Метавселенные в городском управлении: возможности и сферы внедрения

Мухаметов Д.Р.1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать:
Мухаметов Д.Р. Метавселенные в городском управлении: возможности и сферы внедрения // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 10. – С. 4005-4018. – doi: 10.18334/epp.13.10.119291.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899416

Аннотация:
В статье анализируются возможности метавселенных для городского управления. Метавселенные – это виртуальные миры, в которых воспроизводятся активности физического мира через погружение пользователя в иммерсивную реальность. Технологии метавселенных включают виртуальную и дополненную реальность, цифровые двойники и аватары, геоинформационные системы. В городском управлении технологии метавселенных благоприятствуют созданию доступа к социальным услугам, вовлечению граждан, реализации интерактивной коммуникации, совместному дизайну инфраструктуры. Наибольшие перспективы внедрения технологий метавселенных имеют сферы образования и здравоохранения, транспорта и мобильности, что обусловлено ростом городского населения и необходимостью регулирования конфликтов в сверхдифференцированных сообществах. Отдельно выделяются сферы электронной коммерции, ритейла, медиа и банковского дела – в данных сферах метавселенные позволяют создавать тестовые регуляторные проекты. Автор делает вывод о том, что готовность сфер городского управления к внедрению технологий метавселенных варьируется, поэтому текущие проекты будут реализованы в виде отраслевых/пилотных программ. Статья предназначена для исследователей передовых урбанистических концепций, включая «умные города», устойчивые города, 15-минутные города и контекстный дизайн.

Ключевые слова: метавселенные; городское управление; умный город; цифровые двойники; иммерсивная реальность; цифровой аватар; виртуальная реальность; дополненная реальность

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58, O31, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Одной из актуальных задач городского управления является обеспечение равного доступа граждан, бизнеса, некоммерческих организаций к услугам и сервисам. Наиболее перспективным представляется решение этой задачи через использование цифровых инструментов, что во многом связано с ростом проникновения широкополосного и мобильного Интернета, а также созданием технологий связи 4G и 5G. Как следствие, основное внимание фокусируется на технологиях цифровых услуг, электронных государственных закупок, онлайн-аукционов, цифрового участия и вовлечения граждан – данные инструменты позволяют нивелировать географические и социальные барьеры доступа к институтам и органам власти.

Новый этап в развитии цифровых инструментов управления связан с ростом интерактивности и геймификацией процессов подготовки и принятия решений. Основным результатом является создание целостной платформы для виртуального взаимодействия разных агентов управления в режиме реального времени с возможностью получения/оказания услуг, обмена ресурсами и совместного экспериментирования или проектирования систем принятия решений. В идеальном сценарии это ведет к дублированию и/или дополнению физической инфраструктуры виртуальной средой, что повышает информационную связанность и коммуникацию между участниками процесса управления.

Наиболее ярким примером подобных инструментов управления являются метавселенные – пространства виртуальной/дополненной реальности, которые создаются с помощью компьютерной графики и позволяют пользователям реализовывать в этой среде все активности, характерные для физического мира. Первоначально метавселенные были связаны с проектом Meta [1], однако в настоящий момент аналогичные проекты активно развиваются в маркетинге, электронной коммерции и игровой индустрии. Также технологии метавселенных постепенно внедряются в сферы государственного и городского управления, включая образование, здравоохранение, транспортные и страховые услуги. Речь идет в целом о трансфере технологий и новых организационных моделей из коммерческого сектора в сферу публичного управления [1] (Mukhametov, 2022), что актуализирует оценку готовности среды к данным моделям и потенциал изменений, который с ними связан.

