Космическая отрасль России: возможности возрождения и развития на основе инструментария проект-менеджмента и проектного финансирования

Макаров И.Н.1,2, Дробот Е.В.3,4, Евсин М.Ю.5, Милованов Е.А.6, Селищев О.В.1,7, Спесивцев В.А.8
1 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
2 Череповецкий государственный университет
3 Первое экономическое издательство, Россия, Москва
4 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
5 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
6 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
7 Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
8 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации - Липецкий филиал, Россия, Липецк

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899421

Аннотация:
Поводом для написания нашей работы стала ситуация, сложившаяся вследствие досрочного незапланированного прекращения отечественной лунной программы «Луна-25» в результате катастрофического столкновения автоматической станции с поверхностью Луны. Это в очередной раз поставило вопрос о состоянии отечественной высокотехнологической промышленности в целом и космической отрасли в частности. В результате написания работы авторы пришли к выводу о крайней необходимости внедрения инструментария проектного управления и проектного финансирования, в том числе с использованием цифрового рубля с целью повышения эффективности функционирования космической отрасли. Данная статья будет интересна специалистам в сфере промышленной политики, студентам и аспирантам экономических направлений, а также широкому кругу читателей, которые интересуются причинами и последствиями введения функционирования трансмиссионного механизма в России.

Ключевые слова: промышленное развитие, высокотехнологичные отрасли, лунная программа, проектное финансирование

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Недавние события, связанные с аварийным прекращением отечественного лунного проекта «Луна-25», ставят вопрос о состоянии авиакосмической промышленности в частности и о перспективах высокотехнологических отраслей и прикладной науки в целом.

Не секрет, что крайне пессимистические настроения относительно перспектив участия России в косметических проектах весьма сильны – для подтверждения приведем следующие высказывания:

- «Мы разучились садиться на Луну. В 70-е годы мы делали это неоднократно, а сейчас мы утратили все то, что обеспечивало наши достижения» (академик Михаил Маров, принимавший участие в нескольких советских межпланетных миссиях, в том числе по доставке лунного грунта на Землю) [13].

- «За 47 лет, которые прошли с момента запуска предыдущей (лунной) станции, многое изменилось. И наука ушла вперед, и техника ушла вперед, мы, к сожалению, за эти годы несколько растеряли свои компетенции» (Александр Железняков) [13].

Вместе с тем, нам кажется, что ситуация не настолько драматична. Косвенным подтверждением этого могут служить представленные в таблице 1 данные об аварийных запусках космических ракет в России (таблица 1).

Таблица 1

Аварийные запуски космических ракет в России

Год
Количество запусков
Количество аварийных запусков
Доля аварийных запусков, %
2016
15
1
6,7
2017
17
1
5,9
2018
20
1
5
2019
25
0
0
2020
17
0
0
2021
24
0
0
2022
22
0
0
Источник: составлено авторами на основе [8, 9].

Также, на наш взгляд, сам факт запуска (или попытки запуска) лунного проекта является сигналом осознания важности развития высокотехнологичных отраслей для самой возможности дальнейшего прогресса отечественной экономики.

Писать о «космосе» (о развитии космической отрасли) с точки зрения экономики не просто, хотя, безусловно, интересно. Экономических исследований, посвященных данной проблематике, не так много.

Тем не менее есть ряд достаточно интересных научных публикаций, в которых поведен анализ отдельных аспектов развития ракетно-космического машиностроения [1], инновационной деятельности в авиационно-космической отрасли [4–6], ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли [7], а также маркетинговых аспектов продвижения космических исследований [10, 11].

Цель данного исследования состояла в том, чтобы оценить возможности возрождения и развития космическая отрасль России на основе инструментария проект-менеджмента и проектного финансирования.

В качестве научной новизны мы позиционируем вывод о крайней необходимости внедрения инструментария проектного управления и проектного финансирования, в том числе с использованием цифрового рубля с целью повышения эффективности функционирования космической отрасли.

