравнительно небольшом вмешательстве государства. К «рыночному» направлению примыкает инфраструктурная поддержка, общая по перечню мер с ФП «Предакселерация». Имея льготные условия по использованию производственного оборудования, малые компании несут уменьшенный объем расходов. Принципиальных различий с услугами технопарков, существовавшими ранее, не предполагается, но создаются предпосылки для их соответствия потребностям регионального малого бизнеса. Обеспечивает это модернизация предоставления субсидий на инфраструктуру.

Помимо операционной эффективности, ФП «Акселерация» решает проблему доступа к ресурсам. Делается это на рыночных условиях. Можно предположить, что такой подход способствует повышению инвестиционной эффективности малого бизнеса. Привлечение частного капитала малым бизнесом должно быть оправдано прибылью.

Создание портала «Мой бизнес» имело организационное значение, поскольку упростило использование малым бизнесом мер поддержки, значимым в условиях пандемии [17, с. 94], но прямо на его эффективность, очевидно, не повлияло.

Совокупные объемы финансирования и распределение по направлениям, значимым для малого бизнеса, представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Совокупное финансирование НП «Малый бизнес» и расходы по отдельным федеральным программам в 2019-2024 гг., млрд. руб. [3]

Расходы, способствующие эффективности малых предприятий, составляют большую часть затрат по НП «Малый бизнес». Их совокупная доля увеличивается с 91,19% в 2019 году до 97,36% в 2024 году. Финансирование НП «Мой бизнес» в 2020 году возросло на 9,72%. После снижения на 18,57% в 2021 году, в 2021-2024 гг. его объемы наращиваются на 31,09%.

Основной вклад в уменьшение расходов национального проекта в 2021 году связан с ФП «Акселерация» (в 2020 году вложения в институты льготного кредитования составили 20,995 млрд. руб., дальнейшего пополнения их капитала не предполагается). Финансирование по направлению «Акселерация» увеличивается в 2019-2023 гг. в 2,29 раза при сокращении на 5,33% в 2024 году. Увеличение расходов связано с льготным финансированием и инфраструктурным направлениям (в 2023 году субсидии АО «МСП» составили 7,25 млрд. руб., 4,53 млрд. руб. пришлось на технопарки и 3,82 млрд. руб. составили инновационные гранты). В отличие от других направлений, расходы на акселерацию малого бизнеса осуществляются не как единовременный взнос, а равномерно, что соответствует переносу ориентиров на эффективность малых предприятий. Доля ФП «Акселерация» в расходах национального проекта возросла с 49,10% в 2019 году до 91,03% в 2024 году.

Способ организации расходов по НП «Малый бизнес» (инвестиции в цифровую платформу, обеспечение источников льготного финансирования для стартапов) с дальнейшим перераспределением затрат в пользу ФП «Акселерация» дает возможность предположить, что уже изначально были созданы предпосылки для повышения эффективности малого бизнеса, в дальнейшем они были реализованы более масштабно.

Это подтверждают финансовые результаты малых предприятий. Данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Компоненты финансового результата и рентабельность продаж малого бизнеса в РФ за 2017-2022 гг. [4]

Выручка малых предприятий в России за 2017-2022 гг. увеличилась на 36,06% (в 2019-2022 гг. возросла на 32,68%). Прибыль от продаж за 2017-2022 гг. возросла в 2,12 раза при увеличении на 76,94% в 2019-2022 гг. Для сравнения, активы малого бизнеса (на конец года) в 2017-2022 гг. увеличились в 3,23 раза, за 2019-2022 гг. они возросли на 75,20%.

Оценивая результат с позиций экономического анализа, можно сделать вывод о невыполнении «золотого» правила в целом за 2017-2022 гг. и несоблюдении условия только по деловой активности с начала реализации НП «Малый бизнес». Его реализация способствует, преимущественно, операционной эффективности. Это подтверждает увеличение рентабельности продаж малых компаний с 5,54% в 2017 году до 6,53% в 2019 году и достижение этим показателем значения в 8,72% в 2022 году.