Текущие исследования технологий метавселенных в публичной политике можно разделить на две группы. Первая группа рассматривает метавселенные в условиях формирования надзорного капитализма и оценивает последствия внедрения новых технологий для создания/извлечения стоимости в виртуальной экономике [2–4] (McStay, 2023; Bibri, Allam, 2022; Kostick-Quenet, Rahimzadeh, 2023). Авторы выделяют возможности через технологии виртуальной и дополненной реальности использовать новые подходы в маркетинге и воспроизводства разных стилей потребления. Вторая группа исследований фокусируется на отдельных технологиях метавселенных, которые позволяют пользователям коллективно принимать решения и проектировать виртуальное пространство: отмечается, что платформы метавселенных дают возможность электронного голосования и эффекта присутствия пользователей в виртуальной экономике, однако необходимы новые технические стандарты для их использования в публичном управлении [5, 6] (Yang, 2023; Goldberg, Schär, 2023).

Цель статьи – выявить сферы городского управления, в которых внедрение метавселенных имеет наибольший потенциал и востребованность. Для этого в статье последовательно рассматриваются следующие аспекты: (1) сет технологий, составляющих метавселенные; (2) возможности и преимущества метавселенных в городском управлении; (3) различия между сферами городского управления в готовности и текущих результатах внедрения метавселенных. В совокупности анализ данных аспектов позволит выявить возможности метавселенных для совершенствования городского управления, а также отрасли, в которых имеется наибольший потенциал для перехода к подобным инновациям. Новизна исследования заключается в целостном анализе перспектив технологий метавселенных в разных сферах городского управления и определение их вклада в формирование нового видения городов будущего.

Технологии и возможности метавселенных в городском управлении

Метавселенные – это виртуальные миры, в которых воспроизводятся активности физического мира через погружение пользователя в искусственно созданную среду, формируя иммерсивный опыт. Данные виртуальные миры создаются через сет технологий дополненной реальности, иммерсивного опыта, блокчейн-контрактов, цифровых двойников и аватаров – выбор конкретных технологий зависит от задач управления и масштаба физической инфраструктуры, проектирование которой необходимо в виртуальном пространстве. Среди существующих примеров можно отметить музыкальные концерты в комнатах дополненной реальности, электронную торговлю на виртуальных аукционах, образовательные курсы в онлайн-университетах.

Можно выделить несколько ключевых преимуществ использования метавселенных в управлении. Во-первых, метавселенные сокращают дистанцию между системами предоставления услуг и пользователями. Во-вторых, в рамках метавселенных существуют разнообразные опции и каналы вовлечения пользователей в разработку решений. В-третьих, метавселенные позволяют экспериментировать и тестировать новые решения в области дизайна инфраструктуры и технологий, создавая новые вариации. В совокупности данные преимущества позволяют рассматривать метавселенные как инструмент совершенствования коммуникации между стейкхолдерами в системах управления разного масштаба.

В этом контексте представляет интерес использование технологий метавселенных в городском управлении и трансформации городских подсистем. Город является сложной системой, характеризующейся разнообразием сообществ и необходимых для них услуг, сервисов и инфраструктуры – для регулирования возникающих в подобной системе конфликтов необходимы как инструменты вовлечения в процессы принятия решений, так и технологии оперативной реорганизации городского пространства и создания новых городских сервисов.

Технологии метавселенных способны качественно трансформировать городское управление, создавая цифровые среды с опциями динамического моделирования, сотрудничества заинтересованных сторон и визуализацией городских проектов и инфраструктуры. Центральный аспект заключается в возможности переосмыслить городской опыт через выявление новых способов взаимодействия горожан, властей и городских служб с окружающей средой (физической и социальной инфраструктурой, городские сообщества, профессиональные, досуговые и бизнес-пространства и др.).

Можно выделить несколько ключевых технологий метавселенных для городского управления. Данные технологии отражают разные способы виртуализации городского пространства и доступные в их рамках инструменты для моделирования процессов, вовлечения граждан, обеспечения доступа к услугам.

1. Дополненная реальность. В интеллектуальном городском планировании дополненная реальность используется для визуализации инфраструктуры и градостроительных объектов, что имеет критическое значение для улучшения мобильности и безопасности. Дополненная реальность позволяет через приложения и сервисы добавлять цифровые объекты к окружающей физической инфраструктуре, создавая более насыщенную и динамичную информационную среду.