Основная часть

Высокотехнологичное, конкурентоспособное промышленное производство является ключевым источником экономического роста и социального развития. Однако деловая и инвестиционная среда для высокотехнологичных компаний в России остается сложной, а также существенно страдающей от международных санкций, ставших особенно жесткими после начала специальной военной операции (СВО).

Преодоление или смягчение недостатков, заключающихся в том, что назовем потерей культуры производства высокосложных высокотехнологичных изделий, что, в свою очередь, включает в себя:

- потерю кадрового потенциала отрасли, прежде всего инженерных и конструкторских кадров, стремительное старение персонала при практическом отсутствии замены молодыми сотрудниками;

- потерю технико-технологического базиса, связанного с моральным и физическим устареванием основного производственного капитала: доля оборудования в промышленности со сроком службы менее 10 лет не превышает 20%, в 80% технологического и испытательного оборудования;

Также имеется ряд иных серьезных проблем в производственной, технической, экономической и кадровой сферах.

Преодоление этих препятствий является необходимым условием для создания условий для устойчивого экономического роста и продвижения отечественной промышленности в условиях внешних ограничений, санкционного давления и стагнационных тенденций. Это требует эффективных мер регулирования, чтобы вывести промышленность на траекторию устойчивого роста.

В настоящее время российская экономика характеризуется динамичной нестабильностью, снижением темпов развития и отсутствием позитивных структурных изменений. В частности, наблюдается тенденция к снижению промышленного производства в ракетно-космической отрасли, которая когда-то была уникальной продукцией в мире. Несмотря на значительные усилия правительства по улучшению деловой среды, стимулированию инвестиций и поддержке малых и средних предприятий, общая экономическая ситуация в России остается неблагоприятной. Однако в области промышленной политики произошли позитивные изменения. В последние годы был реализован ряд масштабных программ по продвижению продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также программы поддержки научных исследований и разработок.

Анализ результатов деятельности Роскосмоса на 2019-2020 годы показывает, что в деятельности компании существует ряд проблем в производственно-технической, экономической и кадровой сферах, которые подрывают ее экономическую устойчивость и потерю конкурентоспособности [8, 9]. По мнению экспертов, ракетно-космические исследования зашли в тупик, мероприятия, запланированные Роскосмосом для реализации национальной программы, не были выполнены в полном объеме, несмотря на выделение из государственного бюджета в 2020 году 241 711 983 тыс. рублей [8, 9].

В качестве основных причин невыполнения мероприятий национального плана в отчете уже традиционно названы организационные, управленческие и технические факторы.

В настоящее время запуск российской «Ангары» обходится вдвое дороже, чем Falcon Heavy (SpaceX разрабатывает новую ракету Starship, которая будет полностью многоразовой и сможет выводить полезную нагрузку по цене около 200 долларов за килограмм) [14].

Несмотря на менее чем звездные результаты российской ракетно-космической отрасли, она обладает мощным совокупным потенциалом для достижения целей космической политики страны. В частности. можно привести такой пример, что все ракеты, построенные в США, Европе и Японии, работают на метане или водороде. Россия – единственная космическая держава, которая не использует водород в качестве топлива для своих ракетных двигателей. По количеству эксплуатируемых космических аппаратов Россия уступает только Соединенным Штатам (табл. 2) [8, 9, 12].

Таблица 2

Количество запущенных космических объектов по странам

Место
Страна
Количество запущенных космических объектов
1
США
5534
2
Россия
3611
3
КНР
731
4
Великобритания
515
5
Япония
300
6
Франция
130
7
Индия
127
8
Германия
114
9
Канада
82
10
Люксембург
53
11
Италия
52
12
Южная Корея
43

Источник: составлено авторами по данным: 12 самых передовых стран в области космических технологий // ГеограФишка, 21.05.2023. URL: https://geografishka.ru/14-faktov-o-evrejskih-obshhinah-egipta/ (дата обращения: 23.08.2023).