Значение коэффициента вариации (16,04%) и коэффициент Спирмена для ряда динамики (1,00) свидетельствуют об устойчивом наращивании рентабельности продаж. Коэффициент вариации для периода с начала реализации НП «Малый бизнес» составляет 11,75%, операционная эффективность стала более устойчивой.

Компоненты для расчета и значение рентабельности активов малого бизнеса представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Компоненты для расчета и рентабельность активов малого бизнеса в РФ за 2017-2022 гг. [5]

Связь инвестиционной рентабельности и поддержки малого бизнеса менее очевидна. Активы малых предприятий в 2017-2022 гг. увеличились в 3,00 раза (по средним значениям), прибыль от продаж возросла в 2,12 раза. В 2019-2022 гг. увеличение активов составило 75,20%, прибыль от продаж возросла на 76,94%. Предпосылки для повышения инвестиционной эффективности были созданы, но рентабельность активов уменьшилась с 3,94% в 2019 году до 3,60% в 2021 году, в 2022 году составила 3,98%. На «ресурсную» составляющую малого бизнеса ориентирована ФП «Акселерация», расходы по которой увеличиваются. Поэтому можно предположить как отсутствие ее влияния на эффективность использования ресурсов, так и отсроченный эффект. Коэффициент вариации составляет 18,46% в 2017-2022 гг. и 5,15% в 2019-2022 гг. Значение коэффициента Спирмена (-0,66) характеризует преимущественную тенденцию к снижению рентабельности активов.

Корреляционная матрица для переменных, характеризующих финансирование НП «Малый бизнес» и эффективность малых компаний, представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Корреляционная матрица для переменных

Переменная
Предакселерация
Акселерация
Цифровая платформа
Выручка
Прибыль от продаж
Рентабельность продаж
Активы
Рентабельность активов
Предакселерация
1,00
-0,89
0,82
-0,55
-0,60
-0,65
-0,74
0,84
Акселерация
-0,89
1,00
-0,85
0,82
0,84
0,85
0,94
-0,86
Цифровая платформа
0,82
-0,85
1,00
-0,57
-0,68
-0,79
-0,82
0,98
Выручка
-0,55
0,82
-0,57
1,00
0,98
0,90
0,92
-0,55
Прибыль от продаж
-0,60
0,84
-0,68
0,98
1,00
0,97
0,96
-0,64
Рентабельность продаж
-0,65
0,85
-0,79
0,90
0,97
1,00
0,98
-0,77
Активы
-0,74
0,94
-0,82
0,92
0,96
0,98
1,00
-0,81
Рентабельность активов
0,84
-0,86
0,98
-0,55
-0,64
-0,77
-0,81
1,00

Значимо влияние отдельных составляющих НП «Малый бизнес» на финансовые показатели малых предприятий. Оно является высоким и положительным со стороны ФП «Предакселерация» и цифровой платформы в отношении рентабельности активов, ФП «Акселерация» положительно и сильно (по активам связь является очень сильной) влияет на все показатели малого бизнеса, кроме рентабельности активов. Поскольку рентабельность активов преимущественно снижается, а финансирование по ФП «Акселерация» возрастает, такое значение тесноты связи обусловлено трендом. Финансирование цифровой платформы в дальнейших расчетах не используется, поскольку оно было завершено в 2020 году.

Регрессионная модель для рентабельности продаж имеет вид:

где yРП – рентабельность продаж;

x1 – расходы по ФП «Предакселерация» (млрд. руб.);

x2 – расходы по ФП «Акселерация» (млрд. руб.).

Регрессионная статистика для модели представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Регрессионная статистика для модели зависимости рентабельности продаж малых предприятий от финансирования НП «Малый бизнес»

Показатель
Значение
Пояснение
Множественный R
0,9993
Корреляция эмпирических (фактических) и теоретических (по регрессионной модели) значений является очень сильной
R2
0,9985
Теоретически, модель на 99,85% объясняет явление (описывает влияние НП «Малый бизнес» на рентабельность продаж малых компаний)
Нормированный R2
0,4978
Добавление переменных может повысить достоверность модели (эффективность малого бизнеса объясняется не только национальным проектом)
Стандартная ошибка
0,0041
Расхождение теоретических и модельных значений является минимальным
F-критерий
684
При значении Fкрит = 19,00, фактическое значение выше, модель достоверна
t-статистика


x1
8,29
При значении tкрит = 2,92, фактическое значение выше, переменна достоверна
x2
25,93
При значении tкрит = 2,92, фактическое значение выше, переменна достоверна
p-статистика


x1
0,0142
Вероятность ошибки меньше заданной для модели (p = 0,05)
x2
0,0015
Вероятность ошибки меньше заданной для модели (p = 0,05)