Примером эффективного внедрения данной технологии является проект инновационных районов в Хельсинки, предполагающий вовлечение горожан в тестирование и создание зеленой инфраструктуры через мобильные приложения с функцией дополненной реальности. Благодаря дополненной реальности жители получили возможность спроектировать размещение «зеленых зон» в микрорайоне, план которых в последующем учитывался при разработке ландшафтного дизайна. Это показывает потенциал дополненной реальности как технологии совместного проектирования городских пространств, что имеет особую значимость в контексте вовлечения заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в управление и брендирования территорий.

2. Виртуальная реальность. Градостроители могут использовать виртуальную реальность и другие инструменты визуализации для создания 3D-чертежей и прототипов архитектурных моделей для оценки потенциальных проблем при внедрении данных разработок в существующие инфраструктурные условия и социальную среду. В отличие от дополненной реальности, которая встраивает проекции в существующую среду, виртуальная реальность позволяет формировать целиком программируемое пространство, что имеет преимущества для разработки сценариев создания устойчивых умных городов.

В рамках городских метавселенных виртуальные копии имеют такие города, как Орландо, Лас-Вегас и Бостон [7] (Ma et al., 2020). Виртуальные копии позволяют местным органам власти визуализировать предлагаемые изменения в инфраструктуре, что позволяет оценить экономические эффекты от изменения правил землепользования, открытия новых досуговых и бизнес-пространств, реализации архитектурных проектов. Таким образом, благодаря технологиям виртуальной реальности появляется возможность тестирования решений, анализа сценариев последствий, что имеет преимущества для гибкого городского планирования.

3. Географические информационные системы (ГИС). ГИС играют важную роль в интеллектуальном городском планировании, поскольку организуют сбор, обработку и анализ пространственных данных в сфере землепользования, транспортных сетей, демографии и экологии. Доступ к пространственным данным содействует более качественной визуализации городских процессов и позволяет учитывать особенности конкретных пространств при строительстве инфраструктуры и предоставлении услуг. Один из примеров преимуществ ГИС для эффективного и безопасного развития городской инфраструктуры связан с Нью-Джерси, где пространственные данные позволили обнаружить подземные инженерные сети и учитывать их при работе систем ЖКХ. Более детализированные исследования технологий «умного города» и «городов будущего» демонстрируют, что любые платформы сетевого городского управления базируются на эффективном использовании ГИС, которые создают базовый цифровой образ городских пространств для структур управления, бизнеса, граждан, некоммерческих организаций [8, 9] (An, 2023; Hudson‐Smith, Batty, 2023).

4. Цифровые двойники. Цифровой двойник – это виртуальная копия физического объекта, используемая для моделирования его поведения. Цифровые двойники обновляются в режиме реального времени, поэтому изменения в исходном объекте автоматически отражаются в дашбордах и системах визуализации. Главное отличие от технологий виртуальной и дополненной реальности заключается в том, что цифровые двойники ограничиваются новым интерфейсом с показателями поведения физического объекта, на которые можно опираться для принятия более информированных решений [10] (Mukhametov, 2022).

Цифровые двойники могут быть также адаптированы в масштабах города, городских районов или отдельных процессов городского управления. Это возможно благодаря сбору данных в режиме реального времени с датчиков, беспилотных летательных аппаратов и мобильных устройств, которые доступны для анализа с помощью математических моделей, технологий искусственного интеллекта и распознавания образов. В настоящий момент существует опыт использования цифровых двойников в интеллектуальном городском управлении для прогнозирования транспортных потоков, оптимизации энергопотребления, а также контроля безопасности. В частности, в качестве пилотного проекта цифровые двойники внедрены в экономически неустойчивых районах Амстердама для изучения влияния доступности социальной инфраструктуры на эмоциональное и материальное благополучие местных сообществ [11] (Ham, Kim, 2020). Пример Амстердама в числе многих показывает, что технологии метавселенных позволяют структурам управления повысить «видимость» процессов и объектов городской политики для их включения в сферу регулирования.