В то же время на растущем международном рынке космической продукции и услуг она сталкивается с конкуренцией со стороны не менее 40 стран, которые активно занимаются исследованиями и разработкой инновационных космических технологий и решают вопросы их коммерциализации на последующем рынке на экономически эффективных условиях. Кроме того, в США и европейских странах активизировались крупные государственные программы по созданию и поддержке национальных космических организаций. Эти факторы указывают на необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности российской космической отрасли.

В долгосрочной перспективе конкуренция на космическом рынке будет усиливаться, что негативно скажется на состоянии и конкурентоспособности ракетно-космической отрасли страны, так как увеличится импорт электронных компонентов (при условии, что нам все же будут продавать электронные компоненты для строительства наших ракет) и сократятся инвестиции в развитие промышленности.

Что возможно предпринять в сложившейся ситуации?

Вспомним опыт Советского Союза, развивавшего свою промышленность в условиях предвоенного и военного времени, а также Холодной Войны. Очень многие моменты, связанные с методами и инструментами построения авиационной и ракетно-космической отраслей, применявшимися в эпоху И.В. Сталина, с высокой степенью эффективности могут быть применены и в настоящее время [2]. В частности, необходимо ввести комплекс следующих стратегических и тактических мер, направленных на развитие отечественной промышленности:

Стратегические меры:

- восстановление производства компонентной базы в рамках территории страны;

- восстановление всей инфраструктуры производства и обеспечения его производственными материалами, техникой, технологией и кадрами;

- формирование полного цикла производства высокотехнологического продукта стратегического значения.

- формирование конкурентоспособных условий труда (включая зарплат и возможность получения льготной ипотеки с государственным субсидированием) сотрудников высокотехнологических отраслей.

Тактические меры:

- усиление внутренней конкуренции: не будем забывать, что в СССР со времен И.В. Сталина над каждой задачей трудились несколько конструкторских бюро, а в производство шли наиболее успешные решения (или наиболее удачные решения определялись в ходе реальной эксплуатации опытных партий разрабатываемых объектов);

- использование цифровых технологий в управлении ракетно-космической деятельностью (как и во всех иных высокотехнологичных отраслях) для повышения стратегической конкурентоспособности, краткосрочной и долгосрочной устойчивости;

- привлечение дополнительных инвестиций для модернизации крупных производственных объектов, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства;

- использование инструментария проект-менеджмента и целевого финансирования (при этом возможно использование с использованием цифрового рубля для большей эффективности предотвращения нецелевых платежей (откатов)).

В настоящее время руководители предприятий сталкиваются с проблемой пропуска сроков выполнения государственных заказов. Эти проблемы являются серьезными препятствиями для устойчивого развития предприятий и могут быть преодолены путем изменения способов управления деятельностью и развитием промышленных предприятий, а также путем внедрения современных механизмов и инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие ракетно-космической отрасли.

Мы считаем, что более широкое применение инструментов проектного и стратегического менеджмента в ракетно-космической отрасли позволит повысить эффективность использования всех ресурсов и создать новую технологическую основу для производства сложной, высокотехнологичной продукции. Практика управления показывает, что внедрение методов и инструментов управления проектами позволяет сэкономить до 20% затрат и 30% времени на реализацию проектов и программ [3].

Преимущества внедрения управления проектами в ракетной и аэрокосмической промышленности включают снижение сбоев в реализации проектов и государственных программ, сокращение сроков выполнения стратегически важных проектов, экономию различных ресурсов и быстрый анализ бизнес-процессов проекта с целью их оптимизации.

Устойчивое развитие и инновационная трансформация российской промышленности должны основываться на внедрении новейших технологий, совершенствовании бизнес-среды и использовании современных инструментов проектного и стратегического управления. Применение инструментов проектного управления, ориентированного на результат, совершенствование бизнес-процессов и создание институциональных условий для инвестиций в промышленность и новые технологии должны позволить российским промышленным предприятиям выйти на новый качественный уровень функционирования и развития, повысить их конкурентоспособность и потенциал устойчивого развития.