Переменные в модели и модель в целом надежны, вероятность ошибки невелика. Объемы финансирования НП «Малый бизнес» действительно влияют на операционную эффективность малых предприятий.

Регрессионная модель для рентабельности активов имеет вид:

где yРА – рентабельность активов.

Независимые переменные остаются неизменными. Регрессионная статистика приведена в таблице 3.

Таблица 3 – Регрессионная статистика для модели зависимости рентабельности активов малых предприятий от финансирования НП «Малый бизнес»

Показатель
Значение
Критическое значение
Множественный R
0,9978
-
R2
0,9955
-
Нормированный R2
0,4933
-
Стандартная ошибка
0,0036
-
F-критерий
224
19,00
t-статистика


x1
5,99
2,92
x2
12,90
2,92
p-статистика


x1
0,0268
0,05
x2
0,0051
0,05

Интерпретация регрессионной статистики не приводится. Модель также достоверна, но только параметры финансирования НП «Малый бизнес» эффективности малых предприятий не объясняют. Финансирование этого национального проекта действительно влияет на инвестиционную эффективность малых предприятий.

Модели позволяют оценить влияние НП «Малый бизнес» на эффективность малых предприятий. Расчет представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Ожидаемое влияние НП «Малый бизнес» на эффективность малых предприятий

Показатель
x1, млрд. руб.
x2, млрд. руб.
yРП, %
x1, млрд. руб.
x2, млрд. руб.
yРА, %
Коэффициент
0,000907
0,001433
-
0,000568
0,000667
-
2023 г.
4,07
72,70
0,1078
4,07
72,70
5,08
2024 г.
4,78
68,82
0,1029
4,78
68,82
4,86

Реализация НП «Малый бизнес» обеспечивает повышение рентабельности продаж малых предприятий с 8,72% в 2022 году до 10,78% в 2023 году с дальнейшим снижением до 10,29%, поскольку сокращается финансирование по направлению «Акселерация». Рентабельность активов увеличивается с 3.98% в 2022 году до 5,08% в 2023 году с перспективой уменьшения до 4,86% под влиянием сокращения расходов по ФП «Акселерация».

Вывод.

Реализация НП «Малый бизнес» положительно влияет на эффективность малых предприятий, что подтверждают регрессионные модели. Первоначальное осуществление вложений в направление «Предакселерация» и последующее увеличение расходов по ФП «Акселерация» с их преимущественной концентрацией в этом направлении было действенным решением. Созданы предпосылки не только для наращивания числа малых предприятий (что соответствует их традиционному «социальному» восприятию как источника рабочих мест), но и для обеспечения малым бизнесом экономической функции, выражающейся в принятии на себя рисков инновационных проектов, обеспечении вклада в совокупное производство, импортозамещение. Положительно следует оценить подход, реализованный в НП «Малый бизнес». При сохранении традиционных направлений прямой и инфраструктурной поддержки, ряд инструментов обеспечил привлечение малым бизнесом капитала на рыночных условиях, а в этом случае его заинтересованность в рациональном использовании полученных ресурсов возрастает. Это подтверждает формирование тенденции к повышению рентабельности активов, тогда как ранее малые предприятия использовали их нерационально. Сокращение расходов по ФП «Акселерация» может привести к снижению эффективности малых предприятий, но ожидается ее поддержание на приемлемом уровне.