5. Цифровые аватары. Цифровые аватары во многом являются результатом внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности, являясь компьютерной версией человека в искусственно созданной среде [12] (Fedoseeva, Egarmin, 2022). В городском управлении цифровые аватары удобны как инструмент репрезентации граждан с возможность их вовлечения в новые системы политического участия (цифровые сходы и электронное голосование), а также виртуального взаимодействия с городскими службами с созданием эффекта присутствия.

Таким образом, существуют разные технологии метавселенных, внедрение которых способствует самоорганизации городских процессов, а также развитию динамических способностей города как сложной системы. Перечисленные технологии позволяют городским властям принимать более информированные решения синтезируя статические данные, данные в режиме реального времени и исторические данные. Кроме того, создание виртуальных реплик инфраструктуры расширяет возможности обсуждения городских проектов с различными заинтересованными сторонами: технологии метавселенных создают интерактивные каналы продвижения проектов, получения обратной связи от жителей и привлечения потенциальных инвесторов.

Наиболее ярким примером внедрения метавселенных в городское управление является Сеул. Metaverse Seoul – проект метавселенной столицы, анонсированный в 2021 году и реализованный в бета-версии в 2022 году. На первый взгляд, Metaverse Seoul – это более продвинутая городская платформа, на которой размещены электронные услуги, инструменты коммуникации городских служб и горожан, открытые городские данные и другие ресурсы. Главное отличие заключается в том, что доступ к данным ресурсам осуществляется не в информационном, а в дополненном пространстве с возможностью виртуально посетить мэрию города и другие административные службы. На данный момент функционал метавселенной Сеула включает создание аватара горожанина и его использование для консультаций и получения электронных услуг.

В будущем в рамках метавселенной Сеула планируется развивать новые направления. Во-первых, создать новые инструменты формирования стоимости в сфере образования, недвижимости, туризма, инфраструктуры, развлечений – в перспективе большинство услуг будут доступны только в виртуальном пространстве, при этом некоторые корейские компании уже открыли свои представительства в метавселенной города. Во-вторых, реализовать новый тип городского планирования и дизайна, при котором городские пространства мультифункциональны и используются для разных целей в зависимости от времени суток и потребностей жителей. Здесь же нужно отметить желание сделать город более доступным для мобильности пожилого населения. Как итог, метавселенная Сеула расширяет городское пространство, трансформируя его в соответствие с интересами/потребностями разных демографических и профессиональных групп.

Обобщая, технологии метавселенных ориентированы на продвинутую аналитику городских процессов и сокращение дистанции между горожанами и городскими услугами, позволяя также предлагать собственные инфраструктурные и архитектурные проекты. В совокупности это ведет к созданию цифровой реальности, в которой возможны совместные эксперименты с дизайном и проектированием городских пространств с целью создать более доступную и инклюзивную среду [13] (Mukhametov, 2022). Кроме того, технологии метавселенных позволяют городским структурам управления перейти к стратегиям организационной амбидекстрии: при использовании традиционных методов управления ориентироваться на поиск новых возможностей и способов менеджмента.

Современные проекты метавселенных в городском управлении ограничиваются пилотными или узкоотраслевыми кейсами, в рамках которых тестируются новые системы принятия решений. Однако актуальность разных технологий метавселенных растет, поэтому необходимо рассмотреть, в каких сферах городского управления имеется наибольший потенциал для их внедрения – исходя из этого, возможно предложить рекомендации и прогнозы по регулированию новых технологий в городском управлении.

Сферы городского управления для внедрения технологий метавселенных

Цифровые технологии создают разные отраслевые рынки, в числе которых образовательные технологии (edtech), биотехнологии (biotech), государственные технологии (govtech) и др. Однако метавселенные, включающие разные вариации перечисленных в предыдущем разделе цифровых инструментов, не имеют ограничений и реализуются в продуктах большого числа отраслевых рынков. Во многом это определяет разнообразие сфер городского управления, в которых возможно внедрение технологий метавселенных, поскольку городская среда отличается многообразием досуговых и бизнес-пространств, объектов инфраструктуры, профессиональных и демографических сообществ, стилей жизни, подходов к использованию технологий. Исходя из этого, для анализа сфер внедрения метавселенных следует учитывать потенциал метавселенных на разных отраслевых рынках, так как они все участвуют в городском управлении.