Заключение

Таким образом, повышение внимания к обеспечению устойчивого развития ракетно-космической отрасли обусловлено обострением проблем, связанных с санкционными ограничениями, включая ограничения на ресурсы, технологии и инвестиции, и нереализацией программ импортозамещения, которые привели к потере конкурентоспособности и устойчивости российской промышленности в целом и высокотехнологичного сектора в частности. На основе вышеприведенного анализа можно сделать вывод, что пока не удается переломить многие негативные тенденции, значимые для развития высокотехнологичного сектора, существенно повысить уровень технологической самодостаточности, значительно улучшить инновационные показатели высокотехнологичной промышленности и создать конкурентную среду, способствующую развитию собственных передовых технологий и инноваций мирового уровня.

Анализ отечественной и зарубежной литературы выявляет основные характеристики и проблемы устойчивого развития предприятий ракетно-космической отрасли, к которым относятся: недостаток инвестиционных ресурсов и собственного инновационного развития, передовых технологий, явления кризиса на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях, неблагоприятная внешняя среда, неадекватная система управления в высокотехнологичном секторе российской промышленности, высокая зависимость промышленных предприятий от импорта и др.

Учитывая все это, мы приходим к выводу, что в контексте современных вызовов устойчивое развитие в ракетно-космической отрасли не только связано с необходимостью сбалансированного развития экономической, социальной и экологической подсистем, но и должно опираться на технологическую основу цифровых процессов как средство ускорения качества устойчивого развития систем и субсистем на уровне всей страны.


Источники:

1. Абрашкин М.С., Барковская В.Е. Формирование новых подходов к государственному управлению развитием наукоемких предприятий ракетно-космического машиностроения // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2477-2490. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116642.
2. Верхотуров Д. Экономические победы Сталина. - М.: Наше Завтра, 2021. – 244 c.
3. Гафиатуллин В.А. Инструменты проектного управления инновационным развитием комплекса предприятий авиастроения // Вестник университета. – 2016. – № 3. – c. 165-170.
4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Машинология как методическая основа создания научной платформы инновационной деятельности в авиационно-космической отрасли // Вопросы инновационной экономики. – 2015. – № 4. – c. 229-252. – doi: 10.18334/vinec.5.4.34863.
5. Ковков Д.В., Бичурин Х.И., Болдырев Д.А., Смолова Э.А. Анализ и оценка результативности НИОКР предприятий ракетно-космической промышленности на основе баз данных научного цитирования // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – c. 105-116. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38868.
6. Макарова Д.Ю. Частная предпринимательская инициатива в российской космической индустрии: институциональные условия развития // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 1. – c. 41-57. – doi: 10.18334/vinec.7.1.37591.
7. Надточий Ю.Б., Горелова Л.И. Проблемы ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 541-558. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40799.
8. Официальный сайт ГК «Роскосмос». [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/media/files/2021/SEP/roskosmos_go-2020_.pdf (дата обращения: 23.07.2023).
9. Роскосмос-2019. Итоги. [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/27907/ (дата обращения: 25.06.2023).
10. Ракицкая К.В., Вечкинзова Е.А., Стеблякова Л.П. Маркетинговые аспекты программы продвижения космических исследований в молодежной среде // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – doi: 10.18334/epp.13.8.118784.
11. Ракицкая К.В., Вечкинзова Е.А., Стеблякова Л.П. Сравнительный анализ использования методов продвижения космических исследований Роскосмоса и NASA: маркетинговый аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – doi: 10.18334/epp.13.8.118722.
12. Черных В.В. Место России в глобальной космической экономике // Экономические отношения. – 2016. – № 4. – c. 79-92. – doi: 10.18334/eo.6.4.37387.
13. Moscowtimes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moscowtimes.world/2023/08/20/dvizhenie-po-bam-ostanovili-na-nedelyu-iz-za-proriva-dambi-a52470 (дата обращения: 23.07.2023).
14. Venditti B. The Cost of Space Flight Before and After Space X. [Электронный ресурс]. URL: https://www.visualcapitalist.com/the-cost-of-space-flight/ (дата обращения: 24.07.2023).

Страница обновлена: 28.11.2024 в 11:44:45