Рекомендации: предоставление равных условий рефинансирования для частных банков (фактор заинтересованности малого бизнеса в эффективном использовании капитала), дифференциация льготных ставок по кредитам для малых предприятий (отраслевые предпочтения и зависимость от демонстрируемой бизнесом эффективности), развитие инструментов краудфандинга (возможность ограниченного введения тех же льгот, что и для средних компаний, привлекающих капитал через фондовый рынок). Возможна специализация платформ краудфандинга и предоставление дополнительных финансовых стимулов для развития сопутствующих услуг, необходимых малым организациям при взаимодействии с коллективными инвесторами и эффективном использовании привлеченного капитала.

[1] Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 23.01.2024).

[2] Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 23.01.2024).

[3] Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 23.01.2024).

[4] Росстат [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru (дата обращения 23.01.2024).

[5] Росстат [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru (дата обращения 23.01.2024).


Источники:

1. Саврадым В.М., Шулекина Е.Н. Основные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: организационный и финансовый аспекты // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 7. – c. 18-23.
2. Репникова В.М., Дмитриева А.С. Санкционное давление как фактор развития малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 671-680. – doi: 10.18334/epp.14.3.120597.
3. Волкова И.А., Галынчик Т.А., Данилова С.В. Векторы поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства региона // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 2187-2200. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119799.
4. Варкулевич Т.В., Белоглазова В.А. Семейное предпринимательство как основная форма развития малого и среднего бизнеса в России // Креативная экономика. – 2023. – № 8. – c. 2797-2814. – doi: 10.18334/ce.17.8.118719.
5. Леонтьева А.Г., Игнатова И.В. Влияние демографических изменений на развитие малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Тюменской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1435-1450. – doi: 10.18334/epp.13.5.117622.
6. Волкова И.А., Галынчик Т.А. Экономический потенциал региона: проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 331-342. – doi: 10.18334/epp.13.2.117190.
7. Глезман Л.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1855-1868. – doi: 10.18334/epp.12.7.115120.
8. Нестеренко Ю.Н. Рецензия на монографию «Формирование финансово-экономической устойчивости малого и среднего предпринимательства производственной сферы в рамках кластеров» (Москва, 2023) // Экономика. – 2023. – № 2. – c. 177-179. – doi: 10.18334/evp.4.2.117390.
9. Зоидов К.Х., Беломестнов В.Г., Борталевич С.И., Янкаускас К.С. Методологические подходы к оценке и формированию устойчивости малого и среднего предпринимательства в период трансформации социально-экономических систем // Креативная экономика. – 2023. – № 5. – c. 1551-1568. – doi: 10.18334/ce.17.5.117905.
10. Санников Д.В. Анализ современного состояния мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России в условиях коронакризиса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1693-1708. – doi: 10.18334/epp.12.6.114850.
11. Ахметова Г.З., Иванов В.Н., Маковецкий М.Ю., Маковецкая Е.Н. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России в условиях новых вызовов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – № 10. – c. 163-165.
12. Stefani T.S. Strategic and tactical level recommendations for improving the efficiency of commercialization of small enterprises’ innovation // Modern Economics: Problems and Solutions. – 2022. – № 9. – p. 54-64.
13. Лец О.В. Вопросы реализации мер поддержки занятости населения в малом и среднем предпринимательстве России // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2022. – № 3. – c. 85-110. – doi: 10.34220/2308-8877-2022-10-3-85-110.
14. Капогузов Е.А., Дроздова Н.В. Институциональные изменения в сфере государственных закупок в контексте развития процессов цифровизации // Вестник НГУЭУ. – 2022. – № 2. – c. 64-89. – doi: 10.34020/2073-6495-2022-2-064-089.
15. Галеева Д.Д., Устинова Г.Х. Проблемы реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» // Известия Института систем управления СГЭУ. – 2022. – № 1. – c. 64-67. – doi: 10.46554/PICS-2022.1-pp.64.
16. Юрьева М.И. К проблеме механизмов государственной поддержки инновационной активности малого бизнеса в Российской Федерации // Коррекционно-педагогическое образование. – 2022. – № 3. – c. 51-55.
17. Коробейникова О.М., Глазова М.В., Новохацкий Е.М. Влияние пандемии COVID-19 на предпринимательскую активность в России // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 2. – c. 94-98. – doi: 10.25683/VOLBI.2022.59.247.

Страница обновлена: 29.04.2024 в 11:00:52