Анализ сфер городского управления для внедрения метавселенных основан на данных консалтинговой компании McKinsey & Company. Исследование компании прогнозирует рыночную стоимость продуктов метавселенных в разных отраслях с точки зрения потребительского и корпоративного спроса: исходя из прогнозируемой стоимости в 2030 году определяются отрасли с низким, средним и высоким потенциалом. В исследовании прогнозируется рост рыночной стоимости технологических продуктов на основе метавселенных с 0,2-0,3 трлн долл. до 4-5 трлн долл. США, что сопоставимо с объемом экономики Японии. Однако вклад в эту стоимость будет осуществлен в основном отраслями со средним и высоким потенциалом. Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Потенциал использования метавселенных в разных отраслях


Потенциал использования
Низкий
Средний
Высокий
Использование потребителями
· цифровые медиа
· здоровье и фитнес
· виртуальные активы
· программы дополненной/виртуальной реальности
· реклама
· образование
· игровая индустрия
· живые выступления
· электронная коммерция
Использование организациями
· государственные услуги
· строительство
· потребительские услуги
· страхование
· инвестиции
· местное самоуправление
· сырье
· ЖКХ
· образование
· здравоохранение
· транспорт и мобильность
· оптовая торговля
· банковская сфера
· медиа и СМИ
· обрабатывающая промышленность
· ретейл
· телекоммуникации и связь
Источник: McKinsey & Company [14].

Многие сферы городского управления пересекаются с отраслевыми рынками: транспорт, образование, здравоохранение, электронная торговля, строительство и др. По этой причине представляется возможным сделать выводы о перспективах метавселенных в разных сферах городского управления исходя из их потенциала в соответствующих отраслевых рынках.

1. Местное самоуправление и государственные услуги: путь к 15-минутному городу. Госуслуги и местное самоуправление (local government) выделяются как отдельные отраслевые рынки, поскольку частные компании выступают разработчиками информационных систем по запросу органов публичной власти. Несмотря на то, что в исследовании данные сферы отмечены как имеющие низкий потенциал для внедрения технологий метавселенных, есть предпосылки для роста интереса к данным сферам и появлению разных решений на основе метавселенных. В условиях роста разнообразия городских сообществ большую популярность приобрела концепция 15-минутного города, в соответствии с которой для каждого горожанина в пешеходной доступности должны быть место работы, досуга, учебы, покупок [15] (Allam et al., 2022). Технологии метавселенных позволяют реализовать данную концепцию урбанистики за счет различных подходов: (1) вовлечение и возможность горожанам через технологии виртуальной и дополненной реальности проектировать дизайн инфраструктуры и городских пространств, которые впоследствии будут построены, (2) перемещение ряда досуговых, профессиональных и прочих активностей в виртуальное пространство, сокращая давление на инфраструктуру и необходимость преодолевать значительные расстояния. С этой точки зрения актуальность технологий метавселенных в сфере местного самоуправления и государственных услуг может значительно измениться.

2. Здравоохранение и образование: рост онлайн-услуг. Пандемия коронавируса повлияла на рост онлайн-услуг в сфере образования и здравоохранения, которые играют ключевую роль в социальной политике. Ряд онлайн-услуг предполагают использование технологий метавселенных: в образовании среди таковых можно выделить образовательные технологии (educational technologies; edtech) и онлайн-курсы с использованием виртуальной и дополненной реальности, а в здравоохранении – технологии телемедицины с технологиями дополненной реальности и услуги биомониторинга с инструментами цифровых двойников и цифровых аватаров. Технологии метавселенных позволяют качественно трансформировать городское управление в данных направлениях, сокращая неравенство в доступе к услугам, но сохраняя эффект вовлеченности в процесс, что представляет важность прежде всего для образования. Таким образом, в образовании и здравоохранении уже имеется значительный опыт использования технологий метавселенных, при этом следует ожидать роста банка решений с учетом активного развития дистанционного образования и медицины.

3. Транспорт и мобильность: новая цифровая среда города. Так как население городов глобально продолжает увеличиваться, возрастает давление на транспортную систему и инфраструктуру. Для решения сопутствующих проблем наибольшее значение имеют технологии дополненной реальности, цифровых двойников и геоинформационные системы: благодаря им есть возможность (1) получать данные о состоянии транспортной системы в режиме реального времени, (2) прогнозировать изменение мобильности в зависимости от строительства новой транспортной инфраструктуры, (3) создавать эффективные каналы коммуникации между транспортными службами, службами ЖКХ и службами по решению чрезвычайных ситуаций. Как следствие, ожидается рост использования инструментов метавселенных в городском управлении в контексте регулирования мобильности и транспорта, для чего существуют соответствующие запросы со стороны среды и растущий рынок решений.

4. Электронная торговля, медиа и СМИ: масштабирование локальных проектов. При развитии проектов в данных направлениях городское управление зачастую сталкивается с недостаточным сетевым эффектом, что вызвано объективными барьерами масштабирования в виде ограниченной аудитории и конкуренции с проектами более крупных территорий. Технологии метавселенных – виртуальная реальность и цифровые аватары – можно использовать для преодоления данных барьеров. В контексте медиа и СМИ данные инструменты могут стать каналом привлечения экстерриториальной аудитории как потребителей контента городских властей или городских СМИ. В отношении электронной коммерции данные технологии позволяют реализовать эффективные стратегии включения города в региональные/межрегиональные цепочки стоимости – например, в китайских городах в качестве такой стратегии реализуются виртуальные аукционы [16] (Tong, 2022).

5. Банковская сфера и ритейл: предложение городскими властями новых проектов регулирования. Данные направления не входят напрямую в область городского менеджмента, являясь предметом регулирования других уровней управления. Однако, как отмечалось выше, метавселенные являются эффективным инструментом для регуляторного экспериментирования и тестирования новых решений. В этом отношении представляется возможным использовать технологии метавселенных в городском управлении для пилотных проектов в сфере финтеха и цифрового доступа к капиталу, а также шеринг-экономики и совместного потребления. В условиях создания новых систем платежей и перехода к экостандартам востребованы новые системы регулирования, тестирование которых наиболее перспективно на уровне городов – как следствие, у органов публичного управления появляется возможность предложить собственное видение регулирования новых технологий.

Обобщая, технологии метавселенных имеют потенциал на разных отраслевых рынках, многие из которых пересекаются со сферами городского управления. К сферам городского управления, в которых наиболее перспективно внедрение технологий метавселенных, можно отнести транспорт и мобильность, здравоохранение, образование – запрос на технологии метавселенных в данных сферах обусловлен демографическими изменениями, давлением на объекты инфраструктуры и необходимостью реакции на рост разнообразия городских сообществ. Кроме того, в сфере государственных услуг и местного самоуправления технологии метавселенных могут иметь перспективы ввиду роста популярности подхода вовлечения граждан и совместного экспериментирования, а в сферах ритейла, медиа, электронной коммерции, банковского дела городские метавселенные имеют потенциал как проекты тестирования новых регуляторных решений. Однако не все сферы городского управления имеют соответствующий потенциал внедрения технологий метавселенных – перспективы роста потенциала в этих сферах во многом зависят от запросов среды.

Выводы

Метавселенные, создавая виртуальную среду городских пространств, дают возможность сократить дистанцию между структурами управления и горожанами, анализировать разные процессы через большие массивы данных, вовлекать горожан в совместное принятие решений и дизайн инфраструктуры. Эти возможности важны для решения проблем неравенства и недоверия органам власти, характерные для сверхдифференцированных городских сообществ [17] (Yabu et al. 2022).

Образование и здравоохранение, транспорт и мобильность, государственные услуги – сферы городского управления, в которых внедрение метавселенных имеет наибольший потенциал для решения проблем качества услуг и регулирования цифровой среды города. Однако готовность сфер городского управления к внедрению технологий метавселенных варьируется, поэтому текущие и будущие проекты будут реализованы скорее в виде отраслевых или пилотных программ. Создание целостной метавселенной города требует поэтапной работы и планирование подобных мегапроектов предполагает до 10 лет, что показывает кейс Сеула. При этом проекты с использованием технологий метавселенных дают возможность перейти к наиболее передовым урбанистическим концепциям, включая «умные города», устойчивые города, 15-минутные города и контекстный дизайн.

[1] Meta признана экстремистcкой организацией в России.


Источники:

1. Мухаметов Д.Р. Цифровое государство как экспоненциальная организация: новые технологии коммуникации // Мир новой экономики. – 2022. – № 2. – c. 6–18. – doi: 10.26794/2220-6469-2022-16-2-6-18.
2. McStay A. The Metaverse: Surveillant Physics, Virtual Realist Governance, and the Missing Commons // Philosophy & Technology. – 2023. – № 36(1). – p. 13.
3. Bibri S. E., Allam Z. The Metaverse as a virtual form of data-driven smart urbanism: On post-pandemic governance through the prism of the logic of surveillance capitalism // Smart Cities. – 2022. – № 5(2).
4. Kostick-Quenet K., Rahimzadeh V. Ethical hazards of health data governance in the metaverse // Nature machine intelligence. – 2023. – p. 1-3.
5. Yang L. Recommendations for metaverse governance based on technical standards // Humanities and Social Sciences Communications. – 2023. – № 10(1). – p. 1-10.
6. Goldberg M., Schär F. Metaverse governance: An empirical analysis of voting within Decentralized Autonomous Organizations // Journal of Business Research. – 2023. – № 160. – p. 113764.
7. Ma Y., Wright J., Gopal S., Phillips N. Seeing the invisible: From imagined to virtual urban landscapes // Cities. – 2020. – № 98. – p. 102559.
8. An A. Adopting metaverse‐related mixed reality technologies to tackle urban development challenges: An empirical study of an Australian municipal government // IET Smart Cities. – 2023. – № 5(1). – p. 64–72.
9. Hudson‐Smith A., Batty M. Ubiquitous geographic information in the emergent Metaverse // Transactions in GIS. – 2022. – № 26(3). – p. 1147–1157.
10. Mukhametov D. Exploring the Influence of Government Data Performance on Knowledge Capabilities: Towards a Data-Oriented Political Economy // Social Sciences. – 2022. – № 11(9). – p. 384.
11. Ham Y., Kim J. Participatory sensing and digital twin city: Updating virtual city models for enhanced risk-informed decision-making // Journal of Management. – 2020. – № 36(3). – p. 04020005.
12. Федосеева Р.Р., Егармин А.Е. Цифровые аватары и коммуникация в цифровой среде // Научно-технические инновации и веб-технологии. – 2022. – № 1. – c. 84-88.
13. Мухаметов Д.Р. Создание устойчивых умных городов: технологии вовлечения граждан и совместного экспериментирования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 843–858. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114443.
14. A CEO’s guide to the metaverse and new use cases. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/growth-marketing-and-sales/our-insights/a-ceos-guide-to-the-metaverse (дата обращения: 01.08.2023).
15. Allam Z., Bibri S., Chabaud D., Moreno C. The ‘15-Minute City’ concept can shape a net-zero urban future // Humanities and Social Sciences Communications. – 2022. – № 9(1). – p. 1–5.
16. Tong A. Non-fungible token, market development, trading models, and impact in China // Asian Business Review. – 2022. – № 12(1). – p. 7–16.
17. Yabu K., Miura T., Segawa T., Murakami Y., Nakahashi T. Classifying Multigenerational Town Tours and Strolls for a Hyperdiverse Society: Case Studies in an Urban Educational District. / In: International Conference on Human-Computer Interaction. - Springer Nature Switzerland, 2022. – 599–607 p.

Страница обновлена: 09.04.2024 в 10:35:27